Почаев лавра

И понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Него на другую сторону

(Мф. 14, 22)

Вероятно, такое повеление Спасителя показалось ученикам странным. Привыкшие всегда быть с Иисусом, имея возможность постоянно делиться с ним мыслями, поверять Ему свои заботы и сомнения, они, быть может, и не сознавали, насколько тяжело будет им лишиться Его присутствия. Ученики испытали на себе уже не раз нежную заботливость Спасителя, но они еще не сумели оценить ее по достоинству. Так и мы обыкновенно не ценим то счастье, которым пользуемся постоянно.

И тут Господь избрал ночную тьму, чтобы тронуть сердца, которые остались равнодушны при радостном свете солнца. Теперь, среди бури, им предстояло испытать весь ужас одиночества, всю бездну человеческого бессилия, и они должны были постигнуть наконец, что избавление может придти только от Господа, что Он один должен преобладать в наших сердцах и господствовать над нами. И Он, знающий все, что их ожидало, посылает их, одинокими, во тьме ночной, в бурю, не из равнодушия или беспечности, но от полноты Своей любви, имея в виду их благо.

Однако Он же сказал: «И когда выведет Своих овец, идет перед ними». Как же согласовать это обещание с тем, что происходило с апостолами в четвертую стражу ночи? Его обещания никогда нас не обманут, но Его мера и наша очень различны.

Господь очень близок к Нам и тогда, когда мы Его не видим. Посылает ли Он тебя одного, среди мрака и неизвестности, внимаешь ли ты этому голосу, не зная, почему ты послан, не понимая ничего, кроме того, что Господь так велит. Случалось ли тебе смело продолжать твой путь, не видя перед собой Господа твоего и удивляясь тому, что препятствия исчезают как бы сами собой, затруднения сглаживаются, тебя встречает неожиданный успех?

На этот раз апостолы, вероятно, и не поняли, почему Господь отослал их. Хотел ли Он удалить их от соблазна, или же отнять у них труд, который они исполняли неохотно, — может быть и то, и другое. Неужели не приходилось тебе тяготиться обязанностями, исполнять их неохотно, без любви, без увлеченья, и очутиться вдруг с пустыми руками, пораженным и ошеломленным ударом, который у тебя отнял дотоле нелюбимый тобою труд?

Но после первого чувства неудовольствия ученики, вероятно, наслаждались отдыхом и тишиной, и радостным сознанием, что работа дня окончена и что Господь Сам посылает их на отдых. Недолго продолжалось их спокойствие. Скоро поднялся ветер, началась буря, «и лодку било волнами, потому что ветер был противный» (Мф. 14, 24). Так один час внезапно, непонятно для нас самих, иногда изменяет и для нас целую жизнь, и в одно мгновение исчезают все наши надежды. Они погибали, а Спаситель был далеко. Он их отпустил без Себя в опасный путь. Можем ли мы удивляться тому, что вера учеников поколебалась?

И ты, усталый путник, изнемогающий среди бури житейской, когда тебе кажется, что Господь тебя покинул, вспомни: «И увидел их бедствующих в плавании» (Мк. 6, 48). Он, для которого ночь светла, как день, смотрел на них, видел страх и смущение, овладевшее ими, видел их трепет, внимал их отчаянному воплю. Он увидел их «бедствующих», почему же не поспешить тотчас к ним на помощь? Забыл ли Он о них? Нет. Он за них молился. От Него не ускользнуло ничего, что происходило в той лодке, и Он молился о внутренней, духовной их безопасности, Он предотвращал не внешнее, а внутреннее крушение. Он знал, что для них, как и для нас, в тысячу раз лучше испытать бурю и противный ветер, заставляющие взывать к Нему, чем тихое, безмятежное плавание, среди которого Спаситель наш забыт. Он хотел спасти их не от разъяренной стихии, а от неверия, легкомыслия, ожесточения сердца.

Не будем же бояться бури, а будем помнить, что «Господь же предстал мне и укрепил меня… и избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» (Тим. 4, 18). Он наблюдает за нами, Ему известна наша борьба, наши бессильные страдания, наше отчаяние; Он видит нас, бедствующих. Всю тяжесть нашего бремени Он берет на Себя и готов нести его с нами. Забыть нас Он никогда не может. «Вот Я начертал тебя на дланях Моих» (Ис. 49, 16). Только Он — «твердыня моя, и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь» (Пс. 61, 7).

ТАСС-ДОСЬЕ. 23 ноября 2018 года министерство юстиции Украины отменило решение о государственной регистрации передачи комплекса сооружений Свято-Успенской Почаевской лавры в пользование Украинской православной церкви (УПЦ, самоуправляемая церковь в составе Московского патриархата). Об этом сообщила первый заместитель министра юстиции Украины Елена Сукманова. Председатель юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов заявил, что решение минюста об отмене госрегистрации (изъятии из реестра записи) о праве пользования на сооружения Почаевской лавры не отменяет договор о пользовании с 2003 года. По его словам, право пользования, приобретенное до 2013 года, не подлежит обязательной государственной регистрации.

На официальном сайте Почаевской лавры 23 ноября 2018 года было опубликовано заявление братии монастыря. В нем говорится, что насельники обители расценивают действия властей как попытку «уничтожить монашество на территории западной Украины». По мнению братии, целью госорганов является передача имущества Почаевской лавры новообразуемой церковной организации, подконтрольной Константинопольскому патриархату.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и современном положении Почаевского монастыря.

Свято-Успенская Почаевская лавра — один из крупнейших исторических православных монастырей. Расположен в Почаеве Тернопольской области Украины. Является крупным центром православного паломничества.

История

По преданию, первый монастырь на горе близ местечка Новый Почаев на Волыни был основан около 1240-1241 годов монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем. В те же годы, согласно монастырской летописи, на Почаевской горе произошло явление Пресвятой Богородицы, оставившей след в виде «Стопы Почаевской» (отпечаток ноги на известковом туфе, ныне находится в Успенском соборе лавры). Позднее первая обитель пришла в запустение и перестала существовать.

Первое документальное упоминание о храме Успения Богоматери в Почаеве относится к 1527 году. Мужской монастырь был основан здесь в 1597 году на землях, полученных в дар от помещицы Анны Ерофеевой-Гойской. Она же передала в обитель чудотворную икону Богоматери, которая позднее получила именование Почаевской и стала одной из главных святынь обители (ныне находится в Успенском соборе лавры).

В XVI-XVIII веках монастырь находился на территории Речи Посполитой, государства, образованного в результате объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского и Русского. В 1596 году монахи Почаевского монастыря выступили против Брестской унии, подчинявший православную церковь западнорусских земель Римскому папе. Одним из активных противников подчинения католичеству был преподобный Иов (в миру — Иван Железо), игумен Почаевского монастыря в 1617-1651 годах. При нем обитель достигла расцвета, были возведены каменные храмы, создана типография.

С 1713 года на протяжении более 100 лет монастырь находился под властью униатов. В 1773 году по благословению папы Римского Климента XIV по католической традиции была коронована (т. е. официально признана чудотворной) Почаевская икона Божией Матери. В конце XVIII века, после раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией, земли обители вошли в состав Российской империи.

В 1831 году Почаевский монастырь был возвращен православной церкви и в 1833 году получил статус лавры (т. е. монастыря, имеющего особое историческое и духовное значение). Почаевская лавра стала четвертой по старшинству в Российской империи после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской.

В 1915 году, во время Первой Мировой войны, монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. Монахи, оставшиеся в Почаеве, были отправлены в концентрационный лагерь. В 1916 году во время Брусиловского прорыва обитель была освобождена русскими войсками.

В 1919 году монастырь был разграблен отрядами Красной армии, затем занят польскими войсками.

После поражения РСФСР в советско-польской войне 1919-1920 годов Волынь, а вместе с ней и Почаев, была включена в состав польского государства. До 1939 года Почаевская лавра находилась в юрисдикции Польской православной церкви.

С 1939 года, после присоединения Волыни к Советскому Союзу, монастырь вошел в юрисдикцию Русской православной церкви Московского патриархата.

На рубеже 1950-1960-х годов в период гонений на православие, организованных первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым, советские власти несколько раз предпринимали силовые попытки закрыть монастырь. На его территории были размещены музей атеизма, психиатрическая больница, прачечная и др. Комсомольские дружины, оперативники милиции и КГБ препятствовали посещению монастырских храмов. Монахов принудительно подвергали психиатрическому лечению, призывали в армию, лишали прописки, а затем арестовывали за нарушение паспортного режима. В 1962 году монастыре остались 36 монахов из 140. Однако из-за сопротивления верующих, а также негативной реакции международной общественности Почаевская лавра сохранила статус действующего монастыря.

С 1990 года обитель находится в юрисдикции Украинской православной церкви.

В 1992 году наместник Почаевской лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал раскольническую деятельность лишенного священного сана (позднее — подвергнутого анафеме) бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Однако братия отказалась переходить в созданный Денисенко самопровозглашенный «Киевский патриархат» и вынудила Иакова (Панчука) покинуть монастырь (в том же году он был извергнут из священного сана).

С 1997 года Почаевский монастырь является ставропигиальным, т. е. подчиненным непосредственно митрополиту Киевскому и всея Украины, главе УПЦ. Практическое управление монастырем осуществляет наместник — митрополит Почаевский, викарий Киевской епархии.

В 2011-2013 годах в монастыре был построен новый храм — Преображенский собор.

Архитектурный ансамбль

Почаевская лавра расположена на одноименной горе, которая возвышается над окрестностями на высоту 70 м. На ее вершине расположены главные сооружения монастыря, на склонах холма — еще несколько зданий, формирующих ядро архитектурного ансамбля обители. Главный храм Почаевской лавры — Успенский собор, построенный в стиле позднего барокко над стопой Богородицы в 1771-1791 годах по проекту архитекторов Готфрида Гофмана и Петра Полиевского. При его строительстве в здание собора была полностью включена церковь Святой Троицы (1649), в настоящее время сохранился ее восточный фасад. С собором связаны прямоугольные келейные корпуса, построенные в конце XVIII века. Они образуют замкнутую композицию с внутренним двором. В ансамбль лавры также входят архиерейский дом (1825), надвратный корпус с церковью Рождества Богородицы в стиле классицизма (1834-1835), четырехъярусная колокольня, высотой 65 м (1861-1869). В 1906-1911 годах в Почаевской лавре по проекту архитектора Алексея Щусева был воздвигнут масштабный Троицкий собор в новгородско-псковском стиле. Мозаичное панно его южного портала выполнено по рисунку художника Николая Рериха.

Современное состояние

В настоящее время братию Почаевской лавры составляют около 200 монахов и 50 послушников. Наместником обители с 1996 года является митрополит Почаевский Владимир (Мороз), викарий Киевской епархии.

В монастыре с 1994 года функционирует духовная семинария. На территории обители работают паломническая гостиница, издательство. При лавре с 1990 года действует Свято-Духов скит (первые сведения о нем относятся к XIII веку, закрыт в 1960 году).

Ежегодно 19 августа из села Довжок близ города Каменец-Подольского в Почаевскую лавру проходит крестный ход (в 2018 году в нем участвовали 20 тыс. человек).

Вопрос об имущественном статусе лавры

После распада СССР и провозглашения независимости Украины братия лавры арендовала здания монастыря у местных властей на платной основе. С 2000 года аренда стала бесплатной.

29 мая 2001 года постановлением Кабинета министров Украины в Почаеве был создан Кременецко-Почаевский государственный историко-архитектурный заповедник. В его состав были включены исторические постройки лавры — Успенский и Троицкий соборы, монастырские кельи, архиерейский дом, колокольня, надвратный корпус. В 2002 году все памятники были переданы из общей собственности территориальных общин Кременецкого района в государственную собственность с отнесением в сферу управления Госстроя Украины.

17 июля 2003 года распоряжением Кабинета министров Украины постройки лавры были исключены из состава Кременецко-Почаевского заповедника и переданы в бесплатное пользование Украинской православной церкви на 49 лет — до 1 января 2052 года.

В 2003 году Почаевскую лавру пытались захватить члены украинской националистической организации Украинская национальная ассамблея — Украинская национальная самооборона (УНА-УНСО, запрещена в РФ). Однако они были остановлены представителями православного казачества.

Начиная с 2003 года Тернопольский областной совет неоднократно выступал с требованиями об отмене решения правительства о передаче лавры в пользование УПЦ. В частности, в апреле 2015 года его депутаты потребовали от президента Украины Петра Порошенко передать сооружения лавры в госсобственность с целью предоставить возможность совершать там службы представителям самопровозглашенного «Киевского патриархата». С аналогичными требованиями выступали организации украинских националистов УНА-УНСО, «Правый сектор» (запрещена в РФ), партия «Свобода» и др.

2 августа 2018 года глава «Киевского патриархата» Михаил Денисенко (бывший митрополит Филарет) в интервью телеканалу «Прямой» заявил, что после признания Константинопольской патриархией автокефальной украинской православной церкви ей будут переданы Киево-Печерская и Почаевская лавры.

В ноябре 2018 года министерство культуры Украины обжаловало в минюсте решение о госрегистрации права УПЦ на пользование имуществом Почаевской лавры. Тогда же полиция Тернопольской области открыла уголовное производство по факту передачи сооружений монастыря в пользование Украинской православной церкви.

ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА — православный монастырь, имеющий статус ставропигии предстоятеля Украинской православной церкви, расположенный в городе Почаев, на юге Волыни.

По пре­да­нию, пер­вые мо­на­хи на По­ча­ев­ской го­ре поя­ви­лись по­сле раз­гро­ма Кие­ва ха­ном Ба­ты­ем в 1240 году. Пер­вые све­де­ния о мо­на­сты­ре при­ве­де­ны в кни­ге пра­во­слав­но­го ар­химандрита Ио­ан­ни­кия (Га­ля­тов­ско­го) (около 1620-1688) «Не­бо но­вое, з но­вы­ми звез­да­ми со­тво­рен­ное» (1665), в ко­то­рой со­об­ща­ет­ся, что в 1261 году близ По­чае­ва про­изош­ло яв­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, из от­пе­чат­ка Её сто­пы на ска­ле за­бил чу­до­твор­ный ис­точ­ник (позд­нее из­вест­ный как «цель­бо­нос­ная сто­па Бо­го­ро­ди­цы»), при этом от­ме­ча­ет­ся, что в пе­ще­ре у ска­лы жил не­кий мо­нах-пус­тын­ник. Пре­да­ние о яв­ле­нии Бо­жи­ей Ма­те­ри пас­ту­ху и двум мо­на­хам близ По­чае­ва, от­но­си­мое к 1240 году, упо­ми­на­ет­ся в уни­ат­ском ли­те­ра­тур­но-агио­гра­фическом сборнике «Го­ра По­ча­ев­ская» (1742). К 1527 году от­но­сит­ся пер­вое упо­ми­на­ние о хра­ме Ус­пе­ния Бо­го­ма­те­ри в По­чае­ве (гра­мо­та 1557 года польского ко­ро­ля Си­гиз­мун­да II), но по до­ку­мен­там 1570 года мож­но сде­лать вы­вод, что эта цер­ковь то­гда бы­ла не мо­на­стыр­ской, а при­ход­ской.

Впер­вые об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь на По­ча­ев­ской го­ре до­ку­мен­таль­но упо­ми­на­ет­ся в 1597 году. То­гда же в мо­на­стырь бы­ла при­не­се­на чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри, впо­след­ст­вии став­шая главной свя­ты­ней оби­те­ли, по­лу­чив­шая име­но­ва­ние По­ча­ев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Со­глас­но сборнику «Го­ра По­ча­ев­ская», эта ико­на в 1559 году бы­ла дос­тав­ле­на в По­ча­ев ме­ст­ной по­ме­щи­це А.Т. Еро­фее­вой Гой­ской из Бол­га­рии. Сре­ди пер­вых на­стоя­те­лей мо­на­сты­ря — митрополит Со­фий­ский Нео­фит (1607 — около 1616), на­хо­див­ший­ся на Во­лы­ни в из­гна­нии, ар­химандрит. Пе­тро­ний (Гу­ле­вич-Вою­тин­ский) (1616-1617), преподобный Иов По­ча­ев­ский (до 1651), при ко­то­ром оби­тель ста­ла об­шир­ным об­ще­жи­тель­ным мо­на­сты­рём с ка­мен­ны­ми строе­ния­ми и ти­по­гра­фи­ей. В 1649 году над «цель­бо­нос­ной сто­пой Бо­го­ро­ди­цы» по­стро­ен ка­мен­ный храм Святой Трои­цы.

В 1712-1714 годы в По­ча­ев­ской оби­те­ли сре­ди бра­тии шла борь­ба ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми и про­тив­ни­ка­ми цер­ков­ной унии, в 1714 году мо­на­стырь офи­ци­аль­но при­со­еди­нён к уни­ат­ской церк­ви. Тем не ме­нее да­же в уни­ат­ский пе­ри­од в оби­те­ли бы­ло мно­го мо­на­хов, про­ти­вив­ших­ся ла­ти­ни­за­ции. В 1773 году по бла­го­сло­ве­нию па­пы Рим­ско­го Кли­мен­та XIV по ка­то­лической тра­ди­ции бы­ла ко­ро­но­ва­на По­ча­ев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (официальное ка­то­лическое при­зна­ние ико­ны чу­до­твор­ной).

В пра­во­сла­вие мо­на­стырь вер­нул­ся 10(22).10.1831 года (это бы­ло ре­ак­ци­ей российских вла­стей на под­держ­ку час­ти уни­ат­ских мо­на­хов Поль­ско­го вос­ста­ния 1830-1831 годов), в ноябре 1833 года по­лу­чил ста­тус лав­ры. В 1833 году имя преподобного Ио­ва По­ча­ев­ско­го бы­ло вне­се­но в Со­бор во­лын­ских свя­тых, бла­го­да­ря че­му Почаевская лавра ста­ла круп­ным цен­тром па­лом­ни­че­ст­ва.

В 1921-1939 годы Почаевская лавра в со­ста­ве Западной Ук­раи­ны на­хо­ди­лась на тер­ри­то­рии Поль­ши, вхо­ди­ла в Поль­скую пра­во­слав­ную цер­ковь, ав­то­ке­фа­лию ко­то­рой РПЦ то­гда не при­зна­ва­ла; с 1939 года — на тер­ри­то­рии Ук­раи­ны и в со­ста­ве РПЦ. В 1941-1944 годы (в пе­ри­од немецкой ок­ку­па­ции Ук­раи­ны) Почаевская лавра бы­ла в со­ста­ве Украинской ав­то­ном­ной пра­во­слав­ной церк­ви (в ка­но­ническом един­ст­ве с РПЦ). С 1944 года в со­ста­ве РПЦ. В пе­ри­од го­не­ния на Цер­ковь при Н.С. Хру­щё­ве бра­тия Почаевской лавры и ве­рую­щие пред­при­ни­ма­ли ге­ро­ические уси­лия про­тив по­пы­ток за­крыть оби­тель. В конце 1980-х — начале 1990-х годов. Почаевскую лавру пы­та­лись за­хва­тить униа­ты и рас­коль­ни­ки из так называемого Ки­ев­ско­го пат­ри­ар­ха­та.

Главным хра­мом Почаевской лавры яв­ля­ет­ся ори­ен­ти­ро­ван­ный по ус­ло­ви­ям рель­е­фа на се­вер пре­имущественно ба­роч­ный Ус­пен­ский со­бор, по­стро­ен­ный над «цель­бо­нос­ной сто­пой Бо­го­ро­ди­цы» в 1771-1791 годы (ар­хи­тек­то­ры Г. Гоф­ман и П. По­ли­ев­ский). Сто­яв­шая на этом мес­те церковь Святой Трои­цы поч­ти пол­но­стью во­шла в зда­ние со­бо­ра как по­пе­реч­ный тран­септ (со­хра­нил­ся её восточный фа­сад). В Ус­пен­ском со­бо­ре пре­бы­ва­ет чу­до­твор­ная По­ча­ев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Под со­бо­ром на­хо­дит­ся крип­та (древ­ней­шее со­ору­же­ние Почаевской лаврв) с усы­паль­ни­цей кти­то­ра мо­на­сты­ря Н.Б. По­тоц­ко­го, где в 1858 году обу­строе­на пе­щер­ная церковь Пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фео­до­сия Пе­чер­ских, ря­дом — пе­щер­ная церковь Преподобного Ио­ва По­ча­ев­ско­го (пе­ре­строе­на в 1774 и 1862) с мо­ща­ми пре­по­доб­ных Ио­ва и Ам­фи­ло­хия (в миру Яков Вар­на­во­вич Го­ло­ва­тюк; 1894-1971 годы). С Ус­пен­ским со­бо­ром свя­за­ны пря­мо­уголь­ные ке­лей­ные кор­пу­са (конец XVIII века), об­ра­зую­щие замк­ну­тую ком­по­зи­цию с внутренним дво­ром. В восточном кры­ле кор­пу­сов — церковь По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (1862), в западном кры­ле — тра­пез­ная церковь Свя­тых Вар­ва­ры и княгини Оль­ги (1888). В ан­самб­ле Почаевской лавры так­же ар­хие­рей­ский дом (1825), клас­си­ци­стический над­врат­ный кор­пус с церковью Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (1834-1835), 4-ярус­ная ко­ло­коль­ня (1861-1869 годы; са­мый круп­ный из 13 ко­ло­ко­лов от­лит в Мо­ск­ве в 1886 году), Тро­иц­кий со­бор в не­орус­ском сти­ле (1906-1911 годы, архитектор А.В. Щу­сев; мо­за­ич­ное пан­но южного пор­та­ла вы­пол­не­но по рисунку Н.К. Ре­ри­ха), ко­ло­дец преподобного Ио­ва.

Ста­рый нек­ро­поль Почаевской лавры (не со­хра­нил­ся) на­хо­дил­ся у южного под­но­жия лавр­ской го­ры, на мес­те позд­ней­ше­го лавр­ско­го са­да, где до середины XIX века стоя­ла клад­би­щен­ская церковь Святой Вар­ва­ры (1774). Но­вый нек­ро­поль обу­стро­ен в 1859 году при так называемой на­поль­ной церкви Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, по­стро­ен­ной в по­ле, где в 1773 году со­вер­ша­лась ко­ро­на­ция По­ча­ев­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри. В 1872 году при этом клад­би­ще обу­строе­ны 2 ка­мен­ных ке­лей­ных по­ме­ще­ния и ос­но­ван Ро­ж­де­ст­во-Бо­го­ро­дич­ный клад­би­щен­ский скит (су­ще­ст­во­вал до 1944 года). С ру­бе­жа XIX-XX веков мо­на­стыр­ские по­гре­бе­ния со­вер­ша­ют­ся на клад­би­ще при при­ход­ской церкви Святителя Ни­ко­лая города По­чае­ва.

Близ Почаевской лавры, со­глас­но до­ку­мен­там 1706-1760 годов, су­ще­ст­во­вал Свя­то-Ду­хов­ский скит (воз­мож­но, ос­но­ван в 1219 году афон­ским мо­на­хом Ме­фо­ди­ем), к концу XVIII века по­лу­раз­ру­шен, воз­ро­ж­дён в 1900-1901 годы как при­пис­ной, за­крыт в 1960 году, воз­ро­ж­дён в 1990 году (церковь Со­ше­ст­вия Святого Ду­ха, 1902 год, архитектор Л.И. Аль­бер­тус). До 1917 года Почаевская лавра име­ла так­же несколько других при­пис­ных пус­ты­ней и под­во­рий.

В Почаеве, в небольшом городе в западной части Украины, находится Свято-Успенская Почаевская Лавра – одно из самых живописных мест в стране, овеянное множеством легенд. Тысячи туристов и паломников приезжают в этот уникальный архитектурный ансамбль, чтобы познакомиться с его богатой историей, а также поклониться местным святыням и отдохнуть от шумной городской суеты.

На территории Лавры функционируют несколько церквей и соборов, а также здания, выполняющие административные и общественные функции. С территории Лавры открывается живописный вид на Почаев, так как этот грандиозный по размерам комплекс сооружений расположен на горе, из-за чего церкви и монастыри возвышаются над городом примерно на 70 метров.

Предание гласит, что в 13 веке Пресвятая Дева предстала перед взором местных крестьян на горе, на которой сейчас находится Лавра, оставив отпечаток своей стопы на камне. Над этим следом и была впоследствии возведена главная жемчужина этого архитектурного комплекса – Успенский собор. Колокольня, расположенная рядом с Успенским собором является одной из самых высоких в православном мире и достигает около 65 метров в высоту. Помимо Успенского собора, туристов также заинтересует и Троицкий собор, являющийся относительно новым. Он был построен в 20 веке, однако, своим внешним видом он напоминает шедевры древнерусского храмового зодчества домонгольского периода.

Экскурсионные туры в Почаевская Лавра

Внутри Успенского собора над царскими вратами хранится чудотворная икона Почаевской Божьей Матери – главная святыня Лавры, известная во всём мире. People Travel советует внимательно ознакомиться со всеми внутренними росписями храма, ведь в них запечатлена его история с момента основания. Сюжет изображения, нарисованного на стене перед алтарём, рассказывает о явлении Божьей Матери.

По легенде, во время штурма монастыря турками в конце 17 века, жители близлежащих деревень, прятавшиеся в храме вместе с монахами, молились о спасении своих жизней перед иконой Почаевской Божьей Матери. Их молитвы были услышаны, и Богородица появилась над собором, окруженная ярким сиянием, тем самым обратив захватчиков в бегство.

На территории Лавры находится небольшая, но очень уютная гостиница с раздельными номерами для мужчин и женщин. Гости могут восстановить силы после длительного осмотра достопримечательностей Лавры в одной из двух столовых, расположенных на её территории, где посетителям предлагается большой выбор постных блюд.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *