Первородство за чечевичную похлебку

Закон Божий

У Исаака было два сына: Исав и Иаков.

Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле, Иаков был кроткий и тихий, жил в шатрах вместе с отцом и матерью.

Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи своей, а Ревекка больше любила Иакова.

Исаву, как старшему сыну, принадлежало первородство, то есть преимущество над Иаковом в благословении от отца.

Но вот, однажды Исав возвратился с поля усталым и голодным. Иаков в это время варил себе похлебку из чечевицы.

И сказал ему Исав: «Дай мне поесть».

Иаков же сказал: «Продай мне свое первородство», так как ему очень хотелось, чтобы к нему стало относиться благословение, данное Богом Аврааму, и тем самым ревностно послужить Богу.

Исав ответил: «вот я умираю от голода, что мне в этом первородстве?» Таким ответом Исав показал свое пренебрежительное отношение к благословению Божию.

Иаков сказал: «Поклянись».

Исав поклялся и продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку.

Когда же Исаак состарился и ослеп, то, чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Но, благодаря хитрости, устроенной Ревеккой, он вместо Исава благословил Иакова. Исаак вскоре узнал свою ошибку, и не смотря на это, все же утвердил за Иаковом свое благословение.

За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был уйти из родной семьи.

По совету родителей, он отправился на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, к брату ее Лавану, чтобы пожить у него, пока не пройдет гнев Исава, и при этом жениться на одной из дочерей Лавана.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. «Бытие» (Быт.23–25; Быт.27:1–9).

Библейская пища. Чечевица за первородство – выгодный обмен

«БЛАГОСЛОВЕННАЯ ТРАПЕЗА. Библейские истории и рецепты» — так называется книга Энтони Чиффоло и Рейнера Хессе, которую выпустило издательство «КоЛибри, Азбука-Аттикус». Авторы — священник Рейнер Хессе и историк и издатель Энтони Чиффоло посвящена миру Ветхого и Нового Заветов, праздникам, ритуалам и обыденной жизни библейских героев. Тут и отрывки из Священного Писания, и исторические комментарии, и главное — рецепты блюд, которые вкушали библейские герои и апостолы.

Мы знакомим читателей AIF.RU.Кухня с выдержками из нее. Перед вами – вторая часть.

Первородство за чечевичную похлебку

И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились . Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.

Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал : продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал : поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел, и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородством.

(Бытие, 25: 24–34)

Дичь contra супчик

В центре этого незатейливого и очень известного библейского сюжета — голод, алчность, неведение и изрядная доля зависти. Отличное блюдо можно приготовить из подобной смеси! Сюжет этот дает нам и представление о занятиях жителей древней Палестины, где выросли Иаков и Исав.

Одни занимались скотоводством, другие — охотой. Иаков и Исав, собственно, и персонифицируют эти два типа. Из текста явно следует, что правда на стороне Иакова, не потому лишь, что он сумел получить право первородства, а потому, что его образ жизни более упорядочен, цивилизован и не столь зависит от обстоятельств.

И хотя Исав был любимцем отца, потому что приносил в дом дичь, которая в те времена не часто появлялась на столах, скотовод Иаков взял над ним верх. Ключ к такому повороту событий мы находим в самом начале, когда сообщается, что он появился на свет, держась за пяту Исава. С тех пор Исаву суждено было вечно оглядываться назад, опасаясь подвоха со стороны брата.

Исав входит в шатер Иакова зверски голодным. Ему не важно, что именно приготовил брат, все равно, что он подаст. Некоторые комментаторы Библии считают, что Иаков готовил кушанье из египетской чечевицы, которой Исав раньше не пробовал; незнакомый соблазнительный запах заставил его забыть обо всем на свете (см. Robert Jamieson, A. R. Fausset, David Brown. A Commentary, Critical and Explanatory on the Whole Bible. 1921). Должно быть, еда оказалась очень сытной, потому что он быстро с ней расправился, встал и ушел.

У потомков Авраама первородство имело огромное значение. Первенец получал преимущество перед всеми прочими детьми, рожденными от его отца. Обычно он наследовал львиную долю отцовского имущества, во Второзаконии (21:17) прямо указано, что отец должен дать первенцу «двойную часть из всего, что у него найдется». Эта норма фактически запрещает отцу оказывать поддержку младшему сыну в ущерб старшему. После смерти отца первородный сын становился главой семьи со всеми вытекающими отсюда правами (на уважение и на собственность) и обязанностями (заботиться об отцовских вдовах, незамужних сестрах и несовершеннолетних братьях). Так или иначе, право первородства было чрезвычайно важно, и Исаву следовало бы проявить большую осмотрительность, прежде чем уступить его брату.

Меню братского ужина

Хлеб • Чечевица с рисом • Салат из огурцов с йогуртом • Лук с чечевицей, орехами и фруктами • Похлебка Исава • Запеченный козий сыр с травами • Сушеные абрикосы и фисташки • Торт «Красный бархат»

Помимо приведенной выше главы Книги Бытия чечевица, которой Иаков накормил брата, упоминается в Библии еще трижды (2 Царств, 17:28 и 23:11; Иезекииль, 4:9). Есть основания предполагать, что чечевица в библейские времена выращивалась очень широко и была частым блюдом на столе бедняков. Ее высеивали под зиму на небольших участках вспаханной земли, а урожай собирали в конце весны или в начале лета. Она вырастала до тридцати сантиметров высотой и цвела мелкими бело-голубыми цветами.

Чечевица, богатая протеином и аминокислотами, витаминами А и С, и сегодня популярна на Ближнем Востоке, где выращивают главным образом два ее вида. Первый дает крупные серые бобы, красноватые внутри. Перед приготовлением верхний слой смолачивают, оставляя красные семядоли. Шелуху скармливают скоту. Этот сорт готовится быстрее, чем второй — более мелкий, без красных семядолей (хотя он бывает красновато-коричневым снаружи).

Чечевицу этого сорта едят целиком, не смолачивая шелуху. В рецептах, которые мы приводим, фигурирует именно чечевица второго сорта, с ней меньше хлопот. Два блюда вегетарианские, в третье добавляется немного мяса — для любителей более сытной еды. Каждым из них можно накормить множество голодных лю- дей, и обойдется такое угощение очень дешево!

Хлеб библейский

Из всех видов ближневосточных лепешек проще всего испечь самые вкусные из них — эль хобуц

Потребуется:1 пачка дрожжей, 1 чайная ложка сахарного песка, ⅓ чашки теплой воды, 1 чашка молотой манной крупы, 2 чашки пшеничной муки, 2 чайные ложки соли, 1 чайная ложка кунжута, 2½ чашки воды, 2 столовые ложки молотой манной крупы, чтобы посыпать рабочую поверхность

Приготовление: Духовку нагреть до 200 градусов. Положить в чашку дрожжи, сахарный песок и воду; размешать и поставить в теплое место, пока дрожжи не удвоятся в объеме. Тем временем смешать муку, соль, семена кунжута в большой миске. Медленно влить треть чашки теплой воды, потом дрожжевую смесь.

Месить тесто руками 5–6 минут, придавая ему форму колобка; вынуть тесто из миски и месить еще примерно две минуты. Тесто должно приобрести однородную тягучую консистенцию. Разрезать тесто на две части. Каждую часть накрыть влажной горячей салфеткой и отставить минуты на две.

На рабочую поверхность насыпать молотой манной крупы и из каждой половины теста скатать по колобку. Накрыть их горячими влажными салфетками, выложить на противень и оставить минуты на три. Посыпать тесто манной мукой и раскатать колобки в лепешки примерно 12 сантиметров в диаметре. Накрыть горячими влажными салфетками и поставить подняться в теплое место.

Острым ножом сделать на поверхности теста насечки и выпекать15 минут. Затем убавить огонь до 160 градусов и печь еще 25–35 минут. Вынуть хлеб из духовки. Хлеб готов, когда покроется сверху коричневатой корочкой, а если по нему похлопать, «вздыхает», как будто полый. Накройте его салфеткой и дайте остыть. Резать хлеб нужно прямо перед подачей на стол.

Выход: 12 крупных кусков.

Чечевица с рисом

Меджедарах — блюдо из чечевицы с луком — часто встречается в меню ближневосточной кухни

Потребуется:2 чашки чечевицы (примерно 400 г), 8 чашек воды, 2 крупные луковицы, ½ чашки оливкового масла, 2 столовые ложки сумаха,1 чашка коричневого или белого риса, соль и перец по вкусу

Приготовление: Чечевицу перебрать (в ней могут попадаться мелкие камешки), тщательно промыть и высушить. Выложить в большой горшок, залить водой и довести до кипения. Убавить огонь и варить минут 15. Тем временем обжарить нашинкованный лук в оливковом масле с добавлением сумаха до состояния карамели. Добавить сырой рис, лук и выложить в чечевицу. Тушить, помешивая, примерно 45 минут, пока чечевица не разварится. Соль и перец добавить по вкусу. Подавать холодной или горячей.

Выход: 8 порций.

Салат из огурцов с йогуртом

Салат из огурцов с йогуртом с его легкой кислинкой — легкое освежающее блюдо

Потребуется:3 крупных огурца, сок одного лимона, 1 зубчик измельченного чеснока, 4–5 веточек свежей мяты, мелко порубленной, 1 кружка нежирного йогурта, ½ чайной ложки соли

Приготовление: Огурцы очистить от кожуры и нарезать тонкими дольками. Выложить веером на дно большого охлажденного стеклянного блюда. Выжать на огурцы сок одного лимона. Измельченный чеснок и порубленные листья мяты положить в пресс для чеснока и полученным соком сдобрить салат. Оставшуюся в прессе массу выложить в йогурт, добавить соль, залить им салат и поставить в холодильник на 1 час.

Выход: 6 порций.

Лук с чечевицей, орехами и фруктами

Это вегетарианский вариант бедуинского блюда басай бадави. Если захотите подать его с рисом, добавьте в рис перед готовкой шафран или куркуму. Это придаст блюду аромат и сделает рис красным.

Потребуется:4 крупные луковицы, ½ чашки вареной красной чечевицы, соль и перец по вкусу, ¾ чашки нежирного йогурта, 2 столовые ложки мелко нарезанных фиников, 2 столовые ложки измельченных грецких орехов, 2 столовые ложки изюма или кишмиша, 2 столовые ложки хлебных корок, горсть порубленной свежей петрушки

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. ¶ Очистить лук (кончики не обрезать), положить его в большую кастрюлю с кипящей водой. Уменьшить огонь и тушить под крышкой 15–20 минут до мягкости. Вынуть лук из воды и дать остыть. С помощью ножа и вилки осто- рожно срезать крышечку лука и вынуть сердцевину, оставив «мундир» примерно в три четверти сантиметра. Смешать чечевицу, соль, перец, йогурт, финики, грецкие орехи, изюм и измельченные хлебные корки. Нафаршировать этой смесью луковицы. Оставшийся фарш смешать с луковыми сердцевинками. Нафаршированные луковицы поместить в жароупорное блюдо, разложить вокруг них фарш и запекать примерно 20 минут. Украсить петрушкой и подавать с обычным или «красным» рисом.

Выход: 8 порций.

Похлебка Исава

Похлебка Исава — такое объеденье, что за нее не жаль было отдать все привилегии первородства

Потребуется: ½ чашки оливкового масла, 6 порезанных луковиц, 400 г нарезанной на кубики телятины 2 моркови, 2 стебля сельдерея, 1 зеленый перец, 2 чашки помидоров черри, 400 г чечевицы, 2–3 чашки воды, 1 чайная ложка соли, ¼ чайной ложки черного перца.

Приготовление: Подогреть в кастрюле масло, добавить лук и обжарить до светло-золотистого цвета. Добавить мясо (нежирное!) и поставить тушить, а тем временем помыть и нарезать овощи. Выложить овощи и чечевицу в мясо, влить две чашки воды и тушить, пока не разварится чечевица (примерно полтора часа). Когда чечевица будет готова, добавить соль. Чтобы содержимое кастрюли не пригорало, ее следует время от времени встряхивать или добавить лишнюю чашку воды. Подавать горячей в миске или на блюде с огуречным салатом.

Выход: 6–8 порций.

Запеченный козий сыр с травами

Поскольку Иаков был пастухом, у него под рукой всегда были сыр и козье молоко. Поэтому мы предлагаем это простое в приготовлении блюдо, которое подойдет к чечевичной похлебке.

Потребуется: 200 г свежего мягкого козьего сыра (сыр фета не годится — слишком сухой), 5 небольших спелых помидоров, нарезанных на дольки; 2 чайные ложки оливкового масла первого отжима, горсть петрушки и шалфея

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. Смачивая руки водой, сформировать сыр в виде продолговатого шара. Выложить его в середину смазанной маслом сковороды. Украсить вокруг ломтиками помидоров. Сверху полить оливковым маслом, чтобы сыр не подгорел и приобрел коричневатый цвет. Сверху посыпать травами и запекать примерно 55–60 минут. Снять со сковороды и дать остыть на деревянной разделочной доске. Подавать с помидорами. Отдельно подать сушеные абрикосы и фисташки. Можно намазывать на хлеб, рецепт которого приведен выше.

Выход: 6–8 порций.

Торт «Красный бархат»

В память о прозвище Исава — Едом («красный») трапезу венчает дивный торт под названием «Красный бархат». Он изумительно нежный, с мягким шоколадным вкусом, отличающийся необычным красным цветом. Чтобы до времени скрыть главный сюрприз — красный цвет, торт покрывают толстым слоем белой сахарной глазури.

Потребуется: 2 ¼ чашки просеянной муки, 1 чайная ложка соли, 2 столовые ложки какао 50 г (4 столовые ложки) красного пищевого красителя, ½ чашки растительного жира, 1½ чашки сахарного песка, 2 крупных яйца, 1 чашка пахты, 1 чайная ложка ванили, 1 чайная ложка белого уксуса, 1 чайная ложка пищевой соды.

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. Две формы для коржей смазать маслом и посыпать мукой. Смешать муку и соль, отставить. Выложить какао в стеклянную посуду, постепенно добавлять пищевой краситель, вымешать и отставить. Смешать растительный жир с сахар- ным песком, взбивать миксером 45 минут на средней скорости. Добавить яйца по одному, каждый раз взбивая смесь по 30 секунд. Высыпать муку в сахарную смесь, добавить пахту и ваниль. Добавить какао с красителем, вымешать, чтобы масса приобрела однородный цвет. Не взбивать, иначе торт получится суховатым.

В небольшой чашке смешать уксус с содой, чтобы погасить соду. Быстро вылейте в готовую массу, осторожно смешайте, чтобы масса пропиталась. Разложить тесто в формы и выпекать 25– 30 минут. Дать готовым коржам остыть минут 10, прежде чем вынимать из формы. Когда они остынут совсем, прослоить и украсить торт сбитыми сливками.

Сахарная глазурь: 1½ чашки сахарного песка, ½ чайной ложки винного камня, ⅛ чайной ложки соли, ½ чашки воды, 4 яичных белка.

Сахар, винный камень, соль и воду смешать в глубокой посуде. Поставить на средний огонь и постоянно помешивать, пока смесь не станет прозрачной. Взбить яичные белки миксером до образования пены. Продолжая взбивать, тонкой струей влить по стенке посуды сахарную смесь — так, чтобы она не попала на взбивалку. Продолжать взбивать, пока пена не загустеет.

Э. Чиффоло, Р. Хессе Благословенная трапеза. Библейские истории и рецепты / Энтони Чиффоло, Рей- нер Хессе: пер. с англ. Н. Цыркун. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. — 368 с.

ИСАВ И ИАКОВ

Исааку было сорок лет, когда Ревекка стала его женой. Двадцать лет не было у них детей, а потом Ревекка родила двойню. Первый ребенок был весь покрыт рыжими волосами, и назвали его Исав, а второй при рождении держал Исава за пятку, поэтому получил имя Иаков, что значит «хитрый».

С возрастом Исав стал искусным охотником, вечно скитался в полях, а Иаков был кроток, никуда не ходил, жил в шатре.

Исаак любил больше Исава, потому что по вкусу была ему дичь, а Ревекка больше любила Иакова.

Раз вернулся Исав с охоты усталый, видит: Иаков варит в горшке красную похлебку из чечевицы.

— Дай мне поесть красного, красного этого. Я устал.

— Я тебя покормлю, если продашь мне свое первородство. После кончины отца я хочу быть главой семьи! — сказал Иаков.

— Что мне толку в первородстве, если я сейчас умру от голода?! — закричал Исав.

— Ну тогда поклянись! — сверкнул глазами Иаков.

— Клянусь!

Так за чечевичную похлебку было продано первородство.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Постарел Исаак, и притупилось зрение глаз его. Позвал он своего старшего сына Исава и сказал:

— Сын мой, стар я стал и вот-вот умру. Сходи-ка на охоту, принеси дичи и приготовь мне еду. Пусть душа моя благословит тебя, прежде нежели я умру.

Эти слова услышала Ревекка и, когда Исав ушел на охоту, сказала Иакову:

— Сынок, отец хочет благословить Исава. Ну-ка сбегай в стадо, притащи сюда двух козлят, я приготовлю, а ты ему отнесешь, и отец благословит тебя, а не Исава.

— Если отец ощупает меня, он поймет, что я не Исав. Исав — весь в волосах, а я гладок. Как бы проклятие мне не досталось вместо благословения! — испугался Иаков.

— Проклятие я возьму на себя, сынок.

Принес Иаков козлят, приготовила их Ревекка, а шкурой козлиной обложила руки и шею Иакова. Взяла она богатую одежду старшего сына и одела в нее младшего. С хлебом и кушаньем Иаков пошел к отцу.

— Кто ты, сын мой? — спросил отец.

— Я — Исав, первенец твой, — произнес Иаков. — Все я сделал, как ты велел. Встань и поешь, чтобы благословила меня твоя душа.

— Что-то скоро ты управился, сын мой! — удивился Исаак.

— Бог мне помог, — ответил Иаков. — Он послал мне зверя навстречу.

— Подойди ближе, сын мой, я ощупаю тебя, в самом ли деле ты — Исав.

Подошел Иаков к Исааку, и ощупал его Исаак.

— Голос, голос Иакова, а руки, руки Исавовы. Ты ли — сын мой Исав?

— Я, — молвил Иаков.

— Ну подай мне дичь, я поем, чтобы благословила тебя моя душа.

Поел Исаак и выпил вина, а потом сказал:

— Подойди ко мне, сын мой, поцелуй меня.

Подошел Иаков и поцеловал отца. И ощутил Исаак запах одежды.

— Вот запах чую, запах поля, которое благословил Господь, это запах сына моего. Пусть даст тебе Бог небесных рос и земель тучных, пусть много хлеба будет у тебя и вина, пусть народы тебе служат и поклоняются племена, пусть покорятся тебе сыны матери твоей. Проклинающие тебя да прокляты будут, благословляющие — благословенны!

Исаак благословляет Иакова

Вышел Иаков от Исаака, и вскоре вернулся с охоты брат его. Приготовил он кушанье и понес отцу.

— Встань, отец, поешь, что я тебе принес, пусть душа твоя меня благословит.

— Кто ты? — спросил Исаак.

— Я первенец твой, Исав.

Задрожал Исаак и сказал:

— Кто же тогда кормил меня и кого я благословил? Мое благословение — кому оно досталось?

Сказал Исав, услышав эти слова:

— Отец мой, благослови и меня!

— Поздно! Брат твой обманом взял мое благословение.

— Недаром назвали его Иаков. Он два раза меня провел. Первый раз лишил первородства, а теперь и благословения мне не оставил. Но неужто нечем тебе благословить меня, отец?

— Я поставил его господином над тобой, и всех его братьев отдал ему в рабы, я хлебом одарил его и вином, а для тебя что могу сделать, сын мой?

— Неужто, отец, одно только у тебя благословение? — заплакал Исав.

Помолчал Исаак и промолвил:

— Далеко от тучных полей будешь ты обитать, вдалеке от росы, что падает с неба. Мечом будешь добывать свой хлеб и служить будешь брату своему. Но придет время — восстанешь и свергнешь иго его со своей шеи.

Возненавидел Исав Иакова за это благословение.

— Близки уже дни плача по моем отце. А потом… убью Иакова, — решил Исав.

Ревекке донесли об этих его словах. Позвала она Иакова и сказала:

— Исав хочет тебя убить. Собирайся и уходи в Харран, к брату моему Лавану. Поживи у него, пока Исав не успокоится. Зачем мне лишаться обоих вас в один день?

СОН ИАКОВА

Пошел Иаков в Харран. Ночевать ему пришлось под открытым небом. Положил он себе под голову камень и крепко уснул.

Увидел Иаков во сне ступени от земли до неба, ходят по этим ступеням ангелы вверх и вниз, и стоит на них Бог.

— Я Бог Авраама, деда твоего, и Бог Исаака — отца твоего. Землю, на которой ты лежишь, я дам тебе и потомству твоему, — сказал Бог. Так Иаков стал Божьим избранником.

ИАКОВ И ЛАВАН

Пошел Иаков дальше и пришел к колодцу, у которого поили скот, но камень, закрывающий воду, отваливали, только когда собирались все пастухи. Три стада мелкого скота были у колодца, ждали, когда подойдут другие.

— Откуда вы, братья? — спросил пастухов Иаков.

— Из Харрана.

— А Лавана знаете?

— Знаем.

— И как он?

— Жив-здоров. А вот и дочка его, Рахиль, идет с овцами. Спроси-ка лучше ее.

Иаков у Лавана

Когда приблизилась Рахиль, Иаков столкнул камень с колодца и напоил ее овец. Узнав, кто он и откуда, Рахиль побежала к отцу. Лаван тут же явился, обнял Иакова, поцеловал и повел в дом. И жил Иаков у Лавана целый месяц.

— Хоть ты и родня, не задаром же тебе у меня трудиться, — сказал Лаван. — Назначь себе цену сам.

Две дочери были у Лавана: старшая — Лия и младшая — Рахиль. Лия была подслеповата, а Рахиль — и станом ладна, и лицом красива. Очень полюбилась Рахиль Иакову.

— Если отдашь мне Рахиль, семь лет тебе отслужу.

— И правда, лучше тебе ее отдать, чем куда на сторону. Живи у меня, — разрешил Лаван.

Семь лет пролетели, как семь дней, и сказал Иаков Лавану:

— Отдавай свою дочь мне в жены!

Собрал Лаван людей, сделал пир, а вечером вместо Рахили ввел к Иакову Лию. И в темноте не заметил Иаков подмену.

— Зачем ты меня обманул, Лаван? — спросил поутру Иаков.

— Не годится выдавать младшую дочь раньше старшей. Поживи с Лией неделю, а потом и Рахиль себе бери, только за нее еще семь лет отслужишь.

Делать нечего, согласился Иаков.

Лию Иаков не любил, а Рахиль любил. Однако бесплодна была Рахиль, а Лия родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду.

Рахиль завидовала сестре, и немало времени прошло, прежде чем родила она сына.

— Снял Бог позор мой, — молвила Рахиль и назвала сына Иосифом.

После рождения Иосифа Иаков сказал Лавану:

— Отпусти меня, я пойду в свою землю вместе с детьми и женами.

— За службу свою назначь награду себе.

— Хорошо, — согласился Иаков. — Сам знаешь, сколько у тебя при мне прибавилось скота.

— Ну и чего ты хочешь?

— Ничего мне не надо, — сказал Иаков. — Если сделаешь то, что скажу, я по-прежнему буду пасти твои стада. Пусть мне принадлежит весь пестрый и пятнистый скот, который появится в стаде.

— Будь по-твоему, — кивнул Лаван.

Взял Иаков свежих прутьев и вырезал в их коре белые полосы. Когда скот приходил на водопой, он клал перед ним эти прутья, и рождался скот пестрый, с крапинами и в пятнах. Отдельно от Лавановых держал Иаков свои стада.

Вскоре сделался Иаков очень богат, и сыновья Лавана ворчали, что Иаков обобрал Лавана.

По лицу Лавана было видно, что не так он уж добр к Иакову, как когда-то.

И однажды отлучился Лаван на стрижку овец, а Иаков тем временем посадил своих детей и жен на верблюдов, собрал стада, и двинулись они домой, в землю Ханаанскую. А Рахиль прихватила с собой идолов из шатра Лавана.

На третий день донесли Лавану, что Иаков ушел. Бросился Лаван в погоню. Семь дней гнался он за Иаковом и сказал, когда догнал:

— Безрассудно ты поступил. Я даже внуков своих не поцеловал. И богов моих, идолов, ты зачем-то унес.

— Я боялся, что ты отнимешь у меня своих дочерей, — оправдывался Иаков. — А идолы… У кого их найдешь, тот умрет.

Не знал Иаков, что Рахиль их украла.

Все обыскал Лаван, но идолов не нашел, потому что Рахиль сунула их под верблюжье седло, села на них и сказалась больной, чтобы ее не трогали.

Рассердился Иаков:

— Двадцать лет я честно служил тебе, Лаван, а ты десять раз переменял награду мою.

— Заключим союз, — мирно предложил Лаван.

Сделали они холм из камней и заключили на нем союз.

Рано утром вернулся Лаван к себе, а Иаков продолжал свой путь.

ИЗРАИЛЬ

Послал Иаков вестников в землю Сеир, в область Едом.

— Передайте брату моему Исаву, что много у меня слуг и скота и что хочу милости от него.

Вернулись вестники и сказали:

— Как только услышал Исав о твоем приближении, взял четыреста человек и вышел тебе навстречу.

Испугался Иаков и разделил свои стада на два стана. «Если Исав нападет на один, то второй стан может спастись», — думал он. И взмолился Иаков:

— Спаси меня, Бог. Ничего, кроме палки, не было в моих руках, когда двадцать лет назад переходил я Иордан, а теперь у меня два стана. Пусть не стою я милости твоей, но избавь меня от руки Исава.

Ночь прошла в молитвах, а утром Иаков послал брату в подарок двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, а также верблюдиц, коров, волов и ослов. Вручил он своим рабам каждое стадо особо.

— Иди вперед, — сказал первому рабу Иаков. — Как увидишь Исава, скажи, что это стадо ему в подарок от слуги его Иакова, который идет следом.

То же приказал он второму рабу, и третьему, и всем остальным.

«Умилостивлю брата дарами, — думал Иаков. — Авось и примет меня Исав». Дары пошли вперед, а Иаков расположился станом. Ночью перевел он через речку жен своих и сыновей и остался в одиночестве. И боролся с ним Некто до появления зари. Когда Некто понял, что не перемочь ему Иакова, он коснулся бедра Иакова и повредил сустав.

— Отпусти меня, — сказал Некто.

— Не отпущу, пока не благословишь.

— Как тебя зовут?

— Иаков.

— Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и людей будешь одолевать.

— А тебя как зовут? — спросил Иаков-Израиль.

— Что тебе в моем имени?

Назвал Иаков-Израиль это место Пенуэл, потому что видел там Бога лицом к лицу и остался жив.

МИР С ИСАВОМ

Поднял Израиль глаза и увидел — приближается Исав с четырьмя сотнями человек.

Поставил Израиль служанок с их детьми впереди, Лию с детьми — за ними, а совсем сзади стояла Рахиль с Иосифом.

Вышел вперед Израиль и семь раз поклонился до земли своему брату.

Подошел Исав, обнял его, поцеловал, заплакал и спрашивает:

— А это кто?

— Дети мои, — ответил Израиль.

Подошли служанки с детьми и поклонились, Лия с детьми отвесила низкий поклон, а потом и Рахиль с Иосифом предстали с поклоном.

— Для чего ты послал стада мне навстречу? Свое оставь себе, я и так богат.

— Нет, если ты ко мне расположен, прими мой дар, — настаивал Израиль.

Согласился Исав и сказал:

— Пошли дальше вместе.

— Ты же знаешь, мой господин, — ответил Израиль, — что дети мои малы, а скот дойный. Если гнать его целый день, скот падет. Иди вперед, а я следом приду в Сеир.

— Я оставлю у тебя несколько человек из своих, — сказал Исав.

— К чему это? — удивился Израиль.

В тот же день вернулся Исав в Сеир, а Израиль несколько позже прибыл в город Сихем в земле Ханаанской и купил там поле для своих шатров.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Велел Бог Израилю идти в Вефиль.

И сказал Израиль дому своему:

— Бросьте богов чужих, очиститесь и перемените одежды.

Отдали Израилю всех чужих богов, и закопал он их под дубом близ Сихема.

В Вефиле Израиль поставил памятник Богу. А когда они вышли из Вефиля, чтобы идти в Хеврон к Исааку, Рахиль родила мальчика и в тот же миг умерла. Назвали мальчика Вениамином, а мать погребли у дороги в Вифлеем.

Пришел Израиль к Исааку, отцу своему. Было Исааку сто восемьдесят лет. И вскоре испустил Исаак дух, будучи стар и насыщен днями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Исав

Для термина «Едом» см. также другие значения.

Исав

Пол

мужской

Отец

Исаак

Мать

Ревекка

Супруга

Басемат, Юдифь, Маалат и Оливема

Дети

Елифаз, Рагуил, Иеус, Иеглом и Корей.

Медиафайлы на Викискладе

Исав (ивр. ‏עֵשָׂו‏‎, «Эсав» — волосатый; греч. Ἡσαῦ — ср. Быт. 25:25) — сын Исаака и Ревекки, старше своего близнеца Иакова.

В Библии

Книга Бытие описывает Исава, любимого сына Исаака, как искусного зверолова, «человека полей», в противоположность любимцу Ревекки, кроткому Иакову, «живущему в шатрах» (Быт. 25:27); жёны его были хананеянки Ада и Оливема, а также дочь Измаила Васемафа (26:34, 36:2–4).

Oн продал своё право первородства за чечевичную похлебку брату Иакову. Красная чечевица, применяемая для приготовления похлёбки, дала ему новое имя Едом, то есть красный: «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.» (Быт. 25:30)

Хендрик Тербрюгген. Исав продает право первородства за чечевичную похлебку. 1627

Благодаря хитрости Ревекки он потерял благословение отца (27). После этого он со злобой преследовал своего брата до тех пор, пока они не встретились около Пенуэла и не примирились (33). Исав является родоначальником эдомитян (идумеев; 36:1–8).

Имя Исава иногда употребляется как название страны и народа Едома (например, Иер. 49:10; Авд. 6); встречаем также «горы Исава», «дом Исава» (Авд. 8:18).

Об отношениях между Иаковом и Исавом срав. Быт. 25:23; Мал. 1:2; Рим. 9:10 и далее.

Семья

Согласно Книге Бытия:

  • «Исав … взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу (англ.)русск., дочь Елона Хеттеянина».
  • «взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих».
  • «взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа».
  • «Ада родила Исаву Элифаза, Васемафа родила Рагуила, Оливема родила Иеуса, Иеглома и Корея»

В еврейской традиции

Много внимания уделяется Исаву в Аггаде, где ему ставится в заслугу почитание Исаака и подчеркивается искренность слёз, пролитых им по отобранному у него обманом благословению отца (Мидраш Дварим Рабба 1:14; Мидраш Танхума, разд. Кдошим 15).

В культуре

  • Название «Эсав» носит роман Меира Шалева (1981).
  • На караимском языке «Эсав» значит «Польша»; Союз польских караимов по-караимски «Бирлиги Эсав карайларнын».

Примечания

  1. 25-26 // Книга Бытия
  2. Быт. 26:34
  3. Быт. 28:9
  4. Быт. 36:2-3
  5. Быт. 36:4-5

В родственных проектах

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

Литература

  • Исав — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Исав // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXVII. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-050-9.

Библейский брат Исава

Примеры употребления слова иаков в литературе.

Когда его жена Песя читала вслух по субботам на идише что-нибудь из Книги Бытия, Абба воображал себя Ноем, а сыновей — Симом, Хамом и Яфетом, или представлял себя в образах Авраама, Исаака, Иакова.

Теперь, с седой уже бородой, он подбежал снова, когда Рахиль сказала ему, что прибыл Иаков из Беэршивы — не раб, а внук Авраамов, его племянник.

Если мирно согласиться с ними в том, что национальность надо считать по матери, то сын Исаака Иаков, то есть будущий Израиль, как звучало его второе имя, — самый настоящий арамеец, а никакой не еврей, как сын арамеянки.

ИАКОВА До шести часов коадъютор побывал везде, где ему надо было, и возвратился в архиепископский дворец.

И тебе поручается вернуться в бенедиктинский монастырь, жить там, как прежде, заниматься научными изысканиями, вести невинный курс Игры и направить все свое внимание и все свои силы на то, чтобы медленно расположить к нам отца Иакова и добиться, чтобы он пообещал тебе замолвить за нас словечко в Риме.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Брат Исава (библ.)., 5 букв, сканворд

  • «Брат Господень»
  • «Брат» Иисуса Христа
  • «Отец» всех евреев
  • (Маскаев) архиепископ Барнаульский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000
  • Апостол Иисуса Христа
  • Апостол Христа
  • Библейский брат Исава
  • Библейский персонаж, один из патриархов, сын Исаака
  • Библейский персонаж, от которого пошли все евреи
  • библейский персонаж, откупивший право первородства у брата Исава за чечевичную похлебку
  • Брат Исава (библ.)
  • Брат Исава (библ.).
  • в библейской мифологии — младший из близнецов, сын Исаака и Ревекки
  • В библейской мифологии- младший из близнецов, сын Исаака и Ревекки
  • В Библии младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки
  • в Библии — патриарх, один из двух близнецов Исаака и Ревекки, кроткий человек, живущий в шатрах
  • Ветхозаветный праотец
  • внук Авраама
  • Герой Пятикнижия
  • герой Торы с 12 сыновьями
  • двенадцать его сыновей считались родоначальниками двенадцати израильско-иудейских племен
  • Единственный еврей, который боролся с Богом
  • ему приснилась лестница
  • Значение мужского имени (др.-евр.) целитель; русская форма от Иаков
  • Значение мужского имени (евр.) второй по рождению из двух близнецов
  • Из библейской мифологии
  • Израиль
  • Имя одного из сыновей Сталина
  • картина Рембрандта «…, благославляющий сыновей Иосифа»
  • Младший сын Исаака
  • Мужское имя со значением: (евр.) второй по рождению из двух близнецов
  • Мужское имя, второй по рождению из двух близнецов (евр.)
  • Мужское имя, попавшее в русские скороговорки
  • мужское имя: (еврейское) второй по рождению из двух близнецов
  • Один из 12-ти апостолов, сын Алфея (Клеопы), в отличие от другого апостола, сына Зеведеева, имел прозвище Меньший
  • Один из учеников Христа
  • От него пошли все евреи
  • отец всех евреев
  • Отец евреев
  • Откупивший первородство
  • Патриарх, сын Исаака
  • патриарх, сын Исаака (Библия)
  • первый епископ Иерусалима
  • Святой апостол
  • Сын Исаака
  • Сын Исаака (библ.)
  • Сын Исаака и Ревекки
  • Сын Исаака и Ревекки (из библейской мифологии)
  • Сын Исаака, внук Авраама
  • Третий из библейских патриархов
  • Хитрый сын Исаака и Ревекки
  • этот патриарх увидел во сне лестницу от земли до неба

Хитрец Иаков

Хендрик Тербрюгген. Исав продает свое первородство. Ок. 1627 г.

Мы говорили в прошлый раз об одном странном и даже скандальном эпизоде в книге Бытия – о несостоявшемся жертвоприношении, когда Авраам был готов по велению Бога убить собственного сына Исаака. Но если посмотреть на внука Авраама по имени Иаков – вся его жизнь состоит из скандальных эпизодов.

Он был одним из двух близнецов, его брата звали Исав и тот считался старшим – ведь даже из близнецов кто-то появляется первым. Шли годы, дети росли, и вот однажды охотник Исав вернулся домой голодным и увидел, что его брат-домосед сварил чечевичную похлебку. Но хитрый Иаков предложил необычную плату за миску похлебки: права первородства. Исава это не слишком-то заботило, он легко отказался от будущих прав ради вкусного обеда.

Впрочем, сделка сделкой, а реальные права на это первородство еще следовало получить от отца – Исаака. К тому времени он уже состарился и ослеп. Однажды он решил передать старшему сыну, Исаву, свое благословение (тогда это было не просто благопожелание, а введение в наследство, включая и особое избранничество).

Отец приказал Исаву отправиться на охоту и приготовить ему любимое кушанье из дичи. В те времена люди не стыдились признавать, насколько они зависят от пищеварения: вот поест он вкусного, и тогда благословит сына от души.

В ход событий вмешалась мать близнецов Ревекка, которая благоволила младшему сыну. Она сама приготовила кушанье из домашнего козленка, переодела Иакова в одежды Исава и обернула его руки козлиной шкурой – ведь у Иакова, в отличие от Исава, кожа была без волос. Старик Исаак от души поел козлятины и охотно поверил, что перед ним – старший сын, и передал ему всё, в том числе и главенство над братом. Когда обман раскрылся, Исааку только оставалось пожелать Исаву «жить мечом своим» и добывать пропитание «от росы небесной». От Исава, согласно Библии, произошел народ, родственный евреям – эдомитяне или идумеи, которые жили в основном на территории нынешней Иордании.

Видение Иакова. Икона. Последняя четверть XVIII в.

Но это лишь самое начало истории: купленному и подтвержденному праву первородства еще предстояло воплотиться в жизнь. Наступили последние дни Исаака, отца близнецов. Иакову нужно бежать, ведь обиженный брат не оставит его в живых после смерти отца! Но, с другой стороны, сам Исаак перед смертью послал его в далекий путь, чтобы он нашел себе невесту в родной земле своего деда Авраама. Кровь местных жителей, погрязших в пороках и суевериях, не должна течь в жилах его потомков. Еще не раз в истории Иакова проявится это «двойное объяснение»: он действует, с одной стороны, по человеческим расчетам, а с другой – по воле Божьей.

Иаков прибыл в Месопотамию, в край, откуда происходила его мать Ревекка: раб Авраама некогда встретил ее у колодца и после сватовства увез к своему господину. Точно так же нашел свою будущую жену и Иаков, когда прекрасная Рахиль пригнала на водопой свое стадо. Но на сей раз всё оказалось намного сложнее. Лавану, отцу Рахили, совершенно не хотелось отдавать дочку нищему беглецу, и он заставил Иакова поработать пастухом. Библия говорит об этом так: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее».

Когда настал день свадьбы, лицо молчаливой невесты было по обычаю скрыто покрывалом, а в шатре у новобрачных темно… Следующим утром изумленный Иаков обнаружил рядом с собой вовсе не Рахиль, а ее старшую сестру Лию! Лаван не захотел выдавать младшую дочь вперед старшей. Так хитрец Иаков, занявший место брата, сам стал жертвой подобного обмана. Интересно, вспомнил ли он тогда об отце и брате? А за любимую Рахиль предстояло ему отработать еще семь лет.

Но и после этих лет Иаков не расстался с Лаваном. Он стал работать у него за часть скота: пестрые и крапчатые животные в стаде отныне считались его собственностью в уплату за труд. Доля Иакова росла, в ней были самые лучшие козы и овцы… И вновь мы видим двойное объяснение: Иакова благословил Господь, а с другой стороны, он применял какие-то особые приемы селекции. Библия описывает это очень наивно: когда спаривался хороший скот, Иаков клал перед его глазами пестрые прутья, и приплод тоже получался пестрым. О генетике люди тогда еще ничего не знали.

Становилось ясно: с Лаваном им теперь будет трудно поладить. И вновь Иаков решил бежать от более сильного родственника, а с другой стороны – он услышал призыв Господа вернуться в родную землю. Теперь Иаков со всей своей семьей приближался к Ханаану, земле, которую Бог обещал ему и его потомкам. Он бежал оттуда с пустыми руками, теперь возвращается с женами, детьми, слугами и множеством скота – но не отомстит ли ему обиженный брат? Иаков в смятении. Восточной границей обетованной земли, Ханаана, тогда служил небольшой ручей. Иаков переправил людей и скот, наступала ночь, он был на берегу один…

Гюстав Доре. Иаков борется с ангелом. 1885 г.

«И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся бедра его и повредил состав бедра у Иакова». И тут между ними разыгрался удивительный диалог. Таинственный Незнакомец сказал: «Отпусти Меня, ибо взошла заря». «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» – ответил Иаков. Незнакомец спросил у Иакова его имя, а потом сказал: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Имя Израиль действительно созвучно словам «бороться с Богом» на древнееврейском.

Но неужели Иаков действительно боролся с Богом? Думать так, казалось бы, значит низводить Бога до уровня простого человека. Праведник боролся с ангелом, считают некоторые, наверное – с ангелом-хранителем Исава, который не хотел впускать его в Ханаан (хотя и такая версия не слишком почтительна по отношению к ангелам). А может быть, этими словами изображена борьба двух начал в душе самого Иакова…

Наверное, мы вполне можем доверять слову Писания: Иаков действительно боролся с Богом. Так что же, Бог признал себя побежденным? Но ведь и родители, играя с детьми, могут поддаться им. Странно было бы видеть отца-тяжеловеса, который всерьез сражается со своим малышом…

Но что означает этот поединок? Действительно, с самого своего рождения и до сих пор Иаков постоянно боролся с обстоятельствами жизни, а для верующего человека это значит – с Богом. Бог постоянно подтверждал, что остается на его стороне, но ставил новые задачи и препятствия. Наверное, так и мудрый родитель напоминает ребенку, что он рядом и готов помочь, но в то же время дает и ребенку время и место приложить свои усилия. Богоборчество Иакова – не атеизм, не отрицание Бога, а форма диалога, в которой человек может сопротивляться и говорить Богу «нет», но в конечном итоге они приходят к согласию. Это общение между двумя личностями, Богом и человеком, которые очень дороги друг другу и только поэтому могут вступать в спор. И, кажется, Богу это нравится больше, чем почтительное безразличие.

Зачем же были все эти хитрости и обманы? Да просто так получилось, Иаков ведь очень торопился. Он не был идеальным человеком, как и прочие патриархи, как и мы сами. Но если человек стремится к Богу, в конечном счете, он найдет свой путь к нему. Да и как знать, может, если бы Иаков не хитрил, этот путь оказался бы намного короче?

21. Иаков и его наследие

Рождение близнецов Исава и Иакова. У Исаака и Ревекки долго не было детей. Наконец, Бог услышал их молитвы: Ревекка родила мальчиков-близнецов. Первый родился красным и косматым, его назвали Исав . Второй вышел, держа брата за пятку, поэтому он получил имя Иаков .

Дети выросли. Исав стал искусным охотником, а Иаков — “человеком кротким, живущим в шатрах”, т.е. пастухом. Отец больше любил Исава — тот был почтительным сыном и всегда делился с Исааком добытой дичью. А матери по сердцу был младший сын, который все время находился при ней.

Исав уступает право первородства. Однажды Исав пришел с неудачной охоты усталый и голодный, а Иаков только что сварил вкусную похлебку из чечевицы. Увидев ее, Исав воскликнул: “Дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал”. Но хитрый и сообразительный “маменькин сынок” сказал, что угостит брата только в том случае, если Исав продаст ему свое право первородства. Такое право имел старший сын: к нему переходило после смерти отца имущество и власть главы семьи. Кроме того, завет, который Бог заключил с Авраамом, тоже должен был относиться лишь к первородному сыну как отцовскому наследнику.

Простодушный Исав, который родился чуть раньше Иакова и был потому первородным сыном Исаака и Ревекки, решил, что его брат шутит. К тому же он изнемогал от голода и усталости. Поэтому Исав легко согласился с требованием Иакова, а когда тот сказал: “Поклянись мне теперь же”, Исав поклялся, что уступает право первородства. Только после этого Иаков дал ему чечевичной похлебки и хлеба. Исав наелся, напился и ушел, не придав своей клятве никакого значения. Иаков, напротив, был уверен, что с этой минуты именно он стал наследником всех богатств отца.

«Голос — голос Иакова, а руки — руки Исавовы». Исаак состарился и ослеп. Когда он понял, что смерть недалека, позвал к себе Исава и сказал: “Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле и налови мне дичи. И приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде чем я умру”.

Отцовское благословение имело большую силу. Поэтому Ревекка, которая подслушала разговор Исаака с Исавом, решила, что это благословение должен получить ее любимец. Когда Исав ушел на охоту, мать рассказала Иакову о словах отца и предложила: “Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит. А ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя перед смертию своею”.

Иаков засомневался: “Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий. Может статься, ощупает меня отец мой и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение”. Но мать уговорила его, приготовила любимое блюдо Исаака, надела на Иакова одежду Исава, а руки и шею своего любимца обмотала шкурами козлят.

И вот Иаков взял кушанье, хлеб, с замиранием сердца вошел к Исааку и назвался Исавом. Исаак удивился, что старший сын вернулся так скоро и сказал: “Подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?” Иакову пришлось приблизиться к отцу, тот ощупал его и сказал: “Голос — голос Иакова, а руки — руки Исавовы”. Все еще сомневаясь, Исаак наелся, напился и попросил, чтобы сын поцеловал его. Иаков повиновался.

Ощутил Исаак запах одежды Исава, сомнения его исчезли, и он благословил сына.

Иаков вышел от отца, и вскоре вернулся Исав, приготовил блюдо из добытой им дичи и понес Исааку. Тут и выяснилось, что отцовское благословение обманом уже получил Иаков. Зарыдал Исав, стал умолять отца благословить и его, но исправить ошибку Исаака было невозможно: благословение давалось только один раз. В страшном гневе Исав решил убить своего обманщика-брата, но побоялся сделать это при жизни отца.

Ревекка узнала, что Исав намерен отомстить Иакову, и уговорила Иакова уйти в Месопотамию к ее брату Лавану, который продолжал жить в Харране. Иаков должен был оставаться там, пока гнев вспыльчивого, но отходчивого и простодушного Исава не остынет.


Гюстав Доре. Видение во сне
Иаковым лестницы

Лестница Иакова. Иаков распрощался с матерью и отцом и пошел в Месопотамию. Ему не раз приходилось ночевать под открытым небом, и однажды, заночевав в мрачной, каменистой пустыне у склона безымянной горы, он увидел странный сон. Иакову приснилась лестница, нижний край которой стоял на земле, а верхний касался неба. По этой лестнице спускались и поднимались ангелы, а на самом верху ее стоял Бог и говорил: “Я Господь, Бог Авраама, отца твоего и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, я дам тебе и потомству твоему”. И Бог повторил все обещания, что давал Аврааму и Исааку.

Иаков в ужасе проснулся и воскликнул: “Как страшно это место! Это не что иное, как дом Божий, это врата небесные”. Он понял, что место, на котором спал, священно, и назвал его Вефиль . И решил он, вернувшись домой, отдать Богу десятую часть своего имущества.

Иаков женится на Лие и Рахили. Брат Ревекки приветливо встретил своего племянника. Иаков месяц жил у него в доме, помогая по хозяйству. Наконец, Лаван поинтересовался, какую плату за работу хочет Иаков. Надо сказать, что у Лавана была большая семья: несколько сыновей и две дочери. Старшая, Лия, была подслеповата и некрасива, зато младшая, Рахиль, на редкость хороша собой, и Иаков влюбился в нее с первого взгляда. Поэтому он ответил на вопрос Лавана: “Я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою”. Лаван решил, что такая сделка будет выгодна для него, и согласился.

Семь лет пролетели для влюбленного Иакова как несколько дней. И вот Лаван устроил свадебный пир. А когда наутро Иаков проснулся, то он увидел, что вместо Рахили Лаван выдал за него свою старшую дочь Лию. На упреки рассерженного Иакова Лаван невозмутимо отвечал: “В нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей”.

Но Лаван не хотел ссориться с таким усердным работником, каким был Иаков, поэтому пообещал выдать за него и Рахиль, если Иаков отработает еще семь лет. Иаков был так влюблен в Рахиль, что согласился. На этот раз Лаван не стал откладывать свадьбу надолго — через неделю после первой сыграли и вторую. Так Рахиль тоже стала женой Иакова .

Рождение Иосифа. Иаков любил Рахиль, а к Лие, на которой его женили обманом, был равнодушен. Богу стало жалко Лию, и он сделал так, что у Рахили не было детей . Лия же родила пять сыновей и дочь. Только тогда Бог вспомнил о Рахили — и появился у нее сын, названный Иосифом.

После рождения Иосифа Иаков решил вернуться в родные края, но Лаван уговорил его остаться еще на некоторое время и поработать уже за плату. Иаков был заботливым и умелым хозяином, и его богатство стало быстро расти. “И сделался этот человек весьма и весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов”.

Богатству Иакова стали завидовать сыновья Лавана, а потом и сам Лаван. Тогда Иаков решил тайком уйти к себе на родину. Он опасался, что жены не одобрят его замысел, и начал разговор с ними издалека. Иаков указал, что их отец стал плохо к нему относиться за то, что Бог, отняв стада у Лавана, отдал ему. Минувшей же ночью ангел Божий явился их мужу и повелел уйти в ту страну, где родился. Лия и Рахиль одобрили его замысел, у них тоже были свои обиды на отца. Оставалось выждать, пока Лаван не отправился на стрижку овец, и уйти со всем своим добром. Предусмотрительная Рахиль тайком от мужа прихватила с собой и изваяния домашних богов отца, т.к. обладание ими закрепляло право на иму.

Лаван бросается в погоню. Лаван узнал об уходе Иакова только через несколько дней и бросился в погоню. Через семь дней Иаков был настигнут, и тесть набросился на него с упреками в краже дочерей, имущества и даже богов. Возмущенный Иаков, ничего не знавший о краже домашних божков, предложил Лавану обыскать все его имущество, пообещав , что Лаван может убить вора, если такой найдется. Лаван обыскал все палатки и ничего не нашел, так как Рахиль устроилась на верблюде, подложив божков под седло, и заявила, что она больна и поэтому слезть не может. Тогда Иаков, в свою очередь, стал возмущаться поведением тестя. Лаван упрямо твердил: “Эти дочери — мои дочери, эти сыновья — мои сыновья, и этот скот — мой скот, и все, что ты видишь, — мое это!” Но Бог запретил ему причинять зло Иакову. Они заключили союз и дружески расстались. Лаван расцеловал на прощание дочерей и внуков и отправился домой.

Иаков шлет Исаву вестников. Иаков решил прежде всего помириться с братом, которого не видел много лет, и послал к Исаву вестников сообщить о своем возвращении. Выполнили они поручение и, вернувшись, сказали Иакову, что Исав идет к нему навстречу и ведет с собой четыреста человек. Перепугавшийся Иаков взмолился, обращаясь к Богу: “Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, пришедши, не убил меня…” Затем он задумал задобрить брата подарками и выслал вперед три больших стада. При встрече с Исавом рабы, которые пасли стада, должны были сказать: “Вот скот раба твоего Иакова: это подарок, посланный от него господину нашему Исаву; а вот и он сам за нами”.

“Отныне имя тебе будет Израиль”. Ночь перед встречей прошла тревожно. Вечером Иаков переправил через реку всю свою большую семью и остался один. Вдруг в темноте появился Некто и вступил с ним в борьбу. Они боролись до появления зари. Таинственный незнакомец не с мог одолеть Иакова и даже не сумел вырваться из его рук. В конце концов он запросил у Иакова пощады: “Отпусти Меня, ибо взошла заря”. Но Иаков сказал: “Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня”. Тот спросил: “Как имя твое?” Он ответил: “Иаков”. Тогда незнакомец сказал: “Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль , ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь”. Затем он благословил Иакова и исчез.

Борьба Иакова с Богом, описанная в библии, — это скорее ярчайший пример душевной, внутренней борьбы, которую в большей или меньшей степени перживает каждый человек хоть раз в жизни.

Иаков в своих душевных переживаниях понял, что всю жизнь он боролся с Богом. Те методы, которыми пользовался Иаков — ложь, луквство, коварство по отношению к брату в юности, обман отца, хитрость по отношения к Лавану и т.п. — не мог одобрить Бог. Но Иаков стремился к Богу. И только там, на берегу бурного потока, в момент схватки Иаков понял, что вся его надежда, его защита — только Бог. За одну ночь Иаков пероценил свою жизнь и тал другим человекм.

Встреча братьев. Наутро Иаков увидел вдали большую толпу: это шел Исав со своими людьми. Перетрусивший Иаков начал готовиться к встрече: поставил служанок с детьми, потом Лию с дочерью и сыновьями, позади всех — Рахиль с Иосифом, а сам собрал все свое мужество и пошел впереди.

Увидев Исава, Иаков низко поклонился ему семь раз. Но оказалось, что опасался он напрасно: Исав побежал к нему навстречу, обнял, поцеловал его, и оба заплакали. Наконец, Исав выпустил брата из объятий, обратил внимание на скромно стоявших в стороне женщин и детей и спросил: “Кто это у тебя?” Иаков ответил: “Дети, которых Бог даровал рабу твоему”. Тогда к Исаву подошли служанки с детьми и поклонились. За ними Исаву поклонились Лия с детьми и Рахиль с Иосифом. Исав поинтересовался, кому предназначаются стада скота, которые он встретил. Иаков сказал, что все это — подарок ему. Исав попытался отказаться: “У меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя”. Но Иаков умел уговаривать, и в конце концов Исав согласился принять подарок.

Растроганный встречей Исав предложил брату вместе идти в родные места. Иаков для виду согласился, но сказал, беззастенчиво льстя Исаву и называя его господином, а себя рабом: “Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот. Пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему…”

Ничего не заподозривший Исав отправился к себе домой. Иаков выждал, пока он отойдет подальше, и пошел совсем в другом направлении. Братья оказались в разных местах: Исав — к югу от Мертвого моря, Иаков — в Ханаане. Вскоре после поселения на новом месте Иакову явился Бог, благословил его, подтвердил, что теперь имя ему будет Израиль, и добавил: “Землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе и потомству твоему…” Таким образом, Бог вновь подтвердил, что законным наследником Исаака является именно Иаков, несмотря на то, что он обманул своего отца.

Сегодня многим трудно понять разницу между старшим и младшим братом, равно и то, как старшинство можно продать или купить.

Первородство в Древнем Израиле имело огромное значение и преимущества.

И вот этим преимуществом Исав с легкостью жертвует ради тарелки похлебки. Чечевичная похлебка стала причиной вражды не только между Иаковым и Исавом, но и между народами, произошедшими от них — израильтянами и едомлянами.

Иаков (Израиль) еще успел увидеться со своим дряхлым отцом. Вскоре Исаак, которому было уже 180 лет, умер, Иаков и Исав похоронили его.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *