Плод же духа любовь

Читаем Апостол. 5 декабря. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание

Аудио

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 5, ст. 22–6, ст. 2.

5:22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

5:23. кротость, воздержание. На таковых нет закона.

5:24. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

5:25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

5:26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

6:1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

6:2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

(Гал. 5, 22 – 6, 2)

Этот отрывок, дорогие братья и сестры, хорошо знаком всем, кто достаточно регулярно посещает богослужения, потому что именно он читается на память преподобных. Преподобными мы называем святых, например: преподобный Сергий, преподобный Серафим Саровский. Этот отрывок также читается в день памяти святого князя Александра Невского, святых благоверных князей Петра и Февронии, поскольку все они закончили жизнь уже в монашестве, даже с другими именами, их можно почитать как преподобных.

Практически всегда читается данный отрывок в память преподобных, и это закономерно, потому что они явили собой именно путь развития духовной жизни. Как правило, это аскеты, подвижники, молитвенники. Все остальные святые ничем не хуже и не лучше: мученики, святители, благоверные князья, но чаще всего человек, который ищет духовной жизни, духовного восхождения, равняется на преподобных. Это были люди, которые часто пребывали в молчании, в молитве, в каких-то трудах, то есть это были действительно, как говорят, бескровные мученики, борцы со своими страстями, со своим ветхим эгоистичным человеком.

В Послании к Галатам, которое мы в основном прочитали (поскольку сегодня суббота, то Церковь напоминает нам некоторые мысли этого замечательного Послания), до сегодняшнего отрывка апостол Павел говорит о том, каковы есть дела плоти, греховного «ветхого» человека. С 22-го стиха Павел говорит о плодах Духа в жизни «нового» человека, обновленного в Духе Святом.

Сразу надо отметить, что, как мы уже говорили, во многих посланиях есть неточность перевода: часто слово дух пишется с маленькой буквы, а в подавляющем числе случаев надо бы писать с большой, потому что имеется в виду Дух Святой. В церковнославянском языке вообще нет такого понятия, как заглавная буквы для каких-то особых слов, скажем, Бог, Дух, Богородица (для этого используются особые слова под титлом, но это отдельная тема). Получается, что русский перевод иногда оставляет с маленькой буквы те слова, которые с точки зрения современного русского языка должны писаться с большой буквы как слова, связанные с Божественной, сакральной темой. Поскольку имеется в виду Дух Святой, то в начале 22-го стиха Плод же духа слово дух должно быть с большой буквы, как имеющее отношение к Духу Святому. Так же и в 25-м стихе: Если мы живем духом (Духом Святым), то по духу (Духу Святому) и поступать должны.

Какие же плоды Духа перечисляет апостол Павел? Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Мы видим традиционно христианские добродетели и качества, первые из которых любовь, радость и мир. Возможно, у апостола Павла не было специального умысла писать эти добродетели именно в таком порядке. На мой взгляд, любовь, радость и мир – действительно фундамент христианского бытия и отношения к жизни. Христианин – это тот, кто в первую очередь всегда любит, поскольку Бог есть Любовь, и это главное послание христианства. Христианин всегда сохраняет радость в Духе Святом, радость о Господе, несмотря на любые испытания, выпадающие на его долю; он никогда не ропщет, всегда благодарит, поэтому всегда пребывает в радости. Также христианина отличает внутренний мир, внутренний покой, который не колеблется никакими внешними факторами.

На таковых нет закона. Эту мысль апостол Павел тоже постоянно проводит, в особенности в наиболее ранних традиционных посланиях: к Галатам, к Римлянам, к Коринфянам. Христианином невозможно стать по приказу, невозможно и собственными силами заставить себя возгреть в своем сердце эти плоды Духа. Я уже обращал внимание на это, напомню и еще раз: когда речь идет о плоти, то есть о грехе, или даже о каких-то делах закона, но совершаемых еще в ветхом состоянии, тогда апостол Павел употребляет слова дела плоти, дела закона. То есть человек – субъект деятельности, человек сам делает что-то, плохо или хорошо, но участвует его «Я», его эго. Когда речь идет о действии благодати Святого Духа, то апостол Павел не говорит «дела Духа», он говорит плоды Духа. То есть человек является уже не собственно субъектом, а почвой, на которой вырастают плоды. Выращивает эти плоды не сам человек, а Сам Дух Святой. Поэтому человек по собственному желанию не может встать утром и сказать себе: «Я сегодня решил стать христианином, поэтому буду всех любить» или «буду всегда радоваться», «буду сохранять мир» и так далее.

Христианство – это вера, это отношения с Богом. В нем никакого законничества; христианство – это путь, который следует пройти со своими падениями, своими ошибками, своими заблуждениями. Научиться моментально, возгреть в себе плоды Духа как по закону или приказу – невозможно. Нужно постоянно следить за «почвой» и стараться наибольшим образом открыться действию благодати Святого Духа. Поэтому, перечисляя эти плоды Духа, апостол Павел говорит: на все эти плоды нет закона, закон не может ни заставить человека вести себя таким образом, ни запретить. Действие Святого Духа ставит человека как бы над законом, ведь говорится, что Христос избавляет человека от греха, смерти и бремени закона. В отношениях с Богом через действие Духа Святого у человека наступает совсем другая стадия, другое отношение, другой уровень, другой горизонт. Человек уже не просто раб Божий, как говорит апостол Павел, но через Христа Иисуса он ребенок, чадо Божие, следовательно, это отношения совсем иного уровня. В отношениях между отцом и сыном в большей степени всегда действует любовь, сострадание, забота, а в отношениях господина и раба действует закон, система наказаний, поощрений, и любовь совсем не обязательна. Это важнейшая мысль, которая есть в этом отрывке, как и во всем богословии спасения апостола Павла.

Об этом небольшом отрывке можно говорить много, но обратим внимание на последний стих: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Относитесь друг ко другу со снисхождением, не пытайтесь «задавить» своего ближнего каким-то осуждением, обличением, излишним бременем закона. Носите бремена друг друга, то есть будьте человеколюбивы, поддерживайте друг друга, и в этом вы найдете способ как исполнить закон Христов. Слово закон, как говорят многие толкователи, в некотором смысле находится в кавычках, потому что, повторю, нельзя стать христианином через дела закона. Об этом говорит все богословие апостола Павла. Поэтому здесь закон Христов – это принцип, который дал нам Спаситель – любите друг друга. В чем эта любовь заключается? Принимайте друг друга в вашем отличии друг от друга. Если человек от тебя отличается, может быть, он даже греховный (а может быть, тебе кажется, что он такой, а на самом деле он ближе к истине, ближе к Богу), ты его прими, не обличай, не дави, не уничтожай, понеси его бремя. Тем самым ты будешь выполнять тот единственный и главный принцип, который оставил нам Христос, заповедь да любите друг друга так, как Он нас возлюбил.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Плоды Святого Духа

(16 голосов: 4.8 из 5)

  • Плоды и дары Святого Духа еп. Александр Семенов-Тянь-Шанский

Плоды́ Ду́ха Свято́го (добродетели) – результат воздействия на человека спасительной благодати Святого Духа (Гал.5:22-23).

Плоды Духа Святого суть те действия благодати, которые являются неотъемлемой частью индивидуальной духовной жизни христианина. Дар Святого Духа, данный человеку в Таинстве Миропомазания, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен, раскрыт. Святой Дух в нас должен принести плоды: христианин вступает в подвиг борьбы со страстями и жизнь согласно евангельским заповедям. В духовном подвиге через союз благодати и свободной воли в христианском подвижнике формируются христианские добродетели. В них и раскрывается ощутимое пребывание Божественной благодати в человеке. Поэтому плоды Духа Святого являются синонимами христианских добродетелей, складывающихся из человеческих усилий и благодатных действий, преображающих человеческое естество. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Плоды Духа Святого принято отличать от Даров Духа Святого, представляющих действия благодати, направленные на созидание Церкви через различные виды служения.

Плоды Духа Святого
Епископ Иларион (Алфеев)

В праздник Пятидесятницы мы вспоминаем событие, которым завершилось домостроительство спасения рода человеческого. В этот день Господь послал на Своих учеников Святого Духа, сошедшего на них в виде разделяющихся языков: под действием Святого Духа представители разных национальностей, собравшиеся в Иерусалиме на праздник и говорившие на разных наречиях, начали понимать слова апостолов. Мы не знаем, говорили ли апостолы на разных языках или каждый из присутствующих слышал их говорящим на его языке, но смысл произошедшего заключается в том, что каждый слышал то, что он должен был услышать, на том языке, который он понимал. И с того момента, когда Господь послал Святого Духа на Своих учеников, тайна Пятидесятницы пребывает в Церкви, давая людям возможность слышать дыхание Духа Божия и воспринимать евангельскую весть в тех понятиях и представлениях, в которых эта весть ему доступна.

Господь говорит: Дух дышит, где хочет… а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин. 3:8). Нам не дано знать, почему Он приходит и почему уходит. Но есть в каждом из нас некое внутреннее чувство, которое помогает нам распознавать дыхание Духа Божия, как это было с пророком Илией, который почувствовал, что не в ветре… не в землетрясении… не в огне Господь, но в веянии тихого ветра (3Цар. 19, 11…12). Мы ощущаем это таинственное дуновение, словно веяние тихого ветра, когда Святой Дух приходит к нам. Он приходит, чтобы преобразить нашу жизнь, изменить нас изнутри и изменить все вокруг нас. Когда Святой Дух приходит, мы начинаем видеть мир другими глазами и оживаем, подобно тому, как весной после долгой зимы оживает природа, появляются цветы, травы и дыхание жизни возвращается ко всему живому.
Прикосновение Духа Святого преображает жизнь человека на всех ее уровнях – не только на духовном, но и на душевном и телесном. Дух Святой проявляет Себя не только в церковной, но и в семейной и профессиональной нашей жизни. Именно потому перед началом всякого дела мы обращаемся к Духу Святому с молитвой, которую мы сегодня, в праздник Пятидесятницы, слышали неоднократно: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй… Мы исповедуем, что Дух Святой присутствует везде и наполняет Собою все, и просим Его о том, чтобы мы не оказались вне Его спасительного присутствия, вне Его благодатного действия. Мы просим, чтобы Святой Дух пришел и вселился в нас, чтобы Он очистил нас от всякой скверны, от всякого греха, от всего того, что мешает нам приблизиться к Богу, от того, что мешает нам увидеть мир таким, каков он есть на самом деле. Мы просим Святого Духа, чтобы на всяком нашем деле было Его благословение. Только тогда наша жизнь будет подлинно христианской, когда мы будем жить Духом Святым, когда вся наша жизнь будет нацелена на то, что святой Серафим Саровский называл «стяжанием Духа Святого».
Каковы плоды действия Духа Святого? Мы видим эти плоды в святых, например, в преподобном Серафиме. Когда Мотовилов однажды спросил святого старца, что такое Дух Святой и что значит «стяжание благодати Духа Святого», тот не ответил ему словами, но Мотовилов вдруг увидел, что лицо святого просияло подобно солнцу и старец на его глазах преобразился. Мотовилов ощутил необычайное благоухание, почувствовал необычайную радость, неземную теплоту. Так действует Дух Святой – таинственно и непостижимо, и Его действие превосходит всякое человеческое понимание и всякое человеческое слово.
«Святым Духом всяка душа живится», – говорится в церковной песни. И поистине Дух Святой «везде сый и вся исполняяй». Но наша задача заключается в том, чтобы не пропустить те минуты, те мгновения, когда дуновение Духа касается нас. Мы должны учиться распознавать присутствие Духа и в самих себе, и в Церкви Божией, и в людях, и в окружающем мире. Тогда и мы сможем – в той степени, в какой каждый из нас способен вместить, – приобщиться к Святому Духу, как приобщились к нему святые апостолы, которых Святой Дух превратил из простых, безграмотных рыбаков в великих проповедников Евангелия, так что поистине во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. Если мы будем жить в Духе Святом, то и нам Господь даст такой дар языков, что на наше слово будет откликаться сердце всякого слушателя вне зависимости от его национальности, возраста, социального положения и даже вероисповедания. Такую силу дает Господь тем людям, которые взыскали благодать Святого Духа. Будем искать этой благодати, будем просить Святого Духа, Царя Небесного и Утешителя, чтобы Он пришел и вселился в нас, чтобы Он никогда не оставлял нас, и чтобы каждая наша мысль, каждое слово и дело были пронизаны Его животворным и благодатным присутствием.

Слова прп. Симеона Нового Богослова.
Том 1, Слово сорок шестое

Чрез возрождение в божественном Крещении души верующих опять оживляются и, прияв Духа Святого, как душу души, приносят плоды Духа жизни. Которые же плодоприносят зло, осуждаются вместе с некрещеными.
Окрещенный божественным Крещением называется просвещенным, а того, кто хотя уверовал во Христа Господа и в таинство воплощенного домостроительства Его, но еще пребывает в чине оглашенных, ученики и учители Евангелия Христова называют непросвещенным и творят о нем общие молитвы, прося Господа огласить его словом истины веры во Христа и открыть ему Евангелие правды; по какой причине диакон и возглашает в церкви к верным: вернии, о оглашенных помолимся, и прочее. Ибо оглашенный хотя уверовал уже во Христа Господа, но верным еще не сделался. Верным собственно называется уже тот, кому вверяется Божественная благодать и кто приемлет ее; соделывается же он верным, когда бывает просвещен, а просвещен, бывает, когда приемлет божественное Крещение. Ибо что слышал он, когда был оглашаем, в том просвещается паче слова, приемля при троекратном погружении Духа Святого и весь преисполняясь божественным светом. Притом, соделываясь в сем таинстве причастником смерти Христа Господа, он делается причастником и Его Воскресения, как говорит божественный Павел. И как Христос, воскресши, уже не умирает, смерть Им уже не обладает, так и тот, кто вышел из купели богорождения, то есть святого Крещения (которая животворит или, лучше сказать, боготворит того, кто окрестился), не умирает более душевною смертию, грех им более не обладает. Кто окрещен Духом Святым, тот еще от чрева матери своей, то есть святой купели, есть уже безсмертен, потому что душа его прияла истинную жизнь, то есть благодать Святого Духа, и он не может более согрешать, как рожденный от Бога. Святой Апостол Павел говорит о сем так: в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении (Кол. 2:11). Сие ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху … Еже бо умре, греху умре единою; а еже живет, Богови живет. Такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови о Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:10-11). Елицы бо во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся (Рим. 6:3). Таким образом, что для Христа Господа были крест и гроб, то для нас есть Крещение; и как Христос умер плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силою Божиею: дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4). Итак, хотя, возможно, чтобы по возрождении в Крещении грешил и верный, но, если согрешит когда-либо верный, то он (уже перестает быть верным) изгоняется из Церкви и отлучается от общения с христианами; и (если желает снова войти в нее) подвергнется церковному наказанию, то есть исповеданию греха, с постыжением, безчестием, слезами и воздыханиями не о том только, что согрешил, но паче о том, что, согрешивши, удалил от себя Божественную благодать, которая опять не так легко возвратиться к нему, как была дарована во святом Крещении.
Два есть светила, светящее нам: Бог – умное Солнце, Который дает свет умным очам души, да видит мысленно невидимую тварь, и чувственное солнце, которое дает свет чувственным очам, да видят тварь чувственную. Как никто не видит, какие места ровны и какие неровны, какие дорожки чисты и какие засорены, если не взойдет и не засветит чувственное солнце, так никто не видит, где рвы греха и где ровные стези правды, если не воссияет ему умное Солнце. Итак, если найдется христианин, который ходит стезями греха, или всеми, или некоторыми, то такой – не христианин, ибо христианин есть и именуется просвещенным; всякий же, ходящий во свете, видит рвы и стремнины (и не позволяет себе падать в них). Если же не видит их и падает, значит, не имеет света, и потому, как же он будет христианин? Если и говорит он, что видит, но грешит, будучи, обольщаем диаволом, то лжет. Не видит он добре, но видит, как видят и непросвещенные, то есть неверные. Ибо и они видят и различают доброе и злое, и, однако ж, не уклоняются от злого, потому что не видят чисто, что есть главным образом добро и что есть главным образом зло. Итак, христианин, который не видит зла чисто, глазами не засоренными, еще не христианин, и надлежит ему подвизаться, воздыханиями и слезами, постами и молитвами войти в тот истинный и совершенный свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мир. Христос Господь затем и пришел в мир, чтобы верующим в Него даровать очищение и избавление от грехов. Очищение грехов дарует Он чрез святое Крещение, а избавление от греха дарует чрез святое причащение Пречистого Тела и Пречистой Крови Своей. Ибо Сам говорит: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:56). Кто же пребывает со Христом, тот творит плоды добродетелей, а не плоды греха и беззакония. Почему, кто после Крещения и причащения Тела и Крови Христовых не приносит добрых плодов, тот посекается, как безплодное дерево, и бросается в огонь.
Страшному подлежит осуждению не только тот, кто недостойно, при нечистоте плоти и духа, причащается Тела и Крови Господа (ибо делается за сие повинным Телу и Крови Господа), но и тот достойно осуждается и наказуется, кто причащается без плода и пользы. По двум причинам осуждается таковой за свое безплодие: первая та, что он это таинство, столь спасительное и благотворное, показывает безплодным и безполезным в самом себе, не делая ничего доброго (будто в укор ему); вторая та, что причащается неблагодарно, так как после того не являет никакого благодарения Богу чрез исполнение заповедей Его. Если Христос Господь не оставил ненаказанными тех, которые праздное произносят слово, не тем ли паче осудит Он того, кто столь великое таинство являет безплодным (праздным) в себе самом? Кто причащается Тела и Крови Христовых в воспоминание Христа Господа, что Он умер и воскрес нашего ради спасения, тому надлежит не только быть чистым от всякой скверны плоти и духа, чтоб не вкушать Тела и не пить Крови Господа в осуждение себе, но должно еще делом показать, что действительно воспоминает Христа Господа, умершего и воскресшего за нас, именно тем, чтоб являть себя мертвым греху, миру и себе и живым Богу, о Христе Иисусе, Господе нашем. Но кто после причащения не приносит добрых плодов, а напротив, творит грехи и неправды, тому место с неверными, нечестивыми и некрещеными, как видно из слов блаженного Павла: сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен (Евр. 10:29). Видишь, что есть освящение? Кто освящен, тот приносит плоды Духа Святого. Но кто верует во Христа и, однако ж, еще обладается страстями греховными, тот пусть поспешит одуматься и всякою возревновать ревностию освободиться от тиранства сих страстей, чтоб потом начать приносить плоды добродетели. Ибо прежде надобно очистить поле души от всех терний и потом посеять на нем доброе семя, чтоб его приняла в себя чистая и добрая земля и принесла обильные плоды. Если же не сделает он этого, но оставит терния расти по-прежнему и заглушать плод, то какого еще ждет он времени, чтобы совершить сие? Спеши сделать сие, пока есть день жизни; придет ночь смерти, когда никто уже не может делати.
Нам же да дарует Господь очиститься от всякой скверны душевной и телесной и принесть достойные плоды Духа Святого, во Христе Иисусе, Коему слава во веки. Аминь.

См. ПОДВИЖНИЧЕСТВО, БЛАГОДАТЬ, СИНЕРГИЯ, ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Плод Духа

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16). «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:8-9).

В День Пятидесятницы Дух Святой сошёл «на всякую плоть», чтобы дать людям Жизнь (Ин. 14:19). Эта пришедшая во Святом Духе Жизнь есть не что иное, как жизнь и присутствие Самого Бога в людях, принявших Христову благодать (Гал. 2:20), или, иначе говоря, вечная жизнь во Христе Иисусе, дарованная свыше тем, кто уверовал в Него, как в Господа (Рим. 6:23). Такая встреча с Христом не только становится для каждого, кто ее пережил, ни с чем не сравнимым событием в жизни, но с этого момента человек открывается для Божьего влияния так, что в корне меняется весь его дальнейший жизненный путь; он определяется теперь Божьей волей и благословениями Неба. Уверовавший в Сына Божия грешник получает прощение грехов, и силою Христовой благодати становится святым во Христе Иисусе, «причастником Божеского естества» (2Пет. 1:4). Это единение с Господом Богом не может не проявить себя в духе человека и его повседневной жизни, но непременно сказывается в том, что Его дитя начинает старательно удаляться «от господствующего в мире растления похотью» и отражать в себе моральные качества своего Господа.

Такое отражение Бога в духе и жизни христиан Библия называет духовным плодоношением или плодом духа (Гал. 5:22-23) и учит, что Спаситель ожидает его от всех Своих последователей, от всех спасённых Им людей (Ин. 15:16). Как иные языки являются первоначальным знаком того, что Дух Святой вошёл в сердце верующего, чтобы пребывать в нем, так появление духовного плода служит свидетельством пребывания верующего в Духе. Одно лишь говорение на иных языках не является доказательством того, что христианин исполнен Духа и водится Им. Должны быть очевидны также и реальные плоды постоянного пребывания Духа в человеке. Наличие плода духа и его умножение прославляет Бога (Ин. 15:8) и говорит о духовном росте уверовавшего (1Кор. 3:1-15; Гал. 6:3). Появление и созревание этого благословенного плода является непосредственным результатом пребывания Святого Духа в человеке, ибо именно Дух Христов производит плод в жизни всякого живущего по духу христианина (Гал. 5:22-23).

Говоря о духовном плодоношении, которого Бог ожидает от каждого из Своих детей, необходимо отметить различие между плодом духа и делами человека, поскольку без правильного понимания этого почти невозможно предоставить Господу свободу сделать в нашем сердце то, что Он в действительности хочет.

В намерении обозначить эту разницу не следует видеть попытку умалить значение благочестивых дел праведников. Просто речь идёт о разных вещах. Не следует также думать, что плод духа противопоставляется не всем вообще делам, а только какой-то их части, например, делам ритуального закона. Это тоже неверно, но уже с другой стороны! О каких бы делах ни шла речь, — о добрых ли делах, о делах ли закона или же о чём бы то ни было ещё, – самое важное здесь то, что наш Господь желает видеть в Своих детях не просто какие-то, пусть даже очень хорошие и добрые, дела, но, в первую очередь, именно плод духа и ничто иное. Когда же для христианина духовное плодоношение является реальностью, то непременно окажется, что его жизнь украшена святыми и добрыми делами.

Давайте же попытаемся серьёзно вникнуть в два следующие вопроса:

— в чём состоит существенное различие между «плодом» и «делами»;

— что Дух Божий желает произвести в нашем сердце, чтобы, благодаря вере и послушанию Ему, наша жизнь наполнилась именно тем, что угодно Богу (П. Песн. 4:16).

Итак, в чём же заключается разница между «плодом» и «делами»? Прежде всего, думаю, в том, что дела — это то, что всякое живое существо делает или может сделать само, а также с чьей-то помощью, тогда как плод — это то, что вытекает из внутренней сущности данного живого существа и эту сущность отражает. Например, для получения плодов от фруктовых деревьев человек должен многое делать, но он не может сделать так, чтобы яблоня принесла груши и наоборот.

То же самое имеет место и и в духовной сфере: «дела» — это то, что человек делает пред Богом и для Бога, «плод духа» — это то, что Святой Дух производит в каждом живущем по духу чаде Божием.

Конечно, дела праведника в какой-то мере отражают его праведный характер, но все же Бог, испытывающий сердца, никогда не сможет быть удовлетворён тем, что произведено человеком на человеческом уровне (Ис. 64:6; Ос. 6:4-6; Рим. 4:1-8). Чтобы то, с чем мы, люди, приходим к Богу, вызывало благоволение у Видящего сокрытое во мраке, оно должно быть произведено в сердце лишь Самим Святым Духом (1 Пет. 2:4-5; 2Кор. 3:3-6; Гал. 5:1-6; Фил. 3:8-11; Отк. 21:27). А потому ясно, что живущие по плоти христиане, хотя и могут порой производить на других впечатление настоящих верующих, никогда не смогут обмануть Господа, Который в Своё время выведет во свет и дела, и слова, и мысли каждого (Лк. 12:1-5). Также и кичащиеся своею самоправедностью люди, хотя иногда, возможно, и будут выигрышно смотреться на фоне новообращённых и ещё не возросших духовно детей Божиих, со стыдом должны будут однажды закрыть свои уста, увидев Христову славу и сияние Его святости в спасённых, которые доведены благодатью до цели (1Кор. 1:21-31).

Поэтому всякий рождённый свыше христианин, если он только не тщетно принял Божью благодать (2Кор. 6:1), непременно будет желать и подвизаться приносить своему Небесному Отцу через Иисуса Христа этот плод, стремясь для этого постоянно жить духом и поступать по духу (Гал. 5:25).

Что же представляет из себя плод духа в реальной жизни верующего человека? Какие качества и свойства имеет он, произрастая в Духе Святом на благословенной лозе Иисуса Христа, Господа нашего? Великий Апостол язычников два раза очень конкретно обращается к этому вопросу, а именно, в своих посланиях к церквам в Ефесе и Галатии. В Послании к Ефесянам Апостол Павел учит, что «плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:9).

Здесь мы ясно видим, что появление духовного плода связано с исцелением наших сердец и взращиванием в них духовности, здравости и любви, что проявляется в отношениях с Богом (истина) и людьми (благость), а также в повседневном жизненном хождении (праведность). О том же самом Апостол Павел говорит и в послании к галатийским церквам (Гал. 5:22-23), ещё подробнее раскрывая свою мысль. Здесь описание плода духа дано уже не в трёх, а в девяти словах, которые распадаются на три триады:

— любовь, радость, мир

— долготерпение, благость, милосердие (или доброта)

— вера (или верность), кротость, воздержание (или самообладание).

Возможно, при первом взгляде на оба текста они покажутся несколько отличными друг от друга, но в действительности в них говорится об одном и том же. В Послании к Галатам так же, как и в Послании к Ефесянам, описание плода духа указывает на его трёхсоставную сущность. Каждая часть этого триединства характеризует состояние христианина и то, в чём он должен возрастать в своих отношениях с Богом и Христом (первая триада), окружающими людьми (вторая триада) и в его личной жизни, если он желает побеждать и расти в духе (третья триада). Сравнивая Гал. 5:22-23 и Еф. 5:8-9, мы видим такую удивительную гармонию двух текстов, что даже различия между ними только подчёркивают богатство и многообразие духовной жизни верующего, как её описывает святое евангельское учение. Так, та грань плода духа, которая в Послании к Ефесянам названа истиной, раскрывается в Галатах как любовь, мир и радость (ср. Римл. 14:17-18), то есть как истина, относящаяся к благочестию (ср. Тит. 1:1-3); праведность предстаёт в облике веры (верности), кротости и воздержания; благость же открывает свои полные любви объятья в явлении милосердия, благости и долготерпения. Всё это приводит нас лишь к более глубокому познанию того, что производит Святой Дух в сердцах детей Божиих, открывая в них Свои цели и призывая каждого христианина устремиться в вере к их достижению.

Если сравнить Гал. 5:19-21 и Гал. 5:22-23, нетрудно заметить, что в отличие от дел плоти, которые многочисленны, плод духа — един и сверкает, подобно бриллианту, разными гранями своих достоинств и добродетелей. Действительно, живущий во грехе человек не обязательно согрешает всеми грехами сразу, но, предаваясь какому-то одному или нескольким «любимым» грехам, может даже гордиться тем, что он свободен от тех или других пороков, которых в данный момент в себе не наблюдает. Но в случае духовного плодоношения все качества плода духа должны непременно развиваться вместе, одновременно. И если не будет одного из компонентов, о которых говорит Божье Слово, то и другие также не смогут появиться. В таком случае какие-то добрые качества человека при отсутствии других достоинств, характеризующих плод духа, говорят лишь об особенностях его характера, но не о проявлении плода духа в верующем.

Возвратимся к трёхсоставной сущности плода духа, чтобы рассмотреть её несколько подробнее. Это позволит глубже постичь, с одной стороны, характер действий Духа Божьей благодати в нашем внутреннем человеке, а с одной стороны, — сущность того духовного исцеления и созидания, которые Он приносит сердцу верующего.

Итак, остановимся на первой грани плода духа, обозначеннной в Послании к Ефесянам словом «истина», о которой Послание к Галатам говорит, как о любви, радости и мире. Ранее уже было сказано, что ею, в первую очередь, определяются отношения христианина с его Создателем, Спасителем и Господом. Даже поверхностное сопоставление двух вышеназванных мест Писания наводит на мысль, что, говоря об истине, Апостол Павел совершенно не имеет в виду просто правильное восприятие и отражение в сознании и поведении человека реальной действительности. Речь идет, в первую очередь, о вполне конкретных взаимоотношениях христианина с Богом и Христом, Который и является Истиной (Ин. 14:6) в самом высшем смысле этого слова. А потому пребывание верующего в истине неразрывно связано: — с любовью к своему Господу, выражающейся в доверии Ему (Ин. 14:1), в соблюдении Его заповедей (Ин. 14:15) и в верности Его учению (2Ин. 1:9), — с постоянной радостью о Нём (Фил. 3:1), — с пребыванием в Его мире (Ин. 14:24-27).

Эта тесная связь со Спасителем, обязательно проявится в жизни Божьих детей также и внешне, как безусловная и жертвенная, а не просто чувственная любовь к другим; как истекающий из самой глубины сердца внутренний свет того подлинного счастья и благополучия, которые он обрел во Христе; как уверенность и спокойствие ума и сердца, которые являются прямым следствием спасительного общения с Творцом.

Вторую составляющую благословенного плода духа Апостол Павел определяет, как «благость» (Еф. 5:9), или «долготерпение, благость, милосердие» (Гал. 5:22-23). Эта сторона духовного плода говорит о Божией работе в жизни верующего, которую Дух Христов совершает, исцеляя и созидая человека в сфере его отношений с другими людьми. Целью этого небесного труда является приведение сердца христианина в такое состояние, когда оно постоянно источало бы благость. Благость — это одно из Божьих совершенств (Лк. 18:19), проявляющееся как высшая и святейшая степень доброты, любви и милосердия Всевышнего (Еф. 2:4-7) и являющееся, по сути, соединением всех добродетелей. Благость, о которой Апостол Павел говорит в обоих вышеназванных посланиях, — это благодатное явление в христианине, пребывающем во Святом Духе, Христова смирения и Его любви ко всему творению, к погибающему человечеству и к каждой личности в отдельности. В Послании к Галатам слово «благость» окружено двумя другими словами — «долготерпение» и «милосердие», — которые с разных сторон показывают, как действует эта благость, или любовь Христова, через христианина. Она является не просто проявлением чувств, сентиментальностью или добрым расположением духа по отношению к ближнему, но открывается в готовности нести его бремена (Гал. 6:2-5), а также в особых качествах сердца — мягкого, открытого, активно доброжелательного, которое способно и полно решимости прощать и без горечи принимать всякого встретившегося на жизненном пути человека.

Третьей стороной плода духа в верующем, как об этом говорит послание к ефесской церкви, является праведность. Интересно, что в Послании к Галатам эта составляющая духовного плода выглядит несколько иначе. На месте слова «праведность» стоят три слова: «вера» (или «верность»), «кротость» и «воздержание». Однако это кажущееся разночтение в действительности раскрывает самую сущность новозаветного учения о праведности, которая, согласно Евангелиям и учению Апостолов, отнюдь не является набором добрых и справедливых по закону дел, оправдывающих человека в глазах Бога (Лк. 18:9-14; Гал. 5:4-6; Фил. 3:8-11). Она включает в себя нечто гораздо большее и, в первую очередь, — положение сердца пред Богом и в Боге, то есть напрямую связана с умалением и сокрушением, верой и смирением души пред Создателем.

В этой связи естественно и неизбежно приходят на память заповеди блаженства (Мф. 5:2-12) из Нагорной проповеди нашего Спасителя, где Он очень ясно учит, что праведность приходит от Самого Творца, Который и насыщает ею всякое сердце, алчущее и жаждущее ее. Дышащие силой и жизнью слова Иисуса Христа несут и наставление в вере, конкретно показывая, какие качества обязательно должны предшествовать святой жажде праведности. Это духовная зависимость от Бога (духовная нищета пред Ним) и сокрушённое сердце, которое ищет всяческого утешения лишь у своего Небесного Отца и ни в поступках, ни в словах, ни в мыслях никогда не желает быть независимым от своего Господа (кротость). Ведь именно кротким открывается Божья правда (Пс. 24:9; Иак. 1:21), и Божьи дары и благословения умножаются у тех, кто верен Ему даже в малом (Пр. 28:20; Лк. 16:10-12). Что же касается «воздержания» (или умения владеть собой, т. е. «самообладания»), то оно есть верный признак того, что жизнь человека определяется волей и Духом Бога живого, а не обольстительными похотями, воюющими в членах людей, живущих по плоти. Таким образом, нетрудно увидеть явную взаимосвязь между описанием третьей грани духовного плода в Послании к Ефесянам («праведность») и тем, как она раскрыта в Послании к Галатам («вера, кротость, воздержание»).

Кроме того, сопоставление этих описаний дает нам возможность понять несколько очень важных духовных истин, а именно:

— что представляет собой праведность, имеющая реальное признание у Бога;

— на каких путях она может быть действительно обретена;

— насколько необходима эта сторона плода духа в личной жизни верующего, как дающая возможность вести победоносную духовную жизнь и возрастать в Духе.

Даже беглый обзор рассматриваемой нами темы, по существу необъятной, показывает, как высоки требования святого Бога в отношении духовного плода, который Творец желает видеть у всех последователей Его возлюбленного Сына. Очевидно, что немыслимо достичь силами и способностями человека того, чего желает от него Бог.

Этим подчеркивается, насколько славно и дивно производящее этот плод совокупное действие Христовой благодати в Его детях. Возрастая во внутреннем, сокровенном сердца человеке каждого христианина, живущего по духу и находящегося под воздействием пребывающего в нём Святого Духа, плод духа является не результатом личных сознательных усилий верующего, но естественным итогом его жизни в Духе и определяется течением этой жизни и временем. Это совершенно не означает, что дети Божии должны в бездеятельности ждать его появления. Как и при всяком ожидании плодоношения или урожая, это требует определённых усилий и немалого труда от человека, ясно понимающего при этом, что плод появляется не просто вследствие проделанной работы, но как итог жизни растения, которое его приносит. С другой стороны, также очевидно, что, если необходимый труд не будет проделан, то вряд ли стоит ожидать полноценного урожая. То, что верно в отношении природных процессов, проявляется и в духовной жизни: Господь ожидает от спасённых полного доверия Христовой Крови и Его благодати, и одновременно послушания Его Слову (1Пет. 1:1-2), Духом Святым совершая в человеке Свою удивительную плодоносную работу (Фил. 2:12-16; 2Пет. 1:19-21). То есть, если использовать язык садоводов, речь идёт о создании условий. в которых растение могло бы быть плодоносным.

Итак, в каких же условиях нуждается плод духа, чтобы возрастать в людских сердцах? В Еф. 5:8-9 говорится, что, уверовав во Христа, люди становятся светом в Господе (ср. Мф. 5:13-16), а потому и должны поступать, как чада света. На деле, или в практике жизни, это означает:

— что человек должен быть, во-первых, духовно живым (Еф. 2:1-10), то есть он должен быть рождённым свыше от воды и Духа, имеющим живую спасающую веру и пребывающим в Христовой благодати христианином;

— что человек должен быть также укоренён в благодати (2Тим. 2:1,3-7,15,20-26), то есть постоянно держаться Господа всей крепостью сердца (Деян. 11:22-24) и следовать по Его стопам (1Пет. 2:19-25)

— что человек должен непременно пребывать во Христе (Ин. 15:1-8), то есть, будучи чадом света по вере и истине, он, в ожидании свершения в нём Божией работы, всё время должен жить и поступать, как чадо света, находя лишь во Христе свой покой и постоянное прибежище (Ин. 15:7), и, не для себя живя, давать всё больше места в своей жизни своему Господу (Гал. 2:19-21);

— что человек должен постоянно сеять доброе семя на поле духа (Гал. 6:4-9), то есть стремиться всегда помышлять о горнем (Кол. 3:1-4), иметь духовный образ мыслей (Рим. 8:3-8) и искать в повседневной жизни практической реализации своей веры и упования, опираясь на данные ему в Господе Иисусе обетования и повеления (2 Пет. 1:3- 11).

«Так говорит Господь, Искупитель твой, Святой Израилев: Я — Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал словам Моим! тогда мир твой был бы, как река, и правда твоя как волны морские» (Ис. 48:17-18).

Таков наш Господь и Бог! Таков и плод Святого Духа, наполняющего верующие сердца. Как дерево, полное плодов, обращает на себя внимание, так и человек, духовно облагодатствованный и обогащённый Богом. Ценны не цветы, а плоды непреходящие!

Ричард Циммерманн,
епископ,
г. Бремен, Германия

Дорогой Друг, темой моего предыдущего письма было – “Дары Святого Духа”. В этом письме речь пойдет о плоде Духа.

Между дарами и плодом существует отличие, которое можно увидеть при сравнении рождественской елки и яблони. Елка украшена игрушками, каждая из которых была кем-то повешена. Так же и человек, получающий какой-либо дар, не прилагает для этого никаких усилий.

С другой стороны, для того, чтобы вырастить яблоню, нужно приложить немало времени и стараний. А до того, как на ней появятся плоды, должно пройти несколько стадий созревания, на которые уходит несколько лет. Сначала вы садите в землю яблочное семечко. Затем оно пускает корень и побеги. Затем, на протяжении нескольких лет, побег вырастает в полноценное дерево, способное плодоносить. После этого, в определенное время, на дереве появляется цвет, который потом опадает, а на его месте начинает развиваться плод. Но если вы хотите, чтобы дерево выросло по-настоящему крепким, тогда, в течении первых нескольких лет, вы должны будете обрывать лепестки во время цветения или плоды до того, как они успели созреть. Это делается для того, чтобы дерево смогло развить мощную корневую систему, способную питать крупное дерево (по закону Моисея, это делалось в течении минимум, как четырех лет (Лев. 19:23-25). В некоторых стадиях своего развития яблоня по-особенному хрупка и чувствительна. Например, сильный ветер может с корнем вырвать молодой саженец, или внезапные морозы могут погубить цвет или плоды. В течении всего этого процесса семя и плод неотрывно связаны друг с другом. Плод вырастает из семени, но, с другой стороны, для того, чтобы получить семя, нужен плод. В самом начале Бог сотворил: “… дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его” (Быт. 1:12).

В этом мы можем увидеть важный духовный принцип: христиане, не произращающие в своих жизнях духовный плод не имеют семени, которое они могли бы посадить в жизнь других людей.

Для описания духовных даров Новый Завет использует грамматическую форму множественного числа. В 1 Кор. 12:8-10 перечислены девять даров. С другой стороны, говоря о плоде Духа, используется форма единственного числа. В послании Галатам 5:22-23 перечислены девять видов духовного плода: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание. Первой в этом списке стоит любовь, которая является самой главной формой духовного плода. Все последующие качества можно описать как разновидности проявления любви:

  • радость – радостная любовь;
  • мир – спокойная любовь;
  • долготерпение – переносящая любовь;
  • благость – любовь готовая служить другим;
  • милосердие – любовь, ищущая лучшего для других;
  • вера (верность) – любовь, сдерживающая свои обещания;
  • кротость – любовь в служении ранам других людей;
  • воздержание – любовь, проявляющаяся в сдержанности.

Еще плод Духа можно описать как разные черты характера Иисуса, проявляющиеся через тех, в ком Он обитает. Когда все виды плода достигают полной зрелости, то это выглядит так, как будто Сам Иисус через Свой Святой Дух воплотился в Своем ученике.

Семь ступеней духовного роста

Во 2 Петра, 1:5-7 апостол перечисляет семь последовательных ступеней развития зрелого христианского характера:

“То вы прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь”.

Петр начинает этот отрывок словами предупреждения, обращая наше внимание на то, что для успешного прохождения через этот процесс мы должны прилагать старание. В другом месте Павел выражает эту же мысль другими словами:

“Трудящемуся земледельцу должно первому вкусить от плодов” (2 Тим. 2:6).

Без труда и старания мы просто не сможем достичь успеха в развитии христианского характера.

Процесс, описанный апостолом Петром, можно сравнить с тем, как яблочное семя развивается в спелое яблоко. Семя – это Слово Божье, посаженное в наших сердцах. От него происходит вера, которая является незаменимой стартовой площадкой, с которой берут свое начало семь восходящих ступеней духовного роста.

Первой в этом списке идет – “добродетель”. Слово, переведенное здесь на русский язык, как “добродетель”, в древнегреческом языке имеет смысл “превосходство” и могло относиться к любому роду деятельности: лепке керамических изделий, вождении лодки или игры на флейте. И поэтому, я думаю, что мы не должны ограничивать понимание этого слова просто моральным превосходством. Оно охватывает все сферы жизни: учитель, ставший христианином, должен стать превосходным учителем; медсестра должна стать превосходной медсестрой; бизнесмен должен преуспеть в сфере своей деятельности. В христианской жизни нет места для неряшливости или лени. Очень редко бывает так (если вообще когда-нибудь бывает), что человек, терпящий неудачи в светской деятельности, достигает успеха в духовном призвании. Неверный в малом (мирском) будет неверен и в большом (духовном) (Лук. 16:10).

Второй ступенью духовного роста является “рассудительность”, или знание. Существует много разных видов знания. Знание, содержащееся в Писаниях – это не просто абстрактная теория, оно абсолютно практично, – это знание, которое действует. Именно этим Библия поразила меня больше всего, когда я впервые обратился к Богу, будучи на то время умозрительным философом. Лучшей иллюстрацией тому является учение самого Иисуса. То, чему Он учил, с большим трудом можно назвать “теологией”. Он не выдвигал никаких запутанных, абстрактных теорий. Его учение было основано на таких понятных и практических вещах, как сеяние семян, ловля рыбы, забота об овцах. Но самый необходимый вид знания для христиан – это знание воли Божьей, открытой через Писание. И это тоже очень практично, так как требует постоянного и систематического изучения всей Библии.

“Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” (2 Тим. 3:16-17).

Я был шокирован, узнав, как много людей, считающих себя серьезными христианами, ни разу не прочли всю Библию. Такие люди сами ограничивают свой духовный рост.

За рассудительностью следует “воздержание”, которое можно еще назвать целомудрием (2 Тим. 1:7). На этой стадии христианин должен показать себя истинным учеником, то есть человеком, находящимся на воспитании у Господа, а не просто членом Церкви. Такое воспитание должно затронуть все остальные сферы нашей личности: эмоции, отношения, желания, мысли. Оно должно руководить не только нашими поступками, но и нашими реакциями. До тех пор, пока в нас не вырастет такой вид воздержания, мы не сможем подняться на следующую ступень – терпение, дающее нам способность преодолевать различные испытания, которые обязательно обнажат наши слабости, неизмененные сферы нашей личности. Одна из самых основных причин того, почему некоторые христиане затормозились в своем духовном развитии на какой-то стадии – это то, что они никогда не позволили в себе вырасти воздержанию и терпению. Или, возвращаясь, к примеру, с яблоней, их цвет был оборван ветром испытаний или их недозревшие плоды погибли от мороза отвержения.

Три последние ступени

На трех заключительных стадиях развития открывается красота настоящего христианского характера. “Благочестие” – отличительная черта тех, в чьей жизни Бог занимает главное место. Такие люди стали сосудами Божьего присутствия. И куда бы они ни шли, атмосфера вокруг них всегда пронизана каким-то едва ощутимым, но уникальным благоуханием. Так, что окружающие начинают осознавать существование вечных ценностей, хотя им, может быть, даже не проповедовали.

Известный британский евангелист Смит Виглсворт как-то поведал историю, которая ярко иллюстрирует то, какое воздействие может иметь благочестивое присутствие даже не в религиозной обстановке. После короткой личной молитвы Смит сел на свое место в железнодорожном вагоне. Не успев промолвить ни единого слова, Смит услышал, как человек, сидевший напротив него, совершенно незнакомый, сказал: “Ваше присутствие обличает меня в грехе”. После этого Смит привел этого человека к Господу.

(Частично о жизни и служении Смита Виглсворта написано в книге Робертса Лиардона «Божьи генералы» (1 книга))

Две последние стадии развития изображают два разных вида любви. Первая – “братолюбие”, описывает то, как верующие в Иисуса Христа должны относиться к своим братьям и сестрам по вере. Когда я впервые начал размышлять над этими семью ступенями духовного роста, меня удивило то, что братолюбие, любовь, которую верующие должны иметь друг ко другу, стоит в этом списке на предпоследнем месте. И тогда я понял, что Библия очень реалистична. Она не преподносит нам сентиментальную, религиозную картину того, какие взаимоотношения должны быть в Теле Христовом.

Позвольте мне сейчас сказать нечто, что может шокировать вас, но что основано более чем на пятидесяти годах тесного сотрудничества с христианами самых разнообразных направлений: христианам тяжело любить друг друга. Это подтверждается двухтысячелетней историей христианства. Ни одно столетие не прошло без споров, препирательств и даже открытой ненависти между соперничающими направлениями христианства, каждое из которых провозглашало себя “истинной Церковью”. То, что человек покаялся в грехах, получил спасение, не означает, что его характер при этом автоматически преобразился. Безусловно, процесс перемен начался, но могут понадобиться годы для того, чтобы все сферы человеческого характера были преображены.

В поисках гладких камней для своей пращи Давид спустился в долину – место смирения. Там, в ручье, он нашел такие камни, какие искал (1 Цар. 17:40). Что сделало эти камни гладкими? Два вида давления: во-первых, непрерывное течение воды и, во-вторых, постоянное трение друг о друга. Это иллюстрация того, как формируется христианский характер: во-первых, с помощью “…бани водной, посредством слова” (Еф. 5:26); во-вторых, через трение камней друг о друга в личных взаимоотношениях, при которых постепенно стачиваются все острые углы. Я верю, что, когда Иисус ищет “живые камни” для Своей пращи, Он также спускается в долину – место смирения. Там Он выбирает камни отшлифованные действием Слова Божьего и давлением постоянных взаимоотношений. Искренняя любовь к нашим братьям и сестрам во Христе не просто за то, кто они, а за то, что они значат для Иисуса, пролившего за каждого из них Свою Кровь – это признак настоящей духовной зрелости.

Последняя ступень развития, завершающая процесс созревания плода в христианском характере – “любовь” агапе. Это уже не просто наше отношение к нашим братьям и сестрам по вере. Это любовь, которой Бог любит неблагодарных и грешных. Это любовь, дающая нам силы “благословлять тех, кто проклинает нас; благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих и гонящих нас” (Мат. 5:44). Это любовь, которую Христос явил на кресте, молясь за тех, кто распял Его: “Отче прости им, ибо не знают что делают” (Лук. 23:34). Эта же любовь была в Стефане, когда он молился за побивавших его камнями: “Господи! Не вмени им греха сего” (Деян. 7:60). Это любовь, которая изменила гонителя Савла в слугу Христова. Павла, который “… для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых” (1 Кор. 9:22).

Что касается меня, размышления над библейской картиной зрелого плода Духа Святого приносят в мое сердце смирение и вдохновение. Смирение, потому что мне так много еще нужно достичь. И вдохновение, потому что я вкусил что-то неизмеримо превосходящее все, что может предложить этот мир.

В моем сердце эхом раздаются слова Павла:

“… я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Фил., 3:13-14).

С любовью в служении, Дерек Принс

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *