Пещеры в печорах

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

г. Печоры, ул. Международная, д. 5

Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 525 лет. Здесь, на северо­-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в X веке святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась близ Пскова.

Временное и вечное, небесное и земное мирно соединяются на этой святой земле, где, кажется, самый воздух насыщен молитвой многих поколений русских иноков.

Монастырь, расположенный в живописнейшей долине с карстовыми песчаными пещерами, является духовным и культурным центром, одним из самых крупных в стране мужских монастырей с непрерывной многовековой историей и замечательным историко-архитектурным ансамблем XVI-XIX веков.

Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца прекрасное пение, доносившееся как будто из-под земли. Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры”. Открытие этой пещеры относится к 1392 г. Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя «начального инока” преподобного Марка.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона — непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г. Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется в Пскове. Здесь он впервые услышал о «Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места.

Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом, став первой постриженницей обители. В сле­дующую ночь после погребения гроб ее чудным образом оказался на поверхности. Священник Иоанн и духовник Вассы повторно совершили отпевание, думая, что ранее ими было что-то пропущено в надгробном пении. Однако и после этого гроб с телом Вассы невидимой силой был выставлен из земли. Иона принял это как знак свыше и гроб был оставлен на поверхности. С того случая не прекращается чудесное действие благодати в монастырских пещерах: на протяжении столетий гробы с телами иноков, равно как и павших воинов и просто жителей печорского посада не предаются земле, а составляются в склепах друг на друга.

В монастырском пещерном некрополе можно видеть склепы, до самых сводов заполненные ветхими почерневшими гробами, в то время как не замечено никаких признаков тления тел усопших. Сейчас в пещерах проделаны шесть длинных подземных галерей. Среди захороненных здесь — представители прославленных русских родов: Пушкиных, Назимовых, Бутурлиных, здесь покоятся родственники М. И. Кутузова, поэта А. Н. Плещеева, композитора М. П. Мусоргского.

После кончины преподобной Вассы к Ионе начали приходить другие подвижники. Его преемник иеромонах Мисаил поставил на самой горе деревянную церковь Антония и Феодосия Киево-Печорских, там же были срублены кельи насельников. Вскоре, однако, монастырь на горе (так называемый Ветхий) был сожжен людьми Ливонского Ордена. В 1520-х годах, при игумене Дорофее монастырь был перенесен к подножию горы, Успенская церковь расширена, устроен пещерный храм во имя преп. Антония и Феодосия. Была построена церковь во имя Сорока Севастийских мучеников, начато сооружение монастырской звонницы. Помощь монастырю в этом оказывал государев дьяк Мисюрь Мунехин — человек замечательной образованности и благочестия, оценивший и стратегическое значение Печор.

Мисюрь Мунехин оказывал покровительство и будущему игумену монастыря преподобномученику Корнилию, при котором обитель процветала: значительно возросло количество иноков, работали иконописная, плотницкая, керамическая мастерские, была собрана прекрасная библиотека. Здесь велась Третья Псковская летопись, из так называемых Печорских сборников стала известна переписка князя Андрея Курбского с Иоанном IV. Игумен Корнилий начал духовное просвещение чуди (эстов), — им были основаны храмы на юге Эстляндии, определены туда священники. Просвещение эстов, однако, было остановлено военными успехами немцев. При Корнилии, по указанию Иоанна Грозного вокруг монастыря была сооружена мощная каменная стена с девятью башнями и тремя воротами, а в монастыре построена каменная Благовещенская церковь и, для стрелецкого гарнизона, постоянно ведшего службу в крепости, — надвратная Никольская церковь, соединенная с боевой башней. Шла Ливонская война, а обитель находилась в пограничной области, часто подвергавшейся нападению с запада.

Стены Печорской крепости идут по склону глубокого оврага, как бы огибая лощину, на дне которой протекает ручей Каменец. Общая длинна стен 726 метров, их толщина 2 метра. Сегодня крепостные сооружения состоят из 9 башен. Монастырь выдерживал осады отрядов армии Стефана Батория (в Ливонскую войну), польского гетмана Ходкевича, шведских королей Карла-Густава и Карла XII. Военная история обители, славная героизмом ее защитников, — стрельцов и монахов, окончилась с Северной войной, с перемещением западных рубежей России к Балтийскому морю.

Монастырь был местом паломничества русских венценосцев. Здесь бывал с богатыми дарами Иван Грозный, — с покаянием о загубленном им игумене Корнилии, на которого в свое время пали мрачные подозрения мнительного царя. Четырежды здесь бывал Петр I. В память о посещавшей монастырь императрице Анне Иоанновне в монастыре сохранилась ее карета, которую и сейчас можно видеть в его стенах. Алексадр I в 1822 году беседовал здесь с прозорливцем Лазарем. Николай II был здесь на богомолье в 1903 г. в 1911 году здесь молилась Великая княгиня Елизавета Феодоровна, спустя семь лет принявшая мученический венец.

В монастыре три почитаемые святыни — чудотворные иконы Божией Матери — Успения в житии, которая выносится крестным ходом каждый год в престольный праздник, Умиления и Одигитрии Псково-Печорских. В летописях сохранились свидетельства, что от чудотворных икон бывали исцеления и прибегающим к ним людям латинской веры. Образ Успения хранится в пещерном Успенском храме, а Умиления и Одигитрии — в Михайловском соборе.

Для хранения даров и вкладов в монастырь в конце XVII века была построена каменная Ризница, где ныне находится монастырская библиотека. В XVIII веке гора была облицована фасадом Успенской церкви, возведенном в стиле барокко. Увенчанный многоярусными куполами, расписанный фресками, он представляет собой лишь стену: сама церковь находится в горе. На нижней площадке монастыря находятся больничная церковь св. Лазаря, церковь во имя Сретения Господня, Братский корпус и двухэтажная Трапезная. На верхней площадке привлекают внимание необычные здесь монументальные портики и золотой купол храма Архистратига Божия Михаила Архангела, построенного в 1827 году на деньги офицеров и солдат, участников войны 1812 года. За куполами Успенской церкви на горе, среди монастырского сада расположилась деревянная церковь Всех Псково-Печорских святых, отличающаяся благородным изяществом и простотой. В настоящее время в монастыре находится 11 церквей, три из которых — пещерные.

Псково-Печорский монастырь никогда не закрывался, — даже в самые страшные для Церкви годы. Послереволюционный его период не менее интересен, — монастырь вобрал в себя духовный цвет русской церкви. Сюда в 60-е годы приехали из Нововалаамского монастыря в Финляндии великие старцы, хранители духа старого Валаама, не согласные с введением в Финской Православной церкви нового календарного стиля. Здесь жил схииеромонах Сампсон Сиверс. Среди ярких личностей того времени следует ометить игумена Алипия (Воронова) — иконописца, писателя, прошедшего Великую Отечественную, оставившего после себя, кроме прочего, и замечательную коллекцию западно-европейской живописи. Много работал здесь выдающийся знаток иконы, сам блистательный иконописец архимандрит Зинон.

Сейчас в монастыре 10 храмов. Тра­диции старческого окормления в обители продолжает Архимандрит Андриан (Кирсанов). Возглавляют обитель настоятель Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолукский и наместник Архимандрит Тихон. В обители проживают и трудятся около 100 насельников. Братия окормляет многочисленную паству, трудится на различных послушаниях: клирос, просфорная, кухня, пчельник, иконописная мастерская и монастырские поля. Обитель проводит широкую катехизацию: ежемесячные педагогические семинары, многочисленные воскресные шко­лы, беседы с паломниками, обширная издательская деятельность, духовные встречи с представителями различных организаций и воинских частей.

Датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой. Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

Монастырь являлся местом паломничества русских царей. Здесь бывал с богатыми дарами Иван Грозный, — с покаянием о загубленном им игумене Корнилии. Четырежды сюда приезжал Петр I. В память о визите императрицы Анны Иоанновны в монастыре сохранилась ее карета, которую и сейчас можно видеть в его стенах. Во время посещения Печерской обители царской семьей Романовых, Государь Николай II имел духовную беседу со старцем Феодосием.

Посреди площади монастыря стоит беседка, в которой расположился «святой колодец», можно попить и взять воду с собой. Вода считается целебной, особенно от глазных болезней.

За всю свою историю монастырь ни разу не закрывался — все 500 лет здесь ни на минуту не прекращаются молитвы. В межвоенный период (до января 1945 года) он находился на территории Эстонии, благодаря чему и сохранился.

В 1967–2006 годах в монастыре жил духоносный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), известный подвигом своей христианской жизни далеко за пределами России.

Ныне в монастыре обитает здравствующий архимандрит Адриан (Кирсанов) – живое предание Церкви, святого Православия и смиренного иноческого жития.

В настоящее время в монастыре 10 храмов. В глубине Успенского собора, у южной стены, в нише находятся мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия.

Приезжающие в Печерский монастырь стремятся непременно попасть в «Богом Зданные» пещеры (посещение по предварительной договоренности).

Открытые в 1392 году пещеры являются монастырским кладбищем, температура + 5° С здесь держится круглогодично. При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы. Свое последнее пристанище нашли здесь также Иоанн (Крестьянкин), Феофан (Молявко), Нафанаил (Поспелов), схиархимандрит Александр (Васильев) — дивные старцы, которых сейчас знает едва ли не весь православный мир. Точное число захоронений в пещерах не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.

Обитель проводит широкую катехизацию: ежемесячные педагогические семинары, беседы с паломниками, духовные встречи с представителями различных организаций и воинских частей, организует многочисленные воскресные школы и занимается обширной издательской деятельностью.

Ежегодно с особой радостью и пышным размахом встречается в Псково-Печерской обители одно из главных православных событий — праздник Успения Божией Матери. На три дня жизнь в монастыре обретает новое дыхание и наполняется ощущением какого-то необъяснимого счастья. С 27 по 29 августа в монастырь съезжаются тысячи паломников из разных уголков страны, чтобы поучаствовать в эти праздничные дни в торжественных богослужениях, поклониться древнему чудотворному образу Божией Матери Успение, пройти крестным ходом по ковровой дорожке из живых цветов и увезти с собой из монастыря частичку той радости, которая останется в душе уже навсегда.

Святыни монастыря

В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление», которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес.

В Печерскую обитель икона «Умиление» принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Федоре Иоанновиче она украшена драгоценными камнями в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда чудотворные иконы Божией Матери «Успениe» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова. Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

Также в соборе находится Чудотворная икона Святителя Николая. В Михайловском соборе в особом ковчеге хранится частица мощей святой великомученицы Татианы (десница).

Интересный факт: В 2007 году Банком России была издана серебряная памятная монета серии «Памятники архитектуры России» — Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь (середина XV в.), 25 рублей, серебро, реверс.

При монастыре был открыт паломнический центр «Дом паломника». Келлии в корпусах рассчитаны на проживание четырех и более человек.

Трапеза – 2 раза в день: обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.

Срок пребывания в Доме паломника — не более трех дней. Проживание, питание и экскурсии по монастырю – на пожертвование.

Вопросы по размещению 1–6 человек решаются ответственным за расселение паломников по телефону: +7-911-369-76-48.

Необходимо заблаговременно сообщать о дате прибытия группы, времени пребывания и количестве паломников в виде прошения по электронной почте: palomnik@pskovo-pechersky-monastery.ru

Проехать в «Дом паломника» от автовокзала г. Печоры можно на автобусе № 4 до остановки «Военный городок». В монастырь из Дома паломника и обратно можно добраться на монастырском микроавтобусе.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *