Первые школы на Руси

Образование в Древней Руси

В этой статье отсутствует преамбула. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи.
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Борис Кустодиев. Земская школа в Московской Руси. 1907 г.

Школы князей Владимира и Ярослава

Период развития отечественного образования при князьях Владимире и Ярославе Мудром нередко признается начальным во всей истории этого образования, во многом связанного с христианскими храмами.

Под 988 годом в Повести временных лет: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (язычники были против христианских инноваций).

Русские книжники, работавшие в школах повышенного типа, пользовались своим вариантом структуры предметов, который в определенной мере учитывал опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.

Софийская первая летопись о школе в Новгороде: 1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».

Созданная в 1030 г. Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси, в котором обучались лишь дети старост и священнослужителей. Есть версия, что в летописи речь идет о детях церковных старост, избиравшихся из низших сословий, но до конца XVI в. известны лишь старосты административные и военные . Термин «церковный староста» появился в XVII в. Контингент учащихся новгородской школы состоял из детей духовенства и городской администрации. Социальный состав обучающихся отражал классовый характер образования той поры.

Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединенного новой верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород.

Деятельность школы Ярослава опиралась на разветвленную сеть школ элементарной грамоты, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек. На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность. В Новгороде написано знаменитое Остромирово Евангелие, описание |Добрыней Ядрейковиче Царьграда, математический трактат Кирика. Сохранились для потомков «Изборник 1073 года», начальный летописный свод, краткая редакция «Русской Правды». Новгородские книгохранилища послужили одним из основных источников «Великих четьих миней» — собрания «всех книг, чтомых на Руси», состоящего из 12 огромных томов общим объемом свыше 27 тыс. страниц.

1037. В год 6545. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины… Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напоящие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина… …Ярослав же… любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам»

Образовательная реформа Владимира и Ярослава усиливала христианизацию на землях будущей России и её соседей, однако многовековые языческие традиции имели глубокие корни в народах страны.

Граффити XI века из святой Софии Киевской: «Месяца июня в 10-й (день) выгреб (потревожили мощи) грамматика, а в 15-й отдали Лазорю».

«Грамматиками» называли себя как профессиональные писцы южнославянских рукописей, так греками именовались и учителя — преподаватели полного курса грамматики. Император Юстиниан в 534 г. установил видным грамматикам вознаграждение в сумме 70 солидов и определил этим педагогам ряд других привилегий . Грамматики преподавали и в Киевской дворцовой школе, после смерти по статусу погребались в соборе. Мощи «Грамматика» были перенесены в монастырь, где игуменом был Лазарь (упоминается под 1088 годом).

Монастырское образование при князе Всеволоде

Всеволод Ярославич (1030—1093) — сын Ярослава Мудрого, мог бывать и в новгородской школе отца. С 1054 по 1076 г. Всеволод княжил в Переяславльской и Суздальской землях. После смерти брата Святослава стал великим князем киевским, но отдал престол брату Изяславу и начал княжить в Чернигове. После смерти Изяслава в 1078 г. стал снова великим князем киевским. Был образованным человеком, знал пять иностранных языков, вместе с братьями утвердил так называемую «Правду Ярославичей».

Образование, включая монастырское, поддерживал еще Феодосий Печерский (ок. 1008 — 3 мая 1074). «Житие Феодосия Печерского» сообщало о школе в Курске: «Случилось же родителям блаженного переселиться в другой город, именуемый Курском… Обратимся к рассказу о святом этом отроке. Рос он телом, а душою тянулся к любви божьей и ходил каждый день в церковь божию, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. Не приближался он к играющим детям, как это в обычае у малолетних… К тому же попросил он отдать его учителю поучиться божественным книгам, что и сделали. Скоро постиг он всю грамоту, так, что поражались все уму его и способностям и тому, как быстро он всему научился».

Школы в других регионах Руси

Средневековое образование на Руси нередко сводят к примерам Новгорода и Киева. Но немало свидетельств о развитии образования в других городах средневекового государства. Около 1096. Муром «После принятия христианской веры муромцы послали „мнози дети своя в научение грамоты“» .

Известно в 1143 году основанное Евфросинией Полоцкой женское монастырское училище в Полоцке(ныне Витебская обл., Белоруссия), входившем тогда в состав Руси.

Здесь учился Авраамий Смоленский. «…Родился же блаженный Авраамий от правоверных родителей. Отец его был всеми почитаем и любим, в чести у князя, и поистине все его знали, и был он украшен правдой, и многим помогал в бедах, был милостив и спокоен со всеми, к молитвам и службам церковным прилежание имел. Мать его также была украшена всяким благочестием». «…Когда мальчик достиг разумного возраста, родители отдали его учиться по книгам. Он же не унывал, как прочие дети, но, благодаря большому прилежанию, быстро обучился; к тому же он не играл с другими детьми, но спешил впереди других на божественное и церковное пение и чтение, так что его родители радовались этому, а другие удивлялись такому разуму ребенка». «…Из всех книг более всего любил он часто читать учение преподобного Ефрема, и великого учителя всленной Иоанна Златоуста, и Феодосия Печерского…» .

Училища развивалось во Владимире на Клязьме. «Князь великий Константин Всеволодович Мудрый, внук Юрия Владимировича Мономаша… великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам, того ради имел при себе людей ученых, многие древние книги греческие ценою высокою купил и велел переводить на русский язык. Многие дела древних князей собрал и сам писал, також и другие с ним трудилися». «…6735 (1227). Маиа 11 учинился во Владимире великий пожар и згорело 27 церквей и двор блаженного великого князя Константина Всеволодича и церковь, построенная в нем, архангела Михаила со всею богатою утварию. В нем же трудилися иноки русские и греки, учасце младенцев, и погорели книги многие, собранные сим Константином Мудрым» .

Училище при церкви Михаила могло быть одним из нескольких в округе Владимира.

Школа действовала и в Нижнем Новгороде. Так блаженный Евфимий родился и был воспитан в Нижнем Новгороде. Здесь учился грамоте и учился примерно — не любил заниматься детскими шалостями, был кроток и послушлив родителям… . Евфимий родился в начале XIV в. Окончил школу, которая, видимо, существовала в городе уже в XIII в. Пострижен в монахи, а впоследствии назначен архимандритом монастыря в Суздале. В «Житии» Евфимия сохранилось наиболее раннее упоминание о школе в Нижнем Новгороде.

Вероятно существование начальных школ у многих церквей и проходов Руси, но общее их количество определить пока трудно.

Итоги средневекового образования на Руси по Стоглаву

Царь Иван Грозный для укрепления централизованной власти в 1551 г. собрал собор — представителей церковной иерархии с участием боярской думы для составления специального уложения. Сборник решений состоял из 100 глав.

В главе 26 «Стоглава» изложено постановление о школах грамоты. Авторы документа аргументировали своё предложение необходимостью борьбы с неграмотностью дьяконов и попов (гл.25) и ссылкой на училища в прошлом. Исследователи считают, что составители упомянутой исторической справки имели в виду только Русь до монголо-татарского нашествия, но хотя бы новгородские берестяные грамоты в XIII—XV вв. говорят о сохранении высокого уровня образования. Это подтверждает и пример Москвы. В ней найдена свинцовая печать XI в. киевского митрополита, прикрепленная в то время к какой-то грамоте церковного иерарха. В. Л. Янин датировал печать 1091—1096 гг.

О распространении в Москве грамотности свидетельствуют обнаруженные археологами писала: костяное, два бронзовых в пластах XII—XIII вв. В XIII—XIV вв. Москва становится новым центром книгописания на Руси. Летопись, описывая под 1382 г. приближение к городу Тохтамыша, сообщает, что в городе было «…книг же многое множество снесено с всего города, в соборных церквах до стропа неметаю, съхранения ради спроважено» .

Многое множество рукописных книг могло накопиться лишь в течение веков. Это знали составителям «Стоглава», упоминая училища «прежде» не только в Новгороде.

Стоглав об училищах (по некоторым версиям — только в домонгольское время, хотя «прежде сего» — именно ранее XVI века). (глава 25)

«…А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли…» .

Общие достижения культуры средневековой Руси во многом подтверждают оценки авторов «Стоглава» .

Примечания

  1. Свидетельства источников о школах на Руси в XI—XIII вв. Приводится по изданию: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика. 1985. С. 90-102, 106—129, 145—148. http://ricolor.org/history/hr/culture/school/ Русская образованность в X—XVII веках Кириллин В. М. Состояние образования на Руси в дошкольный период (XI—XVII вв.) http://www.roman.by/r-90984.html В эпоху Владимира уже имелись христианские храмы и, соответственно, были люди способные учить «книгам».
  2. См.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / ; Отв. ред. Э. Д. Днепров; . — М. : Педагогика, 1989. — 479с. http://www.booksite.ru/ancient/reader/spirit_2_05_01.htm не учитываются античный и более ранние периоды отечественного образования
  3. Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: По материалам граффити XI—XVII вв. Киев, 1976; Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963
  4. Повесть о водворении христианства в Муроме.— В кн.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 1 / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860.30, с. 235
  5. Житие Авраамия Смоленского.— В кн.: Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981 , с. 73
  6. Татищев В. Н. История Российская, т. III. M.; Л., 1964. с. 221
  7. Преставление преподобного Евфимия Суздальского.— В кн.: Жития святых, чтимых православною церковью, составленные Филаретом (Гумилевским) с дополнениями из других книг. СПб., 1885, апр. 37, с. 11 — 12
  8. Полное собрание русских летописей, т. IV. СПб., 1848. с. 334
  9. Стоглав. Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863, гл. 25
  10. Культура и искусство Древней Руси
  11. Сарабьянов В., Смирнова Э. История древнерусской живописи
  12. Словарь книжников и книжности Древней Руси : / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв . — Л. : Наука, 1987—2017. Электронная версия первого и 1—2 частей второго выпуска на сайте Института русской литературы.
  13. Лукашевская Я. Понятие «художественный образ» и проблемы его изучения в первобытном искусстве
  14. Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство
  15. Рабинович М. Древнерусские знамена (X—XV вв.) по изображениям на миниатюрах
  16. Гуревич А. Категории средневековой культуры
  17. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том первый: от каменного века до элевсинских мистерий
  18. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том второй: от Гаутамы Будды до триумфа христианства
  19. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том третий: от Магомета до Реформации
  20. Ермолин Е. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса
  21. Б. А. Рыбаков — Ремесло Древней Руси
  22. Б.А.Рыбаков — Ремесло Древней Руси :: NoNaMe

Ссылки

  • КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

  • Среднее профессиональное образование
    • программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
    • программы подготовки специалистов среднего звена
  • Высшее образование
    • программы бакалавриата
    • программы специалитета
    • программы магистратуры
    • программы подготовки кадров высшей квалификации (ранее – послевузовское профессиональное образование) – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
    • программы асситентуры-стажировки
    • программы ординатуры

  • Дополнительное образование детей и взрослых
    • предпрофильные программы
    • общеразвивающие программы
  • Дополнительное профессиональное образование
    • программы повышения квалификации
    • программы профессиональной переподготовки

  • Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
  • Программы повышения квалификации рабочих, служащих

Уровни, виды и направления образования (с указанием программ каждого уровня и вида)
Общее образование Профессиональное образование Дополнительное образование Профессиональное обучение Направления образования в России

  • Дошкольная образовательная организация
    • ясли, детский сад
  • Общеобразовательная организация
    • школа, гимназия, прогимназия, школа-интернат, кадетский корпус
  • Профессиональная образовательная организация
    • колледж, техникум, профессиональный лицей, профессиональное училище
  • Образовательные организации высшего образования
    • вуз, институт, академия, университет, национальный исследовательский университет, федеральный университет
  • Организация дополнительного образования
    • учреждения дополнительного образования детей
  • Организация дополнительного профессионального образования
    • институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации

  • Органы управления образованием в России
    • федеральный уровень
    • региональный уровень
    • муниципальный уровень
  • ФГОС
  • УМО вузов по направлениям подготовки и специальностям
  • Лицензирование образовательной деятельности
  • Аккредитация
  • Государственный контроль (надзор) в сфере образования
  • Аттестация выпускников
    • ЕГЭ, ОГЭ, итоговая государственная аттестация студентов вузов

Организация образования в России
Типы образовательных организаций Организационное и учебно-методическое
сопровождение образования в России
Реформа образования в России

История образования в России
Этапы

Первые школы на Руси: какими они были

Питерякова Татьяна03.10.2019 в 17:34

Древняя Русь была богата крестьянами, дни и ночи работающими на своих землях и угодьях хозяев. Поэтому обучать особо было некого, разве что детей бояр и дворян. Правда, во время крещения Руси все стало меняться.

Обучение силой

По мнению историков, первые школы открылись в Киеве, в 988 году. Князь Владимир всерьез взялся за крещение людей, вместе с этим русские дети стали получать первые азы образования.

По указанию царя, в семьях бояр и дворян были собраны все дети, которых отдавали в специальные заведения для обучения книжному делу. Однако многие воспринимали это как пытку. Матери с трудом понимали, зачем у них забирают детей. Поэтому родительницы горько плакали и прощались со своими чадами так, будто видели их в последний раз.

Первое учебное заведение называлось «Книжное учение». В нем дети осваивали грамоту и другие науки. Всего в школе числилось 300 человек. Их разбили на мини-группы, за каждой из которых был закреплен свой педагог. Далее школы развивались при монастырях и храмах.

Однако сам термин «школа» стали использовать на Руси лишь в 1382 году, а до этого могли обучаться только мальчики. Сначала их учили книжному делу. Именно мужчины должны были быть более общительными, а девушкам это необязательно, так как на них возлагались обязанности хозяйки. Поэтому они должны осваивать ведение домашнего хозяйства.

Читайте также: Жандармы — лучшие офицеры России

Новый виток в образовании и первая женская школа

Однако в 1086 году на Руси все же появилось первое училище для женщин, основанное князем Всеволодом Ярославовичем. Его дочь Анна и обучалась здесь, и управляла заведением. Это было единственное место, где девушки учились грамоте и разным ремеслам.

А еще через 10 лет школы стали открываться везде. Сначала в больших городах вроде Полоцка, затем в маленьких. Школы строились обычно при храмах и монастырях, поэтому священники считались самыми образованными.

Первые частные школы и новый виток в развитии образования

С XV века школы перестали строить при монастырях и храмах. Появились частные заведения, именуемые «Мастерами грамоты». До XVII века школам сложно было прижиться, а в его начале возник новый виток в развитии образования страны с новым изучением наук и искусств. Это была эпоха Петра I, вместе с которым в Россию пришли лицеи и училища, а школы продолжали открываться.

Люди не сразу привыкли к образованию, в первые школы детей забирали силой. Такие учреждения не были любимы обычными людьми, и только в XVII веке их усовершенствовали.

Читайте также: Запрещая азартные игры, монахи играли в боулинг

Интерактивное занятие «Как учились в старину»

Интерактивное занятие «Как учились в старину»

(для детей младшего и среднего школьного возраста)

Задачи:

  • Сформировать представление об учёбе в старой школе.

  • Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

  • Воспитывать интерес к истории Родины.

Оборудование: восковые дощечки, палочки для письма, гусиное перо, стальное перо, чернильница, презентация.

Ход занятия:

— Ребята, как вы думаете, было ли время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу? (ответы детей)

— Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, а дети учились дома тому ремеслу, которым владели их родители или их отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб. Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Дети не знали грамоты, не имели книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.

— Первые школы на Руси были открыты в 10 веке по указанию князя Владимира. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать в обучение книжное». Стали создаваться школы при церквах и монастырях. Учителями были священники и монахи. Учиться могли только дети богатых людей. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.

-Шло время. России нужны были грамотные и образованные люди. Постепенно стали открываться начальные школы во всех губерниях. Стали открываться гимназии, университеты.

— Много времени прошло с тех пор. А так хочется посмотреть, как учились дети в старину. Но для нас с вами, ребята, нет ничего невозможного. Давайте закроем глаза и все вместе мысленно перенесёмся в школу в далёком прошлом.

( На экране картина А. Максимова «Книжное научение»)

— Ребята, как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

— Что особенного в этом классе?

— Что делают ученики? Сколько их?

— Можно ли сказать, как они относятся к учению?

— Чем эта школа отличается от современной?

В древнерусской школе класс – комната в обыкновенной русской избе. Здесь вдоль стен расположены лавки, в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель.

Освещалась школа с помощью лучины, поэтому светец – это неотъемлемая часть интерьера старорусской школы, а отапливалась естественно с помощью печи.

Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они поклоняться 3 раза перед иконой и один раз в ноги учителю.
Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями.

Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.

По давно заведённому обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум- грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от 2 до 5 месяцев. Занятия шли до Великого праздника Пасхи. Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Грамоте детей обучали церковнослужители – священники или дьяконы.

Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге было уважительное. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые школьники должны были неукоснительно выполнять. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. Нельзя было загибать листы книги и многое другое.

В классе, как и сейчас, был дежурный, который приходил в 5 утра. Он ходил за водой и дровами, топил печь, обтирал стол и лавки, мыл пол. Все остальные дети приходили к 7 утра.

От темна до темна шли занятия в древнерусской школе. Тогда не было отдельных уроков как у нас. Каждый ученик получал от учителя персональное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить.
Один зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий вслух читает слова… А кто-то из более старших учеников при этом ухитряется учить по книге псалмы и молитвы! Шум стоит невообразимый! Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. Такое «пропевание» азбуки облегчало запоминание. В старину грамоте учили по церковным книгам.

Дети сидели все вместе, но занимался учитель с каждым отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – обучение заканчивалось. Всё зависело от способностей ученика.

Если ученик проучился две зимы и овладел грамотой, его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги, поэтому к грамотею часто обращались за помощью неграмотные люди. Особо усердные ученики становились писцами – переписчиками книг. Это была почётная профессия, ведь книги являлись большой ценностью в средние века.

Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз. За нарушение правил, за невыученный урок и за другие школьные шалости учеников строго наказывали. Считалось, что без розг освоение азбуки и грамоты было невозможно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Розга – это тонкие упругие и гибкие прутья, которые изготавливалась из ивы, берёзы и т.п. Для того чтобы они дольше не ломались и были гибкими их отмачивали в солёной воде.

Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. По субботам учитель бил розгами всех детей без исключения, так сказать для профилактики плохого поведения.

Также учитель наказывал детей стоянием на коленях на горохе. Это очень было тяжело. На горохе приходилось стоять целыми часами. Кроме этого провинившегося могли оставить без обеда. А шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть.

Так как школьники находились в школе целый день, то и обедать им приходилось в школе. Детей кормили на родительскую складчину. Чтобы обучение шло успешно, родители учеников регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова, а каждый четверг готовую еду – блины, лепёшки, яйца, куличи.

Обычно во время обеда на стол выставлялся горшок каши, которую дети и ели. Отсюда и пошло выражение «однокашники». А ещё бывшие ученики говорили: «Сколько же нам с тобой пришлось каши съесть!»

Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была взята из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.

Мы с вами тоже читаем и пишем, пользуясь буквами кириллицы. На протяжении многих веков одни буквы изменили свой облик, а другие и вовсе исчезли из русского алфавита.

Нелегко давалась Азбука детям, обучавшимся чтению в начале 16 века. Сначала нужно было вызубрить названия букв, Аз, Буки, Веди, Глаголь Добро, Есть. Но ещё сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать именем каждую букву слова, пока доберёшься до конца слова, забудешь, с чего оно начиналось! Представьте себя учениками из 16 века. Сложите из букв слова:

Добро, Он, Мыслете,

Ша, Како, Он, Люди, Аз.

Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали.

— Легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе?

Одновременно с чтением учились писать. Для этого на первых порах использовали деревянную дощечку с четырехугольной выемкой, заполненной мягким воском. Называлась такая дощечка «цера». Сверху она накрывалась, как крышкой, другой дощечкой. В отверстия по бокам продевались тесемки: они завязывались и получалась двустворчатая книжечка-тетрадка с пустой серединкой. О такой необычной древнерусской тетради была придумана загадка:

«Книга – в ней два листа, а середка пуста».

Писали на воске писалом. Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.

Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст.

Дощечку для письма или бересту дети держали чаще не на столе, а на колене. И так, согнувшись, писали. Получалось, что не такое легкое это дело – писать.

Вся письменность тех лет была написана на бересте. Самый значимый памятник берестяной письменности это записки мальчика Онфима.

Онфим был обычным мальчиком, который жил в Новгороде XIII века. Как это было принято в то время, он писал письма и рисовал картины на бересте, пользуясь острым пером. Онфим был шести- или семилетним мальчиком, который сохранял все свои переживания на бересте. Его личные письма, списки покупок, упражнения в правописании, личные заметки и домашние задания прекрасно сохранились в течение веков в глинистой почве Новгорода.

Судя по чётким буквам на берестяных грамотах Онфим уже был учеником не «младших классов», хотя возраст его был 6..7 лет. Всего почерком Онфима написано 12 грамот, и кроме того, ему принадлежат несколько берестяных рисунков.

Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале – пергамене.

Пергамент делали из кожи овец, телят, коз. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе. После такого вымачивания из шкуры выпадал остальной волосяной покров.

Еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и мездрили полукруглыми ножами – то есть вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой.

Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом.

На пергаменте писали чётко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нём никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, иногда и годы.

Почему книги в древности стоили так дорого? Потому что для написания всего одной книги требовалось много ценного сырья – телячьих шкур (для изготовления Библии, близкой по формату к современному А4, требовались 150-180 шкур) и само изготовление пергамена также требовало большого труда!

Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы.

Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы). С кончика перьев убиралась часть бородки для улучшения ухватистости. Потом перья обезжиривались, вывариваясь в щелочи и закаливались в горячем песке и затачивались («чинились») ножом (отсюда современный складной нож получил наименование «перочинный»).

Гусиные перья часто ломались, и их приходилось часто менять. Люди придумали стальное перо. Перо закрепляли на деревянный стержень, опускали в чернильницу и писали. Ещё в пятидесятые годы 20 века ваши бабушки и дедушки в школах писали стальным пером.

Чернила наливали в специальные чернильницы — непроливайки. Стояла она на каждой парте. Два человека макали в неё перьевые ручки и выводили буквы. Чтобы чернила не проливались чернильница была сделана в виде конуса. Поэтому её называли «непроливайка».

Итак, в древней школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали. Правила были строгие: попить можно было за весь день только три раза, а по нужде выйти всего два раза. Особо учили бережно обращаться с книгами, их нельзя было класть на лавку, а только на стол. Так от темна до темна, шли уроки в древнерусской школе.

— Теперь вы многое узнали о школе древней Руси. Теперь вы сможете ответить на вопрос «Где было легче учиться: в Древней Руси, когда мало знали и мало спрашивали или в современной школе, где много информации, много источников информации и есть возможность чему-то учиться самостоятельно?

Литература:

  1. Открытый урок 1 сентября. Внеклассное мероприятие «В старину учились дети». Ссылка: http://festival.1september.ru/articles/658205/

  2. Учебно – методический кабинет. Сценарий тематической экскурсии с дошкольниками 6-7 лет «Школа наших бабушек» Ссылка: http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/scenarii-tematicheskoi-yekskursi-s-doshkolnikami-6-7-let-shkola-nashih-babushek.html

  3. Копилка уроков – сайт для учителей. Внеклассное мероприятие по литературе » Как учились на Руси»

https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/vnieklassnoiemieropriiatiiepolitieraturiekakuchilisnarusi

  1. Как, чем и на чем писали в Древней Руси

Как появились школы

Привычное явление для большинства стран мира – система школьного образования. Сами системы могут разниться, но, так или иначе, базовое образование перестало быть диковинным, как это можно было наблюдать в некоторых европейских странах еще в начале прошлого столетия.

Первые школы

Существует теория, согласно которой первые школы в истории человечества появились не ради обучения, а для того, чтобы занять стариков и детей – две категории населения, которые были обузой для трудоспособного населения. Одним из подтверждений этого может служить значение греческого слова «схоле», от которого произошло слово «школа», имеющееся в несколько измененной форме во многих языках. «Схоле» значило «заниматься чем-то во время досуга, проводить свободное время, быть праздным».

Также считается, что появление школ является атрибутом возникновения цивилизации. Уже в Древнем Египте появились первые школы, поскольку грамотность людей облегчала функционирование государственного аппарата. Правда, обучаться в школах имели возможность только дети представителей высших сословий: фараона, жрецов, чиновников и лишь изредка, за большую плату дети людей попроще. Школы в Древнем Египте располагались при храмах.

В Древней Греции образованность и всестороннее развитие ценились сами по себе. Мальчика, достигшего семилетнего возраста, забирал от матери отец на свое и педагога-раба попечение (др. греч. «педагог» – «ведущий/сопровождающий ребенка»). Кстати, в древнегреческих школах уже было первое подобие школьной формы. Продолжить обучение юноши 16–18 лет могли в свободных гимнасиях, а также в школах риторов и философов. Девочек мама учила ведению домашнего хозяйства, но на этом обучение женского пола не заканчивалось. Образованная древнегреческая девушка должна была быть знакома с литературой, уметь петь и танцевать (для участия в ритуальных праздниках).

Допетровская эпоха

В Древней Руси поначалу были училища, постепенно превращавшиеся в школы. Например, известно о существовании школы, основанной Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. В древнерусских школах XI–XV веков изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию (то есть семь свободных искусств, восходящих к самой античности). Школы не только выполняли функции учебных заведений, но были настоящими центрами культуры. В них переводили труды иностранных авторов, переписывали рукописи. Монголо-татарское нашествие привело к упадку уровня образования, а центрами образования стали монастыри, то есть образование из преимущественно светского превратилось в основном в духовное.

Определенный подъем уровня образования стал наблюдаться со становлением и укреплением Московского государства. Для элементарного функционирования государственного аппарата требовались грамотные люди. А после Смуты образование было необходимым инструментом в политической и идеологической борьбе. Тогда, в XVII веке, были открыты Киево-Могилянская коллегия и по ее образцу – московская Славяно-греко-латинская академия. С середины того же столетия в Москве начали открываться школы, работавшие по образцу европейских грамматических школ и позволявшие получить светское и богословское образование. Кстати, в допетровскую эпоху образование не носило сословного характера.

Б.М. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси

Стандартизация

Петр I создал систему профессионального образования в России, а с 1714 года обязал детей всех сословий, кроме крестьян, получать образование. Правда, при Петре внимание образованию уделялось в связи с развитием армии и флота, да и сами цифирные школы, подчинявшиеся Адмиралтейств-коллегии, популярностью у населения не пользовались, так что их отменили в 1744 году. В целом школьная система образования в России XVIII века была разрозненной. Образовательные учреждения отличались по типам, программам, качеству подготовки учеников.

При Екатерине II, активно изучавшей опыт стран Западной Европы, впервые в России стала внедряться классно-урочная система, началась стандартизация образовательного процесса. Первый четкий образовательный план и единый список учебников появились в XIX веке. В начале XIX века были также введены три типа школ: приходские и уездные училища, а также гимназии (или губернские училища). В школах первых двух типов могли учиться дети из любых сословий, образование для них было бесплатным. В приходских школах давалось начальное образование: чтение, письмо, счет, Закон Божий. В уездных училищах изучение этих дисциплин проходило углубленно, добавлялись грамматика с географией, арифметика с геометрией, история с физикой и технологией.

В.Е. Маковский. В сельской школе

При Александре II были попытки борьбы с распространявшимся революционным духом среди интеллигенции путем реформирования образовательной системы. Целью ставилось создание глубоко разбирающихся в точных науках дисциплинированных людей. Для этого упор делался не на гуманитарные дисциплины, развивающие в человеке широту мысли и заставляющие увидеть проблемы общества.

Отдельного внимания заслуживают земские школы, появившиеся в России в результате земской реформы 1864 года. В них обучались дети от 8 до 12 лет в течение трех лет. Обязательно изучались чтение и письмо, основы арифметики, Закон Божий (в меньшей степени). Со временем программа расширилась.

Н. П. Богданов-Бельский. Устный счёт.
В народной школе С. А. Рачинского

Несмотря на все это, уровень грамотности населения России к началу XX века оставался крайне низким: примерно пятая часть подданных российской короны владела грамотой (существенно меньше, чем в большинстве стран Европы). Это было связано с тем, что преимущественное большинство населения составляли крестьяне, для которых ребенок, как только он становился способен оказывать маломальскую помощь семье, был нужнее для домашних дел. Кроме того, земские школы не могли охватить достаточное количество населения страны.

Большевики после революции пытались решить проблему образования. К 1933 году после различных экспериментов образовательные программы были унифицированы и под них созданы учебники. Тогда-то и закрепился тип урока, существующий по сей день (если не принимать во внимание отдельные изменения и нововведения последних лет).

Первые школы на Руси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

УДК 37.02 ББК 74.03(2)

ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ НА РУСИ

Беляев Владимир Иванович,

доктор педагогических наук, профессор Академия социального управления (г. Москва)

Аннотация. В статье раскрываются особенности первых школ на Руси — обучение на родном языке, индивидуальный подход; содержание и методы обучения; роль князей в развитии образования и просвещения. Доказывается, что древнерусское государство было примерно на одном уровне по грамотности населения с европейскими странами.

Ключевые слова: школа, обучение, индивидуальный подход, содержание обучения, методы обучения.

THE FIRST SCHOOLS IN RUSSIA

Belyaev V.I.,

Dr. Pedagog. Sciences, Professor, Academy of public administration, Moscow

Key words: school, training, individual approach, teaching content, teaching methods.

Обретение государственности, создание письменности и принятие христианства мощно стимулировало развитие образования и культуры Киевской Руси. Не случайно, что именно в 988 г. открывается первая школа (сам термин «школа» впервые употребляется в летописи 1382 г.). Указание об открытии первой школы на Руси содержится в Лаврентьевской летописи 988 года. Это было событие совершенно новое, чрезвычайное, имеющее архиважное значение для государства, потому летописец счёл нужным сказать об этом. Это была «дворцовая школа» — для избранных детей. Учителями в ней были греки. По мнению исследователей, она была открыта при десятинной церкви. Образованность сыновей Влади-

мира — Ярослава, Мстислава, Бориса, Изяслава -свидетельствует о серьёзном объёме знаний, полученном в этой школе. Киевская школа «книжного учения» занимала особое место для образования на Руси.

В ней изучались предметы, входящие в традиционный комплекс «семи свободных искусств». Особенностью первых школ на Руси было то, что обучение происходило на родном языке и индивидуально. Конец Х-го века считают временем обучения первого поколения отечественной интеллигенции, русских «книжных людей», приобщавшихся к мировой культуре. Единство языка — народного, государственного и обучения — способствовало распростра-

нению грамотности. Если на Западе, например, путь к овладению грамотой лежал через изучение латыни — языка, многим европейским народам чуждого и непонятного, то русскому человеку для того, чтобы научиться читать и писать, достаточно было знания «словеньской азбуки».

С 1019 г. в Киеве правит князь Ярослав Мудрый -покровитель славянской культуры, князь-просветитель, создатель школ и библиотек. Он строит в Киеве храм — русский центр православия и культуры, храм Софии. В образ Софии вкладывалось представление о мудрости, знании, науке. Сама София рисовалась в форме «книги», лежащей на столе. Строительством собора князь хотел подчеркнуть, что новый храм должен стать не только центром православия, а и центром просвещения. Князь был «любомудр и книголюб», сам переводил греческие книги, жаловал «черноризцев», собрал «книгописцев множество», им была основана первая киевская библиотека. Летопись сообщает: Ярослав «собра писце многы и перекладаша от грек на словенское писмо и исписаша книгы многы». Артель переводчиков и переписчиков работала под непосредственным наблюдением князя. Первая на Руси библиотека предназначалась и для учения. Библиотеки, созданные при Ярославе Мудром в храмах, монастырях, княжеских резиденциях, становились базами для распространения просвещения и грамоты в Киевской Руси.

Узнав о таком своеволии князя, Византийский император разгневался. Прибыли послы, объявили претензии: наши византийские книги на свой (сло-веньский) язык сам переводишь, своих людей грамоте учишь, наши иконы ваши богомазы пишут. Пошли угрозы. В ответ они услышали: на силу — силу имеем, на власть — власть, а на добро — добро (по смыслу тот же ответ, что произнесёт позже А. Невский: а кто с мечом к нам придёт…). Меняется тон послов: предлагают породниться — женить сына князя на дочери Византийского императора. Но князь уклоняется: мал ещё и отправляет сына княжить в Новгород (утверждалась традиция: чтобы «сесть» в Киеве, княжить должно начинать в Новгороде).

Подобно тому, как в дворцовой школе Карла Великого обучались его дети, советники и архиепископы, в киевской школе Ярослава занимались его дети, придворных вельмож и аристократии. При дворе Ярослава воспитывались дети английского короля Эдмуна Железнобокого — Эдвин и Эдуард, будущие норвежские правители Гаральд и Ренге-вальд, датский королевич Магнус Добрый, наследники венгерского престола и др. Следовательно, киевская школа была признанным центром образования и за рубежом. На Руси появляются люди весь-

ма образованные, прежде всего, среди знати. Например, дочь Ярослава, Анна, ставшая королевой Франции, подписывала государственные документы собственноручно, тогда как её муж, Генрих первый, ставил лишь крестик.

В Х1 в. Киев становится культурным центром Древней Руси: были построены Софийский собор и Киево-Печёрский монастырь, который по величине уступал монастырям только в Византии и Кордове. Во время своего правления Ярослав Мудрый (10191054 гг.) создал школы «учения книжного» не только в Киеве и Новгороде. В 1028 г. князь Ярослав собрал в Новгороде от старост и попов 300 детей «учи-ти их книгам». К XIII в. школы существовали в Пе-реяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Турове, Ростове (Великом) и других городах. Именно тогда рождалось уважительное отношение славян к книге. В «Повести временных лет» о книгах говорилось так: «Это — реки, напоминающие вселенную, это источник мудрости, в книгах ведь неумеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдёшь великую пользу для души своей». (См.: 1, 2).

Знакомство с грамотой происходило буквосла-гатаельным методом, заимствованным из византийской школы. Сначала заучивались наименования букв в азбучной последовательности; а — «аз», б -«буки», в -«веди» и т.д. Затем ученики тренировались в написании букв на вощёных дощечках или вычерчивали их острым «писалом» на бересте. Далее шло обучение чтению слогов, слов и т.д. После этого переходили к чтению и переписыванию молитв и псалтирских текстов. Ученик той поры должен был по образцу сделать собственную новую книгу-изборник, переплести её и проиллюстрировать. Обучение математике на начальном уровне состояло в овладении нумерацией, а на повышенном -в счёте на абаке — азбучной доске. Детей знакомили с буквенным цифровым алфавитом: «Аз» — 1, «Буки» — 2, «Веди» — 3 и т.д. На следующем этапе ученики усваивали сложение, вычитание, умножение и деление.

В помощь учению детям был изобретён деревянный букварь (обнаружен при раскопках в Новгороде в 1954 г.) — можжевеловая табличка с вырезанными буквами (36 штук), на другой стороне — выемка для писания по воску. Писали заострённой палочкой — писалом — с лопаточкой на другом конце, чтобы стирать написанное. Сначала учились писать на воске, а затем — на бересте. Вскоре школы переходят в ведение церкви: освоение христианской книжности было необходимо, прежде всего, священникам; обучение грамоте и распространение православной

веры был единый процесс. Грамотность не входила в состав общеобразовательного воспитания как обязательный его компонент. Она причислялась к «механическим хитростям» и нужна была только для определённых занятий — духовного поприща или приказного чина. Книжное образование одновременно было и профессиональным образованием для церковнослужащих.

Церковь стремилась распространить своё влияние на все сферы жизнедеятельности и сознание людей. Она не запрещала веселья и смеха, но ставила чёткие ограничения: кто смеялся «до слез», тому полагалось 3 дня питаться всухомятку и 25 поклонов каждый день — утром и вечером; такая же кара полагалась за хулу плохой погоды, «всякой твари Божьей». За смех и разговоры в церкви — 12 дней всухомятку и 100 поклонов в день. За воровство и клевету (за вред другим людям и своей душе) — 40 дней всухомятку и наказания за «уголовщину».

Постоянным укором со стороны церкви было пьянство: пьяница «сам себе враг и убийца», пьянство землю опустошает, а душу убивает; пьянство лишает семьи, красоты и здоровья. Борьба с пьянством была традицией издревле: древние греки спаивали рабов и водили их, демонстрируя, до какого скотского состояния доводит людей пьянство. Аристотель заклеймил на все времена это зло: пьянство — это добровольное сумасшествие. Когда на Руси впервые ввели монополию на спиртное (И. Грозный), то первый кабак был открыт на территории Кремля. Однако церковь добилась постановления о том, чтобы рядом с храмом питейные заведения не открывались.

Главное «научение» в этот период было обращено в сторону овладения основными житейскими правилами христианина. Сформировался некий образ «христианского жительства», который состоял из трёх «строений»: строение душевное или учение о душевном долге, спасении души, строение мирское -учение о гражданской жизни, о правилах и обязанностях человека-гражданина, строение домовое -наука о ведении домового хозяйства. Эти три «дисциплины» и составляли содержание общего образования на Руси, а главной школой была приходская церковь. Священник выступал в роли духовного пастыря и учителя.

Воспитание русского человека той поры имело своей целью утвердить в нём такие добродетели, как воздержание, безусловное повиновение старшим, отрешение от собственной воли. Православное богословие ограничивало роль разума в постижении веры: богопостижение возможно через созерцание, чувство самоотрешения и нравственный подвиг.

Правильное понимание истории педагогики, воспитания и образования предполагает признание

того, что началом всему была народная педагогика. Она является истоком и «первым этапом в развитии педагогической культуры». Народная традиция воспитания и образования, созданная нашими пращурами, является источником древнерусской педагогики, которая помогала сохранять и преумножать культуру, выработанную нашими древними предками. Своё понимание целей, методов и средств воспитания народ запечатлел в фольклоре: Грамота — второй язык; Азбука — наука, а ребятам — бука; Азбуку учат -на всю избу кричат; Пойти в науку — терпеть муку; Сказанное слово — было, да нет, а написанное живёт век; Недоученный человек хуже неучёного.

Нам «крупно повезло» с князьями: они заботились и о государстве, и о народе, и о просвещении. Сын Ярослава Мудрого, Всеволод, как отмечал В. Мономах в «Поучении», изучил пять иностранных языков, «сидя дома». В летописях упоминается князь смоленский Роман Ростиславович, организовавший ряд школ (XII в.), в которых изучался и латинский язык. Князь галицкий Ярослав (XII в.) «изучен был языкам» и привлекал доходы монастырей для организации школ. В конце XIV века поляками в галицкой земле были уничтожены огромные библиотеки и книгохранилища. В «Полном собрании русских летописей» сообщается, что сын князя Всеволода Константин (XIII в.) организовал во Владимире школу повышенного типа, в которой работали русские и византийские учителя. В её библиотеке было много ценных древностей и манускриптов, переводные хронографы. По его инициативе была создана группа, которая работала над рукописью по истории Древней Руси.

Итак, книга становилась основным источником и средством получения образования. Исследователи этим объясняют то традиционное уважение к «книжному слову», которое прослеживается на протяжении всей нашей последующей истории. (См.: 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенностью развития культуры Древней Руси было и то, что образование было открыто не только для мужчин. Историк В.Н. Татищев указывает: «В 1086 г. при киевском Андреевском монастыре княжной Анной было основано женское училище, где девиц обучали «писанию, також ремёслам, пению, швению и иным полезным ремёслам». В XIII веке в Суздале также было учреждено женское училище, которым 24 года руководила Ефросинья Суздальская. Дочь Всеволода Большое Гнездо Верхус-лава была покровительницей летописцев и переписчиков.

В материалах по русской истории В.Н. Татищева содержатся сведения о деятельности князей по развитию просвещения в Киевской Руси. Так, в некрологе князю Всеволоду Ярославичу (1093 г.) со-

держится приписка, отсутствующая в летописных сводах — «много на училища подаяния давал». Приводится рассказ о том, как князь Давид Смоленский «к учению многих людей принуждал, устроя на то училища и учителей греков и латинского звания, своею казною содержал и не хотеш иметь священников неучёных» (1180 г.). В адрес великого князя Константина Всеволодовича В.Н. Татищев писал: «усопший был великий охотник почитанию книг, и научен был многим наукам, того ради имел при себе и людей учёных, многие книги греческие ценою высокою купил и велел переводить на русский язык. … имел одних греческих книг более 1000». 11 мая 1227 г. во Владимире учинился великий пожар, во время которого сгорело 27 церквей и двор великого князя Константина Всеволодовича.

Церковь и монастыри становятся также культурно-просветительными центрами на Руси. Однако самой массовой школой воспитания в это время становится христианская семья. Заповеди христианского вероучения становятся главными принципами духовно-нравственного воспитания. Основными методами обучения были — заучивание текстов наизусть и упражнения в их повторении. После освоения письма на церах разрешалось писать на берес-

Наши представления о грамотности на Руси XI-XII вв. коренным образом изменили «берестяные грамоты», которые были открыты при раскопках Великого Новгорода в начале 50-х годов прошлого века. Первая из них была найдена 26 июля 1951 г. Во-первых, стало ясно, что живой язык, звучавший на обширной территории Древнерусского государства, не был единым. На собственно древнерусском языке, который был живым языком общения и обучения, писались лишь деловые и юридические документы. Чрезвычайно важно, что из более 800 найденных берестяных грамот 280 относятся к ХЬХП векам, что свидетельствует о распространённости грамоты среди всего новгородского населения той эпохи. Грамоты были найдены и в других городах — Киеве, Смоленске, Пскове, Витебске, Твери. Берестяные грамоты писали горожане и селяне, мужчины и женщины, взрослые и дети, т.е. береста являлась прекрасным «писчим материалом» для простого народа: доступная, дешёвая, а главное — нетленная!

Были найдены берестяные «тетрадки» ученика -Онфима, на которых запечатлены его ученические задания — написание элементов букв, слогов, слов и предложений. В руки археологов попали «тетрадки» двух новгородских школьников, датированные 1263 годом. Ученики изучали коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили молитвы. С открытием А.В. Арциховским берестяных грамот стала известна

система букв, которая обозначала числа от 1 до 40 тысяч. Ученики изучали одновременно два алфавита — буквенный и цифровой. Стало понятно словосочетание «цифровая грамота», смысл древних пословиц — «На грамоте осёкся, то и цифирь не удалась». Найдены первые словари-азбуковники. В одном из них описано (растолковано) 350 слов греческого, болгарского и др. языков.

Академик А.В. Арциховский, оценивая значение найденного им букваря (1954 г.), писал: «До этой находки наша древнейшая школа ускользала от изучения. Никаких археологических материалов и никаких письменных источников по древнерусскому школьному делу не было». Аналогом древнерусскому деревянному букварю был английский горнбук Х-ХУ века: табличку с вырезанными буквами покрывали тонкой роговой плёнкой, от чего и произошло её название («горн» — рог, «бук» — книга). В качестве дидактического материала применялось подобие разрезной азбуки: на обточенные черепки от битой посуды наносились буквы алфавита; черепки складывались, образуя слоги и слова. Подобный способ изучения букв и составления слогов широко применялся греками. Останки таких керамических «разрезных азбук» обнаружены при раскопках Старой Рязани, Черновиц и др. городов.

Накануне монгольского ига Русь была достаточно грамотной страной. Исследователь этого времени Б.В. Сапунов пришёл к выводу, что в начале ХШ столетия в среднем по стране прослойка грамотных среди взрослых людей не опускалась ниже 1-2% ко всему населению страны. В городах она была не ниже 10% от всего населения, или 20% от числа взрослого населения. Верхний рубеж установить достаточно трудно, но по этим показателям Древняя Русь стояла на уровне европейских стран. В настоящее время население «державы Рюриковичей» определяется в пределах 5-7 миллионов человек. Следовательно, число грамотных в абсолютном выражении не опускалось ниже 100 тыс. чел. (См.: 4; 5, с. 207).

Итак, мы видим, что воспитательные традиции, на которые опиралась педагогика Древней Руси, насчитывают тысячелетия. В Х-ХШ веках при активном участии князей, при дворе, церквах и монастырях учреждались первые школы и училища. Девяностые годы Х-го века в истории отечественной педагогики принято считать временем обучения первого поколения русской интеллигенции. Однако ни педагогическая мысль, ни образование Древней Руси не были простой копией византийской культуры, педагогической мысли и структуры учебных заведений: они отличались своей оригинальностью и были связаны с потребностями древнерусского

общества. Влияние Византии на развитие культуры и просвещения Руси значительно, но культура не может быть навязана извне. Её развитие — результат усилий князей, самого народа. (1, с. 19).

В XI-XIII вв. в Древней Руси происходит качественный социально-культурный сдвиг: на протяжении нескольких поколений развивается и крепнет обширное раннефеодальное государство, формируется древнерусская народность, довольно широко распространяется грамотность, возникают школы. По образованию Русь становится на один уровень с самыми просвещёнными и культурными государствами Европы. Однако татаро-монгольское нашествие не только остановило государственное и культурное развитие Руси, но отбросило его назад по всем показателям.

Прекрасное может умереть в отдельном человеке, но не в народе и не в его истории: в ней всегда останется место для красоты и гармонии. Кто знает

историю своих предков, тот не свернёт с их пути: кто привык пить из родника, тот не станет пить из сосуда, тем более из лужи (заморской), хоть тёплой и вроде бы даже сладкой. Образование Древней Руси явилось одним из факторов становления формирующейся великой русской цивилизации.

Литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV — XVII вв. — М., 1985.

2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С древнейших времён до конца XVII в. — М., 1989.

3. Перетц, В.Н. «Образованность Древней Руси: Книга для чтения по русской истории», ч.1. — М., 1904.

4. Сапунов, Б.В. Истоки русской школы ^Ьнач. XIII вв.)/ Сов. педагогика, 1989, № 6.

5. Сапунов, Б.В. Книга в России в XI-XIII вв. — Л., 1978.

6. Скрынников, Р.Г. История Российская. К^’У!! вв. -М., 1997.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *