Пешношский монастырь

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Книга «Николо-Пешношский монастырь»
  • Путешествие в поселок Луговой в Николо-Пешношский монастырь.

    Исторические сведения о Николо-Пешношском монастыре.
    Подробный рассказ о путешествии в Дмитров, и в том числе в Николо-Пешношский монастырь.
    Все фотографии Николо-Пешношского монастыря.
    Поселок Луговой находится в Дмитровском районе Московской области.
    Как проехать к Николо-Пешношскому монастырю – на общественном транспорте: с Савеловского вокзала электричкой или от м.Алтуфьево автобусом № 401 до г.Дмитров, далее автобусом или маршруткой № 36 следующими через Куликово, до ост. поселок Луговой.
    Расписания автобусов — в
    На автомобиле: по Дмитровскому шоссе (А104), руководствуясь указателями на Дубну. Внимание: перед мостом через канал им.Москвы уходим в правый ряд по указателю «Дубна». Канал переезжать не надо. Доезжаем до пересечения Дмитровского шоссе с Московским Большим Бетонным Кольцом (А108), на перекрестке — круговое движение, рядом с перекрестком — ориентир, обелиск героям войны, танк Т-34 (см.рисунки). Поворачиваем налево, по указателю на Клин Поворот на Московское Большое Бетонное Кольцо (А108).Ориентир на пересечении дорог — обелиск героям войны, танк Т-34. Движемся 11 км. по Московскому Большому Бетонному Кольцу (А108), руководствуясь указателями на Клин. Проехав Н.Синьково, поворачиваем направо по указателю «Насадкино» (на этом месте указатель «Пешношский монастырь»). Через 7 км., проехав Давыдково, поворачиваем налево по указателю на монастырь и по главной дороге через с.Куликово доезжаем до Николо-Пешношского монастыря (поселок Луговой).
    Николо-Пешношский монастырь:
    Посмотреть на карте яндекса: в Луговом.
    Поездка в пос.Луговой в Николо-Пешношский монастырь была также связана с посещением города Дмитрова, Дмитровского кремля, Борисоглебского Дмитровского мужского монастыря и с поездкой в пос.Деденево в Спасо-Влахернский женский монастырь.

    После поворота с трассы дорога к монастырю идет через поля, но перед самым монастырем начинается вот такая роща.

    Николо-Пешношский монастырь.

    Вблизи.
    Официальное открытие Николо-Пешношского мужского монастыря состоялось 2 сентября 2007 года, в воскресенье, когда Святая Церковь празднует память всех Московских святых.

    Угловая башня монастыря.

    Вход в монастырь.
    Сам монастырь разделен на две части – собственно монастырь и психоневрологический интернат.
    Через главные ворота охрана посетителей не пускают, поэтому чтобы попасть внутрь, приходится обходить монастырскую стену слева по тропинке.
    Хоть мы и прошли через главный вход, но матушка сказала, что мы были первыми, кому это удалось.
    На территории монастыря располагается настоящий зверинец.

    Здесь живут белки.

    Кролики.

    Куры.
    И даже лисы-чернобурки.
    Лежат две шапки.
    На переднем плане – отреставрированная и действующая церковь Сергия Радонежского (1886-1890 гг.), на втором — собор Николая Чудотворца (рубеж XV-XVI вв.).
    Сейчас собор принадлежит интернату и в нем находится столовая.
    Церковь Сергия Радонежского сооружена над могилой прп. Мефодия Пешношского.

    В церкви под спудом мощи прп. Мефодия Пешношского.
    До 1980-х годов церковь служила котельной.
    Образ преподобного Мефодия Пешношского.
    Колокольня (1-я треть XVI в.).
    Когда-то в нижнем ярусе колокольни располагалась Мефодиевская церковь.
    Купола.
    Крыльцо церкви Сергия Радонежского.
    С другой стороны.
    Купола церкви Сергия Радонежского и колокольни.
    Собор Николая Чудотворца.
    Собор Николая Чудотворца.
    Стена собора Николая Чудотворца.
    Обратно через главный вход не пошли, чтобы избежать лишних вопросов охраны.
    Вышли через проход в стене и по тропинке прошли к главному входу.
    Угловая башня.
    Стены монастыря.
    Стены монастыря и облака.
    Последний кадр.

    Места, связанные с путешествием в поселок Луговой.

    Дмитровский кремль.
    Дмитров, Борисоглебский мужской монастырь.
    Деденево, Спасо-Влахернский женский монастырь.
    В начало

    15-17 июля 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась рабочая поездка руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония в Святую Землю.

    15 июля, по прибытии в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, митрополит Антоний посетил иерусалимский храм Воскресения Христова, где поклонился главным христианским святыням — Гробу Господню, Голгофе и камню Помазания.

    16 июля Его Высокопреосвященство провел несколько рабочих встреч в Русской духовной миссии. Затем архиерей посетил храм Рождества Христова в Вифлееме и Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме, где поклонился чтимому образу Казанской Божией Матери и встретился с настоятельницей обители игуменией Георгией (Щукиной).

    17 июля, в день памяти страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, митрополит Антоний возглавил в храме св. мц. царицы Александры Русской духовной миссии служение Божественной литургии. Его Высокопреосвященству сослужили начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов), секретарь игумен Никон (Головко) и клирики Миссии иеромонах Афанасий (Букин) и диакон Илия Драчук.

    На малом входе во исполнение указа Святейшего Патриарха Кирилла игумен Никон (Головко) был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. После отпуста Литургии духовенство в центре храма совершило славление Царственным страстотерпцам. Митрополит Антоний обратился к труженикам Миссии, сестрам Горненской обители и прихожанам храма с приветственным словом.

    «Мы не должны забывать, что подвиг мученичества — это, прежде всего, подвиг свидетельства о Христе, который можно совершить не только перед лицом страданий, но и в повседневной жизни, не стесняясь того, что мы являемся христианами. Вам, совершающим свой труд в Святой Земле, хорошо известно, насколько непросто порой бывает являть свою христианскую веру. Но мы твердо знаем, что через исповедничество мы становимся ближе к Богу, а Господь становится ближе ко всем нам. Я хотел бы пожелать Вам, дорогой отец Александр, и всем, кто трудится в Русской духовной миссии в Иерусалиме, помощи Божией и предстательства святых Царственных страстотерпцев в вашем служении», — сказал владыка Антоний.

    Русская духовная миссия в Иерусалиме/Патриархия.ru

    Николо-Пешношский монастырь, 2010 год

    Мефодиев Пешношский мужской монастырь во имя святителя Николая Чудотворца Московской епархии

    Монастырь был основан во второй половине XIV столетия преподобным Мефодием Пешношским, учеником преподобного Сергия Радонежского. Святой Мефодий выбрал место для пустынножительного отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Когда место подвигов нового отшельника стало известно, вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания. Преподобный Сергий Радонежский часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что преподобные Сергий и Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени.

    Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении нового соборного храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место — к высокому берегу реки Яхромы, к устью небольшой речки, которую впоследствии стали называть Пешношей. Преподобный Мефодий, приняв благословение учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Он сам трудился над построением монастыря, «пеш нося деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освященной во имя святителя и чудотворца Николы». Произошло это знаменательное событие в 1361 году. Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители — в 1391 году. Святой Мефодий стремился ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам.

    Слава святой жизни преподобного Мефодия и после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей. Среди них — удельные князья Дмитровские Петр Дмитриевич, сын великого князя Московского благоверного Дмитрия Донского и Юрий Васильевич, сын великого князя Московского и всея Руси Василия Васильевича Темного, немало жертвовал на монастырь царь Иоанн Васильевич Грозный.

    Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре святого игумена Варсонофия в 1553 году царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. В обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (Топорковым), который жил в монастыре на покое. Государь неожиданно спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» Вассиан отвечал царю: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож». Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева, а также падение правительства Избранной Рады. Вскоре после этих событий царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

    В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре отряд был выбит из стен монастыря. Затем Пешношский монастырь захирел и даже был упразднён в середине XVII столетия, но вскоре был восстановлен.

    В 1700 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, а в 1764 году, в ходе секуляризационной реформы, был снова упразднён. Однако тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова монастырь был возобновлён уже в 1766 году.

    На рубеже XVIII-XIX веков, при архимандрите Макарии (Брюшкове), монастырь стал интенсивно развиваться и сделался одной из самых благоустроенных российских обителей: в те годы Московский митрополит Платон называл его «второй Лаврой».

    В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.

    После Октябрьской революции 1917 ряд зданий монастыря были переданы филиалу Дмитровского краеведческого музея. В революционное лихолетье в обители подвизались монашествующие, которым было суждено принять мученический венец — среди них Церковью прославлены преподобномученики Герасим (Мочалов), Иоасаф (Шахов) и Николай (Салтыков).

    В 1927 или 1928 году как монастырь, так и филиал музея были закрыты, а в их зданиях разместился Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х — начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова были отреставрированы некоторые храмы и укрепления монастыря. Одновременно, с 1966 года на территории монастыря располагался психоневрологический интернат № 3. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят в 1975 году, однако его решение затянулось на несколько десятилетий.

    21 августа 2007 года на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. 2 сентября того же года состоялось торжественное открытие монастыря, в ходе которого митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение.

    Архитектура

    До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николая. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV века. Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон. В XIX столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах.

    Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и «храмом под колоколы» отстроены еще в начале XVI века, а два верхних яруса звона были в 1793 году возведены тщанием дмитровского купца Ивана Толченова».

    Церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия игумена Пешношского. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа, сооруженная в первой половине XVI века и перестроенная на рубеже XVII-XIX веков. Портал храма Сретения Господня украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.

    В 1811-1829 годах и Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского. Надвратная Спасо-Преображенская церковь в описи 1700 года указана, как «строение новое». Логично предполагать, что храм был построен в самом конце XVII века. К этому же периоду относится и церковь, освященная во имя святого преподобного Сергия игумена Радонежского. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители — святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.

    Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия — настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале XIX века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 × 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года.

    Храмы монастыря

    • Богоявления Господня, колоколенный, на втором ярусе
    • Димитрия Ростовского, больничный
    • Мефодия Пешношского, колоколенный, на первом ярусе
    • Николая Чудотворца, собор
    • Преображения Господня, надвратный
    • Сергия Радонежского
    • Сретения Господня, трапезный

    Святыни

    • чудотворная икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»

    Настоятели

    Использованные материалы

    • Страница монастыря на сайте Московской епархии:
    • История монастыря на официальном сайте:

    «Журнал № 52», Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года, официальный сайт Московского Патриархата, 21 августа 2007,

    «Журнал № 70», Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года, официальный сайт Московского Патриархата, 6 октября 2008,

    «ЖУРНАЛ № 119», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 августа 2019 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 августа 2019,

    Петр Дмитриевич, сын святого благоверного князя Дмитрия Донского, на рубеже XIV—XV веков пожаловал монастырю девять сел со всей принадлежавшей им собственностью. Юрий Васильевич, сын великого князя Московского Василия II Темного, также щедро одарил обитель, завещав ей новые владения. Не только «ближние» дмитровские, но и более «дальние» — волоколамские, угличские — князья делали богатые вклады.

    Известно, что провизии в обители в те непростые времена всегда было с избытком. Во второй половине XV века Николо-Пешношский монастырь быстро богател за счет активной хлебной торговли с Белозерским краем и другими местностями. Предполагается, что в том же XV столетии был возведен каменный Никольский собор.

    Николо-Пешношский монастырь пользовался благоволением царя Ивана Грозного. Еще в десятилетнем возрасте Иван Васильевич назначил ему ежегодное жалование в 25 рублей. Тогда это были большие деньги: к примеру, на 1 рубль можно было купить корову, или лошадь, или 300 кг ржи. В дальнейшем, при игумене Варсонофии, благосостояние Пешношской обители еще более возросло.

    В 1553 году ее посетил сам Иван Грозный. Самодержец, только что излечившийся от смертельной болезни, с супругой и годовалым сыном совершал паломническую поездку. Царь осмотрел монастырь, приложился к мощам преподобного Мефодия и побеседовал с жившим здесь на покое бывшим коломенским епископом Вассианом (Топорковым). Когда-то владыка Вассиан был духовником отца Ивана Грозного — великого князя Московского Василия III — и имел большое влияние в государственных делах. Иван IV решил спросить у архиерея совета, как лучше править государством. По преданию, Вассиан ответил: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила, что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож».

    Ивану Васильевичу понравились эти слова. Поцеловав Вассиану руку, он сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».

    Понятно, что совет епископа Вассиана не был единственной причиной изменения политики Ивана IV, введения опричнины и развернувшихся вслед за этим кровавых событий. Однако эти речи вполне могли укрепить царя в уже созревшем решении. Иван Грозный, оставшийся весьма доволен посещением обители, в 1554 году пожаловал ей дворцовое село Суходол с 25 деревнями, землями и угодьями.

    В 1584 году в Николо-Пешношском монастыре случился большой пожар, в результате которого сгорело большинство монастырских строений. Через 27 лет, в Смутное время, отстроенный монастырь вновь был сожжен. Тогда его, несмотря на ожесточенное сопротивление защитников, взяли поляки. Как пишет известный историк Пешноши Константин Федорович Калайдович, «два иеромонаха, два священника, один иеродиакон, шесть схимников и тридцать семь трудников пали от меча врагов». Имена погибших были записаны в монастырский синодик на вечное поминовение. А на стенах старой трапезной, что под Сретенской церковью, до сих пор сохранились следы страшного пожара 1611 года.

    В царствование Михаила Федоровича монастырь снова восстанавливается. В первой дошедшей до нас описи монастырских зданий, датированной 1623 годом, указывается, что в обители имелись каменные церкви: святителя Николая Чудотворца с приделом святителя Леонтия Ростовского, Сретения Господня с трапезою и с двумя келарскими палатами; колокольня с церковью Богоявления, а также другие каменные и деревянные строения — общим числом пятнадцать.

    Не обделил своим вниманием Пешношскую обитель и государь Алексей Михайлович, именовавший монастырь «своим царским богомольем». Известно, что большие вклады в него делали енисейский воевода Никифор Веревкин, принявший впоследствии здесь монашеский постриг, и представитель известного дворянского рода Василий Ртищев.

    В 1683—1691 годах, при настоятеле Корнилии, был отремонтирован Никольский храм. Его превратили в пятиглавый, покрыли все пять глав черепицей, воздвигли на них новые кресты. Стены храма укрепили железными скобами, пробили в них три дополнительных окна и обновили иконостас. Уже в конце XVII века над Святыми вратами появилась новая церковь Преображения Господня.

    В 1700 году монастырь посетил Петр I. Тогда царь пожелал пройти водным путем от Волги в Москву, плыл по рекам Дубне, Сестре и Яхроме и по пути остановился в Пешношской обители. Пользуясь редким случаем, игумен Феофан подал монарху жалобу на непокорность крестьян и несправедливость светских властей в судебных тяжбах. Это повлекло за собой совсем неожиданные последствия. Царь Петр рассудил: для того чтобы защитить Пешношскую обитель от несправедливостей, надо отдать ее под власть более сильного монастыря. Царским указом от 11 апреля 1700 года Пешноше велено было перейти в ведение Троицкого монастыря, которому государь приказывал «Николаевский Пешношский монастырь ведать и от посторонних всяких обид оберегать». С тех пор Пешношей управляли не свои игумены, а присылаемые из Лавры каждые три года соборные старцы, которые носили название «строителей».

    Много полезного было сделано в 1730—1734 годах, при строителе Августе (Старкове). В этот период над гробом преподобного Мефодия возвели церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, построили несколько башен, проложили новую дорогу. Но в дальнейшем, особенно с 1750-х годов, лишенная самостоятельности Пешношская обитель постепенно приходила в запустение. Здания ветшали, уменьшилось число насельников — до такой степени, что ощущалась нехватка священников для богослужения. К примеру, в 1761 году в монастыре значилось всего 6 монахов. В 1764 году, при проведении секуляризационной реформы, монастырь закрыли. Его имущество поделили: движимое — частично вывезли, а недвижимое — передали в коллегию экономии.

    Но в 1766 году обитель святого Мефодия, которая без малого полтора года находилась на положении приходской церкви, была восстановлена. Решающую роль в этом сыграло настойчивое ходатайство местного помещика, генерал-майора Михаила Веревкина, а также старания дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова. Возрожденная обитель вошла в состав Переяславской епархии.

    С 1788 года, после назначения строителем монастыря иеромонаха (впоследствии архимандрита) Макария (Брюшкова), Пешношский монастырь, переведенный в состав Московской епархии, переживает второй расцвет. Именно в это время он во многом принял облик, который и сохранялся до бурь XX века. Известно, что в 1795 году отец Макарий убедил митрополита Московского Платона (Левшина) посетить обитель. Преосвященный Платон пробыл в ней несколько дней и был так восхищен ее порядком и благоустройством, что сказал: «Пешноша — в моей епархии вторая Лавра». Митрополит Платон часто ставил Пешношский монастырь в пример другим. Устав Пешношской обители заимствовали московские Сретенский и Покровский, серпуховской Владычный, коломенский Голутвин, дмитровский Борисоглебский, Бобренев монастыри, а также пустыни — Оптина, Екатерининская, Давидова и другие. Многие из этих обителей управлялись игуменами, назначенными из числа пешношских монахов.

    В 1812 году Николо-Пешношской обители посчастливилось избежать захвата и разорения. Но опасения были самые серьезные, поэтому все ризы с икон, ризницу и церковные драгоценности отправили за Волгу, в город Кимры. Большую часть братии распустили, в монастыре остались лишь около 20 человек — престарелые старцы и сильные духом монахи. Как оказалось, опасались не зря: французские войска подошли совсем близко, на расстояние 18 верст, но дальше идти по окруженной болотами дороге побоялись.

    Это, пожалуй, было единственное испытание XIX века. В дальнейшем Николо-Пешношская обитель жила в спокойствии, без невзгод и потрясений. Благосостояние монастыря позволило ему приобрести подворье в Москве, на Пятницкой улице (дом 7), совсем рядом от Кремля. К началу XX века в обители подвизались около 200 человек, без учета послушников и трудников.

    ХХ век стал самым трагическим в истории Пешношского монастыря. После революции 1917 года он еще действовал некоторое время, но власти уже передали тогда ряд зданий филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1928 году и филиал музея, и монастырь были закрыты, все церкви запечатаны, все ценное вывезено и продано. В том же году монастырскую территорию занял Дом инвалидов Мособлсобеса. Не получилось сохранить монастырь даже как музей: в 1933 году музей подвергся разгрому, а его сотрудники во главе с директором оказались репрессированы.

    В 1941 году между монастырскими стенами и соседним селом Рогачевым развернулись бои, всю местность тогда заминировали. Монастырские здания сильно пострадали при артобстрелах и авиабомбардировках. Некоторое время в монастыре находилось подразделение немецкой разведки, которое, однако, большого ущерба постройкам не нанесло. Гораздо сильнее обитель пострадала после войны.

    С 1966 года в помещениях монастыря размещается Психоневрологический интернат № 3. Древний Никольский собор, на стенах которого под слоем побелки сохраняются древние фрески, стал служить пищеблоком. Другие храмы и строения постигла похожая судьба.

    В 1960-х — начале 1970 годов были отреставрированы некоторые храмы и частично — укрепления монастыря. Но подлинное возрождение обители началось с момента передачи части монастырских зданий Русской Православной Церкви. В 2007 году Святейший Синод принял решение открыть мужской Николо-Пешношский монастырь.

    17 июня 2008 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где под спудом покоятся мощи преподобного Мефодия.

    14 августа 2008 г. Преосвященнейший Роман, епископ Серпуховской, благочинный монастырей Московской епархии, настаивает на скорейшем увеличении количества братии монастыря и требует для этой цели записывать в братию некоторых подопечных Психоневрологического интерната № 3, что вызывает несогласие настоятеля монастыря.

    27 августа 2008 г. подписан указ о назначении нового настоятеля обители иеромонаха Григория (Клименко), выпускника ВАКУ и Московской духовной академии.

    15 октября 2008 г. митрополит Ювеналий совершил в обители Божественную литургию, за которой новый настоятель монастыря иеромонах Григорий (Клименко) возведен в сан игумена.

    5 ноября 2008 г. киностудия «Мосфильм» начала в Николо-Пешношском монастыре съемки фильма «Палата № 6» по одноименной повести А. П. Чехова (режиссёр — Карен Шахназаров).

    28 июля 2009 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Святой Руси — вблизи бывшего монашеского скита подмосковного Николо-Пешношского мужского монастыря воздвигнут Покаянный Крест. На это место был свален «строительный мусор»: кладбищенская земля с останками монастырской братии.

    По состоянию на декабрь 2013 года строительство корпусов Психоневрологического интерната № 3 на новом месте рядом с поселком Луговой Московской области завершено. Психоневрологический интернат № 3 освободил все помещения на территории Николо-Пешношского монастыря, включая административные корпуса рядом с монастырем, и переезжает в новые здания рядом с поселком Луговой.

    24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. На богослужении присутствовали многочисленные гости и паломники.

    Николо-Пешношский монастырь (в некоторых источниках Песношский) (Россия, Московская область, Дмитровский район, Луговой, примерно в 6 км от Рогачёво)

    Монастырский комплекс безраздельно доминирует в равнинной округе, хотя и не имеет ярко выраженных высот. Обитель основана в 1361 г. учеником Сергия Радонежского Мефодием у реки Яхромы, при впадении в неё речки Пешношки. Каменное строительство началось в монастыре в начале XVI в., а во второй половине XVII в. в обители уже не осталось деревянных строений.
    XVIII век для Никольского монастыря — период упадка. В 1700 г. он был приписан к Троице-Сергиевой Лавре, а в 1764 г. и вовсе упразднён. В 1766 г. монастырское общежитие было вновь возобновлено, но строительства в этот период времени не велось. Работы, проводимые в монастыре в нач. XIX в. свелись в основном к переделкам и искажениям древних сооружений.

    Описание Николо-Пешношского монастыря

    План Николо-Пешношского монастыря

    1. Колокольня
    2. Никольский собор
    3. Сергиевская церковь
    4. Сретенская церковь
    5. Казначейский корпус
    6. Трапезная
    7. Настоятельский корпус
    8. Святые ворота с надвратной церковью
    9. Больница с церковью Дмитрия Ростовского
    10. Братские кельи у Спасской башни
    11. Восточный братский корпус
    12. Северный братский корпус
    13. Спасская башня
    14. Южный братский корпус
    15. Стены и башни XVII-XVIII вв.
    16. Корпус на конном дворе
    17. Службы на конном дворе
    18. Конный двор

    Никольский собор, древнейший памятник обители, сооружён в начале XVI в. Первоначально двуглавый, он за время своего существования претерпел множество переделок. Несколько раз менялось количество глав (две, четыре, пять, одна), пристраивались и реконструировались паперти и трапезная, видоизменялось стилистическое направление наружного декора.
    После реставрационных работ 1964-65 гг. древнему ядру собора в основном возвращены его первоначальные формы.
    Ныне одноглавый, Никольский собор принадлежит к крестово-купольному типу храмов. Его плоские фасады расчленены на три прясла лопатками и завершены килевидными закомарами. С трёх сторон сооружение огибает паперть XIX в. в стиле классицизма.
    Трижды я приезжала в Луговой в надежде попасть на территорию обители, в которой многие годы размещена психиатрическая больница, и только в 2012 году мне это удалось. Дело в том, что монастырь всё же передали РПЦ, но ему приходится соседствовать с мед. учреждением и при этом восстанавливать здания и сооружения комплекса, пришедшие в крайнее запустение.
    Меня поразило одно обстоятельство — здесь же создали небольшой зоопарк (в зверинце живут страусы и др. экзотические птицы, а также олень, волк, енот, лисицы, белка), найдите возможность при посещении пустыни пожертвовать на корм животным.)


    Из Холмогоровых

    (У Холмогоровых написание — Песношский)

    137 г. января 3 запечатана жалованная грамота Дмитров. уезда Николы чуд. Песношского монастыря игумена Нектария с братиею или кто но нем в том монастыре иный игумен и братия будут, на их монастырскую вотчину на село Рогачево и крестьянам их быть за ними по прежнему против прежних жалованных грамот (Патр. Каз. прик. кн. 7, л. 7 об.).
    143 г. января 21 запечатана настольная грамота черного священника Авраамия постриженика из Вязьмы Предотечева монастыря в Дмитровской уезде на Песноши в монастырь Николы чудотворца в игумены, пошлин полтина взято (Печат. пошлин кн. 21, л. 216).
    206 г. февраля в 21 день, по указу святейшего патриарха, дан антиминс на старый престол церкви Стретения Господня, что в Никольском Песнушском монастыре, по челобитью игумена Феофана с братьею, а взял антиминс того ж монастыря иеродиакон Феодосий и росписался (Кн. 138, л. 147).
    1731 г. января в 3 день Троицы-Сергиева монастыря архимандрит Варлаам с 6paтиею в поданной в коллегию Экономии синодального правления отписке писал: сего января 2 дня в поданном нам Дмитровского уезда приписного нашего Николаевского Песношского монастыря строителя соборного старца Августа Старкова и того монастыря иеромонахов и монахов доношении объявлено: во оном де приписном Николаевском Песношском монастыре надлежит построить церковь во имя преп. и богоносного отца нашего Серия Радонежскаго чуд., понеже де в том Николаевском монастыре во имя его церкви не имеется, о чем де они строитель и братия ныне желают, дабы в том монастырь построить во имя его преп. отца Серия вновь церковь каменную, точию без указу оному строению начинания и совершения учинить не смеют, чтоб нам о строении оной церкви Божии предложить отпискою; просим о строении вышеписанной в том Николаевском монастыре во имя преп. и богоносного чуд. Сергия вновь каменной церкви определить к нам указом.
    В синодальном Казенном приказе выписано:
    Во оном Казенном приказе по окладным жилых данных церквей и пустовых церковных земель оброчным книгам в Дмитровской и в Троицкой десятинах приписного к Троицкому Сергиеву монастырю Николаевского Песношского монастыря не написано. А по писцовым дмитровским книгам письма и меры Андрея Загряжского да подьячего Гаврила Володимирова 135 и 136 г. в Каменном стану в монастырских вотчинах написано: монастырь Николы чуд., на реке на Песнуши да на реке на Яхроме; а что в том монастыре церквей и монахов, так же при том монастыре церковной пашни и сенных покосов, того не написано. А справкою из коллегии Экономии синодального правления показано: в поданных де из Троицкого Сергиева монастыря в коллегию Экономии к штату ведомостям написанныя в Дмитровском уезде в приписном к Троицкому Сергиеву монастырю Николаевском Песношском монастыре 3 церкви каменныя: 1) во имя Николая чуд., 2) во имя Сретения Господня, 3) во имя Богоявления Господня; а братства имеется: строитель с братиею 22 человека. В покупке им и про гостей бывает свежей рыбы, снятков, соли, масла коровья, хмелю и питейных припасов на 36 руб. на 67 коп., огурешных и прочих огородных семян на 85 копеек, строителю с братиею зажилого в даче 54 руб. 40 коп., да на питание строителю с братиею и про пpиезжих людей и месячником на месячину в расходе бывает всякого хлеба с десятинной пашни по 1323 четверти по пол —два четверика в год.
    Подписано: «1731 г. января в 13 день. По указу её и. в. и по благословению свят. прав. всероссийского Синода о строении церкви дать указ». Указ дан 15 января (Кн. 337, л. 57).
    1732 г. декабря дня Троицкого Сергиева монастыря стряпчий Семен Митнев в синодальный Казенный приказ подал челобитную об освящении новопостроенной каменной церкви во имя пр. о. Серия Рад. чуд. и о выдаче освященного антиминса.
    По резолюции: «дать указ о священии тоя церкви и антиминс освященный выдать» указ выдан на имя арх. Варлаама (Патр. прик. вязка 461, № 1709).

    В. и Г. Холмогоровы Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII вв., в. 11, М., 1913, с. 307-308

    Панорама

    Схема проезда

    Николо-Пешношский монастырь

    Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

    Николо-Пешношский монастырь 56.456183, 37.229297 Николо-Пешношский монастырь

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *