Пергамская церковь

>Древний Пергам – современный город Бергама

Древний Пергам

Город Пергам был основан в XII веке до нашей эры, в 26 км от побережия Эгейского моря. В 283 до н. э. город стал столицей Пергамского царства, а наибольшего расцвета достиг во времена позднего эллинизма при Эвмене I (263—241 гг. до н. э.), Эвмене II (197—159 гг. до н. э.) и в период римского владычества.

Древний Пергам – акрополь города

Один из царей Пергамского царства – Атталос II, является основателем города Анталии (158 г. до н. э.), который тогда был назван Атталеиа в честь своего основателя. Современный Бергама был построен намного позже в Османском периоде, совсем рядом с древним Пергамом и сегодня этот город является, пожалуй, одним из самых пленительных городов Турции. Бергама находится в 100 км севернее от Измира. Античный город Пергам внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году.

Легенды связанные с Пергамом

Храм Траяна на Акрополе

В древнегреческой мифологии есть сведения о том что Пергам был основан сыном Неоптолема и Андромахи. (После смерти Гектора и взятия Трои, Андромаха стала рабыней и наложницей сына Ахилла — Неоптолема). Новорожденный был назван Пергамом в память о Троянской цитадели, которая называлась Пергам. С древним городом связана и другая легенда: Лисимах один из преемников Александра Великого, подарил несметное богатство Филетеру своему любимому евнуху. Затем уже Филетер передал своему племяннику Эвмену I, который считается основателем Пергамской династии накопленные богатства, а тот в свою очередь отдал их на реконструкцию Пергама.

Руины древнего Пергама

Карта руин античного Пергама

Пережив все обычные перестройки, город всё же сумел сохранить три основных атрибута, которые обеспечили ему известность и вес в древнем мире. Во-первых, Пергам был важным центром религии, где культ Зевса находился в соседстве с поклонением императорам, покровительнице города – Афине и экзотическим египетским богам. Во-вторых, город был ещё и медицинским центром. Храм посвящён культу Асклепия — бога врачевания, по своей сути напоминал современный санаторий. В-третьих в Пергаме находилась библиотека, которая соперничала со знаменитой библиотекой Александрии. Сегодня среди руин древнего города, которые обнаружил в 1870 году Карл Хуманн, немецкий инженер, при строительстве железной дороги, отчётливо можно выделить две зоны: Акрополь и Асклепион.

Акрополь Пергама

Пергамский Театр – самый отвесный в мире театр

Самая большая часть города представляет собой Акрополь, который расположен на высоте 300 м. и поэтому отсюда открывается великолепнейший обзор. На самой верхней точке Акрополя находятся развалины храма Траяна, храма Афины и развалины знаменитой Пергамской библиотеки. Храм Траяна был построен на самом высоком месте Акрополя во II веке н.э. Немного ниже находится самый отвесный в мире театр и фундамент алтаря Зевса.

Пергамский алтарь

Фундамент Пергамского алтаря

Пергамский алтарь является храмом-памятником, возведённым в II в. до н. э. в честь победы пергамского царства над галатами. Алтарь был предназначен для богослужений под открытым небом. При раскопках (1878—1886) в Пергаме, Карл Хуман смог отыскать практически все основные фрагменты алтаря. Позже все эти фрагменты были выведены в Германию для реставрации и восстановленный Пергамский алтарь был выставлен в Берлине. Алтарь Зевса или Пергамский алтарь ныне находится в берлинском Пергамском музее.

Пергамская библиотека

Пергам – вид на город Бергама с Акрополя

Пергамская библиотека, основана Эвменом II, располагалась рядом с храмом Афины в северной части Акрополя. Во II в. до н. э., библиотека стала вторая по величине библиотека античного мира и начала соперничать с известной Александрийской библиотекой. Вот именно из-за этого, Египт запретил вывоз папируса в Пергам. В ответ пергамцы изобрели новый материал (обработанные овечьи и козьи шкуры), который по имени города стал называться пергаментом. В своё время вплоть до 41 года до нашей эры в пергамской библиотеке хранилось двести тысяч томов. Затем Марк Антоний подарил книги из этой библиотеке Клеопатре.

Асклепион Пергама

Руины Асклепиона Пергама

Асклепион представляет собой комплекс строений, состоящий из двух храмов (Асклепия и его сына Телесфора), целебного источника, библиотеки, театра и лечебного корпуса. Храм Асклепия был построен еще в начале IV века до н. э. Начиная со II века н. э. Асклепион стал широко известен как своеобразный санаторий. Большая часть зданий, что видят туристы в Асклепионе в настоящее время, в основном остались от правления римского императора Адриана.

Красная базилика (Кызыл Авлу)

Красная базилика (Кызыл Авлу)

У подножия Прегамского Акрополя – там, где протекает река Бергама (древний Селинус), высятся огромные руины Красной базилики. В начале это был храм, который был посвящён египетским богам Исиде и Серапису (II в. н.э.). Затем храм преобразовали в византийскую церковь. Эта раннехристианская базилика фигурирует в последней книги Нового Завета как одна из семи церквей Апокалипсиса. Здание прямоугольной формы, длина которого составляла 275 м., ширина – 110 м., а высота 19 м. носит название Кызыл Авлу (Красный зал) из-за применения при строительстве красного кирпича.

Также для гостей города Бергама несомненный интерес представляет Археологический музей в центре города и район старой османской застройки Эски-Бергама с его деревянными домиками, антикварными и ковровыми лавками, который находится чуть ниже Акрополя в в окрестностях Красной Базилики.

Античный Пергам – Фото

  • Фуникулер для поднятия в Акрополь Пергама
  • Главная улица ведущая в Асклепион (вдали Акрополь)
  • Часть площади Асклепиона и главная улица
  • Подземный тоннель в Асклепионе Пергама

Карта города Бергама с отелями

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ПЕРГАМ: Церковь в компромиссе (Откр. 2:12-17)

И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и блудодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр. 2:12-17, KJV).

ОСНОВНОЕ ПОСЛАНИЕ

Церковь в Пергаме получила похвалу за свою верность, а ее члены были призваны противостать лжеучению, которое мирилось с идолопоклонническими празднествами, которые представляли собой «пиршества, полные аморальности».

ЦЕРКОВЬ В ПЕРГАМЕ

  • Пергамская церковь находилась в богатом городе, которая являлась центром идолопоклонства. Он был расположен в 32 км от Эгейского моря. Его также называли Пергамум или Пергамон. В нем располагался огромный университет со знаменитой библиотекой, насчитывавшей 200 000 книг. Сегодня на месте этого древнего города находится деревня Бергама.
  • Это был первый город в Азии, который построил храм поклонения Императору. В 29 г. до н.э. храм Августа был завершен, что сделало этот город религиозной столицей на Востоке, тогда как Рим был западной столицей.
  • Престол сатаны относится к множеству главных жертвенников поклонения четырем наиболее чтимым греческим богам: Зевсу, Афине, Дионису и Асклепию (Эскулапу), а также к центру поклонения Императору в Азии. Каждый из алтарей имел своих священников, а также храмовых проституток. Когда культ магов был изгнан из Вавилона, он переместился в Пергам.

ОТКРОВЕНИЕ ИИСУСА О САМОМ СЕБЕ

Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч … (Откр. 2:12)

  • Меч исходит из уст Иисуса, чтобы произвести суд над Его врагами (Откр. 1:16; 19:15, 21).

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы … А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его … (Откр. 19:15,21)

  • Иисус использует меч Своих уст, чтобы противостоять угрозам нечестивого правления, такого как древний Рим и особенно правление антихриста в конце времен. Он использует меч Своих уст, чтобы вести войну против греха и тьмы везде, где они проявляют себя.

ПРИЗНАНИЕ ВЕРНОСТИ

Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что крепко держишься имени Моего, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа (Откр. 2:13, KJV).

  • Я знаю, что ты живешь там, где престол сатаны – в Пергаме находился целый комплекс языческих храмов и бесовской активности.
    1. Престол сатаны относится к множеству жертвенников лжепоклонения (Зевсу, Афине, Дионису, Асклепию, поклонения императору и магам), а также к демоническому духу гонений плюс учения Валаама и Николаитов, которые сильно присутствовали в этой церкви. Комбинация всех этих факторов сделала Пергам городом, находящимся под сатанинским гнетом.
    2. Как Рим был центром сатанинской активности на Западе, так Пергам был его «престолом» на Востоке. Престол сатаны или центр его явной силы и активности также может находиться в других городах. Находится ли престол антихриста из Откровения 16:10 в Пергаме?
  • Сатанинская активность будет усиливаться во времена Великой скорби, чтобы наполнить землю поклонением сатане и т.д.

    И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем (Откр. 9:21).

  • Я знаю твои дела – Иисус понимал ту атмосферу воздействия сил, в которой им приходилось служить.
  • Ты крепко держишься имени Моего, и не отрекся от веры Моей (KJV) – Иисус знал, что многие крепко держались Его имени посреди такой большой сатанинской активности. Крепко держаться имени Иисуса означает иметь доктринальную чистоту и верность даже перед лицом смерти. Иисус даст нам силу быть верными посреди враждебных греховных культур.
  • Мы крепко держимся имени Иисуса в эти последние времена, отказываясь принимать начертание зверя (Откр. 13:13-17). Мы делаем это, используя власть Слова Божьего, когда произносим его своими устами.

    Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Откр. 12:11).

  • Антипа был Моим верным мучеником – предание повествует, что Антипа был епископом в Пергаме, которого бросили в раскаленный медный сосуд и сварили заживо.
  • Иисус назван свидетелем верным (Откр. 1:5). Он говорит об Антипе теми же словами.
  • Иисус будет иметь множество верных свидетелей, которые будут с Ним в то время, когда Он будет вести войну с антихристом до конца в Армагеддонской битве.

    Они (10 царей) будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их … и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные (Откр. 17:14).

ОБЛИЧЕНИЕ В КОМПРОМИССЕ

Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и блудодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу (Откр. 2:14-15, KJV).

  • Я имею немного против тебя – эти две группы (валаамиты и николаиты) были похожими между собой, но вместе с тем и отличались. И те, и другие извращали вероучение о свободе. Они учили, что было нормальным участвовать в «церемониальных празднествах и аморальности» тех дней под видом христианской свободы.

    Ибо вкрались незамеченными некоторые люди, издревле предназначенные к этому осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству … (Иуды 4, KJV)

  • Антиномианизм – это такое верование, которое утверждает, что Евангелие освобождает нас от повиновения определенным моральным стандартам, так как мы верим, что спасение дано как дар веры, поэтому для нас нет необходимости каяться (греч.: анти (против)-номос (закон)).
  • Есть у тебя там держащиеся учения Валаама – учение Валаама включало в себя участие в храмовых празднествах и оргиях. Некоторые из руководителей церкви учили тому, что можно участвовать в этих языческих пиршествах и гуляниях.
  • Который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и блудодействовали – Валаам посоветовал царю Валаку поразить израильтян через привлечение их к участию в празднествах, посвященных идолопоклонству и аморальности (Чис. 25). Это привело к Божьему суду над Израилем. В результате этого умерло 24 000 человек.
  • Соблазн – это ловушка, которая тут же захлопывается, как только в нее попадает добыча. Это относится ко всему тому, что приводит человека к впадению в грех.
  • Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу – это относится к последователям Николая, иерусалимского дьякона, который впал в заблуждение (Деян. 6:5). Отцы церкви соглашались в своих взглядах на это учение. Например, Иреней во втором столетии учил, что николаиты совершенно не сдерживали себя в похотях плоти, особенно связанных с сексуальной нечистотой. Подобное искажение «свободы в благодати» которое позволяет идти на компромисс с греховной культурой, преобладает в церкви сегодня. Этот взгляд наилучшим образом представлен в том, что говорит Иисус в этом отрывке.
  • Это учение и эта практика также были присущи церкви в Ефесе (Откр. 2:6).

    Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу (Откр. 2:6).

  • Иисус дважды упоминает Свою ненависть к николаитам. То, что было делами в Ефесе, было учением в Пергаме. Это учение позволяло духу компромисса действовать беспрепятственно. Церковь продолжала попускать тем, кто держался учений Валаама и Николаитов. Они не очистили себя от них, как это сделала церковь в Ефесе (Откр. 2:6).

ПРИЗЫВ К ОТВЕТНОМУ ДЕЙСТВИЮ (С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ)

Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих (Откр. 2:16).

  • Покайся – мы должны обратиться от личного компромисса и попустительства всему этому в Церкви.
  • Я скоро приду к тебе – Иисус приходит к Своей Церкви в конкретные периоды времени, чтобы дать ей оценку.

    Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как вор, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя (Откр. 3:3).

  • Я сражусь с ними мечом уст Моих – Иисус высвободит меч Своих уст в суде против подобной толерантности в церкви. Иисус очистит Свою Церковь. Здесь говорится не о Втором пришествии, но о пришествии, связанным с неспособностью церкви покаяться.
  • Валаам в конце концов был убит мечом (Чис. 22:23, 31; 25:5; 31:8). Но Господь посылал ангела, чтобы предостеречь Валаама обнаженным мечом и чтобы он послушался Божьего Слова. Он бы был убит мечом раньше, если бы его ослица не заговорила (Чис. 22:22-25).
  • Финеес, исполненный Божьей ревности, восстал против того греха, который Валаам помог ввести в стан Израильский.

    Финеес … отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей; посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых (Чис. 25:11-13).

ОБЕТОВАНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯМ

Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр. 2:17).

  • Я дам некоторым вкушать сокровенную манну – она стала сокровенной только после того, как была помещена в золотой сосуд и поставлена в Ковчеге Завета в Святом святых (Исх. 16:32-36; Евр. 9:1-5). Это говорит об обладании растущей способностью кормиться откровением Слова как в этом веке, так и в грядущем. Сокровенная манна говорит о Брачной вечере Агнца. Только первосвященник мог видеть эту сокровенную манну один раз в год, в День очищения, когда он входил во Святое святых.
  • Иисус является истинным хлебом или манной с небес, что питает нас (Иоан. 6:48-51). Победителю обещано полное наслаждение тем, что он уже вкушал.
  • В Ветхом Завете Бог сверхъестественным образом питал манной Свой народ. Эта манна называлась «ангельский хлеб» (Пс. 77:19-25). Во время Великой скорби Божий народ будет получать естественную «манну» в пустыне (Откр. 12:6,14).
  • Я дам ему белый камень – драгоценные камни вручались в качестве награды, чтобы почтить тех, кто доблестно послужил обществу или проявил мужество и героизм в битве. Тем, кто были даны такие камни, также полагались особые привилегии. Белый камень с надписью имени человека давал ему доступ к особым событиям, включающим в себя игры и пиршества, организованные Римской империей.
    1. Я верю, что это относится к различным степеням почестей и привилегий в Брачной вечере Агнца или пире Мессии из Откровения 3:20; 19:9. Иисус возвысит победителей на позицию власти над Тысячелетним Царством. Это было дано для того, чтобы мотивировать большую верность Иисусу. Победы повлияют на наш статус во время мессианского банкета.
    2. Существует некоторая неопределенность относительно того, что в точности обозначают белые камни, так как нет конкретных мест Писания, которые ясно говорили бы нам о том, что это такое. Так как в вечности для возрожденных верующих не будет необходимости в защите и так как эти награды предназначены для тех, кому уже обеспечено Божье присутствие, эти белые камни не могут означать оправдание от вины, как говорят некоторые.
    3. Этот камень (греч. «псефос») относился к драгоценным камням (бриллиантам). Белый (греч. «люкос») соответствует «сияющему или блистающему» (Матф. 17:2; Откр. 3:4-5; 6:11; 7:9, 13; 19:14).
  • На камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает – человеку будет дано особое имя, чтобы показать его верность, характер и роль в Тысячелетнем Царстве (Ис. 62:2; 65:15; Откр. 19:11-16; Откр. 14:1; П.Пес. 1:3; Деян. 15:17). Это новое имя будет написано на белом камне.
    1. Это отражает наши уникальные взаимоотношения с Иисусом. Это новое имя означает новое положение победителя в грядущем веке. Это также открывает личность человека (Быт. 32:28; Ис. 62:2; 65:15). Все это является одним из аспектов нашей близости с Богом.
    2. Они крепко держались имени Иисуса (2:13). Взамен они получат новое имя.
    3. Симон был переименован в Петра, что говорило о его характере и положении в качестве камня. Имя Аврама было изменено на Авраам, чтобы показать, что он должен был стать отцом множества (Быт. 17:5-15). Бог изменил имя Сары. Имя Иакова было изменено на Израиль, что говорило о его месте в правлении и доступе к Богу.
  • Побеждать в этом контексте означает отказываться от участия в идолопоклонстве или аморальности и восставать против лжеучений о такой благодати, которая позволяет людям чувствовать себя уверенно, находясь в компромиссе.

ПЕРИОД ВРЕМЕНИ, О КОТОРОМ ПРОРОЧЕСКИ ГОВОРИТСЯ ЦЕРКВИ В ПЕРГАМЕ

Этот период относится к тому времени, когда Церковь и Государство тесно взаимодействовали друг с другом (313-606 г.н.э.)

2-3. Апокалипсис в картинках: Про Престол Сатаны и зажаренного в медном быке

Еще подробности самой гипнотической и труднопонимаемой книги в европейской культуре. Образы и словосочетания, которые образованному человеку необходимо знать — например, чтобы понимать тексты многих англоязычных рок-групп, особенно хэви-металл!
Читаем вместе со мной и разглядываем жуткие картинки от классиков мирового искусства.

В прошлый раз мы читали в «Апокалипсисе» про семь светильников и альфу и омегу (см. про Главу 1), теперь же переходим к более скучным подробностям: после ударного вступления автор, как это бывает часто с текстами, немного дал слабину. Картинки, тем не менее, все равно за два тысячелетия нарисовали люди любопытные и, что самое главное, без текстов в них не разберешься.
В этой главе Бог силами Иоанна отправляет послания группам верующих в семи важных региональных центрах Малой Азии.
Глава 2 (современный перевод, потому что самая скучная глава в книге, синодальный вообще не осилить)
1 Ангелу Церкви в Эфесе напиши:
„Вот что говорит Тот, кто держит в правой руке семь звезд, кто шествует среди семи золотых светильников:
Этель Исадора Браун. «Видение Иоанна на Патмосе». 1898.
Изображено видение 7 светильников, которое мы обсуждали в прошлый раз.

2 Я знаю твои дела, твой тяжкий труд и стойкость. Знаю, что ты не переносишь порочных людей: ты испытал тех, которые зовут себя апостолами, не будучи ими, и обнаружил, что они лжецы.
Иоанн Ангелу церкви в Эфесе. Миниатюра из Beatus de Facundus, 1047 год.
Испанские «беатусы» — самые потрясающие рукописи апокалипсиса. Именно ими персонажи «Имени розы» так восхищаются. Особенно полезно изучать их дизайнерам — такое потрясающее там искусство упрощения и ярких красок.

3 Ты стоек, ты много вынес ради Моего имени и не изнемог. 4 Но есть у меня и кое‑что против тебя: ты забыл свою первоначальную любовь. 5 Помни, с какой высоты ты пал, и раскайся, делай те дела, что делал раньше. Если же нет — Я приду к тебе и уберу твой светильник с его места, если ты не раскаешься.
«Уберу светильник» в переносном смысле означает «прекращу существование твоей региональной церкви».
Семь церквей Азии. Витраж, Йоркский собор, 15 век. (Витражи этого собора — одна из полнейших визуализаций Апокалипсиса, но увы, в сети целиком не нашла)

6 Но одно у тебя есть — то, что ты ненавидишь дела николаи́тов, которые и Я ненавижу. 7 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю Я дам есть плоды с дерева жизни, что растет в раю у Бога».
Иоанн пишет в Смирну. Миниатюра из греческого «Elizabeth Day McCormick Apocalypse», 17 век.
Тут мы видим Прохора, что отличает от католических рукописей.

8 Ангелу Церкви в Смирне напиши:
„Вот что говорит Первый и Последний, который умер и снова живет:
9 Я знаю о твоих страданиях и бедности, но ты богат! Знаю и об оскорблениях тех, кто называет себя иудеями, но в действительности они — собрание Сатаны. 10 Не бойся предстоящих тебе страданий. Вот, дьявол скоро бросит некоторых из вас в тюрьму, чтобы испытать вас, и десять дней вы будете терпеть муки. Будь верен до смерти, и Я дам тебе венок жизни! 11 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю не грозит вторая смерть».
Николя Пуссен. Иоанн Евангелист на Патмосе. 1640
Редкая, но весьма логичная трактовка сюжета — святой пишет, находясь среди развалин языческих, древнегреческих храмов. Это еще и аллегория — эти храмы развалились из-за появления истинной Церкви, которую он представляет.

12 Ангелу Церкви в Пергаме напиши:
„Вот что говорит Тот, у кого обоюдоострый меч:
13 Я знаю, ты живешь там, где стоит престол Сатаны.
«Престол Сатаны», стоящий в Пергаме — возможно, алтарь Зевса, возвышавшийся над городом, или храм Асклепия, носившего титул спасителя и имевшего своим символом змею, где множество людей искали исцеления.
Пергамский алтарь, знаменитый, помните? Возможно, это редкое упоминание конкретного произведения искусства в Новом Завете.
Фрагмент Пергамского алтаря. 2 век до н.э.

Но ты твердо придерживаешься Моего имени, ты не отрекся от веры в Меня даже в те дни, когда у вас, там, где живет Сатана, был убит Мой верный свидетель Анти́па.
14 Однако есть у Меня и кое‑что против тебя: у тебя есть те, кто придерживается учения Валаа́ма, который подучил Вала́ка поставить западню для сынов Израилевых, соблазняя есть пищу, посвященную языческим богам, и развратничать.
Священномученик Антипа Пергамский был заживо сожжен в металлической «корове».
Предположительно, именно о нем идет речь в тексте.
Греческая фреска в Метеорах.

Мученичество св. Антипы, гравюра 17 века

15 Есть у тебя также и те, кто придерживается учения николаитов. 16 Так раскайся! Если же нет — Я скоро приду и поведу с ними войну мечом уст Моих.
17 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю Я дам сокровенной манны и дам ему белый камешек и написанное на этом камешке новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получит его».
Послания в Пергам и Триатиру. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса.
Обратите внимание на переливающийся золотой фон этой репродукции — это потому что в сеть выложили нормальные новые сканы этой рукописи. Ниже даю старые сканы — там фон коричневый оттенка какао, и не узнать, что это за прелесть (слоган «не стоит верить интернетам»).
18 Ангелу Церкви в Тиатире напиши:
„Вот что говорит Сын Бога, у которого глаза словно пылающий огонь и ноги словно сверкающий металл:
19 Я знаю твои дела и любовь, веру, служение, стойкость. Знаю, что твои последние дела больше даже первых. 20 Но вот что Я имею против тебя: ты терпишь у себя эту женщину, Иезавель, что называет себя пророчицей, и учит, и вводит в заблуждение слуг Моих: учит их развратничать и есть пищу, посвященную языческим богам.
Гирландайо. Св. Иоанн на Патмосе. 1490-е.
Это самый нейтральный вариант изображения святого в данной ситуации — не написано никаких видений, никаких ангелов, есть только орел, да и тот скорее как опознавательный знак — беседу с Иоанном он не ведет. Или как темное пятно для уравновешивания перламутрово-розовой композиции.
21 Я дал ей время раскаяться, но она не хочет раскаяться в своем разврате. 22 И вот Я сделаю так, что она сляжет, а тех, кто с ней развратничал, ввергну в великую беду, если они не раскаются в ее делах. 23 И детей ее поражу смертью. Тогда узнают все Церкви, что Я — Тот, кто знает все сокровенное в сердцах и умах, и каждому из вас Я воздам по делам его.
Иоанн пишет послание в Тиатир. «Трирский апокалипсис», 800-850-е гг.
Вообще эта и следующая глава — самые не увлекательные в «Апокалипсисе», в том числе и по иллюстрациям, в тексте явные следы каких-то местечковых разборок и интриг, смысл которых утрачен.
24 Но остальным в Тиатире, тем, которые не следуют этому учению и кто не постиг так называемых бездн Сатаны, — вам Я говорю:, Не возложу на вас иного бремени — 25 если только вы сохраните то, что у вас есть, до тех пор, пока Я не приду́. 26 А победителю, который до конца исполняет все, что Я велю, Я дам власть над народами, как Я сам получил ее от Моего Отца.
27 Он будет пасти их
железным жезлом —
как из глины горшки,
разобьет на куски их!
28 И Я дам ему утреннюю звезду. 29 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам!»
Страница из «Apocalipse do Lorvão», 1189.
На верхней иллюстрации Бог из видения, где 7 звезд, а рядом на палке то ли 7 светильников, то ли 7 церквей уменьшенных.
Внизу Иоанн передает послание Ангелу Эфеса.
Синодальный перевод давать не буду, .
Не ставлю его, потому что к этой главе картинок что-то нарисовали маловато, безОбразная она практически.
В следующей главе, которую даю тут же, по логике повествования, продолжается послание к оставшимся из 7 церквей, причем она вышла пободрее и поинтересней. К автору явно постепенно возвращается вдохновение и он вводит интересные яркие образы. Они, кстати, вошли в культуру, поэтому на этот раз даю синодальный перевод, ради узнаваемых «языковых штампов».
Семь церквей. Мастер Бертрам фон Минден. Триптих Апокалипсиса (фрагмент). Ок. 1380. Ангелы изображены в католических епископских митрах.
***
Глава 3 (синодальный перевод)
1 И Ангелу Сардийской церкви напиши:
так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. 2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. 3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
Иоанн пишет в Сардис. Douce Apocalypse, Англия, 13 век
4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых , ибо они достойны. 5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. 6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Иоанн пишет Сардису и Филадельфии. Бамбергский апокалипсис, 11 век. Вот этот фон цвета какао — не умели раньше позолоту репродуцировать, увы.
К ангелу явно напрашивается пузырь в стиле «Страдающего средневековья» — А вот еще я забыл сказать! Не, подожди!
7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши:
так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: 8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.
Что такое «ключ Давидов» — неясно никому, у Каббалы и Таро были свои версии.
Гравюра 1646 года
9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. 11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. 12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Миниатюра из Beatus d’Osma‎, 1086.
Тут 7 звезд из предыдущей главы и меч из уст (и светильники вид сверху?), а также ключ, которым Бог открывает уши Иоанну.
Внизу в арочках перечислены 7 церквей Азии. Под ними на коричневом едва различимы ввергнутые в ад.
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши:
так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Мы привыкли воспринимать это выражение как мощную аллегорию. Однако комментаторы портят ощущение, пишут, что в 10 км от Лаодикеи рядом с городом Иераполем были целебные горячие источники. Когда вода дотекала до Лаодикеи, она становилась еле теплой и противной на вкус, возможно, этим объясняется стих 16. Холодная же вода горных родников близ Колосс, что в 15 км от Лаодикеи, освежала и утоляла жажду.
17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. 18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. 19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Уильям Холман Хант. «Светоч мира». 1853-4.
Изображен именно момент этого апокалиптического стука в дверь.
21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Немецкая гравюра 19 века
Продолжение в следующую пятницу.

Сражение за трон сатаны

«Самая изощрённая хитрость дьявола состоит в его умении убедить людей в том, что его не существует». Так писал французский поэт XIX столетия Шарль Бодлер. Человек, считающий себя современным, и впрямь от историй о вампирах и прочих потусторонних силах зла может высокомерно отмахнуться. Что ж, «изощрённая хитрость», по Бодлеру, в этом случае срабатывает, хотя существование зла как такового едва ли у кого вызовет сомнение. Как и то, что силы зла не являются некоей однородной стихией, противостоящей единственно добру. В старой как мир схватке за трон сатаны добро вообще не участвует. Тут уместно вспомнить уже не Бодлера, а Джорджа Оруэлла. «Дабы понять природу нынешней войны (а несмотря на перегруппировки, это всё время одна и та же война), надо прежде всего усвоить, что она никогда не станет решающей».

Ленин рассматривал вопрос о роспуске ВЧК

В этот день, 6 июля 1918 года, в Москве произошло преступление, подобных которому и припомнить нелегко. Разве что убийство в Сараеве в 1914 году эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника австро-венгерского престола, после чего (хотя и не вследствие этого) началась Первая мировая война. А в Москве, в своей резиденции, средь бела дня был убит посол Германии в Советской России граф Вильгельм фон Мирбах. Убийцами посла были сотрудники ВЧК Яков Блюмкин и Николай Андреев.

Белых пятен (или «тёмных мест», коль скоро речь идёт о преступлении) тут хватает. Прежде всего не вполне ясен мотив. Ряд историков полагают, что замысел устранения неугодного посла и одновременной расправы с партией эсеров (после убийства объявленной вне закона) принадлежит целиком и полностью Владимиру Ульянову (Ленину). Другие настаивают, что высшее руководство большевиков тут ни при чём, а заговор организовали чекисты и эсеры, решившие избавиться и от Ленина, и от Троцкого, и от Мирбаха заодно. Это как будто подтверждается тем, что на «предписании», на основании которого Блюмкин и Андреев добились встречи с послом, стоит подпись Дзержинского (сам он настаивал, что подпись подделана). Вдобавок Дзержинский после 6 июля временно оказался в опале, а Ленин рассматривал вопрос о роспуске ВЧК.

Воплощения вампира

Сам Яков Блюмкин тоже сплошная загадка. По сей день разнятся версии о его происхождении, неодинаково указывают даже год и место его появления на свет. Чтобы не сталкивать эти противоречивые версии, не станем их приводить, тем более что ни одна из них не верна.

Яков Блюмкин (будем называть его этим именем, хотя оно лишь одно из многих в ряду воплощений этого вампира, как мы вскоре увидим) в совершенстве знал несколько языков, умел непререкаемо убеждать, завораживать людей, писал странные, мрачные и пленяющие стихи, был близок с Маяковским, Ходасевичем, Гумилёвым, Есениным. За убийство Мирбаха он не был наказан, другой вампир – Троцкий – взял его на поруки.

А с 1925 года в существовании Блюмкина наступает «тибетский» период, о котором подробнее пойдёт речь дальше. Выполнял он, конечно, задание властей, но им самим подстроенное и подготовленное. Особенно его притягивал загадочный флёр Николая Рериха – поэта, мистика и художника, стремившегося к Шамбале. Рерих вместе с женой, сочинявшей свои антихристианские «откровения» будто бы под телепатическую диктовку «Великого Учителя» Махатмы Мории, создал так называемое Учение Живой Этики, или Агни-Йогу, что одно и то же, пёструю смесь «Тайной доктрины» Елены Блаватской, западной оккультной теософии и восточной эзотерики. А Шамбала – потаённая область в недоступных областях Гималаев, источник неизречённой мудрости и сверхчеловеческого могущества. Вампирам есть где разгуляться. О «тибетском периоде» Блюмкина известно немногое, но мы постараемся восполнить некоторые пробелы.

Конец Блюмкина (вернее, рассказы о конце) столь же загадочен, как и вся его судьба. В 1929 году его арестовали как троцкиста, и якобы он был расстрелян в декабре того же года. Но вампира можно расстрелять только серебряными пулями, и даже этого не всегда достаточно, чтобы его убить. А о смерти Блюмкина приводится столько различных версий, что одно это заставляет задуматься: а был ли расстрел? И если был, то кого расстреляли на самом деле?

Находка студенческой экспедиции

Летом 1940 года в Среднее Поволжье отправилась студенческая фольклористическая экспедиция Ленинградского университета. Надо сказать, что в те времена фольклористика была, что называется, в моде, в полном соответствии с призывом В.И. Ульянова (Ленина) «развивать теорию, чтобы не отстать от жизни». То есть «развитие фольклористической теории» служило критике предшествующей идеологии. Подразумевалась оценка: ведь творцом фольклора был народ, крестьянство, угнетённый класс. Кафедра фольклора существовала на филологическом факультете с 1939 по 1949 годы, экспедиций предпринималось много, в том числе и «самодеятельных». Это слово стоит в кавычках потому, что в тех условиях идеологического пресса любая «самодеятельность» такого рода допускалась только под присмотром «соответствующих органов». Роль недрёманного ока этих органов в экспедиции 1940 года выполнял Антон Антонович Максимов, тогда ещё «как бы просто студент». Вёл экспедицию тоже студент, Иван Андреевич Смирнов.

Путь пролегал через множество опустевших деревень, это опустошение было естественным следствием пресловутых «коллективизации» и «раскулачивания». В одной из таких деревень (назовём её Алексеевка, чтобы не привлекать к ней внимания доморощенных «историков», ведь теперь там снова живут люди) и было сделано открытие.

В покинутом доме, в незапертом сундуке среди старого хлама, Смирнов обнаружил потрёпанную тетрадь. Содержание рукописи озадачило участников экспедиции, но не слишком заинтересовало. По-видимому, это были наброски фантастического произведения, каких на волне успеха романов Александра Беляева не сочинял тогда только ленивый. Но произведения очень мрачного и тяжкого, как уцелевшие своды средневековых руин. Как эти наброски попали в крестьянский дом, было неясно, но чего не случалось в смутные времена.

Смирнов увёз тетрадь с собой в Ленинград, чтобы на досуге подробнее ознакомиться с ней. Чем глубже он вникал в причудливый текст, тем больше у него возникало вопросов. Слишком многое выглядело не фантастикой, а реальностью. Но подтверждение своих догадок Смирнов получил ещё не скоро. А мы вскоре вернёмся к этой тетради, она нам многое о вампирах объяснит, а пока по порядку событий.

Власть над миром мёртвых и живых

Считается, что граф Вильгельм фон Мирбах-Харфф родился в Австрии 2 июля 1871 года. Если соблюдать точность, в этот день появилось на свет лишь очередное его воплощение. А в ноябре 1875 года в Германии пришёл в мир будущий астролог, нумеролог и алхимик, основатель «Общества Туле», из практики которого многое взяли нацисты, Адам Альфред Глаур, он же Рудольф фон Зеботтендорф. Судьбы их тесно переплелись. Зеботтендорф, ставший турецким подданным, был адептом суфийской традиции и тайных обрядов. Перед Первой мировой войной он совершил несколько поездок на Ближний Восток, где также принимал участие в совершении загадочных ритуалов. Он увлёкся теософией, открыл для себя нумерологию и каббалу, особенно течение суфизма, что было представлено орденом бекташей. В то время многие ордена бекташей были тесно связаны с группами дёнме, последователями Шабтая Цви.

Примерно к 1912 году Зеботтендорф уверился, что обрёл «ключ к духовному осознанию», комплексу нумерологических медитативных упражнений, несущих на себе печать суфизма. Фон Мирбах примкнул к небольшому тогда кружку Зеботтендорфа (ядру будущего «Общества Туле») в 1909 году, а уже в 1911 году в качестве первого секретаря приехал в немецкое посольство Санкт-Петербурга. Во время Балканской войны 1912–1913 годов он и Зеботтендорф были избраны магистрами ордена Розового венка, розенкрейцеров. Это происходило на пике взлёта розенкрейцеров в Европе.

Многие считают, что розенкрейцеры «обладали большим могуществом в западном мире, чем любые видимые правительства». Зеботтендорф мечтает построить Альгадом, внутренний храм ордена, «земное царство, свидетельствующее о возрождение духа цивилизации Туле, империи всех немцев».

Но мечты фон Мирбаха иные. Не земное только царство привлекает его, а власть абсолютная, над миром мёртвых и миром живых.

В декабре 1917-го – марте 1918 года Мирбах принимает деятельное участие в переговорах с правительством Ленина в Брест-Литовске о заключении мира. Его главными задачами там были контроль положений мирного договора и обсуждение возвращения военнопленных. В апреле 1918 года он был назначен послом Германской империи в РСФСР. Да, поначалу граф Вильгельм фон Мирбах приложил немало усилий для заключения Брестского мира, полагал необходимым поддерживать большевистский режим в России. Но к лету 1918 года его настроение меняется. Он приходит к убеждению, что большевистский режим долго не протянет и надо искать другие выгоды, начинать договариваться с теми, кто может прийти ему на смену. А желающих договориться оказалось немало, и неизвестно, чем бы всё кончилось, не вмешайся тогда Блюмкин.

Гибель чёрного вампира

События в тот роковой день, 6 июля, развивались так. В 14 часов 15 минут к зданию посольства Германии в Денежном переулке подъехал чёрный «паккард», из которого вышли два человека, предъявившие швейцару удостоверения сотрудников ВЧК и потребовавшие встречи с послом. Поводом к встрече было названо дело родственника посла, задержанного ВЧК по подозрению в шпионаже. Граф Мирбах согласился принять чекистов. Кроме него, на встрече присутствовали советник посольства доктор Курт Рицлер и адъютант военного атташе лейтенант Леонгарт Мюллер в качестве переводчика. Яков Блюмкин выхватил револьвер и трижды выстрелил. Как ни странно, ни одна из пуль в цель не попала. Тогда Николай Андреев бросил бомбу, которая… не взорвалась. После этого в посла выстрелил уже Андреев, ранив дипломата. Тем временем Блюмкин бросил бомбу вторично, она взорвалась, и чекисты бросились бежать, выпрыгнув в разбитое окно. Под огнём охраны нападавшие скрылись, немецкий посол скончался через несколько минут. На месте убийства нападавшие оставили много улик: свои удостоверения, дело на «родственника посла», портфель с ещё одной бомбой. Так что никаких сложностей с установлением личностей убийц не было.

Андрей Быстров

Фотография: Shutterstock.com

Продолжение читайте в №7/2018 журнала «Чудеса и приключения»

Мавзолей Ленина и Пергамский алтарь сатаны

Во второй главе Откровения Иоанна Богослова есть такие слова: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны» (Откр. 2, 12-13)

Пергамский алтарь в III веке до н.э.
В III веке до н. э. после распада империи Александра Македонского небольшое царство Пергам, лежавшее на западе современной Турции, обрело самостоятельность. Богатства Пергама были настолько велики, что страна соперничала с самими Афинами. В 228 году до н.э. полчища варваров-галлов избрали Пергам своей очередной жертвой. Им уже успели покориться многие государства, но аппетиты завоевателей росли не по дням, а по часам. Пергам казался им легкой и верной добычей. Однако варвары просчитались: пергамская армия уступала по численности, но превосходила по техническому оснащению. Это и сыграло на руку пергамцам. В битве у истоков реки Каик правитель пергамцев Аттал I наголову разбил галлов, чем заслужил от своих подданных прозвище «спаситель». В честь победы Аттал приказал построить посреди столицы жертвенный алтарь. Битва богов и гигантов, запечатленная в камне, должна была напоминать потомкам битву их отцов с галлами, от которой когда-то зависела судьба их страны…
…В 1864 году турецкое правительство заключило договор на строительство дороги от небольшого городка Бергамо до Измира с немецкой фирмой. Осматривая место будущего строительства, инженер Карл Хуманн заметил на восточной окраине городка крутой скалистый холм высотой более трехсот метров. Поднявшись на него, инженер обнаружил остатки крепостной стены. В этом месте никогда не производились археологические раскопки, и какое-то шестое чувство подсказывало ему, что здесь можно отыскать немало интересного. Он разговорился с турками, нанятыми в окрестных деревнях для строительства дороги.
Это место проклято, копать здесь нельзя. В горе живут белые дьяволицы и рыжие дьяволы – заявили они в один голос, – еще наши деды и прадеды рассказывали, что всех, кто добывает тут камень, Аллах сурово наказывает: люди теряют дар речи, у них отказывают руки-ноги…
Пергамский алтарь обнаружен немецкими археологами в 1878 году в конце XIX века был перемещен из Турции в будущий центр нацисткой Германии — Берлин. Но на этом история престола сатаны не кончается. Шведская газета «Свенска Дагблалит» 27 января 1948 года сообщила следующее: «Советская армия взяла Берлин, и алтарь сатаны был перемещен в Москву». Странно, что Пергамский алтарь, который находился в Москве с 1945 по 1958 гг., не был выставлен ни в одном из советских музеев. Зачем нужно было перемещать его в Москву? Скорее всего, необходимость нахождения Пергамского алтаря в течение 13-ти лет в Москве имеет сакральный смысл и понятно, что такая дорогостоящая и трудоемкая операция не могла быть осуществлена только забавы ради.

Архитектор Щусев, построивший в 1924 году мавзолей Ленина, взял за основу проекта этого надгробного памятника Пергамский алтарь. Внешне мавзолей возведен по принципу древних вавилонских капищ, из которых самый известный – вавилонская башня, упоминаемая в Библии. В книге пророка Даниила, написанной в VII веке до Рождества Христова, говорится: «был у вавилонян идол по имени Вил». Не правда ли многозначительное совпадение с инициалами лежащего на престоле сатаны Ленина.
И поныне мумия ВИЛа содержится там, внутри пентаграммы. Церковная археология свидетельствует: «древние евреи, отвергнув Моисея и веру в истинного Бога, отлили из золота не только тельца, но и звезду Ремфана», которая имеет непосредственное отношение к пятиконечной звезде – неизменному атрибуту сатанинского культа. Сатанисты ее называют печатью Люцифера.

Мавзолей Ленина в советские годы
Тысячи советских граждан каждый день простаивали в очереди, чтобы посетить это капище сатаны, где лежит мумия Ленина. Руководители государств воздавали почести Ленину. Не проходит и дня, чтобы это место не было украшено цветами, тогда как христианские храмы на той же Красной площади в Москве на долгие десятилетия были превращены в безжизненные музеи. Пока Кремль осеняют звезды Люцифера, пока на Красной площади, внутри копии Пергамского алтаря сатаны, находится мумия наиболее последовательного марксиста, мы знаем, что влияние темных сил сохраняется.
Владимир Путин о коммунизме и мавзолее Ленина: http://kremlin.ru/events/president/news/17108
«Проблема такая существует. Конечно, она многоплановая, связанная со многими вещами, в том числе и с утратой определённых ориентиров.
У нас ведь что произошло после развала Советского Союза и господствующей идеологии? Ведь ничего взамен не появилось. Кстати говоря, не знаю, коллеги, которые придерживаются левых взглядов, может быть, будут ругаться или будут спорить со мной, но ведь даже в коммунистической идеологии основные постулаты взяты были из традиционных мировых религий.
Понимаете, ведь кодекс строителя коммунизма – это что такое? Всё равно что в Библии посмотреть или в Коране: не укради, не убей, не пожелай жены ближнего своего. Это всё там прописано, оттуда взято.
Вот многие говорят про Мавзолей, говорят, это не соответствует традиции. Что не соответствует традиции? Поезжайте в Киево-Печерскую лавру или посмотрите, что во Псковском монастыре либо на Афоне. Там мощи святых людей. Пожалуйста, там можно всё посмотреть. В этом смысле коммунисты даже в этой части традицию перехватили. Сделали это грамотно, в соответствии с потребностями того времени».

Почти столетие назад у его подножия стояла «Великая блудница Апокалипсиса» — оккультистка Лия Хираг. Выполняя задание своего любовника Алистера Кроули, она шептала слова древнего заклинания. Целью тайного обряда было «освободить флюиды древних природных богов».

Мало кто из туристов, побывавших в Берлине, обходит стороной знаменитый Пергамон-музей. Его главный экспонат — Пергамский алтарь по праву считается одним из чудес света. Ведь этот великолепный памятник – единственное, что сохранилось от навсегда исчезнувшего с лица Земли царства Пергам.

В III веке до нашей эры после распада империи Александра Македонского небольшое царство Пергам, лежавшее на западе современной Турции, обрело самостоятельность. Богатства Пергама были настолько велики, что страна соперничала с самими Афинами.

В 228 году до нашей эры полчища варваров-галлов избрали Пергам своей очередной жертвой. Им уже успели покориться многие государства, но аппетиты завоевателей росли не по дням, а по часам. Пергам казался им легкой и верной добычей. Однако варвары просчитались: пергамская армия уступала по численности, но превосходила по техническому оснащению. Это и сыграло на руку пергамцам.

В битве у истоков реки Каик правитель пергамцев Аттал I наголову разбил галлов, чем заслужил от своих подданных прозвище «спаситель». В честь победы Аттал приказал построить посреди столицы жертвенный алтарь. Битва богов и гигантов, запечатленная в камне, должна была напоминать потомкам битву их отцов с галлами, от которой когда-то зависела судьба их страны.

Алтарь располагался на южном склоне горы, с которой открывался великолепный вид на нижний город. Храм бога врачевания Асклепия, святилище богини Деметры, другие культовые сооружения, дома богачей – все было видно как на ладони. Алтарь и сам являлся культовым сооружением – в нем проходили богослужения под открытым небом.

Алтарь был поднят на высокий цоколь, в центре его прорезала широкая мраморная лестница, ведущая к верхней площадке. Внутри колоннады находился дворик, где размещался собственно жертвенник. С внешней стороны стены украшали скульптурные композиции, изображавшие битву богов и титанов.

Долгое время алтарь символизировал мощь и величие древнего Пергама, но, как сказал мудрец, все течет, все меняется. Цари Пергама попали в зависимость от римлян и стали жертвами политики «разделяй и властвуй».

Последний из властителей царства Аристоник закончил свои дни плачевно – его задушили в темнице. Дни великой страны были сочтены. Римляне бесцеремонно захватывали ее богатства. Римский император вывез из Пергама библиотеку, уступавшую только Александрийской, и подарил тысячи свитков царице Клеопатре.

В первых веках нашей эры фанатичные первохристиане разбили лица античным богам и гигантам, а сам алтарь прозвали «престолом сатаны». Так и простоял он разбитым до 718 года, пока арабы не подчинили себе Малую Азию.

В 1536 году древний город Пергам пал окончательно. Некогда величественное сооружение превратилось в груду развалин и оказалось погребенным под пылью веков. О его существовании напоминали лишь легенды, которые турки, населившие эти края, передавали из уст в уста.

В 1864 году турецкое правительство заключило договор с немецкой фирмой на строительство дороги от небольшого городка Бергамо до Измира. Осматривая место будущего строительства, инженер Карл Хуманн заметил на восточной окраине городка крутой скалистый холм высотой более трехсот метров.

Поднявшись на него, инженер обнаружил остатки крепостной стены. В этом месте никогда не производились археологические раскопки, и какое-то шестое чувство подсказывало ему, что здесь можно отыскать немало интересного. Он разговорился с турками, нанятыми в окрестных деревнях для строительства дороги. Они в один голос заявили:

Это место проклято, копать здесь нельзя. В горе живут белые дьяволицы и рыжие дьяволы. Еще наши деды и прадеды рассказывали, что всех, кто добывает тут камень, Аллах сурово наказывает: люди теряют дар речи, у них отказывают руки и ноги.

Хуманн предположил, что когда-то здесь мог находиться город, о котором история не сохранила никаких сведений, но он живет в народных сказаниях. Карл обратился к берлинским археологам за поддержкой – тщетно. Те не верили в существование древнего города.

Только в 1878 году дело сдвинулось с мертвой точки: директор императорских музеев Александр Конце выделил деньги на проведение археологических работ, а Хуманн получил официальное разрешение османской стороны. Первые раскопки начались 9 сентября и продлились год. Вот как Карл Хуманн описывал счастливый день, принесший первые находки:

Когда мы под­нимались, семь громадных орлов парили над акрополем, предвещая счастье. Откопали и расчистили первую плиту. То был могучий гигант на змеиных извивающихся ногах, обращенный к нам мускулистою спиною, голова повер­нута влево, с львиной шкурой на левой руке… Перевертывают другую пли­ту: гигант падает спиною на скалу, молния пробила ему бедро — я чувствую твою близость, Зевс!

Лихорадочно обегаю все четыре плиты. Вижу, третья подходит к первой: змеиное кольцо большого гиганта ясно переходит на плиту с гигантом, павшим на колени… Я положительно дрожу всем телом. Вот еще ку­сок — ногтями я соскабливаю землю — это Зевс! Памятник великий и чудесный вновь подарен миру, увенчаны все наши работы.

Глубоко потрясенные стояли мы, трое счастливых людей, вокруг драгоценной находки, пока я не опустился на плиту и не облегчил свою ду­шу крупными слезами радости.

Все найденное по соглашению с османской стороной переходило в собственность Германии. Груженые ослиные повозки двигались к побережью, там древние артефакты грузили на немецкие корабли и отправляли в Берлин.

Судьба сокровища в Германии складывалась непросто: то музей для него никак не могли достроить, то он подвергался настоящему нашествию со стороны немецких оккультистов и откровенно сатанинских сект.

Алтарем интересовались известные маги Алистер Кроули и Самюэль Мазерс — основатель магического ордена «Золотая Заря». У алтаря совершали тайные обряды Лия Хираг, известная в оккультных кругах как «Блудница в пурпуре», и Марта Кюнцель — национал-социалистка, входившая в Орден восточных тамплиеров.

Пергамский алтарь притягивал к себе как магнит эсэсовцев и их приближенных, к примеру, Карла Марию Виллигута — немецкого язычника, серьезно повлиявшего на мистические настроения Третьего рейха. Алтарем восхищались Рихард Вальтер Дарре и любимец Гиммлера Гельмут Далкуен.

В начале Второй мировой войны Пергамон-музей был закрыт, скульптурную композицию укрыли мешками с песком, а позже демонтировали и перевезли в бункер. В конце войны по инициативе советского академика Игоря Грабаря алтарь отправился в Советский Союз в качестве компенсации потерь предметов искусства, понесенных СССР в военные годы. Так пергамское сокровище оказалось в запасниках Эрмитажа.

В канун десятой годовщины победы над нацизмом Никита Хрущев сделал широкий жест – предложил вернуть древний памятник в Германию. В 1958 году основная часть экспонатов возвратилась в ГДР. С тех пор алтарь снова обосновался на родине Карла Хуманна. Навсегда ли? Турецкое правительство все чаще заявляет о возврате сокровища на «историческую родину». Впрочем, шанс у турок заполучить обратно бесценный шедевр пока ничтожно мал.

Использованы материалы статьи Оксаны Волковой, журнал «Ступени», №7, 2012

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *