Почаевская лавра

Религиозное краеведение

11 января 2010, 15:27 | Религиозное краеведение | | | | Код для блога | |

Существуют святыни, о которых говорит весь мир, впрочем, это отнюдь не означает, что можно создать своеобразный список чудотворных и особых мест, которые имели бы исключительное право на проявления Божьей благодати. Ведь недаром апостол написал, что Святой Дух витает там, где хочет. Поэтому вовсе не парадоксом является то, что святые места существуют не обязательно на определенном «уважительном расстоянии» друг от друга, а часто рядом, иногда — на виду друг у друга, как, например, Почаевская лавра и монастырь в Подкамне. Но соседствует лавра не только с Подкамнем, а и с менее известной большинству, и от этого не менее чтимой верующими Божьей горой, что в селе Большие Бережцы Кременецкого района на Тернопольщине. Божью гору в погожие дни можно видеть с лаврской колокольни. Виднеются купола Почаева и с окраин этой 366-метровой вершины — останца Кременецких гор, которого от основной их гряды отделяет долина Иквы.

О почитании Божьей горы местными жителями можно много не говорить, оно столь велико, что золотое изображение ее столоподобной вершины расположили на современном гербе Больших Бережцов (на самом деле же верхушка ее имеет две вершины). По горе в селе определяют даже то, какой будет погода: если с нее идет хотя бы одно облачко, ожидай дождя; если же небо над горой чистое, то и погода будет хорошей.

Впрочем, уважение достопримечательность снискала вовсе не за метеорологические свойства, а за то, что, она еще с княжеских времен, с ІХ-Х ст., как считает исследователь Волыни Владимир Рожко, была местом подвижничества многочисленных монахов. И именно там, рассказывается в разных вариантах народных легенд, явилась Богородица и оставила след от своей стопы. Согласно одному из таких преданий, во времена монголо-татарского нашествия Божья Матерь сошла на гору и горько заплакала над несчастьями бедных людей. Чудо увидели местные крестьяне, прятавшиеся от татар на вершине. Они захотели подойти к Богородице, чтобы поклониться ей, но святая вознеслась на Небо, а на месте, где она коснулась земли, забил чистый источник с целебной водой. Еще одна легенда рассказывает, что на Божьей горе в древности стоял окруженный каменными стенами монастырь, и как-то во время очередного татарского нашествия его защитникам не хватило воды. Именно тогда на скалистой вершине появилась Божья Матерь, а на месте явления забил источник. Богородица запретила защитникам притрагиваться к клочку земли, на который она ступила. Один из воинов ослушался — монастырь провалился под землю, а до наших дней с того времени остался след от стопы Девы Марии.

И в самом деле, на одной из верхушек Божьей горы посетителя встречают скалы и пещеры в них: одна — естественная, но расширенная монахами, а другая — полностью рукотворная. Пещеры эти имеют крепкие двери. В одной из них расположена часовня Святой Троицы. На вершине существование пещер выдают только небольшие дымовые трубы от печек внутри горы — свидетельство, что подвижническая жизнь в этом месте продолжается до сих пор. Еще одно доказательство — заботливо ухоженное место явления Богородицы, расположенное на западном краю вершины: над ним стоит импровизированная синяя палатка, открытая к восточной стороне — алтарю, иконе Христа и подставки для свеч под открытым небом. Люди молятся на Божьей горе в течение целого года и иногда возле подножия можно увидеть целые ряды автобусов и легковушек.

А вот на второй, поросшей лесом, вершине горы стоит нововыстроенная церквушка, под которой — еще одна пещера. Это подземелье расширяют сами паломники.

«Глина здесь целебная, поэтому мы ее и набираем. Когда у меня что-то болит, прикладываю к тому месту, и боль исчезает. Но все надо делать с верой в Бога», — рассказывает паломница из Луцка Светлана.

Пещера «растет». Ее глиняно-песчаниковый потолок покрывают выжженные пламенем свечек крестики. Подземелья освещают только свечи — те, что стоят в нише возле копии Почаевской иконы Богородицы.

С камня в своде капает вода…

«Называем эти капли слезами Божьей Матери», — говорит смотритель пещеры.

Мужчина лет двадцати отказывается называть свое имя и охотно рассказывает, что воду, которая медленно стекает с камня в пещере, считают целебной. Впрочем, исцелений, произошедших на Божьей горе, не записывают, как это делают, например, в Почаеве. Незаписанной до сих пор остается и сама история этой святыни.

Что касается названия Божьей горы, то существует три версии ее происхождения: от имени князя антов Божа, о котором писал готский историк Иордан; от названия славянского племени бужан; от чуда явления Божьей Матери.

Впервые о достопримечательности документы упоминают в XVI ст. Так, в 1555 г. владелец части села Бережцы Иван Бережецкий жалуется на купцов, которые не хотят платить пошлину, объезжая Бережцы за Божьей горой. Уже в 1600 г. Божья гора — граница владений Анны Гойской (Гоской, Гостской), известной покровительницы Почаевского монастыря, и князей Бережецких (Побережецких, Подбережецких) — состоящих в дальнем родстве с династией Ягеллонов.

После смерти А. Гойской Бережцы полностью перешли помещикам Бережецким. Они, как писал Н. Теодорович, в XVI ст. лишились своего княжеского титула. Именно в то время развитием, восстановлением окружающих монастырей занимался новый игумен Почаевского монастыря (с 1602 г.) Иов (Железо). Благодаря его стараниям удалось восстановить пещерные монастыри в Стожке, Збараже, Подкамне и на Божьей горе. Как отмечает Владимир Рожко, игумен Иов и сам неоднократно приходил из Почаева на Божью гору, чтобы там помолиться.

В XVIII ст. гору называли «Бужа». Благодаря воспоминаниям путешественника А. Рафальского известно, что в 30-х годах ХІХ ст. на ее вершине стояла часовня, а в 1865 г. ее уже не было. Тогда же в одной из пещер там находился монах-отшельник по фамилии Степанюк.

За обновление часовни Святой Троицы на Божьей горе взялись только в 90-х годах ХІХ ст. воины 42-го Якутского полка, который находился в Кременце. Деревянную церквушку приписали к приходу Бережцов, но произошло так, что она стала единственным на приходе храмом — сельская церковь сгорела в Первую мировую войну. Часовня же перестоялая и Вторую мировую войну, а сожгли ее в 1960 г. по приказу советской власти. Не пощадили тогда и пещеры-кельи — ее подорвали в 1961-м.

«Когда в 1960 г. коммунисты закрывали скит и уничтожали духовные памятники на Божьей горе, крестьяне начали просить одного из партократов не совершать насилия, потому что Бог все видит… Партократ с запалом стал убеждать крестьян, что Бога нет, а если он есть, то пусть заберет у него самое дороге… И Господь за кощунство выполнил его просьбу. Через два часа ему позвонили по телефону и сообщили, что во время взрыва в лаборатории единственной жертвой стала его дочь», — передает В. Рожко воспоминания бережецких старожилов в исследовании «По тропам исторической Волыни».

Возрождать святыню начали после того, как Украина стала независимой: обустроили место, где, согласно преданиям, явилась Богородица и стоял монастырь, обустроили источник и пещеры, а недавно выстроили деревянную церквушку. Паломники идут к Божьей горе постоянно, но более всего их собирается на Преполовение — праздник, который приходится на середину периода между Пасхой и Вознесением. Тогда на Божьей горе служат особенно торжественные литургии.

Владимир Мороз

Монастырская аптека Свято-Успенской Почаевской Лавры. Лекарственные травы

Несмотря на обилие аптек и всевозможных синтетических чудо-средств, все большее количество людей обращается к проверенным многими поколениями рецептам народной медицины, и лечатся с помощью целебных растений.

Траволечение, или по-научному фитотерапия, практически не дает побочных эффектов и не вызывает привыкания. Немаловажным плюсом использования лекарственных растений является их доступность для каждого. Чтобы вылечить хроническое заболевание, уже не нужно брать кредиты и отказывать себе в самом необходимом. Многие лекарственные растения стоит использовать не только для лечения, но и для профилактики заболеваний и укрепления иммунитета.

Монастырская аптека «Божья лечебница», расположенная на территории Свято-Успенской Почаевской Лавры (Тернопольская область), предлагает огромный выбор лекарственных растений, вручную собранных в Крыму, Карпатах, экологически чистых районах Украины и России. В интернет-магазине «Божья лечебница» можно купить все необходимое для самостоятельного траволечения. В нашем каталоге представлены:

  • Лекарственные травы, которые можно заваривать как чай, делать из них настой, добавлять в воду при принятии ванны или включать в состав фитосборов.
  • Травяные настойки на спирту, которые могут храниться в течение нескольких лет без потери своих свойств. Большинство препаратов изготовлены на основе одного растения и имеют широкий спектр действия. Некоторые настойки содержат экстракты нескольких растений и предназначены для лечения определенных заболеваний: «От сахарного диабета», «желудочно-кишечная» и другие.
  • Монастырские фитосборы, которые включают в себя несколько наименований растений, смешанных в определенной пропорции. В один сбор могут входить от 10 до 30-40 различных трав. Для вашего удобства их названия соответствуют недугу, который они помогают победить, или области применения. Так, вы можете выбрать фитосборы для улучшения зрения, чистки сосудов, лечения кожных заболеваний и многие другие.
  • Фиточаи, которые станут замечательным аналогом привычному черному или зеленому чаю. Травяные чаи способствуют укреплению иммунитета, помогают бороться с бессонницей и стрессами, стимулируют работу внутренних органов.
  • Целебные мази, которые успешно лечат ревматизм, артрит, кожные заболевания, способствуют заживлению ран.
  • Масла на основе лекарственных растений, которые можно применять не только в рецептах народной медицины, но и в фитотерапии и косметологии. Многие масла используются как наружно, так и внутренне.
  • Книги о народной медицине, каждая из которых посвящена отдельному заболеванию и содержит множество действенных и при этом простых рецептов.

Консультанты монастырской фитоаптеки «Божья лечебница» с радостью ответят на все ваши вопросы, в том числе и по способам лечения отдельных заболеваний, которые вы можете задать по телефону или в социальных сетях. Заказы доставляются в течение нескольких дней по всей территории Украины. Обретите здоровье и хорошее самочувствие с помощью безопасных природных средств!

История Свято-Успенской Почаевской лавры

ТАСС-ДОСЬЕ. 23 ноября 2018 года министерство юстиции Украины отменило решение о государственной регистрации передачи комплекса сооружений Свято-Успенской Почаевской лавры в пользование Украинской православной церкви (УПЦ, самоуправляемая церковь в составе Московского патриархата). Об этом сообщила первый заместитель министра юстиции Украины Елена Сукманова. Председатель юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов заявил, что решение минюста об отмене госрегистрации (изъятии из реестра записи) о праве пользования на сооружения Почаевской лавры не отменяет договор о пользовании с 2003 года. По его словам, право пользования, приобретенное до 2013 года, не подлежит обязательной государственной регистрации.

На официальном сайте Почаевской лавры 23 ноября 2018 года было опубликовано заявление братии монастыря. В нем говорится, что насельники обители расценивают действия властей как попытку «уничтожить монашество на территории западной Украины». По мнению братии, целью госорганов является передача имущества Почаевской лавры новообразуемой церковной организации, подконтрольной Константинопольскому патриархату.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и современном положении Почаевского монастыря.

Свято-Успенская Почаевская лавра — один из крупнейших исторических православных монастырей. Расположен в Почаеве Тернопольской области Украины. Является крупным центром православного паломничества.

История

По преданию, первый монастырь на горе близ местечка Новый Почаев на Волыни был основан около 1240-1241 годов монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем. В те же годы, согласно монастырской летописи, на Почаевской горе произошло явление Пресвятой Богородицы, оставившей след в виде «Стопы Почаевской» (отпечаток ноги на известковом туфе, ныне находится в Успенском соборе лавры). Позднее первая обитель пришла в запустение и перестала существовать.

Первое документальное упоминание о храме Успения Богоматери в Почаеве относится к 1527 году. Мужской монастырь был основан здесь в 1597 году на землях, полученных в дар от помещицы Анны Ерофеевой-Гойской. Она же передала в обитель чудотворную икону Богоматери, которая позднее получила именование Почаевской и стала одной из главных святынь обители (ныне находится в Успенском соборе лавры).

В XVI-XVIII веках монастырь находился на территории Речи Посполитой, государства, образованного в результате объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского и Русского. В 1596 году монахи Почаевского монастыря выступили против Брестской унии, подчинявший православную церковь западнорусских земель Римскому папе. Одним из активных противников подчинения католичеству был преподобный Иов (в миру — Иван Железо), игумен Почаевского монастыря в 1617-1651 годах. При нем обитель достигла расцвета, были возведены каменные храмы, создана типография.

С 1713 года на протяжении более 100 лет монастырь находился под властью униатов. В 1773 году по благословению папы Римского Климента XIV по католической традиции была коронована (т. е. официально признана чудотворной) Почаевская икона Божией Матери. В конце XVIII века, после раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией, земли обители вошли в состав Российской империи.

В 1831 году Почаевский монастырь был возвращен православной церкви и в 1833 году получил статус лавры (т. е. монастыря, имеющего особое историческое и духовное значение). Почаевская лавра стала четвертой по старшинству в Российской империи после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской.

В 1915 году, во время Первой Мировой войны, монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. Монахи, оставшиеся в Почаеве, были отправлены в концентрационный лагерь. В 1916 году во время Брусиловского прорыва обитель была освобождена русскими войсками.

В 1919 году монастырь был разграблен отрядами Красной армии, затем занят польскими войсками.

После поражения РСФСР в советско-польской войне 1919-1920 годов Волынь, а вместе с ней и Почаев, была включена в состав польского государства. До 1939 года Почаевская лавра находилась в юрисдикции Польской православной церкви.

С 1939 года, после присоединения Волыни к Советскому Союзу, монастырь вошел в юрисдикцию Русской православной церкви Московского патриархата.

На рубеже 1950-1960-х годов в период гонений на православие, организованных первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым, советские власти несколько раз предпринимали силовые попытки закрыть монастырь. На его территории были размещены музей атеизма, психиатрическая больница, прачечная и др. Комсомольские дружины, оперативники милиции и КГБ препятствовали посещению монастырских храмов. Монахов принудительно подвергали психиатрическому лечению, призывали в армию, лишали прописки, а затем арестовывали за нарушение паспортного режима. В 1962 году монастыре остались 36 монахов из 140. Однако из-за сопротивления верующих, а также негативной реакции международной общественности Почаевская лавра сохранила статус действующего монастыря.

С 1990 года обитель находится в юрисдикции Украинской православной церкви.

В 1992 году наместник Почаевской лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал раскольническую деятельность лишенного священного сана (позднее — подвергнутого анафеме) бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Однако братия отказалась переходить в созданный Денисенко самопровозглашенный «Киевский патриархат» и вынудила Иакова (Панчука) покинуть монастырь (в том же году он был извергнут из священного сана).

С 1997 года Почаевский монастырь является ставропигиальным, т. е. подчиненным непосредственно митрополиту Киевскому и всея Украины, главе УПЦ. Практическое управление монастырем осуществляет наместник — митрополит Почаевский, викарий Киевской епархии.

В 2011-2013 годах в монастыре был построен новый храм — Преображенский собор.

Архитектурный ансамбль

Почаевская лавра расположена на одноименной горе, которая возвышается над окрестностями на высоту 70 м. На ее вершине расположены главные сооружения монастыря, на склонах холма — еще несколько зданий, формирующих ядро архитектурного ансамбля обители. Главный храм Почаевской лавры — Успенский собор, построенный в стиле позднего барокко над стопой Богородицы в 1771-1791 годах по проекту архитекторов Готфрида Гофмана и Петра Полиевского. При его строительстве в здание собора была полностью включена церковь Святой Троицы (1649), в настоящее время сохранился ее восточный фасад. С собором связаны прямоугольные келейные корпуса, построенные в конце XVIII века. Они образуют замкнутую композицию с внутренним двором. В ансамбль лавры также входят архиерейский дом (1825), надвратный корпус с церковью Рождества Богородицы в стиле классицизма (1834-1835), четырехъярусная колокольня, высотой 65 м (1861-1869). В 1906-1911 годах в Почаевской лавре по проекту архитектора Алексея Щусева был воздвигнут масштабный Троицкий собор в новгородско-псковском стиле. Мозаичное панно его южного портала выполнено по рисунку художника Николая Рериха.

Вопрос об имущественном статусе лавры

После распада СССР и провозглашения независимости Украины братия лавры арендовала здания монастыря у местных властей на платной основе. С 2000 года аренда стала бесплатной.

29 мая 2001 года постановлением Кабинета министров Украины в Почаеве был создан Кременецко-Почаевский государственный историко-архитектурный заповедник. В его состав были включены исторические постройки лавры — Успенский и Троицкий соборы, монастырские кельи, архиерейский дом, колокольня, надвратный корпус. В 2002 году все памятники были переданы из общей собственности территориальных общин Кременецкого района в государственную собственность с отнесением в сферу управления Госстроя Украины.

17 июля 2003 года распоряжением Кабинета министров Украины постройки лавры были исключены из состава Кременецко-Почаевского заповедника и переданы в бесплатное пользование Украинской православной церкви на 49 лет — до 1 января 2052 года.

В 2003 году Почаевскую лавру пытались захватить члены украинской националистической организации Украинская национальная ассамблея — Украинская национальная самооборона (УНА-УНСО, запрещена в РФ). Однако они были остановлены представителями православного казачества.

Начиная с 2003 года Тернопольский областной совет неоднократно выступал с требованиями об отмене решения правительства о передаче лавры в пользование УПЦ. В частности, в апреле 2015 года его депутаты потребовали от президента Украины Петра Порошенко передать сооружения лавры в госсобственность с целью предоставить возможность совершать там службы представителям самопровозглашенного «Киевского патриархата». С аналогичными требованиями выступали организации украинских националистов УНА-УНСО, «Правый сектор» (запрещена в РФ), партия «Свобода» и др.

2 августа 2018 года глава «Киевского патриархата» Михаил Денисенко (бывший митрополит Филарет) в интервью телеканалу «Прямой» заявил, что после признания Константинопольской патриархией автокефальной украинской православной церкви ей будут переданы Киево-Печерская и Почаевская лавры.

В ноябре 2018 года министерство культуры Украины обжаловало в минюсте решение о госрегистрации права УПЦ на пользование имуществом Почаевской лавры. Тогда же полиция Тернопольской области открыла уголовное производство по факту передачи сооружений монастыря в пользование Украинской православной церкви.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *