Почему Маша и медведь?

Маша и Медведь: Воспитываем ребенка-эгоиста

«Маша и Медведь» — российский мультипликационный сериал, ориентированный в первую очередь на детскую аудиторию (от 3 до 9 лет). Мультфильм сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно.

Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли — любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?
Давайте немного поговорим о том, что дети видят на экране. Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается.

В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями.

Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных — все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна.

С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.

Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно.

Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо».

На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний — ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.

Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?

Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.

На фоне веселого и увлекательного действия, на втором плане отчетливо проявляется суть взаимоотношений взрослого и ребенка. Что же моделируют создатели фильма? Какие отношение они ставят в пример современному обывателю — рядовому зрителю данного м/ф.

Показано типичное поведение избалованного ребенка-эгоиста «без ограничений и рамок», где его родители являются по жизни «номером шестнадцать» — только инструментом для добычи игрушек и развлечений.

Девочка «стоит на ушах» — прыгает на постели в незнакомом доме, мешает спать взрослому, мешает заниматься делами, требует постоянных игр и развлечений, никакой созидательной деятельности, никакой помощи взрослому, никакого уважения и т.п.

Но самое главное не то, что показывают ребенка, не умеющего себя вести, а то, что в м/ф взрослый не делает никаких попыток пресечения такого поведения. Он потакает ребенку: дает сладости, чтобы хоть немного отдохнуть, «ведется» на мнимые слезы… короче, не показывает, что делать можно, а чего нельзя. Не показывает где «плохо», а где «хорошо», не воспитывает, а «плывет по течению», идет на поводу у ребенка.

Я считаю, что это самый главный вирус м/ф. Что видят дети, смотря его: что можно бесконтрольно вести себя и тебе за это ничего не будет. Наоборот, получишь сладости, подарки, исполнение желаний.

Все это замаскировано искрометным юмором. Смотреть фильм действительно прикольно, и это отлично помогает внедрению закладок в сознание россиянца.

В чем отличие «Маши и медведя» от советских м/ф?

Советские м/ф ВОСПИТЫВАЛИ.

Там в ответ на такое поведение всегда приходит наказание — ушел без спросу гулять в лес — испугался, заблудился («непослушный котенок»,СССР, 1953); не накормил котенка, позаботился только о себе — он нашел другого хозяина; убрал за собой игрушки — сразу стал большим («как стать большим»,Союзмультфильм, 1967 г.) и т.д.

Вывод: хороший качественный, профессионально-сделанный продукт для либерально-ювенального воспитания подрастающего поколения. Отточенное оружие для стрельбы по нашему будущему.

Почитал тут пост и комментарии к нему:

Особо доставили комменты в стиле «ты терпила и не ценишь свое имущество, терпишь все» и т.д.

Так вот имею что сказать по этому поводу данным гражданам и не только им.

Бывают ситуации, когда пойдя на поводу у провокатора вы как раз укладываетесь в его план и теряете все, в т.ч.остатки самоуважения.

Был у меня в жизни случай, научивший меня относиться к шапошным знакомым еще более недоверчиво, хотя казалось бы куда уж больше?

Было это в период подведения итогов за 11класс и решения вопроса с поступлением куда-либо или занимательного путешествия с целью отдачи долга родине в виде 2-х лет в военной форме. Долг родине отдавать не хотелось, учитывая что творилось в армии на тот момент. Да и вообще проблемы у меня с подчинением пожизненные. Вобщем очень не хотелось загреметь туда в тот момент.

И тут на горизонте появляется некий знакомый моего друга детства.

Друга я знаю давно, мягко гря, а этот знакомый позиционировал себя как правильный чоткий пацан знающий реальных пацанов же. Этот четкий пацан таскал телефон последней модели от мотороллы, одет был дорого и вообще всячески подчеркивал свой статус чувака при бабле. Он периодически тусовался в компании моих друзей и я почему то решил что ему вполне можно доверять. Вел он себя несколько борзо, но я не обращал на это внимания принимая это как часть его имиджа. Чтобы понятно было что это за тип, достаточно привести пример когда наш общий знакомый выпивал в компании этого типа и его блатоватых дружков. Знакомого послали за добавкой, после чего отмудохали так что он отехал в больничку. Отмудохали за то, что он якобы намухлевал со сдачей.

Назовем анонимности ради этого четкого типа «Мудик».

Мудик работал и работает наверное поваром то тут то там и считает себя по жизни ровным пацанчиком.

И вот значит этот Мудик предлагает мне легкое решение вопроса с армией. Дескать у него есть знакомый в военкомате, который за сумму в 5т.р. (на тот момент это была стоимость годового обучения в колледже у нас в городе)вполне решит вопрос и сделает военник.

Посовещавшись с матерью, мы решили попробовать. Мать заняла денег у соседей, ибо сами мы бедны были как церковные мыши. Мудик зашел за деньгами к нам домой и уверял мою мать что все будет в порядке и в случае проблем он лично без вопросов вернет деньги.

Думаю вы догадываетесь что началось далее.

А начались затягивания решения вопроса и фантастические истории, одна охерительнее другой про злоключения того самого знакомого мужика из военкомата и то как он подставил нашего славного Мудика куда круче чем меня с моими несчастными 5т.р. Но скоро все разрулится и т.д.

Это тянулось примерно года полтора.

Далее Мудик просто пропал.

Начав шерстить инфу по нему у другана и тех кто его знал я узнаю интересные факты.

Оказывается Мудик был большим любителем занять денег по крупному, а затем съебать в мск или еще куда и концы в воду. Друган с ним перестал фактически общаться ввиду того что это мудило откровенно кинуло его пару раз на общих пьянках. Это тело просто нажирало на пару тысяч, а затем вставало и типа шло в туалет. Как вы понимаете более его никто в заведении не видел. Платить за него приходилось моему другу.

Один раз он, пользуясь неконфликтностью моего друга, нажрал на пару штук вместе с таким же красавцем и они удалившись в сортир исчезли в закате. Ессно он потом грил что много выпил и нихера не помнит. Когда это чмо явно сперло у другана телефон, терпение лопнуло и с этим чмом перестали контактировать. Оно кстати и сейчас недоумевает, чо эт никто не хочет с ним общаться.

Ну да вернемся к нашим баранам.

Все знакомые с которыми я разговаривал и мой друган сошлись в одном — денег своих я больше не увижу. Ну а чо ты с ним сделаешь типа? Бить нельзя, в ментовку побежит. Да и толку то.

Потом еще пойди найди его. Телефоны у него меняются как партнеры у продажной женщины.

Тут он доступен, а там уже нет. Вобщем смирись и прими как данность.

И я уже в принципе решил что и впрямь дело дохлое, но тут меня чет неожиданно накрыло обостренное чувство обиды за то, что это чмо решило что оно самое умное, да еще навешало лапши моей матери, а теперь прекрасно себя чувствует.

Как же у меня начало пригорать.

Рычагов давления на Мудика у меня было ноль целых и ноль десятых.

Я начал думать могу ли я что-то сделать в этой ситуации и надумал таки.

Я поразмыслил логически.

Что самое главное для нашего Мудика в среде общения?

Правильно, его надуманный авторитет. Т.е. не то что он на самом деле из себя представляет, а его эгоистичные представления о себе любимом и его потуги изображать из себя гангста районного масштаба. Вот по этому я и решил ударить.

Это была игра на его поле и я вполне допускал что может не выгореть, ввиду отсутствия у меня опыта разговоров в блатной манере и разводилова на словах. Терять однако было уже нечего.

Физической расправы я не боялся ввиду того что хоть и был дрищ дрищем (и сейчас таковым являюсь), но достаточное количество времени потратил на изучение различных способов членовредительства, в т.ч. с применением подручных средств. Впрочем Мудик об этом не знал и видя перед собой замороченного дрища четко понимал, что киданул очередного терпилу и денег возвращать резона нет никакого. (От нападения нескольких граждан меня это конечно же не спасло бы. Тут никаких иллюзий)

Я с помощью знакомых выяснил, что Мудик сейчас хоть и пропадает да всплывает, но работает в нашем городе. Узнал место и приехал к нему поговорить лично. И да, это было весьма непросто.

Нужно было видеть выражение его лица конечно, когда он меня увидел.

Отдельно доставило как он вышел ко мне с огромными тесаками в руках. Тут я видимо должен был уже одуматься и понять какие серьезные последствия мне грозят. Периодические «спонтанные» агрессивные выпады в мою сторону. Я же включил игнор.

Ну т.е. я в упор «не вижу» размахиваний тесаком перед своим носом, агрессивных выпадов, попыток оскорбить меня и запугать некими серьезными дядями стоящими за спиной Мудика.

Справедливости ради замечу, что я был морально и физически готов реагировать на бросания с ножом в мою сторону, но всем своим видом изображал простофилю, не понимающего что происходит.

Смысл беседы был прост.

Я занял искомую денег у достаточно серьезных людей. Достаточно серьезных чтобы их не озвучивать даже в приватной беседе. Срок возврата денег истекал через месяц.

У меня денег нет, а Мудик как раз должен мне эту сумму и вот вот собирался отдать.

Соответственно в течение месяца он может вернуть долг мне. Далее же я просто укажу этим серьезным дядям на него и они будут разбираться с долгами между собой без моего участия.

Моя задача была максимально спокойно, дружелюбно и без реакции на провокации донести до него правила этой игры. Я это сделал.

Далее уже пошло не мое время, а его.

Как вы понимаете, уже не мне нужно было думать как вытащить долг из мудака, а Мудику нужно было думать как не попасть на проценты перед серьезными мужчинами. Серьезные мужчины, занимающиеся чужими долгами, как вы наверное знаете, не любят лишних вопросов и объяснений почему да как. Их интересует только результат.

Далее пошел настоящий карнавал безумия.

Звонки в разное время суток от типа конкретных мужчин с угрозами и наездами, вкупе с предложениями отстать от четкого пацанчика Мудика иначе будет худо. Тактика бесед была ровно та же самая. Я пропускал мимо ушей все угрозы и наезды и рассуждал строго по существу, раскладывая ситуацию по полочкам . Основной мыслью, которую я доносил было то, что человек дал мне слово на которое я опираюсь и причем тут посторонние люди к нашим с ним взаиморасчетам? Как ни странно, но все разговоры с разных номеров начинавшиеся с угроз заканчивались практически одним вариантом. А именно, с того конца провода звучало нечто в стиле: «Нууу, хер знает… Разбирайтесь сами короче…».

Собсно что и требовалось.

И что интересно, я не выливал ушат говна на Мудика в этих беседах, а лишь оперировал уже произошедшими фактами без всякого эмоционального окраса.

Были многочисленные попытки разосраться со стороны Мудика. Агрессия, угрозы и наезды. Взрыв эмоций при безобидных вопросах и т.д. Я как и прежде этого «не замечал».

И самое главное, небольшими суммами, но я начал таки получать свой долг по частям.

Для того чтобы получить остаток долга пришлось заглянуть в гости к родителям Мудика, на редкость приличным людям кстати. Ессно я ни слова не сказал им про нашу ситуацию, а просто поинтересовался как я могу его найти по поводу помощи мне в кое-каких делах.

Мать этого гражданина сразу спросила не должен ли он мне денег (видимо я мягко говоря не первый). Я убедил ее что ни в коем разе никаких денег это не касается и у нас с ее сыном вполне дружеские взаимоотношения. Родители не виноваты если у них сын мудак. Точнее виноваты далеко не вегда.

Не успел я выйти из подъезда, как звонит Мудик и накидывается на меня с тем, что я наговорил его родителям всякого и его теперь из дома выгоняют. Я объяснил, в меру сил, что ничего родным не сливал, но он видно не очень то поверил. Самый сок в том что он должен был выйти на связь со мной еще 2 дня назад, чтобы вернуть остаток долга, после чего благополучно пропал с неабонетом по всем номерам. И тут, о чудо, сам меня вызванивает. Вот так совпадение, не правда ли?(неправда)

Договорились встретится через полчаса.

Встретились и он вернул трясущимися руками мне остаток долга, недодав рублей 200 чтоли, я уж не помню точно. Его натурально трясло. Человек стоял, смотрел на меня и искренне не понимал как так получилось что он отдает мне деньги, которые уже давно по праву считал своими.

Так вот, девочки и мальчики. Еслиб я среагировал на его провокации, то он бы просто рассорился со мной и на этой волне играл бы в обиженку которая не будет возвращать деньги.

С тех пор я не верю не то чтобы никому, а вообще практически никому, за исключением нескольких друзей родственников.

Всем добра и поменьше мудаков вашей жизни.

Прозе Маши Трауб свойственно внимание к обыденной жизни и драмам, разворачивающимся в повседневности, именно поэтому ее сравнивали с Чеховым и Трифоновым. При этом все критики, рецензенты, читатели отмечают особую, ни на кого не похожую, авторскую манеру: динамичный сюжет, объемный язык, легкую иронию, подкупающую искренность и кинематографическую точность в деталях. Каждая книга Маши Трауб, будь то сборник рассказов, дневниковые заметки или роман — праздник для поклонников. И вот в издательстве «Эксмо» долгожданная новинка. Книга «Лишние дети». Очень откровенная история, рассказанная от лица шестилетней Риты. Рита ходит в старшую группу детского садика, который не во всяком кошмаре приснится. Лабиринт поговорил с Марией о новой книге, о писательском труде и, конечно, о лишних детях.

Маша Трауб, писатель, журналистРодилась в 1976 году в Москве. Занималась на курсах в Литературном институте у одного самых известных советских поэтов Юрия Левитанского. Окончила Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) по специальности «журналист-международник». По специальности работала в ряде общероссийских ежедневных и еженедельных общественно-политических изданиях. Автор более тридцати книг прозы и двух детский книг. Многие книги писателя посвящены теме материнства и проблемам воспитания детей, быту и образу жизни современного российского городского среднего класса. Критики называли Машу Трауб «Трифоновым в юбке», «Довлатовым в женском роде» и «мастером миниатюры».

Лабиринт Маша, расскажите, пожалуйста, как возникла идея книги о лишних детях? В основе лежит реальная история?

Маша Трауб И да, и нет. Все дети испытывают чувство страха, одиночества, ненужности, ревности. Только в разной степени и в разные моменты жизни. И да, дети иногда чувствуют себя «лишними». Рождение младшего ребенка в семье, развод родителей, новые браки папы или мамы — для ребенка это безусловный стресс, ломается привычная картина мира. Да, у всех разное ощущение защиты, качество тефлонового покрытия, что ли. Кто-то тонкий: чуть царапнул — и все, а кто-то как чугунная сковорода. Моя подруга рассказывала, что чувствовала себя совершенно ненужной родителям, когда те оправляли ее на лето в деревню к бабушке, причем обожающей внучку. Родителям и в голову не могло прийти, что девочка каждый раз клялась себе, что останется жить с бабушкой навсегда, раз ее бросили мама с папой. У детей вообще много страхов, и родители, конечно, о многих даже не догадываются.

Л Повлияли ли как-то Ваши личные детские впечатления, опыт и воспоминания на сюжет этой книги?

МТ В каждой книге есть часть меня. Не только воспоминания, наблюдения, но и сердце, душа, нервы, наконец. Я не списываю с реальности буквально, но и неправды, выдумки, фантазий в моих книгах нет. Да, я ходила в детский сад и на пятидневку, но не стоит искать в художественной литературе реальное детство, юность автора и пытаться догадаться, что было на самом деле, а что — плод буйной фантазии. Жизнь все равно изощреннее в смысле развития сюжета, ну, а в финалах ей вообще нет равных. Но могу признаться, что ужасные рисунки на стенах детской поликлиники и в детском саду, пугающие до истерики, — точно не плод моего воображения.

Л Многие авторы говорят, что живут внутри сюжета — радуются и печалятся вместе с героями. Вы отстранены от своих персонажей или проживаете их эмоции?

МТ Было бы странно, если бы я погружалась с головой в жизнь персонажей. У меня есть во что погрузиться в реальности — дочка, сын, муж, мама, заботы о них. Но и оторваться от рукописи полностью, конечно, не могу — у меня нет в голове выключателя или специального тумблера. Сочинение текста не подразумевает, что ты можешь уйти с работы в семь вечера и забыть о ней до девяти часов следующего утра.

Л Как вы думаете, «Лишние дети» сподвигнут некоторых родителей пересмотреть свои отношения с детьми?

МТ Я не верю в то, что книга на что-то «сподвигает». Тем более взрослого человека, который уже стал отцом или матерью. Существует миллион книг о правильном воспитании детей, гармоничном развитии и здоровом питании. Но не бывает такого — мама прочла книгу и решила, что все делает неправильно, и вдруг стала следовать написанному. Я верю в то, что текст, любой — роман, рассказ, даже один абзац, строчка, может вызвать сильные эмоции, разные, от радости до отвращения. Я никогда не хотела, чтобы мои тесты «меняли жизнь», «влияли», «заставляли». Я хотела рассказать историю, которая мне самой интересна и которая трогает лично меня как маму, женщину.

Лишние дети 360 ₽ 461 Что чувствуют дети? Грудные младенцы объявляют о своих желаниях плачем. А те, кто постарше? О чем они думают в шесть, семь лет? Что для них предательство? Чего они боятся? Мы, взрослые, умиляемся, разглядывая мишек и зайцев из пластилина. Смеемся и плачем, когда смотрим, как дети танцуют на утреннике. Но знаем ли мы, что творится по ту сторону забора детского сада? И главное, догадываемся ли, в какой момент наши дети учатся не жить, а выживать?

Л Как Вы считаете, возможно ли, чтобы проблема лишних — ненужных, несчастных, одиноких — детей исчезла навсегда. Или это утопия?

МТ Возможно. Если не рожать детей вовсе. Многие проблемы исчезнут сами собой, если не выходить замуж, не знать, что такое эмпатия и сострадание. Не понимать разницу между добром и злом, хорошим и плохим, предательством и прощением. Я выросла на Северном Кавказе и очень хорошо помню, что дети и старики никогда не оставались одни. Если заболевала мать ребенка, даже когда речь шла о банальной простуде, тут же набегали тетушки, соседки, вызывались родственники со всех концов страны, включая не просто дальних, а вообще седьмую воду на киселе. И все помогали. Если семья теряла отца, то родственники со стороны мужа обеспечивали вдову до конца ее дней и воспитывали детей большим семейным кланом. Мне близок такой подход, Я считаю, что так и должно быть. И поэтому стараюсь, чтобы наши с мужем родственники, пусть редко, но собирались.

Л Как много времени уходит на новую книгу? Сразу возникают сюжет и финал или до последнего не знаете, чем все закончится?

МТ Мой график — три книги в год. Как быстро я напишу текст, зависит только от меня. У меня не бывает отпуска. Я работаю везде и всегда, практически каждый день. Можно писать один роман пять, десять лет, а можно — три месяца. У каждого автора свой темп. Я бы не смогла писать один текст десятилетиями, он бы мне просто надоел. Может, поэтому я люблю рассказы. Естественно, я заранее знаю, о чем будет рукопись, более того, стараюсь обсудить идею с моим редактором. Еще до того, как напишу первую букву. Да, я слышала истории, что персонажи начинают жить своей жизнью и уже они ведут за собой автора, «диктуют» ему развитие сюжета — «отказываются» умирать, например. Но опять же не в моем случае. Мои герои дисциплинированы — живут по моему рабочему графику. Я не верю в муз, к сожалению.

Л У вас обычно легкие дневниковые книги чередуются с психологическими романами. Какая будет следующая книга и о чем, если не секрет?

МТ Как раз сейчас я заканчиваю рукопись. И снова получился роман, достаточно объемный. Главная героиня — врач, психиатр, которая, можно сказать, сама у себя оказалась на приеме. Но это опять рассказ об одной человеческой судьбе, об одной жизни.

На днях по всему интернету прокатилась новость о том, что популярный российский мультфильм «Маша и Медведь» признан опасным для детской психики. И правда, на первый взгляд гиперактивная Маша, от которой прячутся все зверюшки, и похожий на замученного родителя Медведь, покорно терпящий все ее капризы, — не лучший пример для подражания. Вот только кто конкретно признал этот мультик опасным?

На планшет и делай что хочешь

Во всех новостях говорится о некой «группе российских психологов», которые составили антирейтинг детских мультфильмов. И что на второй строчке по опасности, после Маши и ее Медведя, — американский мультик «Монстр Хай», на третьей «Губка Боб», а на четвертой — всем известные и обруганные уже много раз «Том и Джерри».

Но ни слова нет о самом исследовании. На ком, извиняюсь, тестировали? Скольким детям попортили психику в лабораторных условиях? Вопросов миллион, а ответов ноль.

— Этот рейтинг, скорее всего, шутка! — уверена Катерина Поливанова, доктор психологических наук, профессор Института образования ВШЭ. — До тех пор пока мы не увидим научных исследований влияния этих мультфильмов на психику ребенка, все разговоры — это спекуляция. Даже если считать, что Маша — это гиперактивный ребенок, то далеко не факт, что наблюдение за ней как-то повлияет на поведение реального ребенка. Таких данных нет ни в России, ни за границей.

Точнее, исследования о том, как влияют мультики на детей, есть, и не одно! Вот только можно ли им доверять?

— Исследования агрессивного поведения детей дают противоречивые результаты, — рассказывает Катерина Николаевна. — Мы сегодня далеко не всегда знаем, как видеоряд влияет на человека. Он может травмировать — когда я увидела какую-то страшную сцену и переживаю из-за этого. Но нет данных, что это может как-то повлиять на развитие ребенка. Кстати, все такие исследования проводились, как правило, за деньги различных кинокомпаний…

Кроме того, надо отделять мух от котлет. Может, это не мультфильм вредный, а просто взрослые предпочитают дать ребенку планшет и заниматься своими делами? Тогда опасность для психики представляют вовсе не мультфильмы.

— Тут могут быть разве что рекомендации по общей гигиене жизни — не смотреть телевизор 24 часа в сутки, разговаривать с ребенком. Обсуждать с ним то, что он увидел, и давать свои оценки. В общем, быть живым человеком! — подытоживает эксперт.

Ну вот чему может научить детишек Заяц, с ангельской улыбкой мучающий Волка? Непорядок! Фото: кадр из мультфильма

Прививка от зла

Сказки и снятые по ним мультфильмы вряд ли могут быть стерильны. Провокатор мышонок Джерри и маньяк кот Том — чему они могут научить малыша? И наши Заяц и Волк? Хотя в отличие от американской парочки у советских зверюшек точно расписаны роли — хулиган и стиляга Волк, спортивный и правильный Заяц. Но и в «Ну, погоди!» насилия предостаточно…

А дело в том, что мультики не являются прямым наставлением для детей о том, как себя вести. Понимание о том, что хорошо, что плохо, закладывается семьей, обществом. Хорошо воспитанный ребенок, в котором сызмальства заложены нравственные основы, посмотрев на приключения Маши и Медведя, вряд ли скопирует поведение девочки. Он понимает, что она нарушает нормы. Для него такой мультик — просто развлечение. Не случайно динамичный сюжет мультика и яркие персонажи сделали его популярным не только в России, но и в Испании, Италии, Индонезии, Австралии, Вьетнаме, Южной Корее, Канаде и Великобритании. И никто из тамошних продюсеров не усмотрел в «Маше и Медведе» педагогических опасностей.

КСТАТИ

5 самых популярных сказок в мире и их обратная сторона

«Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Пожалуй, эта книжка найдется в каждом доме, и читают ее и дети, и взрослые. Однако не все так чудесно в стране чудес: Королева то и дело рубит головы подданным. А Гусеница с кальяном по современным меркам вполне тянет на метку 18+ за пропаганду курения.

«Красавица и чудовище» Шарля Перро. Купец в этой сказке вряд ли получит премию «Родитель года». Это надо же — додуматься отдать дочку страшному зверю как компенсацию за собственный промах!

«Золушка» Шарля Перро. Вообще-то в неадаптированной версии сказки сестры Золушки отрезают себе пятку и пальцы ног, чтобы втиснуться в хрустальную туфельку.

«Золотой ключик» Алексея Толстого. Напомню, что Буратино загнал за 4 сольдо азбуку, ради которой папа Карло продал свою единственную куртку. Арлекин регулярно поколачивает Пьеро, да и самому главному герою то и дело прилетает на орехи.

«Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Мачеха велит охотнику убить падчерицу и принести ее сердце, чтобы съесть. По сравнению с этим любые семейные конфликты — сущий пустяк!

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Этап взросления

С каждым веком мы становимся все человечнее. Еще 500 лет назад ребенку бы за воровство отрубили руку, а сегодня даже охрана в супермаркете не пошевелится. Но насилия и жестокости вряд ли стало меньше. Просто раньше люди наблюдали за казнями офлайн на площадях, а сейчас мы смотрим кровавые фильмы и криминальные новости в прямом эфире.

Но ни взрослые, ни дети идеальными не стали. Дети могут быть жестокими и могут врать — разве это секрет? Зло не передается визуальным путем через мультфильмы, сказки или компьютерные игры. Они лишь могут вызвать какую-то реакцию, не всегда приятную окружающим.

Научиться как-то реагировать, переживать жестокость вокруг — это необходимая часть взросления. И счастье, что в современном мире дети могут взрослеть, осмысливая книги и фильмы. А не казни на площадях.

Кажется, о суперпопулярном мультсериале про неугомонную Машу и страдающего от нее Медведя известно буквально все. Дети пересматривают серии по многу раз подряд, родители разделились на два лагеря, споря о том, хороший это мультфильм или вредный. А персонажи стали настолько популярны, что их уже знают буквально на всех континентах Земли, а на Youtube некоторые серии набрали более миллиарда (!) просмотров. Но кое-каких фактов про создание «Маши и Медведя» вы могли и не знать. Проверим?

Факт № 1. Идея мультфильма появилась после того, как один из режиссеров проекта, Олег Кузовков, съездил отдохнуть в Крым. На пляже он увидел одну девочку «без комплексов», которая устроила замечательный «отдых» не только своим родителям, но и всему пляжу. Через пару дней люди, прячась от нее, заплывали за буйки, зарывались в гальку и притворялись мертвыми. Но «мертвых» она поднимала, зарывшихся в гальку — выкапывала, а из-за буйков… сами приплывали.

Факт № 2. С 1 по 52 серию Машу в мультфильме озвучивала Алина Кукушкина, которой на момент запуска мультфильма было 6 лет. Голос девочки сразу понравился создателями «Маши и Медведя», и с записью фраз и песен не было никаких проблем. Но вот смеяться перед микрофоном у Алины никак не получалось. Поэтому маме приходилось ее щекотать. Кстати, мама Алины — Ирина Кукушкина — озвучивала в сериале Медведицу.

Факт № 3. В серии «Раз, два, три! Елочка, гори!» Деда Мороза озвучивал известный режиссер-аниматор Эдуард Назаров, который снял множество замечательных мультфильмов. В том числе, «Жил-был пес». Это не просто один из самых смешных и цитируемых мультов («Щас спою!»), но и обладатель официального титула «Лучший российский мультфильм за 100 лет».

Факт № 4. Хотя нигде в сериале не говорится, где именно на территории России живут Маша и Медведь, дотошные зрители смогли докопаться до истины. Когда в серии «Подкидыш» Медведю приходит письмо от Пингвиненка, на нем указан индекс 625 537. Это почтовое отделение села Чикча Тюменского района Тюменской области. Было ли это специальной задумкой создателей сериала, или они написали цифры наугад, неизвестно!

Фото предоставлены: filmpro.ru.

Интересное по теме

СКАЗКИ ОТ МАШИ

ДЕНЬ СО СКАЗКАМИ ОТ МАШИ

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ С ГЕРОЯМИ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *