Песочная терапия

Содержание

Мастер — класс » Песочная терапия как метод предупреждения психо-эмоциональной сферы у дошкольников»

Тема: «Песочная терапия как метод предупреждения

психо-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Выполнил педагог-психолог

Бабай Екатерина Сергеевна

СП «Детский сад №2»

ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск

К. Д. Ушинский писал:

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

Игра с песком — одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Песочная терапия для детей это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Актуальность темы. Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Основная цель — снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя.

Песочная терапия решает следующие задачи:

  • развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

  • формирование у ребёнка представления об окружающем мире;

  • развитие общей и тонкой моторики.

Сегодня я постараюсь познакомить Вас с одним из направлений арт-технологии – песочной терапией с использованием кинетического песка и показать возможности ее использования в работе с детьми дошкольного возраста. Почему я выбрала именно кинетический песок?

Кинетический песок сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры, при этом не рассыпается как обычный песок, поэтому с ним можно работать без короба. Этот песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие.

В начале, моя работа была направлена на изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. В ходе данной работы были определены методики исследования, проблемы, цели, задачи, необходимый диагностический инструментарий.

В рамках оценки уровня тревожности, я использовала диагностику «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен» ,и графическую методику «Кактус» М.А. Панфилова.

По уровню тревожности было выявлено, что у 10 детей имели высокий уровень тревожности, у 7 детей — средний уровень и 3 ребенка показали низкий уровень тревожности.

Каждое занятие песочной терапии начинается с ритуала приветствия, который способствует сплочению детского коллектива, помогает им настроиться на работу. Далее проходит основная часть занятий, которая направлена на снижение уровня тревожности и страхов. А также на коррекцию таких психических процессов как внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета, развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений, совершенствование умения и навыков практического общения, развитие фантазии, побуждение ребенка к активным действиям концентрации внимания, стабилизация положительного эмоционального фона. После основной части проводится рефлексия, дети проговаривают о том, что почувствовали, что понравилось, что нового узнали. Затем ритуал прощания.

В работе мною используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Разговор с ладошками», «Острова», «Узоры на песке», «Готовим печенья и кексики», «Секретики», «Необычные следы». превращаем коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаются.

«Готовим печенья и кексики»

Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению..

«Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые и сложные узоры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Игра «Острова»

Детям предлагается взять песок и на поверхности стола создать с его помощью — острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам, рассказывая о них и их обитателях (используется набор мелких сюжетных игрушек).

Упражнение «Разговор с руками»

Ребенок обводит на песке силуэт ладоней. Затем оживляют песочные ладошки — дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики. После этого необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. . При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Для организации занятий песочной терапией понадобится:

1. Кинетический песок.

2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов (лучше не выше 10-12 см., такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия).

В песочной терапии мы применяем разнообразные предметы: фигурки людей — дети, взрослые, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), животные — рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка), домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) – т.е. разнообразные представители животного мира; растения — деревья, кустарники, цветы. Вы можете использовать искусственные и объекты небесного пространства — солнце, луна, звезды,натуральные растения; объекты среды обитания — заборы, ворота, дорожныерадуга, облака, молния; аксессуары — монетки;  знаки, мосты; естественные природные объекты — камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

В песочнице можно просто рисовать палочкой, а на поверхности песка, изображать разного рода рельефы .

Имитационная игра с участниками

Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (Ответы участников).

Педагог — психолог: Большинство из вас вспоминает песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых.

Педагог: Итак, перейдем к практической части нашего занятия. Вначале давайте познакомимся с песком.

Упражнение «Поздороваемся с песком».

Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться.

Упражнение «Картина мира»

Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.

Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.

Ход игры: Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.

Аналитическая карта

Левый верхний угол.

Прошлое, процессы. Воспоминания либо мысли о доме, матери, др.значимой женщине

Центральная часть, верх.

Настоящее. То, о чем думает сейчас, фантазирует

Правый верхний угол.

Будущее. Мечты, планы, мысли о взаимодействии в социуме. С отцом, другими мужчинами.

Левая часть, центр.

Прошлые эмоции, переживания, связанные с домом, матерью.

Центр.

Сосредоточены самые важные фигуры. Это актуальное эмоциональное состояние, нечто очень важно

Правая часть, центр.

Отражает стремление, желание автора

Левый нижний угол.

Действия в прошлом., связанные с домом, матерью, др.значимыми женщинами

Центр, нижняя часть.

Действия, реализуемый в данный момент

Правый нижний угол.

Действия, возможные в будущем. Действия с соц.окружением и др.значимыми мужчинами

Заключение

Говорить о каких то результатах мне, конечно же еще рано, так как работаем мы только четвертый месяц в данной области. Сказать могу только то, что дети с огромным удовольствием занимаются «в песочнице», возбужденные дети, играя с ним, становятся спокойнее, сбрасывая свое напряжение. Агрессивные дети, улыбаются и радуются от песочного «куличика», который у них получилось сделать.

Работать в данном направлении мне нравится, думаю, что не зря взяла этот вид терапии как один из методов снятия психо-эмоционального напряжения у детей.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии

Библиографическое описание:

Барсукова О. В. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии // Школьная педагогика. — 2017. — №1. — С. 13-16. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/53/1609/ (дата обращения: 05.12.2019).



Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами

В статьепредставлены примеры арт-терапевтических упражнений, способствующих снятию излишнего психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: арт-терапия, песочная терапия, школьное обучение, дошкольное образование, педагог-психолог, психологическая коррекция и профилактика, тревожность, стресс

Специалистам и родителям известно, что переход ребенка с дошкольной на начальную ступень образования не может не вызывать у него тревоги и сильного психоэмоционального напряжения. Техники же арт-терапии и арт-педагогики являются одним из эффективнейших элементов психологической коррекции и профилактики. На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт применения арт-терапии в работе с детьми, дошкольного и школьного возраста.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости». Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

В свою очередь, игры с песком направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и излишней активности. Они ориентированы на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти.

Песочная терапия — это уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния.

Игра спеском— это естественная идоступная для каждого ребенка форма взаимодействия ипреобразования мира.

Применение методов и техник арт-терапии и песочной терапии решает целый ряд важнейших задач, таких как:

‒ реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития;

‒ создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка ситуации успеха в значимой творческой деятельности;

‒ профилактика и выявление различных психологических причин эмоционального напряжения и стресса;

‒ гармонизация эмоциональной сферы, снятие психоэмоционального напряжения, создание условий для самопознания и творческого самовыражения;

‒ формирование навыков общения, контроля своего поведения, эффективного взаимодействия и развитие навыков рефлексии;

‒ содействие развитию творческих задатков, развитие творческого мышления, воображения.

Арт-техника «Рисование на песке».

Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее изменить; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация.

Материалы: неглубокий поднос и тонким слоем песка или световой планшет для рисования песком.

Ход сеанса:

  1. Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
  2. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «На этой поверхности ты можешь изобразить все, что ты захочешь или просто потрогать, поиграть с песком».
  3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы («Расскажи, пожалуйста, что ты изобразил» и т. д.).
  4. Рефлексивный анализ.

Арт-терапевтическое упражнение «Вулкан».

Задачи: отреагирование, экспрессия негативных переживаний; снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация.

Материалы: неглубокий поднос и тонким слоем песка или световой планшет для рисования песком.

Ход сеанса:

  1. Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
  2. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «На этой поверхности ты можешь вулкан. Это может быть просто красивый горный пейзаж со спокойным вулканом среди леса, еще здесь можно изобразить настоящее извержение вулкана. А каким ты представляешь вулкан?».
  3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.
  4. Рефлексивный анализ.

Арт-терапевтическое упражнение «Волшебная планета».

Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее изменить; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; развитие моторики и расслабляющий массаж рук.

Материалы: песочница или плоский поднос — пальчиковый бассейн с наполнителей (песок, крупа и т. д.), мелкие игрушки, фигурки, природные материалы и т. д.

Ход сеанса:

  1. Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
  2. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «Представь, что это твоя собственная планета. Она пока что пустая, тут ничто не растет и никто не живет. Попробуй ее оживить».
  3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.
  4. Рефлексивный анализ.

Арт-терапевтическое упражнение «Пластилиновый мир».

Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее изменить; развитие уверенности в себе, осознание возможной победы над тревогой, страхом; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; возможность проработать любое негативное чувство.

Материалы: пластилин, картон А4, мелкие игрушки, фигурки, природные материалы и т. д.

Ход сеанса:

  1. Настрой. Ребенку предлагается представить себе, что он в настоящий момент испытывает соответствующее чувство, припомнив ситуации, в которых оно проявляется. Предлагается подвигаться по комнате, если у него есть желание. Предварительно предлагается взять кусок пластилина и разминать его.
  2. Лепка. Ребенку предлагается вылепить свое негативное чувство. Обсуждение. Трансформация образа по желанию ребенка.
  3. Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.
  4. Рефлексивный анализ.

Арт-терапевтическое упражнение «Монотипия».

Задача: обращение к внутренним резервам; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; возможность проработать любое негативное чувство.

Материалы: краски гуашь, листы формата А5, аудио проигрыватель и запись релаксационной мелодии.

Ход сеанса:

  1. Настрой. Ребенку предлагается нарисовать красками какое-то самое неприятное для него чувство. Можно под музыкальное сопровождение (тревожная/монотонная музыкальная композиция), далее — самое приятное чувство.
  2. Используя метод монотипии — создаем изображения: отвергаемый цвет, предпочитаемый цвет, смешивание. Работа с кляксами, проективная интерпретация.
  3. Рефлексивный анализ.

Важнейшим фактором положительного воздействия арт-терапии на детей являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может найти способ выразить себя, ощутить чувство безопасности, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки . Такое взаимодействие оказывает стимулирующее воздействие, развивает способности к проявлению инициативы и самостоятельности, концентрации внимания, дает выход аффектам.

Литература:

  1. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.
  3. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций // Журнал практической психологии и психоанализа. 2007, № 4.
  4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2008.
  5. Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рефлексивный анализ, ход сеанса, арт-терапевтическое упражнение, материал, моделирование ребенком, постройка фигуры, песочная терапия, негативное чувство, переживание.

Песочная терапия для взрослых

Нередко работу с песком считают исключительно детским методом, однако, специалисты песочной терапии отмечают эту форму психологической работы для взрослых даже более эффективной, чем для детей.

Психологическая песочница – это особая среда. Здесь становятся явными мечты, здесь можно со стороны посмотреть на непростую жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий её разрешения; здесь создаётся новая реальность, в которой всё подвластно создателю, человеку, создавшему картину из песка и миниатюрных фигурок.

Здесь, в песочнице, разворачивается сюжет уникального приключения, которое проживает каждый из нас, называя это Жизнью или Судьбой. Здесь рождаются новые жизненные программы и приобретаются сила и уверенность для её реализации.

Вы хотите узнать, о чём НА САМОМ ДЕЛЕ Вы думаете, что НА САМОМ ДЕЛЕ чувствуете, что НА САМОМ ДЕЛЕ заботит Вашу Душу? Вы не узнаете этого, если не взглянёте в зеркальную гладь песка и не пожелаете «оживить» это неуловимое отражение.

Почему именно песок?

Прежде всего, песок является природным материалом, испокон веков используемым человеком. Стоит вспомнить и свои собственные ощущения на песочном пляже, радость от возможности растянуться на песке, «закопаться» в него. Играя с песком, можно чувствовать себя песчинкой во Вселенной. Но, создавая из песочной массы объёмные скульптуры, можно ощущать себя Творцом. По-видимому, общение с песком даёт возможность человеку пережить удивительную гамму чувств: от одиночества до осознания собственной великой созидательной силы.

Как выстраивается сеанс песочной терапии?

Очень часто этот метод оказывает большой диагностический и терапевтический эффект уже при первом использовании. Человеку предлагается построить «свой мир» в песочнице, используя многочисленные фигурки. Как правило, им воспроизводится замаскированная важная на данный момент ситуация, проблема, внутренний конфликт, которые иной раз не осознаются. Они выходят в песочную среду преодолевая барьер сознания. По выстроенному «миру» видна как проблема, так и возможные пути её решения и причины возникновения.

После того как творение закончено, оно обсуждается вместе с психологом: «А что это означает?», «Что вы хотели бы изменить?». Когда человек находит объяснение своим переживаниям, он, во-первых, успокаивается, обретает чувство определённости и уверенности, во-вторых, подсознательно настраивается на изменения и быстрее находит пути разрешения проблем.

«Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». К.Г.Юнг.

Достоинства метода песочной терапии:

1. Возможность посмотреть на себя со стороны. Собственные внутренние процессы сложны для понимания и осознания человека. Нередко нам приходится слышать: «Ты бы посмотрел на себя со стороны!» Это действительно полезно. Но вот вопрос – как это сделать? Записать себя на видео или аудио, регулярно смотреть на себя в зеркало? Но это будет взгляд на «видимое». А как быть с «невидимыми» внутренними процессами? И здесь на помощь приходит песочница с миниатюрными фигурками. В контексте песочной терапии возможность посмотреть на себя, на свой внутренний мир, со стороны становится доступной, ибо песочные картины являются отражениями нашего внутреннего состояния.

2. Возможность созидательных изменений событий и взаимоотношений. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность.

3.Возможность раскрытия и осознания Тайн бытия. Знакомая с детства картина: ребёнок создаёт из песка замок, некоторое время любуется им, а потом волна или он сам разрушает творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Именно это простое действие хранит уникальную Тайну бытия: всё приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому. Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и обыденности.

4. Проявление творческих возможностей. В результате «диалога» рук с песком и водой происходит творческое самовыражение человека, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне становится возможным «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития.

5. Безопасность и экологичность в использовании данного метода. Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, что особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания в слова — например потому, что они очень остры и болезненны или просто потому, что человек не обладает даром красноречия.

Итак, взаимодействуя с песком и миниатюрными фигурками, мы, независимо от возраста, приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы повнимательнее рассмотреть его: понять свои желания, разобраться с воспоминаниями, открыть источники внутренней силы, найти уязвимые места, увидеть лучшее решение сложной ситуации. И, научившись находить гармонию в песочной картине, мы получаем опыт владения собой и способ конструктивного взаимодействия с окружающим миром.

И когда человек заканчивает взаимодействие с песком, перед нами – человек ИЗМЕНИВШИЙСЯ. Он прошёл какой-то кусочек своего пути и стал хотя бы немного ближе самому себе.

Сегодня песочная терапия широко применяется в терапии с детьми,подростками, взрослыми, а также в работе с семьями, супружескими парами, в группах личностного роста, на тренингах общения и т.д.

Песочная терапия для взрослых и детей.

1

Потенциал песочной терапии для детей

Занятия с песком помогают малышу раскрепоститься, избавляют от трудностей в общении (коллективные) и позволяют развить мышление, воображение и мелкую моторику. Психологам песочные упражнения помогают понять внутренний мир ребенка, провести диагностику его психического состояния. Также методика игр с песком обладает следующими возможностями:

Детям очень нравятся занятия с песком, однако, стоит помнить, что это бывает небезопасно. Ребенок может проглотить песчинки, вдохнуть их и т. п. Поэтому малышей дошкольного возраста оставлять одних во время игр в песочнице не следует.

1.1

Показания и противопоказания

Бывают ситуации, когда ребенку просто необходимы занятия с песком. Показаниями к песочной терапии являются:

  • агрессивное поведение, тревожность;

  • необщительность;

  • стрессы, связанные с отношениями в семье;

  • неврозы;

  • психосоматические заболевания.

Также игры с песком рекомендованы детям с психическими отклонениями.

Существуют и некоторые противопоказания для подобных упражнений. К ним относятся:

  • эпилепсия;

  • аллергические реакции на песок;

  • заболевания кожи.

2

Упражнения с песком

  • Для полноценных занятий с песком требуется приобрести необходимые материалы. К ним относится специальный стол-песочница, кварцевый песок и мелкие фигурки людей, животных, растений и т. д. Стол-песочницу приобретать лучше изготовленную из дерева. Здесь важен тактильный контакт ребенка именно с природными материалами. Если такой возможности нет, стол можно изготовить самостоятельно из деревянных брусков. Песок (если кварцевый отсутствует) также может быть заменен на речной или морской. Он должен быть мелкий (чтобы легко струился в руках) и тщательно промытый.

Индивидуальные занятия

Эти упражнения используются в домашних условиях, в работе с психологом, логопедом, арт-терапевтом:

Строитель

Лоток с песком предоставляет малышу неограниченные возможности для строительного творчества. Можно воспользоваться фигурками и создать целый мир в ограниченном пространстве, и, увлажнив песок, строить объемные фигуры

В песочнице ребенок является творцом и созидателем, он сам принимает решения и воплощает их в жизнь. Это очень важно для становления уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.

2.2

Коллективные упражнения

В основном коллективные игры применяются воспитателями ДОУ. Их цель активизация детей, установление отношений в группе, создание сплоченного коллектива. Также совместные занятия способствуют снятию излишнего напряжения и стабилизации психоэмоционального фона в группе.

Чаще всего в детских садах применяются следующие игры с песком:

Веселая история

Воспитатель выкладывает в песочнице фигурки в определенном порядке. При этом рассказывает историю об этих фигурках. Затем прячет их в песок. Дети должны отыскать фигурки, разложить их в том же порядке и пересказать историю. Игра способствует развитию внимания, связной речи. Укрепляет связи в коллективе

Мой город

Педагог предлагает ребятам построить свой город в песочнице так, как они его представляют. Упражнение способствует развитию фантазии

Придумай сказку

Воспитатель предлагает детям придумать свою собственную сказочную историю. Для игры используются фигурки сказочных персонажей, деревьев и животных. Также педагог может нарисовать образы вымышленных героев, которые дети будут использовать в своей сказке. Упражнение развивает речевую деятельность, активизирует воображение, способствует снятию психоэмоционального напряжения

Волшебный круг

Педагог предлагает ребятам выложить круг из камушков, бусинок и т. д. Каждому ребенку раздается по несколько камней, которые он должен будет вложить в общий круг. Цель занятия: коррекция гиперактивного поведения, рефлексии

Песочная картина

Ребенок рисует (пальцем, кисточкой) в песочнице картину и объясняет остальным ребятам, что именно он нарисовал. Цель игры: развитие речи, укрепление дружеских связей в коллективе, активизация общения

Так как песок является природным экологически чистым материалом, он становится все более популярен в детских учреждениях. Игры с песком относятся к здоровьесберегающей технологии, направленной на сохранение и стимулирование состояние малыша.

3

Показания к песочной терапии для взрослых

Песочная терапия помогает проблеме обрести внешнюю форму. Занятия творчеством помогают расслабиться, выплеснуть скопившиеся негативные эмоции, проявить себя.

Психологи рекомендуют арт-терапию своим клиентам в следующих случаях:

  • возрастной, ценностный, личностный кризис;

  • натянутые отношения с близкими;

  • проблемы в семье;

  • расставание с любимым человеком, развод;

  • смерть родных и близких;

  • страхи, панические атаки;

  • социальные конфликты;

  • психосоматические заболевания;

  • неврозы, нарушения психического состояния.

На основе творческих стараний человека в песочнице специалист сможет сделать достоверные выводы о его психоэмоциональном состоянии и помочь решить выявленные проблемы.

3.1

Песочные упражнения

Подобные занятия используются психологами для психоэмоциональной разгрузки клиента, анализа и коррекции его внутренних проблем:

Реконструкция

Психолог предлагает клиенту восстановить свой жизненный путь с помощью фигурок. На каждом этапе должна быть использована та, что олицетворяет человека в данный период его жизни. Цель занятия — интеграция

Перепроектирование

Специалист просит человека подумать о том, что бы он хотел поменять в своей жизни. Затем клиент должен с помощью фигурок изобразить эти изменения в лотке с песком. Цель упражнения — выявление внутренних проблем

Переговоры

Психолог предлагает клиенту провести переговоры между двумя фигурками в лотке с песком, придумать диалоги. Цель — выявление социального конфликта

Пассивный-активный

Доктор просит выбрать три фигуры, олицетворяющие активное начало пациента и три — пассивное, разместив их в лотке. Между ними необходимо выстроить диалог. Цель занятия — интеграция

Параллельный мир

Коллективное занятие, подходящее для семейного сеанса. Каждый человек в своем лотке выстраивает придуманный мир, затем рассказывает о нем. Цель — выявление семейных проблем

Событие

Психолог предлагает реконструировать с помощью фигурок событие, вызывающее негативные эмоции и обыграть его. Цель — помочь найти решение проблемы

Как обрабатывать песок в интерактивной песочнице?

У многих педагогов использующих песок в своей практике, нередко, возникают вопросы: какой песок использовать для интерактивных песочниц? Как правильно обрабатывать песок для занятий в детском саду? Отвечаем на все.

Песок для работы с детьми нужно выбирать очень внимательно. Он не должен содержать вредных примесей, крупных зёрен, гравия. Обязательно, чтобы песок соответствовал ГОСТу 8736–93, «Песок для песочниц» и СНиП III — 10–75.

Как правильно ухаживать за песком?

Интерактивная песочница превращается в сенсорный стол — это помогает дополнительно защитить песок от пыли, когда занятия с ним не проводятся. Песок в помещении, требует специального ухода. Но информации о санитарной обработке песка в помещении, где находится группа детей в нормативных документах нет. За разъяснением мы обратились к Борису Артёменко, кандидату биологических наук, эксперту в области санитарных норм и правил:

«Санитарная обработка песка никак не регламентирована. Чтобы избежать инфекционных и паразитарных заболеваний через песок лучше всего проводить его обработку под воздействием высоких температур. То есть, прокаливаем песок на поддонах в сухожаровых шкафах (180 градусов Цельсия, экспозиция 60 минут с момента достижения рекомендованной температуры, потом охлаждаем в течение 40–45 минут)».

Сейчас в магазинах можно найти песок, готовый к использованию на занятиях с детьми. Стоимость его выше, чем обычного, но он прошёл необходимую обработку. В наших интерактивных песочницах в комплекте идёт специальный сертифицированный песок, он уже готов к использованию в детских учреждениях. Менять песок в песочнице рекомендуется 1–2 раза в год.

Где взять песок для песочной терапии?

Работа с мокрым и сухим песком имеет множество вариантов.
Где взять песок – не проблема, особенно для нашего города Севастополя.

Если Вы работаете с сухим песком, то лучше всего подойдёт мелкий речной песок. Он легче просачивается сквозь пальцы, не раздражает кожу ребёнка или взрослого человека. Более нежный, если можно так сказать.
Приобрести его можно в магазинах стройматериалов. Стоит он дёшево, так что купить его может любой человек, даже с самым минимальным доходом.
Речной песок бывает разного цвета.
Самым популярным среди детей и взрослых является песок жёлтого оттенка. Жёлтый цвет в цветотерапии имеет довольно положительную трактовку (см. статью в разделе цветотерапия «Жёлтый цвет»). Наверное, поэтому его все любят.
Это цвет солнца, символ всего хорошего.
После того, как Вы приобрели песок, не спешите сразу высыпать его в песочницу. Для начала его надо просеять через мелкое сито, чтобы исключить возможность попадания инородных частиц.
Потом его желательно промыть.
Затем просушить.
Сразу оговорюсь, что песок в помещении сохнет очень долго, даже летом. Если Вы затеяли промывку песка в холодное время года, приготовьтесь к тому, что высыхать он будет неделями.
Так что лучше всего проводить эту процедуру летом, под палящими лучами солнца.
Если Вы живёте в частном доме или у вас есть возможность проделать эту операцию где-то на свежем воздухе, Вам повезло.
Следующий этап – пожалуй, самый неприятный.
Песок обязательно надо прокалить на огне или в электрической духовке (для дезинфекции).
Запах будет просто жуткий, даже не знаю, с чем сравнить.
При всём при том, что я прокаливала песок летом с открытыми окнами во всей квартире, смог стоял такой, что в пору противогаз надевать.
Если в доме есть маленькие дети, лучше всего на время этого мероприятия увести их куда-нибудь погулять на улицу или к кому-нибудь в гости.
Если Вы решили работать с мокрым песком, то для этих целей подойдёт крупный морской песок. Этапы обработки такие же, как и с речным песком.
Морской песок можно просто набрать на пляже (или купить в магазине). Для стандартной песочницы понадобиться примерно десятилитровое ведро.
Морской песок при добавлении воды разительно отличается от речного песка, в который тоже добавили воду. Из крупного песка проще лепить фигуры, он легче отделяется от формочек (пасок), в отличие от мелкого, который плохо держит форму, особенно в маленьких пасочках.
Если у вас нет возможности заниматься песочной терапией с ребёнком самостоятельно или со специалистом, используйте хотя бы летнее время года на каком-нибудь песочном пляже.
Это, конечно, не идеальный вариант, здесь много нюансов, больше минусов, чем плюсов. Тем не менее, какой-то терапевтический эффект ваш ребёнок получит.
Всё же лучше, чем совсем ничего в этом направлении.
Детям нравиться работать и с сухим, и с мокрым песком.Конечно, совсем маленьких «строителей» больше привлекает мокрый песок. Здесь можно лить воду, лепить мокрую массу, которая не так быстро теряет форму, как сухая.
Но в мокром песке нельзя проделывать многие вещи, характерные для сухого песка. Более того, использовать фигурки людей, животных и т.д. не очень удобно, потому что они катастрофически быстро становятся грязными и непривлекательными.
Взрослые в ходе песочной терапии предпочитают сухой песок, манипулируя с большим количеством миниатюр из коллекции.
Всем, кто решил заняться песочной терапией, желаю удачи!

Если у вас будут вопросы, связанные с песочной терапией, можете обращаться ко мне за помощью через форму обратной связи на сайте.
С уважением, Тулинова Ольга Анатольевна.

Псаммотерапия: всё о методе терапии песком и использования в домашних условиях

Несмотря на странное, непривычное для русского слуха название, псаммотерапия — лечение песком -довольно распространённый метод лечения, который получил широкое применение ещё в 19 веке (в странах Европы). Однако первыми эту методику опробовали лекари древнего Вавилона, а после — римляне. В России же этот способ стал известен благодаря врачу — Н. В. Парийскому. Именно он открыл первые здравницы на побережье Чёрного моря, где практиковал лечение печком ревматизма и периферической нервной системы. Сегодня псаммотерапию с успехом используют в различных санаториях, SPA-салонах и специальных медицинских центрах во всём мире. Так что это за методика?

Что такое Псаммотерапия

Псаммотерапия (psammo – песок и therapia – лечение) – это метод лечения горячим песком, прогретым до температуры 48-60 градусов (в среднем). Главное условие: песок должен быть максимально сухим (не влажным). Это позволит восстановить здоровье без лишних затрат и усилий со стороны больного, ведь песочные ванны можно принимать на пляже или дома.

Какой песок применять для терапии?

В псаммотерапии применяют только морской или природный речной (можно и озерный) песок, поскольку в нём содержатся остатки минералов (например, кальций, магний, натрий, йод, калий и др.), частицы которых проникают через поры кожи и оказывают благотворное целебное действие на больные суставы, внутренние органы и на весь организм в целом. Но для этой цели лучше использовать среднезернистый песок, т. к. мелкие песчинки способствуют аллергии (попадая в дыхательные пути), а слишком крупные раздражают кожу.

Обратите внимание! Песок обязательно должен быть чистым (т. е. места, где моют автомобили и пасут скот — непригодны для добычи ресурса).

Терапия песком — как это работает?

Лечебное действие достигается благодаря нескольким составляющим:

1. Тепловой фактор

Песок известен своей способностью удерживать тепло, а после медленно передавать его человеку (через клетки кожи). Так, песочная ванна стимулирует температуру всего тела (в т. ч. мышц и мягких тканей), а также оказывает расслабляющее и успокаивающее действие.

В результате под влиянием тепловой энергии происходит следующее:

  • Из организма начинают постепенно выводиться токсины и другие вредоносные вещества (за счёт усиленного потоотделения).
  • При этом раскалённый песок оказывает обезболивающее действие.
  • Улучшается обмен веществ в клетках и тканях тела.
  • При регулярной практике «уходят» лишние килограммы и отёки.
  • Происходит омоложение кожи.

2. Механический фактор

Помимо тепловой функции, частицы песка выступают в роли массажёра, стимулируя тем самым кровоснабжение, лимфоотток и улучшая обмен веществ. За счёт этого удаляются ороговевшие клетки кожи, происходит глубокое очищение пор (ещё и благодаря тепловому эффекту) и ускоряется процесс регенерации.

3. Химический фактор

Поскольку песок насыщен множеством полезных минералов, то происходит слабощелочная реакция: на поверхности кожи образуется углекислая плёнка, под которой происходят обменные процессы и насыщение клеток питательными веществами.

Справка! Песок — отличный абсорбирующий материал, вбирающий в себя пот и защищающий организм от перегрева, благодаря чему тепло распределяется равномерно по телу. В связи с этим псаммотерапию сравнивают с грязевыми и водными ваннами.

Показания к применению — кому назначают процедуру?

Песочную терапию назначают в следующих случаях:

  • При болезнях суставов и мышц (ревматизм, артрит, артроз, радикулит, анкилозирующий спондилоартрит и др.)
  • Для лечения патологий женской половой системы (воспалительного характера).
  • При заболеваниях ЖКТ (особенно в случае хронического нарушения пищеварения).
  • При различных травмах.
  • Для лечения патологий органов дыхания (болезни лёгких: бронхит, пневмония и др.).
  • Для снижения массы тела и избавления от целлюлита.
  • При заболеваниях почек и мочевыводящих путей.
  • Для рассасывания шрамов и спаек.
  • При расстройстве нервной системы.
  • В случае хронического простатита.
  • Для лечения последствий рахита и полиомиелита.
  • Для лечения аллергии и диатеза.

Важно! Псаммотерапию успешно используют для лечения рахита и ДЦП у детей.

Методы лечения песком

В псаммотерапии применяют два метода терапии: общую и местную.

Метод общей псаммотерапии

Для проведения общей псаммотерапии специальные ванны с электроподогревом наполняют заранее подготовленным песком (просеянный, промытый под проточной водой и высушенный при температуре 120 градусов). Далее человек полностью погружается в заполненную песком ёмкость, оставляя на поверхности только голову.

Подобные процедуры можно проводить на морском побережье (во второй половине дня, когда песок максимально прогрет солнцем и не содержит опасных микроорганизмов).

Выполняется процедура следующим образом:

  1. В песке выкапывают яму (согласно параметрам тела).
  2. Бережно вытирают кожу.
  3. Под голову укладывают полотенце.
  4. На лоб кладут влажную салфетку (или другое, смоченное пресной водой полотенце). Обязательное условие: во избежание солнечного удара голова должна находиться в тени.
  5. После того, как человек устроился в подготовленной яме, тело начинают аккуратно засыпать небольшим слоем песка (ноги и руки посыпают 12-сантиметровым слоем, остальные участки примерно 5-6 см, живот — не более 2 см), избегая при этом области сердца.
  6. По завершении сеанса (через 20-30 минут) песок смывают чистой водой комнатной температуры и ещё полчаса отдыхают в комфортных условиях (сразу окунаться в холодную воду категорически запрещено).

Внимание! Данный метод не подходит для домашних процедур, т. к. требует слишком большого количества обработанного песка (потребуются сотни килограмм средства), что нецелесообразно и негигиенично. Для этой цели лучше обратиться в косметический или медицинский салон (или же выполнять процедуры на соответствующем курорте).

Способ местной псаммотерапии

Местная псаммотерапия предполагает использование горячего песка локально (т. е. на отдельные части тела: на ноги, на поясницу и т. д.). В специализированных клиниках для этого используют ящики (разных форм) с подогревом.

Так, местная псаммотерапия подразумевает следующее:

  • Ходьба по горячему песку.
  • Местные песочные ванны (для какой-то одной или нескольких частей тела).
  • Песочные аппликации (накладывают мешочки с горячим песком на разные участки тела). В медицинских учреждениях для этих целей используют специальное оборудование.

Местная терапия подходит и для домашнего применения.

Лечение песком в домашних условиях

Преимущество лечения нагретым песком в домашних условиях состоит в том, что метод можно использовать в любое время года (без посещения пляжа, курорта или медицинского центра). Однако это потребует некоторых знаний и усилий. И в первую очередь необходимо правильно заготовить песок. Для этого потребуется:

  1. Собрать несколько килограммов песка (речного, морского или озерного).
  2. Просеять его через сито, очистив таким образом от примеси мелких камешков, ракушек и глины.
  3. Промыть под проточной тёплой водой.
  4. Прокалить в печи или в духовке в течение 1,5 часов (при температуре 115-120 градусов). Песок при этом необходимо постоянно перемешивать.
  5. Остудить и пересыпать в подходящую ёмкость.

Домашняя псаммотерапия применима в следующих случаях (исключительно для местного лечения):

  • При похудении.
  • Для избавления от целлюлита.
  • Для косметических целей (например, пилинг, омоложение кожи).
  • В случае лечения какой-то одной части тела (например, больной ноги, руки, поясницы — для снятия боли и отёков и т. д.).

Важно! Для терапии внутренних органов и устранения воспалительных процессов (гинекологические болезни, проблемы с органами дыхания или с ЖКТ и др.) рекомендуется обращаться только в специализированные учреждения.

В домашних условиях обычно используют два способа лечения: местные ванночки и песочные грелки.

Ванночки

Процедуру выполняют следующим образом:

  1. Заранее обработанный песок нагревают в духовке (на противне) до температуры 50 градусов.
  2. Высыпают в глубокий ящик или таз
  3. Погружают в него больную часть тела — в среднем на 15-20 см (например, конечность) и сверху прикрывают одеялом.
  4. По завершении процедуры (через 20-30 минут) песок смывают тёплой водой и насухо вытирают кожу полотенцем.

Курс лечения: 15-30 процедур (через день или два дня подряд и перерыв).

Использованный песок промывают, снова прогревают в духовке до 120 градусов, охлаждают и убирают в ёмкость до следующего применения.

Песочные грелки

Процедура подразумевает следующие действия:

  1. Заранее приготовленный песок прогревают до температуры 60 градусов и высыпают в необходимого размера мешочек (хлопчатобумажный, замшевый и др.).
  2. Крепко завязывают его и прикладывают к больному участку тела (на сухую кожу).
  3. Сверху закрепляют шерстяным шарфом.
  4. Через 30-40 минут терапию завершают.

Курс лечения: 15-20 процедур (ежедневно), которые рекомендуется делать перед сном.

Как часто можно проводить процедуры лечения песком?

Процедуры без вреда для здоровья можно проводить ежедневно или через день (но второй вариант предпочтительнее, т. к. даёт организму необходимый отдых). Курс состоит в среднем из 15-20 процедур.

Противопоказания к применению

Лечение проводится только во время ремиссии (в период обострения хронических заболеваний прибегать к терапии не рекомендуется). Так, псаммотерапия противопоказана в следующих случаях:

  • При сердечно-сосудистых заболеваниях.
  • При атеросклерозе.
  • При различных инфекциях.
  • При эндометриозе и мастопатии.
  • При онкологических заболеваниях.
  • При различных кровотечениях (в т. ч. во время менструаций).
  • При сахарном диабете.
  • При гипертонии и гипотонии.
  • При язвенных заболеваниях кожи.
  • В младшем детском возрасте (до 3-х лет).

Рекомендуем почитать интересную статью: Фиточай для вашего здоровья

Псаммотерапия — отличный и безболезненный метод для лечения песком болезней разного характера. Однако перед курсом терапии рекомендуется предварительно проконсультироваться с терапевтом (или даже пройти обследование), поскольку имеются некоторые противопоказания. Неумелое же использование методики может обернуться плачевными последствиями (обострением хронических патологий и т. д.). Если же процедуры выполнять под руководством специалиста или прежде внимательно ознакомившись с информацией (в случае домашнего лечения), по завершении полного курса можно рассчитывать на позитивный результат в виде облегчения состояния и ослабления болезни.

Статью прочитали: 3 056

История создания метода «Песочная терапия»

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов.

При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.

Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии. Создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автор метода «Песочной терапии», швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), считает что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Dora Kalff является автором книги «Sandplay». (Boston: Sigo Press, 1980). В книге описаны случаи из практики.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.

В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.

Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира».

В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.

Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга.

Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.

Песочная терапия – это дополнение к другим видам терапии: визуализации, психодрамы, работы с телом и движением, гипноз и т.д.

Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.

Отличие арт-терапевтической практики работы с песочницей от традиционного варианта юнгианской песочной терапии «заключается также в возможности использования фокусирующих техник, связанных с работой на выбранные клиентом темы. Они могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой клиента».

Существенное отличие от традиционного варианта юнгианской песочной терапии заключается в использовании интерактивных игр и упражнений.

Применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему и нередко бывает обусловлено неуверенностью и повышенной тревожностью клиента. В условиях краткосрочной терапии, специалист иногда может применять тематический подход.

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

Основная задача песочной терапии — соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Возможности песочной терапии

Данный метод позволяет:

Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.

Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.

Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.

Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи:

Диагностические:

Коррекционные;

Терапевтические;

Творческого развития.

Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.

Показания к песочной терапии

Как правило песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии.

Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:

Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;

Ограничен в проявлении своих чувств;

Переживает экзистенциальный или возрастной кризис;

Имеет психологическую травму;

Имеет проблемы в принятии решения.

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Эпилепсия или шизофрения.

Клиент с очень высоким уровнем тревожности.

Клиент с неврозом навязчивых состояний.

Аллергия на пыль и мелкие частицы.

Легочные заболевания.

Кожные заболевания и порезы на руках.

Однако ряд психологов используют песочную терапию с детьми с СДВГ. На сколько это эффективно с такими детьми, трудно сказать, пока можно опираться на обратную связь с родителями этих детей.

Песок для песочницы

В песочнице можно использовать кварцевый песок маркировки «кварцевый песок 0,1-03». Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы.

Для мелкого песка можно иметь пуливизатор с водой, чтобы орошать песок.

Кроме этого можно использовать речной или морской песок с более крупными частицами. Песок бывает разного оттенка — от светлого до темного. Желательно иметь песочницы с разным песком.

Песок может быть цветным. В работе с клиентами желательно иметь песок различной окраски. В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.

Вопрос: «Где можно купить песок?»

Ответ. «Он продается в зоомагазинах в упаковках от 1 кг до 6 кг.

В настоящее время существует сеть магазинов, которые специализируются на продаже цветного песка для творческих работ. Для песочницы вполне достаточно 4-6 кг песка. Песочницу заполняют на две треть песком».

Еще один вариант для создания песочных картин — использование песочницы со специальным экраном с подсветкой. В настоящее время изготавливают различные модификации светового стола для рисования песком (песочная анимация) с различной подсветкой. В этом случае используется один кг песка.

При работе с детьми при создании волшебных картин на ватмане, как вариант, можно использовать не только песок, но и фасоль, горох, манку и другую цветную крупу. Грунтовые цветные камни для аквариума. Это позволяет детям развивать творческие способности. Картины делаются быстро. Их можно мгновенно менять, что очень нравится детям и создает эффект волшебства.

Песочная картина. Арттерапия. Песочная терапияНа плотной бумаге можно делать песочные картины. Для этого делается эскиз картины, затем покрывается клеем ПВА, а далее насыпают песок. Песок сцепляется с клеем. Застывает. Где-то через сутки песок можно покрасить гуашью.

Символизм ландшафта песочной картины

Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д. В момент построения мира клиент может погрузиться в легкое трансовое состояние, фокусируясь на своей проблеме и выходе из проблемной ситуации. Ландшафт показывает, какой путь выбрал себе человек, как он будет его проходить.

В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи. которые подбираются в зависимости от проблемы клиента. Сюжет должен быть понятен клиенту не зависимо от возрастной группы — ребенок это или взрослый человек. У терапевта должна быть подборка притч, метафор, сказок. В ходе работы их можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую.

Песочная терапия — уникальный метод в решении психологических проблем.

Песочная терапия — уникальный метод в решении

психологических проблем.

История песочной терапии началась в первой декаде 20-го столетия, когда английский писатель Г. Уэллс написал о том, как он, наблюдая за своими двумя сыновьями, играющими на полу с миниатюрными фигурками, понял, что они прорабатывают свои проблемы, которые появились у них в отношениях друг с другом и другими членами семьи. В 1911 году он написал книгу «Игры на полу», которая и вдохновила появление песочной терапии. В книге Уэллс описал спонтанную игру, в которую он играл со своими сыновьями, используя миниатюрные фигурки и маленькие предметы.

В последствие, игру с песком, как методику диагностики и консультирования, впервые описала английский врач — педиатр М. Ловенфельд в 20-годах прошлого столетия. Ее целью было найти достаточно привлекательный для детей способ, с помощью которого психолог и ребенок могли бы общаться, а ребенок мог бы свободно выражать свои чувства и мысли, не прибегая к помощи слов. Как песок, так и вода могут перенести человека в ранние переживания детства.

Какая же связь между игрой и психотерапией?

Игра для ребенка – это ведущий вид деятельности, одно из средств коммуникации, а главное – уникальная возможность самовыражения. Именно в игре ребенок выражает себя более спонтанно и естественно. Ему гораздо легче рассказать о том, как он относится к себе, к родителям, к событиям в своей жизни не словами, а используя фигурки и свое воображение. В свободной игре ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитые негативные события не развиваются в психическую травму.

Очень важно то, что отрицательные эмоции, напряжения и страхи, которые в обычном общении ребёнок подавляет или стесняется выразить, высвобождаются, как правило, в игровой ситуации. Поэтому игра является мощным и безотказным психотерапевтическим инструментом.

Какова идея песочной терапии?

Для многих людей, а в особенности для ребенка очень трудно выражать словами свои чувства, переживания, ощущения. Возможно, сложность заключается не только в том, что человек не может подобрать нужных слов, а скорее в том, что рассказ о своей внутренней жизни — это всегда риск, это всегда очень волнительно и порой небезопасно.

К.Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике»

Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание своего бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек «отрабатывает» свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний конфликт.

Как это происходит?

В кабинете стоят специальные деревянные ящики. Их внутренняя поверхность окрашена в голубой цвет. Голубой цвет символизирует воду и воздух. Ящики до половины наполнены песком нежно-желтого цвета. В одной песочнице находится мокрый песок, в другой – сухой. Клиент (ребенок или взрослый) самостоятельно выбирает, с каким песком ему хочется взаимодействовать здесь и теперь. Сухой песок имеет легкую структуру, он теплый, успокаивающий, медитативный.

Мокрый песок побуждает к действию, созиданию. Он более «послушен», из него легко строить различные конструкции. В мокром песке клиент может выразить злость, проявить терпение, побороть страх.

На полках стоят различные фигурки небольшого размера. Они подобраны таким образом, чтобы у клиента была возможность отобразить как реальные события, так и фантастические: дома, деревья, камни, многочисленные животные и птицы, различные виды транспорта, сказочные герои, люди различных профессий и т.д.

В песочнице с влажным или сухим песком клиент расставляет миниатюрные фигурки и создает различные картины. Используя осязание, обоняние и зрение, он переносит вовне состояние своего внутреннего мира, свои сознательные и бессознательные мысли и чувства. Каждая фигурка, выбранная клиентом, отражает его уникальный взгляд на этот мир. Иногда, достаточно нескольких фигурок, чтобы помочь увидеть внутренний конфликт, застарелую травму или нынешнюю боль. Песочная терапия обеспечивает возможность представить в образах то, что происходит во внутреннем или внешнем мире, каждого, кто решил оставить «свои следы» на песке.

В чем достоинство этого метода?

Прежде всего — в своей естественности. Естественная потребность людей быть в контакте с землей породила идею терапии песком. Песок и вода, являются очень мощными и целительными средствами. Обычно дети легко соглашаются поиграть «в песок». В кабинете их моментально привлекают песочницы и фигурки. Они создают свои миры самостоятельно, процесс «работы» не нарушается замечаниями или советами психолога. Это очень важно, т.к. в этот момент ребенок чувствует, что он- личность, он – творец. Одним из важных моментов терапии, является установление и соблюдение определенных правил (также, как в жизни). Это помогает ребенку научиться самоконтролю, умению чувствовать и впоследствии уважать собственные и чужие границы, умению выбирать и нести ответственность за совершенный выбор.

Созданный мир можно рассмотреть, прочувствовать, изменить, обсудить и сделать фотографию. Обычно дети и взрослые, которые проходят песочную терапию, очень трепетно относятся к фотографиям своих «песочных миров». И это понятно — что может быть ценнее собственного уникального опыта?

С чем помогает справиться песочная терапия?

  • с проблемами, которые связаны с эмоциональными и поведенческими расстройствами
  • со сложностями во взаимоотношениях с окружающими
  • с последствиями психологических травм
  • со страхами, агрессией, повышенной тревожностью.

Опыт моей практики показывает, что песочная терапия положительно влияет на самочувствие детей и взрослых. Она дает возможность вновь пережить довербальные и невербализуемые состояния. Ведь ребенок начинает понимать язык прежде, чем становится способен говорить.

Песочная терапия

Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.

Особенности метода песочной терапии

Пример композиции, созданной на сеансе песочной терапииСтандартный деревянный поднос для песка

В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 × 70 × 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Для терапевта составление коллекции может стать отдельным творческим и увлекательным процессом.

От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придаёт работе определённый вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объёмных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребёнок ещё не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.

История метода

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Примерно в 1940-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, или так называемый «Erica метод», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии несколько позже в работе с детьми начала использоваться «техника мира» Маргарет Ловенфельд, взятая из «теста мира». В свою очередь, Дорой М. Калфф (Швейцария) из «техники мира» был разработан терапевтический метод — «сэндплэй» (игра с песком) вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми.

Концептуальные источники песочной терапии

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» (Карл Густав Юнг). Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребёнка». Пройдя через собственный опыт знакомства со своим «внутренним ребёнком», Юнг пишет: «Доминанта ребёнка — это не только нечто из далекого прошлого, но и то, что существует сейчас, то есть, это не рудиментарный след, а система, функционирующая в настоящем. … „Ребёнок“ прокладывает путь к будущему преображению личности».

Автор этого метода, швейцарский юнгианский аналитик Дора Калфф, считает главным принципом, положенным ею в основу работы, — «создание свободного и защищённого пространства», в котором клиент — ребёнок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калфф, «Sandplay», 1980).

Ко времени смерти Доры Калфф в 1990 г. её работа получила общее признание во многих странах мира. В настоящее время метод игры с песком в равной степени используется в работе и с детьми, и со взрослыми. Большинство старших специалистов, применяющих на практике метод игры с песком, — юнгианские аналитики, но большинство членов Международного общества терапевтов, использующих метод игры с песком, не являются юнгианскими аналитиками. Данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

> См. также

  • Аналитическая психология
  • Юнг, Карл Густав
  • Архетип (психология)
  • Коллективное бессознательное
  • Архетипическая психология

Литература

  • Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. — М.: ООО «ЦГЛ „РОН“», В. Секачев, 2001. — 329 с.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.
  • Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
  • Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
  • Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри, 2003. — 495 с.
  • Юнг К. Г. Человек и его символы. — М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.
  • Юнг К. Г. Практика психотерапии. — Минск: Харвест, 1998. — 383 с.
  • «Юнгианская песочная терапия» Ежегодный альманах. — М.: МААП, 2013. — 216 с.
  • Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. — СПб.: Речь, 2012.
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Ссылки

  • Российская Ассоциация юнгианской песочной терапии
  • International Society for Sandplay Therapy
  • Sandplay therapists of America
  • British and Irish Sandplay Society
  • Алексеева Марина. Песочная терапия Sandplay — сквозь пространство и время
  • Андреева Виктория. Песочная терапия — когда «Ребенок» спасает «Взрослого»(Обращение к Архетипу ребенка)
  • Скавитина Анна. Аналитическая игра в песок (сэндплэй) — дверь в королевство детства

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *