Первосвященник из Библии 5 букв

Первосвященник

Иллюстрация XIX века

Первосвяще́нник (ивр. ‏הַכֹּהֵן הַגָּדוֹל‏‎, ха-коэн ха-гадол — досл. «великий священник»; иногда сокращённо ивр. ‏הַכֹּהֵן‏‎, ха-коэн — «священник») — в иудаизме священнослужитель, возглавлявший службу в Скинии, затем в Первом и Втором Иерусалимском храме. К первосвященникам, как и к царям, применялся эпитет «Машиах» (משיח, «помазанник», Мессия), так как посвящение в этот сан сопровождалось помазанием елеем (Лев. 4:3,5,16 и др.).

В Ветхом Завете

В Библии в качестве первосвященника впервые упоминается царь Салимский Мелхиседек (Быт. 14:18). Позже, при Исходе из Египта, Бог избрал Аарона, брата Моисея, и лишь его потомки по мужской линии имели законное право занимать этот пост (как и быть священниками вообще). Первосвященник времён царей Давида и Соломона Садок (Цадок) был родоначальником династии первосвященников (Цадокиды), занимавших этот пост (возможно, с перерывами) вплоть до прихода к власти Хасмонеев. Позже династия трансформировалась в секту саддукеев.

Институт ветхозаветного первосвященничества перестал существовать со времени разрушения Иерусалимского храма (70 год).

Наследственная должность

Должность первосвященника давалась, как правило, пожизненно и переходила по наследству к старшему сыну. Первым первосвященником израильского народа был Аарон, его наследниками стали сначала Елеазар, а затем Пинхас (в Синодальном переводе Библии — Финеес) (Чис. 20:26; Втор. 10:6; Суд. 20:28). До Илии или начиная с него этот пост по неустановленной причине перешёл к роду Ифамара, младшего сына Аарона (1Цар. 1:9; 1Пар. 24:1-6). Во времена Давида его совместно занимали Авиафар и Садок. Однако после того как Соломон сослал Авиафара в Анафоф, эта должность, начиная с Садока, стала исключительно привилегией потомков Елеазара (3Цар. 2:26,35).

Облачение

Первосвященник назван в Библии «священником» (Исх. 29:30), «помазанным священником» (Лев. 4:3, 5:16) или великим священником «из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящён, чтобы облачаться в священные одежды» (Лев. 21:10). Описание священных одежд, которые Моисей повелел изготовить для Аарона, дано в Исх. 28:2-39. Одежды состояли из наперсника, ефода, верхней ризы, льняного тканого хитона (нижней одежды), головного убора (кидара) и пояса, который, согласно преданию, был очень длинным. Видимо, ефод служил прежде всего для закрепления и ношения наперсника. Верхняя риза не имела рукавов и, вероятно, была длиной до пят. Её подол был украшен гранатами, сделанными из разноцветных шерстяных нитей, и золотыми бубенчиками. Под ризой священник носил хитон с рукавами, который также был длиной до пят. Верхняя риза была сделана из голубой шерсти и надевалась поверх хитона, но под ефод. Её надевали через голову, горловину обшивали тканым кантом, «подобно отверстию брони» (Исх. 28:31). В Исх. 39:22 есть указание на то, что верхняя риза была тканой. Гранаты на подоле должны были напоминать первосвященнику о заповедях (см. Чис. 15:38-41), которые надлежало соблюдать и ему, а звон бубенцов, согласно Исх. 28:35 (ср. ст. 43), — о том, что священник мог без опасности для жизни приближаться к Господу, когда был одет точно в соответствии с Его предписаниями. Предположение, что звук бубенцов должен был разгонять злых духов, не находит подтверждения в Библии. Верхняя риза имела назначение указывать как её носителю, так и Господу на славу, величие и святость первосвященника. На кидаре первосвященник носил укреплённую на голубом шнуре пластинку из чистого золота (Циц), на которой было выгравировано «Святыня Господня» (ивр. ‏קדש לה’‏‎, Кадош ЛеАшем). Пластинка всегда прикрывала лоб Аарона и всех последующих первосвященников (Исх. 28:36-38). Эта золотая пластинка должна была возместить несовершенство святых даров народа. Но прежде всего первосвященник был отмечен ею как освящённая собственность Господа. Кидар первосвященника, вероятно, представлял собой свитый из ткани тюрбан и отличался от головных уборов остальных священников названием. В великий день искупления первосвященник должен был надевать хитон, нижнее платье, пояс и кидар, изготовленные только из льняной ткани (Лев. 16:4).

Ритуальная чистота

Должность первосвященника была весьма почётной и передавалась по наследству. К первосвященнику предъявлялись особо строгие требования в отношении обрядовой чистоты (Лев. 21:10-15). Даже в случае смерти отца или матери он, в отличие от остальных священников, не имел права осквернить себя прикосновением к умершему. Ему запрещалось обнажать в знак траура голову и раздирать одежду, что позволялось другим священникам (Лев. 10:6). В это время первосвященник не должен был покидать святилище (ст. 7). Первосвященник не мог жениться на вдове или на отверженной, он имел право взять в жены только израильтянку-девственницу, в то время как остальным священникам не возбранялось жениться на вдовах.

Обязанности

Обязанностью первосвященника было присматривать за всем, что касалось храма, богослужения и священства. Он должен был приносить жертвы как за свои грехи (Лев. 4:3-12), так и за грехи всего народа (ст. 13-21); ему полагалось совершать предписанные жертвоприношения в День искупления (гл. 16). Кроме того, в особо ответственных случаях первосвященник должен был испрашивать волю Господа при помощи урима и туммима (Лев. 8:8). Первосвященник мог исполнять любые священнические обязанности и позднее стал приносить жертвы по случаю субботы, новолуния и больших праздников.

Во время вавилонского плена (587—538 гг. до н. э.) обязанности первосвященника не исполнялись.

В послепленное время институт первосвященства был восстановлен. Первосвященник стал пользоваться все возрастающим авторитетом и властью, поскольку царей в Израиле тогда не было. Впоследствии Хасмонеи, маккавейские цари-священники, объединяли власть царя и первосвященника в одном лице; это продолжалось до тех пор, пока Иудея сохраняла при них свою независимость. Во времена Иисуса первосвященник председательствовал в синедрионе и в политическом плане являлся верховным вождём народа, правда, подконтрольным оккупационным римским властям.

Список Ветхозаветного периода

Дата Царь Первосвященник Ветхий Завет Значение имени «Седер Олам Зута» Иосиф Флавий Первосвященник Ветхий Завет
Первый Храм
1. Аарон » Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх. 7:1);
«возьми к себе Аарона… чтоб он был священником Мне» (Исх. 28:1)
«высокий», «гора», «гора света»
2. Елеазар (Элеазар) » сними с Аарона одежды его, и облеки в них Елеазара, сына его, и пусть Аарон отойдет и умрет там» (Чис. 20:26) «Бог помог»
3. Финеес (Пинехас) » скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного» (Чис. 25:11—12) «негр»; «медные уста»
4. Авишуй (Авиуд; Абишуа) «Аарон же и сыновья его совершали всякое священнодействие во Святом Святых и для очищения Израиля» (1Пар. 6:49—50)
«Финеес родил Авишуя» (1Пар. 6:5)
«отец счастья»
5. Буккий (Букки) «Авишуй родил Буккия» (1Пар. 6:5) «опустошение»
6. Озия (Уззий; Уззи) «Буккий родил Озию» (1Пар. 6:5) «сила Божия»
а) линия Елеазара (сын Аарона) От линии Елеазара первосвященство переходит к линии Ифамара => б) линия Ифамара (Итамар; сын Аарона)
Зерахия (Зерахья; Зераия) «Озия родил Зерахию» (1Пар. 6:6) «свет Иеговы» 7. Илий (Эли; «Бог есть высок») «… в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень» (1Цар. 1:9)
Мераиоф «Зерахия родил Мераиофа» (1Пар. 6:6) «откровения» 8. Ахитув (Ахитуб; «дорогой друг/брат») (сын Финееса и внук Илия); 1Цар. 14:3
Саул Амария (Амариас) «Мераиоф родил Амарию» (1Пар. 6:7) «Богом обещанный» 9. Ахия
(Ахиагу; «друг Иеговы»)
«священник Господа в Силоме, носивший ефод» (1Цар. 14:3)
Давид Ахитув (сын Амарии) «Амария родил Ахитува» (1Пар. 6:11) «брат благости» 10. Ахимелех
(«брат царя»)
«И сказал Давид Ахимелеху священнику» (1Цар. 21:2)
X век до н. э. Давид и Соломон 12. Садок (Цадок) «Ахитув родил Садока» (1Пар. 6:8)
«И распределил их Давид — Садока из сыновей Елеазара, и Ахимелеха из сыновей Ифамара, поочередно на службу их» (1Пар. 24:3)
«праведный» 11. Авиафар (Абиатар; Эбиатар; «полнота») «Давид… сказал священнику Авиафару: принеси ефод» (1Цар. 23:9)
13. Ахимаас (Ахимаац) «Садок родил Ахимааса» (1Пар. 6:8)
«Ахимаас, сын Садока» (2Цар. 15:36)
«брат гнева» Jonathan (1Парал. VI, 8, 15)
ок. 928—911 год до н. э. Соломон и Ровоам 14. Азария I «Ахимаас родил Азарию, Азария родил Иоанана; Иоанан родил Азарию, — это тот, который был священником в храме, построенном Соломоном в Иерусалиме» (1Пар. 6:9—10)
«Азария, сын Садока священника» (3Цар. 4:2)
«помощь Господа»
Иоаш (Joash) 15. Иорам (Joram)
16. Иоиарив (Иегоиарив; Иегояриб) 1Пар. 9:10; 24:7 «которого защитит Господь/Иегова» Иегоиарив Иисус (Isos)
Иегошафат 17. Аксиорам (Axioram)
ок. 842—820 до н. э. Иоас 18. Иодай (Иегояда) «И вызвал Иодай священник начальников сотен» (2Пар. 23:14) «Бог печётся о нём»; «хранимый Богом» Иодай
Педаия (Pedayah) 19. Фидея (Phideas)
Амасия Цидкия (Tsedeqyah) 20. Судея (Sudéas)
ок. 770 до н. э. Озия 21. Азария II «Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних» (2Пар. 26:17)
«Азария первосвященник» (2Пар. 26:20)
«помощь Господа» Иоель
Иотам 22. Иотам
ок. 732 до н. э. Ахаз 23. Урия «послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертёж» (4Цар. 16:10) «свет Божий»; «пламень Божий»; «Бог есть свет» Урия Урия
ок. 630 до н. э. 24. Азария III «Азария первосвященник из дома Садокова» (2Пар. 31:10) «помощь Господа» Neriah Нерия
Ошаия (Hoshaiah) 25. Одия (Odeas)
ок. 642—640 до н. э. Амон 26. Селлум (Шаллум) «Садок родил Селлума» (1Пар. 6:12) «воздаяние», «возмездие» Shallum Shallum
ок. 622 до н. э. Иосия 27. Хелкия (Хилкия) В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро (4Цар. 22:4) «наследие Божие» Hilqiahou Elcias
28. Азария IV «Хелкия родил Азарию» (1Пар. 6:13) «помощь Господа» Azariah IV
ок. 586 до н. э. Седекия 29. Сераия «Азария родил Сераию»(1Пар. 6:14)
«взял начальник телохранителей Сераию первосвященника» (4Цар. 25:18)
«воин/вождь Иеговы» Zeraiah Сарея (Sareas)
30. Иоседек (Иегоцадак) «Сераия родил Иоседека» (1Пар. 6:14) «Иегова/Господь праведен» Yéhotsedeq Иоседек (Josedek)
ВТОРОЙ ХРАМ (после Вавилонского плена)
ок. 515—490 до н. э. Дарий I (наместник Зоровавель) 31. Иисус (Иешуа) «Во 2-й год царя Дария, в 6-й месяц, в 1-й день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею» (Агг. 1:1) Иисус (Древн., XI, 3, § 10)
ок. 490—470 до н. э. 32. Иоаким (Иояким) «Иисус родил Иоакима» (Неем. 12:10) Иояким (Иуд. война, XI, 5, § 6)
ок. 470—433 до н. э. Ксеркс I 33. Елияшив (Элиашиб) «встал Елияшив, великий священник, и братья его священники и построили Овечьи ворота» (Неем. 3:1) Элиашиб (Иуд. война, XI, 5, § 5)
ок. 433—410 до н. э. 34. Иоаида (Иояда) «во дни Елиашива, Иоиады…» (Неем. 12:22) Иуда (Древн. ХI, 7, § 1)
ок. 410—371 до н. э. Артаксеркс I (наместник Неемия) 35. Иоханан «во дни Елиашива, Иоиады, Иоханана…» (Неем. 12:22) Иоанн (Древн. ХI, 7, § 1)
ок. 371—320 до н. э. Александр Македонский 36. Иаддуй (Иаддуа) «во дни Елиашива, Иоиады, Иоханана и Иаддуя» (Неем. 12:22)
ок. 320—280 до н. э. 37. Ониас I (Оний I) (Иуд. Древн., XIII, 2, § 5)

Список последующих первосвященников

Манассия — первосвященник Иудеи (276 до н.э. — 250 до н.э).

Ония II — первосвященник Иудеи (250 до н.э — 218 до н.э).

Симон II — первосвященник Иудеи (218 до н.э — 192 до н.э).

Ония III — первосвященник Иудеи (192 до н.э. — 175 до н.э.)

Ясон — первосвященник Иудеи (175 до н.э. — 171 до н.э.).

Ония IV — первосвященник Иудеи (171 до н.э.)

Менелай — первосвященник Иудеи (171 до н.э. — 162 до н.э.)

Иуда Маккави (Молот) — первосвященник Иудеи (прет. 165 — 162)

Алким (Алкиной) — первосвященник Иудеи (162 до н.э. — 159 до н.э.)

Ионатан, брат Иуды — первосвященник Иудеи (152 до н.э. — 143 до н.э., прет. с 160 до н.э.)

142 — 37 до Р.Х. правители Иудеи из рода Хасмонеев (Маккавеев).

Ганамел — первосвященник Иудеи (37 до н.э. — 35 до н.э.).

Аристобул — первосвященник Иудеи (35 до н.э.)

Иоазар бен Симон — первосвященник Иудеи (ок. 10 до н.э. — 5 до н.э.)

Элеазар — первосвященник Иудеи (5 до н.э. — 4 до н.э.).

Маттий (Маттйагу) — первосвященник Иудеи (4 до н.э.).

Иосиф бен Эллем — первосвященник Иудеи (4 до н.э.).

Иисус бен Сет — первосвященник Иудеи (4 до н.э. — 6 год).

Анна — первосвященник Иудеи с 6 по 15 год.

Елеазар бен Анна — первосвященник Иудеи в 16−17 годы

Каиафа — первосвященник Иудеи с 18 по 37 год

Ионафан бен Анна — первосвященник Иудеи (37 год)

Феофил бен Анна — первосвященник Иудеи (37−41 годы)

Матиас бен Анна — первосвященник Иудеи (43 год)

Анна бен Анна — первосвященник Иудеи (63 год)

Иисус бен Дамнай — первосвященник Иудеи (62 — 63 годы).

Иисус бен Гамала — первосвященник Иудеи (63 — 65 годы).

Маттиас бен Феофил — первосвященник Иудеи (65 — 66 годы)

Финеес (Фанний) бен Самуил — первосвященник Иудеи (66 — 70)

70 Р.Х. храм разрушен римлянами.

В Новом Завете

Согласно Евр. 5:5, Христос считается истинным первосвященником Церкви Божьей. В отличие от ветхозаветных первосвященников, каждый год приносивших жертвы за грехи народа, Христос однажды и навсегда взял на Себя человеческие грехи и примирил людей с Богом (Евр. 9:25-28; ср. Ис. 53:11; Ин. 1:29; 1Пет. 2:24), войдя в небесное святилище (Евр. 9:24).

Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.

— (Евр. 5:1-10)

Первосвященником христиане называют Иисуса Христа.

> См. также

  • Коэны
  • Каган
  • Протоиерей

Примечания

  1. 1 2 3 Первосвященники // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Ахитув // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  3. Иегоиарив // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «первосвященник»

  • Рамбам о Первосвященнике
  • Рамбам об одеждах Первосвященника

Первосвященник

Первосвященник Первое место среди израильского священства принадлежало первосвященнику. Это название мы впервые встречаем в Лев.21.10, евр. «коген-гадол», т.е. великий священник или первосвященник (Чис 35.25 и дал.). Как представитель еврейского священства и как единственное лицо, имеющее право совершать известные священнодействия, кроме тех, которые вообще лежали на обязанности священников, первосвященник должен был отличаться особенною одеждою и являть пример чистой жизни. Кроме тех одежд, которые принадлежали к обыкновенному священническому одеянию, – нижней рубашки, штанов, пояса и тюрбана или кидара, – первосвященник носил особое служебное одеяние, состоявшее из четырех одежд, а именно:

1. верхняя риза голубого цвета, вся тканная с отверстием для головы, без рукавов, обшитая кругом по нижней кайме золотыми колокольчиками и гранатовыми яблоками из голубой, яхонтовой, пурпуровой и червленой шерсти так, что колокольчики и яблоки чередовались (Исх 28.31, 39.22 и дал.); риза была длиною, приблизительно, до колен; поверх этой ризы одевался

2. ефод, состоявший из двух частей – передней и задней, – соединенных на плечах двумя дощечками из камня оникса, на которых были выгравированы имена 12 колен Израилевых, по 6 на каждой. Этот ефод, который был также соткан из нитей священных цветов с вотканными золотыми нитками, стягивался вокруг стана поясом (Исх 28.6, Исх 39.2 и дал.); поверх ефода, на груди, был прикреплен

3. наперсник, из той же искусной ткани, сложенной вдвое в виде кармана, украшенный 12 оправленными в золото драгоценными камнями с выгравированными 12 именами колен Израилевых, по одному на каждом камне, с уримом и туммимом, вложенными в наперсник (Исх 28.15, 39.8 и дал,). См. «Наперсник». Срав. также «Урим и Туммим» и «Драгоценные камни».

4. Тюрбан или кидар напоминал тюрбаны остальных священников, отличались лишь, по сведению Иосифа Флавия, голубым украшением наверху; он был снабжен диадемой, т.е. дощечкой из золота, которая прикреплялась к тюрбану голубым шнурком. На этой дощечке были выгравированы слова: «Святыня Господня» (Исх 28.36, 39.30 и дал.). Все это одеяние, называемое раввинами золотым одеянием, потому что в каждой из его 4 частей было золото, имело в каждой части в отдельности символическое значение. Риза, сотканная из цельной ткани, символизировала законченность, которая свойственна истинному богослужению. Гранатовые яблоки и колокольчики должны были свидетельствовать о том, что откровение Господне укрепляет души, и о том, что слуга Господа обязан свидетельствовать о Нем во всеуслышание. Имена 12 колен Израилевых были выгравированы на драгоценных камнях не только на плечевых украшениях первосвященника, но также и на наперснике, который он носил на груди. Все это указывало на могущество, которое несет тяготы служения на своих плечах (срав. Ис 9.6 «Владычество на раменах Его», Ис 22.22), а также на любовь, которая носит нужды страждущих на сердце своем. Наконец, золотая дощечка, или диадема (Исх 29.6, Исх 39.30, Лев.8.9) своей полной значения надписью «Святыня Господня» свидетельствует о том, что святое звание первосвященника имело силу примирить и изгладить все недостатки приношений, посвящаемых израильтянами (Исх 28.38).

Посвящение первосвященника на служение совершалось посредством тех же обрядов, как и священника вообще: омовением, облачением, помазанием, приношением жертвы за грех, жертвы всесожжения, жертвы посвящения, окроплением кровью и другими обрядами, которые повторялись в течение 7 дней (Исх 29.1, 40.12 и дал., Лев.8.1). Особенным отличием при посвящении первосвященника было то, что св. елей помазания выливался на его голову (Исх 29.1, Лев.8.12, 21.10, 12, срав. Пс 132.2); при посвящении же остальных священников елеем помазывался только лоб (по сведениям раввинов). Вследствие этого обильного возлияния елея, символа высшей меры Духа, первосвященник преимущественно и назывался помазанным священником, по-евр. мессией, по-греч. Христом (Лев.4.3, 5, 16).

Во всех этих, так подробно установленных законом, определениях, проглядывает пророческое указание на Того, Который сделался в свое время Первосвященником вовек, помазанным елеем радости более своих соучастников (Евр 1.9).

Кроме совершения вообще тех же жертвоприношений, что и прочими священниками, были две особенные служебные обязанности, которые принадлежали исключительно первосвященнику: во-первых – в великий день очищения он должен был совершать известные жертвоприношения и входить в Святое Святых для кропления кровью жертвы за грех на крышку ковчега, и сжечь курение (Лев.16.1), причем он должен был быть одетым в особенную белую одежду, названную «священною одеждою» (Лев.16.3–4); во-вторых, в более важных делах испрашивать волю Божию посредством урима и туммима (Чис 27.21, Чис 30.7 и дал.). Кроме того, он должен был начальствовать во время разбора судебных дел, которые решались священниками (Втор 17.8, Втор 19.17, Втор 21.5, Втор 33.8,10, Иез 44.24, Иак 2.7), почему он в позднейшие времена и был председателем синедриона.

В соответствии с такими высокими обязанностями первосвященник должен был соблюдать себя больше, чем другие священники, в отношении личной чистоты и святости. Ему нельзя было прикасаться к телу умершего, обнажать голову и раздирать одежду в знак горя по умершим; он также не мог брать в жены вдову, разведенную или блудницу, но только девицу из своего народа (Лев.21.10 и дал.).

Первосвященник пользовался величайшим уважением среди народа, по крайней мере, в древние времена. Случалось даже, что первосвящелники женились на царских дочерях (2Пар 22.11); см. «Иосавеф». Изредка первосвященники вынуждались обстоятельствами, хотя это первоначально не входило в их обязанности, брать на себя руководство государственными делами, например, Иодай, Хелкия и Иисус, и даже управлять страной, как, например, Илий. Во время Маккавеев первоначальнический сан и княжеское достоинство соединились в одно.

Обязанность, которая, по всей вероятности, не принадлежала одному только первосвященнику, но священникам вообще, была – благословлять народ Божий. См. «Благословение».

Кроме первосвященника, после времени Иосии упоминается священник второй чреды (4Цар 25.18, Иер 52.24, срав. 4Цар 23.4), как стоящий по чину непосредственно за первосвященником, может быть, то же положение, что и надзиратель в доме Господнем (Иер 20.1, Иер 29.25 и дал.); или «начальник при доме Божием», «начальствующий в доме Божием» (2Пар 31.13, Неем 11.11). В Талмуде он называется «саган» или начальник (священник) и является помощником при служении первосвященника. По всей вероятности, это то лицо, которое, по сведению Талмуда, должно было быть готово исполнить обязанности первосвященника в великий день очищения, если тот не будет в состоянии исполнить это сам.

По смерти Аарона должность первосвященника перешла к его потомкам по линии Елеазара (Чис 3.32, Чис 20.28, Втор 10.6, срав. Суд. 20.28). Со времени Илия до Соломона первосвященники были из рода Ифамара, второго сына Аарона, после чего служение вновь перешло к роду Елеазара (срав. 1Цар 2.35, 3Цар 2.35). Во время Маккавеев после Ионафана первосвященники были поставляемы из священнического рода Иоарива (1Мак 2.1, 1Мак 14.35,41), доколе Ирод Великий не предоставил права на это звание вообще священникам. Обыкновенный порядок был таков, что должность первосвященника переходила по наследству, от отца к сыну, и каждый служил до своей смерти. Пример увольнения с этой должности встречается только один раз до плена (3Цар 2.35); но после Сирийского периода это бывало чаще. Последним из упоминаемых в Ветхом Завете первосвященников является Иаддуй, во время Александра Великого (Неем 12.11). Законным возрастом для вступления на эту должность, по преданию было 20 лет (срав. 2Пар 31.17). Однажды эту должность занял 17-летний юноша. Все число первосвященников, от первого – Аарона, – до назначенного во время начала последней иудейской войны Фамниаса (около 68 г. по Р. Хр,), составляло, по Иосифу Флавию, 83 человека. В последнее время, когда быстро менявшиеся властители страны, по политическим причинам, увольняли и назначали первосвященников по своему произволу, случалось, что называли одновременно нескольких первосвященников и были в недоумении, кто из них подлинный. Так объясняется некоторыми то, что в Новом Завете мы иногда читаем о нескольких первосвященниках в одно и то же время (Лк 3.2, Ин 11.49, срав. Ин 18.13). Этим же стараются объяснить недоумение Павла в Деян 23.5. Срав. «Анания 3». Другие предполагают, что первосвященниками в это время называли также лиц, ранее исполнявших эту должность, а также членов их семейств (срав. Деян 4.6), или также начальников 24 чред священников. Во 2Пар 36.14, повидимому, имеется в виду высшее духовенство вообще.

Точный перечень иудейских первосвященников трудно составить вследствие недостаточных и спорных данных. Кроме случайных сведений в более древних книгах Библии, мы находим в 1Пар 6.1,50 и дал. и в Езд 7.1 и дал. родословные линии первосвященников до самого плена, а в Неем 12.10 и дал. продолжение до времени Александра Великого. Другие, расходящиеся с этим, записи даются Иосифом Флавием и пр.

Следующая таблица является одной из многих попыток составления перечня первосвященников, наряду с именами властителей, которые все время управляли страной.

Правители страны: Первосвященники:

Моисеи Иисус Навин Гофониил Авиуд Илии Самуил Саул Давид Соломон Авия Аса Иосафат Иорам Охозия Иоас Амассия Озия Иофам Ахаз Иезекия Манассия Аммон Иосия Иоаким Седекия Евилмеродах Зоровавель (Кир и Дарий) Мордохей? (Ксеркс) Ездра и Неемия (Артаксеркс) Дарий Нот Артаксеркс Мнемон Александр Вел. Ония 1 (Птолемей Сотер и Антигон) Птолемей Сотер Птолемей Филадельф Он же. Птолемей Эвергет Птолемей Филопатр Птолемей Епифан и Антиох Антиох Епифан Он же Дмитрий Александр Балас Симон (Маккавей) Иоанн Гиркан 1 Аристовул 1 Александр Ианней Аарон Елеазар Финеес Авиуд Илии Ахитув Ахия (Ахимелех?) Садок и Авиафар Азария Иоанан Азария Амария Иодай Он же Он же и Захария ? Азария ? Урий Азария Селлум Селлум Хелкия Азария (?) Сераия (Иседек?) Иисус Иоаким Елиашив (?) Иодай Иоанан или Ионафан Иаддуй Ония 1 Симон Праведный Елеазар Манассия Ония 2 Симон 2 Ония 3 Иисус (Иасон) Ония 4 или Менелай Иоаким или Алким Ионафан, брат Иуды Мак- кавея. Симон (Мак- кавей) Иоанн Гиркан 1 Аристовул 1 Александр Ианней Королева Александра Аристовул 2 Помпеи Антитатр Пахор Ирод, царь Иудейский Он же, Он же Ирод Великий Он же Он же Он же Архелай Он же Он же Квириний Валерий Грат Он же Он же Он же Вителлий Он же Ирод Агриппа Он же Он же Ирод из Халкиса Он же Он же Он же Он же Он же Иисус, сын Гамалиила по избранию народа. Он же Фанниас, сын Самуила избранный посредством жребия Гиркан 2 Аристовул 2 Гиркан Гиркан 2 Анигон Ананеел Аристовул (последн. из Маккавеев), (умерщвлен Иродом. Ананеел, вто- рично назна- ченный. Иисус, сын Фабия. Симон, тесть Ирода Матфий Иоадзар Елеазар Иисус, сын Сиаса. Иоадзар (во вто- рой раз). Анна Измаил Елеазар Симон Иосиф или Каиафа, (который допрашивал Христа). Ионафан Феофил (от которого Павел взял письмо в Дамаск; Деян 9). Симон Матфий Елианей Иосиф. Анания (при котором допрашивался Павел, Дeян. 23). Ионафан Измаил Иосиф Анан Иисус, сын Гамалиила Матфий, сын Феофила Фанниас, сын Самуила

Последний в этой длинной цепи первосвященников, который был избран партией необузданных зилотов, описывается Иосифом Флавием следующим образом: «Имя ему было Фанниас, сын Самуила, из селения Афты; он не только не был из первосвященнического рода, но даже был настолько невежествен, что едва понимал, что значит первосвященническая должность. Несмотря на это, его, против его воли, вытащили из деревни, принудили выступить в этой роли, точно как в театре: одели на него священные одежды и научили, как поступать. Это ужасное нечестие, которое для них было лишь веселой шуткой, стало для остальных священников поводом для вздохов и плача, когда они издали наблюдали, как их закон стал предметом хулы, и как святыню втоптали в прах. Огонь и меч римлян скоро положил конец и храму и священству. Так постыдно кончилась эта длинная цепь первосвященников, которая тянулась почти непрерывно около 16 столетий. Египетская, ассирийская, вавилонская, греческая и римская мировые державы, возвышение которых, одну за другою, наблюдали еврейские первосвященники, все, кроме последней, поблекли и исчезли, – и тогда последний преемник Аарона лишился своего святого одеяния, и храм, где он служил, был сравнен с землей с тем, чтобы никогда не быть восстановленным. Но это совершилось лишь тогда, когда истинный Первосвященник и Царь Израилев, Священнодействователь святилища и скинии истинной (Евр 8.2), принесший единую и навсегда действительную жертву, занял Свое место одесную Величества на небесах, нося на Своей груди право суда и устроения царства Своего искупленного народа и вовек пребывая Первосвященником Вечного Святилища.

I.
Должность П. давалась, как правило, пожизненно и переходила по наследству к старшему сыну. Первым П. израил. народа был см. Аарон, его наследниками стали сначала Елеазар, а затем Финеес (Чис 20:26; Втор 10:6; Суд 20:28). До Илии (см. Илия) или начиная с него этот пост по неустанов. причине перешел к роду Ифамара, младшего сына Аарона (1Цар 1:9; 1Пар 24:1-6). Во времена Давида его совместно занимали см. Авиафар и см. Садок. Однако после того как Соломон сослал Авиафара в Анафоф, эта должность, начиная с Садока, стала исключит. привилегией потомков Елеазара (3Цар 2:26 и след.,35).
II.
П. назван в Библии «священником» (Исх 29:30), «помазанным священником» (Лев 4:3, 5,16) или великим священником «из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды» (Лев 21:10). Описание свящ. одежд, к-рые Моисей повелел изготовить для Аарона, дано в Исх 28:2-39. Одежды состояли из см. Наперсника, см. Ефода, верхней ризы, льняного тканого хитона (нижней одежды), головного убора (кидара) и пояса, к-рый, согл. преданию, был очень длинным. Видимо, ефод служил прежде всего для закрепления и ношения наперсника. Верхняя риза не имела рукавов и, вероятно, была длиной до пят. Ее подол был украшен гранатами, сделанными из разноцветных шерстяных нитей, и золотыми бубенчиками. Под ризой священник носил хитон с рукавами, к-рый также был длиной до пят. Верхняя риза была сделана из голубой шерсти и надевалась поверх хитона, но под ефод. Ее надевали через голову, горловину обшивали тканым кантом, «подобно отверстию брони» (ст. 32). В Исх 39:22 есть указание на то, что верхняя риза была тканой. Гранаты на подоле должны были напоминать П. о заповедях (см. Чис 15:38-41), к-рые надлежало соблюдать и ему, а звон бубенцов, согл. Исх 28:35 (ср. ст. 43), — о том, что священник мог без опасности для жизни приближаться к Господу, когда был одет точно в соответствии с Его предписаниями. Предположение, что звук бубенцов должен был разгонять злых духов, не находит подтверждения в Библии. Верхняя риза имела назначение указывать как ее носителю, так и Господу на славу, величие и святость П. На кидаре П. носил укреп. на голубом шнуре пластинку из чистого золота, на к-рой было выгравировано «Святыня Господня». Пластинка всегда прикрывала лоб Аарона и всех послед. П. (Исх 28:36-38). Эта золотая пластинка должна была возместить несовершенство святых даров народа. Но прежде всего П. был отмечен ею как освященная собственность Господа. Кидар П., вероятно, представлял собой свитый из ткани тюрбан и отличался от головных уборов остальных священников названием. В великий день искупления П. должен был надевать хитон, нижнее платье, пояс и кидар, изготовленные только из льняной ткани (Лев 16:4).
III.
Должность П. была весьма почетной и передавалась по наследству. К П. предъявлялись особо строгие требования в отношении обрядовой чистоты (Лев 21:10-15). Даже в случае смерти отца или матери он, в отличие от остальных священников, не имел права осквернить себя прикосновением к умершему. Ему запрещалось обнажать в знак траура голову и раздирать одежду, что позволялось другим священникам (Лев 10:6). В это время П. не должен был покидать святилище (ст. 7). П. не мог жениться на вдове или на отверженной, он имел право взять в жены только израильтянку-девственницу, в то время как остальным священникам не возбранялось жениться на вдовах.
IV.
Обязанностью П. было присматривать за всем, что касалось храма, богослужения и священства. Он должен был приносить жертвы как за свои грехи (Лев 4:3-12), так и за грехи всего народа (ст. 13-21); ему полагалось совершать предпис. жертвоприношения в День искупления (гл. 16). Кр. того, в особо ответственных случаях П. должен был испрашивать волю Господа при помощи см. Урим и туммим (Лев 8:8). П. мог исполнять любые священнич. обязанности и позднее стал приносить жертвы по случаю субботы, новолуния и больших праздников. Во время вавил. плена (587-538 гг. до Р.Х.) обязанности П. не исполнялись. В послепленное время институт первосвященства был восстановлен. П. стал пользоваться все возрастающим авторитетом и властью, поскольку царей в Израиле тогда не было. Впоследствии хасмонеи, маккавейские цари-священники, объединяли власть царя и П. в одном лице; это продолжалось до тех пор, пока Иудея сохраняла при них свою независимость. Во времена Иисуса П. председательствовал в синедрионе и в политич. плане являлся верховным вождем народа, правда, подконтрольным оккупац. рим. властям. Относит. упомянутых в Библии П. см. Синедрион (II).
V.
Согл. Евр 5:5 и след., Христос считается истинным П. Церкви Божьей. В отличие от ветхозаветных П., каждый год приносивших жертвы за грехи народа, Христос однажды и навсегда взял на Себя наши грехи и примирил нас с Богом (Евр 9:25-28; ср. Ис 53:11; Ин 1:29; 2Пет 2:24), войдя в небесное святилище (Евр 9:24). см. Жертва см. Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление.

ПЕРВОСВЯЩЕННИК | Симфония для Библии

Мф 26:62 …И, встав, первосвященник сказал Ему:..
Мф 26:63 …И первосвященник сказал Ему:..
Мф 26:65 …Тогда первосвященник разодрал одежды свои…
Мк 14:60 …Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса:..
Мк 14:61 …Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему:..
Мк 14:63 …Тогда первосвященник, разодрав одежды свои,..
Ин 18:19 …Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его…
Деян 4:6 …и Анна первосвященник,..
Деян 5:17 …Первосвященник же и с ним все,..
Деян 5:21 …Между тем первосвященник и которые с ним,..
Деян 5:24 …Когда услышали эти слова первосвященник,..
Деян 5:27 …и спросил их первосвященник, говоря:..
Деян 7:1 …Тогда сказал первосвященник: так ли это?..
Деян 22:5 …как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины,..
Деян 23:2 …Первосвященник же Анания стоявшим перед ним…
Деян 23:5 …Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник;..
Деян 24:1 …Через пять дней пришел первосвященник Анания…
Деян 25:2 …Тогда первосвященник и знатнейшие из Иудеев…
Евр 5:1 …Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый,..
Евр 7:26 …Таков и должен быть у нас Первосвященник:..
Евр 8:3 …Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв;..
Евр 9:7 …а во вторую – однажды в год один только первосвященник,..
Евр 9:11 …Но Христос, Первосвященник будущих благ,..
Евр 9:25 …как первосвященник…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *