По святым местам Подмосковья

Содержание

Святыни Подмосковья

Сегодня в Московской области свыше полутора тысяч действующих храмов и 24 монастыря. Чтобы рассказать обо всех них, потребовалось бы несколько томов. Поэтому мы решили остановиться только на тех святынях Подмосковья, которые, с нашей точки зрения, обладают наибольшей исторической, культурной, духовной значимостью. Полагаем, в этих местах будет интересно побывать всем — и воцерковленным людям, и тем, кто только ищет свою дорогу к храму.

1. Успенский Колоцкий женский монастырь

Деревня Колоцкое, Можайский район

Летопись связывает основание монастыря с событиями 1413 года. Колоцкая обитель связана с двумя важными событиями. Первое — обретение чудотворной иконы Богородицы. Второе — пребывание штаб-квартиры Михаила Кутузова в стенах монастыря незадолго до Бородинской битвы.
В 1413 г. в в этих краях крестьянин Лука нашел на дереве икону Богородицы. Он принес икону домой, и от нее исцелился его больной родственник. Новость о чуде узнали все в округе. В Можайске навстречу иконе вышел с крестным ходом сам князь Андрей Дмитриевич. Вернувшись домой, Лука построил для иконы церковь, а для себя — богатые хоромы. Нанял слуг и стал проводить дни в разгульном веселье. Вскоре крестьянин тяжело заболел, недуг вразумил его — он покаялся и распродал все свое имущество. На вырученные деньги был построен монастырь рядом с тем самым местом, где явилась икона. Первым монахом обители стал Лука.

Успенский Колоцкий монастырь. Фото С. М. Прокудина- Горского, 1911 год

В советские годы монастырь закрыли, разрушили многие монастырские постройки. Некоторых монахов расстреляли. Верующие прятали Колоцкую икону Божией Матери на частной квартире. Потом след ее потерялся, сохранились только копии — сейчас одна из них в монастыре. Только в 1990-х годах монастырь возродили.

2. Спасо-Бородинский женский монастырь

Село Семеновское, Можайский район

Обитель была основана в 1830-х годах. Спасо-Бородинская обитель — живое напоминание о тяготах народа, отражавшего нападение «Великой армии» Наполеона.
Монастырь основала вдова генерал-майора А. А. Тучкова Маргарита Михайловна. Во время русско-шведской войны она сопровождала любимого мужа, жила в палатке, помогала раненым бойцам — была одной из первых российских сестер милосердия. Во время антинаполеоновских кампаний она также была с мужем.

Спасо-Бородинский монастырь. Фото Владимира Ештокина

После гибели супруга в Бородинском сражении Маргарита Михайловна искала его тело среди десятков тысяч трупов, но найти не смогла. А. А. Тучков был сражен близ Семеновских высот. Маргарита Михайловна решила поставить на этом месте храм. Она продала драгоценности и выкупила несколько десятин земли на поле битвы. Здесь в 1820 году был освещен построенный ее трудами Спасский храм. Главной его святыней стал образ Спаса Нерукотворного, полковая икона Ревельского полка.
Шесть лет спустя умер сын Маргариты Михайловны Николай. Она навсегда поселилась в сторожке близ Спасского храма. Вокруг нее за несколько лет образовалась небольшая община вдов и сирот. В 1836 году святитель Филарет Московский благословил безутешную вдову на принятие иночества. А в 1837—1838 годах ее община была преобразована в монастырь. Инокиня Мария, бывшая генеральша, стала его игуменией.

3. Черниговский мужской скит Сергиева Посада

Город Сергиев Посад, улица Гефсиманские пруды, дом 1

Основан в 1840-х годах. На кладбище Черниговского скита похоронены великие русские писатели и философы — К. Н. Леонтьев (инок Климент) и В. В. Розанов. Судьба скита связана с именами двух больших святых. Святитель Филарет Московский немало способствовал его учреждению. Святой блаженный схимник Филипп стоял у истоков его основания.

Черниговский мужской скит Сергиева Посада. Фото APL

Черниговский скит — подворье Троице-Сергиевой Лавры — стоит на берегу пруда в трех километрах от монастыря. Скит вырос из серии келий-пещерок. Первым сюда, в Исаковскую рощу, переселился московский юродивый Филиппушка. Одно время он жил при Лавре, а в 1847 году ему разрешили «выкопать погребок» наподобие тех, что копали себе насельники Киево-Печерской Лавры. Так Филиппушка основал Черниговский скит. Его примеру последовали другие монахи — пещеры копали еще в течение пяти лет. Простота и строгость были заповеданы основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых — преподобных Сергия и Никона Радонежских. Пещерки и скитский святой источник открыты для посещения.

4. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь

Город Коломна, улица Голутвинская, дом 11.

Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.

Богоявленский монастырь стоит на окраине Коломны, на месте слияния Оки и Москвы. По одной из версий монастырь этот обетный: как считают некоторые исследователи, его основал святой благоверный князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы.
Великий святой пешком пришел в Коломну и подарил будущей обители икону Богоявления из своей домашней церкви, в серебряном окладе, а также ризы и аналойный крест.
Есть легенда, что именно Сергий Радонежский заложил первый камень в основание Богоявленского собора. Сегодня от того, первого, здания, сохранилось немногое — фундамент и цокольная часть. Они находятся в подклете второго Богоявленского собора, построенного над ними в XVII веке. Эти древние реликвии называют «камушками Преподобного».

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Фото конца XIX века.

В честь подворья Старо-Голутвина монастыря в Москве назвали Голутвинскую слободу и Голутвинские переулки.
В 1799 году жизнь обители прервалась: монахов отсюда перевели в здания Коломенского архиерейского дома, где возникла Ново-Голутвина обитель. Однако вскоре монастырь возродился: сюда отправили иноков из другой древней обители — Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря.
В советское время монастырь закрывался, здания его пострадали, иноки оказались изгнанниками. Но начало 1990-х стало временем возрождения монастыря. С 1996 года здесь же находится и Коломенская духовная семинария. Десятью годами позже сюда перенесли святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого).

5. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь

Город Ступино, улица Белопесоцкая

Обитель основана во второй половине XV века. вято-Троицкая Белопесоцкая обитель — одна из старейших на земле Московской Руси.
Монастырь основан иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря Владимиром в месте, именуемом с древних времен Белые Пески, на левом берегу Оки, напротив города Каширы. Неподалеку от этого места в древности процветал город Кремична. Впервые монастырь упоминается в документах в конце 1490-х годов.

Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Гравюра второй половины XIX в.

В Белопесоцкой обители хранился чудотворный список с иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Существовала традиция носить этот образ по окрестным деревням. В 1871 году Богородица спасла от холеры село Малино. После падения советской власти икону долгое время не отдавали, но в 2012 году она все же вернулась в обитель.

6. Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь

Город Можайск, улица Сергея Герасимова, дом 1.

Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.

Своим появлением Лужецкий Ферапонтов монастырь обязан двум людям — преподобному Ферапонту Можайскому и можайскому удельному князю Андрею Дмитриевичу. Обитель стоит на правом берегу реки Москвы; это место в древности называли Лужками, отсюда название монастыря — Лужецкий.
Рождеству Пресвятой Богородицы обитель посвятил преподобный Ферапонт, основатель Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря близ Белозерска, а также сооснователь Кирилло-Белозерской обители. Он же стал первым игуменом Лужецкого монастыря. Святой прожил почти до ста лет, похоронили его у стен монастырского собора.

Можайский Лужецкий Рождества Богородицы. Ферапонтов мужской монастырь. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911

Спустя век, в 1547 году, настоятеля причислили к лику святых, а над его могилой построили храм. Сегодня от храма Ферапонта Можайского остался лишь фундамент. Сложен он из белокаменных надгробий со старинными вилообразными крестами.
Лужецкий монастырь славен не только отсветом деяний преподобного Ферапонта, но и блистательным архитектурным ансамблем. Здесь сохранились три храма XVI века, а также множество построек XVII и XVIII столетий.

7. Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века

Город Коломна, Кремль.

Первый раз город на пересечении трех рек — Оки, Москвы и Коломенки — упоминается в летописях в 1177 году. В XVI веке Коломна — один из главных оплотов русской обороны от набегов крымцев. Здесь возник могучий кремль, по некоторым параметрам превосходящий даже московский. Ныне от кремля уцелели семь башен и два прясла стен.
На Соборной площади стоят храмы и монастырские постройки. Например, собор Успения Пресвятой Богородицы, история которого уходит ко временам Дмитрия Донского. По соседству — Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В храме Воскресения Словущего венчался святой благоверный князь Дмитрий Донской.

Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века. Фото Петра Шмелева

Неподалеку от площади, на улице Лажеч­никова, расположен Брусенский Успенский женский монастырь. От его ограды дошла до наших дней кирпичная стена с изящными башенками в стиле русской готики, одна из которых многие годы простояла покосившейся — горожане называли ее Пизанской. Обитель выросла вокруг шатровой церкви Успения Пресвятой Богородицы XVI-го века по приказу Ивана Грозного — в честь взятия Казани. Здесь хранилась древняя копия Казанской иконы Божией Матери, которую, по преданию, писали прямо с явленного образа.

8. Серпуховской Владычный женский монастырь

Город Серпухов, улица Октябрьская, дом 40.

Летопись относит учреждение обители к 1360 году. Основание монастыря связано с именем святого митрополита Московского Алексия. Его келейник, преподобный Варлаам, стал первым игуменом обители и вскоре поставил тут каменный храм.

Серпуховской Владычный женский монастырь. Фото Дмитрия Вильгоша

Именно в этом монастыре в 1878 году крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии явилась чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Сейчас ее копия хранится в Серпуховском Высоцком мужском монастыре; перед ней верующие молятся об избавлении от греха пьянства. Судьба первого образа неизвестна, он потерялся из виду в 1920-х годах, после закрытия Владычного монастыря. Как говорят серпуховские старожилы, скорее всего, ее сожгли коммунисты на берегу реки Нары.

9. Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

Город Серпухов, улица Калужская, дом 5/3
Обитель основана в 1370-х годах

Основателем монастыря стал знаменитый полководец, серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Монастырь располагается на холме — отсюда и название.
Высоцкая обитель долгое время была главным духовным центром в узловом пункте обороны русского юга.

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

В XVIII веке тут действовало семь каменных церквей. Во второй половине XIX — начале XX веке, по отзывам современников, это одна из самых благоустроенный обителей империи.
В советское время монастырь пережил чудовищное разорение, но после исчезновения СССР возродился. Сейчас это один из самых значительных архитектурных памятников всего Подмосковья. Здесь находятся мощи преподобного Афанасия Серпуховского Младшего — второго игумена обители.

10. Николо-Угрешский мужской монастырь

Город Дзержинский, площадь Святителя Николая, дом 1.

Основание монастыря легенда возводит к 1380 году. Обитель основал Дмитрий Донской. По пути на Куликово поле войско остановилось на привал, и Бог явил князю икону Николая Чудотворца. Чудо воодушевило Дмитрия. В порыве благодарности Господу и св. Николаю он произнес: «Сия вся угреша сердце мое» («Это все согрело мне сердце»).

Николо-Угрешский мужской монастырь

Но никаких древних построек тут не осталось. В Синодальный период обитель влачила жалкое существование. Неожиданный взлет принесло ей игуменство прп. Пимена Угрешского. Он преобразовал быт монастыря. Во-первых, ввел в обычай большую строгость иноческой жизни. Во-вторых, он прославился как великий строитель, его даже ласково именовали «кирпичником». При нем появились гостиницы, больницы, новые храмы. Он правил обителью более четверти века. Она превратилась в один из величайших иноческих центров России. Тогда возвели Спасо-Преображенский собор, обнесли территорию кирпичной стеной с восемью воротами и шестнадцатью башнями. До наших дней сохранился интереснейший северный участок стены. Его называют Палестиной, или Иерусалимской стеной. На стене запечатлены образы Страстного цикла — иконографические сюжеты, посвященные последним дням земной жизни Христа. Мощи прп. Пимена пребывают сейчас в обители и пользуются большим почитанием.
В 1920 году обитель закрыли, разорили и разместили в ней колонию для беспризорников. А позже стали селить в корпуса простых горожан. В 1940-м был уничтожен уникальный Никольский собор XVI-XIX веков. В 1990-х годах началось долгое и трудное восстановление монастыря от большевистского варварства. Сейчас туда притекает множество паломников и еще того больше — туристов.

11. Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Город Звенигород, Городок, дом 5
Обитель основана в 1390-х годах. Обитель стоит на берегу Москвы-реки. Основана преподобным Саввой Сторожевским. В самом конце XIV века князь Юрий Дмитриевич попросил своего духовника — отца Савву — основать монашескую общину. Так в местности под названием Сторожа появилась обитель. Очень скоро в ней появился первый каменный храм, дошедший до наших дней. Это одна из древнейших построек всего Подмосковья — Рождественский собор начала XV века. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться у мощей преподобного Саввы.

Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Фото Bernadetta

Интересно, что колокол на гербе Звенигорода — уникальный 35-тонный большой благовестный колокол монастыря, разрушенный во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Как говорили старые люди, в свое время его звон был слышен до самой столицы.

12. Покровский Хотьков женский монастырь

Город Хотьково, улица Кооперативная, дом 20.
Точное время основания неизвестно. Предпо­ло­жительно относят его к началу XIV века, но обитель может быть и древнее. Из ныне действующих монастырей Подмосковья этот — самый древний. Первый раз он упоминается в исторических источниках под 1308 годом.
По легенде, в монастыре приняли постриг родители преподобного Сергия Радонежского: ростовский боярин Кирилл и его жена Мария (в старину на Руси допускалось существование обителей где могли жить праведной жизнью как мужчины, так и женщины). В 1992 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Теперь паломники могут приложиться к гробнице святых Кирилла и Марии, которая находится в Покровском храме. Здесь же, вероятно, начинал монашествовать и брат преподобного Сергия — Стефан.

Покровский Хотьков женский монастырь. Фото APL

Эпоха расцвета наступила в XIX веке. Число инокинь умножилось чрезвычайно, появился величественный Покровский собор, а затем — громадный Никольский.
В Хотьков монастырь верующие часто заезжают по пути в Троице-Сергиеву Лавру. После почти семидесяти лет забвения обитель активно возрождается. Монахини построили сиротский приют, служат сестрами милосердия в местных детских больницах и доме престарелых.
Кроме того, это очень красивое место: монастырь расположен на холме, в обрамлении рощи.

13. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Поселок Дубровицы, Подольский район

Храм строился, а затем был освящен в 1693—1704 годах. Знаменская церковь в древней усадьбе Дубровицы стоит у слияния рек Пахры и Десны, на окраине города Подольска, в 40 км от Москвы.
Нигде в Подмосковье не найти здания, хоть немного похожего на это. Храм украшен множеством элементов: белокаменная резьба, статуи, барельефы и горельефы на евангельские сюжеты. Интересно, что надписи в храме изначально были на латыни, и лишь в XIX веке их заменили на кириллические.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Сохранился деревянный иконостас с резным орнаментом. В плане церковное здание представляет собой равноконечный крест с закругленными краями. Главка его устроена в виде короны.
Как считают специалисты, в строительстве храма участвовали иноземные мастера — итальянские или швейцарские. Их в Россию выписал князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I и основатель церкви в Дубровицах.

14. Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

Поселок Бутово, улица Юбилейная, дом 2, Ленинский район.

Строительство храма совершалось в 2004—2007 годах. На Бутовском полигоне стоят две церкви, посвященных памяти новомучеников и исповедников Российских. Одна из них — большая шатровая, похожая на белоснежный корабль, — была достроена и освящена совсем недавно, в 2007 году.
Бутовский полигон называют «Русской Голгофой». В Подмосковье это самое крупное место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. С августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были убиты и сброшены в рвы более двадцати тысяч человек. Но расстрелы начались здесь еще в 1935 году, а прекратились в 1950-х, и общее число жертв больше названного. Около тысячи из общего числа бутовских жертв подверглись казни за православную веру. Более трехсот из них Русская Православная Церковь прославила в лике святых.

Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

В притворе храма расположена небольшая экспозиция — личные вещи пострадавших на Бутовском полигоне. Под стеклом можно увидеть иконы и облачения новомучеников. Письма, которые заключенные писали родным на свободу. Ботинки, ложки, фотографии расстрелянных.
Уже более десяти лет каждый год в четвертую субботу после Пасхи на Бутовском полигоне совершается патриаршее богослужение под открытым небом.

15. Соборный комплекс города Бронницы

Город Бронницы, улица Советская, дом 61.

Создавался на протяжении долгого времени — с конца XVII по вторую половину XIX века. Храмы города Бронницы стоят особым «островком» прямо у Новорязанского шоссе, близ Бельского озера. Туристы, едущие из столицы в Рязань, неизменно выходят здесь из автобусов и любуются чудесной красотой этого архитектурного комплекса. Собор Архистратига Михаила с высокой колокольней — самый яркий символ подмосковных Бронниц. Главный его объем возвели между 1696 и 1705 годами, соблюдая особенности уже уходящего, но еще любимого нашими зодчими стиля «московское барокко».

Соборный комплекс города Бронницы

Позднее к нему пристроили трапезную. Многоярусная колокольня красного кирпича (1853), возведенная архитектором М. И. Бове в русском стиле, — одна из самых высоких во всем Подмосковье, 73 метра. С весны 2010 года на колокольне вновь действуют часы с боем. Здесь же, рядом, стоит церковь иконы Божией Матери Иерусалимской середины XIX столетия.

16. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве

Село Абрамцево, Сергиево-Посадский район.

Храм строился в 1881—1882 годах. Абрамцевский храм — великолепный памятник национального и религиозного возрождения, совершавшегося во второй половине XIX столетия. Известные художники специально изучали традиции древнерусской архитектуры и иконописи, чтобы создать памятник, который всем видом своим показывал бы: современный русский православный человек нерасторжимо связан с жизнью древней Руси.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве

Церковь Спаса Нерукотворного Образа — это усадебный храм, искусно вписанный в сельский пейзаж. Своим появлением он обязан Савве Ивановичу Мамонтову — блистательному меценату, создавшему творческое сообщество русских живописцев. Строительство храма в его усадьбе стало общим делом его друзей-художников: В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, М. А. Врубеля, скульптора М. М. Антокольского.
В храме находится могила Саввы Мамонтова. Сейчас усадьба Абрамцево — это музей-заповедник. Храм открыт для посещения, а богослужения в нем проходят в дни церковных праздников.

17. Иосифо-Волоцкий Успенский мужской монастырь

Село Теряево, Волоколамский район.

Монастырь возник в 1479 году. Обитель в конце XV века основал преподобный Иосиф Волоцкий. В годы жизни преподобного Иосифа здесь с исключительной суровостью соблюдались правила монашеской жизни. Средства на учреждение обители дал волоцкий удельный князь Борис Васильевич.

Иосифо-Волоцкий Успенский мужской монастырь. Фото А. Шипилина

Обитель стала крупным духовным центром. Здесь возникла большая библиотека. Постриженики этой обители становились архиереями, возглавляли Русскую Церковь. В XVI веке здесь пребывал в заключении святой Максим Грек, обвинявшийся в ереси.
В 2001 году археологи обнаружили в монастыре мощи преподобного Иосифа Волоцкого. На глубине больше двух метров, именно там, где, по преданию, был похоронен святой основатель обители. Ученые подтвердили — мощи подлинные. Святыню положили в ковчег в нижнем храме Успенского собора, сейчас к ней может приложиться любой паломник. Здесь же, в обители, обретаются и вериги преподобного Иосифа.
Монастырь окружен стенами и башнями XVI века. Здесь сохранились первоклассные постройки времен допетровской России, среди которых первенствует Успенский собор XVII столетия.

18. Церковь Преображения Господня в селе Остров

Село Остров, Ленинский район

Храм, скорее всего, построен в конце XVI — начале XVII веках. Преображенский храм — загадка для историков. Некоторые исследователи считают, что он построен в память какого-то важного события, но никто не знает, какого. Неизвестна даже точная дата его основания. По традиции, церковь относят к эпохе Ивана Грозного.

Церковь Преображения Господня в селе Остров

Архитектурно храм повторяет сюжет иконы Преображения Господня. Богато украшенный каменными «кокошниками», он возвышается на горе подобно преобразившемуся Спасителю. Боковые приделы освящены в честь Моисея и Илии. А в основании шатра расположены 12 декоративных главок, которые символизируют апостолов. Смешную колоколенку в стиле русской готики пристроили к величественному храму через несколько веков после его воздвижения.

19. Церковь Михаила Архангела в Микулине

Село Микулино, Лотошинский район

Храм возведен в 1550-х годах. У самой окраины Московской области, на живописной поляне в обрамлении древних земляных валов стоит Михайло-Архангельская церковь. Ее величественные пропорции и лаконичный архитектурный наряд создают образ храма-богатыря.

Церковь Михаила Архангела в Микулине. Фото Ильи Шафранова

Древний город Микулин на реке Шоша впервые упоминается в летописях в 1363 году. Им правили крупные политические деятели, здесь чеканилась собственная монета, существовали монастыри. Духовным центром города стал собор в честь Михаила Архангела. Древнейшее здание храма не сохранилось. Пятиглавый собор, который стоит сейчас в селе Микулино, возвели в XVI веке. Тогда этой землей владел князь Семен Иванович Микулинский, военный гений Московского государства. Он умер в 1559 году от ранения в шею, полученного во время похода на земли Ливонии, и похоронен в созданном на его средства соборе.

20. Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Город Истра, улица Советская, дом 2

Обитель основана в 1656 году. Возникла обитель благодаря Святейшему Патриарху Никону, а его могила, которая расположена в северном приделе Воскресенского собора, — одна из главных святынь этого места.

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Фото Екатерины Вахе

Монастырь строился по уникальному замыслу — перенести на нашу землю образ иерусалимского храма Гроба Господня. Причем архитектор использовал деревянную разборную модель иерусалимского храма. Соседствующие постройки и даже названия водных потоков, холмов, урочищ близ монастыря напоминали русскому человеку XVII столетия о святых древностях Иерусалима.
Неподалеку от Воскресенского собора стоит уединенный скит, где долгое время жил сам Никон.
Строительство велось с большим размахом. Оно то останавливалось, то вновь продолжалось и продлилось с перерывами тридцать лет. Завершилась великая архитектурная эпопея лишь при Святейшем Патриархе Иоакиме (1685).
Сейчас «подмосковный Иерусалим» открыт для посещения паломниками. После развала СССР здесь восстановили почти все монастырские постройки: Воскресенский собор, подземную церковь Константина и Елены, крепостную стену с башенками и старинный некрополь. Не удалось сохранить только большую ярусную звонницу XVII века.

21. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Город Звенигород, Городок.

Храм строился в 1390-х годах.Успенский собор считается одним из древнейших и, весьма вероятно, самым древним из дошедших до наших времен памятников Московской Руси.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Фото Ludvig14

Его также прославили три великие иконы: Спас Вседержитель, архангел Михаил и апостол Павел. Искусствоведы связывают эти работы с именем иконописца Андрея Рублева. Иконы из Успенского собора весь мир знает под названием «Звенигородский чин». Византийская иконописная традиция перемешалась в них с русской. Святыни хранятся в Третьяковской галерее. А в храме на Городке осталась еще одна доска, которую тоже иногда относят к «Звенигородского чину», — образ Иоанна Предтечи, переписанный в XVIII веке.

22. Церковь Преображения Господня и памятник преподобному Сергию Радонежскому

Село Радонеж, Сергиево-Посадский район.

Храм достроен в 1842 году, памятник установлен в 1988 году. Древнее село Радонеж стоит на берегу реки Пажи, в пятнадцати километрах от Сергиева Посада. Около 1328 года здесь поселились ростовский боярин Кирилл, его жена Мария, а также их сыновья: Стефан, Петр и Варфоломей — будущий преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Преображенскую церковь в селе возвели в 1836—1842 годах.

Церковь Преображения Господня и памятник преподобному Сергию Радонежскому. Фото Александра Бурого

Сейчас рядом с ней — недавно построенная часовня с крестом Матроны Московской и святой источник. Архитектура храма простая и добротная, память о святом Сергии является главным украшением этого места. К торжествам, связанным с 1000-летием Крещения Руси, в Радонеже появился памятник работы В. М. Клыкова, посвященный чуду, которое произошло с преподобным Сергием в отрочестве. Это фигура старца высотой 3 метра, в средней части которой — рельефное изображение мальчика с иконой Троицы в руках.

Святые места Подмосковья

На протяжении нескольких веков Россия свято чтит традиции православной веры и духовного мира. Самая значительная страница христианской летописи — Святые места Подмосковья.

Многие из них были свидетелями разрушительных войн, богоборчества, поругания, но выстояли и привлекают паломников со всего мира.

Оглавление:

  • Монастыри Подмосковья с чудотворными иконами
  • Места силы в Москве и Московской области
  • Святые источники Подмосковья с купальнями
  • Термальные источники в Подмосковье
  • Святые места Подмосковья помогающие забеременеть
  • Старцы в Москве и Московской области
  • Святые места Подмосковья, помогающие исцелиться
  • Экскурсии по святым местам Москвы и Подмосковья
  • Святые места Подмосковья, помогающие выйти замуж
  • Звенигородский чудо камень

Монастыри Подмосковья с чудотворными иконами

Успенский Колоцкий женский монастырь обрёл своё пристанище в начале 15 века. История храма начинается с чудесного обретения иконы Матери Божией. На этом месте и воздвигли мужской монастырь, который впоследствии стал женским.

После революции святую обитель разрушили, а икону спрятали верующие. Но в 70-е годы 20 века она была утеряна и сейчас в храме пребывает её копия. Верующие со всех концов стекаются сюда, дабы обрести исцеление от недугов.

На одном из холмов города Серпухов расположился Высоцкий мужской монастырь, отсюда и название.

Он был заложен в память о победе над татаро-монголами. Прославился иконой «Неупиваемая чаша», которая избавляет от греха пьянства.

Здесь же находится Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь, один из самых древних в Московской области.

С чудотворным списком иконы Богородицы «Утоли моя печали», которая здесь пребывает, связано предание, что в конце 19 века она сохранила небольшое село Малино от холеры. Так и повелось обносить святыней поселения.

Деревня Семёновское Можайского района известна многим паломникам чудотворной иконой Спаса Нерукотворного, которая была святыней Ревельского полка.

Спасо-Бородинский женский монастырь на свои средства выстроила вдова генерала Тучкова, погибшего в битве с французами.

Места силы в Москве и Московской области

Подобных оплотов земли Русской очень много.

В церковь мученика Иоанна Воина стекаются обманутые и обворованные.

В Покровском монастыре Москвы у мощей Матроны просят здоровья и долголетия.

Данилов Свято-Троицкий монастырь бережёт частицы останков Николая Чудотворца.

Здесь испрашивают молитвенной помощи путешественники, бедные и нуждающиеся.

Укрепиться в вере помогает гвоздь Господень, который свято хранится в серебряном ковчеге собора Успения Божией Матери Москвы. И по молитве его, всякому человеку воздаётся.

Святые источники Подмосковья с купальнями

С древних времён святые источники обладали силой исцеления различных болезней, как духовных, так и телесных. Искупавшись в них, православные получали благодать Божию.

На берегу реки Лопасни и сейчас бьёт источник Святого Давида. Сила его помогает исцелиться при заболеваниях глаз и органов пищеварения.

Недалеко от знаменитой Сергиево-Посадской святой обители с высоты 25 метров спускается мощный родник «Гремячий».

В народе его потокам дали символичные названия в честь православных мучениц — Веры, Надежды и Любови.

Каждый укрепляет живительной силой сердце, голову и женские недуги. Всего на подмосковной земле более 100 источников.

Термальные источники в Подмосковье

Вода таких святынь почитается как особая милость Божья.

Звенигородский источник преподобного Саввы Сторожевского

Здесь и Пятницкий с Успенским кладезем недалеко от Сергиева Посада, Звенигородский источник преподобного Саввы Сторожевского, колодец преподобного Ферапонта близ Можайского Лужецкого монастыря.

Святые места Подмосковья помогающие забеременеть

Деревня Качалово известна во всём мире.

В храме святой великомученицы Параскевы Пятницы молятся с просьбами о зачатии и благополучном разрешении от бремени.

А Коломенское славится своими чудотворными валунами.

Посидев на «Девичьем» камне, выпив чудотворной воды из святого ручья, просящим женщинам даровалось чадородие.

Чудеса случаются и возле икон старинной церкви в честь зачатия Девы Марии.

Она так и называется Анно-Зачатьевская Церковь города Чехов.

Старцы в Москве и Московской области

Самым почитаемым местом столицы и её окрестностей была и остаётся Троице-Сергиева Лавра. Старчество неотъемлемая составляющая крупнейшей святыни православия.

Начиная с основателя обители Сергия Радонежского, здесь подвязались известные духовники архимандриты Наум, Герман и Кирилл. Сюда привозят людей, страдающих одержимостью.

Святые места Подмосковья, помогающие исцелиться

Москва и сейчас остаётся не только культурным, но и духовным центром страны. Более полутора тысяч церквей, монастырей, часовен по милости Божьей даруют нам избавление от страстей и недугов.

В посёлке Взгляднево в водах источника Сергия Радонежского молятся от опухолей и телесных слабостей.

В Алексеевском чудотворная икона Богородицы «Тихвинская» помогает болящим детям.

Экскурсии по святым местам Москвы и Подмосковья

Сейчас православие в России набирает силу.

Повсюду создаются паломнические службы, которые помогают организовывать целые туры по святым местам. Московская земля не исключение.

Святые места Подмосковья, помогающие выйти замуж

В самом маленьком городе Подмосковья Верее высится храм Константина и Елены.

Со времён основания здесь чаще всего происходит таинство Венчания. У икон церкви молятся о даровании супружеского счастья.

Звенигородский чудо камень

Нет чёткого ответа на вопрос, откуда он появился и какого его предназначение. Этот гигант возлежит на территории храма Иконы Божьей Матери в Звенигороде.

Некоторые прихожане зарывают возле него записки, молятся, просят помощи. Священнослужители наоборот настроены скептически. Они считают, что языческим символам не место в православной жизни.

Каждый человек хотя бы раз должен побывать во святой подмосковной земле.

Московская область

Россия

Карта Московской области

Обучающий тест по Москве и Московской области

Православие в Московской области

Епархия по состоянию на декабрь 2014 г.

«Число благочиний в епархии 49, включая монастырское. На 1147 приходах и в 24 монастырях совершают служение 1463 клирика, из которых 1349 священников и 114 диаконов. В 2104 г. году было совершено 43 диаконских и 40 священнических хиротоний. За штат почислено 15 священнослужителей, запрещены в священнослужении 18 человек. В Московскую епархию было принято 11 священнослужителей, в другие епархии перешло 2 клирика.

>Населённые пункты

  • Дмитров
  • Звенигород
  • Коломна
  • Можайск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов

>Святыни Московской области

Основные святыни Московской области

Монастыри Московской области

Все монастыри Московской области

# Изображение Название Тип Время основания Адрес
1 Александро-Невский монастырь женский 1895 Талдомский район, село Маклаково
2 Белопесоцкий монастырь женский 1498 Ступинский район, город Ступино
3 Благовещенское подворье Троице-Сергиевой лавры мужской 1-я пол. 1990-х Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
4 Бобренев монастырь мужской 1381 Коломенский район, село Старое Бобренево
5 Богородское подворье Троице-Сергиевой лавры мужской 1998 Сергиево-Посадский район, село Богородское
6 Борисоглебский Аносин монастырь женский ставропигиальный 1823 Истринский район, деревня Аносино
7 Борисоглебский монастырь мужской XV век Дмитровский район, город Дмитров
8 Брусенский монастырь женский 1552 Коломна, город
9 Введенский Владычный монастырь женский 1360 Серпухов, город
10 Вознесенская Давидова пустынь мужской 1515 Чеховский район, поселок Новый Быт
11 Воскресенский Новоиерусалимский монастырь мужской ставропигиальный 1656 Истринский район, город Истра
12 Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры мужской 1997 Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
13 Высоцкий монастырь мужской 1374 Серпухов, город
14 Гефсиманский Черниговский скит мужской 1844 Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
15 Екатерининская пустынь мужской 1658 Ленинский район, город Видное
16 Зосимова пустынь женский 1826 Наро-Фоминский район, посёлок Зосимова пустынь
17 Иосифо-Волоцкий монастырь мужской ставропигиальный 1479 Волоколамский район, село Теряево
18 Казанский Колычевский монастырь женский 1885 Егорьевский район, город Егорьевск
19 Колоцкий монастырь женский 1413 Можайский район, деревня Колоцкое
20 Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь женский ставропигиальный 1887 Ленинский район, посёлок санатория «Горки Ленинские»
21 Лужецкий монастырь мужской 1408 Можайский район, город Можайск
22 Николо-Берлюковская пустынь мужской 1719 Ногинский район, село Авдотьино
23 Николо-Пешношский монастырь мужской 1361 Дмитровский район, посёлок Луговой
24 Николо-Радовицкий монастырь мужской 1584 Егорьевский район, село Радовицы
25 Николо-Угрешский монастырь мужской ставропигиальный 1380 Дзержинский, город
26 Ново-Голутвин монастырь женский 1800 Коломна, город
27 Пересветовское подворье Троице-Сергиевой лавры мужской 2000 Сергиево-Посадский район, город Пересвет
28 Покровский скит (Сабурово) мужской 1997 Сергиево-Посадский район, село Сабурово
29 Покровский Хотьков монастырь женский ставропигиальный 1308 Сергиево-Посадский район, город Хотьково
30 Покровско-Васильевский монастырь мужской 1885 Павлово-Посадский район, город Павловский Посад
31 Радонежское подворье Троице-Сергиевой лавры мужской 1990 Сергиево-Посадский район, село Радонеж
32 Саввино-Сторожевский монастырь мужской ставропигиальный 1398 Звенигород, город

33 Свято-Троицкая Сергиева Лавра мужской ставропигиальный 1337 Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
34 Серафимо-Знаменский скит женский 1912 Домодедово, городской округ, село Битягово
35 Сергиевский скит Троице-Сергиевой лавры мужской 1987 Сергиево-Посадский район, село Благовещение
36 Скит Параклит мужской 1912 Сергиев Посад, город, поселок Смена
37 Спасо-Бородинский монастырь женский 1839 Можайский район, деревня Семёновское
38 Спасо-Вифанский мужской монастырь мужской 1783 – 1787 Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
39 Спасо-Влахернский монастырь женский 1861 Дмитровский район, посёлок городского типа Деденево
40 Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь мужской 1859 Орехово-Зуевский район, город Куровское
41 Старо-Голутвин монастырь мужской XIV век Коломна, город
42 Троицкий Мариинский монастырь женский 1900 Егорьевский район, город Егорьевск

Храмы Московской области

Основные храмы Московской области

Церковь иконы Божией матери «Знамение» (Дубровицы)

Церковь Знамения

Православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Расположен в посёлке Дубровицы городского округа Подольск Московской области, примерно в 36 километрах от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Как добраться: Расположена в 2 км от Подольска, на слиянии рек Пахры и Десны. Церковь находится фактически в пригороде Подольска и минуя город к ней не проехать. Если выезжать из Подольска по дороге на Обнинск, необходимо сделать правый поворот на светофоре за спорткомплексом «Нептун» (слева), далее все время по главной.

Адрес: Московская область, Подольский район, село Дубровицы.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Быково)

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Была построена в усадьбе Быково в 1789г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим – М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву. Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.

Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789г. осуществил это намерение.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще.

Как добраться: По дороге на Раменское (проще всего по продолжению Рязанского проспекта через Люберцы все время прямо) не доезжая Жуковского, когда слева начнется забор аэропорта «Быково» свернуть направо в один из боковых проездов до поселковой улицы, которая идет параллельно основной дороге и выводит к храму. На автобусе от метро «Выхино» до остановки «Быково, клуб». От ст. Выхино на автобусе 424, или от м.Кузьминки на маршрутке 525 до остановки «клуб».

Адрес: Московская область, Раменский район, пос. Быково

Преображенский храм (Большие Вяземы)

Своей известностью село Большие Вяземы обязано церкви, построенной в конце XVI в. при Борисе Годунове в его вотчине. Составитель географического словаря России XVIII в. Афанасий Щекатов писал, что звонница церкви Преображения «особливого рода, каких нигде не видно». По преданию, вяземская церковь была построена в один год с колокольней Ивана Великого. В Больших Вяземах Годунов вместо скромной усадебной церкви возвел монументальный каменный семиглавый храм. Историк искусств М.А.Ильин пишет: «Этот… храм принадлежит к кругу выдающихся произведений искусства. Пятиглавый, с двумя приделами по бокам и четырьмя внутренними столбами, он поставлен на высокий арочный подклет и окружен гульбищем, к которому с запада ведет торжественная лестница. Если общая его композиция нам более или менее знакома по другим памятникам XVI в., то по стройности, гармоничности, торжественности форм и изысканности убранства этому памятнику найдется немного равных. Здесь большую роль играет обработка стен, выполненная в духе архитектурного убранства Архангельского собора Московского Кремля».

Адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, поселок городского типа Большие Вяземы.

Телефон: 8 495 598-22-47, 8-916-590-63-48

Где остановиться

Паломническая гостиница при Борисоглебском Аносине ставропигиальном женском монастыре

Может принять до 5 человек. Срок пребывания — по благословению настоятельницы. Также монастырь принимает трудников.

Адрес: Россия, Московская область, Истринский район, с. Аносино, ул. Троицкая, 37

Телефоны: +7-495-994-65-97

Действует при монастыре: Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь.

Паломническая гостиница при Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре г. Дзержинский

Допускаются группы до 50 человек. Возможно многодневное проживание.

Заявки на бронирование гостиницы и проведение экскурсий принимаются по телефону: +7-495-550-56-71, +7-916-884-38-65

Адрес: Россия, Московская область, г. Дзержинский, пл. свт. Николая, д.1

Телефоны: +7-495-550-56-71

Православный детский летний лагерь при Серпуховском Высоцком мужском монастыре

Адрес: Россия, Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская, д. 5/3

Телефоны: +7 (496) 735-16-79 , +7 (926) 390-48-78

Действует при монастыре: Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

Детский благотворительный лагерь отдыха «Анно-Зачатьевский родник» г. Чехов

Адрес: Россия, Московская область, г. Чехов, ул. Пушкина, д. 7

Телефоны: +7 (496) 722-11-40, 8 (499) 270-74-77

Действует при храме: Анно-Зачатьевский храм г. Чехов

Православный детский летний лагерь при храме Новомучеников и Исповедников Шатурских г. Шатура

Адрес: Россия, Московская область, г. Шатура, пр. Ильича, д. 57-а

Телефоны: +7 (496) 453-10-94

Действует при храме: Храм Новомучеников и Исповедников Шатурских г. Шатура

Больше информации

Фото

Раздел нуждается в заполнении. Вы можете помочь в этом.

Комментарии 7

Сегодня в Московской области свыше полутора тысяч действующих храмов и 24 монастыря. Чтобы рассказать обо всех них, потребовалось бы несколько томов. Поэтому мы решили остановиться только на тех святынях Подмосковья, которые, с нашей точки зрения, обладают наибольшей исторической, культурной, духовной значимостью. Полагаем, в этих местах будет интересно побывать всем — и воцерковленным людям, и тем, кто только ищет свою дорогу к храму.

1. Успенский Колоцкий женский монастырь
Деревня Колоцкое, Можайский район
Летопись связывает основание монастыря с событиями 1413 года. Колоцкая обитель связана с двумя важными событиями. Первое — обретение чудотворной иконы Богородицы. Второе — пребывание штаб-квартиры Михаила Кутузова в стенах монастыря незадолго до Бородинской битвы.
В 1413 г. в в этих краях крестьянин Лука нашел на дереве икону Богородицы. Он принес икону домой, и от нее исцелился его больной родственник. Новость о чуде узнали все в округе. В Можайске навстречу иконе вышел с крестным ходом сам князь Андрей Дмитриевич. Вернувшись домой, Лука построил для иконы церковь, а для себя — богатые хоромы. Нанял слуг и стал проводить дни в разгульном веселье. Вскоре крестьянин тяжело заболел, недуг вразумил его — он покаялся и распродал все свое имущество. На вырученные деньги был построен монастырь рядом с тем самым местом, где явилась икона. Первым монахом обители стал Лука.
Успенский Колоцкий монастырь. Фото С. М. Прокудина- Горского, 1911 год

Успенский Колоцкий монастырь. Фото С. М. Прокудина- Горского, 1911 год

В советские годы монастырь закрыли, разрушили многие монастырские постройки. Некоторых монахов расстреляли. Верующие прятали Колоцкую икону Божией Матери на частной квартире. Потом след ее потерялся, сохранились только копии — сейчас одна из них в монастыре. Только в 1990-х годах монастырь возродили.

2. Спасо-Бородинский женский монастырь

Село Семеновское, Можайский район

Обитель была основана в 1830-х годах. Спасо-Бородинская обитель — живое напоминание о тяготах народа, отражавшего нападение «Великой армии» Наполеона.
Монастырь основала вдова генерал-майора А. А. Тучкова Маргарита Михайловна. Во время русско-шведской войны она сопровождала любимого мужа, жила в палатке, помогала раненым бойцам — была одной из первых российских сестер милосердия. Во время антинаполеоновских кампаний она также была с мужем.

Спасо-Бородинский монастырь. Фото Владимира Ештокина

После гибели супруга в Бородинском сражении Маргарита Михайловна искала его тело среди десятков тысяч трупов, но найти не смогла. А. А. Тучков был сражен близ Семеновских высот. Маргарита Михайловна решила поставить на этом месте храм. Она продала драгоценности и выкупила несколько десятин земли на поле битвы. Здесь в 1820 году был освещен построенный ее трудами Спасский храм. Главной его святыней стал образ Спаса Нерукотворного, полковая икона Ревельского полка.
Шесть лет спустя умер сын Маргариты Михайловны Николай. Она навсегда поселилась в сторожке близ Спасского храма. Вокруг нее за несколько лет образовалась небольшая община вдов и сирот. В 1836 году святитель Филарет Московский благословил безутешную вдову на принятие иночества. А в 1837—1838 годах ее община была преобразована в монастырь. Инокиня Мария, бывшая генеральша, стала его игуменией.

3. Черниговский мужской скит Сергиева Посада

Город Сергиев Посад, улица Гефсиманские пруды, дом 1

Основан в 1840-х годах. На кладбище Черниговского скита похоронены великие русские писатели и философы — К. Н. Леонтьев (инок Климент) и В. В. Розанов. Судьба скита связана с именами двух больших святых. Святитель Филарет Московский немало способствовал его учреждению. Святой блаженный схимник Филипп стоял у истоков его основания.

Черниговский мужской скит Сергиева Посада. Фото APL

Черниговский скит — подворье Троице-Сергиевой Лавры — стоит на берегу пруда в трех километрах от монастыря. Скит вырос из серии келий-пещерок. Первым сюда, в Исаковскую рощу, переселился московский юродивый Филиппушка. Одно время он жил при Лавре, а в 1847 году ему разрешили «выкопать погребок» наподобие тех, что копали себе насельники Киево-Печерской Лавры. Так Филиппушка основал Черниговский скит. Его примеру последовали другие монахи — пещеры копали еще в течение пяти лет. Простота и строгость были заповеданы основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых — преподобных Сергия и Никона Радонежских. Пещерки и скитский святой источник открыты для посещения.

4. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь

Город Коломна, улица Голутвинская, дом 11.

Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.

Богоявленский монастырь стоит на окраине Коломны, на месте слияния Оки и Москвы. По одной из версий монастырь этот обетный: как считают некоторые исследователи, его основал святой благоверный князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы.
Великий святой пешком пришел в Коломну и подарил будущей обители икону Богоявления из своей домашней церкви, в серебряном окладе, а также ризы и аналойный крест.
Есть легенда, что именно Сергий Радонежский заложил первый камень в основание Богоявленского собора. Сегодня от того, первого, здания, сохранилось немногое — фундамент и цокольная часть. Они находятся в подклете второго Богоявленского собора, построенного над ними в XVII веке. Эти древние реликвии называют «камушками Преподобного».

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Фото конца XIX века.

В честь подворья Старо-Голутвина монастыря в Москве назвали Голутвинскую слободу и Голутвинские переулки.
В 1799 году жизнь обители прервалась: монахов отсюда перевели в здания Коломенского архиерейского дома, где возникла Ново-Голутвина обитель. Однако вскоре монастырь возродился: сюда отправили иноков из другой древней обители — Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря.
В советское время монастырь закрывался, здания его пострадали, иноки оказались изгнанниками. Но начало 1990-х стало временем возрождения монастыря. С 1996 года здесь же находится и Коломенская духовная семинария. Десятью годами позже сюда перенесли святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого).

5. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь

Город Ступино, улица Белопесоцкая

Обитель основана во второй половине XV века. вято-Троицкая Белопесоцкая обитель — одна из старейших на земле Московской Руси.
Монастырь основан иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря Владимиром в месте, именуемом с древних времен Белые Пески, на левом берегу Оки, напротив города Каширы. Неподалеку от этого места в древности процветал город Кремична. Впервые монастырь упоминается в документах в конце 1490-х годов.

Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Гравюра второй половины XIX в.

В Белопесоцкой обители хранился чудотворный список с иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Существовала традиция носить этот образ по окрестным деревням. В 1871 году Богородица спасла от холеры село Малино. После падения советской власти икону долгое время не отдавали, но в 2012 году она все же вернулась в обитель.

6. Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь

Город Можайск, улица Сергея Герасимова, дом 1.

Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.

Своим появлением Лужецкий Ферапонтов монастырь обязан двум людям — преподобному Ферапонту Можайскому и можайскому удельному князю Андрею Дмитриевичу. Обитель стоит на правом берегу реки Москвы; это место в древности называли Лужками, отсюда название монастыря — Лужецкий.
Рождеству Пресвятой Богородицы обитель посвятил преподобный Ферапонт, основатель Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря близ Белозерска, а также сооснователь Кирилло-Белозерской обители. Он же стал первым игуменом Лужецкого монастыря. Святой прожил почти до ста лет, похоронили его у стен монастырского собора.

Можайский Лужецкий Рождества Богородицы. Ферапонтов мужской монастырь. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911

Спустя век, в 1547 году, настоятеля причислили к лику святых, а над его могилой построили храм. Сегодня от храма Ферапонта Можайского остался лишь фундамент. Сложен он из белокаменных надгробий со старинными вилообразными крестами.
Лужецкий монастырь славен не только отсветом деяний преподобного Ферапонта, но и блистательным архитектурным ансамблем. Здесь сохранились три храма XVI века, а также множество построек XVII и XVIII столетий.

7. Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века

Город Коломна, Кремль.

Первый раз город на пересечении трех рек — Оки, Москвы и Коломенки — упоминается в летописях в 1177 году. В XVI веке Коломна — один из главных оплотов русской обороны от набегов крымцев. Здесь возник могучий кремль, по некоторым параметрам превосходящий даже московский. Ныне от кремля уцелели семь башен и два прясла стен.
На Соборной площади стоят храмы и монастырские постройки. Например, собор Успения Пресвятой Богородицы, история которого уходит ко временам Дмитрия Донского. По соседству — Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В храме Воскресения Словущего венчался святой благоверный князь Дмитрий Донской.

Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века. Фото Петра Шмелева

Неподалеку от площади, на улице Лажеч­никова, расположен Брусенский Успенский женский монастырь. От его ограды дошла до наших дней кирпичная стена с изящными башенками в стиле русской готики, одна из которых многие годы простояла покосившейся — горожане называли ее Пизанской. Обитель выросла вокруг шатровой церкви Успения Пресвятой Богородицы XVI-го века по приказу Ивана Грозного — в честь взятия Казани. Здесь хранилась древняя копия Казанской иконы Божией Матери, которую, по преданию, писали прямо с явленного образа.

8. Серпуховской Владычный женский монастырь

Город Серпухов, улица Октябрьская, дом 40.

Летопись относит учреждение обители к 1360 году. Основание монастыря связано с именем святого митрополита Московского Алексия. Его келейник, преподобный Варлаам, стал первым игуменом обители и вскоре поставил тут каменный храм.

Серпуховской Владычный женский монастырь. Фото Дмитрия Вильгоша

Именно в этом монастыре в 1878 году крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии явилась чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Сейчас ее копия хранится в Серпуховском Высоцком мужском монастыре; перед ней верующие молятся об избавлении от греха пьянства. Судьба первого образа неизвестна, он потерялся из виду в 1920-х годах, после закрытия Владычного монастыря. Как говорят серпуховские старожилы, скорее всего, ее сожгли коммунисты на берегу реки Нары

9. Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

Город Серпухов, улица Калужская, дом 5/3
Обитель основана в 1370-х годах

Основателем монастыря стал знаменитый полководец, серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Монастырь располагается на холме — отсюда и название.
Высоцкая обитель долгое время была главным духовным центром в узловом пункте обороны русского юга.

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

В XVIII веке тут действовало семь каменных церквей. Во второй половине XIX — начале XX веке, по отзывам современников, это одна из самых благоустроенный обителей империи.
В советское время монастырь пережил чудовищное разорение, но после исчезновения СССР возродился. Сейчас это один из самых значительных архитектурных памятников всего Подмосковья. Здесь находятся мощи преподобного Афанасия Серпуховского Младшего — второго игумена обители.

10. Николо-Угрешский мужской монастырь

Город Дзержинский, площадь Святителя Николая, дом 1.

Основание монастыря легенда возводит к 1380 году. Обитель основал Дмитрий Донской. По пути на Куликово поле войско остановилось на привал, и Бог явил князю икону Николая Чудотворца. Чудо воодушевило Дмитрия. В порыве благодарности Господу и св. Николаю он произнес: «Сия вся угреша сердце мое» («Это все согрело мне сердце»).

Николо-Угрешский мужской монастырь

Но никаких древних построек тут не осталось. В Синодальный период обитель влачила жалкое существование. Неожиданный взлет принесло ей игуменство прп. Пимена Угрешского. Он преобразовал быт монастыря. Во-первых, ввел в обычай большую строгость иноческой жизни. Во-вторых, он прославился как великий строитель, его даже ласково именовали «кирпичником». При нем появились гостиницы, больницы, новые храмы. Он правил обителью более четверти века. Она превратилась в один из величайших иноческих центров России. Тогда возвели Спасо-Преображенский собор, обнесли территорию кирпичной стеной с восемью воротами и шестнадцатью башнями. До наших дней сохранился интереснейший северный участок стены. Его называют Палестиной, или Иерусалимской стеной. На стене запечатлены образы Страстного цикла — иконографические сюжеты, посвященные последним дням земной жизни Христа. Мощи прп. Пимена пребывают сейчас в обители и пользуются большим почитанием.
В 1920 году обитель закрыли, разорили и разместили в ней колонию для беспризорников. А позже стали селить в корпуса простых горожан. В 1940-м был уничтожен уникальный Никольский собор XVI-XIX веков. В 1990-х годах началось долгое и трудное восстановление монастыря от большевистского варварства. Сейчас туда притекает множество паломников и еще того больше — туристов.

11. Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Город Звенигород, Городок, дом 5
Обитель основана в 1390-х годах. Обитель стоит на берегу Москвы-реки. Основана преподобным Саввой Сторожевским. В самом конце XIV века князь Юрий Дмитриевич попросил своего духовника — отца Савву — основать монашескую общину. Так в местности под названием Сторожа появилась обитель. Очень скоро в ней появился первый каменный храм, дошедший до наших дней. Это одна из древнейших построек всего Подмосковья — Рождественский собор начала XV века. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться у мощей преподобного Саввы.

Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Фото Bernadetta

Интересно, что колокол на гербе Звенигорода — уникальный 35-тонный большой благовестный колокол монастыря, разрушенный во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Как говорили старые люди, в свое время его звон был слышен до самой столицы.

12. Покровский Хотьков женский монастырь

Город Хотьково, улица Кооперативная, дом 20.

Точное время основания неизвестно. Предпо­ло­жительно относят его к началу XIV века, но обитель может быть и древнее. Из ныне действующих монастырей Подмосковья этот — самый древний. Первый раз он упоминается в исторических источниках под 1308 годом.
По легенде, в монастыре приняли постриг родители преподобного Сергия Радонежского: ростовский боярин Кирилл и его жена Мария (в старину на Руси допускалось существование обителей где могли жить праведной жизнью как мужчины, так и женщины). В 1992 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Теперь паломники могут приложиться к гробнице святых Кирилла и Марии, которая находится в Покровском храме. Здесь же, вероятно, начинал монашествовать и брат преподобного Сергия — Стефан.

Покровский Хотьков женский монастырь. Фото APL

Эпоха расцвета наступила в XIX веке. Число инокинь умножилось чрезвычайно, появился величественный Покровский собор, а затем — громадный Никольский.
В Хотьков монастырь верующие часто заезжают по пути в Троице-Сергиеву Лавру. После почти семидесяти лет забвения обитель активно возрождается. Монахини построили сиротский приют, служат сестрами милосердия в местных детских больницах и доме престарелых.
Кроме того, это очень красивое место: монастырь расположен на холме, в обрамлении рощи.

13. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Поселок Дубровицы, Подольский район

Храм строился, а затем был освящен в 1693—1704 годах. Знаменская церковь в древней усадьбе Дубровицы стоит у слияния рек Пахры и Десны, на окраине города Подольска, в 40 км от Москвы.
Нигде в Подмосковье не найти здания, хоть немного похожего на это. Храм украшен множеством элементов: белокаменная резьба, статуи, барельефы и горельефы на евангельские сюжеты. Интересно, что надписи в храме изначально были на латыни, и лишь в XIX веке их заменили на кириллические.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Сохранился деревянный иконостас с резным орнаментом. В плане церковное здание представляет собой равноконечный крест с закругленными краями. Главка его устроена в виде короны.
Как считают специалисты, в строительстве храма участвовали иноземные мастера — итальянские или швейцарские. Их в Россию выписал князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I и основатель церкви в Дубровицах.

14. Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

Поселок Бутово, улица Юбилейная, дом 2, Ленинский район.

Строительство храма совершалось в 2004—2007 годах. На Бутовском полигоне стоят две церкви, посвященных памяти новомучеников и исповедников Российских. Одна из них — большая шатровая, похожая на белоснежный корабль, — была достроена и освящена совсем недавно, в 2007 году.
Бутовский полигон называют «Русской Голгофой». В Подмосковье это самое крупное место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. С августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были убиты и сброшены в рвы более двадцати тысяч человек. Но расстрелы начались здесь еще в 1935 году, а прекратились в 1950-х, и общее число жертв больше названного. Около тысячи из общего числа бутовских жертв подверглись казни за православную веру. Более трехсот из них Русская Православная Церковь прославила в лике святых.

Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

В притворе храма расположена небольшая экспозиция — личные вещи пострадавших на Бутовском полигоне. Под стеклом можно увидеть иконы и облачения новомучеников. Письма, которые заключенные писали родным на свободу. Ботинки, ложки, фотографии расстрелянных.
Уже более десяти лет каждый год в четвертую субботу после Пасхи на Бутовском полигоне совершается патриаршее богослужение под открытым небом.

15. Соборный комплекс города Бронницы

Город Бронницы, улица Советская, дом 61.

Создавался на протяжении долгого времени — с конца XVII по вторую половину XIX века. Храмы города Бронницы стоят особым «островком» прямо у Новорязанского шоссе, близ Бельского озера. Туристы, едущие из столицы в Рязань, неизменно выходят здесь из автобусов и любуются чудесной красотой этого архитектурного комплекса. Собор Архистратига Михаила с высокой колокольней — самый яркий символ подмосковных Бронниц. Главный его объем возвели между 1696 и 1705 годами, соблюдая особенности уже уходящего, но еще любимого нашими зодчими стиля «московское барокко».

Соборный комплекс города Бронницы

Позднее к нему пристроили трапезную. Многоярусная колокольня красного кирпича (1853), возведенная архитектором М. И. Бове в русском стиле, — одна из самых высоких во всем Подмосковье, 73 метра. С весны 2010 года на колокольне вновь действуют часы с боем. Здесь же, рядом, стоит церковь иконы Божией Матери Иерусалимской середины XIX столетия.

16. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве

Село Абрамцево, Сергиево-Посадский район.

Храм строился в 1881—1882 годах. Абрамцевский храм — великолепный памятник национального и религиозного возрождения, совершавшегося во второй половине XIX столетия. Известные художники специально изучали традиции древнерусской архитектуры и иконописи, чтобы создать памятник, который всем видом своим показывал бы: современный русский православный человек нерасторжимо связан с жизнью древней Руси.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве

Церковь Спаса Нерукотворного Образа — это усадебный храм, искусно вписанный в сельский пейзаж. Своим появлением он обязан Савве Ивановичу Мамонтову — блистательному меценату, создавшему творческое сообщество русских живописцев. Строительство храма в его усадьбе стало общим делом его друзей-художников: В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, М. А. Врубеля, скульптора М. М. Антокольского.
В храме находится могила Саввы Мамонтова. Сейчас усадьба Абрамцево — это музей-заповедник. Храм открыт для посещения, а богослужения в нем проходят в дни церковных праздников.

17. Иосифо-Волоцкий Успенский мужской монастырь

Село Теряево, Волоколамский район.

Монастырь возник в 1479 году. Обитель в конце XV века основал преподобный Иосиф Волоцкий. В годы жизни преподобного Иосифа здесь с исключительной суровостью соблюдались правила монашеской жизни. Средства на учреждение обители дал волоцкий удельный князь Борис Васильевич.

Иосифо-Волоцкий Успенский мужской монастырь. Фото А. Шипилина

Обитель стала крупным духовным центром. Здесь возникла большая библиотека. Постриженики этой обители становились архиереями, возглавляли Русскую Церковь. В XVI веке здесь пребывал в заключении святой Максим Грек, обвинявшийся в ереси.
В 2001 году археологи обнаружили в монастыре мощи преподобного Иосифа Волоцкого. На глубине больше двух метров, именно там, где, по преданию, был похоронен святой основатель обители. Ученые подтвердили — мощи подлинные. Святыню положили в ковчег в нижнем храме Успенского собора, сейчас к ней может приложиться любой паломник. Здесь же, в обители, обретаются и вериги преподобного Иосифа.
Монастырь окружен стенами и башнями XVI века. Здесь сохранились первоклассные постройки времен допетровской России, среди которых первенствует Успенский собор XVII столетия.

18. Церковь Преображения Господня в селе Остров

Село Остров, Ленинский район

Храм, скорее всего, построен в конце XVI — начале XVII веках. Преображенский храм — загадка для историков. Некоторые исследователи считают, что он построен в память какого-то важного события, но никто не знает, какого. Неизвестна даже точная дата его основания. По традиции, церковь относят к эпохе Ивана Грозного.

Церковь Преображения Господня в селе Остров

Архитектурно храм повторяет сюжет иконы Преображения Господня. Богато украшенный каменными «кокошниками», он возвышается на горе подобно преобразившемуся Спасителю. Боковые приделы освящены в честь Моисея и Илии. А в основании шатра расположены 12 декоративных главок, которые символизируют апостолов. Смешную колоколенку в стиле русской готики пристроили к величественному храму через несколько веков после его воздвижения.

19. Церковь Михаила Архангела в Микулине

Село Микулино, Лотошинский район

Храм возведен в 1550-х годах. У самой окраины Московской области, на живописной поляне в обрамлении древних земляных валов стоит Михайло-Архангельская церковь. Ее величественные пропорции и лаконичный архитектурный наряд создают образ храма-богатыря.

Церковь Михаила Архангела в Микулине. Фото Ильи Шафранова

Древний город Микулин на реке Шоша впервые упоминается в летописях в 1363 году. Им правили крупные политические деятели, здесь чеканилась собственная монета, существовали монастыри. Духовным центром города стал собор в честь Михаила Архангела. Древнейшее здание храма не сохранилось. Пятиглавый собор, который стоит сейчас в селе Микулино, возвели в XVI веке. Тогда этой землей владел князь Семен Иванович Микулинский, военный гений Московского государства. Он умер в 1559 году от ранения в шею, полученного во время похода на земли Ливонии, и похоронен в созданном на его средства соборе.

20. Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Город Истра, улица Советская, дом 2

Обитель основана в 1656 году. Возникла обитель благодаря Святейшему Патриарху Никону, а его могила, которая расположена в северном приделе Воскресенского собора, — одна из главных святынь этого места.

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Фото Екатерины Вахе

Монастырь строился по уникальному замыслу — перенести на нашу землю образ иерусалимского храма Гроба Господня. Причем архитектор использовал деревянную разборную модель иерусалимского храма. Соседствующие постройки и даже названия водных потоков, холмов, урочищ близ монастыря напоминали русскому человеку XVII столетия о святых древностях Иерусалима.
Неподалеку от Воскресенского собора стоит уединенный скит, где долгое время жил сам Никон.
Строительство велось с большим размахом. Оно то останавливалось, то вновь продолжалось и продлилось с перерывами тридцать лет. Завершилась великая архитектурная эпопея лишь при Святейшем Патриархе Иоакиме (1685).
Сейчас «подмосковный Иерусалим» открыт для посещения паломниками. После развала СССР здесь восстановили почти все монастырские постройки: Воскресенский собор, подземную церковь Константина и Елены, крепостную стену с башенками и старинный некрополь. Не удалось сохранить только большую ярусную звонницу XVII века.

21. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Город Звенигород, Городок.

Храм строился в 1390-х годах.Успенский собор считается одним из древнейших и, весьма вероятно, самым древним из дошедших до наших времен памятников Московской Руси.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Фото Ludvig14

Его также прославили три великие иконы: Спас Вседержитель, архангел Михаил и апостол Павел. Искусствоведы связывают эти работы с именем иконописца Андрея Рублева. Иконы из Успенского собора весь мир знает под названием «Звенигородский чин». Византийская иконописная традиция перемешалась в них с русской. Святыни хранятся в Третьяковской галерее. А в храме на Городке осталась еще одна доска, которую тоже иногда относят к «Звенигородского чину», — образ Иоанна Предтечи, переписанный в XVIII веке.

22. Церковь Преображения Господня и памятник преподобному Сергию Радонежскому

Село Радонеж, Сергиево-Посадский район.

Храм достроен в 1842 году, памятник установлен в 1988 году. Древнее село Радонеж стоит на берегу реки Пажи, в пятнадцати километрах от Сергиева Посада. Около 1328 года здесь поселились ростовский боярин Кирилл, его жена Мария, а также их сыновья: Стефан, Петр и Варфоломей — будущий преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Преображенскую церковь в селе возвели в 1836—1842 годах.

Церковь Преображения Господня и памятник преподобному Сергию Радонежскому. Фото Александра Бурого

Сейчас рядом с ней — недавно построенная часовня с крестом Матроны Московской и святой источник. Архитектура храма простая и добротная, память о святом Сергии является главным украшением этого места. К торжествам, связанным с 1000-летием Крещения Руси, в Радонеже появился памятник работы В. М. Клыкова, посвященный чуду, которое произошло с преподобным Сергием в отрочестве. Это фигура старца высотой 3 метра, в средней части которой — рельефное изображение мальчика с иконой Троицы в руках.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *