Переходящие праздники

Содержание

  • Схема: Церковные праздники
  • Двунадесятые праздники и Святая Пасха – протоиерей Павел Матвеевский

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

***

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
†Богоявление, или Крещение Господне 19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Вход Господень в Иерусалим (в 6-е воскресенье Великого Поста) (за неделю до Пасхи)
Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

***

Великие недвунадесятые праздники:

14 января
Рождество св. Иоанна Предтечи (за 6 мес. до РХ) 7 июля
12 июля
11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • Двунадесятые Господские Праздники и Пасха епископ Александр Милеант
  • От Рождества до Сретения Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Праздничная минея в современном переводе
  • Двунадесятые праздники и их особые песнопения
  • Тропари двунадесятых праздников
  • Тропари великих недвунадесятых праздников
  • Праздничный ряд икон в русском иконостасе

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — двенадцать праздников, наиболее почитаемых, после праздника Пасхи, в православной церкви.

Раз­де­ля­ют­ся на Гос­подcкие (Воз­дви­же­ние Кре­ста Гос­под­ня, Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во, Бо­го­яв­ле­ние, Вход Гос­по­день в Ие­ру­са­лим, Воз­не­се­ние Гос­под­не, Пя­ти­де­сят­ни­ца, Пре­об­ра­же­ние Гос­под­не) и Бо­го­ро­дич­ные (Ро­ж­де­ст­во Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, Вве­де­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во храм, Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, Сре­те­ние Гос­под­не, Ус­пе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы). Три из них яв­ля­ют­ся пе­ре­хо­дя­щи­ми и за­ви­сят от Пас­хи , ос­таль­ные — не­пе­ре­хо­дя­щие. Гим­но­гра­фи­че­ские по­сле­до­ва­ния не­пе­ре­хо­дя­щих Двунадесятых праздников на­хо­дят­ся в Ми­нее, пе­ре­хо­дя­щих — в Трио­ди (смотри Три­одь По­ст­ная и Цвет­ная).

Цер­ков­ные ав­то­ры V-VIII веков вклю­ча­ли Двунадесятые праздники в чис­ло ве­ли­ких 4-11 празд­ни­ков. Тен­ден­ция к фор­ми­ро­ва­нию ря­да Двунадесятых праздников поя­ви­лась в XI-XII веках, ко­гда в их чис­ло вхо­ди­ли сле­дую­щие празд­ни­ки: Бла­го­ве­ще­ние, Ро­ж­де­ст­во, Бо­го­яв­ле­ние, Пре­об­ра­же­ние, Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря, Вход Гос­по­день в Ие­ру­са­лим, Рас­пя­тие Гос­под­не, Вос­кре­се­ние Хри­сто­во, Воз­не­се­ние Гос­под­не, Со­ше­ст­вие Святого Ду­ха, Ус­пе­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри. Этот ряд за­фик­си­ро­ван в пе­ре­чис­ле­ни­ях цер­ков­ных ав­то­ров, про­из­ве­де­ни­ях искусства: рос­пи­сях, ико­но­ста­сах и других об­раз­цах искусства. Празд­нич­ный ряд мог вклю­чать боль­шее чис­ло празд­ни­ков, но пе­ре­чис­лен­ные Двунадесятые праздники ос­та­ва­лись его яд­ром.

В XVI веке cостав Двунадесятых праздников при­во­дит­ся в со­от­вет­ст­вие с тор­же­ст­вен­но­стью бо­го­слу­же­ния по Ие­ру­са­лим­ско­му ус­та­ву: в Двунадесятые праздники вклю­ча­ют­ся Ро­ж­де­ст­во Бо­го­ро­ди­цы, Вве­де­ние во храм и Воз­дви­же­ние; ис­клю­ча­ют­ся Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря, Пас­ха (как празд­ник празд­ни­ков), Рас­пя­тие. Из­ме­ня­ет­ся со­став русских пев­че­ских книг: в начале XVII века из Сти­хи­ра­ря вы­де­ля­ет­ся кни­га «Празд­ни­ки». По­ня­тие «Двунадесятые праздники» проч­но вхо­дит в оби­ход Русской пра­во­слав­ной церк­ви.

На Двунадесятые праздники со­вер­ша­ет­ся тор­же­ст­вен­ное все­нощ­ное бде­ние из Ве­ли­кой ве­чер­ни и ут­ре­ни с по­ли­еле­ем. На Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во, Бо­го­яв­ле­ние и Бла­го­ве­ще­ние в буд­ние дни Ве­ли­ко­го по­ста бде­ние со­сто­ит из Ве­ли­ко­го по­ве­че­рия, ли­тии и ут­ре­ни. На ли­тур­гии в Гос­под­ские Двунадесятые праздники по­ют­ся празд­нич­ные ан­ти­фо­ны. При со­в­па­де­нии Гос­под­ско­го Двунадесятого праздника с вос­кре­сень­ем вос­крес­ное по­сле­до­ва­ние от­ме­ня­ет­ся, а Бо­го­ро­дич­но­го — со­еди­ня­ет­ся. Двунадесятые праздники (кро­ме Вхо­да Гос­под­ня в Ие­ру­са­лим и не­ко­то­рых других слу­ча­ев) име­ют пред­празд­н­ст­во (от 1 до 5 дней) и по­празд­н­ст­во (от 1 до 8 дней), по­след­ний день ко­то­ро­го на­зы­ва­ет­ся от­да­ни­ем.

Православные посты в 2020 году

Православный календарь постов и трапез на 2020 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

Великий Пост · Петров Пост · Успенский Пост · Рождественский пост
Сплошные седмицы · Пост в среду и пятницу · Однодневные посты

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю

Календарь постов и трапез на 2020 год

Периоды
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
воскресенье
Великий Пост
c 2 марта по 18 апреля
сухоядение
горячая без масла
сухоядение
горячая без масла
сухоядение
горячая с маслом
горячая с маслом
Весенний мясоед
рыба
рыба
Петров пост
с 15 июня по 11 июля
горячая без масла
рыба
сухоядение
рыба
сухоядение
рыба
рыба
Летний мясоед
сухоядение
сухоядение
Успенский пост
с 14 августа по 27 августа
сухоядение
горячая без масла
сухоядение
горячая без масла
сухоядение
горячая с маслом
горячая с маслом
Осенний мясоед
сухоядение
сухоядение
Рождественский пост
с 28 ноября по 6 января
до 19 декабря
горячая без масла
рыба
сухоядение
рыба
сухоядение
рыба
рыба
20 декабря — 1 января
горячая без масла
горячая с маслом
сухоядение
горячая с маслом
сухоядение
рыба
рыба
2-6 января
сухоядение
горячая без масла
сухоядение
горячая без масла
сухоядение
горячая с маслом
горячая с маслом
Зимний мясоед
рыба
рыба

Великий Пост

2 марта – 18 апреля 2020

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (в 2020 году 12 апреля). В Лазареву субботу (в 2020 году 11 апреля) разрешается рыбная икра. В страстную пятницу (в 2020 году 17 апреля) нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

Петров пост

Петров пост еще называют Апостольским постом

15 июня – 11 июля 2020

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Успенский пост

14 августа – 27 августа 2020

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

Рождественский пост

28 ноября – 6 января 2020

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 января по 18 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста с 10 февраля 2020 по 16 февраля,
Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 24 февраля 2020 по 1 марта,
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи с 20 апреля по 26 апреля 2020,
Троицкая – неделя после Троицы с 8 июня по 14 июня 2020.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

Дела поста — дела милостыни

Преп. Серафим Саровский говорил: «Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего».

Мы надеемся, что наш календарь постов оказался Вам полезен.

И любой даже небольшой вклад очень важен и нужен! Пожалуйста, если есть такая возможность, то с помощью кнопки ниже сделайте перевод любой суммы, которую Вы можете пожертвовать. На собранные средства мы сможем оплатить хостинг сайта, оказать поддержку инициативам храма, а также дальше создавать полезные веб-проекты.

В форме для перевода Вы можете указать Ваше имя и имена Ваших близких для молитвы о Вас в нашем православном храме в Гамбурге.

Литература

Великий Пост

  • Как провести Страстную седмицу Великого поста
  • Протоиерей Валентин Амфитеатров. Великий Пост. Духовные поучения
  • Митрополит Сурожский Антоний. Духовное путешествие. Размышление перед Великим Постом
  • Митрополит Иоанн. Как подготовиться и провести Великий Пост. Как жить в современном бездуховном мире
  • Епископ Диоклетийский Каллист. Великий пост и потребительское общество

Петров, или Апостольский пост

  • Как провести Петров пост

Успенский пост

  • Как провести Успенский пост

Рождественский (Филиппов) пост

  • Как провести Рождественский пост, Рождество Христово и святки

Разное

  • Как приучить себя к посту
  • Митрополит Стефана Яворского. Пост – заповедь Божия. Учение Православной Церкви о святых постах
  • Н.Е.Пестов. Что такое пост и как правильно поститься
  • Православная кухня на каждый день года. Рецепты доступных недорогих блюд
  • Рецепты православной кухни
  • Детский пост

Православный пост. Календари на другие года

  • Календарь постов в 2018 году
  • Календарь постов в 2019 году
  • Календарь постов в 2020 году
  • Календарь постов в 2021 году
  • Календарь постов в 2022 году
  • Календарь постов в 2023 году
  • Календарь постов в 2024 году

Календарь православных постов и указание строгости поста даны для информационных целей. О том как поститься, в Вашем конкретном случае мы настоятельно рекомендуем советоваться с священником.

При подготовке календаря использованы данные сайта http://www.wco.ru/biblio/
Скрипт по автоматическому расчету православных постов на год создан
в studio.hamburg-hram.de | Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге

В церковном календаре множество дат: переходящих и мигрирующих. Праздников и постов так много, что их не так-то просто запомнить. «АиФ-Юг» публикует даты православных торжеств и памятки с пояснениями, что именно желательно делать верующим в эти дни.

Не переходящие праздники

  • 7 января – Рождество Христово
  • 7-18 января – Святки
  • 14 января – Обрезание Господне
  • 19 января – Крещение Господне
  • 15 февраля – Сретение Господне

Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. В этот день во время праздничного богослужения в церкви освящают свечи, а после раздают их прихожанам.

Вопрос-ответ Что можно и нельзя делать в православный праздник Сретения Господня?

  • 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

Считается, что в этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о грядущем рождении Иисуса. Благовещение приходится на самый строгий пост — Великий. Девушки и женщины традиционно молятся Пресвятой Богородице об удачном замужестве, семейном согласии, здоровье детей.

  • 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

Считается, что на первом месте в этот день должны быть дела духовные: нужно сходить в церковь, помолиться, задуматься о душе и своем духовном совершенствовании. Все верующие в этот день ходят на службу в храм. После утренней службы священники освящают воду.

  • 19 августа – Преображение Господне

Праздник Преображение Господне приходится на Успенский пост. В этот день верующим разрешается трапеза с рыбой. Перед праздником христиане совершают Всенощное бдение. Вечером в храмах проводится торжественная служба, а утром литургия с крестным ходом. После богослужения верующие освещают яблоки. В этот день желательно накормить нуждающихся.

  • 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

К этому празднику положено готовиться двухнедельным постом. По традиции в этот день пекут пироги и устраивают обед для родных и соседей, однако без шумных гуляний и алкоголя. Желательно сходить в церковь на литургию.

  • 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

В этот день лучше посетить церковь и отстоять службу, а также помочь не только близким, но и незнакомым нуждающимся. Также полезно заняться самообразованием — получением новых знаний и изучением современных технологий.

Вопрос-ответ Что нужно знать о празднике Введения в храм Пресвятой Богородицы?

  • 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

В Рождество Пресвятой Богородицы с особым вниманием относятся к матерям семейства — оказывают им всяческие почести и помогают в делах.

  • 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

В этот день самое главное — помолиться перед иконой Богородицы в храме или хотя бы дома. Считается, что в этот день Пресвятая исполняет любые просьбы.

  • 27 сентября – Воздвижение Креста Господня

В этот день обязательно посещение церкви. Принято поститься и делать заготовки на зиму. По поверью, те, кто в праздник будут поститься, получат прощение своих грехов.

  • 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

Хотя праздник Введения выпадает на Рождественский пост (28 ноября-6 января), в честь него пост отменяется, но только по отношению к рыбе.

Переходящие праздники

  • 24 февраля-1 марта – Масленица

Дата празднования Масленицы – мигрирующая, поскольку зависит от Пасхи. Масленицу часто называют Сырная седмица, Мясопустная неделя, поскольку в этот период не рекомендуется есть мясо. А вот молочные и мучные продукты – можно. Блины с разными начинками, вареники, сыр, масло, яйца, сметана, икра, рыба – все это обязательные атрибуты праздничного стола. Кроме того, у каждого дня Масленицы есть свое название и предназначение.

Вопрос-ответ Зачем сжигают чучело на Масленицу?

  • 12 апреля – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Переходящий двунадесятый праздник отмечают всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе. Среди главных традиций – ночное бдение в храме. С собой нужно принести веточку вербы и освятить ее. Вербное воскресенье — это последний день, когда христианин может немного отдохнуть душой и телом и набраться сил перед главным испытанием — Страстной неделей.

  • 19-25 апреля – Пасха

Праздник Светлого Христова Воскресения — главное событие года для православных христиан. Этот праздничный день предназначен для того, чтобы провести его с семьей и друзьями, разделяя трапезу за празднично накрытым столом с благими мыслями и намерениями.

  • 28 мая – Вознесение Господне

Православные христиане по традиции должны посетить храм, где будет проходить особая литургия. В этот праздничный день разрешается поминать усопших, поэтому в церкви можно поставить свечку и прочитать поминальную молитву.

  • 7 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница

В основе праздника лежит библейское повествование о сошествии Святого Духа на апостолов и раскрытии истины существования Триединого Бога – Святой Троицы. Празднуют Троицу три дня. В православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. Все три дня в церквях читают молебны и поминают умерших предков.

Православные посты

  • 2 марта-18 апреля — Великий пост

Меру поста каждый должен определять для себя сам, посоветовавшись со священником и оценив свое состояние здоровья, нагрузки, возможности и другие обстоятельства. Можно есть свежие, сушеные и соленые овощи и фрукты, хлеб, мед, орехи. Нельзя есть пищу животного происхождения, то есть мясо, молочные продукты, яйца и даже рыбу. Но смысл поста не в отказе от скоромной пищи, а в ограничении себя.

  • 15 июня-11 июля — Петров пост

Петров пост не такой строгий, как Великий. Во все дни, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя. Но даже приступая к такому, не самому строгому посту, нужно посоветоваться со своим духовником, а если есть какие-либо хронические заболевания — с лечащим врачом.

  • 14-27 августа — Успенский пост

В Успенский пост можно есть овощи, фрукты, крупы, грибы, хлеб, орехи, мед. Из трапезы исключаются яйца, мясные и молочные продукты. Рыба в Успенский пост разрешается один раз – в праздник Преображения Господня.

  • 28 ноября 2020 года-6 января 2021 года — Рождественский пост

Во все дни Рождественского поста церковный устав предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов. По понедельникам можно есть горячую пищу без масла; во вторник, четверг, субботу и воскресенье рыбу и постную пищу с растительным маслом; самый строгий пост в среду и пятницу (сухоядение: овощи, фрукты, хлеб).

Православие. Весенние праздники

05 – Козельщанская икона Божией Матери

Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее почитаемых.
Икона была привезена в Россию из Италии одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741 — 1761), а когда та вышла замуж за писаря Запорожского войска, икона попала на Украину. В XIX в. она принадлежала роду Капнистов и находилась в селе Козельщине Полтавской губернии.

О чудотворной силе иконы узнали после того, как чудесным образом исцелилась дочь помещика Капниста Мария. Все местные доктора в голос заявили, что бессильны перед болезнью, мать Марии повезла ее в Москву – показать заграничному профессору. Но перед тем как отправиться в дорогу, попросила дочь помолиться иконе Божией Матери. Обычай гласил: чтобы желание исполнилось, молящийся должен был чистить ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем.
Усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Радостное событие сделалось скоро известным в окрестных селах. Мать поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ Божией Матери. Позже от иконы произошло еще несколько исцелений.

15 – Чудотворная икона Божией Матери Державная

Однажды во сне крестьянке Евдокии Адриановой явился образ Пресвятой Богородицы, призывающий ее найти большую черную икону. Дабы люди могли на нее молиться.

Спустя несколько дней также во сне она Евдокия увидела прекрасную белую церковь. Впоследствии это оказался храм Вознесения Господня. В результате усердных поисков, предпринятых вместе с настоятелем храма, в церковном подвале была найдена большая темная икона Божией Матери — это и был явленный Евдокии образ.

Икона сразу же стала считаться целительной. С нее делали многочисленные списки, ее приглашали для совершения молебнов во все окрестные села, во многие обители, храмы, на заводы и фабрики по всей Москве.

27 июля 1990 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону торжественно перенесли в Коломенское, в Казанскую церковь. С тех пор перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» по воскресным дням совершается чтение акафиста, составленного при участии святителя Тихона.

25 – Страстная седмица

Страстная седмица посвящена последним дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения через страдания и смерть Спасителя. В это время не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Первые три дня Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник – принято вспоминать Иосифа Прекрасного, прообразовавшего страдания Спасителя. В Великий вторник — обличение Господом книжников и фарисеев, о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и о талантах. В Великую среду — жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, и этим приготовившая Христа к погребению. В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров — произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. В четверг – вспоминаются евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

День Великого пятка — осуждение на смерть, Крестные страдания и смерть Спасителя. В Великую субботу — погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших.

26 – Явление иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник»

В V-м веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

По воле императора Маркелла (457-473) над источником был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Родник стал называться «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. Только при султане Махмуде православные получили возможность вновь воздвигнуть там храм. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню. Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

28 – Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий.

У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах. Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом пожаловал в Святой город. Но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь небесный, как Победитель греха и смерти. Еврейский же народ, находившийся под римским игом, ожидал Мессию как политического освободителя.

Один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего — от рабства греху.

Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название это происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме.

29 – Поминальная суббота

По причине того, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается, Церковью назначены родительские субботы.

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель святой Четыредесятницы.

В дни Великого поста Церковь призывает верующих быть в любви и мире не только с живыми, но и с умершими. Совершать в назначенные дни молитвенные поминовения.

Апрель

02 – Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страсте

Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию о крестной смерти Спасителя, снятию Его тела с Креста и погребению Его.

На утрени в Великий Четверг посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелистов, повествующих о страданиях Христа.

Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны — горячую любовь к своему Спасителю.

Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. Она посвящена воспоминанию о снятии с Креста тела Христова и погребения Его.

Это день строгого поста, когда ничего нельзя есть.

04 – Пасха Христова, Светлое Христово Воскресение

Пасха («прехождение», «избавление») или Воскресение Христово — главное событие года для православных христиан. В день Пасхи мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью. Поэтому на Пасху мы провозглашаем: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

Событие Воскресения Христова — величайший христианский праздник. Это праздник праздников и Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

07 – Благовещение Пресвятой Богородицы

В 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения – 25 марта (7 апреля по новому стилю).

Название праздника – Благовещение или Начало искупления – передает главный смысл его: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Богомладенца Христа.

С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», т.е. всякая работа — грех.

13 – Радоница

Радоница или Радуница — отмечается через день после Фоминой недели. Это первое после праздника Пасхи поминовение умерших, установленное Православной Церковью.

В этот день христиане словно бы делятся пасхальной радостью о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.

На Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших. Приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, затем совершается поминальная трапеза. Часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых».

18 – День святых жен-мироносиц

Мироносицы — это женщины, кто по любви к Спасителю принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Они первыми узнали, что Христос воскрес. И первой, кому после своей крестной смерти явился Спаситель, была Мария Магдалина.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах – святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и исповедницы.

Каждая женщина земли является мироносицей по жизни – несёт мир миру, своей семье, домашнему очагу. Она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Поэтому Неделя жен-мироносиц – это праздник каждой православной христианки – православный Женский день.

Май

02 – Блаженная Матрона Московская

Блаженная Матрона Московская – одна из наиболее почитаемых москвичами святых. Ежедневно сотни паломников приходят в московский Покровский монастырь, чтобы поклониться ее святым мощам и попросить помощи в разных бедах и нуждах.

Матрона Дмитриевна Никонова родилась 9 ноября 1881 года в Тульской губернии в многодетной крестьянской семье. Слепая от рождения, она с младенческих лет получила от Бога дарование духовного зрения, проникновения в тайны Промысла Божия. К ней рано стали обращаться за советом — сначала местные жители, а затем и приезжие из других мест.

Разделяя людские скорби, святая так уставала, что к концу дня не могла даже говорить. Каждый ее день — поток печалей людских. Слепая, парализованная и бездомная, она была настоящей подвижницей.

Преследуемая безбожниками, она была вынуждена постоянно менять место жительства, находя приют в домах верующих. Нескончаемым потоком шли к ней люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи.

Свою кончину святая Матрона предвидела заранее.

02 – День поминовения усопших воинов

Православные воины, которые, исполнив свой священный долг перед Отчизной и народом, положили душу свою на поле брани, с особенной любовью чтятся православными людьми и Церковью.

Архиерейский собор Русской Православной Церкви установил служить в День Победы особенное ежегодное поминовение воинов, отдавших свою жизнь за веру, Отечество и народ, а также всех мученически погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Традиционно в этот день совершаются также молебны о здравии ветеранов Великой Отечественной.

История показывает, что отечественные Вооруженные Силы невозможно представить без Православия. На протяжении веков вера отцов укрепляла боевой дух воина, помогала преодолевать трудности и лишения воинской службы, звала на подвиги во имя родной земли.

06 – День великомученика Георгия Победоносца

На Руси почитание великомученика Георгия Победоносца приобрело особое значение. Его образ на коне и поражающего змия запечатлен на гербе Русского государства.

Особое почитание святого на Руси ввел Ярослав Мудрый. В 1036 г. после победы над печенегами, он основал в Киеве монастырь св. Георгия. На освящение храма 26 ноября князь повелел по всей Руси «творите праздник» св. Георгия ежегодно.

Освящение Георгиевского храма – один из первых древнерусских православных праздников. Со времен Димитрия Донского, после Куликовской битвы св. Георгий считается покровителем Москвы.

13 – Вознесение Господне

Название праздника отражает суть события — Вознесение на Небо Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Этот праздник празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й пасхальной недели.

О событии Вознесения подробно рассказывают нам евангелисты Марк и Лука в книге Деяний Святых Апостолов.

Праздник Вознесения — это праздник Неба. Открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Небо — это Царство Божие, царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты.

21 – День Иоанна Богослова (покровителя авторов, редакторов и издателей)

21 мая Православная Церковь отмечает День апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Апостол Иоанн Богослов — возлюбленный ученик Иисуса Христа. Автор «Откровения Иоанна Богослова».

Кроме писателей, редакторов, издателей, книгопечатников своим покровителем его считают книгопродавцы и работники бумажной промышленности.

Считается, что молитва, вознесенная святому апостолу, спасает от отравления, ведь и сам Иоанн, вызванный в Рим императором Домицианом, принял яд, который на него не подействовал.

22 – День святого Николая

В отличие от православного календаря, народный календарь различает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний — 19 декабря, и Никола весенний (летний) — 22 мая. Помимо посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается св. Николай на богослужениях и в другие дни недели.

По свидетельству летописца Нестора, первый храм на Руси — в Киеве, поставленный IX ст. на могиле убитого князя Аскольда, был воздвигнут в честь святителя Николая Чудотворца.

По молитвам Николая Чудотворца происходили чудесные исцеления и даже воскрешения из мертвых, стихали бури на море, а ветер нес корабль туда, куда было нужно святителю. Церковь знает также множество случаев, когда чудесами оборачивались молитвенные обращения к нему верующих и после его кончины.

23 – Троица (День Святой Троицы, Пятидесятница)

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день — пятидесятый день после Воскресения Христова.

Сразу после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия.

Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда в Пятидесятницу дома и синагоги украшались зеленью.

24 – День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (в монашестве Кирилл) — самым младшим.

Святой Мефодий в течение десяти лет был в военном звании и правил одним из подчиненных Византийской империи славянских княжеств. Это дало ему возможность научиться славянскому языку. После принимает монашество. Святой Константин за время учебы в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. Святой Константин принимает сан иерея и становится хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии, а вскоре учителем философии в высшей Константинопольской школе.

В 863 Кирилл вместе с братом Мефодием и своими учениками Гораздом, Климентом, Саввой, Наумом и Ангеляром составляют славянскую азбуку. А также переводят на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение — Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.

Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *