Плоды покаяния

Сотворить достойный плод покаяния — значит исправить всё, что
ещё доступно исправлению: украденное — возвратить; причинённые ближнему убытки— возместить; забытые или же сознательно не покрытые долги — заплатить; перед теми, кого оскорбили словами или действием, у тех, о ком распустили заведомо ложную молву, опозорив их доброе имя,— попросить прощение, примириться.

Покаяние и обращение — неразрывны!

Нет надобности лежать на смертном одре, чтобы вспомнить о своих грехах, о Боге и об ожидающем грешников аде, чтобы воистину покаяться и заняться исправлением всего содеянного, переменой всей своей жизни.
Нет также надобности и в том, чтобы непременно быть виновным в каких-то гнусных пороках и тяжких злодеяниях, чтобы навеки погибнуть. Вина человека перед Богом, какой бы малой, ничтожной ни казалась, вполне достаточна для того, чтобы навсегда разлучить его со святым и совершенным Богом. Адам допустил только один грех — непослушание, и осквернился грехом и был изгнан из рая.

В наши дни то и дело встречаются духовно слепые люди, утверждающие категорично, что у них то совесть совершенно чистая, лично им не в чем каяться. Какое заблуждение! Им кажется, что они имеют чистую совесть, тогда как в действительности они имеют слабую память, которая лишила их способности оглянуться на пройденный жизненный путь и увидеть себя в том свете, в каком Бог их видит.

Сатана сумел внушить миллионам людей, что погибают и заслуженно будут мучиться во веки веков только жуткие грешники, а маленькие грешники не погибают. К маленьким грешникам Бог проявит Своё снисхождение и уравняет их с маленькими праведниками.

Как может человек верить такой лжи, зная, что «все согрешили и лишены славы Божией… Нет праведного ни одного… Все совратились с пути, до одного негодны… Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Послание к Римлянам 3 глава, 23 и 10, 12, 19 стихи)?! Будучи потомками Адама, все мы в равной мере унаследовали от него падшую греховную природу и все мы одинаково нуждаемся в искуплении Христовом, в глубоком сокрушении сердца, покаянии, прощении, обращении и возрождении от Слова Божьего и Духа Святого. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Послание к Римлянам 8 глава, 9 стих).

Евангелие от Луки 3:1-22

Ключевой стих 3:8

«Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму».

Служение и проповедь Иоанна Крестителя являются одним из важнейших моментов истории. Для Луки это было столь значительно, что он выделил большую главу для этого повествования. Давайте вместе изучим жизнь и служение Иоанна, и помолимся, чтобы через сегодняшнюю проповедь Бог лично говорил каждому из нас. Помолимся, чтобы слово Божье изменило нас сегодня. Аминь.

I.Сотворите достойные плоды покаяния (1-14)

«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне».

Автор Лука датирует время появления Иоанна Крестителя. Оно связано с политическими и религиозными обстоятельствами того времени.

Ирод Великий, царствуя около 40-ка лет (умер в 4-м году до Р.Х.), разделил власть над Израилем между своими сыновьями:

1) Ирод Антипа получил в наследство Галилею и Перею.

2) Ирод Филипп получил в наследство Итурею и Трахонитскую область.

3) Лисаний был четвертовластником в Авилинее.

4) Архелай получил в наследство Иудею, Самарию и Идумею. Он был очень плохим королем. Иудеи, в конце концов, обратились к Риму с просьбой устранить его. И Рим, недовольный постоянными беспорядками в Иудее, назначил в там прокуратора. В этот момент правителем Иудеи был Понтий Пилат.

Надо дополнить картину тем, что Тиверий кесарь был очень злым правителем, а Понтий Пилат был хитрым и искусным политиком.

Лука также описывал религиозное обстоятельство в Израиле. Согласно закону Моисея, должность первосвященника в Израиле занимал наследник из сынов левитов. Однако с приходом римлян эта должность стала объектом всевозможных интриг. В результате этого в период с 37-го года до Р.Х. по 26-й год после Р.Х. сменилось двадцать восемь первосвященников. Анна был первосвященником с 7-го года по 14-й год после Р.Х. Когда Иоанн Креститель начал свою миссию, Анна не был в должности, но после него первосвященниками были четверо его сыновей, а Каиафа его зятем. Вот почему, хотя Каиафа и был первосвященником по должности, фактической властью управлял Анна. Поэтому Иисуса сразу после Его ареста привели сначала к Анне (Ин.18:13), хотя в это время он не занимал должности. Лука поэтому и связал его имя с именем Каиафы – хотя первосвященником и был Каиафа, самым влиятельным в религиозной жизни Иудеи оставался Анна.

Мы видим очень темную, хаотичную ситуацию в политической и религиозной жизни Израиля. Эта ситуация напоминает нам о сегодняшней ситуации на Украине. Украина фактически сейчас разделена тоже на 4 региона: западная с наклонностью приобщиться к Польше; восточный регион (Донецк, Харьков, Днепропетровск) с пророссийским настроением; Крым вообще стал российским; юг (Одесса) занимает нейтральную позицию – одесситам всё равно, кто у власти. Как говорят: «Одесситы всё равно выкрутятся!»

Религиозная ситуация в стране тоже не лучше: многие должности православного духовенства связаны со всякими интригами. Некоторые пастора больших харизматических церквей были втянуты в официальные обвинения. Народ в смущении.

Что нам делать в такое смутное время? Это неправильный вопрос.

Нам надо задать другой правильный вопрос. Что Бог делает в такое время? Что Бог делает, это есть истинный путь.

Прочитаем стих 2б: «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне». Что значит «был глагол Божий»? Это значит, Бог сказал Иоанну о Своём плане, о Своей воле, что Бог собирается делать в такое время. Иоанн Креститель должен передать народу Божье слово, открыть всем людям Божью волю.

Посмотрим на стихи 3, 4. «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

Миссия Иоанна – это крещение покаяния для прощения грехов: Иоанн готовит людей к покаянию, а Иисус даёт прощение грехов.

Положение народа – больные, бедные, ущемленные, угнетенные. Люди хотят решить свои проблемы и вопросы через разные способы. Например, многие идут в церковь и ставят свечки, либо в праздник Пасхи святят яйца, колбасу и т.д. Или идут к известному батюшке, чтобы получить крещение. Некоторые занимаются благотворительностью.

Но то, что им нужно – это покаяние. Покаяние – единственный истинный путь ко спасению. Никто не любит слово покаяние – так как считают, что покаяние – позорное стыдное дело. Когда кто-то говорит: «Тебе надо покаяться». То сильно обижаются и говорят: «Не вмешивайтесь в мою личную жизнь».

Но покаяние – самое благословенное занятие, потому что если мы простым сердцем исповедуем наши грехи, ошибки, слабости, Иисус не обвиняет нас, но с пониманием прощает. Через покаяние мы освобождаемся от гнёта греха. Если мы хотим иметь Царство Божье в сердце, если хотим иметь истинную радость, силу, счастье, – нам необходимо покаяние.

Иоанн Креститель как пастырь народа хорошо знал об этом, поэтому он от всех сил служил народу, чтобы привести их к покаянию. Это есть его горячая любовь. Знаете ли вы, что такое истинная любовь? Это вести своего любимого человека к покаянию.

Люди думают, что наша жизнь тяжелая из-за плохих политиков. 4 месяца люди стояли на морозе на майдане, и, в конце концов, добились. Однако жизнь не стала лучше. Вот это истина – жизнь тяжелая из-за грехов.

Человек должен каяться в грехах. Веришь в Бога ты или не веришь, неважно. Всё равно, если ты человек, то ты должен покаяться в своих согрешениях, и исправиться.

Посмотрим на стих 5. «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 6 и узрит всякая плоть спасение Божие».

Это слово открывает нам, что такое покаяние. Сердце человека похоже на долины или горы и холмы. Долины – это всякие комплексы неполноценности, раны, обиды. Горы и холмы – это гордость. Кривизны – это эгоизм. Но через покаяние наше сердце сделается прямым, ровным и гладким. И тогда узрит всякая плоть спасение Божие.

Взгляните на стихи с 7-го по 9-й. » приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Иоанн жил в пустыне. Пустыня была покрыта зарослями и сухой стерней. Иногда от одной искры пустыня загоралась, и из трещин и щелей выползали ядовитые змеи, в ужасе спасающиеся от страшного пламени. С ними Иоанн сравнивал некоторых людей, приходивших к нему креститься.

Иудеи были твёрдо убеждены, что если они принимают крещение, они будут спасены. Но Иоанн говорит – надо не крещение, а покаяние. Многие говорят: «Я крещён в церкви», или «Меня крестили в известной церкви при известном батюшке». Однако это событие не даёт спасение.

Нужен видимый плод покаяния, видимые изменения. Когда человек искренно кается, Святой Дух наполняет и сжигает всякий грех. Когда человек искренно кается, Святой Дух входит в нас и даёт рождение свыше. Только тогда человек получает спасение. Истинное пробуждение происходит через глас Божий – то есть, когда люди получают слово Божье, которое ведёт людей к покаянию.

Посмотрите, что говорят стихи с 10-го по 14-й. «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».

Что же нам делать? Раньше я думал, что раз человек покаялся, то должен сразу бросить всё, уйти из мира и поступить в духовную семинарию. Поэтому в 1997-м году я молился Богу так: «Если Ты есть, то я брошу всё и стану священником. Я готов не жениться».

Иоанн говорил, что надо делать самое элементарное – иметь любовь к ближним. Человек не должен менять род работы, чтобы угодить Богу. Конечно, если раньше продавал наркотики, то надо менять. Речь здесь идёт о нормальной работе. Мы видим, что даже мытари и воины хотят жить нормальной жизнью. Потому что они тоже люди. Здесь мы видим, что такое истинное покаяние. Плоды покаяния – это не только исповедание и покаяние в грехах, но человек должен реально измениться и в отношении с ближними. Плод покаяния проявляется в отношении с людьми. Если отношение с людьми не изменилось, можно сказать, что человек не покаялся.

II.Крещение Иисуса (15-22)

Посмотрите на стихи с 15-го по 22-й. «Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его. Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Иоанн только крестит для прощения грехов. Иисус крестит Святым Духом и огнём, который сжигает грех и меняет нашу сущность. Водное крещение делает человек, но крещение Святым Духом только Иисус может дать. Крещение Святым Духом даёт человеку святость Бога, и облекает верующих в силу свыше, чтобы быть свидетелями Иисуса. Главная работа Святого Духа – свидетельствовать об Иисусе, и прославить Иисуса (Ин.16:14). Человек, получив крещение Святым Духом, должен жить в святости и быть активным свидетелем Иисуса.

Когда Иисус крестился, отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь. С того момента, Святой Дух ведёт Иисуса и даёт помазание, и свидетельствует, что Иисус – Сын Божий. Через Иисуса Царство Божье пришло на землю, так как Иисус – Сын Бога. Бог также подтвердил Своим словом: «был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Слово «в Тебе Мое благоволение» – Иисус повиновался воле Бога полностью до смерти. Отсюда видно, что в момент Своего крещения Иисус чётко осознал, что, во-первых, Он Мессия, помазанный Богом Царь, и, во-вторых, что это принесет Ему страдания и крест. Крест не выпал на долю Иисуса неожиданно. С того самого момента, как Он осознал Своё предначертание, Он видел, что впереди Его ждёт распятие.

Ещё раз посмотрим на стих 17. «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым».

Какой вере мы учимся здесь? Здесь мы учимся вере во второе пришествие. Иоанн проповедует, что Иисус Царь ещё придет, а с ним и суд. Лопата представляла собой большую плоскую деревянную лопату. Ею подбрасывали в воздух зерно, более тяжелое зерно падало на землю, а мякину уносил ветер. И точно так же, как мякина отделялась от зерна, так Иисус отделит праведных от грешных. Таким образом, Иоанн Креститель нарисовал картину суда, но такой суд человек мог спокойно ожидать, если он исполнял свой долг по отношению к Богу, соседям, и если он добросовестно исполнял свою повседневную работу.

Иоанн был одним из самых преуспевающих проповедников всех времен. Суть его проповедей проста: он призывал людей к покаянию. Мы часто думаем, что проповедь о покаянии не популярна в 21-м веке. Однако только покаяние может изменить сущность человека, только покаяние может изменить судьбу человека. Не политика, не экономика, не условия жизнь, не женитьба на хорошей сестре, не покупка новой машины делает нас счастливыми. Но только покаяние!

Какой плод покаяния лично я должен принести?

Во-первых, я каюсь в непрощении и обиде. Из-за обид много раз я хотел уйти из церкви вместо покаяния. Явно Бог хочет учить меня смирению, но вместо смирения я гордился и из-за гордости я получил обиды и раны в душе. Я обижался на пастыря Иоанна, на пастыря Моисея и пастыря Матфея. Я думал, что я уже покаялся, однако на прошлой неделе Бог открыл, что обида осталась, я вообще не покаялся. Когда на собрании объявили, что надо молиться за детей, которые болеют, я не мог искренне с любовью молиться за них. Наоборот, я злорадствовал: «Вот, они всё время были против исцеления. Атаковали меня, когда я говорил о Божьей силе исцеления. И сейчас сами получают и ещё дети должны платить за грехи родителей. А посмотрите на меня – в этом году я не болел и мои дети не болеют». Как только я это помыслил и говорил, я открыл дверь для сатаны. И в тот же день младший сын заболел. У него целую неделю была температура и понос. В пятницу я понял мой грех и покаялся в гордости. В субботу врач был у нас и выписал направление – надо срочно отвезти ребёнка в больницу, это опасно для здоровья. Я молился Богу и каялся в гордости. Стоя в праведности Божьей, которую я получил через покаяние, я верил, что кровь Иисуса простила мои грехи. Я с верой просил исцеление у Бога, также я приказал сатане уйти, так как моя семья – это моя территория. В духе я получил веру, что если до вечера температура не упадёт, то на следующий день мы отвезём ребенка в больницу. Слава Богу, до вечера температура упала и больше не поднималась, и понос прекратился. Слава Богу, Который принимает наше покаяние и исцеляет нас. Но в ту ночь сам я чуть не заболел. Всю ночь была температура, головная боль и горло сильно болело. Я не спал и пил мёд с лимоном. Утром были мысли не приходить на богослужение. Но я решил – лучше умереть на богослужении. На богослужении Божье исцеление пришло ко мне и восстановило меня.

Я каюсь в обидах и прошу Бога – Боже исцели мои раны и обиды, чтобы я мог радоваться и служить Тебе в чистоте веры, как в первое время. Иногда я задавал себе вопрос: «Как можно любить пастыря Матфея?» В последнее время он изменился и стал очень милым, можно его уже любить. Этот вопрос звучал у меня с 2000-го до 2010-й. В 1998-м году мы родились свыше, искренне любили друг друга, мы кушали щирицу, лебеду, вместе ходили по вечерам на проповедь в общежитие, и ночью на молитву на «Елеонскую гору» в парк. Пастырь Матфей был моим братом. Но потом что-то случилось, мы начали занимать оппозицию друг против друга. Слава Богу, в прошлом году мы ездили вместе в Николаев ночью и могли искренне разговаривать, и Бог дал милость понять друг друга, и простить друг друга. Теперь мы уже не враги, а со служители Евангелия в Иисусе.

Также прошу Бога восстановить мою молитвенную жизнь.

Иногда я читаю проповедь или провожу изучение Библии без духа молитвы. Я сам чувствую, что это богохульство, что я потерял богобоязнь. Делать Божье служение без молитвы и упования на Божье водительство – это богохульство, так как я вместо Бога своими силами хочу изменять ангцев. Однако я часто это делал. Когда ангцы в грехах и проблемах, вместо молитвы я играл в шахматы. Я потерял очень много времени из-за шахмат. Если перед сном я не играл пару партий в шахматы, то я не мог спокойно спать. Но если играл, тоже не могу спокойно спать, так как в голове крутились мысли о ходах и комбинациях. Я стал зависимым. Шахматы стали наркотиками для меня. Боже, прости меня, помоги больше не играть в шахматы, но больше времени проводить в молитве и размышлениях над словом. Принимаю решение – больше не играть в шахматы.

Одно слово: принести достойный плод покаяния. Аминь.

С одной стороны, мы все хотим иметь чистое сердце перед Господом, но, с другой стороны – мы не хотим отстать от какого-то греха, или соблазна, мы каемся в чем угодно, но, только не в том, что мы не хотим оставить. Или, например, если мы кого-то обидели, и просим прощения перед Господом, говоря: Господи, прости, что я на него накричал, но он сам виноват, что довел меня до такого состояния! то, в таком случае, – мы не просим прощения, а оправдываемся перед Богом, объясняя, почему мы так поступили. Это лукавство, как написано: «Лукаво сердце более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). Но, Бог все это знает! Он знает наши сердца, потому что Он «… создал сердца всех их и вникает во все дела их.» (Пс. 32:15). Бог судит намерения сердечные. Поэтому, когда мы приходим перед Богом в молитве, или в покаянии, и что-то скрываем, – то Бог все это знает! Он видит наше сердце, знает больше, чем мы можем себе представить! Давид молился: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.» (Пс. 18:13,14). Наше лукавство имеет многоэтажность. И, наверное, ни один человек не мог опуститься на самый нижний этаж, чтобы покаяться до конца, потому что все родились во грехе: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.» (Пс. 50:7). Поэтому, покаяние – это не разовое действие, а постоянный процесс длиною в жизнь. Это постоянное очищение от той нечистоты, в которой мы все родились: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один.» (Иов. 14:4).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *