Перынский скит великий Новгород

Перынский скит

Скит

Перынский Рождества Богородицы скит


Церковь Рождества Богородицы

Страна

Россия

Местоположение

В. Новгород, Юрьево

Конфессия

Православие

Епархия

Новгородская и Старорусская епархия

Тип

мужской

Первое упоминание

1386 год

Дата основания

995 год

Основные даты

1764 год — упразднён
1828 год — основан скит
1919 год — закрыт
1991 год — вновь открыт

Здания

Церковь Рождества Богородицы • корпус архимандритский

Статус

ОКН № 5310037000№ 5310037000

Медиафайлы на Викискладе

Объект культурного наследия России
объект № 5310037000 (БД Викигида)
Объект всемирного наследия
Ссылка № 604 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии ii, iv, vi
Регион
Включение 1992 (16-я сессия)

Перы́нский скит или Перынский Рождества Богородицы мужской скит — монастырь, располагавшийся в новгородском урочище Перынь и действовавший с XIV века по 1764 год.

В летописях упоминается впервые под 1386 годом, когда монастырь сожгли новгородцы.

Расположение

Перынский Рождества Богородицы скит расположен в 6 километрах от Великого Новгорода на полуострове (до 60-х годов XX века — остров) при истоке реки Волхов из озера Ильмень, южнее Юрьева монастыря.

История

Древнерусское капище

Предположительно, именно в урочище Перынь находилось древнерусское языческое святилище, посвящённое славянскому богу-Громовержцу Перуну.

По данным летописи, в 980 году, в ходе своей «языческой реформы», великий князь Владимир Святославич велел своему дяде Добрыне поставить в Новгороде идол Перуна, что тот и сделал:

«В год 6488 (980). <…>Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу.»

Идол Перуна был поставлен Добрыней, вероятно, в том месте, которое до сих пор называется Перынью, как об этом свидетельствует Адам Олеарий, побывавший в Новгороде в 1654 году:

«Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном. то есть богом огня, ибо русские огонь называют „перун“. И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огню потухнуть, то наказывался смертью»

В 1951—1952 гг. новгородская археологическая экспедиция, руководимая А. В. Арциховским, произвела раскопки на Перыни. Этими исследованиями руководил В. В. Седов. В результате очень тщательных раскопок удалось обнаружить остатки предположительно языческого капища. Центр мольбища находился юго-западнее существующей каменной церкви Рождества. В плане он представлял собой круглую площадку диаметром 12 саже́ней (21 метр), окружённую неглубоким рвом с 8-ю выступами по сторонам света, радиус выступов — 4 саже́ни (7 метров). В центре площадки находилась круглая яма со следами дерева в ней — основание деревянного идола. В расширениях рва обнаружены следы кострищ. Восьмилепестковую форму рва, окружающего капище, В. В. Седов сопоставил с формой цветка ириса, посвященного Перуну (южнослав. перуника, богища «Iris Germanica»).

Дальнейшее исследование установило, что до установки идола Перуна на этом месте существовал сакральный комплекс, состоящий из трёх святилищ. Академик Б. А. Рыбаков считает, что святилища могли быть посвящены трём славянским божествам: Ящеру — хозяину вод, рыбы и водных путей и Ладе и Леле — богиням плодородия.

Позднее трактовка данного памятника как сакрального комплекса из нескольких святилищ была поставлена под сомнение. Л.С. Клейн и В.Я. Конецкий обратились к источниковедческим аспектам проблемы и вновь подробно проанализировали материалы раскопок. На взгляд авторов, оставленные без должного внимания еще два рва, открытые в Перыни, серьезно влияют на выводы. Расположенные в линию три перынских рва вполне могли являться остатками группы сопок, насыпи которых по некоторым причинам не сохранились. Такие детали как яма от столба в центре площадки, кострища и каменные вымостки хорошо вписываются в контекст и могут принадлежать разрушенным сопкам.

Христианский монастырь

Вход на Перынский скит

В 989 году, после того как Владимир обратился в христианство, Новгород был крещён святым епископом Иоакимом Корсунянином, а деревянный идол Перуна был срублен и сброшен в Волхов, кострища перекопаны, а рвы засыпаны.

«В лето 6497. Крестися Володимиръ и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градомъ епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду. И прииде къ Новуграду архиепископъ Аким Корсунянинъ, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзъше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ; и заповеда никому же нигде же не прияти. И идее пидьблянин рано на реку, хотя горънци вес ти в город; сице Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ: „ты, рече, Перунище, досыти пилъ и ялъ, а ныне поплови прочь“; и плы со света окошьное»

По преданию, после введения христианства, на месте капища в 995 году построили деревянную церковь Рождества Богородицы, которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году в списке монастырей, сожжённых самими новгородцами при приближении войска московского князя Дмитрия Донского.

В 1528 году в Перынском монастыре сооружена деревянная трапезная с церковью Троицы (второй церковью на острове). В период шведской оккупации (1611—1617 гг.) монастырь был сожжён и разграблен. В описи 1615 года церковь Троицы есть, а в 1617 году она уже не упоминается: «Храм в монастыре Рождества Богородицы разорён. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг…». Чтобы поддержать запустевшую обитель, она в 1634 году по царской грамоте приписана к Свято-Юрьеву монастырю.

На скиту

В 1764 году правительством Екатерины II была проведена церковно-земельная реформа. Церковные земли были переданы государству, более половины монастырей закрыто. Перынский монастырь был упразднён, его церковь обращена в приходскую, все постройки кроме церкви разобраны и перевезены в Свято-Юрьев монастырь.

Возрождение Перынского и расцвет Свято-Юрьева монастырей связаны с именем знаменитого архимандрита Фотия (Спасского) (1792—1838). В 1822 году он был назначен архимандритом Свято-Юрьева монастыря, каковым и оставался до кончины. С помощью огромных средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской архимандриту Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. По прошению архимандрита Фотия церковь Рождества Богородицы вновь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю. Стены храма внутри и снаружи были основательно отремонтированы и расписаны заново, с западной стороны появилась обширная пристройка, сделаны новый пол и глава.

Один из корпусов скита

После ремонта церковь освящена в 1828 году и при ней основан скит. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (в миру князь С. А. Ширинский-Шихматов). В конце 30-х — начале 40-х годов XIX века из красного кирпича были построены братский корпус, маленькие корпуса начальника скита и юрьевского архимандрита, два хозяйственных корпуса, ограда вокруг монастыря, звонница при церкви «на двух каменных столбах с 6 небольшими колоколами».

В августе 1919 года губернским съездом Советов было принято решение о закрытии монастырей в Новгородской губернии. Перынский скит был закрыт и разорён. Юго-западный хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны на кирпич, из которого построено обширное хранилище льда рыболовецкой артели. Церковь использовалась под склад.

Во время войны 1941—1945 гг. по Волхову проходила линия фронта. Скит находился на оккупированной территории, но постоянного гарнизона не имел. После войны на острове работал филиал Новгородского рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза.

В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками был передан Русской Православной Церкви. Сегодня монастырь возрождается как скит Свято-Юрьева монастыря.

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы в Перыни

Церковь Рождества Богородицы — один из самых маленьких храмов новгородской земли (7,5 на 9,5 на 12 метров). О сооружении каменной церкви на месте мольбища в летописях прямых сведений нет. Каменная постройка датируется 30-ми годами XIII века. Предположительно, её построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита.

Первые обмеры и исследование Перынской церкви проведены в 1947-1948 годах Р. А. Кацнельсон (тогда были обнаружены под слоем кирпича фрагменты фресок XIII века), а в 1961 году — архитектором Л. Е. Красноречьевым, который и составил окончательный проект реставрации на первоначальную дату (XIII век). Реставрационные работы проведены в 1962-1965 годах (без реставрации интерьера).

В результате реставрации выявлены первоначальное трёхлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках окопных проёмов барабана. Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремлённости ввысь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени — сочетание известняка и тонкого кирпича — плинфы, положенных на известковом растворе, с примесью кирпичной крошки (цемянки).

Крест, венчающий церковь, — так называемый «крест накупольный с полумесяцем», типичной для домонгольского периода формы, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы». («Я есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь») Таким образом, полумесяц под крестом по происхождению является стилизованной виноградной лозой, не имеет никакого отношения к символике мусульманства, но имеет множество христианских толкований.

Храм Рождества Богородицы на Перыни является одним из немногих архитектурных памятников XIII века в России. Фасады церкви, не расчленённые лопатками, были лишены какого-либо декора. По своему архитектурному облику Перынская церковь как бы предвосхищала характерные черты новгородского зодчества конца XIII — первой половины XIV века.

В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде. После реставрации интерьера Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил храм 10 марта 2001 года. В 2004 г. состоялся первый и пока последний постриг в иноки.

Культурное наследие

30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР» как памятники государственного значения, приняты под охрану:

  • 5310036000 (недоступная ссылка) — древнеславянское святилище «Перынь»
  • 5310037000 — монастырь Перынский (Перынский скит)
  • 5310037007 — церковь Рождества Богородицы
  • 5310037001 (недоступная ссылка) — корпус архимандритский
  • 5310037005 — парк
  • 5310037006 (недоступная ссылка) — ограда (остатки)

В 1992 году Решением юбилейного заседания Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Перынский скит включён в Список Всемирного наследия.

Примечания

  1. «Повесть Временных лет.»
  2. А. Олеарий «Описания путешествий в Московию, Татарию и Персию.»
  3. Клейн Л.С. О древнерусских языческих святилищах.. — Церковная археология. Материалы Первой Всероссийской конференции. Ч.1. — СПб. — Псков, 1995.. — С. С. 71-80..
  4. Конецкий В.И. Некоторые аспекты источниковедения и интерпретация комплекса памятников в Перыни под Новгородом.. — Церковная археология. Материалы Первой Всероссийской конференции. Ч.1. — СПб.- Псков., 1995. — С. С. 80-85..
  5. Свирин К.М. Языческие святилища Северо-Запада Древней Руси в VIII — начале XI вв. bibliotekar.ru.
  6. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), том. III. 1841.
  7. Технологии строительства — 13 век (недоступная ссылка). Дата обращения 21 февраля 2011. Архивировано 27 февраля 2010 года.
  8. Евангелие от Иоанна, Глава 15, Стих 1

Ссылки

  • В. В. Седов «Древнерусское языческое святилище в Перыни»
  • Е. Виснап «Перынский скит»

Словари и энциклопедии

Известные
по летописным данным

  • Спасский Муромский (1096)
  • Юрьев (1119)
  • Антониев (1117)
  • Авраамиев Ростовский (1119? 1261)
  • Зверин (1148)
  • Мирожский (1156)
  • Духов (1162)
  • Хутынский (1192)
  • Спасский Старорусский (1192)
  • Рождественский (1192)
  • Княгинин (1200)
  • Петровский Ростовский (1214)
  • Спасский Ярославский (1216)
  • Благовещенский Нижегородский (1239)

Известные по древним
церковным преданиям

Курсивом выделены монастыри, ныне не действующие

Неподалёку от Юрьева, у самых истоков Волхова расположено древнее урочище Перынь. Там находилось в древности одно из крупнейших языческих святилищ восточных славян — капище бога-громовержца Перуна. После крещения Новгорода, произошедшего в 991 г. на месте языческого капища был построен христианский храм, потом монастырь, который в 1611 году был разорен шведами.

Урочище Перынь — песчаный остров окруженный заливными лугами. Находится на левом берегу реки Волхов в непосредственной близости от истока.

Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к концу 12 — началу 13 в. и считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Прямых сведений о его постройке нет. Предполагают, что ее построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита. Работы по изучению церкви были начаты в 1947 году и продолжены одновременно с реставрацией здания. Это небольшой одноглавый кубический храм.

  • Панорама: Перынский скит и исток реки Волхов

Перынский скит — церковь Рождества Богородицы

В результате реставрации выявлены первоначальное трехлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках оконных проемов барабана. Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремленности весь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах (7,5X9,5X12 м) церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде.

Перынский скит ранней весной.

Полумесяц надкупольного креста не имеет никакого отношения к мусульманской символике, но христианских толкований его существует множество. Такая форма креста типична для домонгольского периода и происходит от «креста процветшего» или «креста виноградной лозы». Близ церкви сохранились три кирпичных одноэтажных здания, построенных в 19 веке для келий монахов-отшельников, обитателей Перынского скита. С начала 19 в. на территории упразднённого по указу Екатерины II Перынского монастыря был основан принадлежавшей Юрьевской обители скит, в который удалялись постники и молчальники. В 1826 году архимандрит Фотий построил для них каменные кельи — сохранились три кирпичных одноэтажных здания. Тогда же была посажена сосновая роща, закрывающая скит со стороны Юрьевской слободки.

В советское время на месте скита была туристская база. Теперь скит на Перыни действует.

Отзывы Перынский скит (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Перынский скит

Неподалеку от центра Великого Новгорода и его старинного детинца стоит знаменитый Юрьев монастырь, а к нему приписан затерянный в лесах Перынский скит, возникший здесь в незапамятные времена. Сам по себе скит был бы мало примечателен, если бы не уникальная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, имеющая сегодня статус памятника всемирного наследия ЮНЕСКО.

Скит, посвященный Рождеству Богородицы, получил название Перынский, вероятно, по имени существовавшего здесь некогда урочища или капища, где поклонялись языческому божеству Перуну.

Согласно историческим документам, идол этот появился тут в 980 г., когда будущий креститель Руси Владимир Святославович проводил реформу по унификации культа. Но уже через 9 лет после провала реформы и крещения киевского князя, идола снесли, а всех новгородцев обратил в христианскую веру святой Иоаким Корсунянин. Далее история скита весьма трагична: в 995 г. возводят церквушку, сведений о которой не сохранилось. Позже, в 1386 г. встречаются печальные упоминания о Перынском монастыре — он был сожжен новгородцами при приближении московских войск князя Дмитрия Ивановича. Впоследствии обитель неоднократно восстанавливали и перестраивали, пока при Екатерине II окончательно не закрыли, а церковь Рождества Богородицы сделали приходской.

Что посмотреть

Восстановление церкви и скита началось в первой половине 19 столетия благодаря стараниям архимандрита Фотия и его духовной дочери графини Анны Орловой-Чесменской. Тогда же здесь появились корпуса, трапезная и ограда. Но самое древнее здание скита, как уже было сказано выше, это великолепный образец Новгородского зодчества — церковь Рождества Пресвятой Богородицы 13 столетия. Белокаменный миниатюрный храм считается одним из самых небольших в Новгородской земле. Он производит удивительно хрупкое впечатление легкости, невесомости. Эффект этот создается благодаря внешней устремленности всех конструкций церкви вверх.

Хрупкая, скромная, будто бы игрушечная церковь Рождества Богородицы — настоящее сокровище земли Новгородской.

Несмотря на малые размеры, у храма три входа, и вкупе с широко расставленными подкупольными столбами они создают впечатление небывалого простора. В церкви Рождества Богородицы сохранились уникальные фрески 13 столетия, а также домонгольская кирпичная кладка. Фасад его не имеет какого-либо декора, что служит отличительной чертой новгородского и псковского зодчества. Купол церкви венчает крест в основании с полумесяцом снизу — также типичная форма для домонгольского периода.

Практическая информация

Адрес: Великий Новгород, Юрьево, Свято-Юрьев монастырь.

До обители курсируют автобусы №№ 7, 7А от вокзала или остановки «Сенная площадь». В пути около 20 минут, стоимость проезда — 22 RUB. Перынский скит находится за стенами монастыря и деревушкой Юрьево, примерно в 500 м от него, туда проще дойти пешком, даже если вы приехали на авто. GPS-координаты: 58.473333; 31.274931.

Вход на территорию бесплатный, приветствуются пожертвования.

Церковь Рождества Богородицы в Перыни: гениальная простота

Вновь из центра мы отправляемся на окраины Новгорода. Южнее Юрьева монастыря, в урочище Перынь, в реликтовой сосновой роще сохранились постройки Перынской обители – церковь и три каменных корпуса. Храм имеет федеральный статус охраны, включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Древняя загадка

Рождественская церковь – одна из самых маленьких по размерам в коллекции новгородского зодчества (8,4 х 8,4 м без апсиды) и в то же время одна из самых запоминающихся. Памятник не избалован вниманием исследователей: специальные научные статьи есть, только что опубликована большая статья одного из ведущих ученых Владимира Седова, но их немного.

Формы постройки довольно необычны, и долгое время она оставалась загадочной. Но необычно и само это урочище с его названием, которое все исследователи связывают с именем языческого бога Перуна. С этим местом связаны легенды, предания, несколько туманные летописные рассказы. Предполагали, что здесь, почти напротив древней крепости Городища, находилось дохристианское капище.

В начале 1950-х гг. археолог В.В. Седов (впоследствии академик, директор Института археологии РАН), отец Владимира Седова, провел здесь раскопки и подтвердил предположения. К юго-западу от церкви были обнаружены следы языческого комплекса, вероятно, ритуального назначения. Был раскопан круглый ров диаметром 21 м и шириной 5-7 м с круглой ямой в центре, внешний обвод рва представлял собой неровную линию, образовывавшую восемь «лепестков» вокруг центральной площадки, в «лепестках» зафиксированы остатки костров. Археолог предположил, что в середине круга стоял идол Перуна. Все ученые согласились с этой концепцией, и она прочно вошла в научный оборот.
В последующие годы неподалеку были обнаружены остатки других земляных конструкций, не получивших четкого объяснения. В последнее время появились статьи с критикой выводов В.В. Седова. Утверждается, что найденное им – не языческое капище, а остатки снесенных погребальных курганов-сопок. Новый взгляд, действительно, в какой-то степени разрушает однозначность принятого толкования, однако не отвергает его полностью, поскольку существует целый комплекс косвенных аргументов в пользу выводов В.В. Седова. Отвергать его концепцию рано. Не исключено и компромиссное объяснение: первоначально были сопки, затем их снесли и устроили мольбище.

На переломе эпох

Храм очень редко упоминается в письменных источниках, впервые он встречается в летописи под 1386 г., когда к Новгороду подходили войска Дмитрия Донского и «новгородцы пожгоша манастырев 24: на Перуни, Юрьев, Рождественый…». Достоверных сведений о времени строительства существующего храма нет. В XIX в., когда церковь перестраивалась при архимандрите Фотии, внутри на стене по его указанию была сделана надпись, что каменный храм возведен и монастырь основан в 995 г. Источником этой сомнительной информации послужили, видимо, устные предания. Эта датировка иногда использовалась в литературе вплоть до середины ХХ в. В принципе эта дата имеет право на существование как гипотеза, но только для первоначальной деревянной церкви.
Каменный храм сооружен значительно позднее. Основой определения датировки является сам памятник: особенности его архитектуры, строительные материалы и приемы. Точной датировки здесь быть не может. Каждый исследователь датирует здание по-своему, но в пределах конца XII – первой трети XIII вв. Л.Е. Красноречьев, лучший знаток памятника и автор проекта реставрации, датирует храм концом 1230-х – началом 1240-х гг. При всем уважении к исследователю в данном случае трудно с ним согласиться: в этот период Русь была разорена татаро-монголами, в течение многих десятилетий нигде не строили каменных церквей. Большинство ученых датируют постройку более корректно – 1210-1230-ми годами. Но в любом случае это последний домонгольский памятник Древней Руси, который дошел до нашего времени.

Архитектурное исключение?

Церковь обладает весьма оригинальными формами, выбивается из новгородского архитектурного канона («тип Нередицы»). Исследователи объясняют это влиянием смоленской традиции, храма Параскевы Пятницы на Торгу 1207 г., которому был посвящен предыдущий очерк «Наследия». Недавняя статья Вл.В. Седова названа им «Новгородский вариант башнеобразного храма». Действительно, перынская постройка – это «очищенная» от сложных элементов башнеобразная церковь, ее творческая переработка. Но переработка очень глубокая и плодотворная.
Новгородские мастера взяли у Пятницкого храма главное – пирамидальную композицию, идею порыва, взлета, вознесения, но отказались от всех сложностей. В церкви в Перыни, как и на Торгу, мы видим новую конструкцию – динамичное трехлопастное завершение фасадов, но здесь отсутствуют притворы, боковые апсиды, «пучковые пилястры», развитый декор, здесь нет даже средних лопаток. Порталы вновь стали предельно простыми. Вопрос о наличии хор остается открытым, во всяком случае нет никаких следов существования лестницы. В последнее время ученые склоняются к мысли, что хоры были; в таком случае поднимались на второй ярус по простой деревянной лестнице. Внутри восточные столбы квадратные, западные – восьмигранные. Криволинейная кровля была крыта свинцом, кусочки которого находили на сводах.
Идея устремленности вверх в перынской постройке выражается иными средствами – наклоном стен к центральной оси, сужением лопаток в верхней части, особым расположением окон, вписывающихся в треугольник, акцентированными высотными размерами. Видимо, именно с этого здания начался «период поисков и экспериментов» в новгородском зодчестве. Чувствуется, что заказчик строительства был небогат, и ограниченность в средствах стимулировала эти поиски. Эффект потрясающий. Мы полностью присоединяемся к оценке Л.Е. Красноречьева, высказанной им в одном из интервью: «…какая цельность форм, какая легкость – камень кажется воздушным. Это гениальное произведение». Действительно, Рождественский храм – удивительно стройное, выразительное, гармоничное, вдохновенное творение. Ярко выразить архитектурную идею минимумом средств – это высшее качество произведения.
Судя по всему, Перынский монастырь не относился к числу богатых. В середине XVI в. здесь появился второй храм (в честь Троицы), деревянный, с трапезной, но просуществовал недолго, после шведского разорения он сгорел или был разобран; в это время в обители упоминается лишь один старец. В 1764 г. монастырь был упразднен, церковь Рождества Богородицы обращена в приходскую.

По указанию Фотия…

В 1820-х гг. архимандрит Юрьева монастыря Фотий решил воссоздать Перынский монастырь. Он стал именоваться скитом и имел очень строгий устав. Первым начальником скита стал монах Аникита, в миру князь С.А. Ширинский-Шихматов, писатель и член Императорской Академии наук. Тогда же была перестроена церковь Рождества Богородицы. Была «исправлена» главная особенность постройки – наклон стен к центру: фасады были оштукатурены с нарастанием слоя кверху. Углы храма надложены и устроена четырехскатная кровля, заложены боковые порталы, с запада примкнула каменная пристройка, с севера – массивная печная труба, изменена форма главы. В интерьере к столбам были сделаны каменные прикладки, которые затеснили пространство, сбита древняя фресковая живопись. Новая типовая заурядная «одежда» скрыла подлинные формы памятника, но они все же сохранились. Вскоре были сооружены довольно удачные по архитектуре каменные жилые и хозяйственные монастырские постройки – кельи, звонница, ограда.

После революции монастырь был закрыт, вместо него устроили физкультурную базу. Некоторые строения, которые нельзя было использовать, разобрали: звонницы, стены ограды. В годы Великой Отечественной войны храм получил некоторые разрушения, но они не были катастрофическими.

После войны сотрудник Института истории и теории архитектуры (Москва) Р.А. Кацнельсон провела натурное обследование памятника, в результате которого он был верно датирован, введен в научный оборот. В общих чертах определены его первоначальные формы, сделана графическая реконструкция, установлено, что церковь может быть реставрирована.

Блестящая реставрация

В 1960-х гг. уже на новом этапе исследования и реставрация были доверены Леониду Егоровичу Красноречьеву. Он блестяще справился с этой задачей. Хорошая сохранность древних форм дала возможность составить и утвердить проект реставрации на первоначальную дату. Были сняты все фотиевские добавления, разобрана западная пристройка. Памятник раскрыт почти полностью в формах XIII в. Все действия реставратора строго обоснованы, оспорена может быть лишь форма новой посводной (сферической) главы. Как часто бывало в подобных случаях, использование здания после реставрации было неясным, поэтому в интерьере работы не закончены: не сняты прикладки к столбам, не воссозданы хоры. Реставрация Красноречьева признается одной из наиболее удачных и плодотворных в Новгороде.
После этого долгое время памятник не использовался, а служил лишь «объектом экскурсионного показа». На территории монастыря и в сосновой роще размещалась туристическая база. В 1991 г. все постройки были переданы Русской Православной Церкви, и здесь вновь возрожден скит. Ныне в храм можно войти и осмотреть его интерьер. Однако нельзя признать удачным недавнее золочение главы: этого никогда не было и это противоречит самой идее скита, т.е. монастыря со строгим уставом.

Церковь Рождества Богородицы в Перыни оказала огромное влияние на развитие новгородского зодчества. Во-первых, это первый образец осмысления местными умельцами смоленской строительной традиции, образец по-новгородски простой, но гениальный. Во-вторых, храм подводит итог важнейшего периода, ставит точку в развитии домонгольского зодчества Древней Руси, после него несколько десятилетий ничего не строилось, архитектурное творчество замерло, артели распались.

Возобновилось строительство только в 1292 г. возведением церкви Николы на Липне, которая сохранилась, реставрирована и видна с Перынского острова. Для этого пришлось заново собирать артель, воссоздавать строительные приемы, искать образец для творчества. Таким образцом оказался перынский храм, который в конце XIII в. передал эстафету высокого строительного искусства новым мастерам.
Итак, перед нами не рядовая постройка, а ключевое, знаковое, выдающееся сооружение. Каждый автор, писавший о памятнике, не жалел ярких эпитетов при его оценке. Действительно, и на специалиста, и на неподготовленного зрителя храм производит сильнейшее эмоциональное воздействие. Более всего в перынском храме поражает свобода творческого выражения зодчего, который не только мощно и уверенно использует знакомые ему формы, но и изобретает новые. Трудно найти в Новгороде более необычный, говоря по-современному, «креативный» домонгольский памятник. Как уже указывалось, образ церкви Рождества Богородицы был взят за основу в дальнейших поисках местных зодчих и лежит в основе «классического» новгородского храма XIV-XV веков.

Владимир ЯДРЫШНИКОВ,
ст. научный сотрудник
Новгородского музея-заповедника, историк архитектуры

Перынь

Перынь

Расположение

58°28′22″ с. ш. 31°16′25″ в. д.HGЯOL

Страна

  • Россия

Субъект РФ

Новгородская область

Перынь

Перынь

Медиафайлы на Викискладе

Вход на Перынь

Перы́нь — урочище вблизи Новгорода. Предположительно, здесь находилось древнерусское языческое святилище, посвящённое славянскому богу-Громовержцу Перуну. На Перыни располагается Перынский скит.

Географическое положение

Исторически Перынь представляла собой остров, находившийся между речками Прость, Ракомка и рекой Волхов у самого его истока из озера Ильмень. В 300 м от Перыни находится Селище на реке Прость, которое, возможно, являлось центром словен Ильменского Поозерья.

После того, как в 1960-х годах водный режим был нарушен строительством насыпной дамбы для прокладки дороги к острову, пойма реки Прость заметно уменьшилась и сильно заболотилась. В результате остров превратился в полуостров, а затем — во всхолмление, превращающееся в полуостров в период весенних паводков. Севернее, вниз по течению находится Юрьев монастырь, далее, в 6 км — Великий Новгород.

На фоне окружающего ландшафта Перынь заметно выделяется благодаря произрастающим на острове соснам. Сосновая роща была посажена в конце XIX века.

Новгородские летописи сообщает что в 980 году в верховьях Волхова воеводой киевского князя Владимира (во время проводимой им реформы славянского язычества) Добрыней был установлен идол Перуна. Спустя 8 лет, в связи с принятием христианства, князь Владимир приказал привязать Перуна к конским хвостам и скинуть с горы по Боричевскому спуску «на Ручаи». Добрыня вместе с Иоакимом Корсунянином разорил требища, а идол Перуна срубил и сбросил в Волхов. Летопись так сообщает об этом событии:

«В лето 6497 … прииде к Новуграду архиепископ Аким Корсунянин, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзьше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ …».

Позднее в Перыни был основан одноимённый Перынский монастырь (скит), который впервые упоминается в летописи в 1386 г и просуществовал до 1922 г. Однако наиболее древним из сохранившихся его памятников является церковь Рождества Богородицы, построенная на рубеже XII—XIII столетий.

В местных новгородских преданиях вплоть до XX в. сохранялась память об этом месте и существовал обычай бросать монету в Волхов проплывая мимо Перыни.

Археологическое изучение

Раскопки в Перыни проводились в 1948 (руководитель А. В. Арциховский), и 1951—1952 (руководитель В. В. Седов) годах. В ходе работ на вершине древнего холма была открыта площадка диаметром 21 м, окружённая рвом шириной 5—7 м и глубиной до 1 м. При этом внутренняя граница рва образовывала практически правильный круг, а внешняя была неровной и имела отдельные выступы. На дне рва обнаружены угли, а в центре площадки зафиксирована яма от массивного столба. В стороне от комплекса были обнаружены остатки ещё двух подобных рвов.

Перынское святилище было реконструировано В. В. Седовым в виде находящейся на возвышенности площадки круглой формы диаметром в 21 метр, посередине которого стоял деревянный идол Перуна. Яма при этом была интерпретирована как его основание, диаметром в 65 см. По периметру этого круга был вырыт кольцеобразный ров с 8 дугообразными выступами, служившими для разжигания кострищ. Вокруг идола Перуна находились другие идолы, также окружённые аналогичными рвами.

Данная интерпретация получила широкую известность и вошла в научную литературу. Но при этом она не является единственной и бесспорной. По мнению некоторых авторитетных исследователей (В. Я. Конецкий, Л. С. Клейн) выявленные объекты представляют собой остатки крупных сопок. При их раскопках наблюдаются аналогичные рвы со следами огня и остатки деревянных столбов в центре круглой площадки, служившей основанием насыпи. По мнению вышеупомянутых исследователей в Перыни располагалось группа сопок, которая в какой то момент была срыта (на это указывает то, что центральный ров был единовременно засыпан однородным жёлтым песком, возможно, из срытого кургана).

Однако, каким бы не представлялся внешний облик «святилища», наличие в урочище древнего культового комплекса не вызывает сомнений.

  1. См. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л., 1950. — С. 117—130
  2. см. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л., 1950. — С. 148—164
  3. Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний Павла Якушкина. СПб., 1860, стр. 118—119; Всев. Миллер. Материалы для истории былинных сюжетов. Этнографическое обозрение. Кн. XI, 1891, № 4, стр. 129—131
  4. Седов В. В. «Древнерусское языческое святилище в Перыни», КСИИМК, т.50, Москва 1953.
  5. Носов Е. Н. Перынь // Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков. СПб. 2007. с.379-381.

Литература

  • Седов В. В. «Древнерусское языческое святилище в Перыни», КСИИМК, т.50, Москва 1953.
  • Конецкий В. Я. Некоторые аспекты источниковедения и интерпретации комплекса памятников в Перыни под Новгородом // Церковная археология. СПб.; Новгород, 1995. Ч. 1.
  • Л. С. Клейн. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. — СПб.: Евразия, 2004. — 480 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8071-0153-7
  • Артемов В. Мифы и предания славян. — М.:ОЛМА Медиа Групп, 2012. — 304 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-373-04494-3
  • Секретарь Л. А., Филиппова Л. А. По Приильменью. Путеводитель. Лениздат, 1991
  • ПЕРЫНЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); Дата обращения: 13.07.2018

Перы́нь — урочище вблизи Новгорода. Предположительно, здесь находилось древнерусское языческое святилище, посвящённое славянскому богу-Громовержцу Перуну. На Перыни располагается Перынский скит.
Исторически Перынь представляла собой остров, находившийся между речками Прость, Ракомка и рекой Волхов у самого его истока из озера Ильмень. После того, как в 1960-х годах водный режим был нарушен строительством насыпной дамбы для прокладки дороги к острову, пойма реки Прость заметно уменьшилась и сильно заболотилась. В результате остров превратился в полуостров, а затем — во всхолмление, превращающееся в полуостров в период весенних паводков.
Новгородские летописи сообщает что в 980 году в верховьях Волхова воеводой киевского князя Владимира (во время проводимой им реформы славянского язычества) Добрыней был установлен идол Перуна. Спустя 8 лет, в связи с принятием христианства, князь Владимир приказал привязатьПеруна к конским хвостам и скинуть с горы по Боричевскому спуску «на Ручаи». Добрыня вместе с Иоакимом Корсунянином разорил требища, а идол Перуна срубил и сбросил в Волхов. Летопись так сообщает об этом событии: «В лето 6497 … прииде к Новуграду архиепископ Аким Корсунянин, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзьше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ …».
Позднее в Перыни был основан одноимённый Перынский монастырь (скит), который впервые упоминается в летописи в 1386 г и просуществовал до 1922 г. Однако наиболее древним из сохранившихся его памятников является церковь Рождества Богородицы, построенная на рубеже XII—XIII столетий.
В местных новгородских преданиях вплоть до XX в. сохранялась память об этом месте и существовал обычай бросать монету в Волхов проплывая мимо Перыни.
Раскопки в Перыни проводились в 1948 (руководитель А. В. Арциховский), и 1951—1952 (руководитель В. В. Седов) годах. В ходе работ на вершине древнего холма была открыта площадка диаметром 21 м, окружённая рвом шириной 5-7 м и глубиной до 1 м. При этом внутренняя граница рва образовывала практически правильный круг, а внешняя была неровной и имела отдельные выступы. На дне рва обнаружены угли, а в центре площадки зафиксирована яма от массивного столба. В стороне от комплекса были обнаружены остатки ещё двух подобных рвов.

Перынское святилище было реконструировано В. В. Седовым в виде находящейся на возвышенности площадки круглой формы диаметром в 21 метр, посередине которого стоял деревянный идол Перуна. Яма при этом была интерпретирована как его основание, диаметром в 65 см. По периметру этого круга был вырыт кольцеобразный ров с 8 дугообразными выступами, служившими для разжигания кострищ. Вокруг идола Перуна находились другие идолы, также окружённые аналогичными рвами.

ТУРЫ.ru

Древние русские монастыри –совершенно особенные места на земле, в основном удаленные и обособленные от суеты и страстей нашего неспокойного мира. Тишину и покой святых обителей часто нарушаем мы, туристы, потому что тоже хотим, пусть совсем ненадолго, почувствовать простоту и размеренность бытия, уравновесить настроения и метания, отдохнуть душой.
В пяти километрах от Великого Новгорода, возле деревни Юрьево, в очень живописном месте, где река Волхов вытекает из озера Ильмень, находится одна из самых древних и значимых обителей России –Свято-Юрьев мужской монастырь. Его непростая история началась в важные для России годы, когда князь Владимир принял решение о крещении Руси. В 1030 году по указанию сына Владимира, Ярослава Мудрого были возведены первые деревянные постройки монастыря. Тогда же был построен и освящен главный монастырский храм в честь Святого Георгия Победоносца. Ярослав при крещении получил имя Георгий. Юрий – один из вариантов имени Георгий. Отсюда и название монастыря – Свято-Юрьев.
Ровно через сто лет монастырь и собор перестроили в камне, территории разрастались, обитель богатела. Даже после знаменитого указа Екатерины Второй, когда у монастырей отбирали земельные угодья, она остается на Руси третьей по величине и достатку.
Мы подъехали к монастырю в полдень, когда утренний туман постепенно рассеялся, а морозный воздух пронизали яркие солнечные лучи. Они отражались от чистейшего белого снега и таких же белоснежных стен Свято-Юрьева монастыря, играли веселыми бликами на золотых звездах Крестовоздвиженского собора. Возле Святых ворот, над которыми возвышается больше чем на 50 метров тонкая, стремящаяся в голубое небо колокольня, нас встретил экскурсовод – представительный монах в долгополой рясе, теплом стеганном ватнике и серых растоптанных валенках. Вместе с ним мы прошли на монастырский двор через Святые врата. Монах рассказывал неторопливо и с удовольствием. Спокойный, размеренный ритм его речи помог немного отключиться от беготни и забот.
Над аркой ворот закреплена небольшая икона с самым известным изображением Святого Георгия – тот момент, когда он убивает копьем змея. Справа и слева от надвратной колокольни начинаются монастырские стены, которые выполняют не только защитную функцию. В стенах, построенных вокруг обители в 15 веке, расположены кельи насельников, хозяйственные и административные помещения, комнаты для паломников. Интересны и угловые башни, которые с 19 века устроены не как укрепления, а являются монастырскими храмами. В одной из таких башен располагается рухольная, где хранится церковная рухлядь. Оказывается, это сейчас мы воспринимает слово «рухлядь» как ненужный хлам, старье. А вот в старину слово имело совсем другое значение. Так называли ценные вещи, положенные на хранение. В монастырской кладовой-рухольной веками хранили старинные иконы и оклады, церковное имущество для богослужений.
В центре монастырского двора, немного на возвышении и чуть поодаль от других построек стоит главный соборный храм – Георгиевский. Построен он был в 12 веке в византийском стиле. Имеет три купола и высоту более 30 метров. Собор выглядит очень просто и внушительно, в то же время создается впечатление необыкновенной воздушности и стремления ввысь. У храма нет парадного крыльца, вход прямо с улицы, с каменного порога. Скользко, поэтому при входе насыпан желтый речной песок. Внутри холодно, не теплее, чем на улице. Собор никогда не отапливался – ни в старину, ни теперь, поэтому службы проходят только летом. Купола собора держатся как бы на шести столпах, очень массивных. Столпы занимают практически всё пространство, между ними непривычно тесно, поэтому смотреть хочется только вверх, ощущение бесконечности в вышине очень притягательно. Под куполами, на столпах и на изгибах арок хорошо сохранились фрески с библейскими картинами. Но это более поздние сюжеты. В помещении собора есть как бы «храм в храме», небольшая церковь под лестничной башней, где можно увидеть древние фрески 12 века, перед которыми по легенде, молился князь Александр Невский.
Простое величие Георгиевского собора очень гармонично сочетается с другими, более поздними храмами монастыря, совершенно их не подавляя, а создавая единый, очень красивый архитектурный ансамбль. В 19 веке, при архимандрите Фотии, в обители началось большое строительство. Практически все монастырские постройки были возведены под его руководством и при активных денежных вливаниях его духовной дочери, графини Анны Орловой-Чесменской, наследнице огромного состояния, которое после ее смерти отошло обители. На ее средства построены административный корпус и кельи, которыми пользуются по сей день. По западной стене возвели церковь Всех Святых и Спасский собор с папертью. В соборе похоронены архимандрит Фотий и благотворительница монастыря Анна Орлова-Чесменская. В северо-восточном углу – Крестовоздвиженский собор с пятью синими куполами, украшенными золотыми звездами – всего их 208 и все они восьмиконечные. Возле Южной стены для сохранения монастыря от пожаров появилась маленькая однокупольная церковь в честь Неопалимой Купины. Эта церковь – больничная, отапливаемая. Но туристам туда вход запрещен. Перед Спасским собором находится Святой источник, над которым устроена защитная церковная беседка. Называется киворий. В 1841 году над монастырскими воротами появилась высокая четырехъярусная колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси. По легенде, эта колокольня проектировалась намного выше колокольни Ивана Великого в Москве. Но сам император Николай Первый лично вычеркнул из строительного плана один ярус. Очень заметно, что нижняя и самая верхняя части колокольни не соответствуют по размерам – явно не хватает среднего яруса. В 19 веке верхнюю часть колокольни украшали часы, к которым были присоединены 17 колоколов. Этажом ниже были закреплены еще 15 колоколов. Самый большой колокол весил 33 тонны.
В 30-е годы прошлого века, монастырь разделил тяжелую судьбу всех русских монастырей – он был закрыт и разграблен. В храмах что только не располагалось – почта и сельский клуб, учебные заведения, общежития, склады. Во время войны и оккупации здесь квартировали немецкие воинские части. Многие ценности были утеряны, уничтожены древние фрески, разрушались церкви, некоторые, как например Михайловский собор, просто сровняли с землей. Возрождение обители началось в 1991 году. До сего дня идет ремонт храмов и корпусов, жизнь постепенно налаживается и уже совсем не видны следы былого разорения. С колокольни слышны мелодичные звоны, зовущие верующих на ежедневную службу. В монастыре часто останавливаются паломники, приезжают многочисленные туристические группы, внося свою лепту в благое дело по мере сил и возможностей.
Примерно в пятнадцати минутах езды от Свято-Юрьева монастыря, на небольшом полуострове, который песчаной косой уходит в озеро Ильмень, находится священное место. В древности там располагалось славянское языческое капище и стоял деревянный идол бога-громовержца Перуна. Во времена крещения Руси огромная статуя, украшенная драгоценными камнями, золотом и серебром, была сброшена в Волхов. А на ее месте выстроили деревянную церквушку Рождества Богородицы, чтобы показать язычникам, что их вера ушла безвозвратно. В 13 веке на месте деревянной церквушки построили белокаменный храм, который сохранился до наших дней в первоначальном виде. Вокруг него возник уединенный скит, названный Перынским, в память о языческом капище. Скит является подворьем Свято-Юрьева монастыря.
Наш автобус припарковался на берегу ледяного озера Ильмень, на небольшом пятачке среди сосен. Из деревянных ворот скита вышел отец Дмитрий, в телогреечке и клобуке. Спрятал ироничную улыбку в бородку, посмотрел на наши кожаные обувки, в которых все подпрыгивали на морозе, потом выставил из-под рясы добротные валенки и изрек, что в кожаных сапогах к нам только завоеватели приходят…) Ну да ладно…)
Среди нас отец Дмитрий заприметил уже знакомые ему лица. Оказывается, приезжали в прошлом году. Не удивительно, ведь и скит — место необыкновенное, да и сам отец Дмитрий человек очень интересный и непростой.
По песочку, перемешанному с рыхлым снегом, мы стали медленно подниматься в гору, похожую на курган. Не высоко и подъем практически незаметный. Слева, замаскированные заснеженными кустарниками, еле угадываются берега озера. Сквозь пушистые ветки, зажигая крупные снежинки неярким светом, проникает зимнее солнышко. Справа между сосен, похожие на странное кладбище, из снега торчат штук двадцать ржавых мангалов. По словам отца Дмитрия – это конфискат. В летний сезон на озере возле скита часто собираются подвыпившие шумные компании, которым здесь не место. К тому же они рубят вековые сосны и разводят костры. Беда в том, что остров долгое время считался бесхозным, начиная с революционных времен, когда скит приспособили под склады рыболовецкой артели. Во время войны по острову проходила линия фронта. В середине 20-го века территорию облюбовала туристическая база. В конце 90-х годов скит вошел в состав Свято-Юрьева монастыря. Тогда же здесь появился и отец Дмитрий, который со временем наладил жизнь монашеской общины, а еще постепенно приучил любителей шумного отдыха и шашлыка уважать покой святого места. Было время, когда монахи даже несли караульную службу по берегам озера, чтобы предотвратить вырубку сосен на дрова. Сейчас стало немного спокойнее. Заблудших из скита вежливо изгоняют, а мангалы забирают как трофеи, которым в скиту нашли хорошее применение – они оберегают посаженные в песок маленькие дубовые ростки, которые со временем защитят остров от оползней и разрушения.
Ворота в скит оказались очень низкие, не поклонишься-не пройдешь. Всё просто – склони голову, смири гордыню и проходи…
Территория скита крошечная. Справа видна длинная, очень скромная одноэтажная постройка – не поняла, что это – вроде там гостевые комнаты для паломников. Прямо по курсу маленькие домики из красного кирпича – там кельи. Домики построены в 19 веке. Вокруг — сосновый лес. Монахов на данный момент в скиту всего трое, да еще отец Дмитрий. Вот и вся братия. Живут скромно. Есть небольшое хозяйство и огороды. А еще богатое рыбой озеро Ильмень. Центральное место в скиту занимает белая каменная церквушка с одним куполом. Это и есть один из самых маленьких храмов домонгольского периода на Руси – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Крест над куполом выглядит очень необычно. В нем присутствует мусульманский полумесяц, но как оказалось, к исламской символике он в данном случае никакого отношения не имеет. Такой крест типичен именно для домонгольских времен и происходит от «креста виноградной лозы». Известно, что Иисус называл себя «виноградарем», а народ свой виноградными лозами. Храм имеет три входа, но сегодня только одна дверь открыта. Дверь, довольно тяжелая, деревянная, самая обычная. Прежде, чем войти в эту дверь, отец Дмитрий сказал нам несколько фраз, которые всех заставили задуматься. Суть сказанного такова: человек может просто жить и не думать о том, что непременно наступит день, когда ему придется явиться на последний, самый важный экзамен. И так ведь всё просто и доступно объяснил. Почему мы сами этого не видим? А живем так, будто впереди еще тысяча лет. Копим рухлядь, строим планы. Но придет час, и тогда будет всё равно, веришь-не веришь, хочешь или не хочешь, готов или нет. Явка на этот экзамен обязательна. Надо было видеть, как в один миг легкость и беззаботность на лицах сменилась абсолютным пониманием сказанного. А гид наша потом рассказала, как привозила в прошлом году в скит группу американских студентов. Отец Дмитрий общался с ними на их родном языке и тоже напомнил о последнем экзамене. Американцы были откровенно потрясены услышанным, долго обсуждали тему, задавали огромное количество вопросов и уехали из скита затемно. Приятно было сознавать, что такой скромный и далекий уголок России скорее всего останется у них в памяти на всю жизнь.
Потом мы вошли в храм. И без того маленькое помещение делают еще меньше четыре колонны, которые на самом верху, под куполом становятся немного уже. Поэтому храм визуально всё-таки кажется просторнее, воздушнее, легче. Кое-где сохранились фрагменты древних фресок. В узком коридорчике между стенами и колоннами сможет уместиться только один человек. Перед алтарем стоит всего один подсвечник. Расстояние от алтаря до выхода примерно 5-6 шагов. Высокий, немного полноватый отец Дмитрий занимает всю центральную часть церквушки. Мы разместились вдоль стен между колоннами и готовы слушать бесконечно. Перед отъездом отец Дмитрий, как оказалось заядлый фотограф, показал нам одну из фотографий – Вечер. Над храмом Рождества Богородицы стоит полная луна, слегка прикрытая облаками. На белом облаке хорошо видна тень домонгольского креста. Очень красиво и знаково.
Отец Дмитрий проводил нас до низенькой калитки, рассказывая по пути о зверюшках и о птицах, живущих в лесу в окрестностях скита. Очень интересно было узнать, что через остров пролегают пути миграции многих водоплавающих птиц. К лету на озере вокруг скита можно будет увидеть уток, серых цапель и лебедей. А самая распространенная здесь лесная птица – большой пестрый дятел с белыми перышками на спинке. В холодные зимы близко к скиту подходят лоси, зайцы. Видели даже куницу. Одно время к кельям повадилась голодная лисица с лисятами. Лисью семейку подкармливали всю зиму. История очень трогательная. Прежде, чем уйти в далекие чащи лисица на прощанье привела лисят к скиту и сидела на тропинке, пока не вышли монахи, будто хвасталась красивым выводком и благодарила людей за спасение. Так и распрощались почти по-домашнему.
Мы шли к автобусу. Вдоль тропы из-под снега зеленели маленькие елочки. Наверно еще осенью посадили. На каждом деревце закреплена бирка с названием, сортом, датой высадки. От старинных монастырских деревьев еще сохранились пихты, лиственницы и дикие яблони. Вот и знакомая низенькая калитка. Снова низкий поклон, и на выход…
На заборе возле ворот висит незатейливый самодельный церковный календарь. Синим фломастером написано, что сегодня 5 января 2016 года (23 декабря 2015 года по старому стилю). День постный.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *