Плод добрых трудов славен

Тема урока: «Плод добрыми делами славен»

Конспект 5 класс однкнр

Тема «Плод добрых трудов славен».

Планируемые результаты:

Предметные: умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку

Метапредметные:

П: способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы

Р: способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность

К: умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других

Личностные: признание (осознание) ценности созидательного труда

Цель:

— создать условия для осознания учащимися того, что добрые дела, труд человека приносят славу не только ему, но и Отечеству;

— способствовать формированию чувства патриотизма, чувства гордости за людей, которые прославили нашу Родину трудолюбием, мужеством, героизмом;

— развивать навыки общения, навыки работы в коллективе.

Ход урока

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Займите свои рабочие места. Всем нам хочется учиться, Чтоб работою гордиться. Будьте же внимательны И во всём старательны! Нас ждут интересные и увлекательные дела. От Вашей активности и внимательности будет зависеть, какой у нас получится урок.

Работа в группах по 2 чел

II Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

— Вы слышали такое слово «плод»? Какие плоды растений вы знаете? (яблоко, груша, орех).

— А слово «плод» в переносном значении означает: результат, итог чего-либо.

— А как вы объясните значение слова «добрый», например, добрый человек (дарит добро), добрый поступок? (несет людям добро)

— Вспомните и назовите пословицы о добре.

Доброму бог помогает.

Доброму гостю хозяин рад.

Доброму добрая память.

Не ищи красоты, ищи доброты.

На свете не без добрых людей.

Добрые умирают, да дела их живут.

— Что такое труд? (работа, занятие, деятельность человека)

— Вспомните пословицы о труде.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Делу — время, потехе — час.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без хорошего труда нет плода.

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Труд кормит, а лень портит.

— Давайте мы с вами представим русскую армию. Чем солдаты и командиры прославляют русскую армию, Россию? (мужеством, стойкостью, героизмом, сам Наполеон осознал, что русская армия сильная и непобедимая о славе русского солдата и командиров в годы Отечественной войны 1812 г. с французами).

— Легко ли солдатам досталась слава? (нет, нелегко, более 40 тысяч солдат и командиров полегло на поле брани)

— Итак, слава (известность) достается тем, кто вершит добрые дела во имя своего народа, села, города, страны, кто совершает добрые поступки.

— Наш урок мы продолжим с одного стихотворения замечательного поэта прошлого века В.Я. Брюсова. Оно находится у вас на партах. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках и восстановим его!

Слайд №1(слайд дан без названия стихотворения и без слова, которые учащиеся должны восстановить).

Учащиеся, работая в группах, самостоятельно читают стихотворение, вставляют «потерянное» слово.

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд!»

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие трудов! ….

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

— Какое слово вы вставили в стихотворение? Прочитайте, пожалуйста, свое четверостишие со вставленным словом.(С каждой группы один ученик читает свое четверостишие).

Ответы учащихся.

— Ребята, мы с вами говорили уже о трудолюбии, о том, что необходимо трудиться не только для себя, но и своим трудом приносить пользу людям. А как вы понимаете, что такое труд?

Труд — это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.

Ответы учащихся.

— Предлагаю обратиться к нашему помощнику — Толковому словарю и найти смысловое значение данного слова. Работа со словарем. Объяснение значения слов «труд». Учитель поясняет значение слова «целеустремленный» Направленный к определенной цели, добивающийся чего-нибудь определенного. , обращает внимание на слова «общественно полезный», разъясняет их. Слайд №2

— Ребята, давайте вернемся к нашему стихотворению.Обратите внимание, что в нем, в каждом четверостишии употребляются формы слова, которое мы записали (труд, трудом, трудов, труды, трудах).Но есть еще одно слово но оно также относится к труду. Кто догадался, какое слово я имею в виду? Слайд №3

Ответы учащихся.

— А кто же такие труженики? Тот, кто трудится, работящий человек. Тот, кто отличается трудолюбием.

Ответы учащихся.

— Давайте снова обратимся к Толковому словарю и найдем смысловое значение этого слова.Работа со словарем. Объяснение значения слова «труженик». Слайд №4

— Мы говорили о трудолюбии, о том, что необходимо трудиться, а сегодня узнали новое понятие, значит,о ком мы будем говорить на нашем уроке? И тема нашего урока? «Плод добрых трудов славен», т.е. мы будем говорить о том, что результатом добрых дел, труда человека может стать слава (известность).

Ответы учащихся.

— Ребята, давайте откроем стр. 43 учебника и проверим, правильно ли мы думаем. Слайд №5

— Ребята, посмотрите, по мнению поэта только «труженикам — слава, только

им — венок в веках». Как вы думаете, почему поэт так думает?

Ответы учащихся.

— Я вижу, что вы затрудняетесь ответить и предлагаю этот вопрос мой оставить открытым и вернуться к нему в конце урока.

— В любую историческую эпоху, любой народ был богат людьми, славные трудовые подвиги которых вносили вклад в развитие страны, её культуры. Вспомним лишь некоторых из тех, чья жизнь и труд могут служить нравственным примером для каждого человека.

— Например, посадили поле пшеницы, вырастили хлеб, собрали хороший урожай, тем самым прославили свое село, район, область. Слайд №6

III Работа по теме урока.

— Ребята, сейчас вы будете работать по группам. Вспомним правила, которых вы должны придерживаться, работая в группе.

Ответы учащихся.

— Работать в группе вы будете по следующему плану:

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Распределите вопросы, на которые вы будете отвечать, между собой.

3. Обсудите ответы на вопросы между собой.

— Каждый из вас должен стараться не подвести свою группу, свой коллектив. Ребята, вы будете самостоятельно работать с текстом. Постарайтесь рассказать о своем герое, «человека труда» так, чтобы и другим группам, не читая текст, было все понятно. Другие группы, которые не выступают, должны внимательно слушать и потом оценить работу группы . Слайд №8

Подводя итоги, мы должны выбрать, чья группа выступила и рассказала лучше всех, кто лучше всех потрудился.

Время работы в группах- 10 мин. Время выступления- 2 мин.

IVФизкультминутка
Потрудились отдохнем встанем глубоко вздохнем руки встороны вперед влево в права поворот 3 наклона прямо встать руки вниз и вверх поднять руки планвно опустили всем улыбки подарили.

V Продолжение работы по теме урока.

Отчет групп.

— Итак, каждая группа начинает представлять своего героя «человека труда».

1 группа. Карточка №1 с.43-44 «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» Слайд №10

Прочитайте текст «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» и ответь на вопросы:

  1. Какая цель была у судна «Якутск» в 1739 году? Назовите руководителей похода.

  2. Почему команда вынуждена была покинуть корабль?

  3. В каких условиях продолжалось изучение северного края?

  4. Какие нравственные качества характеризуют братьев Лаптевых?

  5. Можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами:

«Любовь к Родине может проявляться не только ратными подвигами, но и упорным трудом во благо родной страны»?

Оценивание группы другими группами.

2 группа.Карточка №2с.45-46 «Самолет имени Головатого» и ответь на вопросы:

Слайд №12

  1. В каком году и что обсуждалось на собрании?

  2. Как зовут и кем был герой текста?

  3. Что хотел сделать пчеловод Ферапонт Петрович Головатый для фронта?

  4. Как ты думаешь, правильно ли он сделал? Может быть, достаточно было внести небольшую сумму, а не отдавать свои сбережения?

  5. Какие нравственные качества характеризуют Ферапонта Петровича?

Оценивание группы другими группами.

3 группа.Карточка №3с.46-47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики» Слайд №13

Прочитай текст «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

со слов «»Русского ученого…» до слов «Циолковский не оставил научных занятий» и ответь на вопросы:

  1. Кого называют основоположником космонавтики?

  2. Что впервые предложил использовать Константин Эдуардович Циолковский?

  3. Что писал, вспоминая о своем детстве Циолковский?

  4. Как жил Циолковский, после того как не поступил в училище?

Оценивание группы другими группами.

4 группа.Карточка №4с.47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики» Слайд №14

Прочитай текст со слов «Ученый доказал…» до слов «освоение космоса поможет решить многие современные проблемы землян» и ответь на вопросы:

  1. Что доказал ученый?

  2. Что красочно и верно описал русский ученый?

  3. В чем был твердо убежден Циолковский?

  4. Какие качества характера помогли К. Циолковскому стать великим ученым?

Оценивание группы другими группами.

VI Подведение итогов урока.

— Ребята, мы выслушали все группы. Каждая группа представляла своего «человека труда» и оценивала другую группу. Сегодня мы с вами говорили о достойных гражданах нашей страны, что в 2013 году указом президента была утверждена высшая награда – Герой труда РФ. Ребята, ранее мы с вами говорили о ратном подвиге, а сегодня говорили о трудовом. Повзрослев, вы можете оказаться в любом месте нашей страны. Будем надеяться, что войны не будет, и мы с вами будем нацелены проявить себя в жизни как Герои труда, будем стараться совершить трудовой подвиг, трудиться на благо нашей страны, чтобы быть ее достойными гражданами.

Те, кто хотел бы совершить трудовой подвиг, те люди, о которых мы говорили на уроке для вас стали примером для подражания, и выхотели бы трудиться также на благо Родины.

Скажите, могут ли они стать примером для подражания? Почему?

Ответы учащихся.

Сейчас в конце урока, когда мы с вами узнали о людях труда, вы можете согласиться с тем, что только «труженикам слава, только им венок в руках»? Слайд№17

Ответы учащихся.

— Ребята, подведем итогтому, о чем мы говорили на уроке. Прошу открыть учебник на стр.48 и прочитать его (хоровое чтение).

Слайд № 18

Самоотверженный труд многих наших соотечественников может служить примером для подражания. Труд таких людей обогащает российскую культуру, свидетельствует о любви к Родине и своему народу. Если человек заботится только о своем благополучии, богатстве, не думает о других, его нельзя назвать достойным гражданином своей страны.

VII Рефлексия.

Слайд №19

— А какие добрые дела, поступки совершаете вы, ученики школы, чтобы прославить свою школу и свое село? В каких общественно-значимых акциях вы участвуете ежегодно?

(сажаем деревья, разбиваем клумбы, убираем улицы села, территорию школы и памятника от мусора; готовим концерты – поздравления ко Дню учителя, ко Дню пожилого человека, ко Дню матери, ко Дню Победы и др.)

— Ребята, а чем вы, ученики можете прославить себя и школу прежде всего? (учением). Каков ваш самый главный труд сегодня? (учеба)

— Какими качествами вы должны обладать, чтобы ваш труд был успешным?

(усердием, добросовестностью, ответственностью, усидчивостью, силой воли, трудолюбием, любознательностью…)

— Обладаете ли вы этими качествами? Почему «да», почему «нет»?

— Итак, ребята, в заключение нашего урока мне хочется вам пожелать: «Славьте нашу школу, наше село добрыми делами и поступками, чтобы вами гордились и мы, учителя, и ваши родители, и ваши друзья и знакомые.

Помните и гордитесь героями нашей страны, героями-односельчанами, которые своим трудом и мужеством подарили мирное небо, счастливое детство, подарили нам жизнь и свободу. Всего всем доброго!»

Домашнее задание (по выбору): Слайд №20

Подготовить сообщение (на выбор) на тему: «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны».

Слайд№21

— Ребята, вы сегодня молодцы! Спасибо за работу на уроке!

Карточка №1

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «__________!»

Карточка №2
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано __________:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Карточка №3
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие ____________! ….

Карточка №4

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные _________!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

Карточка №5
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в _________:
Только _____________ — слава,
Только им — венок в веках!

1 группа. Карточка №1 с.43-44 «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири»

Прочитайте текст «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» и ответь на вопросы:

  1. Какая цель была у судна «Якутск» в 1739 году? Назовите руководителей похода.

  2. Почему команда вынуждена была покинуть корабль?

  3. В каких условиях продолжалось изучение северного края?

  4. Какие нравственные качества характеризуют братьев Лаптевых?

  5. Можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами:

«Любовь к Родине может проявляться не только ратными подвигами, но и упорным трудом во благо родной страны»?

2 группа. Карточка №2с.45-46 «Самолет имени Головатого» и ответь на вопросы:

  1. В каком году и что обсуждалось на собрании?

  2. Кем был герой текста и как его зовут?

  3. Что хотел сделать пчеловод Ферапонт Петрович Головатый для фронта?

  4. Как ты думаешь, правильно ли он сделал? Может быть, достаточно было внести небольшую сумму, а не отдавать свои сбережения?

  5. Какие нравственные качества характеризуют Ферапонта Петровича?

3 группа.Карточка №3с.46-47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

Прочитай текст «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

со слов «»Русского ученого…» до слов «Циолковский не оставил научных занятий» и ответь на вопросы:

  1. Кого называют основоположником космонавтики?

  2. Что впервые предложил использовать Константин Эдуардович Циолковский?

  3. Что писал, вспоминая о своем детстве Циолковский?

  4. Как жил Циолковский, после того как не поступил в училище?

4 группа.Карточка №4с.47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

Прочитай текст со слов «Ученый доказал…» до слов «освоение космоса поможет решить многие современные проблемы землян» и ответь на вопросы:

  1. Что доказал ученый?

  2. Что красочно и верно описал русский ученый?

  3. В чем был твердо убежден Циолковский?

  4. Какие качества характера помогли К. Циолковскому стать великим ученым?

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: » «

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано :
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие ! ….

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные !
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в :
Только — слава,
Только им — венок в веках!

Мини сочинение „Добрых дел плод славен»

Говорят, что человек славен добрыми делами, и это действительно так. Нет другого способа заслужить уважение среди людей, кроме добрых поступков. Так случается иногда, что человек очень хорошо умеет общаться, умеет понравиться собеседнику, очаровать чувством юмора. Но время проходит, и замечаешь, что слова у этого человека расходятся с делом, и тогда уважение к такому человеку пропадает. Бывает и по-другому… ничем человек внешне не выделяется, а все равно его с ним все хотят дружить.
В прошлом году появился у нас в классе новенький, Коля Грищенко. Маленького роста, стеснительный мальчик. Девочкам такие не нравятся, мальчикам с ним тоже было скучно, он был тихий и молчаливый. Учился тоже плохо, на тройки. Ничем не примечательный персонаж, в общем. Но со временем стало известно, что наш Коля очень любит всякую живность. Он подкармливает бездомных собак и кошек, дома у них живут три кота и даже голубь со сломанным крылом. Коля даже умудряется пристраивать в хорошие руки бездомных котят и щенков, хотя сейчас мало кто берет животных с улицы, все хотят породистых и ухоженных питомцев.
Когда в классе об этом узнали, Коля на время стал героем в классе. То есть раньше его даже особо не замечали, теперь же всем стало интересно, зачем это ему нужно. Некоторые мальчики начали над Колей шутить, говорить, что он «мать Тереза», и все в таком роде. Но большинство моих одноклассников Колю зауважали, потому что и правда человек что-то делает для других. Не просто себе живет в свое удовольствие, как большинство из нас, а старается быть полезным миру.
Нельзя сказать, что Коля сразу прославился, но многих из нас его поступки заставили задуматься. Многие раньше вообще не замечали этих кошек и собак, не считали это проблемой. Несколько человек тоже стали подкармливать бездомных животных по Колиному примеру. Вообще мне кажется, что мы все стали немножко добрее и человечнее, и все благодаря Коле.
Даже на этом маленьком примере видно, что поступки говорят громче слов. Одно маленькое доброе дело может неожиданно принести заметные плоды. Лично меня восхищает Колина скромность. О его питомцах в классе узнали совершенно случайно, он никому не рассказывал и не считает, что делает что-то особенное. Мы привыкли хвастаться друг перед другом новыми смартфонами, но хвастаться тут особо нечем, по большому счету. А человек бескорыстно делает что-то для других и не видит в этом ничего потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *