Первый ветхозаветный первосвященник 5 букв

ААРОН

Был первым первосвященником еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея (см.: Исх. 28,1). Сын Амрама и Иохаведы, он происходил из колена Левиина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем египетским фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх. 4, 16; 6,1); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия евреев из Египта в землю Ханаанскую. Аарон взял себе в жены Елисавету, дочь Аминадава, и имел от нее четырех сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертию за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (см.: Исх. 6, 23). Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно Самим Богом были призваны к священническому служению (см.: Евр. 5, 4). Но прежде посвящения, когда Моисей отошел на Синай для получения от Бога закона, евреи из-за долговременного пребывания своего вождя на горе приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон, уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жен и детей, и когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу египетского идола Аписа.

Святой праотец ААРОН

За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как его малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после соделанного не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божией, при той же горе Синайской возвел его в высокий сан иерея великого или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками или жрецами (см.: Лев. 8). Впрочем, вскоре после посвящения двое из сыновей Аарона, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лице Господа огнь чуждый (то есть взятый не с алтаря, как то повелено было Господом), за что и были умерщвлены огнем, посланным от Господа (см.: Лев. 10, 1-7). Книга Числа (см.: Чис. 3, 4) замечает, что это случилось, когда народ был еще в пустыне Синайской. Вслед за их смертью Моисей пошел к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь (Лев. 10, 3). Незадолго до отбытия евреев из пустыни Синайской Аарон с сестрою своею Мариам возроптали на Моисея, указывая на его брак с ефиоплянкой. Мариам за этот упрек, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказою. Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощен. Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон подобно ему нередко подвергался упрекам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авнана.

Зачинщики мятежа были поглощены землею, а 250 сообщников их сожжены огнем небесным. Но грозное наказание Божие не образумило мятежников. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона (Чис. 16,41): вы умертвили народ Господень, – вопиял он; и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе, погибло 14 700 человек. По приказанию Моисея Аарон взял кадильницу, положил в нее курение и огня с жертвенника, стал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось.

После сего наказания право первосвященства подтверждено было за Аароном следующим знаменательным чудом: от всех двенадцати колен Моисей положил на ночь в скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; поутру жезл колена Левиина, с именем Аарона, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндаль (см.: Чис. 17, 8). Расцветший жезл хранился долгое время при ковчеге Завета как явное доказательство того, что священство навеки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями. Впрочем, Аарон не дожил до вступления израильтян в землю обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божие, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (см.: Чис. 20,12). В сороковом году по выходе из Египта Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Елеазаром, сыном его, взойти на гору Ор и в глазах всего общества умереть на вершине ее (см.: Чис. 20, 28). В книге Второзаконие место кончины Аарона называется Мозер (см.: Втор. 10,6), а гора Ор и доселе называется у арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают место его погребения. Народ израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (см.: Чис. 20, 29). Аарон скончался 123 лет от роду, в первый день пятаго месяца. В иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство перешло к его старшему сыну.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Аарон Праотец, прав.

Аарон Первосвященник
Аарон (+ 1445 до Р.Х.), первый ветхозаветный первосвященник.
День памяти: Июль 20
Сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина, старший брат пророка Моисея, родился в Египте.
Он помогал Моисею в освобождении еврейского народа из египетского рабства, являясь перед фараоном как представитель пророка, говорящий за него (Исх. 4, 14- 17). Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном (в частности, Ааронов жезл превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волшебников) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней.
Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей-кохенов у евреев (см. Ветхозаветное священство), и священнический сан стал наследственным в его роде — против чего безуспешно восстал Корей, представитель левитов, со своими сообщниками. Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение. Аарон был также верховным судьёй Израиля и учителем народа. Во время пребывания Моисея на Синае Аарон, соблазняемый народом, сделал для него золотого тельца.
Аарон участвовал затем в сорокалетнем странствовании евреев по пустыне, где и был, по велению Божию, поставлен первосвященником.
Год рождения Аарона должен быть отнесен к 1578 году до Р. Х. Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет. Скончался Аарон 123-х лет от роду, в 1445 году до Р.Х. на горе Ор в пустыне (в аравийской пустыне на горе Ор, находящейся на юге от Палестины, вблизи древнего идумейского города Petra, каковая местность и поныне известна у арабов под названием Джебль неби Гаруна, т. е. Гора пророка Аарона.), так же как и Моисей, не достигнув земли обетованной, в наказание за ропот на Бога (Чис. 20, 10).

Весь род Аарона был избран Богом для священнического служения в Ветхозаветной Церкви, и звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.
Потомки Аарона в Священном Писании называются «сынами Аарона» и «домом Аарона». По учению апостола Павла (Евр. 5, 4-6), Аарон, как первосвященник Израиля, был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Израиля, Новозаветной Церкви.
Потомком Аарона была Елисавета (мать Иоанна Крестителя) (Лк. 1,5). Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжён закон» (Евр., 7, 11), ему на смену идёт Иисус Христос — священник по чину Мелхиседека. В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец, ряд месяцесловов отмечает его память 20 июля вместе с днём Ильи-пророка и ряда других ветхозаветных пророков. Западная память Аарона — 1 июля, коптская — 28 марта.
У Аарона было от жены его Елисаветы, дочери Аминадава, четверо сыновей, из них двое старших, Надав и Авиуд, погибли при жизни отца (были испепелены огнём), ослушавшись Бога, а первосвященнический сан перешёл к третьему сыну его, Елеазару (Эла́зару); младшего звали Ифамар.
Классическая иконография Аарона сложилась в X веке — седовласый, длиннобородый старец, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках. Изображение Аарона есть в алтарной части Киевской Софии, его пишут в пророческом ряду иконостаса.

Народ Израиля много веков томился в египетском плену. Для того чтобы спасти его, Господь послал пророка Моисея. Моисей не умел красиво говорить и поэтому хотел отказаться исполнить это поручение Господа.

Чтобы этого не произошло, Бог указал ему на его родного брата Аарона. Он стал «устами его» и говорил перед египетским народом и фараоном за Моисея.

Жизнь Аарона описана в Торе и Ветхом Завете

В Библии, в Ветхом Завете, Аарону, отводится второстепенная роль. Главным действующим лицом везде выступает его брат, пророк Моисей. При этом он активно участвовал во всех событиях, связанных с освобождением израильского народа из египетского плена, творил вместе с ним чудеса и участвовал в ниспослании на Египет некоторых из египетских казней.

Кроме того, Аарон первый библейский священник и все его потомки стали священниками Израиля.

Скиния. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в. Аарон говорил от имени пророка Моисея, Господь назначил его посланником пророка, вместе с ним он вывел народ Израиля из Египта.

Сведений о молодости Аарона не сохранилось, но из рассказа о молодых годах Моисея известно, что пророка взяли на воспитание при дворе фараона как приёмного сын его дочери. Его же старший брат в это время находился на восточной окраине Египта среди израильтян, томившихся в плену.

Естественно, что он не получил хорошего образования, но при этом отличался красноречием. Моисей же, наоборот, косноязычен и поэтому отказывался исполнить поручение Господа освободить народ Израиля от Египетского плена.

Видеоролик Аарон. Лекция. На 5 минуте 22 секунде говорит о том, что Аарон всегда был рядом с Моисеем.

Чтобы побудить Моисея исполнить свою волю, Бог указал на Аарона и сказал Моисею, что он будет говорить за него перед фараоном и египетским народом. Именно поэтому он назван Богом

(Исх. 4.:16, Исх. 7:1)

«… устами Моисеевыми и пророком его»

При этом необходимо отметить, что Моисее, несмотря на косноязычие, всегда оставался центральной фигурой и всегда разговаривал с народом самостоятельно.

Жезл Аарона поразил египетского фараона, и он отпустил евреев из плена

Когда Аарону исполнилось 83 года, он встретился с Моисеем в пустыне для того, чтобы выступить перед старейшинами египтян и перед фараоном. Такое выступление потребовалось для того, чтобы просить их отпустить евреев из египетского плена.

Им предстояло служить Богу в Иерусалимском Храме. Именно в это время ветхозаветный пророк Моисея совершил своё первое чудо.

Аарон. Роспись в апсиде Часовни пророков и святых монастыря вмц. Екатерины на Синае. Сер. XV в. С помощью своего жезла первосвященник Аарон сотворил чудо: превратил его в змею. Это повергло фараона Египта в страх и облегчило спасение народа Израиля из египетского плена.

Дело в том, что фараон не поверил словам Моисея и Аарона и отказался отпустить евреев в Израиль. Для того чтобы показать ему могущество Господа, Аарон превратил свой жезл в змею.

Египетские чародеи сотворили такое же чудо и Господь, доказывая своё всемогущество, через Аарона приказал ему поглотить жезлы факиров. Это произошло и повергло фараона в страх перед могуществом Божьим.

Жезл Аарона с его помощью на Египет были наведены первые три казни

В дальнейшем, при помощи жезла первосвященник навёл три первые казни на египтян. Далее наказывал их уже сам Моисей, и жезл мог осуществлять чудеса только в его руках. Пример этому — рассечения Красного моря.

При этом Аарон поддерживал руки Моисея вместе с Ором во время молитвы пророка при битве израильтян с амаликитянами, то есть оставался его ближайшим помощником. Когда Моисей опускал руки, израильтяне начинали проигрывать, если же руки молящегося подняты, побеждал Израиль.

После того, как фараон отпустил евреев в Израиль, он повелел посвятить Аарона в первосвященники

При заключении Моисеем Завета с Господом он не присутствовал на месте нахождения Божества, но сопровождал его вместе с 70 старейшинами и своими сыновьями Надавом и Авиудом при восхождении на гору Синай.

Туда Господь допустил только Иисуса Навина и сам Моисей. После того как пророк снова поднялся на гору, он назначил Аарона и Ора вершить суд и следить за народом.

Гора Синай. На неё поднялся пророк Моисей для получения им от Господа Скрижалей Завета. Следить за народом и вершить суд он поручил Аарону.

Во время отсутствия Моисея, который пребывал на Синайской горе для того, чтобы получить от Господа скрижали Завета, Аарон провинился перед Господом и преступил его заповедь «Не сотвори себе кумира».

Уступая просьбам народа, он изготовил золотого тельца. Дело в том, что израильтяне хотели видеть видимое изображение Бога, освободившего их из египетского плена. После этого в народе начал свирепствовать мор: так Господь наказал преступивших Его Завет. Аарона же из-за заступничества Моисея перед Богом он не затронул.

Поклонение золотому тельцу, Никола Пуссен, 1633 год. В отсутствие Моисея Аарон допустил слабость и разрешил сотворить золотого тельца для того, чтобы показать вещественный облик того божества, которого вывело евреев из египетского плена. За это Господь наслал среди израильтян мор, Аарон же не пострадал, так как был первосвященником.

Далее, в течение 40 дней Господь дал Моисею несколько поручений, среди которых находилось поручение призвать к священнической службе колено Левино.

Моисей лично помазал Аарона в первосвященники.

Его облачили в одежды священника, и Моисей рассказал ему о его обязанностях. При этом они, а также права священников и порядок совершения жертвоприношения установлены самим Господом, архимандрит Никифор утверждает, что это произошло в 1490 году до нашей эры. Именно поэтому отступление от этих правил жестоко каралось.

В сам день посвящения Наддав и Авиуд совершили жертвоприношении недозволенным Господом способом.

(Лев. 10.1)

«… Принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им»

За это они сожжены Божьем огнём, при этом Аарон молча принял такое наказание, которое потребовалось чтобы показать, что священники должны серьёзно и внимательно относиться к своим обязанностям.

Преимущества в священстве колена Левина подтвердил Моисей

Когда шёл второй год странствования по египетской пустыне первосвященник выступил против Моисея. Он присоединился к сестре пророка Мириам, которая утверждала, что пророк имеет особое положение перед Богом. Кроме того, они укоряли Моисея, который взял в жёны эфиоплянку.

Скорее всего, инициатором выступления стала Мириам, ведь недаром Господь наказал её проказой. Аарону приходится просить Господа о том, чтобы он исцелил её. Сам он покаялся в грехе и не пострадал от болезни потому, что его защитил священнический сан.

Аарон с расцветшим жезлом, миниатюра из Speculum humanae salvationis, 1450 год. Для того чтобы повторно подтвердить первосвященничество Аарона, господь заставил цвести его жезл.

В это же время произошло восстание Корея, Дафана и Авирона. Восставшие выступали против Моисея, а также оспаривали закрепление за потомством Аарона права на священство. Бунтовщики погибли.

Их поглотила разверзнувшаяся бездна, а народ обвинил Моисея и Аарона в этом. Чтобы прекратить волнение среди евреев, Господь наслал на них мор. Аарону пришлось принести жертвоприношение, чтобы прекратить его.

После этого события Господь ещё один раз подтверждает первосвященство Аарона. Он совершил чудо, заставив цвести жезл Левия, который носил на себе имя Аарона.

Аарон и Моисей не вошли в землю обетованную

Аарон и Моисей не вступили в землю обетованную. Дело в том, что пророк проявил нетерпение в Кадеше или Мерибе. Это произошло тогда, когда израильтяне последний год блуждали по пустыне. Это безлюдная и безжизненная местность. Здесь отсутствовала вода и растения.

Иссечение Моисеем воды из скалы. Автор принадлежит к Школе Рафаэля. Ослушавшись Господа и ударив по скале жезлом два раза для получения из неё воды, Моисей потерял возможность войти в землю обетованную. Аарон подтолкнул его на это и его постигла та же участь.

Так как народ стал роптать, Моисей решил извлечь воду из скалы. При этом он просил помощи у Господа, и он сказал ему приказать скале, чтобы из неё начала течь вода. Пророк же ослушался Господа и использовал свой жезл. Он ударил им два раза по скале. Таким образом, он использовал Благодать Божию без Его разрешения.

В наказание Аарону, который неоднократно ослушался Бога и Моисею, поддавшегося на его уговоры и извлекшему из скалы воду с помощью жезла Господь запретил входить в землю обетованную, куда они выели народ Израильский.

(Чис. 20:8-12)

«За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему»

За ослушание Бога Аарон лишился звания священника.

Что же касается Аарона, Господь наказал его отдельно: Он повелел Моисею взойти на гору Ор с Аароном и его сыном Елеазаром. Здесь ветхозаветный первосвященник потерял своё священничество. Моисей снял с него одеяние священника и передал их его сыну.

Вид на могилу Аарона с воздуха. Гора Ор, Иордания. По одной из версий, здесь умер первосвященник Аарон.

Существует две версии смерти Аарона.

30 дней столько дней народ Израиля плакал о смерти Аарона

  • Первая говорит о том, что он умер на горе Ор. На этом момент его возраст насчитывал 123 года. Народ Израиля плакал о нем в течение 30 дней.
  • Вторая же версия говорит о том, что праведник скончался в Мосере, где его и похоронили. Между вершиной и городом насчитывается всего семь дневных переходов.

Поминание первосвященника в православии

В поместных православных Церквах праведного первосвященника отдельно не почитают. Поминание его имени происходит совместно с именами других ветхозаветных праведников. Обычно оно встречается в службах Недель праотец и отец в преддверии Рождества Христова.

Это две последних недели, то есть воскресенья Рождественского поста. Они посвящены воспоминаниям о прародителях Спасителя и о всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия.

20 июля день памяти Аарона

Кроме того, также поминают праведника вместе с пророком Моисеем в первую неделю Великого поста. Большинство старых месяцесловов говорят о дне Аарона, упоминая 20 июля.

Прав. Аарон. Фрагмент русской иконы, из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1502 год. Обычно праведника Аарона изображают в виде старца с длинной борой, держащим свиток.

Что же касается икон пророка, то они обычно изображаются в ряду сцен Исхода. Одно из таких изображений сохранилось в синагоге Дура-Европос, что в Сирии. Роспись относится к 245-250 годам нашей эры и на ней изображен старец.

Он облачён в одежды первосвященника: ефод, наперсник, поддир, кидар — головной убор. Находится праведник внутри Храма, в котором хранился Ковчег завета.

В ранних же памятниках изобразительного искусства Византии изображение Аарона можно увидеть в виде юноши в античной одежде. Устойчивое же его изображение складывается в иконописи в IX-XI веках.

Для него характерно наличие изображения седовласого старца. Он с длинной бородой и держит в руках жезл, кадило или же ларец. Одет он в одежды священника.

Св. Праотец Аарон, врата иконостаса. Успенская церковь в усадьбе Демьяново. Часто на иконах праотца Аарона он изображается с жезлом и одетым в священнические одежды.

Иногда можно увидеть изображения, в которых описываются те или иные события из жизни пророка. Например, распространён сюжет, в котором жезл Аарона превращается в змею. Кроме того, часты изображения первосвященника вместе с Моисеем. На иконостах он обычно изображается в пророческом ряду.

Почитание Аарона в иудаизме и исламе

Кроме христианской церкви Аарон почитается в иудаизме и исламе. Иудеи считают, что первосвященник — это предвестник прихода Мессии. Кроме того, в сочинениях раввинов подчеркивается, что брат Моисея имел очень кроткий нрав. Он считался миротворцем, за это его Господь и сделал первосвященником.

Иудейский первосвященник. Иллюстрация XIX века. Господь сделал через пророка Моисея Аарона первосвященником за его кроткий и миролюбивый нрав.

Иудеи и ранние христиане считали, что смерть Аарона и наказания за его проступки произошли вследствие действия первородного греха. То есть пророка нельзя назвать греховным. «Змей» искусил его на ослушание Божьей Воли. О смерти первосвященники израильтяне горевали больше чем о смерти Моисея.

Харун ибн Имран так называли Аарона мусульмане, что означает старший брат Муссы или Моисея

Мусульмане называют его Харун ибн Имран, то есть старший брат Муссы или Моисея. Коран следует традиции отображения Аарона как помощника косноязычного Моисея. При этом в исламе не признаётся тот факт, что золотого тельца для поклонения создал он. Вся вина за этот поступок возлагается на неизвестного самаритянина.

Ааронова могила почитается представителями трёх религий

Под Ароновой могилой понимают гору Джабаль-Харун или гору Аарона. Она находится на расстоянии в пять километров западнее города Петра Набетская, что в Иордании. Иосиф Флавий, известный римский историк, считал, что она тождественна библейской горе Ор, где праведник умер в возрасте 123 года.

Арабы до сих пор почитают это место, приходят к ней так же иудеи и христианские паломники.

Исламское святилище XIV века над могилой Аарона на вершине горы Аарона (Джабаль-Харун). В наше время на вершине горы Ор, где умер праведный Аарон расположено исламское святилище.

В 1999 году на вершине горы провели археологические раскопки под руководством финского археолога Яаако Фрёсина. На имеющихся развалинах церковного комплекса обнаружены остатки византийской базилики. Её упоминает папирус, относящийся к VI веку.

В нём говорится о том, что это «дом Аарона». Также нашли остатки капеллы, на постаменте которой существует греческая надпись «ΑΑΡΩΝ». Кроме того, на горе стоит мечеть, которую, скорее всего, перестроили из христианского храма периода правления византийского императора Юстиниана.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *