Почему истина в православии

>Почему именно православие есть истинная вера?

Ведь в мире бытия нет блага выше жизни.
Как проведешь ее, так и пройдет она…

Атеизм или религия?

Приходится встречаться на конференциях, очень значительных, с людьми, которые действительно образованы, действительно ученые, не верхогляды, и приходится сталкиваться постоянно с одними и теми же вопросами. Кто такой Бог? Есть ли Он? Даже: зачем Он нужен? Или, если Бог есть, то почему Он не выступит с трибуны Объединенных Наций и не объявит о Себе? И такие вещи можно услышать. Что можно сказать на это? Этот вопрос, как нам кажется, решается с позиции центральной современной философской мысли, которую легче всего выразить понятием экзистенциальности.
Существование человека, смысл человеческой жизни — в чем основное ее содержание? Ну, конечно, прежде всего в жизни. А как же иначе? Какой смысл я переживаю, когда сплю? Смысл жизни может быть только в осознании, «вкушении» плодов своей жизни и деятельности. И еще никто никогда не мог и во веки веков не будет считать и утверждать, что конечный смысл жизни человека может быть в смерти. Здесь и лежит непроходимый водораздел между религией и атеизмом. Христианство утверждает: «человек, эта земная жизнь является только началом, условием и средством подготовки к вечности, готовься, тебя ожидает вечная жизнь». Оно говорит: вот, что необходимо для этого сделать, вот каким необходимо быть, чтобы вступить туда. А что утверждает атеизм? Нет Бога, нет души, нет вечности и потому верь, человек, тебя ожидает вечная смерть. Какой ужас, какой пессимизм, какое отчаяние — мороз по коже от этих страшных слов: «человек, тебя ожидает вечная смерть». Мы не говорим о тех, скажем мягко, странных обоснованиях, которые приводятся при этом. Одно это утверждение заставляет содрогнуться человеческую душу. Нет, избавьте меня от такой веры.

Когда человек заблудится в лесу, ищет дорогу, ищет путь домой и вдруг, находя кого-то, спрашивает: «Есть ли отсюда выход?» А тот ему отвечает: «Нет и не ищи, устраивайся здесь, как можешь», — то поверит ли он ему? Сомнительно. Не начнет ли искать далее? И найдя другого человека, который скажет ему: «Да, выход есть, и я тебе укажу признаки, приметы, по которым ты сможешь отсюда выйти», — то не ему ли он поверит? То же самое происходит и в области мировоззренческого выбора, когда человек оказывается перед лицом религии и атеизма.

Вы спрашиваете, почему атеизм есть вера, а не научное мировоззрение? Потому что на вопрос: «что мне надо сделать, чтобы убедиться, что Бога нет», атеизм не знает, что ответить.

Пока у человека еще сохраняется искра искания истины, искра искания смысла жизни, до тех пор он не может, психологически не может принять концепции, утверждающей, что его как личность, и, следовательно, всех людей ожидает вечная смерть, для «достижения» которой, оказывается, необходимо создавать лучшие экономические, социальные, политические, культурные условия жизни. А далее все будет о’кэй — завтра ты помрешь и отнесем тебя на кладбище.

Мы сейчас указали только одну сторону, психологически очень существенную, которой, как нам кажется, уже достаточно для каждого человека с живой душой, чтобы понять, что только религиозное мировоззрение, только мировоззрение, которое принимает за свою основу Того, Кого мы называем Богом, позволяет говорить о смысле жизни. Итак, я верю в Бога. Будем считать, что мы первую комнату прошли. И, поверив в Бога, я вхожу во вторую…

Иноверные

Боже мой, что здесь я вижу и слышу? Народу полно, и каждый кричит: «Только у меня истина». Вот задача-то… И мусульмане, и конфуциане, и буддисты, и иудеи, и кого только нет. Много тех, среди которых находится теперь христианство. Вот стоит и он, христианский проповедник, посреди других, а я ищу, кто же прав-то здесь, кому же верить?

Тут имеются два подхода, может быть их и больше, но мы назовем два. Один из них, который может дать человеку возможность убедиться, какая религия есть истинная (то есть объективно соответствует человеческой природе, человеческим исканиям, человеческому пониманию смысла жизни) заключается в методе сравнительно-богословского анализа. Довольно долгий путь, тут нужно хорошо изучить каждую религию. Но далеко не каждый может пройти этим путем, нужно большое время, большие силы, если хотите, соответствующие способности для того, чтобы изучить все это — тем более, что это отнимет столько сил души… Да и лень, в конце-то концов… Окупятся ли такие трудозатраты? Но есть и другой метод.

В конце концов, каждая религия обращена к человеку, ему она говорит: истина вот такова, а не что-то другое. При этом все мировоззрения и все религии утверждают одну простую вещь: то, что сейчас есть, в каких политических, социальных, экономических, с одной стороны, и духовных, моральных, культурных и т.д. условиях — с другой, живет человек — это ненормально, это не может его устроить и даже если кого-то лично это и удовлетворяет, то подавляющее число людей в той или иной степени от этого страдает. Это не устраивает человечество в целом, оно ищет чего-то другого, большего. Стремится куда-то, в неизведанное будущее, ждет «золотого века» — настоящее положение вещей никого не устраивает. Отсюда становится понятным, почему существо каждой религии, всех мировоззрений сводится к учению о спасении. И вот здесь-то мы и сталкиваемся с тем, что уже дает возможность, как нам кажется, сделать обоснованный выбор, когда мы оказываемся перед лицом религиозного многообразия.

Христианство в отличие от всех других религий утверждает нечто, чего другие религии (и тем более мировоззрения нерелигиозные) просто не знают. И не только не знают, но когда сталкиваются с этим, то с негодованием отвергают.

Это утверждение заключается в понятии т. н. первородного греха. Все религии, если хотите даже все мировоззрения, все идеологии говорят о грехе. Называя, правда, это по-разному, но это неважно. Но ни одно из них не считает, что природа человека в настоящем его состоянии больна. Христианство же утверждает, что то состояние, в котором все мы, люди, родились, находимся, растем, воспитываемся, мужаем, созреваем, — состояние, в котором мы наслаждаемся, развлекаемся, учимся, делаем открытия и так далее — это есть состояние глубокой болезни, глубокого повреждения.

Мы больны. Речь идет не о гриппе и не о бронхите и не о психическом заболевании. Нет, нет, мы психически здоровы, и физически здоровы — можем задачи решать и в космос летать — мы глубоко больны с другой стороны. В начале бытия человеческого произошло какое-то странное трагическое расщепление единого человеческого существа на как бы автономно существующие и часто противоборствующие между собой ум, сердце и тело — «щука, рак да лебедь»…

Какой абсурд утверждает христианство, не правда ли? Все возмущаются: «Я ненормальный? Извините, другие может быть, но не я». И вот здесь-то, если христианство право, и заключен самый корень, источник того, что человеческая жизнь как в индивидуальном, так и во всечеловеческом масштабе, ведет к одной трагедии за другой. Ибо если человек серьезно болен, а болезнь не видит и потому не лечит, то она погубит его. Другие религии не признают этой болезни в человеке. Отвергают ее. Они считают, что человек — это здоровое семечко, но которое может развиваться и нормально и ненормально. Его развитие обусловлено социальной средой, экономическими условиями, психологическими факторами, обусловлено многими вещами. Поэтому человек может быть и хорошим и плохим, но сам он по своей природе хорош. Вот главный антитезис нехристианского сознания. Мы не говорим нерелигиозного, там и говорить нечего, там вообще: «человек — это звучит гордо». Только христианство утверждает, что настоящее наше состояние — это состояние глубокой поврежденности, причем такой поврежденности, что в личном плане человек сам не может исцелить его. На этом утверждении строится величайший христианский догмат о Христе как Спасителе. Эта идея является принципиальным водоразделом между христианством и всеми прочими религиями.

Теперь мы попытаемся показать, что христианство, в отличие от других религий, имеет объективное подтверждение данного своего утверждения. Давайте обратимся к истории человечества. Посмотрим, чем оно живет всю доступную нашему человеческому взору историю? Какими целями?

Конечно же, оно хочет построить Царство Божие на земле, создать рай. Одни с помощью Бога. И в этом случае Он рассматривается не более как средство к благу на земле, но не как высшая цель жизни. Другие — вообще без Бога. Но важно другое. Все понимают, что невозможно это Царство на земле без таких элементарных вещей, как: мир, справедливость, любовь (само собой понятно, какой может быть рай, где идет война, царит несправедливость, злоба и т.д.?), если хотите, уважение к друг другу, снизойдем и до этого. То есть все прекрасно понимают, что без таких основополагающих нравственных ценностей, без их осуществления невозможно достичь никакого благоденствия на земле.

Всем понятно? Всем.

А что делает человечество всю историю? Что делаем? Эрих Фромм хорошо сказал: «История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия». Точно. Историки, особенно военные, могли бы, думаю, прекрасно проиллюстрировать нам, чем наполнена вся история человечества: войны, кровопролития, насилия, жестокости. Двадцатый век — по идее, век высшего гуманизма. И он показал этот верх «совершенства», превзойдя пролитой кровью все предыдущие века человечества вместе взятые. Если бы наши предки смогли посмотреть на то, что произошло в двадцатом веке, они содрогнулись бы от масштабов жестокости, несправедливости, обмана. Какой-то непостижимый парадокс заключается в том, что человечество по мере развития своей истории делает все точно наоборот основной своей идее, цели и мысли, к которой изначала были направлены все его усилия. Зададимся риторическим вопросом: «Может ли вести себя так умное существо?» История просто издевается над нами, иронизирует: «Человечество, поистине, умно и здраво. Оно не душевнобольное, нет, нет. Оно просто творит немножко больше и чуть-чуть хуже, чем это делают в сумасшедших домах». Увы, это факт, от которого никуда не уйти. И он показывает, что не отдельные единицы в человечестве заблуждаются, нет и нет (к сожалению, только единицы не заблуждаются), а это какое-то парадоксальное всечеловеческое свойство. Если посмотрим теперь на отдельного человека, точнее, если у человека хватит нравственных сил «к себе оборотиться», на себя посмотреть, то он увидит картину не менее впечатляющую. Апостол Павел точно ее охарактеризовал: «Бедный я человек, делаю не то доброе, что хочу, а то злое, что ненавижу».

И действительно, каждый, кто хотя немного обратит внимание на то, что происходит в его душе, соприкоснется с самим собой, то не может не увидеть, насколько он духовно болен, насколько подвержен действию различных страстей, порабощен ими. Бессмысленно спрашивать: «Зачем ты, бедный человек, объедаешься, опиваешься, лжешь, завидуешь, блудишь и т. д.? Ты же этим убиваешь самого себя, разрушаешь семью, калечишь своих детей, отравляешь всю атмосферу вокруг себя. Зачем бьешь себя, режешь, колешь, зачем губишь свои нервы, психику, само тело? Ты понимаешь, что это губительно для тебя?» Да, понимаю, но не могу этого не делать. Василий Великий как-то воскликнул: «И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть». И, как правило, человек, страдая, не может справиться с собой. Здесь, в глубине своей души каждый разумный человек постигает то, о чем говорит христианство: «Делаю не то доброе, что хочу, а то злое, что ненавижу». Это здоровье или болезнь?!

В то же время для сравнения посмотрите, как может меняться человек при правильной христианской жизни. Те, которые очистились от страстей, приобрели смирение, «стяжали, — по слову преподобного Серафима Саровского, — Духа Святого», приходили к любопытнейшему с психологической точки зрения состоянию: они начинали видеть себя худшими всех. Пимен Великий говорил: «Поверьте, братие, куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен я»; Сисой Великий умирал, и лицо его просветилось, как солнце, так что на него невозможно было смотреть, а он умолял Бога дать ему еще немного времени на покаяние. Что это? Лицемерие какое-то, смиренничание? Да избавит Бог. Они, даже в мыслях боялись согрешить, потому говорили от всей своей души, говорили то, что действительно переживали.

Мы же этого совсем не чувствуем. Я переполнен всякой грязью, а вижу и чувствую себя очень хорошим человеком. Я хороший человек! Но если что-то и сделаю плохо, то кто без греха, другие не лучше меня, да и виноват не столько я, сколько другой, другая, другие. Мы не видим души своей и потому столь хороши в своих глазах. Как разительно отличается духовное зрение человека святого от нашего!

Так вот, повторим. Христианство утверждает, что человек по своей природе, в его настоящем, так называемом нормальном состоянии, глубоко поврежден. Этого повреждения, к сожалению, мы почти не видим. Странная слепота, самая страшная, самая главная, которая присутствует в нас, — это есть невидение своей болезни. Это действительно самое опасное, потому что когда человек увидит свою болезнь, он лечится, идет к врачам, ищет помощи. А когда видит себя здоровым, то отправит к ним того, кто говорит ему, что он болен. Вот тяжелейший симптом той самой поврежденности, которая присутствует в нас. А что она есть, об этом однозначно со всей силой и яркостью свидетельствует как история человечества, так и история жизни каждого человека в отдельности, и в первую очередь каждому человеку его личная жизнь. Вот на что указывает христианство

Объективное подтверждение только одного этого факта, одной этой истины христианской веры — о поврежденности человеческой природы — уже показывает, подсказывает мне, к какой религии я должен обратиться. К той, которая вскрывает мои болезни и указывает средства их излечения, или к религии, которая замазывает их, питает человеческое самолюбие, говорит: все хорошо, все прекрасно, нужно не лечиться, а лечить окружающий мир, нужно развиваться и совершенствоваться? Исторический опыт показал, что значит не лечиться. Ну, хорошо, дошли до христианства. Слава Тебе, Господи, нашел истинную веру, наконец-то.

Христианство

Вхожу в следующую комнату, а там опять народу полно и вновь крики: моя христианская вера самая лучшая! Католик призывает: посмотри сколько за мной стоит — 1 миллиард 45 миллионов. Протестанты самых различных деноминаций указывают, что их 350 миллионов. Православных меньше всех, всего 170 миллионов. Правда, кто-то подсказывает: истина не в количестве, а в качестве. Но вопрос в высшей степени серьезный: » Где же оно, истинное христианство?»

Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором двенадцати Апостолов (икона XIX века)неизвестен, Public Domain

К решению этого вопроса также возможны разные подходы. Обычно на ум приходит, в первую очередь, метод сравнительного изучения догматических систем католицизма и протестантизма с православием. Это — метод, заслуживающий внимания и доверия, но нам он все же представляется недостаточно хорошим и недостаточно полным, потому что человеку, не имеющему хорошего образования, достаточных познаний, совсем не легко разобраться в дебрях догматических дискуссий и решить кто прав, а кто виноват. К тому же там используются подчас такие сильные психологические приемы, которые легко могут сбить человека с толку.

Отцы Первого вселенского собора с текстом Символа Верынеизвестен, CC BY-SA 3.0

Вот, к примеру, при обсуждениис католиками проблемы примата папы, они не смущаясь говорят: «Папа? Ой, такая чепуха эти примат и непогрешимость папы, ну что вы!? Это то же самое, что у вас авторитет патриарха. Непогрешимость и власть папы, практически, ничем не отличаются от авторитетности заявлений и власти любого предстоятеля Православной Поместной Церкви». Хотя в действительности здесь принципиально различные догматические и канонические уровни! Так что сравнительно-догматический метод очень не прост. Особенно когда ты будешь стоять перед лицом людей, не только знающих, но и стремящихся во что бы то ни стало тебя убедить.

Католики

Но есть другой путь, который со всей очевидностью покажет, что есть католицизм и куда он ведет человека. Это метод тоже сравнительного исследования, но исследования уже духовной области жизни, наглядно проявляющей себя в жизни святых. Именно здесь во всей силе и яркости обнаруживается вся, выражаясь аскетическим языком, «прелестность» католической духовности, — та прелестность, которая чревата тяжелейшими последствиями для аскета, ставшего на этот путь жизни.

Действительно, по своим святым оценивается любая Поместная Православная Церковь или инославная. Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какова ваша Церковь.Ибо любая Церковь объявляет святыми лишь тех, которые воплотили в своей жизни христианский идеал, как он видится данной Церковью. Поэтому прославление кого-то является не только свидетельством Церкви о христианине, который по ее суждению достоин славы и предлагается ею в качестве примера для подражания, но и прежде всего свидетельством Церкви о самой себе. По святым мы лучше всего можем судить о действительной или мнимой святости самой Церкви.

Приведем иллюстрации, свидетельствующие о понимании святости в Католической церкви. Итак, какова их святость? Одним из великих католических святых является Франциск Ассизский (XIII в.). Его духовное самосознание хорошо открывается из следующих фактов. Однажды Франциск долго молился (чрезвычайно показателен при этом предмет молитвы) «о двух милостях»: «Первая — чтобы я мог пережить все те страдания, которые, Ты, Сладчайший Иисусе, испытал в Твоих мучительных страстях. И вторая милость — чтобы я мог почувствовать ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий». Как видим, не чувства своей греховности беспокоили Франциска, а откровенные претензии на равенство с Христом! Во время этой молитвы Франциск «почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса», Которого он тут же и увидел в образе шестикрылого Серафима, поразившего его огненными стрелами в места крестных язв Иисуса Христа (руки, ноги и правый бок). После этого видения у Франциска появились болезненные кровоточащие раны (стигмы) — следы «страданий Иисусовых» (1).

Очень показательна и цель жизни, которую поставил перед собой Франциск: «Я трудился и хочу трудиться потому что это приносит честь» (2). Франциск желает пострадать за других и искупить чужие грехи (3). Не потому ли в конце жизни он откровенно сказал: «Я не сознаю за собой никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием» (4). Все это свидетельствует о невидении им своих грехов, своего падения, то есть о полной духовной слепоте.

Для сравнения приведем предсмертный эпизод из жизни преподобного Сисоя Великого (V в.). «Окруженный в момент своей смерти братией, в ту минуту, когда он как бы беседовал с невидимыми лицами, Сисой на вопрос братии: «Отче, скажи нам, с кем ты ведешь беседу?» — отвечал: «Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться». Когда же на это братия, зная, что Сисой совершен в добродетелях, возразила ему: «Тебе нет нужды в покаянии, отче», — то Сисой ответил так: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего» (5) Это глубокое понимание, видение своего несовершенства является главной отличительной чертой всех истинных святых.

Самые чтимые прославленные и покланяемые католические святые своих в «аскетических» подвигах испытывают чуства сладострастного экстаза, зачастую болезненного, а их письменное наследие вызывает подчас недоумение: блаженная Анжела (†1309 г.); Катарина Сиенская (†1380); Тереза Авильская (†1582 г.); Тереза из Лизье, или Тереза Маленькая, или Тереза Младенца Иисуса (†1897).

Известный американский психолог Вильям Джеймс, оценивая мистический опыт Терезы Авильской, писал, что «ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством» (6).
На методическом развитии воображения основывается мистический опыт одного из столпов католической мистики, родоначальника ордена иезуитов Игнатия Лойолы (XVI в.). Его книга «Духовные упражнения», пользующаяся огромным авторитетом в католичестве, непрерывно призывает христианина к тому, чтобы представить себе, вообразить, созерцать и Святую Троицу, и Христа, и Богоматерь, и ангелов и т. д. С нашей точки зрения мы наблюдаем здесь специфический род аутотренинга.

Все это принципиально противоречит основам духовного подвига святых Вселенской Церкви, поскольку приводит верующего к полному духовному и душевному расстройству. Авторитетный сборник аскетических писаний древней Церкви «Добротолюбие» решительно запрещает такого рода «духовные упражнения». Вот несколько высказываний оттуда. Преподобный Нил Синайский (V в.) предупреждает: «Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря, и поклонившись врагам-демонам» (7). Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), рассуждая о тех, кто на молитве «воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых», прямо говорит, что «это есть знак прелести». «На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное» (8). Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: «Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или ангела, или святого какого… Приемлющий то… легко прельщается… Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть, но паче похваляет его, как мудрого» (9). Как прав был тот помещик (об этом пишет свт. Игнатий Брянчанинов), который, увидев в руках своей дочери католическую книжку «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского (XV в.), вырвал у нее из рук, и сказал: «Прекрати играть с Богом в роман». Вышеприведенные примеры не оставляют сомнений в справедливости этих слов. К великому сожалению, в Католической церкви уже перестали, видимо, отличать духовное от душевного и святость от мечтательности, а следовательно, и христианство от язычества. Это, что касается католицизма.

Протестанты

С протестантизмом, кажется, достаточно и догматики. Чтобы увидеть его существо, мы ограничимся сейчас только одним и главным утверждением протестантизма: «Человек спасается только верою, а не делами, потому верующему грех не вменяется в грех». Вот основной вопрос, в котором протестанты запутались. Они начинают строить дом спасения с десятого этажа, забыв (если помнили?) учение древней Церкви о том, какая вера спасает человека. Не вера же в то, что Христос 2000 лет тому назад пришел и все сделал за нас?! В чем же отличие в понимании веры в православии от протестантизма? Православие тоже говорит, что спасает человека вера, но верующему грех вменяется в грех. Какая это вера? — Не «умовая», по свт. Феофану, то есть рассудочная, но то состояние, которое приобретается при правильной, подчеркиваем, правильной христианской жизни человека, благодаря лишь которой он убеждается, что только Христос может его спасти от рабства и мучительства страстей. Как достигается эта вера-состояние? Понуждением к исполнению заповедей Евангелия и искренним покаянием. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», то есть открывает ему его бессилие самому без помощи Божией искоренить в себе страсти. Сам, один человек не может — с Богом же, «вдвоем», оказывается, все может. Правильная христианская жизнь как раз и открывает человеку, во-первых, его страсти-болезни, во-вторых — что Господь близ каждого из нас есть, наконец, что Он готов в любое мгновение придти на помощь и спасти от греха. Но спасает Он нас не без нас, не без наших усилий и борьбы. Необходим подвиг, который делает нас способными к принятию Христа, ибо показывает нам, что сами без Бога не можем себя исцелить. Только когда я тону, убеждаюсь, что мне нужен Спаситель, а когда я на берегу — мне никого не надо. Только видя себя тонущим в мучительстве страстей, я обращаюсь ко Христу. И Он приходит, помогает. Отсюда и начинается живая спасительная вера. Православие учит о свободе и достоинстве человека как соработника Бога в своем спасении, а не как «соляном столпе», по словам Лютера, который ничего не может. Отсюда становится понятным значение всех заповедей Евангелия, а не одной только веры в деле спасения христианина, становится очевидной истинность православия.

Так для человека начинается православие, а не просто христианство, не просто религия, не просто вера в Бога.

засл. проф. А.И. Осипов

  1. Лодыженский М.В. Свет Незримый. — Пг. 1915. — С. 109.
  2. Святой Франциск Ассизский. Сочинения. — М., Изд. Францисканцев, 1995. — С.145.
  3. Там же, стр. 20.
  4. Лодыженский. — С. 129.
  5. Там же, стр. 133.
  6. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. — М., 1910. — С. 337
  7. Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 // Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. — М., 1884. — С. 237.
  8. Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900, С. 463-464.
  9. Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим // Там же. — С. 2

Почему именно христианство?

Эта статья – своеобразное продолжение статьи «Атеисту». В ней я рассказывал о том, что я думал, когда был атеистом, и о том, что я сейчас бы сказал человеку, который не верит в Бога.
На ту статью было достаточно много откликов, и часть из них содержала вопросы «а почему именно Библия, почему именно христианство?». Мне показалось, что пора ответить и на этот вопрос.
Если первая статья вызвала достаточно серьезные отклики, подозреваю, что продолжение может вызвать отклики гораздо более эмоциональные, поэтому ко всем, кто будет читать, небольшая просьба. Поймите, что я говорю, прежде всего, о своих мыслях, о том, что я думаю по этому поводу. Принимать эти мысли, или нет – ваш выбор. В свою очередь постараюсь быть корректным и сдержанным в рамках самой статьи.
Итак, допустим, человек поверил, что Бог есть. Но куда отправиться дальше? Какой путь выбрать? Почему именно христианство? Почему не буддизм, не ислам, не иудаизм, не язычество? Много же таких хороших религий есть!
Попытаюсь ответить на этот сложный вопрос. Отвечу так, как ответил однажды себе, как отвечаю и поныне, встречая такие вопросы.
Давайте сразу определимся. Как в прошлой статье – «Атеисту» – я не призывал конкретно к христианству, а говорил просто о том, что следует искать Бога, так и в этой статье я не буду говорить о какой-то конкретной церкви. Представим себе, что есть некое «то самое» христианство, т.е. то, о котором говорит Библия. Не будем сейчас вдаваться в подробности, кто на самом деле христианин, а кто нет.
Итак, речь пойдет о христианстве «вообще».
Отвлечемся ненадолго. Попробуем представить, что однажды мы с вами решили создать новую религию. Зачем? Причины могут быть разные. Может быть, нам приснился сон (или одному из нас), может, мы решили заработать денег, может мы – талантливые выдумщики, может мы озлобились на то, что было вокруг нас, и решили создать что-то свое, может быть мы пришли к каким-то выводам логически, может действительно что-то нам привиделось, а может мы просто сошли с ума. Так или иначе, мы начали говорить о новой религии, у нас появились последователи. Представим себе, что нам повезло, у нас появилось много последователей. Мы умерли. Прошла тысяча лет. Наше движение росло, развивалось, углублялось, расширялось. И вот, кто-то посмотрит на нашу религию и подумает так: «ну, это одна из самых древних религий, ей уже тысячу лет… одна из самых многочисленных, вон, сколько людей во всем мире верят в это… наверное, это один из путей к Богу».
Обратите внимание, наблюдатель не посмотрел, откуда это все началось, может у нас было помутнение рассудка, может мы с помощью религии хотели прославиться? Нет, обратили внимание на древность, на количество. И, разумеется, будет добавлено: «ну не могут же так много людей заблуждаться».
А тем временем неизвестно, сами мы были ли с Богом, слушали ли Его. Результат – наши последователи вряд ли придут к Богу, если сами мы были без Бога.
Вывод – очень важно понять, от людей идет проповедь, или от Бога.
Почему именно христианство?
МЫСЛЬ ПЕРВАЯ – ЗРИ В КОРЕНЬ
Когда я стал размышлять, а почему именно христианство должен выбрать, я нашел в числе многих и вот какие аргументы.
Да простят меня последователи других религий, но я сделаю сравнение, прежде всего, с самыми распространенными: ислам, буддизм, индуизм (есть еще иудаизм, но о нем – отдельный разговор).
1. КНИГА.
Главная книга у мусульман – Коран. Но она написана одним человеком в короткий период времени, примерно в пятом веке.
В индуизме книг и авторов много, и многим книгам почти три тысячи лет, но в них нет единства. Книги включают в себя и полное отрицание Бога, и единобожие, и многобожие. Фактически индуизм – это смесь совершенно разных учений, часто противоречащих друг другу. Итак, хоть многие книги тут и древние, но даже они не сохраняют единства друг с другом, а авторы не столько дополняют друг друга, сколько развивают свое учение, часто уходящее от первоисточника.
Буддизм начался примерно 500 лет до рождения Христа, но и он появился под влиянием одного человека, без учения, которое предшествовало бы ему.
Библия в этом отношении совершенно уникальная книга. Даже простой рассказ о ней может впечатлить. Подумайте сами. Библия состоит из 66 книг, написанных совершенно разными авторами. Количество авторов – более 40-ка – тоже уникально. Сами авторы по происхождению были очень разными людьми. Среди них были и пастухи, и цари, и священники, и жрецы, и рыбаки, и врачи, и пророки, и текстильщики. Первые книги Библии были написаны примерно полторы тысячи лет до нашей эры. Последняя – Откровение, написана примерно в 80-м году нашей эры (разумеется, они охватывают в своем повествовании гораздо больший этап истории человечества, но я остановлюсь только на внешней стороне этого вопроса). При всем при этом в Библии – единый сюжет, есть начало и финал, есть центральная фигура – Иисус. То есть, впечатление, что книгу писал один Автор, но на протяжении многих лет руками разных людей. ДРУГОЙ ПОДОБНОЙ КНИГИ В МИРЕ НЕТ, даже чуть-чуть подобной по перечисленным мною параметрам: количество людей, писавших ее, единство, период написания.
2. ЛИЧНОСТЬ
Магомет был обычным человеком, после озарения свыше стал проповедовать, воевал, умер, тело хранится в гробнице. Ничто не предвещало его приход. Учение началось с него.
Будда тоже до поры до времени был обычным несовершенным человеком. В какой-то период своей жизни просветлел. Стал проповедовать. Умер. Прах (насколько мне известно) хранится до сих пор. О приходе также ничто не предвещало. Учение началось с него.
Кришна. Похоже, что это все-таки скорее легендарный персонаж. В любом случае нет книг, которые бы прослеживали его жизнь, предсказывали бы его появление.
Иисус и здесь совершенно в особом положении. Во-первых его пришествие было предсказано задолго до него, первые пророчества были сделаны еще в книгах Моисея, т.е. за полторы тысячи лет до рождения Христа. В пророчествах подробно описывается, где Иисус будет рожден, как Его будут звать, кто его родит, каков будет образ его жизни, как Его предадут, за сколько серебряников, что Он будет распят, что ученики Его разбегутся и т.д. Несколько сот подробнейших пророчеств, написанных в разные годы. Более того, непосредственно перед приходом Христа Израиль был подготовлен к Его приходу проповедями Иоанна Крестителя, который предсказывал, что за ним придет тот, кто выше его. Иоанн и крестил Христа. Во-вторых Иисус единственный, кто был безгрешен от рождения. В-третьих никто не утверждал то, что утверждал Иисус, что Он – Бог, т.е. не тот, кто возвещает откровения свыше. А кто сам – Откровение. В-четвертых – Иисус воскрес. Тела Его нет, в отличии от вышеперечисленных пророков. ИИСУС – ЕДИНСТВЕННЫЙ, КТО ВОСКРЕС.
3. ПРОРОЧЕСТВА
Библия ЕДИНСТВЕННАЯ книга, которая пронизана столь четкими, подробными пророчествами, которые полностью сбывались. Это не только о Христе пророчества, но и пророчества о строительстве храма, о его падении, о пленении Израиля, об исчезновении тех или иных народов, пророчества о конкретных людях и о конкретных странах.
4. ИСТОРИЧНОСТЬ
Христианство – ЕДИНСТВЕННОЕ учение, которое столь плотно вплетено в исторический контекст. Критиков иногда раздражает такое подробное перечисление имен, географических мест, обычаев и т.д. Но именно они позволяют увидеть и даже проверить, что все описанное в Библии не пустые россказни, а вполне реальные события, которые постепенно все больше подтверждает наука: лингвистика, археология, история, естествознание и т.п.
5. НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ.
Сейчас я приведу одну мысль, которая может не всем понравиться. Если от четырех вышестоящих пунктов отмахнуться еще как-то можно (при желании), то этот – здесь вам придется принять кое-какое решение. Итак, некоторые религии (а особенно те, кто, поверхностно взглянув, решил, что все религии ведут к одному), итак некоторые религии утверждают, что Иисус и их пророк. В исламе – Иса. Некоторые (не все) буддисты и кришнаиты считают, что Иисус, это воплощение Кришны или Будды. В крайнем случае, называют его одним из «просветленных» и т.д. и т.п. и в таком вот духе.
Но вот, что говорит Иисус:
— Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин. 14:6)
Это одно из многих мест Библии, где ясно говорится, что прийти к Богу можно только через Христа. Но как же быть с теми, кто думает иначе? А вот теперь и придется делать выбор. Либо Иисус лжет, говоря, что можно прийти к Богу только через него, либо говорит правду. Если лжет – то наличие такого лжеца в числе своих пророков – странно. А вот если говорит правду….
МЫСЛЬ ВТОРАЯ – ШЕЛУХА МЕШАЕТ УВИДЕТЬ СУТЬ
Большая проблема христианства – это количество людей, которые называют себя христианами. Здесь я не буду затрагивать эту проблему глубоко, т.к. это большой и серьезный разговор. Но что точно мешает многим людям принять христианство – это то, что о христианстве они судят не по первоисточнику – Библии, а по тому, кто рядом назовется христианином. Совет – читайте Библию, и не судите о христианстве по странным людям, по фанатикам, или по тем, кто обложил христианство собственными учениями.
МЫСЛЬ ТРЕТЬЯ – ЖИЗНЬ ВСЕ ПРОВЕРИТ
На мой взгляд, главное доказательство христианства – это жизнь христиан. Одно грустно, не всякая жизнь верующего в Христа говорит о том, что он христианин. Но вопрос о церкви я рассматривать здесь все же не стану.
Итак, что же мы увидели?
ВЫВОДЫ
Посмотрите внимательно на христианство в принципе, на его суть. Смело сравните его с тем, во что верите вы. Уверен, что христианство такую проверку пройдет.
В финале не удержусь от цитаты из Библии.
В Евангелии от Иоанна (в том же месте. Которое я уже приводил) записаны слова Христа:
— Видевший Меня, видел Отца.
(Ин. 14:7)
Взглянув на Христа, вы сможете увидеть и Бога. Взглянув на других, вы, возможно, увидите их переживания, их мысли, их представления, но будет ли это Бог? Последовав за Христом, вы придете к Богу, а, последовав за людьми, к кому придете?
Подумайте.
Спасибо всем, кто дочитал до конца эту статью. Извините, если есть какие-то недостатки в содержательной части – я просто хотел поделиться ответами на те вопросы, которые и сам раньше задавал. Всего доброго!

>»Избери жизнь»

Почему христианство предпочтительнее любой другой религии?

7 января 2011 | Опубликовал: admin

Критики часто задают вопрос, чем христианство лучше любой другой религии мира. В конце концов, как такое может быть, что из всех религий только христианство является истиной? Если Бог существует, почему Он не может использовать разные религии? Не все ли пути ведут к Богу? Скептики постоянно задают подобные вопросы, к сожалению, лишь немногие христиане знают на них ответы. Поэтому, пытаясь продемонстрировать, почему христианство является истиной, а все другие религиозные системы – ложью, я подготовил следующий список причин, свидетельствующих о превосходстве христианства.

Существование истины

Если истина относительна, то утверждение о том, что истина относительна, будет абсолютной истиной и окажется самоопровергающим, поскольку эта истина не относительна. Но, если истина абсолютна, тогда утверждение «истина абсолютна» будет правильным и не окажется самоопровергающим. То, что истина существует, является истиной. То, что истина не будет противоречить сама себе, как мы только что видели, является истиной. В конце концов, то, что ты сейчас читаешь эту статью, является абсолютной истиной.

Если мы видим, что в мире существует истина, тогда мы можем понять, что существует духовная истина. Нет ничего странного в том, что мы верим в духовную истину так же, как в физическую или логическую. Даже утверждение о том, что все религии ведут к Богу, принимается многими людьми как духовная истина. Это является простой демонстрацией того, что люди верят в духовную истину. Почему? Потому что истина существует. Однако, не всё, что считается истиной, на самом деле ей является. Кроме того, все системы убеждений не могут быть истинными, поскольку зачастую в значительной мере они противоречат друг другу, а истина не может опровергать саму себя.

Религии противоречат друг другу, поэтому все они не могут являться истиной

Мормонизм учит тому, что существует несколько богов и что ты сам можешь стать богом. Христианство учит тому, что существует только один Бог и ты не можешь стать богом. Ислам учит тому, что Иисус Христос не был Богом во плоти, тогда как христианство заявляет обратное. Иисус не может быть Богом и не Богом одновременно. В одних религиях существует учение о реинкарнации, тогда как другие опровергают его. Некоторые говорят, что ад существует, тогда как другие – что его нет. Они все не могут являться истиной. Если все они не могут быть истиной, не может быть истинным заявление о том, что все религии приводят к Богу. Кроме того, это означает, что по крайней мере некоторые религии являются ложными в отношении поклонения истинному Богу (или богам). Вспомним, что истина не противоречит сама себе. Если Бог существует, Он не будет устанавливать взаимоисключающие и противоречащие системы верований, пытаясь побудить людей веровать в Него. Бог не есть Бог неустройства (1 Кор. 14:33). Таким образом, есть основания верить в то, что существует абсолютная духовная истина и что не все религиозные системы являются верными, вне зависимости от того, претендуют они на истинность или нет. Здесь должно быть больше, чем просто претензия.

Исполнившиеся пророчества об Иисусе

Хотя в других религиях присутствуют пророчества, нет таких точных, как библейские, и ни одно из них не указывает на личность, подобную Иисусу, Который делал невероятные заявления и совершал невероятные поступки. Ветхий завет был написан за сотни лет до рождения Иисуса. Уже Ветхий Завет предсказывал многие факты об Иисусе. Это является несомненным доказательством Божественного происхождения библии.

Давайте рассмотрим некоторые из множества пророчеств об Иисусе на следующей схеме.

Пророчество в Ветхом Завете Исполнение в Новом Завете
Рождение от девы Исаия 7:14 Мат. 1:18, 25
Рождение в Вифлееме Михей 5:2 Мат. 2:1
У Него будет предшественник Исаия 40:3 Мат. 3:1-2
Отвержен Своими людьми Исаия 53:3 Иоанна 7:5, 7:48
Его бок пронзен Зах. 12:10 Иоанна 19:34
Распятие Пс. 21:2, Пс. 12-19 Луки 23:33, Иоанна 19:23-24
Воскресение Христа Пс. 15:10 Деян. 13:34-37

Исполнение пророчества может иметь различные объяснения. Некоторые считают, что Новый Завет был написан и изменен так, как будто Иисус исполнил пророчества Ветхого завета (однако этому нет доказательств). Другие утверждают, что пророчества столь туманны, что их нельзя учитывать (однако многие пророчества вовсе не туманны).курс гривны на сегодня к рублюполюс золотостоимость акций ростелеком сегоднякурс акций сбербанка на сегодняКонечно, вполне возможно, что Бог вдохновлял писателей, а Иисус, Который был Богом во плоти, исполнил эти пророчества, что является дополнительной иллюстрацией истинности христианства.

Заявления и поступки Христа

Христианство заявляет о том, что его автором является Бог. Конечно, только лишь заявление об этом не делает это правдой. Каждый может заявлять. Но подкреплений этого заявления множество. Иисус применял к Себе Имя Бога (Иоанна 8:58), тоже Имя Бога употреблял Бог, когда Моисей спрашивал, какого Его Имя (Исход 3:14). Иисус сказал, что Он ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего (Иоанна 5:19), и Он заявил, что Он и Отец – одно (Иоанна 10:30; 10:38). Также и ученики называли Его Богом (Иоанна 1:1, 14; Кол. 2:9). По умолчанию, если Иисус является Богом во плоти, тогда что бы Он не сказал или не сделал, будет истиной. Поскольку Иисус сказал, что только Он один есть путь, истина и жизнь и что никто не может прийти к Богу без Него (Иоанна 14:6), эти слова приобретают огромное значение.

Опять же, заявление – это одно. Подтверждение – другое. Подтвердил ли Иисус Свои потрясающие слова сверхъестественными делами? Да, подтвердил.

  • Иисус превратил воду в вино (Иоанна 2:6-10).
  • Иисус изгонял демонов (Мат. 8:28-32; 15:22-28).
  • Иисус исцелял прокаженных (Мат. 8:3; Луки 17:14).
  • Иисус исцелял больных (Мат. 4:23-24; Луки 6:7-19).
  • Иисус исцелял парализованных (Марк 2:3-12).
  • Иисус воскрешал из мёртвых (Мат.9:25; Иоанна 11:43-44).
  • Иисус возвращал зрение слепым (Мат. 9:27-30; Иоанна 9:1-7).
  • Иисус возвращал слух глухим (Марк 7:32-35).
  • Иисус накормил множество (Мат. 14:15-21; Мат. 15:32-38).
  • Иисус ходил по воде (Мат. 14:25-27).
  • Иисус успокоил шторм повелением (Мат. 8:22-27; Марк 4:39).
  • Иисус воскрес из мёртвых (Луки 24:39; Иоанна 20:27).
  • Иисус явился ученикам после воскресения (Иоанна 20:19).

Очевидцы записали чудеса Иисуса, и евангелия достоверно переданы нам. Таким образом, мы можем верить в то, что Иисус сказал о Себе по двум причинам: во-первых, потому что всё, что Он говорил и совершал, соответствует Ветхому Завету, во-вторых, потому что Иисус сотворил много убедительных чудес перед людьми, которые засвидетельствовали об этом и записали то, что видели.

Воскресение Христа

В христианстве воскресение имеет жизненно важное значение. Без воскресения наша вера бесполезна (1 Кор. 15:14). Воскресение Христа изменило жизнь учеников. После того, как Иисус был распят, ученики убежали и спрятались. Но когда они увидели воскресшего Господа, они поняли, что всё сказанное и сотворенное Иисусом является доказательством того, что Он на самом деле Бог во плоти, Спаситель.

Нет другого религиозного лидера, который умирал бы на глазах опытных палачей, лежал бы в охраняемом гробу, а затем воскресал спустя 3 дня, являясь многим и многим людям. Это воскресение – подтверждение того, Кем является Иисус и что Он совершил то, что должен был сделать: предусмотрел единственное средство искупления человечества.

Будда не воскресал из мёртвых. Мухаммед не воскресал из мёртвых. Конфуций не воскресал из мёртвых. Кришна не воскресал из мёртвых, и т. д. Только Иисус физически воскрес из мёртвых, ходил по воде, провозглашал Себя Богом и воскрешал других из мёртвых. Он перенёс победоносную смерть. Зачем верить кому-либо ещё? Зачем верить в того, кого может удержать физическая смерть, когда у нас есть Мессия, который больше самой смерти?

Заключение

Почему кому-то следует стать приверженцем христианства, а не ислама, буддизма, мормонизма или чего-либо ещё? Потому что существует абсолютная истина, потому что только в христианстве имеются точно исполнившиеся пророчества о пришествии Мессии. Только в христианстве мы имеем чрезвычайно надежную передачу документов очевидцев (евангелия), так что мы можем знать то, о чем было написано в оригинале. Только в христианстве мы имеем личность Христа, Который провозгласил Себя Богом, совершил много чудес в доказательство заявлений о Своей Божественной природе, Который умер и воскрес из мёртвых, Который сказал, что только Он является путём, истиной и жизнью (Иоанна 14:6). Всё это придаёт обоснованность и правдоподобность христианству по сравнению со всеми другими религиями. Если всё, что Иисус сказал и сделал, — истина, тогда все другие религии являются ложью, потому что Иисус сказал, что только Он является путём, истиной и жизнью, и что никто не приходит к Отцу, как только через Него (Иоанна 14:6). Не может быть такого, что Иисус – единственный путь и истина и другие религии также являются истиной.

Либо Иисус является истиной, а все другие религии – ложью, либо другие религии являются истиной, а Иисус – ложью. Нет другого выхода. Мой выбор — следовать за воскресшим Иисусом Христом.

Матт Слик.

Вера и жизнь (Екатеринбург, 2013.12.05)

Наука и антинаучный атеизм. Беспрецедентные в истории человечества утверждения христианства. Христианство — божественная религия. Раскол в христианстве. Что такое православие, и что оно даёт человеку? Критерий истинности православия — верность наследию Святых Отцов в вопросах вероучения и духовной жизни. Заповеди в православии — это предупреждение, а не закон. Православное и неправославное отношение к сущности человека. Православие — религия оптимизма. Молитва — соединение человека с Богом. Невозможность исцеления души без внимательной молитвы. Первый признак начинающегося выздоровления души — видение своих грехов. Причастие — великое лекарство. Можешь не согрешить — не греши.
00:00 Лекция
01:19:12 В чём опасность редкого причащения? Что делать, если нет потребности в причащении?
01:24:14 Если Господь даёт человеку страдания по силам, то почему люди не выдерживают этих страданий и кончают жизнь самоубийством?
01:28:46 Каково Ваше отношение к новым изменениям по поводу подготовки к исповеди и причащению?
01:30:38 Можно ли на проскомидии поминать людей крещёных, но не живущих христианской жизнью?
01:34:24 В Евангелии от Матфея сказано: И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один Отец у вас (Мф. 23: 9). Почему же в православии все батюшки — отцы?
01:35:07 Опасен ли для людей пластиковый полис с биометрическим чипом?
01:39:01 Ваше отношение к теории «Новая хронология истории» А.Г. Фоменко?
01:42:25 В последнее время в некоторых приходах укоренилась практика не причащать человека до генеральной исповеди, к которой он готовится около года. Это называют «школой покаяния». Как Вы к этому относитесь?

Что такое православная вера? (МПДА, 2017.09.04) — Осипов А.И.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ КАНАЛ — Ваши ЛАЙКИ, КОММЕНТАРИИ И ПОДПИСКА помогают продвижению канала! Архив лекций и книг
О смысле жизни. Есть ли Бог и кто Он? Истинность Христианства. Что такое Православие? Духовная жизнь. О любви, браке и семье…
_____________________________________________
1:00:17 Что нужно сделать нам и России, для того чтобы выстоять в настоящее время в информационной войне?
1:06:16 Что для Вас означает выражение «духовный код русского народа»?
1:14:43 В наше время появилось много организаций, которые подвигают людей, в основном детей, на самоубийства. В чём же состоит ценность жизни? Для чего нам жить, если умереть так просто?
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ |
СКАЧАТЬ |
YouTube |
Google + | +АлексейИльичОсиповпрофессор
Vimeo |
православие, православная вера, христианство, язычество, духовная жизнь, Иисус Христос, Бог, о духовности и духовной жизни, христианство, что такое православие, кто православный, что такое молитва, о правильной молитве, страдания и скорби, истина, духовность и нравственность, молитвы, обрядоверие, покаяние, грех и страсти, вера и религия, святость, смирение, смысл жизни, спасение, крест, суицид, синий кит, информационная война
____________________________________________

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *