Пересвет картина

В курсе, уважаемый поклонник американских вестернов и лично актера Клинта Иствуда, в курсе, да, такие люди есть. И их много. Можно сказать, тьма-тьмущая, «имя им легион». Но и среди святых есть воины. Вспомним Пересвета, 21 сентября 1380 г. вступившего в прямой бой с Челубеем на Куликовом поле. Вспомним, что его, как и другого монаха — Ослябю, наш великий святой Сергий Радонежский благословил идти в войско Дмитрия Донского. Причем, согласно преданию, и Пересвет, и Ослябя были не просто чернецами, то есть монахами, но и схимонахами — иноками, избравшими предельное отчуждение от мира и от мирских дел ради служения Богу. И вот этих схимников преподобный Сергий Радонежский благословляет на битву — тут не измена словам Христа «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Не отречение от принципа кротости — добродетели монашествующих. Тут ситуация, определяемая словами Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Зло в лице многотысячной золотоордынской армии Мамая было сильно, оно угрожало жизням не одного — тысяч, его нужно было остановить.

Этот поединок многое значил. Челубей был не просто могучим здоровяком, сильнейшим из тех, кого мог выдвинуть на передовую Мамай. Челубей был обученным воином. И здесь я имею в виду не только боевую подготовленность. Вот что рассказывает наш современник епископ Митрофан (Баданин). В Троице-Сергиевой лавре есть монах, во времена своей юности увлекавшийся восточными духовными традициями и боевыми искусствами. С началом перестройки он с друзьями решил поехать прямо в Тибет — поступить в какой-нибудь буддистский монастырь. А с 1984 года монастыри Тибета уже были открыты, правда, с ограничениями, но по специальным квотам в них уже можно было попасть, и туда устремилась лавина иностранцев. Как говорят очевидцы, к такому нашествию адептов восточных практик и просто любопытствующих в самих монастырях относились крайне неприязненно. Монастырь — это строгая жизнь со своим укладом, туристы и непосвященные тут только помеха. Поэтому нашего будущего монаха и его друзей ждало разочарование, еще бы! Они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам, молитвам, проделали такой долгий путь, приложили столько усилий, а к ним да и ко всем приезжим такое, мягко говоря, отнюдь не возвышенное отношение. Недружелюбие продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Вот тут все изменилось — в миг, чудесным образом. Услышав, что приезжие русские, монахи начали переговариваться между собой, оживились, и в разговоре зазвучало слово «Пересвет».

Оказалось, имя русского монаха, жившего шесть столетий назад, записано в особой святой книге, где тибетцы фиксируют важнейшие духовные события. Победа Пересвета над Челубеем была занесена туда как раз как такое выдающееся явление, выпадающее из привычного хода вещей.

Пересвет вступил в бой не просто с воином, но с силами демоническими

И тут, через шестьсот лет, «случайно» выяснилось, что противником нашего схимонаха Пересвета во время Куликовской битвы был не просто опытный воин и богатырь. Челубей был тибетским монахом, прошедшим подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоившим древнейшую практику боевой магии — Бон-по. Причем Челубей достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного».

«Словосочетание «Бон-по», — поясняет епископ Митрофан, — можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», проще говоря, превращается в единое существо с демоном, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом, чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских».

И еще один важный момент. Удивительный бой не раз вдохновлял художников. Самые известные, пожалуй, картины Васнецова и Авилова явно не точны. Дело в том, что на этих полотнах оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинную суть происходившего. Наш современник, гениальный художник, так рано покинувший мир, Павел Рыженко увидел сюжет точнее: Пересвет выходит на схватку без доспехов, в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Потому-то он и сам получил тяжелую рану от Челубея, но «бессмертного» убил. Как в схватке библейского Давида против исполина Голиафа, наш Пересвет вышел на бой не в доспехах и с совершенным оружием, а защищенный именем Бога и во имя Его: «Не мечом и копьем спасет Господь! С тобой сила, а со мной Господь!» Победа Пересвета над Челубеем стала не просто вдохновляющим примером для всего войска: монах-схимник, монах, отвергнувший заботы мира, принял вызов силы тьмы в прямом, буквальном смысле слова.

Предвижу вопрос от таких же, как автор сегодняшнего письма, поклонников полковника Кольта: «Но ведь Бог-то его и не защитил». Да, Пересвет отдал свою жизнь «за други своя», за Родину, во славу Господа. Но жизнь человеческая, и особенно жизнь святых, не ограничена рамками этого мира. Кстати, так же, как битвы добра со злом. Они ведутся не только здесь…

Продолжение следует.

Религия бон — национальная религия жителей Тибета. Бон являлась доминирующей официальной религией вплоть до 13-го века, после чего она была вытеснена буддизмом. Хотя главной религией Тибета сейчас является буддизм, бон до сих пор имеет сторонников к которым относятся как жители провинций Кам, Сикким, страны Бутан, так и тибетцы, совмещающие буддийские верования с ритуалами бон (особо сильное влияние бон оказал на буддийскую школу Ньингма).

С тибетского слово бон переводится как «ритуал» или «ритмическая речь», т.е. заклинание. И это не случайно. В религии Бон основное внимание уделяется магической практике, взаимодействию с добрыми и злыми духами и божествами. При этом теософические аспекты мало волнуют последователей бон.

Достоверно установить историю возникновения и развития Бон не представляется возможным из-за практически полного отсутствия источников. Можно предполагать, что на учение бон в различное время оказали заметное влияние зороастризм и шиваизм. Согласно легенде, учение бон было принесено в Тибет пробужденным Тонпа Шенрабом, случилось это событие 15–16 тысяч лет до нашей эры. Согласно последователям бон, данное учение исторически делится на следующие периоды:

  1. Древнейший (шаманский) бон;
  2. Реформированный бон;
  3. «Вечный бон», или «бон Свастики».

Особенности религии бон неразрывно связаны с местом ее возникновения. Жизнь в условиях тибетского высокогорья была и остается очень тяжелой, человек вынужден постоянно бороться за своё выживание, отстаивать право на жизнь в этих экстремальных условиях. Поэтому в религии бон особое внимание уделяется борьбе с природными духами (гор, озёр, рек и т.д.) либо их задабриванию.

Согласно представлениям учения бон, духи обитают повсюду — на земле, в небе и под землёй: джиг охраняли свою территорию, цан чем-то напоминали европейских гномов, сабдаг был обитателем подземного мира и т.д. Как следствие тяжелых природных условий, большинство духов представлялось последователям религии бон враждебными человеку, обладающими демоническими чертами.

Среди самых могущественных богов религии бон нужно отметить белого бога неба, чёрную богиню земли, красного тигра и неистового дракона. Верховный бог назвался Небесный наставник, во время проникновения буддизма он был отождествлен с Самантабхадрой.

Высшая цель в религии Бон — достижение после смерти небес, где человек получит прекрасное тело, счастье и вечную жизнь.

Таким образом, религия бон представляет из себя смесь шаманизма, фетишизма и демонологии. Священник религии бон являлся магом и некромантом. Но каждый человек, а не только священнослужитель, должен был владеть техниками работы с духами. При преодолении горного перевала последователь бон составлял из камней ступу и обходил её, выражая почтение духам гор; оборудование нового стойбища сопровождалось жертвоприношением домашнего животного.

Бонский ритуал имеет сложную структуру, включает заклинания, танцы и жертвоприношения. Многие боннские религиозные церемонии были позднее заимствованы буддизмом. Священники бон, исполняя свои ритуалы, использовали украшения из человеческих костей, музыкальные инструменты, стилизованные под черепа. Священник мог давать защиту от злых духов, наводить порчу, привлекать помощь добрых божеств, лечить, управлять погодой, делать предсказания и разговаривать с умершими. Обладая всеми перечисленными умениями, служитель бон пользовался большим уважением тибетцев. Интересно, что священники бон всегда жили среди мирян, практически не объединяясь в какие-либо общины, по типу монастырей. Особую роль в бон играла свастика (юн-друнг) — маги использовали ее как волшебное оружие огромной силы.

Интересно, что многие европейцы, столкнувшись с загадочной религией бон, наделяли её демоническими чертами, ставя на одну сторону с сатанизмом. Действительно, обряды в бон могут выглядеть достаточно зловеще, плюс к этому магия бон не имеет чёткой нравственной системы, как например практики буддизма. В бон направления действия мага определяется, исходя из о его представлений о практической пользе. Кроме того, в практике бон приняты действия, имеющие противоположное направление, нежели в буддизме: обратное чтение мантр, обход ступы по часовой стрелке, обратное направление закручивания свастики и т.д. Подобное встречается и в европейском сатанизме — например, использование в обрядах перевёрнутого христианского креста. Дополнительно мнение европейцев о религии бон подпортила ее связь с германским рейхом. Действительно, есть данные о немецких экспедициях в Тибет с целью получения тайных эзотерических и магических знаний. По одной из версий, фашистская свастика имеет бонское происхождение.

Но подходить к пониманию религии бон с односторонних негативных позиций является неверным. Нужно рассматривать бон в комплексе, вне отрыва от тибетской культуры и условий жизни. Тесное взаимопроникновение бон с одной из самых гуманных мировых религий — буддизмом, говорит о ценности учения бон, наличие в нем позитивных духовных аспектов.

Диорама показывает события, разворачивающиеся на подступах к Москве на Бородинском поле в октябре 1941 года. Воины 5-й армии, основной силой которых стали сибирская 32-я Краснознаменная стрелковая дивизия и переданные ей части Московского военного округа, сдерживали продвижение противника. Они сумели остановить наступление гитлеровцев лишь на шесть суток, но это дало возможность Ставке подтянуть резервы и организовать новый рубеж обороны на направлении Звенигород – Наро-Фоминск, ставшим в итоге непроходимым для противника. – Здесь главный герой – командир 32-й Краснознаменной стрелковой дивизии Полосухин, ведущий свою дивизию в атаку.

Автор не случайно выбирает для своей картины именно Бородинское поле сражений. Позиции Советских войск находились в местах былых сражений, где когда-то генерал-квартирмейстер Кутузов расположил русскую армию. – На картине видны Главный монумент русским воинам, героям Бородинского сражения, на батарее Раевского и памятник Лейб-гвардии Литовскому полку от Московского полка. В руках советских воинов художник изобразил развивающиеся знамена 1812 года, выданные из музея солдатам для поднятия воинского духа.

Все это сделано намерено, как символы величия народного духа и победы во время Отечественной войны 1812 года, а значит и символы защиты Москвы. – Павел Викторович Рыженко через символику воздействует на эмоции и чувства зрителя. Он обращает наше внимание на философский подтекст – перерождение человека. – На Бородинском поле солдаты не могли не ощутить дух прошлого Великой страны. Они уже не просто граждане Советского союза, а прежде всего русские, защитники своей родины с многовековой историей и традициями, защитники своего народа, что накладывало на бойцов ответственность, еще небывалую в истории России.

В войне стоял вопрос не о независимости нашей Родины, но о самом существовании Российского государства. – Возможно поэтому советские войска со всей решимостью и неукротимой волей оказали ожесточенное сопротивление в защиту столицы, что не могло не вызвать изумление у противника. Нацистские генералы не могли понять, почему русские, несмотря на откровенно тиранический режим и катастрофические последствия первых немецких ударов, выстояли, не потерпели полного краха, подобно французам и многим другим народам и государствам, которые разваливались от ударов менее мощных.

25 февраля в Сергиевом Посаде состоялся Фестиваль боевых искусств «Копьё Пересвета», организатором которого является Учебный центр «Пересвет» при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре при содействии ФГУ МО РФ ЦСКА, Федерации кикбоксинга РФ и Администрации города.

Начался фестиваль с молебна, после которого на ковер вышли молодые спортсмены из «Пересвета» для схваток с представителями спортивных клубов Московской области по таким видам единоборств, как бокс, кикбоксинг, самбо, боевое самбо, армейский рукопашный бой и русский рукопашный бой.

Видеосюжет телеканала «Тонус»

Видео с сайта «Копейка. Сергиев Посад»

Затем состоялись финальные поединки, в которых сошлись профессиональные спортсмены, выступающие в стиле смешанных единоборств (MMA и GRAPPLING).

Завершил фестиваль титульный бой за звание Обладателя Кубка Силовых Ведомств России.

В финал профессиональных рейтинговых боёв в категории до 70 кг вышли призёр всероссийских турниров по самбо и дзюдо, кандидат в мастера спорта по самбо Артём Пичиневский (клуб смешанных единоборств «РОДЪ») и мастер спорта по самбо, кандидат в мастера спорта по дзюдо, призёр чемпионата России по грэпплингу, победитель международных и всероссийских турниров по джиу-джитсу, дзюдо, рукопашному бою Алексей Ганенко (клуб смешанных единоборств «Кодокан-Москва»).

Видео с сайта «Копейка. Сергиев Посад»

В категории до 84 кг в финал вышли мастер спорта по универсальному бою, мастер спорта по армейскому рукопашному бою Сергей Хандожко (клуб «РОДЪ») и мастер спорта по армейскому рукопашному бою, кандидат в мастера спорта по боксу Виктор Шишулин (ОМОН «Пересвет»).

В финал титульного боя за звание обладателя Кубка силовых ведомств в тяжёлом весе вышли мастер спорта по рукопашному бою, Евгений Кондратов (клуб «РОДЪ») и мастер спорта по тайскому боксу, кандидат в мастера спорта по армейскому рукопашному бою, многократный победитель и призёр международных и всероссийских турниров по Муай Тай Юрий Калмынин (РГУФКСТ, бойцовский клуб «Академии спортивных и прикладных единоборств»).

Видео с сайта «Копейка. Сергиев Посад»

Победу нокаутом в партере, на второй минуте боя одержал Юрий Калмынин, став обладателем Кубка Силовых Ведомств России.

В перерывах между схватками свое мастерство показывали постоянные участники пересветовских спортивных мероприятий — ребята из ансамбля «Джаз-Пик» под управлением П.П. Петрухина.

Фестиваль боевых искусств «Копьё Пересвета» проводится в Сергиевом Посаде второй раз. Его целью является популяризация спортивных единоборств, духовно-нравственное, патриотическое воспитания детей и молодежи. Как сообщил на пресс-конференции, посвященной фестивалю, директор Учебного центра «Пересвет» протоиерей Дмитрий Болтрукевич, после прошлогоднего фестиваля количество ребят, желающих заниматься в спортивных секциях, значительно увеличилось: «Большое количество детей пошло с улиц в спортзалы. Занятие спортивными единоборствами воспитывает характер, а характер – это именно то, чего нам сейчас не хватает».

На фестиваль поддержать молодых спортсменов и посмотреть на бой за Кубок силовых ведомств приехали знаменитые спортсмены, ветераны боевых действий, сотрудники спецслужб. Среди почётных гостей были начальник отдела специального назначения «Гром» ФСКН России, трижды кавалер ордена Мужества, мастер спорта по дзюдо, полковник полиции Руслан Слепцов; легенда русского бокса — многократный чемпион мира, Европы, России и СССР, первый российский чемпион Европы по профессиональному боксу, заслуженный мастер спорта Анатолий Александров; заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры России, старший тренер ЦСКА по кикбоксингу Константин Новиков; генерал-майор МВД Борис Фадеев; один из организаторов турнира по боксу памяти Виктора Григорьева Сергей Иудин; заместитель начальника учебно-спортивного отдела ЦСКА, мастер спорта по армейскому рукопашному бою Сергей Жуков; депутат городского Совета Сергиева Посада Алексей Вохменцев; председатель Союза ветеранов и инвалидов Афганистана «Каскад» Юрий Шагинов; член Межрегиональной ассоциации ветеранов и сотрудников подразделений специального назначения и спецслужб «Русь» Иван Дмитриев; ветеран спецназа ВДВ Павел Иванов; генеральный директор клуба смешанных единоборств «РОДЪ» Иван Иванов.

Главным судьёй выступил заместитель руководителя направления РГУФКСТ, многократный чемпион мира, Европы и России по универсальному и рукопашному бою, залуженный мастер спорта Геннадий Зуев.

Сюжет телеканала «Радонежье»

Сюжет телеканала «Радонежье»

Учебный центр «Пересвет» благодарит всех, кто принял посильное участие и оказал помощь в проведении фестиваля боевых искусств «Копье Пересвета»:

-Администрацию города Сергиев Посад,

-Генерального директора ИП «Благовест» А.М. Дорохова,
-Генерального директора ЗАО «Стройсервис» С.В. Колойденко,

-Группу компаний «Энко»,

-Депутата Мособлдумы А.Двойных,

-Комплекс «Усадьба Пришвин»,

-Сеть ювелирных салонов «Золтой Лев»,

-Сергиево-Посадское отделение «Союза десантников России».

Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов «Копейка. Сергиев Посад» и «Альтернативная газета»

Крупный каменный храм с Восточной улицы незаметен: со всех сторон его окружают заводские корпуса. Кажется чудом, что он вообще уцелел.

Впервые деревянная церковь на этом месте появилась в 1370 году: вокруг нее был построен Симонов монастырь. Последний, однако, просуществовал здесь недолго — в 1379 году монахи переместились чуть севернее, на новое место, там, где и сегодня стоят уцелевшие здания Симонова монастыря. Церковь Рождества Богородицы, получившая с тех пор название «в Старом Симонове», стала приходской. По преданию, в 1380 году в ее стенах были похоронены Пересвет и Ослябя — два монаха Троице-Сергиева монастыря, участника Куликовской битвы, которых великому князю Дмитрию Донскому дал преподобный Сергий Радонежский.

Существующее здание церкви состоит из нескольких разновременных сегментов. Ранее считалось, что его строил итальянский зодчий Алевиз Новый, однако сейчас эта версия подвергается сомнению. Древнейшей является восточная часть — четверик, построенный в 1510 году. Его верхняя половина с главой в XVII веке была перестроена, но при этом сохранилась старая основа. Границей между ранней и поздней частями служит керамический фриз, обрамленный поребриком. Северный и южный фасады в верхней части украшены крупными киотами с иконами Рождества Богородицы, а внизу стены прорезаны узкими щелевидными окнами, там же сохранились перспективные порталы, украшенные стилизованными снопами колосьев и выпуклыми дыньками.

Трапезная и колокольня при церкви оставались деревянными, пока в 1785–1787 годах их не заменили каменными. В 1849–1855 годах они были перестроены вместе с приделами во имя святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. В последнем приделе в 1870 году появилось большое чугунное надгробие с деревянной сенью в память о захоронении монахов Пересвета и Осляби.

В 1928 году богослужения прекратились, здание церкви перешло к соседнему электромашиностроительному заводу «Динамо», который переделал его под производственные цели. Колокольня оказалась полностью разрушена, надгробие Пересвета и Осляби отправлено на металлолом по цене 317 рублей 25 копеек, в обезглавленном четверике устроена компрессорная станция, в стенах пробиты новые оконные и дверные проемы. В результате здание церкви пришло в катастрофическое состояние, о чем не раз заявляли деятели культуры, предлагавшие организовать реставрацию храма. Но только в 1987 году завод покинул здание и передал его Историческому музею для размещения экспозиции, связанной с темой Куликовской битвы. В 1989 году в церкви возобновились богослужения. Вскоре была проведена реставрация, вернувшая храму облик начала ХХ века, в 2006 году воссоздана колокольня. Со всех сторон церковь сегодня окружают цеха завода «Динамо», так что она оказалась «в кольце» и с улицы совершенно не видна. Вдоль бетонного забора, огораживающего узкий проход к церкви, сложены фрагменты надгробий с уничтоженного кладбища соседнего Симонова монастыря.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *