Первые церкви

Самый первый христианский храм был построен в 303-ем году в Армении во время правления царя Трдата III-го. В V-ом веке он был перестроен и в настоящее время включён в храмовый комплекс Эчмиадзина, расположенный в городе Вагаршапате.

Причем, Армения в 301-ом году первой страной в мире сделала христианство государственной религией.

Следующим можно упомянуть храм Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме в Риме. Построен при Императоре Константине Великом в 324-ом году (полностью перестроен в XVI-ом веке).

Государственной религией христианство в Римской Империи стало в 323-ем году.

Нуждается в упоминании Кувуклия (часовня) Храма Гроба Господня в Иерусалиме

Она была построена в 335-ом году во время правления того же Константина Великого (дважды полностью перестраивалась в XI-ом и в XIX-ом веках).

Упомянутые сооружения являются церквами, в классическом смысле этого слова – специально построенные культовые сооружения

С другой стороны, в Турции, в Антакии есть Церковь св. Петра, которую также можно считать первой в мире христианской церковью. Она находится в пещере. Первоначально, эту пещеру для молитв использовал апостол Лука. А Петр был главой местной христианской общины примерно с 37 по 45 года. Здесь он проводил свои проповеди.

Раз в год 29 июня в день св. Петра и Павла (в православии – 12 июля) в церкви проходит служба. Хотя церковь относится и к католической церкви, приветствуются христиане любых конфессий.

— То есть центр христианства на Восточном Кавказе находился именно в Дербенте?

— На сегодняшний день мы имеем данные письменных источников, подтверждающих, что Дербент был одним из крупнейших христианских центров. Более того, можно сказать, что в V — первой половине VI века тут была резиденция главы всей Албанской церкви — католикоса, аналогично современному патриарху.

Примерно в 551 году престол католикосов был перенесен в Портав — в административную столицу Кавказской Албании. Но Дербент продолжает оставаться одним из крупнейших христианских центров, где до нашего времени сохранились памятники христианского строительства. Например, предполагается что Джума-мечеть — самая древняя мечеть СНГ и одна из древнейших в мире — в VI веке была большим христианским храмом. Это обычная практика, когда приходит другая религия какие-то религиозные постройки перестраиваются под свои нужды.

В этой мечети интерес представляют подкупольный зал и михраб (ниша, всегда обращенная на Мекку — ред.), которые выдвинуты на 6,5 метра за пределы южной стены мечети. Это конструктивно было связано с необходимостью расширить композиционное пространство перед михрабом и южную стену перестроили.

Еще один христианский памятник — так называемое крестообразное водохранилище — был выявлен при раскопках в цитадели Нарын-Кала (древняя доарабская крепость в нагорной части Дербента — ред.). Я заложил там раскопы, оказалось, что на 8,5 метра это сооружение стояло в V веке на поверхности. То есть если бы его построили как водохранилище, то напор воды развалил бы стены, к тому же никаких следов водоводов, входящих в это сооружение, в слоях ранее XVII века не обнаружено. Водоводы имеются только в слоях XVII-XIX веков, когда это сооружение использовалось как водохранилище.

Поэтому мы тогда предположили, что это христианский храм, который был перестроен. Такие крестообразные храмы типичны для Закавказья, Армении, Грузии, Азербайджана в V-VII веках. Когда в VII веке пришли арабы, они могли использовать храм, например, как подсобное помещение. С годами обвалился купол, часть стен, и в итоге он пришел в негодность. А в начале XVII века сооружение перестроили, подвели воду и с этого времени использовали его как водохранилище.

Для меня как исследователя археологии Дербента сомнений нет, что это христианский храм. Он ориентирован по сторонам света, что для водохранилища не нужно. Он имеет крестообразную форму, которая абсолютно схожа с христианскими храмами. Он также имеет 8-10 метров культурного слоя около своих стен.

— Можно ли назвать этот храм древнейшим на территории России?

— Однозначный ответ пока дать не могу по нескольким причинам. Пока археологически она датируется V веком, и дата может сдвинуться на век или два вперед. Мы исходим из исторической обстановки. В VI веке там точно не могли строить христианскую церковь, потому что в это время в цитадели был сасанидский гарнизон (сасаниды исповедовали зороастризм), а затем их сменили арабы. Остается V век — в то время Дербент был христианским оплотом сопротивления зороастризму.

— Собираются ли восстановить этот храм?

— По моим сведениям, глава Дагестана подарил московскому патриарху макет этого храма — как он будет выглядеть после восстановления. Экс-глава Дербента Имам Яралиев планировал очистить стены храма от культурного слоя и вывести на поверхность. Но оказалось, что необходимый объем археологических работ не позволяет осуществить эту прекрасную идею быстро. Это не просто тысячи кубометров грунта, которые можно бульдозерами или экскаваторами сдвинуть. Тут надо копать лопатами, кисточкой и ножом — огромная работа на десятки лет, потому что сегодня он на 9-10 метров покрыт культурным слоем. Но я думаю, дорогу осилит идущий.

— Много споров возникает вокруг возраста Дербента. Что позволяет предполагать более древний возраст города, чем дата в 2000 лет?

Согласно Новому Завету, по требованию фарисеев, книжников и (соединившихся на этот раз с своими злейшими противниками) саддукеев-первосвященников Иисус Христос предан был казни, и с его смертью его враги успокоились, полагая первое время, что всё опасное галилейское движение, поднятое им, теперь умрёт само собою.

Не прошло, однако, и двух месяцев с той Пасхи, в навечерие которой погребён был «обманщик», как его ученики с непонятной для его противников смелостью в том же Иерусалиме, вблизи Голгофы и места погребения Иисуса, стали проповедовать, что распятый был действительно Мессия; что он в течение сорока дней после своей смерти, начиная уже с третьего, многократно являлся им и в Галилее, и преимущественно в Иерусалиме, в истинном, но прославленном теле, ел, пил и беседовал с ними; что в 40-й день Он на их глазах вознёсся на небо, обещав вернуться со славою, как судия живых и мёртвых, и велел им в промежуточное время проповедовать евангелие царствия Божия.

I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.

Миссия апостолов Павла и Варнавы показала, что для успеха проповеди не следует связывать обращаемых язычников устаревшим иудейским законом. Апостольский Собор в 49 г. в Иерусалиме утвердил эту практику. Но не все были согласны с его решением. Т. н. «иудействующие» образовали раскол эвионитов и назореев. Эти первые десятилетия иногда называют временем «иудео-христианства», когда Новозаветная Церковь ещё существовала внутри Ветхозаветной, христиане посещали Иерусалимский храм и т. д. Иудейская война 66—70 гг. положила конец этому симбиозу. Она началась с восстания иерусалимских националистов против римской власти. Нерон направил на усмирение провинции Веспасиана и Тита. В итоге Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжён. Христиане, по преданию, предупреждённые откровением, заранее удалились из обречённого города. Так произошёл окончательный разрыв между христианством и иудейством.

После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному мученичеством апп. Петра и Павла. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 года, и с ним заканчивается апостольский век.

Данная статья является незавершённой и находится в процессе доработки. Ранняя Церковь прежняя золотая эпоха жизни Церкви, древняя церковная практика, первые века христианства Тип: миф
Направление: парижское богословие, литургического обновления движение
Свойства: архаизм

прежняя золотая эпоха жизни Церкви, древняя церковная практика, первые века христианства (XVI век — XXI век) — миф о никогда не существовавшем устройстве Христианской Церкви. Начиная с Реформации в мифе о ранней церкви соединились массовые религиозные и масс-культурные представления, бытующие в массовом обществе Нового времени. Разновидность архаической ереси. Служит ориентиром для проведения богослужебной реформы.

Contents

  • 1 история
  • 2 определение
  • 3 характеристики
  • 4 источники

история

Миф о Ранней Церкви возникает в оформленном виде уже в Реформации. В XIX веке в католицизме, англиканстве и Православной Церкви этот миф рисует утопическую Церковь, которую можно построить («возродить») через деятельность движения литургического обновления.

определение

Миф о Ранней Церкви является мифом в двух связанных смыслах: такой Церкви, как ее рисуют реформаторы, никогда не было, а во-вторых, мифом является сама возможность перенестись в какую-либо эпоху, прошлую или будущую. Будущее, как полагают реформаторы, находится в их власти, но это не соответствует действительности. В еще меньшей степени овладению принадлежит прошлое.

Здесь возвращение есть светский исторический аналог Воскресения, рождения в новую жизнь.

характеристики

В мифе о ранней церкви соединились массовые религиозные и масс-культурные представления, бытующие в массовом обществе Нового времени.

Простота, краткость и понятность (современный разговорный язык) обряда, плюрализм в богослужении, простота одежд, украшений храма, отсутствие иконостаса, бритые и коротко стриженые священнослужители, сверхчастое Причащение, всенародное пение, отмена постов (кроме Великого).

Неопределенность и плюрализм в догматике.

Этическая реформа: отсутствие таинства брака, исповеди перед Причастием. Отсутствие власти в Церкви: равенство епископов между собой, равноправие клириков и мирян, мужчин и женщин.

Социальная революция: «первохристианский коммунизм».

Есть целый ряд левых политических движений, говорящих об идеалах справедливости. И эти идеалы важны для православного христианина также. Мы знаем очень хорошо, что и собственность в раннеапостольской общине была общей. Мы знаем о том, что идеи социальной справедливости в полной мере торжествовали в ранней Церкви. Поэтому среди людей, которые именуют себя социалистами, крайними социалистами и даже коммунистами, могут быть верующие люди. И сама философия отрицания капитализма находит много созвучного в христианском мировоззрении.

— о. Всеволод Чаплин

Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Евангелие от Иоанна, 16:2-3

Сошествие Святого Духа на апостолов ознаменовало собой рождение христианской Церкви. Благодаря апостольской проповеди число последователей Христа увеличивалось с каждым днём. Верующие ежедневно приходили в храм и слушали проповедь апостолов, а в воскресные дни собирались по домам для совершения богослужения.
Раннехристианская литургия складывалась из благодарственных молитв Богу, благословения хлеба и вина, претворяемых в Тело и Кровь Христову, и причащения всех верующих. После совершения Таинства верующие вновь читали молитвы, пели псалмы, слушали апостольские поучения и толкования Священного Писания. За богослужением следовала трапеза, в которой участвовали все — свободные и рабы, богатые и бедные.

Первые христиане относились друг к другу с любовью и почтением, так что, по свидетельству современников, у них были как бы одно сердце и одна душа. «Посмотрите, как они любят друг друга», — писал о первых христианах известный апологет Тертуллиан. Многие верующие продавали свои имения и полученные за них деньги приносили к апостолам для раздачи нуждающимся.
Уже в Книге Деяний святых апостолов и апостольских посланиях присутствуют упоминания о епископах, пресвитерах и диаконах. Посвящение в сан сопровождалось молитвой и возложением апостолами рук на посвящаемого. Тем самым уже в первые годы после Воскресения Христова в Церкви устанавливается апостольская преемственность в священстве.
Распространение христианской веры вызывало озлобление среди иудеев. Христиан начали подвергать преследованиям. Многие из них были посажены в темницы и казнены по ложным обвинениям.
Но христиане подвергались преследованиям не только от бывших единоверцев. Язычники также смотрели на христиан с опасением, ведь они не поклонялись идолам и не приносили жертв в языческие праздники. Поскольку было известно, что христиане собирались по ночам в домах и вкушали в своих собраниях «тело» и «кровь», их обвиняли в человеческих жертвоприношениях.
Жестокие преследования обрушились на христиан со стороны римских властей. Первый период гонений пришёлся на правление императоров Нерона и Домициана. Последователей Христа распинали на крестах, бросали на съеденье диким зверям, обливали смолой и поджигали вместо факелов во время народных гуляний.
Количество христианских мучеников особенно возросло во время царствования императора Марка Аврелия. При нём по отношению к христианам начали употреблять изощрённые пытки и истязания, в ходе которых христиан убеждали отречься от веры.
Последняя вспышка гонений произошла в период правления императора Диоклетиана. В эти сложные времена христиане избрали местом своих собраний римские катакомбы, которые до сегодняшнего дня являются уникальным источником по истории христианской Церкви и подлинной сокровищницей раннехристианского искусства.
Жестокие гонения не остановили распространение христианства. Скорее наоборот, гонения только укрепляли веру и способствовали приходу в Церковь новых людей.
Язычников многое удивляло в поведении христиан: они ограничивали себя и в пище, не посещали зрелищ, делились своим богатством с нищими и неимущими, не мстили своим врагам — напротив, относились к ним с любовью и состраданием.
Несмотря на усердие римских властей в деле искоренения христианства, к началу четвёртого века последователей Христа можно было встретить во всех слоях общества — от патрициев до рабов. Наконец, при равноапостольном императоре Константине Великом христианство из гонимой религии превратилось в государственную.
Христианская Церковь основана на крови мучеников. Непоколебимая вера, мужество и твёрдость святых, пострадавших за Христа в первые века, производили неизгладимое впечатление не только на свидетелей казни христиан, но даже на самих мучителей. Известно много случаев, когда палачи сами обращались к Богу и принимали мученичество вместе со своими бывшими жертвами. Мученический подвиг первых христиан стал той евангельской закваской, которая преобразила всю Римскую империю, а затем и весь мир.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Евангелие от Матфея, 5:16

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *