Первая седмица Великого поста

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

  • Недели подгот-ые
  • О Неделях Поста
  • Торжество православия
  • Свт. Григория Паламы
  • Крестопоклонная
  • Иоанна Лествичника
  • Марии Египетской
  • Вход в Иерусалим
  • Лазарева Суббота
  • Страстная седмица
  • Пасха
  • ПОДГОТОВКА К
    ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

  • Недели подгот-ые
  • О мытаре и фарисее
  • О блудном сыне
  • Суббота мясопустная
  • О Страшном Суде
  • Масленица
  • Прощеное воскресенье
  • Великий пост
  • ПРАЗДНИКИ

  • Рождество
  • 25.12 (07.01)

  • Обрезание
  • 01.01 (14.01)

  • Крещение
  • 06.01 (19.01)

  • Сретение
  • 02.02 (15.02)

  • Благовещение
  • 25.03 (07.04)

  • Вход в Иерусалим
  • Пасха
  • Вознесение Господне
  • Троица
  • Петра и Павла
  • 29.06 (12.07)

  • Преображение
  • 06.08 (19.08)

  • Успение
  • 15.08 (28.08)

  • Усекновение
  • 29.08 (11.09)

  • Рождество Богородицы
  • Воздвижение
  • 14.09 (27.09)

  • Покров
  • 01.10 (14.10)

  • Введение во храм
  • 21.11 (04.12)

  • другие праздники …
  • ПОСТЫ

  • Великий пост
  • Петров пост
  • Успенский пост
  • — 1(14) — 14(27) августа

  • Рождественский пост
  • — 15(28) ноября — 24 дек. (6 янв.)

    ЦЕРКОВНЫЙ ГОД

    :: ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ВЕЛИКИЙ ПОСТ

    НЕДЕЛИ И СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
    Неделя — принятое в церковном календаре название воскресного дня. В данном случае, например, «Неделя Крестопоклонная» означает 3-е воскресенье Великого поста и седмицу предшествующую этому воскресенью

  • Подготовительные недели к Великому посту
  • Чистый понедельник
  • Первая пятница Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров
  • Неделя 1-ая Великого поста. Торжество православия
  • Неделя 2-ая Великого поста. Святителя Григория Паламы
  • Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
  • Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника
  • Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской
  • Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень в Иерусалим
  • Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря.
  • Страстная седмица (последняя неделя перед Пасхой)
  • Пасха — светлое Христово Воскресение
  • Книги, справочники, статьи:

  • Митр. Иоанн (Снычев). Как подготовиться и провести Великий пост
  • Великий пост и Пасха, обзор правил, обычаев, 2003 г.
  • Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверий читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы Великого поста на Литургии после заамвонной молитвы происходит освящение «колива» т. е. Отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император, Юлиан Отступник, в 362 году приказал в г.Антиоксии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедование Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

    В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое «торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания Св. Икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебенное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви. Дьякон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е., объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие года»- живущим.

    Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в 14 веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

    В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песня поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

    В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской». Жизнь Св. Марии Египетской, преяоде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем. На утренник в этот день читается житие Св. Марии Египетской и канон Св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами невидимыми.

    В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-трузвдающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

    В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных» : «Благословен еси Господи, научи меня оправданием Твоим», а на Литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя».

    Шестое воскресенье Великого Поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот иначе называется Вербным воскресением. Неделею Вайи и Цветоносною, На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»…, а читается непосредственно 50-ый псалом, и освящаются молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).

    С вечерни в Вербное воскресенье отпущение начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш»… и т.д

    Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Ин. 8, 31-32)

    Школа флористики

    Школа флористики цветы в деталях! Получи уроки по свадебному бизнесу

    <strong>МОСКВА, 13 июн — РИА Новости. </strong>Петров пост в 2020 году у православных начинается с 15 июня. Сколько продлится и когда закончится Апостольский пост, чего нельзя и что можно есть и делать, что такое Петровки, а также календарь питания по дням — в материале РИА Новости. Петровский пост 2020История возникновения поста перед праздником апостолов Петра и Павла, именем первого из которых он и назван, туманна. По одной из версий, обычайпоститься перед Апостольским торжеством возник в IVвеке в Риме. По другой — на столетие раньше.»Изначально он был создан как компенсаторный пост для тех, кто не мог по каким-то причинам соблюдать Великий пост», — поясняет известный церковный публицист иеромонах Феодорит (Сеньчуков).При этом на общецерковном уровне изначально он был не обязателен для всех. Лишь со временем он стал одним из четырех длительных постов для духовенства и мирян.Так в чем же тогда смысл этого поста и духовное значение для христиан?»Он приурочен к апостольскому посту, когда ученики Спасителя постились перед выходом на проповедь. Так как каждый христианин призван к апостольскому служению, то это, скажем так, наш миссионерский пост», — говорит иеромонах.Когда проходит и сколько длитсяПетров пост не имеет фиксированного количества дней. С какого числа он начинается ежегодно, зависит от даты, на которую в этом году выпала Пасха.»На 50-й день после Пасхи праздником Троицы заканчивается Цветная Триодь (особый период церковного календаря — прим.ред.), а через неделю, после воскресного Дня всех святых, начинается говение», — отмечает отец Феодорит.От даты Пасхи зависит и длительность воздержания. В этом году Петров пост продлится 27 дней. Его начало приходится в 2020 году на 15 июня, а конец – всегда на 11 июля.Как соблюдать Петров пост»Задача трезвенного ограничения, сохранения контроля над собственным сознанием и молитвенной жизнью, а также памятования о том, что даже на пляже или на грядке фазенды ты христианин, актуальна для Петрова поста», — обращает внимание глава Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.Главное для верующего, по его словам, — «не превратиться в кляксу». То есть не дать побороть себя страстям.»В летнее время падает интенсивность богослужебной жизни, а человеку попросту хочется расслабиться и отдохнуть — что само по себе нормально. Но чтобы верующие не забыли, что нужно молиться, что есть храм и что в любом времяпрепровождении должно быть разумно самоограничение», — говорит отец Максим.Что можно есть и питьЗачастую верующие задаются вопросом, строгий ли Петров пост или нет. По словам священнослужителей, он относится к категории легких. Его устав примерно такой же, как у Рождественского.»В этот пост можно кушать рыбу», — обращает внимание отец Максим Козлов.Православным рекомендуется воздержаться от пищи животного происхождения — мяса, молока и яиц. Их можно заменить на фрукты и овощи. А также на морепродукты.В субботу, воскресенье, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, а также на престольный праздник храма разрешается пить вино (разумеется, в умеренном объеме). А в меню многих монастырей, в том числе для паломников, в это летнее время оказывается квас, зачастую собственного приготовления.Чего нельзя делатьСравнительная легкость Петрова поста некоторым верующим непривычна. Поэтому они, по словам священников, стараются наложить на себя дополнительные ограничения.»Одной из ошибок людей, которые пришли в Церковь в последние 20-30 лет, была попытка психологически настроить себя на этот летний пост так же, как на Великий. Это не получится, да и задачи такой нет», — говорит отец Максим.С другой стороны, это не значит, что можно, например, «упиваться до беспамятства». Главное, чего нельзя делать в пост, как и в любой другой день, — нельзязабывать о христианском образе жизни.В летний период, на который приходится пост, в России принято играть свадьбы. Отсюда многие задаются вопросом — можно ли жениться до Петрова дня?По мнению духовенства, можно — только если речь идет о походе в ЗАГС. А вот с церковной точки зрения брак в Петров пост заключить нельзя. В постные дни, согласно уставу, таинство венчания не совершается.Молитвы в Петровский постКаких-то особых молитв в Петров пост нет. Однако священники рекомендуют верующим чаще участвовать в богослужениях в храме.Также верующим желательно читать Священное Писание. К нему относятся как книги Ветхого Завета, так и Новый Завет.Жизнь и проповеди Петра и Павла приведены в таких книгах Писания как «Деяния апостолов» и различных апостольских «Посланиях».Календарь питания по днямПетров пост раньше в народе считался радостным временем. В селах на Петровки — это название постных дней — готовили различные блюда из овощей и рыбы.Постное меню и поныне зависит от устава. В нем прописаны все ограничения в еде для верующих.Хоть Петров пост и считается не строгим, рыбу можно есть не всегда. Согласно уставу, она запрещается в пищу по средам и пятницам.»В среду и пятницу — сухоядение. Или же вареная пища», — говорит иеромонах Феодорит.В остальные же дни также дозволяется пища с растительным маслом. В эти же дни можно употреблять «гадов морских» — кальмаров, креветок, омаров, мидий и так далее. А если на среду и пятницу приходится какой-нибудь праздник, то сухоядение отменяется.

    История правописания церковных текстов формировался достаточно долго. Согласно постановлению Святого Синода в церковное печати прописные буквы ставились только в самом начале книги или же в новом разделе. Вместо этого в этих словах ставился надстрочной знак или так называемый титло. Это касалось не только имён собственных, но и другим церковным гласностей. К этой группе также относились название праздников и постов. Если же слово находилось в середине текста, то абсолютно всегда писалось со строчной буквы. Поэтому в те времена слово Великий пост никогда не употреблялось с прописной буквы.

    В советское время словари и справочники приписывали писать церковные название с заглавной буквы — Великий пост

    Смотрите также — календарь питания на время Великого поста

    Так например в 1956 году в своде правил правописание были занесены изменения связанные с церковными праздниками и постами. С этих пор Великий пост начали писать с большой буквы вне зависимости от того где это слово находится в общем тексте. Если же вдаваться в общую морфологию слова, то Великий выступает в роли названия или же имени собственного, относящегося непосредственно ко времени проведения поста. Именно поэтому слово Великий пост так же, как и название праздников начали писать с заглавной буквы.

    В кругу церковного года особое время отведено Великому посту с приготовительными к нему неделями и седмицами и заключающей его Страстной седмицей. Церковные песнопения этих дней составляют содержание богослужебной книги Триодион, сиесть Трипеснец (Триодь постная).

    Долго ожидали люди пришествия в мир Спасителя. Их вздохи к стенания нигде так сильно не высказаны, а падшее состояние духа человеческого нигде не оплакано такими горькими и искренними слезами, как в Триоди постной, проникновенно побуждающей к покаянию и сокрушенной молитве, чтобы с чистым сердцем встретить светлый Праздник Христова Воскресения.

    Пост Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы называются Великим по особой важности его установления. Он установлен главным образом в память сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню и поcтившегося там (Мф. 4, 2), а также сорокадневного поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8). О том, что пост был сорокадневным почти с начала его установления, есть свидетельства : глубокой древности, а само название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных памятниках. Вначале было два дня поста пред Пасхой — четверг и пятница — Пасха крестная — зачаток будущей Страстной седмицы, затем стал присоединяться впереди пост Четыредесятницы.

    Книга «Правила святых апостолов», или «Постановления святых апостолов», составленная по источникам, относящимся к II и III векам, 69-м правилом повелевает всем поститься в Святую Четыредесятницу пред Пасхой. Апостольское установление поста пред Пасхой и каноническое соблюдение его всей Церковью свидетельствуют святой Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаженный Иероним и святой Кирилл Александрийский (IV в.).Святой Василий Великий и святой Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но самым непререкаемым свидетельством древности этого поста являются пасхальный круг святого Ипполита Римского (III в.), начертанный на его епископском седалище и содержащий указание на древний обычай прекращать пост Четыредесятницы по воскресным дням.

    Пост Святой Четыредесятницы, повсюду продолжаясь 40 дней, соблюдался, однако, в древней Церкви не в одно и то же время: это зависело от неодинакового счисления дней поста и дней, в которые он разрешался. В Восточных Церквах существующий и доныне порядок хранения поста Четыредесятницы установился в IV веке.

    Великий пост состоит из собственного сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы), начиная со второго дня (с понедельника) и оканчивая в пятницу, потом начинается святая седмица Пасхи (страданий Христовых), постясь во время ее, все — со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих» (кн. 5, гл. 1).

    Святой Епифаний Кипрский(+ 403) пишет: «Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной седмицы) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении» (Изложение кафолической веры, XXII).

    Древние христиане соблюдали пост Святой Четыредесятницы с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались (VI Вселенского Собора прав. 56) мясо, молоко, сыр, яйца. Правила соблюдения Великого поста отражены и в нашем Уставе церковном (Типикон, гл. 32 — «От правил святых апостол и святых отец о Святой великой Четыредесятнице яко должен всякий христианин опасно (строго) хранити». Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы. В понедельник и вторник первой седмицы внушается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, сухоядение — принятие пищи один раз в день, вечером. В субботние и воскресные дни дважды в день разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). Только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.

    Церковь строго осуждает нарушающих пост Святой Четыредесятницы. Лаодикийский Собор определяет: «Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в четыредесять дней не постится, да извержется (из сана). Аще мирский человек не постится, да отлучится» (прав. 50). В Номоканоне сказано: «Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу, или в среду и в пяток, — лета два да не причастится» (Малый требник, прав. 85).

    Но, действуя в духе любви и милосердия Божия, Православная Церковь не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны в Святую Четыредесятницу творить дела любви и милосердия и, равно как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.

    В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы Церковь разъясняет сущность истинного поста как средства духовного возрождения: время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении, умерщвления греховных пожеланий. Поэтому Церковь в своих песнопениях Святую Четыредесятницу называет веселым временем поста.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *