Первая седмица

ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ

Три подготовительных к Великому посту воскре­сенья остались позади. Четвертое называется Сыропустным, поскольку это последний день, когда вкушают молочную трапезу и яйца. В этот день вспоми­нают Адамово изгнание, то есть момент, когда челове­чество лишилось райского блаженства: «Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен…»

На утрене последний раз поют 136-й псалом «На реках Вавилонских», который мы слышали по вос­кресеньям, начиная со второй подготовительной к посту седмицы.

Границей между Сыропустным воскресеньем и постом служит исполнение особого песнопения, ве­ликого прокимна: «Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю». В это время священнослужители переоблачаются в алтаре в темные великопостные об­лачения. Когда дьякон или священник выходит и воз­глашает молитвенные прошения, хор отвечает ему ве­ликопостным распевом, более сдержанным и тихим.

ЧИН ПРОЩЕНИЯ

В этот день совершается чин, давший воскресе­нью название Прощеное. У древних палестин­ских монахов из Лавры Святого Саввы существо­вал обычай расходиться в этот день по Иудейской пустыне и проводить пост поодиночке, собираясь вместе в монастыре к празднику Входа Господня в Иерусалим. Перед расставанием они заранее испра­шивали друг у друга прощения, потому что никто не знал — вернется ли он живым (в пустыне водились львы, подстерегали и другие опасности). В память об этой традиции в наших храмах вечером (иногда, ради удобства, сразу после литургии) совершает­ся чин прощения. Священник произносит пропо­ведь и просит прощения у прихожан за возможные обиды, невнимание к ним и за свое недостоинство. В разных храмах могут бытовать свои особенные традиции того, как прощаться в Прощеное воскре­сенье. Обычно стоящий на амвоне настоятель храма держит крест, к нему подходят прихожане, целуют крест и в ответ на его «Простите», отвечают: «Бог простит, меня простите». Затем просят прощения у всех присутствующих в храме. Попросить прощения у того, с кем, возможно, был в ссоре, очень трудно. И все же входить в великопостные дни даже с те­нью обиды нельзя.

ОСОБЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Храмовые облачения на аналоях — темного цвета.

Начинается время пространных, неторопливых церковных служб. Намеревающийся великопост­ные службы посещать (особенно первой седмицы) должен запастись терпением.

В эти дни можно открыть для себя, чему посвя­щены маленькие службы, называющиеся «часы». На службах поются песнопения, которые открыва­ют их богослужебный смысл.

Смысл первого часа выражен его тропарем, ко­торый начинают по-особому исполнять, совершая земные поклоны. Обычно священник пропевает: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой» — и совершает земной поклон. Хор поет это песно­пение и тоже совершает земной поклон, пока свя­щенник возглашает особые стихи: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое», «Яко к Тебе помолюся, Господи». К этим стихам хор подпевает тропарь «Заутра услышу…», все это чередуется с поклонами. Это утреннее призывание Бога.

На третьем часе подобным же образом поют, вспоминая событие Пятидесятницы: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

Шестой — воспоминание страшного момента Распятия Христова: «Иже в шестый день же и час, на кресте Пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».

Девятый час не менее страшен по смыслу, это время смерти Иисуса Христа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

В дни Великого поста можно причаститься на необычной службе — Литургии Преждеосвященных Даров. Привычная всем Евхаристия совершается во время поста только по субботам и воскресеньям. А в среду и пятницу христиане причащаются освященными в предшествующее воскресенье Дарами.

ПОКАЯННЫЙ КАНОН АНДРЕЯ КРИТСКОГО

На первой седмице нас ожидает призыв к сугубому покаянию. Четыре дня (понедельник, вторник, среду и четверг) вечером совершается особое бого­служение — чтение великого повечерия с Великим каноном преподобного Андрея Критского.

Великий покаянный канон стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого по­ста. По содержанию он представляет собой беседу кающегося с его собственной душой. Канон большой, он разделен на четыре части, потому и читается четы­ре дня. Вспоминается много библейских персонажей (Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф, «колесничник Илия»), пример которых должен сподвигнуть чело­веческую душу к очистительному покаянию.

Дмитрий ЛАЙБОВ
Источник: журнал «Великий пост», №4

О сериале: Уолл-стрит давно уже стала чуть ли не именем нарицательным в мире бизнеса, ценных бумаг и финансов. Торговля акциями и облигациями неизменно привлекает крупных бизнесменов, позволяя им преумножать свою прибыль. В противовес финансовым воротилам, главные герои – обычные служащие. И им страшно надоело, что кто-то постоянно богатеет, не давая возможности заработать ребятам вроде них. Поэтому троица придумывает своеобразную ловушку для бизнесменов, в результате которой те должны потерять свои сбережения, а наши герои – обогатятся и получат огромное моральное удовлетворение. Сериал Чёрный понедельник смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве.
Они сталкивают лбами успешных предпринимателей, в результате чего те теряют много средств. Кроме того, акции начинают терять в цене, соответственно – сбережения миллиардеров постепенно обесцениваются. Когда ситуация достигает полного краха, и происходит то, чего так хотели главные герои. А в истории этот день назовут Чёрным понедельником.

О главных великопостных службах, которые нужно посетить

В прошлый раз мы уже говорили о том, что самое главное Великим постом совершается в храмах. В православном богослужении человеку открывается новый, незнакомый для него мир духовных законов и истин.

Переступая порог храма, мы действительно входим в совершенно иное пространство, как бы попадаем в другую систему координат: вместо нашего обычного «плоского», «горизонтального» существования оказываемся участниками иного бытия с «вертикальной» составляющей. Заходя в храм, мы чувствуем, что отсюда можно начать движение по этой вертикали – движение к Богу. А Великим постом сближение человека с Богом больше похоже на стремительный взлет, во многом благодаря особым великопостным службам.

Если не успел разогнаться

Конечно, все начинается с Прощеного воскресенья и следующей за ним 1-й Седмицы Поста. Поясним: Седмицей в церковной традиции называется наша обычная неделя, а Неделей – воскресенье. Часто неискушенные люди путают и называют «страстной» 1-ю Седмицу, но Страстная седмица – в конце Великого поста, перед Пасхой. Эта небольшая путаница может происходить от того, что к 1-й Седмице, к началу Великого поста, Церковь относится предельно серьезно. Это время является своеобразным разгоном для всего Поста, и опытные христиане стараются на этой неделе не просто чаще бывать в храме, но посещать службы каждый день. На вечерних богослужениях 1-й Седмицы Великого поста служится Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это самое большое в православном богослужении последование разделяется на четыре части и читается с понедельника по четверг. Тот, кто хотя бы раз в жизни слушал или читал этот Великий канон, ждет его с особым нетерпением, поскольку он является неким камертоном, задающим духовную ноту на весь предстоящий Великий пост. Завершается 1-я Седмица воскресеньем, которое называется Неделя Торжества Православия. На службах этого дня Церковь благодарит Бога за возможность обращаться к Нему, за то, что святость как подражание Богу в любви стала обычным, хотя и весьма трудным для людей делом.

Но вот прошла 1-я Седмица, и Великий пост входит в свой, если так можно сказать, обычный повседневный богослужебный ритм. Если по какой-то причине кто-то замешкался и, что называется, проморгал «разгонную» первую неделю, не надо думать, что теперь можно махнуть рукой на весь Великий пост. Все еще только начинается, и более того, начать поститься как в телесном, так и в духовном смысле можно в любой момент. Для этого нужно встроиться в богослужебную жизнь Церкви, почувствовать особое молитвенное настроение обычных повседневных великопостных служб.

Как спрятаться в храме

Те, кто уже много лет ходит в храм, знают, что главное, присутствуя на церковном богослужении, найти укромный уголок в храме, спрятаться там, например за колонной, и прочувствовать свое личное предстояние перед Богом – только Бог и душа. Конечно же, это важно, но немного несерьезно, ведь никуда не спрячешься от самого себя, от бесконечного потока мыслей, не обязательно греховных, а просто суетных. Никакой темный уголок не поможет, а его может и не быть в маленьком храме; никакое «свое» место в храме не избавит от ветра в голове, если нет нужного настроения души. Великопостные будничные богослужения как раз помогают обрести такое настроение, не прятаться в темном углу храма, а стоя прямо напротив иконостаса, найти укромный уголок внутри собственного сердца.

Особенно ценится знатоками православного богослужения Великое повечерие, которое совершается каждый будний вечер в течение всего Великого поста. На этой службе есть и чтение умилительных покаянных псалмов, и бодрые, даже духовно-воинственные песнопения «С нами Бог» и «Господи Сил, с нами буди», и, конечно, земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. У Великого повечерия действительно свой особый настрой вечернего молитвенного приношения Богу. В одном из тропарей этой службы так и поется: «День прешед, благодарю Тя Господи, вечер прошу с нощию без греха подаждь ми Спасе и спаси мя». Когда слышишь эти слова, душу посещает торжественное чувство благодарности за самый великий, но и самый незаметный, почти что пренебрегаемый дар Бога людям – время для исправления, для выхода из темного леса греха на столбовую дорогу, добрую христианскую жизнь.

Продолжает и увеличивает тихую торжественность заданную Великим повечерием «самое постовое» богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается она в среду и пятницу утром, хотя по замыслу также является вечерним богослужением. В древней Церкви христиане не приступали к телесной пище в течение всего дня, а вечером собирались в храме, чтобы совершить вечерю любви – вкусить главную христианскую трапезу – Тело и Кровь Христовы. Литургия Преждеосвященных Даров появилась потому, что в будние дни Великого поста по богослужебному Уставу не положено совершение полной Божественной литургии, чтобы еще сильнее подчеркнуть покаянный характер этих дней. Литургия – это всегда радость, это прорыв в Горний мир, и полная литургия Великим постом совершается только в субботние и воскресные дни, а также на праздник Благовещения. На Преждеосвященной литургии не совершается главного христианского Таинства – Евхаристии, поэтому причащение происходит преждеосвященными (на воскресной литургии) Дарами.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается в неудобное для работающих людей время – поздним утром в среду и пятницу. Однако те, кто любит и ждет эту службу, все же стараются хотя бы несколько раз за Великий пост побывать на ней. Трудно даже сказать почему, но на этом богослужении, как ни на каком другом, ощущается величие происходящего: присутствие Самого Христа и строгое и в то же время радостное ожидание христианами теснейшего общения с Богом. Несколько раз за эту службу все молящиеся в храме встают на колени. Новичка может смутить такое поведение, но внимательному человеку скоро становится понятно, что только таким видимым образом смирения можно выразить трепет перед происходящим в храме. В первый раз на колени опускаются во время пения древнего христианского песнопения «Да исправится молитва моя», а затем следует перенос Святых Даров с жертвенника на престол, во время которого поется песнопение «Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы…». Священник несет в своих руках Тело и Кровь Христовы, а люди не только опускаются на колени, но и приклоняют лицо к земле. Чуткая христианская душа чувствует приближение своего Бога и Спасителя.

И тут ты уже никуда не спрячешься. Вот Христос в освященных Дарах движется по храму, а правильнее сказать – приближается к каждому из присутствующих, и ответить на это движение страшно, а не ответить – еще страшнее.

Особые дни

В течение Великого поста есть дни, выделяющиеся особыми богослужениями, на которых христиане стремятся непременно побывать. В первую очередь это, конечно, Крестопоклонная неделя – третье воскресенье Великого поста, когда торжественно выносится на середину храма украшенный крест Христов для поклонения и укрепления постящихся христиан. Служба этого дня и накануне Всенощное бдение посвящаются воспоминанию Страданий Христовых как напоминание почти посреди поста о том, к чему мы движемся, что Страстная неделя будет венчать Великий пост. Завершение 3-й Седмицы поста – это уже и время, когда христиане устают от напряжения телесного и духовного. Поклонение Кресту укрепляет силы уставших и побуждает к постному труду успевших расслабиться и подзабыть о первоначальной ревности и тех обещаниях, которые мы давали Богу на 1-й Седмице Великого поста.

Очень ожидаемая служба — Мариино стояние, в среду вечером на 5-й Седмице Великого поста. Такое неформальное название это богослужение получило по необычной для привычного хода службы вставке чтения жития преподобной Марии Египетской. Повествование о жизни этой удивительной святой убеждает нас в том, что никакое, даже самое низкое, падение не является препятствием для покаяния в истинном смысле – решительной ненависти к ранее соделанным грехам. Мариино стояние – это еще и одна из самых продолжительных служб, поскольку на ней полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Таким образом, для тех, кто упустил его на 1-й Седмице, это шанс все-таки услышать величайшее богослужебное последование христианской Церкви.

На последней шестой неделе Поста, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), совершается воспоминание воскрешения праведного Лазаря, называется этот день Лазарева суббота. Пост закончился, одежды священников на один день меняются с темных на светлые. И радость этого праздника ощущается христианами через особое чувство, которое можно было бы назвать предвкушением. Накануне Лазаревой субботы, в пятницу вечером частично поются воскресные песнопения, и хотя впереди еще главная седмица поста, Страстная, но мы уже, как когда-то древние иудеи, понимаем, Кто к нам пришел… Воскресить из мертвых четверодневного, уже смердящего покойника может только Бог. Это еще не окончательная победа над смертью, но твердое уверение в том, что последний наш враг скоро будет повержен.

После Лазаревой субботы – начало того периода церковной жизни, от Входа Господня в Иерусалим до Пасхи, который сам по себе и есть вся наша жизнь. На Страстной седмице мы переживаем все: от ликования встречи Христа в Иерусалиме до предательства, мучения и смерти Спасителя и таинственной Великой субботы. Подготовиться к этому невозможно, это нужно пережить вместе со всей Церковью. Однако в следующий раз мы все же попробуем рассказать о некоторых богослужебных особенностях Страстной седмицы.

Газета «Саратовская панорама» № 10 (938)

В понедельник, 2 марта 2020 года в первый день Великого поста следует полностью отказаться от еды. Это самый строгий день полного воздержания.

Масленица с блинами осталась позади. Все семь недель вплоть до Пасхи верующим советуют воздерживаться от мяса, рыбы, молока и яиц. В этом году пост закончится 18 апреля.

Первая седмица с 2-8 марта называется «Федоровой неделей». В эту неделю православие чтит победу в иконоборчестве. Особое почтение высказывают императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви, после запрета в VIII веке. Принято вспоминать всех защитников православной веры.

Традиции Чистого понедельника:

  • Обычно этот день христиане стараются провести в чистоте.
  • Уставом запрещена любая пища, только питье воды. Холодной воды должно быть много, около 2 литров день.
  • Двухдневное промывание водой на фоне полного голодания очищает организм от шлаков и токсинов. Сознание проясняется и появляется легкость. На голодный желудок молящийся способен сосредоточить свои мысли и направить в нужное русло. Без еды появляется время подумать о душе.
  • Ни в коем случае нельзя доедать то, что осталось от Масленицы. Всё отдается домашним животным.
  • Начиная с чистого понедельника, весь Великий Пост принято было носить только старую поношенную одежду, пользоваться исключительно старой посудой.

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,— как снег убелю; если будут красны, как пурпур», — говорится про Чистый понедельник в Ветхом Завете, чтение которого во всех храмах начинается с этого дня, начиная с шестого часа.

Артём Оборин.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *