Песня всего то навсего

МОЛИТВА, БЕСЕДЫ О ДУХОВНОМ И ТВОРЧЕСТВО ДЛЯ ДУШИ: ОБЪЯВЛЕНА ПРОГРАММ…А ФЕСТИВАЛЯ «ПОКРОВСКАЯ РАДОСТЬ» Ежедневная молитва, беседы на духовные темы и творчество с пользой для души — организаторы фестиваля «Покровская Радость» подготовили для минчан и гостей столицы программу, которая показывает красоту жизни с Богом и говорит о вечных ценностях. «Радость» — это самый большой православный фестиваль в Беларуси. Он проводится трижды в год перед великими христианскими праздниками. Ближайший приурочен к Покрову Божией Матери и пройдет с 4 по 14 октября во Дворце культуры Минского тракторного завода. В этом году меняется только адрес (раньше фестиваль проходил во Дворце искусства), формат форума остается неизменным и включает выставку-ярмарку приходов и монастырей, а также духовно-просветительскую и культурную программы. Родителей приглашаем на открытый разговор с семейным психологом Екатериной Шевелевой. Ответы на вопросы о смысле жизни будем искать вместе с инокиней Ниной (Загорской). Насельница нашего монастыря монахиня Мария (Литвинова), кандидат медицинских наук, расскажет о том, как сохранить здоровье, как правильно вести себя в стрессовых ситуациях. А о том, почему болеет душа, поразмышляет духовник Свято-Елисаветинской обители протоиерей Андрей Лемешонок. Гостями фестиваля станут и другие белорусские священнослужители: игумен Евсевий (Тюхлов), наместник Свято-Елисеевского Лавришевского монастыря, протоиерей Сергий Мовсесян, протоиерей Дионисий Пясецкий. Многие из этих встреч будут транслироваться онлайн в прямом эфире на ютуб-канале Свято-Елисаветинского монастыря. А еще будет много творчества! Наши мастера вместе с детьми создадут гобелен из осенних листьев и необычные композиции из обычных скрепок, будут рисовать пластилином и лепить из теста, плести из соломки, делать подарочные шкатулки и праздничные открытки. С малышами позанимаются актерским мастерством, а настоящие актеры расскажут о создании детской передачи «Каморка Маячок». Еще дети будут запускать журавликов дружбы и создавать фигурки из холодного фарфора, рисовать песком и по стеклу, распишут брошки и найдут много других интересных для себя занятий. Работать фестиваль «Покровская Радость» будет ежедневно с 10:00 до 20:00, а в день закрытия, 14 октября — до 15:00. Находится Дворец культуры Минского тракторного завода по адресу: ул. Долгобродская, 24 (ст. м. «Тракторный завод»). Вход на все мероприятия свободный! Сердечно всех приглашаем и ждем на нашем фестивале! Подробную программу читайте в афише, на сайте festradost.by и в наших социальных сетях. На них можно подписаться, чтобы оставаться в курсе всех событий: Instagram: https://www.instagram.com/radost_fest/ ВК: https://vk.com/fest_radost ФБ: https://www.facebook.com/festradost ОК: https://ok.ru/fest.radost Ютуб: https://www.youtube.com/u…/obitelminskby https://obitel-minsk.ru/…/programma-fes… #монастырь #обитель #жизньмонастыря #новость #фестиваль #Радость #программа See More

В нынешнем году фестиваль был посвящен 90-летию со дня рождения выдающегося композитора Эдисона Денисова. Имя Денисова, наряду с именами его великих современников – А. Шнитке и С. Губайдулиной – воплотило в себе интонационный идеал музыкального авангарда второй половины ХХ века. И Фестиваль современной музыки, состоявшийся 10 и 11 апреля в стенах консерватории, стал данью эпохе II Авангарда. Ключевая тема фестиваля – личность и творчество Эдисона Денисова, – отразила неугасаемый интерес к нему у исследователей, композиторов, исполнителей и слушателей, – интерес, который в последнее время всё возрастает. Его творческое наследие продолжает оказывать огромное влияние на молодых композиторов и, в целом, на творческую жизнь Уральской консерватории, где музыка Денисова исполняется постоянно, а фестиваль, посвященный композитору, проводится уже не в первый раз.

На нынешний фестиваль приехала вдова композитора Екатерина Денисова-Купровская – кандидат искусствоведения (в российской системе ученых степеней) и доктор музыковедения Университета Сорбонна (Франция), пианистка, автор нескольких книг, в том числе – о творчестве Денисова. Уроженка Свердловска/Екатеринбурга, она на протяжении многих лет является едва ли не членом семьи Уральской консерватории. И сейчас мы все были рады вновь встретиться с Екатериной Олеговной. Ведь молодое поколение композиторов всегда нуждается в наставничестве, и еще лучше, если наставник будет великим – как Эдисон Денисов. Сохранение, исследование и популяризация его творчества стала для Екатерины Олеговны делом ее жизни.

В рамках фестиваля состоялись лекции Е. Денисовой-Купровской, а также концерты из сочинений Э. Денисова.

День первый

Лекция первого дня фестиваля была посвящена обзору творчества Денисова, рассмотренного в контексте его ключевых тем и стилевых аспектов. Дар Денисова-композитора в лекции Екатерины Олеговны предстал как дар исключительный по своей универсальности. Он вобрал в себя множество стилистик и влияний: физико-математическое образование, увлечение живописью, особые литературные пристрастия, разнообразные опробованные композитором техники (серийность, полистилистика, алеаторические, сонорные вкрапления и многое другое). В языке Денисова русская речь переплавились с любовью к французской культуре, исповедальность и глубина религиозных мотивов – с влиянием «лёгких жанров» (например, французского шансона и джаза). Однако, гений Денисова, как подчеркнула Екатерина Олеговна, обладает поразительной монолитностью и убеждает в собственной целостности даже лишь тем, что он узнаваем в каждом сочинении, буквально с первых тактов.

В этом смогли убедиться слушатели концерта, проходившего в этот же вечер в Малом зале имени С.С. Прокофьева, при участии студентов, аспирантов и преподавателей консерватории. Ведущей концерта выступила сама Е. Купровская-Денисова. Ценные комментарии к звучавшей музыке, данные Екатериной Олеговной, помогали восприятию и пониманию музыки Денисова, кажущейся для неподготовленного слушателя сложной и даже недоступной. В программе концерта прозвучали сочинения Э. Денисова разных лет, большинство из них ранее в Екатеринбурге не исполнялись: Соната для фортепиано и скрипки, фрагменты вокального цикла «Страдания юности», пьеса для фортепиано «Pour Daniel», посвящённая Д. Баренбойму, «Хорал-вариация» для тромбона и фортепиано. Кульминацией концерта стали Соната для саксофона и виолончели, относящаяся к позднему периоду творчества Денисова, и Ода для фортепиано, кларнета и ударных, написанная в 1968 году.

Следует отметить неформальный подход исполнителей к той музыке, которую они играли. В каждом выступлении чувствовалась искренность, сопричастность музыкантов ко всему значительному и важному, что несёт в себе музыка Денисова. Благодаря Е. Купровской-Денисовой, предоставившей эксклюзивные, к настоящему времени не изданные ноты, уральские музыканты и публика смогли прикоснуться к миру творчества композитора в самых контрастных его жанровых и образных сферах, демонстрирующих удивительную широту творческого метода композитора.

Поразило в произошедшем событии и нечто другое: музыкальная мысль Денисова при всяком, даже самом, казалось бы, максимальном приближении, дышит и звучит свободно, разрушая всякие барьеры ожиданий, играет разнообразными гранями и предстаёт бесконечной и не познанной в своих границах вселенной, порождающей больше загадок и вопросов, чем ответов. В отмеченном свойстве состоит неисчерпаемость денисовского творчества, его тайна, которая обязательно послужит поводом к новым событиям, связанным с именем этого великого мастера ХХ века.

О.А. Гагарина, кандидат искусствоведения,
преподаватель кафедры теории музыки

День второй

11 апреля на лекции в читальном зале консерватории собралось множество слушателей, и было отрадно наблюдать, что бо́льшую их часть составляли студенты консерватории – музыковеды и композиторы. Е.О. Денисова-Купровская посвятила лекции этого дня композиционным техникам, оркестровому мышлению Э. Денисова и его работе над восстановлением опер Дебюсси и Шуберта.

Лекция о композиционных техниках поставила в качестве главной мысли двойственность натуры композитора – сочетание сибирской широты и интуиции и математической красоты мысли. Известно, что Денисов был приверженцем серийной техники композиции – музыкального воплощения точных математических расчетов. Но при этом его серии плавны и напевны, как русская песня. И все же математическая точность этих серий и их вариантов настолько велика, что Денисов даже не делал черновиков своих сочинений. По словам Денисовой-Купровской, «он писал От и До, не начиная нового произведения или его законченной части, не завершив предыдущего».

Другой композиционный постулат Денисова – материал диктует форму: в каждом произведении мастера форма индивидуальна и отличается от других образцов той же структуры, поскольку всякий раз заново кристаллизуется в процессе создания музыки.

Логика и эмоциональность – также проявление двойственности композиторской техники Денисова, что в строении серий проявляется двумя сферами образов – лирических и сюрреалистических. В качестве примеров на лекции били приведены камерные сочинения Денисова – Соната для кларнета соло (1972 год), Соната для двух флейт (1996 год) и Три прелюдии для фортепиано (1991 год). Также Денисова-Купровская заострила внимание на истоках музыки Денисова, которые лежат в творчестве Баха, Шостаковича, Дебюсси и Веберна. Денисов также использовал в музыкальной ткани многих сочинений монограммы, в том числе и собственную в разных вариантах – EDS (монограмма включает «музыкальные буквы» имени и фамилии EDiSon DEniSov).

Лекция о специфике оркестра Денисова изобиловала интересными деталями. Композитор обладал обостренным чувством оркестра, более того – видел его зрительно-пространственную сторону, ведь звучание оркестра – это настоящий вещественный объем, напоминающий по свойствам атмосферу. Мы ее не видим, но она есть и обеспечивает наше существование – как и оркестровое звучание обеспечивает существование музыкальных образов. В отношении оркестрового звучания Екатериной Олеговной была выдвинута концепция «звукового облака», пришедшая из математической топологии (наука о объемных текучих пространствах).

Оркестровая драматургия сочинений Денисова, в первую очередь, зависит от движения и развития тембров. Есть у него и тембровая символика – на основе все той же пары «лиризм – сюрреализм». Например, струнные инструменты (кроме контрабасов), высокие деревянные, вибрафон, челеста, арфа и колокол воплощают лирические образы, а контрабасы, фаготы, все медные и ударные – противоположную сферу. Примером послужили три пьесы из цикла «Шесть пьес для медных и ударных», а также «Колокола в тумане» – оркестровая версия знаменитой фортепианной пьесы «Знаки на белом». Особенное внимание Екатериа Олеговна уделила тембровым микстам в музыке Денисова – из них наиболее выделяющимся явился микст вибрафона и колокола, с невероятно космическим звучанием, а также холодное смешение «флейта-кларнет» и очень теплое, любовное сплетение гобоя, гобоя д’амур и двух саксофонов. Образность тембров в музыке Денисова ведет даже к своеобразной театрализации.

Еще одним любопытным открытием для слушателей стала визуальность денисовской партитуры – различные сонорные линии, направленные вверх и вниз, в нотной записи превращались в древние гигантские криптограммы. «Музыка звучит так же хорошо или плохо, как выглядит ее партитура», – говорил Денисов. Примером такого соединения музыки и визуальной логики послужили 2-я и 3-я части Первой симфонии. А в самом конце лекции мастерство владения оркестром было представлено на примере киномузыки (о которой музыковеды часто и незаслуженно забывают в своих исследованиях) – темы из фильма «Идеальный муж» и мультфильма «Черепаха Тортилла» режиссера Виктора Георгиева.

Завершился цикл лекций рассказом о работе Э. Денисова над реставрацией двух опер – «Родриго и Химена» Дебюсси (1892-93) и «Лазарь, или Торжество Воскрешения» Шуберта. У этих сочинений незавидная судьба. Шуберт не успел дописать «Лазаря» – опера обрывается на арии Марфы (конец второго акта), а самая кульминация – воскрешение Лазаря – так и не была создана даже вчерне. Что касается Дебюсси, то «Родриго и Химена» (сюжет в целом напоминает «Ромео и Джульетту») была его первым опытом оперного сочинения. Поскольку же ее сюжет оказался неорганичным для композиторского мышления Дебюсси, он, почти завершив черновик, прекратил работу: «Это – полная противоположность всего, что я хочу выразить…, здесь требуется другой стиль, другая музыка, которую я больше не в состоянии сочинить». Восстановление оперы потребовало от Денисова множества трудов. Оркестровка «Родриго и Химены» полностью принадлежит Денисову, поэтому в оркестр введены некоторые особенные «денисовские» тембры. Результат был потрясающим. Исполнение оперы состоялось в Лионе в 1993 году, через сто лет после ее сочинения Дебюсси. Свой рассказ Екатерина Олеговна проиллюстрировала прелюдией к опере и двумя номерами из финала 2-го действия – монологом Химены и финальным хором – теми самыми, которые были утеряны и ныне возвращены Денисовым в оперу в максимально оригинальном стиле.

В работе над завершением «Лазаря» перед композитором встала задача органично вплести совершенно новую, оригинальную музыку собственного стиля в шубертовский стиль. Это было не так уж необычно, ведь Денисов очень любил Шуберта и неоднократно обращался к его сочинениям. В подтверждение Е.О. Денисова-Купровская предложила послушать Вариации на тему Шуберта из IV части Концерта для альта и оркестра (версия для саксофона и оркестра) Э. Денисова.

Лекции были завершены, но еще много вопросов о творчестве одного из самых выдающихся композиторов остались на будущее. Мы очень благодарны Екатерине Денисовой-Купровской за то, что она часто посещает нашу консерваторию и рассказывает нам о творчестве своего великого мужа. И старшее, и молодое поколения всегда будут в восторге от ее интереснейших исследований и от ее доброго отношения ко всем людям. В наше время только свет научного мышления и душа музыкального звука способны нас объединить.

Второй день фестиваля завершился своеобразным взглядом в будущее – вечером в Большом зале УГК состоялся концерт из сочинений юных представителей композиторской плеяды Урала – студентов композиторского отделения консерватории. Причем, большинство авторов учатся еще на первом-втором курсах. Премьера своего сочинения в таком молодом возрасте – чего же еще можно желать? Да и слушателями в зале были тоже в основном студенты консерватории – что ни говори, а законы студенческого братства свято соблюдаются еще со времен Средневековья. Кроме студентов консерватории в концерте принимали участие воспитанники Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского, Уральского музыкального колледжа, артисты оркестра и хора Театра оперы и балета, артисты УМСО, оркестра BACH, и даже гости из Дальневосточного симфонического оркестра.

Первым номером прозвучало сочинение студентки первого курса Светланы Шаламановой (класс профессора И. Забегина) – сюита для виолончели соло под названием «Возвращение» – весьма лиричная, не очень масштабная трехчастная композиция.

Вторая пьеса была весьма оригинальна – «Звонкая походка» для квартета саксофонов Максима Чугунникова (тоже первокурсник из класса профессора Забегина). Звучание этой пьесы хотелось уподобить звучанию современного городского мира, по которому, поочередно солируя, и шагают звонкой походкой эти четверо музыкантов.

Далее Екатерина Борискова со второго курса (класс профессора Л. Гуревича) представила цикл вариаций для фортепиано, весьма необычный с точки зрения классического представления об этой форме: каждая вариация проходила в новой тональности (а ведь обычно именно тональность является объединяющим фактором цикла!), создавая просто вариации на некое душевное состояние – именно это качество, выраженное состояние, и было единым для цикла.

Сольное сочинение снова сменили пьесы для ансамбля. На этот раз необычным явился состав ансамбля: скрипка, флейта, виолончель, кларнет, вибрафон, барабан и треугольник – партию последнего исполнила Есения Семенова (3 курс, класс профессора Л. Гуревича) – автор сочинения. Прозвучали две части из ее Сюиты. Первая, благодаря вибрафону и треугольнику, наполнила зал фантастической атмосферой. Вторая часть порадовала военно-маршевым ритмом барабана в сочетании с флейтовой мелодией.

Во втором отделении концерта прозвучали более монументальные – оркестровые и хоровые – сочинения. В «Элегии» Вероники Лихачевой для гобоя и струнного оркестра (3 курс, класс профессора А. Нименского), доминировало пейзажно-созерцательное начало. Думается, «Элегия» оказалась лучшим сочинением концерта, его лирической кульминацией.

Следующим номером стало исполнение трех частей из Маленькой кантаты для детского хора и оркестра Екатерины Островской (4 курс, класс профессора Л. Гуревича) – веселой и активной музыки, где преобладало игровое начало, особенно в первой части под названием «Самолет». В целом, однако, показалось, что звучание крупновато для детской музыки.

Завершился концерт огромным (не в смысле масштабов, а по восприятию содержания) «Сказом о богатыре Вертогоре» для большого симфонического оркестра. Его автор – Евгений Притужалов, воспитанник профессора И. Забегина – один из самых ярких молодых композиторов. Еще в 2017 году он показывал свои сочинения на Форуме молодых композиторов стран СНГ в Минске. И на этот раз его новое сочинение произвело фурор.

Так сумели проявить себя студенты кафедры композиции Уральской консерватории. Их музыка еще не изучена. Кому-то из слушателей она понравилась, кто-то не слишком хорошо понял ее музыкальный язык, кто-то является адептом более классического звучания и не воспринимает современную гармонию… Но важно помнить одно: за этими молодыми авторами – будущее. Да здравствует новое поколение музыкантов!

М.Л. Зырянов, кандидат искусствоведения,
старший преподаватель кафедры теории музыки

Монахиня Иулиания – едва ли не самая известная матушка наших дней. Некоторые до сих пор называют ее по-прежнему, по-мирски – Ириной Денисовой. Именно под этим именем писала свои произведения она – выпускница Санкт-Петербургской консерватории, преподаватель лицея при Минской консерватории, регент хора. Пока в один прекрасный день не оставила этот мир, чтобы уйти инокиней в Елисаветинский монастырь. И случилась одна потрясающая вещь: матушка Иулиания стала еще более известной и еще более любимой.

Кажется, самый большой обывательский стереотип о том, что, уйдя в монастырь, человек закрывается для остального мира, разрушается, когда видишь плоды трудов матушки-музыканта. Ее деятельность в высшем смысле миссионерская, потому что, узнав о ее пути к Богу, не измениться нельзя. О ней сняты фильмы «Инокиня» и «Регент». Она проводит большой фестиваль хоровых коллективов «Державный глас». В социальных сетях созданы группы, где певчие России, Беларуси и Украины обмениваются нотами и впечатлениями от исполнения ее музыки. А ее песнопения «Всего-то навсего» и «Дни мои» стали самыми настоящими хитами в православном сегменте «Фейсбука» и «ВКонтакте». Единственное, в чем ограничивает монастырская жизнь (и то скорее ее поклонников, чем саму монахиню), – лично пообщаться с ней не так просто, как если бы она работала в консерватории. И поэтому приезд ее как церковного композитора на Украину и первый авторский вечер стал таким долгожданным для всех, кому музыка матушки так дорога.

Ее сочинения исполняют не только взрослые хоры, но и – в переложении – дети в музыкальных школах. А в Черкасской ДМШ № 2 даже есть такой концертный номер: ученики (два аккордеониста, вокалистка и пианистка) поют и играют «Французскую колядку», записанную хором Елисаветинского монастыря всего лишь в январе этого года. Новое произведение (обработка матушки) настолько понравилось многочисленным слушателям в интернете, что ноты, выложенные на сайте монастыря, ушли в народ. Так и попали к юным исполнителям. Узнав, что в Черкассах звучит «Французская колядка», матушка обрадовалась: для живого исполнения ведь и пишутся песнопения.

– Конечно, хорошо, что дети исполняют, – говорит она. – А педагоги могут облегчать хоровые произведения. Это очень просто: берете то, что в нижних голосах, и играете на пианино или синтезаторе. А дети поют то, что в верхнем голосе…

Встреча проходит в органном зале областной филармонии, который располагается в Успенском соборе Харькова. Именно в этом городе сразу несколько хоров успешно исполняют произведения монахини Иулиании (Денисовой). Матушку здесь знают и любят. Народу столько, что свободных мест нет. И вот хор Покровского монастыря под управлением Анны Щегловой исполняет песнопение «Дни мои» на слова протоиерея Андрея Логвинова – пронзительное произведение, звучащее в фильме «Инокиня».

Успенский собор Харькова, где проходила встреча. Это своеобразная визитная карточка матушкиного творчества и – квинтэссенция ее вдохновения. Мелодия и подголосочный «аккомпанемент», максимальное использование возможностей хора, проникновенность женских и мощь мужских голосов, накатывающих в нужное время и в нужном месте, – всё это производит ошеломляющее впечатление. Особенно в момент кульминации, на словах «Господи, я люблю тебя! Господи, помилуй мя, грешного!» Слушаешь, поешь про себя и вдруг понимаешь это мгновенное чудо: в кратком песнопении достигнута высшая цель искусства, раскрываются невидимые границы, когда пение уже – не пение, а глас вопиющей человеческой души, прямой зов к Спасителю, единственное важное, что в своей земной жизни хотел бы сказать Ему каждый. И, потрясенный внезапно накатившим, своим, успеваешь заметить, что лицо давно в слезах, а хор уже поет следующий «номер»…

Когда наступает антракт, гостью, сидевшую в зале, плотно обступают зрители. Желание у всех одно – дотянуться душой и сказать, как же они ее любят. Вот кто-то подарил коробку конфет, кто-то – яркие календарики, кто-то – книгу своих стихов (вдруг матушке понравятся, и она напишет на них песнопение?). Жара – и чья-то заботливая рука открывает веер и машет над головами сидящих: чтобы матушке не так жарко было…

Во втором отделении есть возможность задать вопросы. Инокиня Иулиания с готовностью рассказывает о том, как она пришла к вере. А сниматься в фильме сначала не решалась. Пока священник не сказал ей: расскажи об этом, твое свидетельство нужно людям. Режиссер Галина Адамович сняла фильм, который невозможно смотреть без слез. Женская судьба как она есть: распавшийся брак, дети, болезнь младшего сына, трудное выздоровление, счастье, любимая работа и… служение.

– Моя православная жизнь началась с чуда исцеления, – говорит матушка. – Может, кто-то видел фильм «Инокиня»? Началось всё с катастроф, с катаклизмов, когда мы с пятилетним сыном лежали в отделении для онкобольных детей…

Время было – начало девяностых. Смутное, но для Церкви – время новых начал: открывались храмы, звонили колокола, многие люди тогда возвращались к вере.

– Я уже тогда чувствовала, что в моей жизни что-то идет не так. Но что нужно сделать? Куда идти искать? Поискала в оккультизме, в поэзии – не то. А потом Господь такими «хирургическими» мерами вмешался. Он показал на мне: заболел ребенок – причину ищи в себе. Вот я тогда и стала искать…

Не все матери в том отделении молились. Многие спрашивали: «За что?» А матушка, по ее признанию, ни разу не задумалась о том, что смерть рядом, что сын вообще-то может умереть. После метаний, астрологии, всех испробованных средств она пришла к Богу, к исповеди, к причастию. А потом была обычная онкологическая схема – долгие недели химиотерапии…

Лечение длилось почти полтора года.

– Сын не ходил, я возила его в колясочке, носила – а он висел, как тряпочка. У него была последняя стадия рака. И вот – человеку 25 лет, он закончил с отличием Московскую консерваторию. Богу всё возможно, надо верить!

Многие сегодня спрашивают матушку: «Наверное, когда ребенок заболел, вы дали обет уйти в монастырь, если он выздоровеет?» Но всё было совсем не так.

– Я вообще тогда не знала о монастыре, и не было в Минске ни одного монастыря. Молилась об Игнатии я у чудотворной иконы Божией Матери в Успенском Жировичском монастыре Гродненской области – у главной святыни Беларуси. Обетов не давала, в монастырь не собиралась. Но Бог тогда уже, наверное, знал, как меня спасать.

А всем, кто задумывается, «а не уйти ли в монастырь», советует не спешить:

– Когда Игнатий уехал в Москву учиться, старшие дети уже жили отдельно. Я осталась в нашей отремонтированной квартирке совсем одна. И вдруг подумала: ну что мне тут делать? И буквально за три дня собралась в монастырь. Господь видел мое состояние. Воля Божия насчет монастыря транслируется прямо в сердце. Если не чувствуешь этот призыв – еще не пришло время, не спеши. Мне кажется, что по ошибке в монастырь не приходят. Приходят по призыву.

По тем вопросам, которые на встрече задавали матушке Иулиании зрители, можно судить о степени доверия: спрашивают самое-самое заветное. И в ответ – самое заветное.

– Что делать, если мама болеет и отказывается пойти в церковь?

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Харькове, Александровская колокольня.

– Господь не по силам тебе испытания не пошлет. Значит, не ропщи – терпи и смиряйся. Если послал – значит, по силам. Тяжелая болезнь может стать началом пути. А путь, естественно, – к Богу, всё остальное – это тропинки и увиливание. На этом пути будут испытания и болезни, но с ними надо научиться жить. И благодарить Бога. Хотя это, конечно, очень тяжело, особенно когда болеют близкие. Всё, что надо, – молиться. Об этом говорят все батюшки: молиться и не отчаиваться. И ваша мама придет, конечно же…

– Какой иконе молиться, если Бог не дает детей?

– Я могу рассказать о своем сыне, Климе. Он – средний ребенок в семье. Женился в 18 лет. Обвенчался. И десять лет у них не было детей. В день венчания они ушли из храма лет на пять – ходили только на Пасху и Рождество. А ведь с детства он то со мной по монастырям, то на Валаам – трудился, молитвы знал. И вот оказалось, что детей у них нет. Сначала они учились, было не до этого. А потом вдруг поняли, что детей не просто нет, их Бог – не дает. И вот тогда стали искать собственный путь к Богу. Вернулись в храм, стали ходить на богослужения, причащаться, ездить по монастырям, молиться об этом. И особенная молитва была – перед иконой святого Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, потому что нашей семье очень близок этот святитель. И через десять лет родились дети: два мальчика, Иоанн и Тимофей. Сейчас им по три года. Так что можно, наверное, найти свою молитву и своего святого, и Господь, конечно, слышит.
Но, как всё-таки говорят, важно и другое. Не просить у Бога того, чего Бог тебе не дает. Он не дает потому, что знает твое будущее. Это ты его не знаешь. Конечно, если очень просить, Бог даст, всегда. Но понесешь ли ты потом это просимое?

Под конец встречи зрители узнают, куда пойдут средства, вырученные от продажи билетов. Елисаветинский монастырь расширяет подворье в 35 км от Минска – приют для всех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации: без дома, без средств к существованию, часто – с тяжелой алкогольной или наркотической зависимостью. На подворье сегодня проживают около 120 человек. Ходят на Литургию, молятся перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», трудятся в мастерских. Здесь есть свои фермы, где обитатели подворья разводят свиней, овец, коз, кур, гусей и перепелов. Братья работают на полях и на пасеке, на строительстве и в садах. Монастырь обеспечивает их всем необходимым.

– Там идет своя, какая-то особенная жизнь, – рассказывает матушка. – Конечно, нельзя сказать, что всё идеально: был алкоголиком, наркоманом, увидел храм – и перестал быть наркоманом. Так желательно, но так не есть. Но они, по крайней мере, находят свою дорогу к Богу. Многие срываются, уходят, потом опять возвращаются и начинают новый виток своего пути. И когда там бываешь, всегда поражаешься картине: сто с лишним человек стоят на коленях в церкви и молятся… поют наизусть (потому что каждый день его читают) акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша»…

Еще долго после выступления инокини Иулиании поет душа. Одну из ее самых-самых известных песен, написанную на слова протоиерея Андрея Логвинова. В этой песне – маленький-маленький совет, всего-то навсего рецепт счастья на этой земле. Труден он. Но все-таки – возможен:

Всего-то навсего: полюби,
Сердечком-свечечкой засветись!
Тогда, как рыба в речной глуби,
Вверху увидишь иную высь…

Всего-то навсего полюби,
Всего-то навсего не суди,
Всего-то навсего не грусти,
Всего-то навсего всех прости.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *