Переславль залесский монастыри

Горицкий монастырь

На пологом холме стоит, отражаясь в водах Плещеева озера, Горицкий Успенский монастырь. Он возник здесь в XIV веке и был назван по своему месторасположению – «горицкий», то есть на горе. Первоначально монастырь просуществовал недолго – его разрушили войска хана Тохтамыша. Но в XVII-XVIII вв. монастырь возрождается. По преданию возрождению обители способствовала княгиня Евдокия – жена Дмитрия Донского, которая чудом спаслась в монастыре от татарского набега. Так или иначе, вскоре обитель стала центром большой епархии, куда входили более 600 церквей и монастырей. Здесь началось активное строительство – выросли величественные храмы и соборы. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров. Главный храм Горицкого монастыря – Успенский собор. Он начал строиться в середине XVIII века. Сегодня он поражает очевидцев своей торжественностью и красотой. Здание окружен крытыми галереями с арочными проемами. Венчает собор мощное пятиглавие. Фасады храма покрашены не в привычный белый цвет, а в нежно-розовый. А крыши, купола и главы – окрашены в зеленый цвет. Весь собор украшен белоснежной лепниной в стиле барокко. Интерьер храма не менее богат – над его росписями работали лучшие мастера своего дела.

Также стоит обратить внимание на колокольню с Богоявленской церковью. Это высокое четырехъярусное строение красного цвета венчает изящная главка на узорчатом барабане. В нижнем ярусе имеется маленькая церковь. Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича.

Сегодня в Горицком монастыре располагается Переславский историко-художественный музей. Коллекция музея насчитывает десятки тысяч экспонатов, огромная библиотека хранит редкие грамоты и книги, прижизненные издания великих русских писателей. Больше половины территории музея занято картинной галереей, где представлены полотна мастеров русской живописи.

Данилов монастырь

Недалеко от Горицкого монастыря расположен другой известный монастырь Переславля – Данилов монастырь, возникший в начале XVI века. Монастырь находится в тихом живописном месте, где кажется даже воздух особенно чист, и дышится легко и привольно. Здесь когда-то было братское кладбише, на котором трудился монах Даниил. Предсказав Василию III рождение сына, монах Даниил стал настоятелем обители, которую царь основал здесь на этом месте. Даниил стал также крестным новорожденного – великого Ивана Грозного. Главное здание монастыря — Троицкий собор – построено в 1532 году. Здесь имеется придел, где покоятся мощи Даниила. Собор украшен монументальной живописью XVII века. Мастера, строившие собор, сделали его одновременно изящным и величественным. Собор увенчан массивной главой, поставленной на широкий и высокий световой барабан. В 1689 году к собору была пристроена шатровая колокольня. Очень интересен ее шатровый купол с резными арками. Также в череде построек выделяется церковь Всех Святых и трапезная палата Похвалы Божией матери.

Все здания монастыря скомпонованы в единый ансамбль, который возвышается над деревянной застройкой бывшей монастырской слободы. Ныне это действующий монастырь.

Федоровский монастырь

Эта святая обитель имеет историческое значение для города. Согласно летописи в 1304 году в день Святого Федора Стратидата не этом месте произошло кровопролитное сражение между войсками московского и тверского князей. В память о победе московский князь устроил здесь монастырь.Древнейшее здание монастыря, Федоровский собор, был построен в 1557 году на средства, пожертвованные царем Иваном Грозным по случаю рождения сына Федора.

Это массивное кирпичное здание, пять глав его поставлены на широкие мощные световые барабаны. В 1886 году, собор был обведен с трех сторон стилизованной галереей. Внутри сохранились росписи. Еще одно строение обители, привлекающее своей самобытной красотой – Трапезная Введенская церковь, украшенная по центру зеленой главкой на стройном барабане.

Никитский монастырь

За чертой города на возвышенном берегу Плещеева озера расположился древнейший в округе Никитский монастырь. Он основан в начале XII века и был назван в честь переславского чудотворца Никиты Столпника. Житие Никиты начиналось весьма не преподобным образом. Он слыл жадиной, развратником и пьяницей. Но прозрев вдруг Никита ушел в монастырь, где к нему пришел дар исцеления. Многих людей в том числе и знатных вылечил Никита. Но погиб от рук разъяренного народа.

Центром архитектурного ансамбля монастыря является пятиглавый Никитский собор, построенный по повелению Ивана Грозного в 1564 г. Тогда же Никитский монастырь был обведен каменной крепостной стеной с боевыми башнями. Во время смуты в начале XVII века Никитский монастырь-крепость смог оказать серьезное сопротивление иноземным захватчикам. В Никитской обители жил Петр I во время своих визитов в Переславль.

Белокаменный Никитский собор потрясает своими грандиозными размерами. Его венчают шесть огромных шлемовидных серебряных глав. К югу от храма расположилась церковь Благовещения с трапезной и колокольней. Белокаменная колокольня заслуживает отдельного внимания как оригинальный образец русского зодчества.

С 1993 г. Никитский монастырь является действующим мужским монастырем.

Никольский монастырь

Обитель, освященная во имя Николая Чудотворца, была основана в середине XIV века. Монастырь много раз разрушался и восстанавливался, владел большими дарами. Обитель славится красотой своих построек. Никольский собор, построенный в XVIII веке – венец творения зодчих того времени. Не похожий на остальные русские храмы, собор имеет форму пирамиды. Центральную вершину венчает золотая главка, а по бокам «спускаются» главки поменьше – по две с каждой стороны. Из старых храмов в монастыре сохранились два. Это надвратная Петропавловская церковь и трапезная Благовещенская церковь.

Надвратная церковь Петра и Павла (середина XVIII в.), выстроенная в стиле барокко, сохранилась в первозданном виде. Стройность и устремленность вверх церкви придает вытянутый кверху купол, увенчанный узким высоким барабаном с небольшой золоченой главкой. Благовещенская церковь (1748) с невысокой трапезной также относится к стилю барокко. Ее кровля, как и купол Петропавловской церкви, вытянута кверху и несет высокий узкий барабан, увенчанный маленькой главкой.

Ещё с дороги, ведущей в монастырь, видно, что территория Никольской обители обнесена каменной оградой небольшой высоты. От этого ещё более усиливается ощущение величия высоких, словно стремящихся в небо, белых монастырских храмов, золотые купола которых видны издалека.

Там, где располагается теперь Свято-Никольский монастырь, более шести с половиной веков назад было «болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещеева». На окрестных холмах, окружавших город, уже возвышались деревянные православные монастыри, а совсем близко к болоту подступала не сохранившаяся до наших дней обитель Борисоглебская на Песках, возникшая в 1252 году на месте погребения убитых татарами тверской княгини и воеводы Жидислова. Около 1350 года по соседству с ней возник ещё один монастырь — во имя святителя Николая. Первоначально он так и назывался — «Николаевский, что на болоте». Может быть, на сырой, болотистой местности обитель получила это славное имя потому, что образ Николая Угодника был связан с водной стихией, с путешественниками. А может быть, дело в особом покровительстве святителя Николая «всякому торговому люду». Ведь основатель этой обители был купеческим сыном… Но сам основатель обители Димитрий купцом не стал. Родом из Переславского края, из состоятельной купеческой семьи, он решил ступить на «тесный и скорбный путь» иноческого жительства. Отказавшись от наследства в пользу брата, Димитрий принял пострижение в Переяславском Горицком монастыре. Дошедшее до нас предание говорит, что переславский инок был учеником и другом преподобного Сергия Радонежского. Основав в Переславле свой монастырь со строгим общежительным уставом и став там игуменом, Димитрий изнурял себя «подвигами поста, молитвы и труда, то лице его сияло особенно одухотворенностью, удивлявшей людей…». Будучи мудрым, обладал он и даром прозорливости. Прославленный своею монашескою жизнью, Димитрий удостоился чести быть крестным отцом детей великого московского князя Дмитрия Донского.

В 1371 году подвижник вместе со своим учеником Пахомием ушли из Переславля в дремучие северные леса, что неподалёку от Вологды. Там, в излучине реки, они основали первый на русском Севере «общежительный» монастырь. Преподобный прожил в Спасо-Прилуцкой обители более 20 лет. В 1392 году игумен Димитрий «отошёл в мир иной». Благодаря чудесам, совершавшимся у его гроба, преподобного Димитрия Прилуцкого начали почитать местно, а с ХV века уроженец Переславля инок-подвижник стал одним из наиболее известных и почитаемых русских святых. Основанному же преподобным Димитрием Прилуцким Никольскому монастырю в Переславле была уготована в какой-то мере необычная судьба; в недалёком будущем древнюю переславскую обитель ожидало ещё одно серьёзноё испытание. В годы лихолетья Никольский монастырь почти превратился в руины: исчезли монастырские стены, оказался взорванным главный храм, церкви были полуразрушены, не осталось и следа от колокольни.

Если обратиться к истории монастыря, то стоит упомянуть о том, что в 1382 году, когда было нашествие татарских полчищ, руководимых ханом Тохтамышем, на земли Переславля, монастырь был разорён вместе с городом. В 1408 году монастырь сожгли отряды эмира Эдигея. История не донесла до нас обстоятельства и имена людей, связанных с восстановлением обители после татарских нашествий. Видимо, монастырские летописи сгорели в Смуту. Восстановили Никольский монастырь в ХV веке, и до Смутного времени обитель переживала расцвет, в 1505 году великим князем Иваном Васильевичем III монастырю были пожалованы государственные земли. В 1609 году обитель полностью была разорена польско-литовскими захватчиками, и лишь в 1613 году здесь возобновилась монастырская жизнь; в том же году сюда пришёл старец Дионисий — благочестивый мирянин родом из армянской купеческой семьи, впоследствии ставший схимонахом и затворником. Согласно преданию, во сне ему явился образ Николая Чудотворца и повелел ему возобновить монастырь его имени. С ним началась новая эпоха возрождения обители. Его преемником стал ближайший сподвижник игумен Варлаам, который, по преданию, стал духовником прп. Корнилия Молчальника.

Приблизительно в конце ХVII века в Николаевской обители появился Корсунский Крест, который по легенде, в город Переславль принесли раскольники из Суздаля. Сохранённый в советские годы в Переславском музее-заповеднике он является одной из святынь главного монастырского храма — Никольского собора. С помощью московских благотворителей весь ансамбль монастыря уже к последней трети ХVIII века был отстроен в камне. В истории Никольской обители конца ХVII — первой половины ХVIII столетия остались имена игуменов Варлаама и Питирима, а также их преемников, много заботившихся о благоустройстве древней святыни.

10 июля 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращён в общежительный женский по предложению переславского гражданина А. Варенцова, из-за того, что братия к концу ХIХ века сократилась до нескольких человек, и монастырь совсем запустел. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. В начале ХХ века число насельниц было уже около ста человек.

В 1923 году власти закрыли монастырь, но ещё какое-то время на территории бывшей обители «проживали люди». Так, в 1927 году на территории обители проживало более ста человек, но лишь четверо из них входило в «общество верующих». Местопребывание других членов общины было в основном неопределённым. Трое человек проживало в Благовещенской церкви, и «…1 — монашка, в б. покойницкой монастыря». Для богослужения им временно оставили Евангелие в окладе 1877 года, шесть икон, подсвечники, серебряный ковш и шёлковые подризники. Никольский собор, лишившись своего церковного убранства, уже пустовал, глядя на всё происходящее пустыми, без стёкол, окнами. Монастырский сад был «по плану ликвидирован… ввиду низости грунта и частого насаждения», плодовые деревья, в основном яблони, перенесены в Горицкий монастырь, а кладбище закрыто. Долгое время в бывшей обители находидась животноводческая база, школа-интернат, а в монастырских корпусах проживали простые переяславцы, переселённые сюда «по программе улучшения жилищных условий».

Монастырь во имя Святителя Николая был возвращён Русской Православной Церкви в 1993 году. Многое с тех пор изменилось. Прошли реставрацию старые здания, выросли новые стены, на месте утраченных вновь появились храмы. В 1997 году обитель получила в качестве подворья Златоустовский храм в селе Годеново, где находится явленный Животворящий крест Господень. Значительно увеличилось и количество сестёр обители, приехавших сюда со всей России. Они ведут своё хозяйство, принимают участие в строительных работах, трудятся в иконописной и швейной мастерских, принимают паломнические группы… Пришло время несколько слов сказать о достопримечательностях монастыря.

При въезде в обитель справа располагаются Святые ворота, увенчанные отреставрированной в конце 1990-х годов надвратной церковью Петра и Павла в стиле барокко. Этот храм был устроен в 1748 году «иждивением московских купцов братьев Холщевниковых», захороненнных здесь же, под вратами. Напротив, в противоположной части обители, ещё одна старинная тёплая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Выстроена она была так же в 1748 году на месте, где за три года до её постройки сгорела церковь во имя Казанской Божьей Матери. После пожара новый храм, уже каменный, помогли возвести московские граждане Щелягины. Мозаичный пол старой части храма, согласно надписи, выполнен в конце ХIХ века на средства служащих Переславской мануфактуры Филиппа Угрюмова. На внутренних стенах и сводах церкви — помогающие создать особый настрой прекрасно сохранившиеся росписи. Не так давно они были обнаружены под слоем извести. Их расчистили и укрепили художники-реставраторы из Санкт-Петербурга. Согласно канонам Русской Православной Церкви, здесь взамен утраченного теперь устроен новый вызолоченный иконостас. В резном ковчеге покоятся частицы мощей святых Киево-Печёрской лавры, полученные от наместника Китаевой пустыни архиманрита Прохора. Несмотря на то, что большая часть церковного убранства появилась здесь недавно, в храме витает дух старины, чувствуется какая-то особенная благодать.

Особое место в Свято-Никольском женском монастыре занимает главный храм — величественный Никольский собор с сияющими золотом куполами. Он украшает монастырский ансамбль и благодаря своим размерам является одной из архитектурных доминант города. Сегодня это самый высокий и вместительный храм в Переславле: его высота — 40 м, расчитан он на тысячу молящихся. Удивительный собор возник здесь совсем недавно. Это произошло благодаря горячему усердию сестёр этой обители во главе с настоятельницей — игуменьей Евстолией. Возведён по мотивам Киево-Печёрской лавры и древнейших соборов Московского Кремля (архитектор В.Н. Ижиков), храм не повторяет архитектуру прежнего, стоявшего здесь и утраченного в 1930-е гг. одноимённого собора ХVIII века. Приделы вновь отстроенного собора имеют имена как прежних, так и новых небесных покровителей. Центральный престол — во имя Николая Чудотворца. Два боковых придела, как и прежде, названы в честь основателя обители — Димитрия Прилуцкого и преподобного Герасима Иорданского — святого покровителя Герасима Обухова, который когда-то на этом месте построил храм и был в нём захоронен. Один из новых престолов собора носит имя священномученика Евгения, одного из последних священников Никольской обители, расстрелянного за веру в 1937 году. Другой престол получил имя великомученика Виктора — святого покровителя нынешнего строителя этого храма Виктора Ивановича Тырышкина, ктитора Свято-Никольского монастыря. Попечением этого благотворителя, президента подмосковной строительной «Компании ВИТ», кроме строительства Никольского храма были проведены огромные работы в Свято-Никольском женском монастыре, такие как реставрация Благовещенской церкви, в том числе роспись иконостаса, строительство звонницы и установка колокола весом 18,5 тонн, реставрация старого келейного корпуса и постройка нового келейного игуменского корпуса, возведение монастырской стены.

Впервые свои двери новый храм открыл для прихожан в сентябре 2003 года. В те же годы над центральным порталом собора появилась и чудесная мозаичная икона святителя Николая, выполненная из смальты известным мастером Е.Н. Ключаревым. Восхищает и внутреннее убранство Никольского собора: полы из белого полированного мрамора и гранита разных пород, золочёный иконостас с иконами, искусно выполненный мастерами Троице-Сергиевой лавры, мраморный и резной иконостасы в приделах. Верующие стремятся приложиться здесь к мощам двух переславских святых — князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Чаяния многих людей обращены и к имеющимся в соборе старинным иконам, особое место среди которых занимает образ Святителя Николая с клеймами и частицей мощей чудотворца. За собором — несколько ухоженных могил с простыми, но одновременно изящными крестами над ними, рядом несколько надгробий. Это маленькое кладбище располагается на месте прежнего, «ликвидированного» в 1929 году. Издавна здесь хоронили не только священнослужителей, но и благочестивых мирян, имевших какое-либо отношение к монастырю. Летом многочисленных паломников и прихожан, идущих по аккуратным монастырским дорожкам, окружают благоухающие цветами клумбы, с любовью созданные сёстрами.

Из книги: Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017

Дата публикации или обновления 15.12.2017 В начало рассказа о поездке в Переславль.

Второй день в Переславле-Залесском.

Быстрый переход: Святой источник Никиты Чудотворца.
Варварин ключ. Александрова гора (Ярилина плешь).
Поехали к Сорокосвятской церкви (церкви Сорока мучеников Севастийских), которая находится в том месте,

где река Трубеж впадает в Плещеево озеро.
Блуждая в поисках церкви Сорока мучеников Севастийских Переславля-Залесского, наткнулись еще на одну церковь, которая построена на пожертвования частного лица — переславского предпринимателя А.Г. Громыко, а также на пожертвования местных жителей.
Новая церковь построена по проекту архитектора В.Н. Ижикова, как и новый Никольский собор Свято-Никольского монастыря в Переславле.
Ранее на этом месте был винный магазин.

Знаменская церковь (1998 — начало 2000 гг.).
Здесь мы оставили пожертвование чуть больше, чем в других местах, так как храм благоустраивается и остро нуждается в средствах.

Когда наконец добрались до Сорокосвятской церкви, то оказалось, что она была закрыта. Мы кинули в ящичек пожертвование и поехали дальше.
Приехали на площадь, снова осмотрели церкви Переславля-Залесского:

Переяславский Владимирский собор,

Переяславскую церковь Петра Митрополита

и Переяславскую церковь Александра Невского – теперь уже в лучах утреннего солнца.

Зашли в Переяславский Спасо-Преображенский собор.
В 1354 году в Спасо-Преображенском соборе был рукоположен во иерея и возведен в сан игумена преподобный Сергий Радонежский.

Перед собором находится памятник Александру Невскому.
Только вышли из собора, как подъехал экскурсионный автобус, и из него вывалила толпа туристов. Туристы сначала стояли толпой, слушая экскурсовода, а затем разбрелись по площади. Сразу стало многолюдно и шумно.
Посетили музей Утюга.
Затем поехали в Никитский мужской монастырь.
Никитскую обитель основал князь-страстотерпец Борис.
Монастырь древнейший из ныне существующих и, вероятно, первый монастырь Переславля.
Надвратная колокольня Никитского монастыря.
Зашли в Благовещенский храм, где находятся мощи преподобного Никиты и его вериги.
Благовещенский храм и трапезная палата (XVI-XVII вв.).
Осмотрели собор во имя великомученика Никиты (1564 г.) с необычным большим центральным куполом.
Никитский собор.
Никитский собор.
На фоне облачного неба очень красиво смотрелась белая шатровая колокольня (XVI-XVII вв.).
Крыльцо, колокольня, вдали — часовня «Столп» (начало XVIII в.).
Пообедали вкусными пирожками с чаем.
Далее поехали к святому источнику Никиты чудотворца, который находится где-то в километре от монастыря.
Оказалось, что там, помимо самого источника и часовни, есть две купальни – мужская и женская. Искупались и набрали воды.
На переднем плане — часовня, за ней — женская купальня. Справа — открытая мужская купальня, огороженная деревянным заборчиком.
Затем направились на другой чудотворный источник – Варварин ключ. Долго ехали через лес по грунтовой дороге, но в конце-концов добрались до места, которое оказалось тихим и очень живописным.
Там тоже зашли в часовенку и искупались в купальне.
Купальня здесь одна — общая.
Святой источник, за ним — часовня.
Дальше дорога вела в село Купань к церкви Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, но она была закрыта, и мы не поехали, ограничившись взглядом издалека.
Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова вблизи.
В каменном двухэтажном храме два придела: в верхнем этаже в честь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в нижнем — Святой великомученицы Варвары.
Особенно чтима прихожанами была икона Святой великомученицы Варвары, явившаяся, по преданию, у колодца, где ныне устроены часовня и купальня.
По дороге обратно остановились возле Александровой горы и взобрались на неё – на самую Ярилину плешь.
Александрова гора.
Здесь в свое время было капище, где приносились языческие жертвы. Позднее здесь был построен Александровский монастырь, который не сохранился.
Александрова гора.
Вид с горы на Плещеево озеро.
Макушка горы, обозначенная памятным крестом.
Древние переяславцы посвятили холм Яриле — богу солнца и весны, и назвали Яриловой плешью.
Вдали видна церковь и Никитский монастырь.
Церковь вблизи.
Никитский монастырь.
Очень похоже на плешь.
Спустились с горы и поехали в Переславль.
Подъезжая к Никитскому мужскому монастырю, остановились, чтобы сделать пару снимков. Пока фотографировали, сзади пристроились еще две машины, из которых тоже вывалили люди с фототехникой.
Снова приехали на стоянку у ботика Петра, пообедали в кафе «Ботик» и еще раз искупались в озере.
Заехали на местный городской рынок, но ничего ценного или интересного для себя не нашли.
По дороге в Москву остановились возле часовни «Крест» («Феодоровская») 1889 года.
Заложена была часовня царем Иоанном Грозным в благодарность Богу за рождение в этом месте сына Феодора в 1557 г.
В начало рассказа
Рассказ о поездке в Переславль-Залесский в августе 2010 года. В начало

Христианские обители возле знаменитого Плещеева озера считаются одними из самых древних русских монастырей. Одна из них появилась в начале XI века, а другая была выстроена на старом языческом капище. Во многом благодаря монашеским общинам и крепким монастырским стенам, удавалось отражать наступление на город войск хана Тохтамыша и его последователей, а также противостоять польско-литовских соединениям во время Смутного времени. В наши дни в Переславле-Залесском можно посетить пять монастырей, четыре из которых – действующие.

Собор Успения Пресвятой Богородицы и церковь Всех Святых Горицкого монастыря

Приземистые оборонительные стены и башни делают этот монастырь похожим на массивную крепость. К тому же, стоит старинная обитель на возвышенности и видна отовсюду. Именно из-за этого Горицкий монастырь часто именуют кремлем.

Точная дата основания монастыря остается неизвестной. Произошло это потому, что большинство документов было сгорело во время пожара еще несколько веков назад. Однако, сохранились письменные свидетельства, что христианскую обитель поставили на месте языческого святилища, и произошло это не позже XIV века.

Мощные монастырские укрепления были возведены не для красоты. Переславская обитель не раз становилась участницей кровопролитных военных действий. Именно здесь укрывалась жена Дмитрия Донского – княжна Евдокия, когда беспощадные полчища хана Тохтамыша совершали опустошительный набег на русские земли.

До наших дней в монастырском комплексе сохранились здания, построенные в XVI-XVII веках. Это – Святые ворота с возвышающимся над ними храмом святителя Николая, нарядные Проездные ворота в восточной части стены, и, конечно, величественный Успенский собор, устремившийся пятиглавием прямо к небу.

В наши дни обитель не действующая, и ее помещения используются для самых разных музейных коллекций. Принадлежащий городу музей-заповедник по праву можно считать одним из самых крупных и богатейших музейных собраний страны. В его коллекциях насчитывается свыше 80 тысяч уникальных экспонатов. Иконы, старинная скульптура из дерева, живописные полотна, искусная золотая вышивка, изящные кованные изделия и редкие фотоснимки – чего только нет в музейных залах.

Музей существует в монастыре уже много десятков лет. Однако, принято решение о восстановлении на монастырской территории действующей православной обители. Поэтому в наши дни здесь проводят работы по постепенному переносу музейных коллекций и освобождению старинных храмов и зданий для монашеской общины.

Обитель находится слева от автотрассы при въезде в город со стороны столицы, в Музейном переулке, 4.

Собор Феодора Стратилата Свято-Троицкого Данилова монастыря

История обители, посвященной Федору Стратилату, насчитывает более семи веков. Она была основана в начале XIV века, как мужской монастырь. А с XVII века – это действующий женский монастырь, где в наши дни проживает 20 насельниц.

Федоровской обители была уготована особая судьба. Ей всегда покровительствовали русские государи: вначале Рюриковичи, а затем – Романовы. Царь Петр I привез сюда европейские ткацкие станки, и монашки прославились, как искусные мастерицы в изготовлении церковных облачений. А еще в этой обители работали самые лучшие в городе золотошвеи.

В наши дни центральное место в монастырском комплексе занимает величественный Федоровский собор, построенный в середине XVI века. Рядом с ним стоит церковь Введения Богородицы во Храм (начало XVIII века). А на юге монастырской территории расположен храм Казанской иконы Божией Матери (XVIII век).

Монастырь стоит на Московской улице, 85, и виден справа от автотрассы, при въезде в город со стороны Москвы.

Свято-Троицкий Данилов монастырь

Свято-Троицкий Данилов монастырь с высоты птичьего полёта

Более 500 лет назад в древнем русском городе появился странствующий инок Даниил. Он жил в Никитской и в Горицкой обителях, и постепенно прошел путь от простого монаха до архимандрита. Особая забота Даниила состояла в том, чтобы хоронить по христианским обычаям умерших странников, бездомных и нищих. Благодаря его стараниям, в самом начале XVI века в Переславле появился новый монастырь.

Спустя сто лет, когда Россия переживала разорительные Смутные времена, обитель сильно пострадала. Наступавшие на город польско-литовские войска сожгли большую часть монастырских построек, а крестьян, работавших на эту обитель, убили. Однако, до конца XVII века монастырь не только восстановился, но и был заново отстроен в камне.

Некоторые из тех первых каменных построек сохранились до наших дней. Это возведенный ростовскими мастерами величественный Троицкий собор. Внутри него можно увидеть настенную живопись, выполненную костромскими и ярославскими изографами в 1660-е годы. С восточной стороны от собора стоит Всехсвяткая церковь, появившаяся в монастыре 1680-е годы. А на юго-востоке обители возвышается удивительный по красоте храм Похвалы Божией Матери, возведенный в самом конце XVII века.

В наши дни в монастыре живет 20 насельников. Обитель расположена в центре города, в бывшей Луговой слободе, на Луговой улице, 17.

Общий вид Никитского монастыря

Наиболее древнюю обитель возле легендарного Плещеева озера основали в самом начале XI века. Этот монастырь был в числе самых первых христианских сооружений, возведенных по указу князя Бориса Ростовского. В те времена назначение обители состояло в одном – максимально обращать в христианскую веру живших на берегу озера язычников.

Монастырь получил посвящение в честь одного из самых почитаемых верующими святых — великомученика Никиты. Часто в истории одни события перекликаются с другими. Любопытно, что в XII веке при обители жил необычный целитель и юродивый – Никита Столпник.

Старинные летописи донесли до нашего времени героические страницы монастырской истории. В начале XVII века более двух недель монахи вместе с настоятелем отражали осаду польско-литовских отрядов Яна Сапеги. Однако, опытным солдатам все же удалось одержать верх над монахами. Монастырь взяли штурмом, а его защитников казнили.

Сегодня в древнем монастыре можно увидеть красивый, монументальный Никитский собор, построенный еще во времена царя Иоанна IV Грозного. Над всей территорией возвышается стройная шатровая колокольня. В обители также сохранился храм, в котором останавливался во время первых визитов на Плещеево озеро молодой царь Петр I. Это церковь Благовещения.

Весь комплекс монастырских зданий окружают белокаменные стены. Достаточно приглядеть к их башням и бойницам, чтобы понять, каким мощным было созданное вокруг обители укрепление. В возведении этих стен принимал участие царь Иоанн IV Грозный. По его распоряжению камни скрепляли специальным раствором, а основание стен выкладывали массивными валунами.

В наши дни внутри монастыря живет 15 насельников. Много паломников приходят к знаменитому целебному источнику святого Никиты, который находится примерно в 1 км от монастырских стен.

Монастырь стоит в северной части города, в бывшей Никитской слободе.

Вид на церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице, собор Николая Чудотворца и церковь Петра и Павла вдоль восточной стены монастыря

Святитель Николай – один из самых почитаемых православных святых. Поэтому неудивительно, что в начале XIV века в городе построили посвященный ему монастырь. Основателем обители считается Дмитрий Прилуцкий.

В первые века существования новую обитель ожидали большие испытания. Ни один раз она была полностью разграблена и сожжена ханскими набегами и военными отрядами Лжедмитрия. А в 60-е годы XVII века монастырская территория полностью опустела после эпидемии чумы, от которой умерли 9/10 всех жителей города.

В конце XIX века мужскую обитель решением церковных властей преобразовали в женский монастырь. Монахини быстро взялись за дело, сумели отремонтировать старые постройки и возвели несколько новых зданий. Однако, обитель сильно пострадала во время активной борьбы советской власти с религией. Сначала монастырь закрыли. Потом взорвали главный храм и колокольню, а территорию стали использовать под животноводческую базу.

В наши дни старинный монастырь активно возрождается и открыт как для паломников, так и для туристов. Обитель расположена в центральной части города, неподалеку от устья Трубежа, на улице Гагарина, 43.

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Казань

Суздаль

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *