Почему человек произошел от обезьяны?

Популяризаторы науки часто рассказывают о том, что человечеству за время его существования было нанесено три наиболее болезненных оскорбления. Первый удар по самолюбию человека нанес Николай Коперник, доказавший, что Земля не центр Вселенной. Второй – Чарльз Дарвин, пришедший к выводу, что человек — далекий родственник обезьяны, а следовательно сам почти что животное. Третьим был Зигмунд Фрейд, который сообщил, что наше поведение определяется не столько сознанием, сколько бессознательными влечениями сексуальной природы. Чаще всего «второе оскорбление» формулируется так: человек произошел от обезьяны. Причем это утверждение приписывается Чарльзу Дарвину, хотя он никогда прямо не говорил об этом. Симиальная теория антропогенеза, утверждающая, что человек произошел от обезьяны, на самом деле была разработана Жоржем Луи Бюффоном. Французский биолог в конце 18-го века опубликовал многотомный труд «Естественная история», в котором он первым из ученых высказал «крамольную» мысль: люди – потомки обезьян. Знаменитому ученому конечно в то время никто не поверил. Сорбонна, научный центр Европы, постановила публично сжечь эту книгу. От гонений пожилого ученого спасли лишь возраст, слава ученого с мировым именем и блестящая многолетняя просветительская деятельность. Граф де Бюффон умер в 1788 году, а важный труд Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» вышел в свет лишь в 1871 году. Именно в этой работе ученый предположил, что должен существовать некий общий предок, от которого и люди, и обезьяны ведут свое происхождение. Любопытно, что Дарвин всегда был осторожен, публично рассуждая на тему происхождения человека. Дарвин никогда публично не заявлял, что «человек произошел от обезьяны», а лишь предполагал, что у людей и обезьян должно быть некое связующее звено, общий предок.

В Африке найден скелет древнейшего гоминида — ардипитека Арди. 4,4 млн лет назад эта всеядная самка бегала по земле, как человек и лазала по деревьям, как обезьяна. Ее анатомия навела ученых на мысль о связи успеха гоминид с моногамией.

Древнейший известный науке гоминид жил 4,4 млн лет назад на территории современной Эфиопии, попеременно ходил то на двух, то на четырех лапах, ел все подряд и, в отличие от зверей, имел единственного возлюбленного.

17 лет исследований

47 ученых из 10 стран мира сделали такой вывод, изучив найденные в 1992 году в Африке кости древней человекообезьяны — Арди. «Это древнейший скелет гоминида на Земле. Арди не была ни шимпанзе, ни человеком», — заявил один из исследователей, Тимоти Уайт из калифорнийского университета Беркли. Возраст скелета Арди (4,4 млн лет) удалось установить методом радиометрического датирования вулканической породы, скрывавшей кости.

Человекообезьяна

Уникальная анатомия останков заставила ученых отнести самку к новому виду — ардипитекам (Ardipithecus ramidus), сообщается в пресс-релизе университета.

Большой отведенный палец на нижних конечностях позволял Арди хвататься за ветки наподобие обезьян, а гибкие кости кисти — раскачиваться на деревьях. При этом внутри лап существа находилась уникальная маленькая кость, которая жестко закрепляла отведенный палец и в сочетании с морфологией стопы позволяла встать на две ноги. «Бегая на четырех лапах, Арди передвигалась не на костяшках пальцев, как современные шимпанзе или гориллы, а на ладонях. Да ни одна обезьяна не ходит сегодня на ладонях!» — объяснил Уайт.

Черты и обезьян, и людей хорошо прослеживаются в тазе Арди. Широкие кости в верхней части позволяли самке ходить на двух ногах, не раскачиваясь из стороны в сторону, как, к примеру, шимпанзе. При этом малый таз вмещал мощные мышцы, необходимые для лазанья; его строение неотличимо от обезьяньего.

«Арди являет собой переходную стадию нашей эволюции, о которой никто раньше не знал. Это все меняет», — восхищается анатом Оуэн Лавджой из университета Огайо, исследовавший кости Арди ниже шеи.

Как стать человеком

Еще во времена Чарльза Дарвина ученые предполагали, что древнейший гоминид должен был выглядеть средне между человеком и обезьяной, чем-то напоминая шимпанзе. «Новое открытие показывает, что исследование анатомии и поведения шимпанзе в значительной степени бесполезно для понимания наших истоков», — пишет научный журнал National Geographic. Уайт напомнил обозревателям этого издания, что линия людей и обезьян разошлась около 6-7 млн лет назад, и эти млекопитающие начали развиваться каждый по-своему. Уайт не уверен, можно ли считать Арди прямым предком современных людей, скорее всего — «сестринской группой».

У австралопитековбыли скромные клыки и слаборазвитые челюсти. Опорная стопа и строение таза позволяли ходить на двух ногах, а кисть была приспособлена для хватания и удержания добычи развитым большим пальцем.В одном палеонтологи солидарны — самка отбирает титул «древнейшего предка человека» у знаменитой Люси, женской особи австралопитека афарского, жившего в Африке 3,2 млн лет назад, то есть на 1,2 млн лет позже. Ученые поразились, что Люси и Арди обитали примерно в одной области — их кости найдены на расстоянии в 74 км. «Ардипитек представляет собой неспециализировавшееся существо, которое еще не эволюционировало по направлению к австралопитекам. Оно было мозаичным», — считает Уайт.

Палеонтолог Алан Уокер из университета Пенсильвании уверен, что находка Арди гораздо важнее находки Люси 1974 года, так как ардипитек представляет собой недостающее звено эволюции.

Мир Арди

Исследование слоев, в которых лежали кости Арди, позволило установить, что самка жила в лесах, населенных преимущественно птицами и небольшими млекопитающими. Анализ зубной эмали указал на ее всеядность. Ее верхние клыки больше похожи по форме на зубы современных людей, нежели на удлиненные острые клыки шимпанзе. Ученые считают, что Арди предпочитала фрукты, орехи, листья и весила около 50 кг. Ее рост составлял 1,2 м.

Палеоантрополог Ген Сува из Токийского университета установил, что мозг Арди размещался в черепе так же, как и у современных людей. Другими словами, в голове ардипитека уже начали развиваться зоны, ответственные за пространственное и зрительное восприятие.

Истоки моногамии

Строение зубов и способность к передвижению на двух ногах натолкнули Лавджоя на мысль о том, что Арди была моногамна. Ученый полагает, что анатомические особенности ардипитеков свидетельствовали об изменении в социальной сфере: вместо того чтобы бороться за самок и орудовать клыками, самцы-ардипитеки могли сосредоточиться на одной самке и ее потомстве, обеспечивая их едой, а в обмен получая секс. При ходьбе на двух ногах освобождались руки, с помощью которых можно было принести домой еще больше добычи и различных деликатесов для отпрысков. Лавджой полагает, что с точки зрения эволюции переход на две ноги и моногамию был весьма выгоден, так как позволял обзавестись большим количеством жизнеспособного потомства.

Концепция «секс за еду» появилась еще в 1980-е годы. Кости Арди помогли выдвинуть ее на новый уровень. Труд Лавджоя опубликован там же, где поместили свои открытия другие исследователи ардипитека — в престижном научном журнале Science.

Предполагаемое происхождение человека от обезьяны – самая горькая пилюля для любого христианина, который пытается «помириться» с Дарвином. Даже многие христиане, которые верят, что Бог сотворил мир посредством эволюции, стараются каким-то образом поставить происхождение человека или хотя бы его души, выше происхождения животных. Эволюционисты пытаются смягчить удар, заверяя нас, что человек произошел не от обезьян, а от обезьяноподобных существ. Но это всего лишь семантика. Многие предполагаемые обезьяноподобные предки человека – это те же обезьяны с научными названиями, в которых есть слово pithecus (производное от греческого «обезьяна»). Например, широко разрекламированный «предок человека», обычно известный как «Люси», по-научному называется Australopithecus afarensis (что означает «южная обезьяна из Афарской котловины в Эфиопии»). Но что говорит Библия о происхождении человека? И какие научные доказательства нашего происхождения от обезьяны приводят эволюционисты?

Библейские исходные предположения

Бог говорит, что всех наземных животных Он создал в один день (шестой). Человек был создан отдельно по собственному образу Бога, чтобы властвовать над всеми другими живыми существами на земле (Бытие 1: 26-28). Из этого ясно, что нет животного, равного человеку, и, конечно, ни одно из животных не является его предком.

Таким образом, когда Бог провел перед Адамом животных, чтобы тот дал им имена, оказалось, что «для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Бытие 2:20). Иисус подтвердил уникальность мужчин и женщин, заявив, что брак должен быть между мужчиной и женщиной, потому что «в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их» (Марка 10:6). В результате, нет никаких оснований предполагать, что человек эволюционировал из других существ, а его появлению на земле предшествовали миллионы лет космической эволюции. Адам назвал свою жену именно Евой, потому что знал, что она станет «матерью всех живущих» (Бытие 3:20). Апостол Павел четко говорил, что человек – не животное: «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц» (1 Коринфянам 15:39).

Эволюционные исходные предположения

Христиане, верящие в библейское повествование, руководствуются в первую очередь положением о том, что Слово Божье истинно и что человек происходит от Адама и Евы. Эволюционисты же исходят из того, что человек произошел от обезьян. Однако ни один палеоантрополог (ученый, исследующий ископаемые свидетельства происхождения человека) не посмел бы серьезно поставить вопрос: «Произошел ли человек от обезьян?». Единственный допустимый вопрос: «Из каких человекообразных обезьян произошел человек?».

Поскольку эволюционисты, как правило, не верят, что человек произошел от какой-либо современной обезьяны, все их надежды – на окаменелые останки людей и обезьян, которые обеспечат желаемыми доказательствами. В частности, они ищут любую анатомическую особенность, которая выглядит «промежуточной» между обезьянами и людьми. Найденные подходящие артефакты объявляются принадлежащими предкам человека (или, по крайней мере, родственникам по боковой линии) и их останки называются «гоминидами». Живущие же обезьяны не считаются гоминидами, потому что они только похожи на людей, но не эволюционируют в них. Тем не менее, эволюционисты готовы принять простое сходство между окаменелыми костями вымерших обезьян и костями людей как «доказательство» нашего происхождения от первых.

Доказательства эволюции человека

Хотя между современными обезьянами и людьми есть много общего, единственное историческое доказательство в поддержку происхождения человека от обезьяны должно быть сделано на основе ископаемых. К сожалению, окаменелостей человека и обезьян очень мало. Приблизительно 95 % всех известных окаменелостей – морские беспозвоночные, около 4,7 % – водоросли и растения, около 0,2 % – насекомые и другие беспозвоночные, и только около 0,1 % – позвоночные (животные, имеющие кости). Наконец, только самая маленькая часть ископаемых останков позвоночных состоит из приматов (людей, обезьян и лемуров).

Окаменелости гоминидов попадаются очень редко. Не многие, кто специализируется в области эволюции человека, видели настоящего ископаемого гоминида. Еще меньше ученых вообще имели возможность держать их в руках или изучать. Большинство научных работ по эволюции человека основаны на слепках оригинальных образцов или только на опубликованных фотографиях, замерах и описаниях. Авторы находок строго ограничивают доступ к оригинальным ископаемым гоминидов. Часто к ним допускаются только избранные эволюционисты, согласные с интерпретацией ископаемых первооткрывателями.

Поскольку найти предка человека гораздо престижнее, чем предка живущей обезьяны (или, что еще хуже, вымершей), на палеоантропологов оказывается огромное давление, чтобы объявить почти любую ископаемую обезьяну «гоминидом». В результате получается, что живущие обезьяны для того и выжили, чтобы найти своих собственных предков.

Часто в школах (как правило, на уроках обществоведения!) об эволюции рассказывают те, кто мало знаком с анатомией человека, не говоря уже об анатомии обезьян. Но бесполезно рассматривать ископаемые свидетельства происхождения человека от обезьян без понимания основных анатомических и функциональных различий между скелетами человека и обезьяны.

Челюсти и зубы

Фрагменты зубов и челюстей ископаемых приматов относительно твердые, поэтому их чаще всего находят. В результате, большая часть доказательств происхождения человека от обезьяны основана на сходстве зубов и челюстей.

В отличие от человека, обезьяны, как правило, имеют резцы и клыки, которые относительно крупнее, чем их коренные зубы. Эмаль, самый твердый поверхностный слой зуба, у обезьян обычно тоньше, чем у людей. Наконец, форма челюсти. У примата она напоминает букву U, а у человека – параболу.

В провозглашении ископаемой обезьяны предком человека (то есть гоминидом) на основе особенностей зубов, присущих человеку, есть проблема: некоторые живущие сегодня обезьяны имеют такие же особенности и не считаются предками человека. Например, у отдельных видов современных бабуинов относительно небольшие клыки и резцы и относительно большие коренные зубы. Хотя большинство обезьяньих зубов имеют тонкую эмаль, у некоторых видов, орангутангов, например, эмаль достаточно толстая. Понятно, что зубы свидетельствуют больше о рационе и привычках питания животного, чем о его предполагаемой эволюции. Тем не менее, толстая эмаль наиболее часто объявляется основанием считать окаменелость обезьяны гоминидом.

Каким же должно быть воображение, чтобы дорисовать целого «обезьяночеловека» всего лишь к одному зубу! В начале 1920-х годов в «Иллюстрированных лондонских новостях» появилось изображение «обезьяночеловека» гесперопитека (сделанное на основании одного зуба). К зубу был пририсован сам обезьяночеловек, а также его жена, дети, домашние животные и пещера!

В 1925 году этот зуб, известный как «человек из Небраски», использовался экспертами в качестве доказательства эволюции человека на суде над Скоупсом. Однако вскоре были найдены части скелета вместе с зубами, и «человек из Небраски» оказался на самом деле вымершим пекари (дикой свиньей)!

Черепа

Черепа, пожалуй, наиболее интересные окаменелости приматов, поскольку они дают возможность, не без помощи художников с богатым воображением, посмотреть в глаза нашим предполагаемым предкам. Человеческий череп легко отличить от обезьяньего, если осмотреть его сбоку. С этого ракурса лицо человека почти вертикальное, а лицо обезьяны наклонено вперед от верхней стороны к подбородку. Далее, у людей — более изогнутая верхняя часть лица и лоб, и хорошо просматривается костное гнездо глаза. У обезьяны глазная орбита скрыта широкой плоской верхней частью лица. Еще одна отличительная черта человеческого черепа – носовая кость (на которой сидят очки). У обезьян такой выпячивающей носовой кости нет, и очки им надевать не на что.

<

Череп орангутанга Человеческий череп

Кости ног

Самым желанным доказательством существования ископаемых гоминидов служит любая анатомическая особенность, предполагающая способность перемещаться на двух ногах. Именно так ходят люди, поэтому любые доказательства двуногости ископаемых обезьян эволюционисты считают убедительным подтверждением эволюции человека. Но существует огромная разница между тем, как на двух ногах ходит обезьяна и как – человек. Прямохождение требует сложной интеграции многих скелетных и мышечных особенностей бедер, ног и ступней. Поэтому эволюционисты тщательно изучают тазовые, бедренные кости, кости ног и стоп ископаемых обезьян в попытке обнаружить анатомические особенности, которые указывали бы на двуногость. Особенно интересует исследователей так называемый несущий угол, под которым бедро и голень встречаются в колене. Во время ходьбы люди способны удерживать свой вес на ногах, потому что их бедренные кости сходятся к коленям, образуя с большой берцовой костью несущий угол равный приблизительно 9° (другими словами, у нас колени как бы повернуты внутрь). У шимпанзе и горилл наоборот – широко расставленные прямые ноги с почти нулевым несущим углом. Этим животным удается удерживать вес на ногах при ходьбе, раскачиваясь из стороны в сторону в характерной «обезьяньей походке».

Эволюционисты предполагают, что ископаемые обезьяны, имеющие в нижних конечностях несущий угол как у людей, были двуногими и, таким образом, эволюционировали в человека. Но несущий угол с большим градусом есть не только у людей. Он также встречается у некоторых современных приматов, например, орангутангов и паукообразных обезьян. По ветвям деревьев они ходят грациозно, а вот по земле передвигаются неуклюже.

Анатомические особенности, которые имеются у обезьян, живущих на деревьях, эволюционисты считают явным доказательством двуногости наших предполагаемых предков. Но ни одно из этих животных не ходит, как человек, и никто не считает их нашими предками или потомками.

Кости ступней

Нога человека уникальна и нисколько не похожа ни внешне, ни по своим функциям на обезьянью. Большой палец ноги человека находится на одной линии со ступней, а не оттопыривается в сторону, как у обезьяны. Человеческие пальцы ног относительно прямые, а не изогнутые и цепкие, как обезьяньи.

Во время ходьбы человек касается земли сначала пяткой, и уже от пятки вес распространяется вдоль внешнего края ступни до основания мизинца. От мизинца – к основанию средних пальцев ноги и, наконец, отталкивается от большого пальца. Ни у одной обезьяны нет такой ступни или такого механизма отталкивания, как у человека. Поэтому никакая обезьяна не способна шагать как человек или оставлять человеческие следы.

Кости таза

Принципиальную роль при ходьбе играет тазовая область. Достаточно осмотреть тазовую кость, чтобы определить, может ли обезьяна ходить как человек.

Та часть тазовой кости, на которой у человека держится ремень, называется подвздошным гребнем. При взгляде сверху видно, что это у человека гребень изогнут вперед, как у штурвальной колонки в самолете. У обезьяны же подвздошный гребень расходится в стороны, как руль самоката. То есть, в силу анатомической особенности, обезьяна в принципе не может ходить, как человек.

Три способа создания «обезьяночеловека»

Из Писания нам известно, что Бог не создавал обезьяночеловека. Поэтому у эволюционистов есть только свои способы его создания:

1. Скомбинировать ископаемые кости обезьяны и человека и заявить, что это – настоящий «обезьяночеловек».

2. Выделить конкретные, свойственные человеку особенности окаменелых костей обезьяны и, используя все воображение, повысить обезьян до уровня человека.

3. Выделить конкретные, свойственные обезьяне особенности окаменелых костей человека и, используя все воображение, понизить человека до уровня обезьяны.

На этих трех вариантах и основаны попытки эволюционистов заполнить с помощью ископаемых обезьян непреодолимую пропасть между обезьянами и людьми.

Комбинирование людей и обезьян

Самым известным примером обезьяночеловека, который оказался комбинацией костей обезьяны и человека, стал «Пилтдаунский человек». В 1912 году палеонтолог-любитель Чарльз Доусон обнаружил в гравийном карьере близ британского городка Пилтдаун нижнюю челюсть и фрагмент черепа. Челюстная кость походила на обезьянью, но с зубами, изношенными как у человека. Череп же очень сильно напоминал человеческий. Эти два образца объединили, и получился «Пилтдаунский человек» возрастом примерно 500 000 лет.

Но все это оказалось тщательно продуманной мистификацией. Череп действительно принадлежал человеку, жившему около 500 лет назад, а челюсть была от современного черепа орангутанга. Зубы оказались подточены, чтобы приблизить их по виду к человеческим. Причем клык обезьяны был сточен так сильно, что обнажилась полость коронки, которую поспешили заполнить. Казалось бы, любой компетентный ученый, исследующий этот зуб, должен был прийти к выводу, что перед ним – либо обман, либо вылеченный корневой канал! Полувековой успех этой подделки побудил эволюциониста Солли Цукермана заявить: «Вряд ли вообще есть что-то научное в поисках ископаемого происхождения человека» 1.

Создание человека из обезьян

Многие обезьяночеловеки – это просто обезьяны, которых эволюционисты пытались «улучшить», чтобы заполнить пропасть между обезьянами и людьми. К ним относятся все австралопитеки, а также ардипитеки, оррорины, сахелантропы, кениантропы и многие другие вымершие обезьяны. У всех у них — обезьяньи черепа, тазовые кости, руки и ноги. Тем не менее, австралопитеки (особенно афарский австралопитек) часто изображаются с руками, ногами, прямой осанкой и походкой, как у современного человека.

Самый известный представитель афарского австралопитека – ископаемый скелет «Люси». Ее восковая фигура изображает собой волосатое женское тело с человеческими руками и ногами и обезьяноподобной головой. «Люси» стоит в глубокой задумчивости, устремив взгляд вдаль, словно размышляет над идеями мироздания.

Однако немногие знают, что это – грубое искажение фактов об ископаемом афарском австралопитеке. Известно, что он был длиннорукой обезьяной, которая передвигалась с опорой на костяшки пальцев. Палеоантропологи Джек Стерн и Рэндалл Суссман2сообщают, что руки «Люси» «удивительно похожи на руки шимпанзе». По их словам, ноги и руки афарского австралопитека – «длинные, изогнутые и очень мускулистые», как у приматов, обитающих на деревьях. Авторы приходят к выводу, что ни у одного из ныне живущих приматов нет таких рук и ног, «чтобы соответствовать требованиям постоянной или периодической жизни на деревьях».

Однако эволюционисты продолжают изображать «Люси» практически с человеческими ногами (хотя некоторые, наконец, показывают ее с длинными загнутыми пальцами на руках).

Создание обезьян из человека

В попытке заполнить пробел между обезьянами и людьми, некоторые ископаемые останки человека эволюционисты объявили «обезьяноподобными» и, следовательно, предками современного человека. Другими словами, попытались сделать из человека «обезьяну»! Окаменелости человека, которые, по утверждениям, являются «обезьянолюдьми», обычно классифицируются как вид Homo (то есть «человек»). К ним относятся: человек прямоходящий (Homo erectus), гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis) и неандерталец (Homo neanderthalensis).

Самыми известными окаменелостями человека являются останки кроманьонца (чьи удивительные рисунки остались на стенах пещер во Франции) и неандертальца. Каждый явно относится к роду людей и давно классифицируется как человек разумный (Homo Sapiens). Однако в последние годы неандертальца «понизили» и причислили к отдельному виду – человек неандертальский (Homo neanderthalensis).

Останки неандертальца впервые обнаружили в 1856 году в пещере в долине реки Неандер в Германии. Находку исследовал антрополог профессор Шаафгаузен и пришел к выводу, что перед ним – останки человека.

Поначалу мало кто обратил на них внимание, но выход в свет работы Дарвина «Происхождение видов» в 1859 году подтолкнул к поискам воображаемых «обезьяноподобных предков» человека. Дарвинисты утверждали, что неандерталец – обезьяноподобное существо. Однако критик Дарвина, великий анатом Рудольф Вирхов, причислял неандертальцев к людям, некоторые из которых страдали рахитом или артритом.

На сегодняшний день в самых разных частях света обнаружено более 300 останков неандертальцев. Для этих людей характерны выступающие мощные надбровные дуги (как у современных австралийских аборигенов), низкий лоб, длинный узкий череп, выступающая верхняя челюсть и сильная нижняя челюсть с маленьким подбородком. Это были широкогрудые, ширококостные люди мощного телосложения. Однако следует подчеркнуть, что ни одна из этих особенностей не выходит за рамки нормальной анатомии человека. Примечательно, что размер мозга неандертальца, согласно емкости черепа, на самом деле превышал средние размеры мозга современного человека, хотя на этом редко акцентируют внимание.

Автором большинства заблуждений о неандертальцах является палеоантрополог Марселин Буль. Изучив два неандертальских скелета, найденных во Франции (Ле-Мустье и Ла-Шапель-о-Сен), Буль объявил неандертальцев низшими животными, которые по своему анатомическому строению и интеллекту больше походят на обезьян, чем на людей. По его словам, у них была сгорбленная осанка, «обезьяноподобное» расположение некоторых позвонков, и ноги, приспособленные для захватывания, как у горилл и шимпанзе. Буль пришел к выводу, что неандерталец не мог ходить прямо, а ходил, скорее всего, неуклюже. Это крайне предвзятое и очень неточное мнение преобладало и даже поддерживалось многими эволюционистами вплоть до середины 1950-х годов.

В 1957 году анатомы Уильям Штраус и А. Дж. Кейв исследовали одного из найденных во Франции неандертальцев и установили, что этот человек страдал от сильного артрита (как предположил Вирхов почти 100 лет назад). Болезнь поразила челюсть и позвонки, отчего пострадала осанка. Их заключение согласуется с климатом ледникового периода, в котором жили неандертальцы. Вместе с плохим питанием и отсутствием солнечного света, это могло вызвать болезни, поражающие кости, например рахит.

В дополнение к анатомическим данным, растет количество культурных доказательств всецело человеческого статуса неандертальцев. Они хоронили умерших сородичей, причем соблюдали тщательно продуманные похоронные обычаи. Например, готовили тело к погребению, покрывая его цветами. Пещерные люди изготавливали различные каменные орудия, умели обрабатывать кожу. Недавно среди останков неандертальцев была обнаружена деревянная флейта. Есть доказательства того, что неандертальцы оказывали друг другу медицинскую помощь и люди доживали до преклонного возраста, несмотря на многочисленные раны, переломы костей, слепоту и болезни. Это говорит о сострадании ближнему, заботе и помощи друг другу.

Тем не менее, по-прежнему предпринимаются попытки дегуманизировать неандертальца. На самом деле, в них нет ничего, что уступало бы современному человеку. Вот к какому выводу пришел один из ведущих мировых специалистов по неандертальцам Эрик Тринкаус: «Подробное сопоставление останков скелета неандертальцев с останками современных людей показало, что в анатомии неандертальцев нет ничего, что указывало бы на опорно-двигательные, манипулятивные, интеллектуальные или лингвистические способности, которые уступают современным людям» 3.

Вывод

Почему же тогда не оставляются попытки сделать обезьян из человека и человека из обезьян? Д-р Дэвид Пилбим дал одну из самых правдивых и беспристрастных оценок предмета и методологии палеоантропологии: «Поколения сторонников эволюции, и я в том числе, блуждали в темноте, не подозревая, что наша база данных слишком скудна и неустойчива, чтобы мы формировали на ее основе свои теории» 4.

О, если бы эти слова были напечатаны в качестве предостережения в каждом учебнике, журнале, газетной статье или на скульптуре, которые предполагают животное происхождение человека!

Нет, мы не произошли от обезьян. Бог создал человека как венец Своего творения в шестой день. Мы – особое творение Бога, созданное по Его образу, чтобы принести Ему славу. Какую революцию произвела бы эта истина, если бы наша эволюционировавшая культура действительно это поняла!

Примечания

1. S. Zuckerman, Beyond the Ivory Tower (London: Weidenfeld & Nicolson, 1970), стр. 64.

2. American Journal of Physical Anthropology 60:279–317, 1983.

3. Natural History 87:10, 1978.

4. American Scientist 66:379, 1978.

Did Humans Really Evolve from Apelike Creatures? by Dr. David Menton</p>

Перевод с английского – Христианский научно-апологетический центр.

Загадочный ритуал, выполняемый шимпанзе в лесах Африки, заставляет задуматься над тем, с чего начиналась человеческая культура и цивилизация.
Религия считается главным отличием человека от животного. Животные бросают своих покойных и не проявляют к ним интереса. Появление погребений ученые считают важным отличием животных и человека. Возможно, сейчас ученые зафиксировали у шимпанзе даже не погребения (то, что обезьяны скорбят по своим покойным, было известно и ранее), а настоящие культовые места и религиозные ритуалы.
Известно, что шимпанзе – большие мастера в использовании орудий труда: с помощью сучков, веточек, палочек они достают термитов и муравьёв из их гнёзд, кусками камня или дерева, как молотками, разбивают орехи, и т. д. Такое поведение наблюдали у обезьян и в неволе, и в естественной среде обитания, и всегда было понятно, почему шимпанзе это делают – потому что хотят есть.
Однако здесь стоит отметить, что полевые наблюдения долгое время проводили на одних и тех же территориях; разнообразие же манипуляций, выполняемых обезьянами, наводило на мысль, что на самом деле о социокультурной жизни шимпанзе можно узнать намного больше, если понаблюдать за бОльшим числом обезьяньих сообществ. Так родился проект PanAf (от Pan – родовое название шимпанзе, Af – Африка), благодаря которому удалось обнаружить нечто удивительное и странное, а именно – своеобразные кучи камней, которые были сделаны западноафриканскими шимпанзе (Pan troglodytes verus) и которые могут говорить о неких зачаточных культурных ритуалах.
Приматологи из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка вместе с коллегами из других научно-исследовательских центров на протяжении нескольких лет изучали обезьян в нескольких десятках мест по всей Африке. Чтобы не смущать животных, использовали разные варианты скрытой съёмки и прочие подобные технологии. Всего было исследовано 34 сообщества обезьян.
В статье в Scientific Reports авторы описывают каменные кучи, лежащие рядом с деревьями или же в расщелинах стволов – так, как будто их туда специально положили. На видео, сделанном рядом с такими кучами, можно видеть, как пришедший откуда-то шимпанзе берёт камень – либо из каменной горки, либо лежащий неподалёку – и швыряет его прямо в дерево, одновременно издавая характерный ухающий вопль. Проделывали это обычно взрослые самцы, хотя за «побиванием деревьев камнями» были замечены также и самки, и молодняк.

Вероятно, именно подобным образом камни в таких местах и скапливались: пока в расщелине ствола не было достаточного запаса, или пока ещё не выросла достаточно большая куча, обезьяны притаскивали их из ближайшей округи. Возможно, что сначала шимпанзе приносили необходимое количество камней к дереву, а затем уже начинали их бросать, время от времени наведываясь к условленному месту.
Здесь важно отметить следующее. Во-первых, такое поведение было распространено вовсе не повсеместно: каменные кучи были только на четырёх участках из тридцати девяти, где велось наблюдение, то есть в каких-то популяциях шимпанзе занимаются этим, в каких-то – нет. Поскольку эта деятельность свойственна только небольшому числу известных групп шимпанзе, авторы работы считают её своего рода культурной особенностью, присущей исключительно этим стаям.
Во-вторых и в-главных: смысл происходящего остаётся непонятен. Шимпанзе не добывают еду таким способом, и никаких зрителей, которые могли бы стать сексуальными партнёрами, во время ритуала рядом не сидит (хотя крик, сопровождающий бросание камней, слышно довольно далеко).
Присутствие или отсутствие каменных куч не зависит ни от наличия камней на местности, ни от наличия подходящих деревьев. Обезьяны не приносили камни с собой, а брали их либо рядом с этими деревьями, либо в пустотах и дуплах внутри стволов. При этом непосредственно около растений источников таких камней не наблюдалось, из чего можно сделать вывод, что как минимум часть из них была притащена туда обезьянами заранее. И ничего подобного раньше никто не видел (из чего, впрочем, не следует, что шимпанзе придумали свой ритуал только недавно – напомним, что до проекта PanAf настолько обширных и глубоких полевых исследований просто не предпринимали).
Конечно, кто-то может сказать, что обезьяны просто маются ерундой, но наука таких объяснений не принимает; кроме того, многие вещи, которыми мы, Homo sapiens, занимаемся ежедневно, вполне подходят под определение ерунды – только мы сами с этим, конечно же, не согласимся.
Авторы работы выдвигают предположение, что каменные кучи, создаваемые шимпанзе, могут быть сродни турам, или каирнам – так археологи называют искусственные сооружения в виде груды камней, часто конической формы, известные с доисторических времён. Люди делали каирны для самых разных целей: они могли быть как ориентирными отметками, так и знаками, указывающие на места захоронений. В частности, пирамидками из булыжников отмечают священные места буряты и монголы (обо), саамы сооружают конструкции из крупных валунов (сейды).
В чём смысл каменных куч и всего ритуала у шимпанзе, ещё предстоит выяснить. Кто знает, может, развитие человеческой культуры началось ещё до появления собственно человека, и как бы не оказалось так, что какие-то магические действия достались нам в наследство от обезьяноподобных предков, и что историю религий и верований нужно начинать, скажем так, с ещё более древних времён.

Более половины американцев верят в эволюцию людей, но при этом большая часть из них допускают, что процесс человеческого развития происходил под божественным контролем. Четыре из десяти опрошенных уверены, что человечество было создано богом. Таковы результаты исследования института Gallup.

42% американцев придерживаются позиции, что человека создал бог примерно 10 тыс. лет назад в том виде, в каком он существует сейчас. Еще треть опрошенных верят в принципы дарвинизма, но при этом не исключают божественного вмешательства в процесс эволюции. 19% верят в научную теорию Дарвина. Вера — эмоциональное восприятие, поэтому нет ничего удивительного в том, что человек придерживается тех взглядов, которые для него наиболее комфортны, считает профессор кафедры антропологии биологического факультета МГУ Варвара Бахолдина.

«Род человеческий появился где-то около 2 млн лет назад. Все находки говорят о том, что да, человек менялся. Почему это не готовы принять, это сфера такого специального научного знания, по большому счету она имеет мало отношения к нашей обыденной жизни. Идея происхождения человека от обезьяны не очень приятна большому кругу людей. Хотя она довольно примитивна, потому что обезьяны в их нынешнем виде тогда тоже не существовали. Звучит неприятно для нашего слуха. Если комфортнее верить, что человек имеет божественное происхождение, пускай верят», — рассуждает Бахолдина.

Чарльз Дарвин изначально хотел подтвердить своими исследованиями религиозные догматы. Однако со временем его вера в библейскую историю сотворения мира ослабла. В свою очередь христианская церковь также много лет отрицала теорию Дарвина. Существовала концепция, которая пыталась совместить эти две теории, отметил руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко.

«Был французский католический философ Тейяр де Шарден, который пытался теорию эволюции и теорию сотворения мира соединить в одно целое. Католическая церковь его не то чтобы осудила, но часть его теории она поправила твердо и основательно. Теория эволюции ни в коей мере не противоречит теории сотворения мира. Просто сначала мир был сотворен, а внутри него начались процессы эволюции. Но эволюция не имеет отношения к происхождению человека. Только идиоты могут полагать, что человек произошел от обезьяны», — рассуждает Шевченко.

Тем не менее, в 2009 году Ватикан заявил о том, что эволюционная теория не противоречит библейской догме сотворения мира и может существовать как одна из гипотез. Русская православная церковь по-прежнему придерживается традиционного негативного отношения к теории Дарвина. Если у человека нет крепкой веры, то он допускает для себя много версий, которые даже могут противоречить друг другу, при этом с возрастом его убеждения меняются, считает руководитель «Психологического центра на Волхонке» Анна Карташова.

«Есть люди, которые действительно верят в бога. Есть люди, которые действительно верят в теорию Дарвина. А достаточно большая часть людей не знают и допускают для себя, что может быть так, а может — эдак. Если бы был вопрос: «А может быть это инопланетяне?». Да, мы бы увидели ответ, что допускаем теорию Дарвина, божественное происхождение и теорию инопланетного разума», — предполагает Карташова.

Несколько лет назад Pew Forum on Religion and Public Life выяснил, что американские католики, протестанты, православные христиане, евреи, буддисты и индуисты в целом принимают теорию эволюции и считают ее одной из лучших гипотез, объясняющих происхождение жизни на земле. При этом наиболее ярые противники научной концепции — свидетели Иеговы, мормоны и евангелисты. Среди американских мусульман соотношение тех, кто поддерживает теорию, и тех, кто не принимает ее, примерно одинаковое.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *