Плоды истинного покаяния схиигумен Савва читать

Плоды истинного покаяния. Схиигумен Савва (Остапенко)

Таинство исповеди оказывает на душу человека необыкновенно благотворное влияние. Нередки случаи, когда в одно мгновение человек перерождается до неузнаваемости. Об этом часто говорят и пишут те, с кем это произошло.

При помощи книги схиигумена Саввы (Остапенко) «Плоды истинного покаяния» православный христианин может заглянуть внутрь себя, узнать как устроен наш внутренний человек (духовный), чем отличается он от человека внешнего (душевного), что мешает нам соединяться с Богом здесь на земле, к чему необходимо приглядеться, что исправить и как. Книга для практического применения, в ней даны самые необходимые основы.

Схиигумен Савва (Остапенко) (23 ноября 1898–27 июля 1980)

Родился 11 ноября (ст. ст.) 1898 году в день памяти Иоанна Милостивого в простой христианской семье на Кубани. Его родители Михаил и Екатерина Остапенко отличались глубокой верой, благочестием и страннолюбием. В семье было восемь детей.

В 1904 году был отдан на обучение в церковно-приходскую школу, где был одним из способных учеников. С малых лет прислуживал в храме, пел на клиросе. Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Во время болезни ощутил желание быть священником. Как-то раз он даже хотел втайне от родителей бежать с монахом-паломником, но тот уговорил ребенка обождать годок-другой.

В 1911 году Николай окончил 2-классное училище, в 1914 году – досрочно в связи с началом Первой мировой войны призван в армию .

С 1917 года служил уже в рядах Красной Армии. А после Гражданской – закончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности.

До 1931 года служил инженером-прорабом в Горпромстрое. В 1932 году – окончил Московский строительный институт и до 1945 года работал инженером-строителем.

В 1946 году, в возрасте 48 лет успешно сдает экзамены в Духовную семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. Вскоре наместник Лавры архимандрит Иоанн ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. При постриге ему было дано имя Савва, в честь Саввы Сторожевского (Звенигородского). В Лавре нёс послушание эконома.

В одной из бесед со своим воспреемником епископом Вениамином отцу Савве было дано 4 основных завета:

– для того чтобы руководить народом и быть мудрым и опытным наставником, надо много читать святоотеческих книг;

– никому, даже родственникам, на житейские темы писем не писать;

– быть среди священнослужителей последним, то есть презреть честолюбие, не стремиться к наградам, почестям и повышению сана;

– нести крест благодушно.

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре принял великую схиму.

Скончался (14) 27 июля 1980 году, был похоронен в пещерах при большом стечении народа.

Оглавление

Предисловие

Нерадение в деле спасения

Свободный выбор

Следы Божии

Грех

Господи, спаси нас, погибаем!

Душа человеческая

Душа и тело

Ум или разум

Мысли

Схиархимандрит Софроний о борьбе с помыслами

Сердце

Сердце и вера

Воля человеческая

Восполнение слабой человеческой воли и разума Божией благодатью

Как получить благодать?

Болезни души грех, рабство души и глубина падения

Страсти

Пристрастие

Искушения

Болезни воли, гипноз, одержимость

Прелесть

Зарождение «внутреннего», «духовного» человека

Рост «внутреннего», «духовного» человека

Особенности «духовного», «внутреннего» человека

Внутреннее око и внутренний слух духовного человека

Различие «внешнего» и «внутреннего» человека

Внешние признаки непреображенного человека и духовного

Законы роста в душе человека

Привычки

От внешнего к внутреннему

Закоснение

К свойствам души

Слышание Божьего голоса: совесть

Плач, слезы и умиление

Схиигумен Савва (Остапенко) прожил непростую жизнь (1898-1980) , которую в продолжении многих десятилетий, он с верой, любовью и благодатными дарованиями отдавал без остатка Матушке Церкви. Почивший в 1980 г., по удостоверению многих христиан он и ныне продолжает молитвенно помогать людям и окормлять всех стремящихся к духовному и нравственному преуспеянию через свои книги.

Предлагаем Вам несколько небольших насталений из книги Схиигумена Саввы – Зажги свечу в своей душе:

Схиигумен Савва о путях спасения

Возлюбленные! Пути Господни неисповедимы. Много есть путей спасения. Одни спасаются тем, что постоянно укоряют, осуждают себя и плачут о грехах своих; тем, что лишают себя здесь видимой радости, уготовляя себе радость вечную в обителях райских.

Другие идут спасительным путем строгого поста и умерщвления плоти своей. Смиряют себя постом и молитвою, надеясь с избытком вкушать ту же вечную неисчерпаемую радость.

Иные идут путем радости и благодарения, путем непрестанного богомыслия и славословия. Взирают такие на красивый цвет и говорят: «Слава Тебе, Сотворившему все прекрасное, веселящее нас!» Увидев красивое лицо, повторяют: «Если так прекрасно творение рук Твоих, то сколь же прекраснейший Ты, Творец всяческих!»

Иные идут спасительным путем всесовершенного неосуждения, путем милости и милосердия.
Будем и мы идти каждый своим спасительным путем к вечной радости и блаженству.

Cхиигумен Савва о покаянии

«В бездне греховней валяяся, неисследную милосердия Твоего призываю бездну», — просим мы Господа, веря и надеясь, что милости Господни превышают все наши грехи.

За отступление от Божиих заповедей и за неисполнение их гнев Божий продолжается и увеличивается над каждым из нас до тех пор, пока мы не осознаем всей глубины нашего падения, нашей вины пред Богом и пока мы не принесем достойного, истинного покаяния во всех наших преступлениях и нечестивых делах; пока мы не возрыдаем и не возопием к Богу из глубины сердца о прощении и помиловании.

Что же называется достойным, истинным покаянием? Истинным покаянием называется такое покаяние, при котором мы каемся не только словами, но и сердцем болезнуем о содеянных прегрешениях и сокрушаемся о них. Когда мы имеем твердое намерение исправиться, перестать грешить и загладить свои грехи добрыми делами.

Возлюбленные! Мы, как евангельский мытарь, должны воздавать каждому обиженному нами вдвое. Иначе как загладить то зло, которое произошло от наших грехов? Разве простит нам обиженный нами, если не увидит наше искреннее раскаяние и благую перемену? А если жестокость наша продолжает вызывать страдания других, то как мы можем надеяться, что Господь будет к нам милостив?

Душа наша в ранах и язвах, и эту болезнь души будем лечить таинством покаяния. Таинство покаяния – это тайна, которую нельзя постичь умом, а постигается она только верою.

Много препятствий бывает на пути спасения, если мы не приносим плодов покаяния, то есть не исправляемся. Не будем откладывать покаяние на будущее, потому что, чем более мы откладываем обращение ко Господу, тем более душа наша грубеет. Грех от повторения переходит в привычку, затем в порок, от которого уже трудно бывает избавиться.

Многие по легкомыслию своему считают, что покаяние заключается лишь в перечислении грехов на исповеди. Такое машинальное перечисление грехов, без глубокого, болезненного сокрушения о них, без сердечного плача, без намерения больше не грешить и без дальнейшего исправления не есть покаяние, а есть лицемерие и кощунство.

Возлюбленные! Будем приступать к таинству исповеди с сокрушенным сердцем и с покаянными слезами. Слезы сокрушения смягчают нашу окаменелость, потрясают душу, отстраняют от нас гордость и самолюбие. «Плачьте, — говорят святые отцы, — ибо это один из многих путей в Царство Небесное».

Сокрушаться о грехах нужно не только на исповеди, а каждый день. Становясь на молитву, надо вспоминать всю прошедшую жизнь: сколько совершено преступлений закона, сколько нанесено обид ближним и т. д. И если мы будем постоянно так мыслить, сожалеть о грехах и каяться, то Господь пошлет обильные слезы, которые явятся бальзамом для больной души. Христос придет в наше плачущее сердце по неложному обетованию Своему: «Блажени плачущий яко тии утешатся».
Таинство покаяния очищает сердце. Изгладить грех — значит насадить в сердце противоположные греху добродетели. Будем сознавать свое убожество; будем благодушно переносить клевету, укоризны, напраслины. Убоимся фарисейского превозношения себя, потому что только смирение и сознание себя грешником привлекают благословение Божие.

Возлюбленные! Будем просить Господа, чтобы Он помог нам раскаяться, будем взывать к Нему: «Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце мое очисти: яко Петру, дай мне покаяние; яко мытарю — воздыхание, и яко блуднице — слезы». Принесем Господу истинное покаяние и научимся добру, чтобы наследовать нам Царство Небесное! Аминь.

Схиигумен Савва о постоянном исповедании грехов

Возлюбленные! Вся земная жизнь человека — это борьба. А полем битвы является сердце человека. Борется добро со злом, борется постоянно, каждый день и каждый час. Поэтому не будем отчаиваться, если мы пали.

Все святые, достигшие Царства Небесного, жили на этой же грешной земле и тоже грешили, но принесли Богу истинное покаяние, и Господь помиловал их. Сонм святых разделяется между собой на помилованных и освященных. Они разными путями пришли в Царство Небесное. Помилованные пришли путем покаяния, а освященные, пребывая в непрестанном молитвенном общении с Богом, уже тогда, в земной жизни, были освящены благодатию Святого Духа.

Так и мы, грешники, не будем отчаиваться. Человеку свойственно согрешать и каяться. Бывает, что человек после причастия сразу идет исповедоваться. В этом нет ничего предосудительного. Господу нужна не форма исповеди, а ее существо. Благодать Божия, сознание снова допущенного падения ведет этого человека на исповедь. Это даже похвально, потому что, сколько раз упал ты, столько же должен подняться, не унывая и не отчаиваясь.

Возложим все упование на Господа и Матерь Божию, будем усердно просить их помощи, и они преобразуют наши сердца.

Господь простит нас за наше покаяние. И, может быть, среди нас, грешников, много будет помилованных святых.

Дай Бог нам всем спастись и в разум истины прийти! Аминь.

Схиигумен Савва о гневе и горячности

Некоторые путают гнев с горячностью. Гнев, раздражение, злоба — это одно. А бывает еще горячность. Это когда горячо служат Господу, горячо работают Ему ради того, чтобы спасти человека. Иногда приходится вразумлять человека самыми строгими словами. Не сердитыми, а именно строгими. В этом и проявляется горячность, то есть ревность о спасении ближнего.

И мне, как пастырю вашему, иногда приходится поступать с вами строго. Но лучше пусть человек обидится, нежели потерять благодать священства. Многие по неведению или же по небрежению своему подходят к духовному отцу запросто, как к приятелю или просто знакомому человеку. А следует помолиться, прежде чем приступить к отцу духовному, чтобы Господь открыл через него волю Свою. Подходить к нему надо с благоговением и с твердою верою, что Господь через батюшку укажет вам единственно верный и правильный путь.

Некоторые, не имея рассуждения, часто впадают в уныние. Ропщут, когда получают от духовника какое-либо замечание. Избави нас, Господи, от этого! Совесть наша грязная и душа грязная. Поэтому нужно благодушно принимать всякого рода замечания, сделанные духовником: не огорчаться, не отчаиваться, а наоборот — радоваться и благодарить Бога.

В пастырском Богословии сказано, что отец духовный дается не для дружбы, а для спасения.
Святой Иоанн Златоуст, святитель Николай Чудотворец и даже всегда ласковый преподобный Серафим Саровский тоже были строги и проявляли горячность. Они не могли терпеть неправды.

Подражая этим великим светильникам, и я горячо стараюсь насаждать добродетели в сердцах ваших. Собственно, это не я, а Церковь так рекомендует и Господь повелевает так делать: увещевай, обличай строго, строго наказывай, но спасай! Для того и дается сан священства.

Приходится иногда проявлять горячность и к своим духовным детям, потому что надо собрать всех их, всех своих овец, чтобы ни одна из них не пропала. А духовные чада должны помогать своему духовному отцу, должны оправдывать свое назначение, чтобы, явившись пред Престолом Судии в день последний, я мог бы дерзновенно сказать: «Аз есмь и овцы моя!»

Схиигумен Савва о молитве

Молитва есть пища для души. Молитвою очищается ум, освящается сердце, кротким становится нрав. Если день начат без молитвы, он непременно проходит в суете бесполезной. У человека же, начинающего свой день молитвою, все устрояется во благо.

Для тех, кто не имеет времени выполнить положенные утренние или вечерние молитвы, предлагается правило прп. Серафима Саровского:

Царю Небесный… 1 раз. Отче наш… 3 раза. Богородице Дево… 3 раза. Верую… 1 раз.

Однако это правило не исключает совершенно чтения Евангелия, Псалтири, полных утренних и вечерних молитв. Молиться следует непрестанно, освящать молитвою даже дыхание. Наглядно молитву на вдох и выдох можно изобразить следующим образом:

1. Господи (вдох) помилуй (выдох).

2. (Вдох) Господи (выдох) Иисусе (вдох) Христе (выдох) Сыне (вдох) Божий (выдох) помилуй (вдох) мя (выдох) грешнаго.

3. (вдох) Пресвятая (выдох) Богородице (вдох) спаси (выдох) нас.

Молиться следует не рассеянно, потому что когда мы молимся рассеянно, то мы тем прогневляем Бога. Рассеянная молитва и дремота в церкви бывают от маловерия и слабой любви к Богу. Стоять в храме следует со страхом Божиим и смирением, чувствуя благодатную силу, в нем пребывающую. Молитва наша не должна быть голословною. Ум и сердце наши должны участвовать в этой беседе с Богом.

Соберем рассеянный свой ум, опустим его в сердце, пусть священнодействует в нем, как на престоле. Таким образом, молитва становится умно сердечной.

Кто пребывает в постоянной молитве и богомыслии, с тем всегда Господь. И, говоря словами Священного Писания: «Аще и во ад снидет — не убоится сердце его!» Где бы ни был такой человек — с ним Господь, он не теряет молитву, и поэтому не страшны ему ни колдуны, ни чародеи. Господь хранит горячо призывающих Его во веки.

Рекомендуем также посмотреть доступные труды схиигумена Саввы на Русском Паломнике

Метки: молитва, обличание, пути спасения, Схиигумен Савва

. 1. От составителя.
2. Жизнеописание схиигумена Саввы, старца Псково-Печерской обители.
3. Ранние годы.
4. В мирском водовороте.
5. Троице-Сергиева Лавра.
6. Переезд старца в Псково-Печерскую Свято-Успенскую обитель.
7. Под державным покровом Богородицы.
8. Продолжение подвигов спасения ближних.
9. Последние годы жизни и кончина старца.
10. Путь к совершенной радости.
11. Душа человеческая.
12. Душа и тело.
13. Ум или разум.
14. Мысли. Схиархимандрит Софроний о борьбе с помыслами.
15. Сердце.
16. Сердце и вера.
17. Воля человеческая.
18. Восполнение слабой человеческой воли и разума Божией благодатью.
19. Как получить благодать.
20. Болезни души, грех, рабство души и глубина падения.
21. Планы наглей души.
22. Страсти.
23. Пристрастие.
24. Искушения.
25. Болезни воли, гипноз, одержимость.
26. Прелесть.
27. Зарождение «внутреннего», «духовного» человека.
28. Рост «внутреннего», «духовного» человека.
29. Особенности «внутреннего», «духовного» человека.
30. Внутреннее око и внутренний слух «духовного» человека.
31. Различие «внешнего» и «внутреннего» человека.
32. Законы роста в душе человека.
33. Привычки.
34. От внешнего к внутреннему.
35. Закоснение.
36. К свойствам души. Слышание Божиего голоса: совесть.
37. Сновидения. Плач, слезы и умиление.
38. Созерцание и постижение невидимого.
39. Восприятие имен и образов.
40. Постижение и отображение красоты души.
41. Особые способности и возможности у человека.
42. Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона.
43. Вместо предисловия.
44. Отзыв архипастыря.
45. Отделение первое. Поучения на праздники Господни.
46. В день Рождества Христова.
47. В день Рождества Христова.
48. В день Обрезания Господня.
49. В день Богоявления Господня.
50. В неделю Ваий.
51. В день Пасхи.
52. Во второй день Пасхи.
53. В третий день Пасхи.
54. В четвертый день Пасхи.
55. В Пасхальную субботу.
56. В день отдания Пасхи.
57. В день Пятидесятницы.
58. В день Святаго Духа.
59. В день Преображения Господня.
60. В день перенесения Нерукотворного Образа Господня.
61. В день происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
62. В неделю перед Воздвижением. Отделение второе. Поучения на воскресные дни.
63. В неделю пред Рождеством Христовым.
64. В неделю по Рождестве Христовом.
65. В неделю пред Богоявлением.
66. В неделю по Богоявлении.
67. В неделю святых жен-мироносиц.
68. В неделю о расслабленном.
69. В неделю о самаряныне.
70. В неделю о слепом.
71. О иерихонском слепце. Отделение третье. Поучения на праздники Богородичные.
72. В день Иверской иконы Божией Матери.
73. В день Владимирской иконы Божией Матери.
74. В день Казанской иконы Божией Матери.
75. В день Смоленской иконы Божией Матери.
76. Накануне Успения Божией Матери.
77. В день Покрова Пресвятой Богородицы. Отделение четвертое. Поучения на дни святых.
78. В праздник первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи.
79. В день обретения мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.
80. В день преподобномученика Корнилия.
81. В день святителя и чудотворца Николая.
82. В день святых трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
83. В день святых Отцов I Вселенского Собора; священномученика Ермогена и преподобного Дионисия.
84. В день равноапостольных Константина и Елены.
85. В день преподобного Сергия, игумена Радонежского.
86. В день обретения мощей преподобного Серафима Саровского.
87. В день святого пророка Божия Илии.
88. В день святого великомученика Пантелеймона.
89. В день усекновения главы Иоанна Крестителя.
90. В день благоверного князя Александра Невского.
91. В день великомученицы Варвары.
92. В неделю вторую по Пятидесятнице.
93. Всех святых, в земле Российской просиявших.
94. В день памяти святых Отцов VII Вселенского Собора.
95. (Праздник переходящий).
96. Отделение пятое. Поучения на святую Четыредесятницу.
97. В неделю о Закхее.
98. В неделю о блудном сыне.
99. В неделю о Страшном Суде.
100. Об исповеди в первую неделю Великого поста.
101. Во вторую неделю Великого поста.
102. В неделю Крестопоклонную.
103. В неделю Крестопоклонную.
104. В неделю Крестопоклонную.
105. На пятой неделе Великого поста, в субботу.
106. На Светлой седмице. Отделение шестое. Поучения на разные места Священного Писания.
107. О любви к врагам.
108. О прощении.
109. Ищите прежде Царства Божия и правды Его.
110. О крестах.
111. Господи, спаси меня!
112. О брачном пире.
113. Об исцелении расслабленного.
114. Об исцелении бесноватого.
115. О римском сотнике.
116. О римском сотнике.
117. Об исцелении бесноватого.
118. Об исцелении бесноватого; в день памяти Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского.
119. Об исцелении бесноватого.
120. Об исцелении бесноватого.
121. О воскрешении сына Наинской вдовы.
122. Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную.
123. О евангельском богаче.
124. О милосердии и любви христианской.
125. О любви к ближним.
126. Что посеешь, то и пожнешь.
127. Поучение девяносто пятое.
128. О злой силе. Краткое описание Псково-Печерского монастыря. Ответ на письмо друга. Введение. О местоположении и названии монастыря.
129. Снятый преподобный Марк.
130. Святый преподобный Иона. Преподобная мати Васса.
131. Преподобномученик Корнилий.
132. Краткое описание событий, происшедших в обители за время ее существования.
133. Краткое описание монастырских церквей и построек.
134. О чтимых иконах святой обители.
135. Церковно-патриотическая деятельность насельников святой обители.
136. Уставные особенности Псково-Печерского монастыря.
137. Богом зданные пещеры.
138. Псково-Печерский монастырь – духовная лечебница.
139. Об иноческом постриге.
140. Ответ на вопросы о монашестве.
141. Отзыв архипастыря.
142.Ответ на письмо монахини.
143. Понятие о монашестве.
144. Происхождение монашества.
145. Значение монашества.
146.Сущность и цель монашества.
147. Степени монашества.
148. Чин пострижения.
149. Обеты иноческие.
150. Трудности монашеской жизни.
151. Причины закрытия монастырей.
152. Покаяние.
153. Молитва.
154. Жизнь монашеская.
155. О главных христианских добродетелях и гордости.
156. Ответ другу Д. на его письмо.
157. Предисловие.
158. Гордость.
159. Сущность гордости.
160. Симптомы и развитие болезни.
161. Как распознать в себе гордость?
162. Дьявольские искушения.
163. Примеры искушений из жизни чад.
164. Уныние и отчаяние.
165. Подражание Иисусу Христу в перенесении искушений.
166. Краткое вразумление.
167. Смирение.
168. Сущность смирения и его плоды.
169. Признаки смирения.
170. Как приобрести смирение.
171. Мнимое смирение.
172. Кротость.
173. Примеры кротости и смирения святых.
174. Примеры смирения духовных чад.
175. Любовь Христова.
176. Разновидности любви.
177. Любовь к Богу.
178. Сущность Христовой любви.
179. Признаки истинной любви.
180. Как стяжать любовь Христову.
181. Любовь Христова к ближним и любовь естественная.
182. Любовь Христова у святых.
183. Пример любви у чад духовных.
184. Милосердие. 153. Милосердие внешнее и сердечное.
185. Милосердие Божие.
186. Значение милосердия.
187. Формы милосердия и упование на милость Божию.
188. Рассудительность в делах милосердия.
189. Мир души.
190. Миротворчество.
191. Миру Твой мир ниспосли!
192. Духовный рост.
193. Духовное совершенство и заповеди блаженства.
194. О блаженстве несения креста Архиепископ Иоанн).
195. Размышление и наставление.
196. Путь к спасению.
197. О смирении.
198. Об осуждении.
199. О любви.
200. О целомудрии.
201. О скорбях и болезнях.
202. О покаянии.
203. О доброй жизни.
204. О дружбе с миром.
205. О молитве.
206. Как должен христианин проводить свой день.
207. О церкви.
208. О причащении.
209. О посте.
210. О кресте и крестном знамении.
211. Плоды истинного покаяния.
212. Ответ на письмо о покаянии.
213. Вместо предисловия.
214. Три момента покаяния.
215. Подготовка к исповеди.
216. Основные грехи и производные.
217. Сокрушение сердца.
218. Плач.
219. Решимость не грешить.
220. Слезы.
221. Исповедь.
222. Два исповедника.
223. Внутренняя жизнь.
224. Подражание Иисусу Христу.
225. Причащение Святых Христовых Тайн.
226. Плоды покаяния.
227. Благое намерение.
228. Душеполезные наставления ищущим спасения.
229. Размышление.
230. Одеяние души.
231. Долготерпение Божие.
232. Видение апостола Павла.
233. Какой же ты, Господи!
234. Покаяние.
235. Воздушные мытарства.
236. Празднословие.
237. Осуждение.
238. Познание себя.
239. Кроткое вразумление.
240. Анализ разговора.
241. Молчание.
242. С плачущим плачь.
243. Ненависть.
244. Молитва за врагов.
245. Больное самолюбие.
246. Образ Божий.
247 Молитвенники за мир.
248. Молитва Земли.
249. Наставление.
250. Молитвенный вопль покаяния.
251. Правила христианской жизни.
252. Духовные завещания старца.
253. I. Завещание, относящееся ко всем.
254. II. Завещания духовным чадам.
255. Завещание первое.
256. Завещание второе.
257. Завещание третье.
258. Завещание четвертое.
259. Завещание пятое.
260. III. Духовные завещания братии.
261. Воспоминания о духовном отце схиигумене Савве.
262. Краткая библиография изданных творений схиигумена Саввы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *