Почему человек злопамятный

Если кто знает как это делать, помогите мне с текстом, точнее с вопросами к нему?
Прочитайте текст. Определите его стиль и жанр. Найдите в тексте иностилевые вкрапления и объясните их стилистическую роль.
МОЙ ДРУГ
Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.
Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.
Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.
Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.
Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.
«А что вы удивляетесь? — сказал мой друг. — Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».
Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках — а одалживал он направо и налево. Особенно много рассказывал он о своем профсоюзном боссе.
Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.
Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.
Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофёра, что тот впускает людей в переполненный транспорт. «Классический пример разорванности сознания», — хохоча заключил он свой рассказ.
Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве XX века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.
Как же я любил его в эти часы! «Нет, — думал я, — не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»
(По Ф. Искандеру)
1. Объясните смысл и стилистическую окраску выражений.
Профсоюзный босс, музыкальная злопамятность,
разорванность сознания, золотой сон Новгорода.
2. Найдите в тексте иронически употреблённые слова и выражения.
3. Объясните правописание слов.
Обаяние, влияние, отвращение, компания, мутагенный; искусство, босс, коллеги, процесс; (не) стремящейся, (не)наживающей, никак, не мог, (не) было.

ЗЛОПАМЯТСТВО

Какое у тебя ложное мудрование на одну сестру, что когда идет к вам и услышишь ее голос, то невольно всю внутренность пронзит, и ты думаешь, что она с недобрым намерением к вам приходит: а не видишь, что это от твоего устроения, имеющего к ней залог злопамятства, происходит? Знай, что это враг тебе внушает, чтобы еще более умножить оное (V, 378. 511).

Молитва злопамятного сеется на камне

Заповедь Божия, а не моя: любите враги ваша (Мф. 5, 44). Не можем любить, то поне не возненавидим, а себе укорим за оскудение любви. Да не сбудется на нас слово: за умножение беззакония, изсякнет любы многих (Мф. 24, 12). Молись за нее и считай себя худшею ее; тогда Бог отвратит сердце твое от злопомнения. «Молитва злопомнителя сеятва на камени», — пишет св. Исаак (V, 182, 283).

Злопамятство — бедственное состояние

Ты пишешь, что при встречах укоризн и досад, хоть не можешь в то время, а после разгорится искра<гнева>и непременно отмстишь чем?либо и удовлетворишь своей страсти злопомнения, — как будто какою питательною пищею утолишь глад. О! это бедственное устроение; это значит в навык пришло зло; надобно скорее подвизаться против оного, чтобы получить исцеление, при помощи Божией. Прочитывай у преподобного аввы Дорофея, сколь вредно злопомнение, также и у св. Иоанна Лествичника… (III, 58,146).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Злой плачет от зависти, а добрый — от радости.

Тому тяжело, кто помнит зло.

У кого желчь во рту, тому всё горько.

Пословицы о незлопамятности

В одном месте жил очень злопамятный мальчик.

И как-то раз его за это сильно ударили палкой по голове.

После этого мальчик стал незлопамятным,

стал помнить только добро, да и то плохо.

Анекдот

И совсем мы, женщины, не злопамятные…- говорила она, растирая

стекловату по его трусам и обильно посыпая их острым молотым перцем…

Анекдот

Незлопамятность как качество личности – способность не проявлять стойкое, навязчивое воспоминание об обиде, оскорблении, причиненном зле и вреде, утрачивать испытанное в связи с этим чувство злости, быть быстро отходчивым, иметь искреннее желание и умение без промедления простить, а не отомстить.

— Я девушка незлопамятная, но ему я должна отомстить! Я должна люто отомстить!.. Да! Я напою его в хлам, отвезу его домой, раздену догола, уложу на кровать, засуну в одно место презерватив, накрою одеялом — и уйду, оставив на столе записку: «Ты был прэвасходэн. Цэлуем, твои друзья Гиви и Сандро!»

Незлопамятность – это игнорирование злобы, обидчивости и мстительности. Незлопамятный человек не отягощает себя злобными, мстительными идеями, он легко мыслит, дословно – не помнит зла, быстро отходит и умеет скоренько прощать и начисто забывать нанесённые ему обиды, ибо видит людей через призму их достоинств, а не пороков. Мысленно он всегда даёт человеку напротив шанс на исправление и раскрытие своих лучших сторон. То есть, он не тащит за собой ржавые якоря прошлого в виде обид, гнева и злобы.

Незлопамятный человек осознаёт собственное несовершенство, понимает, что сам далёк от идеала и поэтому легче прощает ошибки окружающих людей, тем самым воспитывая в себе ещё большую незлопамятность. Он чуток к окружающим людям.

— Говорят, что ты незлопамятностью не страдаешь, что ты записываешь имена всех тех, кто тебе насолил, чтобы не забыть им отомстить. — Глупости, какие. А кто, говоришь, тебе это сказал?

Каковы преимущества незлопамятности?

— Незлопамятные люди зачастую самые искренние, поэтому они могут генерировать энергию для искреннего прощения.

— У таких людей особое восприятие мира. В нем нет места постоянной злобе и отрицательным чертам характера любого человека.

— Незлопамятность – это нацеленность на позитив, постоянное присутствие на волне позитивного отношения к миру.

— Незлопамятность дарит человеку спокойствие, умиротворение, великодушие, хорошее настроение. Человек может открыто общаться с другими людьми. Прожив, хотя бы недельку, жизнью незлопамятного человека, никто уже не захочет возвращаться в «прошлую жизнь», полную гнева, злости, ненависти и постоянных раздумий, которые всё это время просто съедали изнутри человека злопамятного и мстительного.

— Незлопамятные люди стараются видеть и восхвалять в человеке только добро и дружбу.

— Незлопамятность не требует гнусных мыслей и разработку дурных планов в голове, чтобы отомстить обидчику и нанести «удар» с более мощной силой.

— Незлопамятным людям намного легче жить в современном мире. И проще находить контакт с людьми. Ведь каждый человек в обществе старается найти собеседников и друзей подобных ему. Поэтому заведомо у незлопамятного человека много хороших надежных друзей и товарищей.

— Злопамятный человек вредит в первую очередь только себе. Злоба сразу видна по выражению лица. Тем более внутренняя злоба, как ни странно, плохо сказывается на здоровье.

— Незлопамятный человек – то есть не мстительный. От такого человека не нужно ждать мести и какой-либо подставы. Поэтому этот человек надежный.

Анекдот в тему.

Мужчина с женщиной в поезде оказались вдвоем в купе. Мужчина смотрит, женщина сидит грустная, слезы утирает. Через некоторое время они подружились, женщина рассказала, что она переживает из-за измены мужа. Мужчина подумал и говорит: – Представляете, я тоже узнал, что моя жена мне изменила. А вот давайте им отомстим. Легли они, отомстили разок, женщина предлагает: – А давайте отомстим ещё раз. Отомстили. Женщина: – Ну, какая же я мстительная! Так бы мстила и мстила, мстила и мстила! – А вот я, как выясняется, оказывается вовсе незлопамятный.

Человек с проявленной незлопамятностью умеет прощать нанесенные обиды в момент их нанесения, дурные поступки в свой адрес он объясняет не нравственными качествами, а стечением внешних обстоятельств, он доброжелательно настроен по отношению к людям и миру, и это проявляется даже в обычных бытовых ситуациях. То есть с миром незлопамятность взаимодействует на оптимистичной волне, поэтому ей вовсе не сущее осуждение, порицание, недовольство миром и людьми. По большому счёту, незлопамятность – качество личности благородного человека.

Беседует мужчина с дамой. Дама: — Неужели вы меня не помните? — Нет. Я незлопамятный.

Как незлопамятность проявляется в повседневной жизни?

В Библии сказано: «Бог есть Любовь» — это и есть призыв к незлопамятности и, в то же время есть ни что иное, как отрицание зла в любых проявлениях, в том числе и в виде злопамятности. В семейных отношениях разумные родители не позволяют себе тысячи раз напоминать детям об их проступках и, может сами того не осознавая, приучают детей ценить незлопамятность и быть незлопамятными. В судебной системе институт снятия судимости по некоторым статьям по прошествии определенного времени – есть проявление незлопамятности общества. В межличностных отношениях человек, искренне не акцентирующий внимания на мелких недоразумениях и ссорах, не склонный копить обиды – проявляет незлопамятность.

Незлопамятный человек понимает, что делать ошибки – это естественно. Любой из нас будет делать ошибки всю свою жизнь. Не извлекать из ошибок выводы, конечно, глупо, но делать ошибки – это нормально. Вся наша жизнь – есть постоянная учёба. Главное, что незлопамятный человек сначала учится прощать себя, а потом других. Если будешь злопамятен по отношению к себе, то откуда же возьмётся незлопамятность к другим?

Вселенские Силы, сталкивая нас с людьми, которые нас как-то обижают, хотят нас только многому научить. Человек должен сам для себя решить: проявлять незлопамятность или наполняться обидами и злобой. Обида – есть проявление гордыни, есть неправильная наша реакция на обстоятельства. Научившись быть незлопамятным, человек, тем самым, обретает удивительные достоинства и добродетели. Человек должен осознавать, что все окружающие его люди являются для него Вселенскими Учителями. Они служат инструментами для Вселенских Сил. Зачастую они сами не понимают, что творят, но через них учат незлопамятности, обучают на собственной шкуре, как поступать с другими людьми.

Философ Сергей Тимченко пишет: «Зачастую Вселенские Силы специально помещают нас в определённые обстоятельства, чтоб мы научились отношениям с другими, пострадав сами. Только тогда, когда человек пострадал, когда испытал, что значит, когда кто-то его ранит, он может сделать вывод: «Ой, я знаю как это больно. Я даю зарок себе, что я сам никогда не буду так себя вести, как вот вели эти люди себя ко мне». А до этого он шёл по головам других, считая, что это в порядке вещей. Но когда он сам испытал боль, только тогда, когда он сам понял, насколько его поведение раньше было ошибочным, так насколько он причинял другим страдания, только после этого он изменился. И нас учат. И, в конце концов, если мы научимся учиться, не нужно будет помещать нас в такие обстоятельства, чтоб мы страдали. Какие-то небольшие симптомы страданий – этого будет достаточно для того, чтоб мы сразу начали менять своё отношение к миру и к окружающим. И мы будем становиться счастливыми. И вся жизнь – это наука».

Серега мне в садике дал щелбана
А Васька пинка в с средней школе
Олег в комсомоле меня доканал
В парткоме доканывал Коля

На пенсию выйду, колеса проткну
Нагажу под дверь этим тварям
И с доброй улыбкой взгляну на Луну
Ведь я незлопамятный парень

Очень легко ответить на обиду и зло взаимностью, проявляя злопамятность, куда тяжелее не гневаться на этого человека, проявить терпение, смиренность, великодушие и снисходительность, пожелать ему счастья и моментально всё простить.

К незлопамятным людям Законы Вселенной тоже относятся незлопамятно. Злопамятным людям они всё припоминают. Поэтому будьте незлопамятными. От этого выиграете и вы сами и ваши близкие.

Злопамятность (злопамятство) как качество личности – склонность проявлять стойкое, навязчивое воспоминание об обиде, оскорблении, причиненном зле и вреде, не утрачивать испытанное в связи с этим чувство злости, не иметь искреннего желания простить а, зачастую, хотеть отомстить.

Жители одной деревни решили наказать своего сородича и бросили его в яму. Те, кому он навредил, решили, пусть каждый сам учинит суд над ним. Стоя на краю ямы, одни плевали на злодея, другие бросали в него комья грязи. Вдруг в несчастного полетел камень. Изумлённо посмотрел тот на бросавшего и спросил: — Всех здешних я знаю. А ты кто таков, почему бросаешь в меня камнем? Человек ответил: — Я тот, кого ты обидел двадцать лет тому назад. Провинившийся удивился: — Где же ты был всё это время? — Всё это время, — прозвучал ответ, — я носил этот камень в моём сердце. А теперь, когда я увидел тебя в таком жалком положении, то взял камень в руку.

Мужик приходит к стоматологу, садится в кресло, трясясь от страха. Врач смотрит на него пристально и говорит, улыбаясь: » А помнишь, Петров, как ты меня в шестом классе булавкой колол?»

В человеке есть основные и второстепенные качества. Нельзя умалять ни те, ни другие, через малое проявляется большое и значимое. Злопамятство при любых обстоятельствах не опустится до второстепенности, ему подавай главные роли. Когда составляется психологический портрет личности, злопамятство, если оно присуще человеку, всегда фигурирует в первых рядах выявленных качеств: мстительный и злопамятный Гитлер, безвольный и злопамятный Николай II, жестокий и злопамятный Муссолини. Когда актера Михаила Мамаева попросили изобразить свой автопортрет, он сказал: «Я коварный, злопамятный, воинственный и мстительный кочевник-азиат с двумя-тремя чертами характера цивилизованного европейца. Опасайтесь стать моим врагом — в таком щекотливом деле, как справедливое возмездие за обиду, я не признаю сроков давности. Око за око и зуб за зуб! У меня и стихотворение было такое: «И я живу, ни шпильки не прощая».

В словаре В.И. Даля находим: «Быть злопамятным, предаваться злопамятству — долго помнить зло или обиду, даже и ненамеренную, не забывать и не прощать, быть мстительным». Обычно злопамятство идет в одной связке с мстительностью, коварством и лицемерием. И то и другое предполагает скрытность, а без него и злопамятству никуда не деться. Если человек открыто выражает свое отношение к творимому по отношению к нему злу, гнев выплескивается наружу. Внутри не остается ненависти, злобы и обиды. Обычно проявленные негативные чувства и эмоции выветриваются, как нестойкие духи. Когда же человек обозлился или обиделся (первое больше присуще мужчинам, а второе – женщинам) и скрыл это, предпочитая не показывать свое внутреннее состояние, то гнев остался внутри него. Появились условия для злопамятства. Иными словами, злопамятство — не проявленный во время и к месту гнев за причиненную боль и зло. Уязвленный человек, не выдавая свою злость или обиду, ведет себя лицемерно и коварно, обдумывая планы отмщения.

Какая прелесть в быстром отмщении? Как крестьянин выкармливает поросенка на сало, злопамятство обожает выращивать зло для будущей мести, злорадства или коварства. Как-то у Сталина собралось очередное застолье со своими соратниками. Как всегда, Сталин исполнял роль тамады и, как всегда, сам предложил тему для беседы. На этот раз было решено обсудить, что такое счастье. Орджоникидзе сказал, что для него счастье — это работать для блага социализма; Киров сказал, что для него счастье — в любви к партии, в преданности Сталину, Тухачевский определил счастье как любовь к женщине… Сталин подумал и сказал: «Счастье — это иметь врага… Всю жизнь преследовать его, настигнуть и уничтожить, а затем выпить бокал хорошего грузинского вина».

По цепочке от раздражения к злости, а от нее к гневу человек далее следует к необходимости выбора: проявить гнев, пойти к другим проявлениям гнева — ярости и бешенству или скрыть свой гнев, преобразив его в злопамятство — законсервированное зло. Его, как ржавый якорь далекого прошлого, приходится тащить через настоящее посредством навязчивого вспоминания, переживания в сотый раз негативных событий минувшего. Не выпущенный в свое время на свободу гнев разрушает душу. Как обмусоленный окурок прошлого, его, обжигая губы, пытаются раскурить в настоящем.

Глубинная причина злопамятства – претензии ложного эго относительно слов и действий других людей, то есть гордыня. Когда, по мнению эго, другой человек ведет себя не так, как оно хотело бы, возникает повод для гнева, обиды, злобы и ненависти. Оно не признает право других людей быть другими, отсюда и возникают проблемы гневливости.

Человеку свойственно прочное запоминание причиненного ему зла — страдает эго. В то же время у него короткая память на зло, учиненное другим людям. Допустим, о своем зле мы покаялись и надеемся на божью милость прощения. Но ведь наш обидчик тоже мог покаяться Богу за причиненное нам зло и получить прощение. Выходит, наше злопамятство идет поперек воли Бога. Бог ему простил, а мы нет. Значит, мы себя мним выше Бога, а это грех гордыни в чистом виде.

В одной популярной песне есть такие слова: «Надо простить всё, что остыло. Прошлого нет, прошлое было». Вместо этого человек легкомысленно относится к своему злопамятству, отшучиваясь: «Я не злопамятный, просто злой и память у меня хорошая». Или: «Я не злопамятный. Отомщу и забуду». Вспоминают, что в детстве будущего великого физиолога Павлова якобы укусила собака. Укусила и забыла… А Павлов вырос и не забыл…

В злопамятстве многие находят «баланс справедливости на Земле», неотвратимость судьбы и благодеяние. Заблуждение. С черной душой полной зла невозможно творить добро. Нужно ненавидеть само зло, а не человека его сотворившего. В подвижнических наставлениях св. Исаака Сирина находим: «Не питай ненависти к грешнику… Ненавидь грех его». Необходимо и злопамятство в отношении собственных грехов — иначе, скоро забывая свое зло, не с чем будет идти к покаянию. Иными словами, злопамятство разрушительно, а память о зле — спасительна.

В контексте злопамятства мы напоминаем мужа, который вбегает в контору агентства, дающего советы семейным парам, и кричит: «Необходимо что-то сделать с моей женой. Скорее! Она историчка, она историчка! Консультант отвечает: «Подождите, подождите! Вы, наверное, хотите сказать, что она истеричка!» — «Да нет же, она историчка. Она вытаскивает все из прошлого!» Действительно, людям свойственно тысячи раз возвращаться в прошлое и по-новому переживать все плохое, что сделал ему другой человек. Не зря говорят, что для хорошего брака нужна плохая память.

У злопамятства, как у хамелеона, множество оттенков. Интересно, узнаете ли вы его признаки в себе? Представим, что вы простили человека за нанесенную в прошлом обиду, но он не унимается и снова вас обижает. Откуда что берется? Казалось бы, угли зла давно потухли, но новая порция обиды разжигает костер. А может быть и так, злоба ушла, ее виновник прощен, но вот у него горе, и вы испытываете тайное злорадство, получаете моральное удовлетворение от этого.

Допустим, что и этот оттенок порока вам не присущ. Давайте попробуем этот: вы узнаёте, что человек, когда-то причинивший вам зло, необыкновенно успешен, удачлив и счастлив. Зашевелилось ли в вас недоумение и разочарование, не возникла ли претензия к миру на предмет его несправедливости? Как видите, злопамятство многолико, и душе стоит изрядно потрудиться, чтобы вытравить все его корни.

Злопамятство имеет разные уровни. На уровне конфликтов вырастает его мелкая разновидность. Зло мелкое, эпизодическое, случайное простить легко, а как быть с масштабным, серьезным злом? Что делать со злопамятством – продуктом жестоких преступлений? Безнаказанность провоцирует зло на новые чудовищные злодеяния. Злопамятство нельзя путать с мстительностью. В первом случаем мы помним о зле, во втором – мстим за него.

Всем известна истина: добро должно быть с кулаками. Если безоговорочно записывать злопамятство в порок, как же быть с осуждением зла? Общество осуждает зло и в то же время предает анафеме злопамятство. Простить – не значит забыть. По этому поводу преподобный Нил Синайский писал: «Кто памятозлобствует на бесов, тот не злопамятен на людей»

Плохая память делает зло непобедимым и, наоборот, хорошая историческая память о зле, совершенном, к примеру, фашистскими извергами, предохраняет человечество от реванша коричневой чумы. Память о чудовищном зле – любовь к его жертвам.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *