Почему мухаммед не пророк?

Пророк в исламе

Столпы ислама

Столпы веры

История и представители

Основные течения

Богословие

Культура и общество

См. также

Запрос «Наби» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Наби́ (араб. نبي‎ — пророк‎, мн. ч. анбийа’ араб. الأنبیاء‎ ) — в исламе — люди, избранные Богом (Аллахом) для передачи откровения (вахй) и Писания. Термин наби употреблён в Коране наряду с расуль («посланник»). Среди упомянутых в Коране пророков: Адам, Нух, Ибрахим, Исмаил, Якуб, Юсуф, Муса, Давуд, Сулейман, Иса и др. Последним пророком — «печать пророков» (хатим ан-набийин) — называется пророк Мухаммад.

Биографии пророков получили широкое распространение в исламской литературе и стали предметом специальной категории религиозных сочинений — кисас ал-анбия («историй о пророках»). Древние пророки проповедовали веру в единого Аллаха и предсказывали появление последнего пророка Мухаммада. В Коране названы имена 28 из более ста тысяч пророков. Девять пророков (Нух, Ибрахим, Давуд, Якуб, Юсуф, Айюб, Муса, Иса, Мухаммад) называются в Коране «стойкими» (улю-ль-азм). Некоторым пророкам ниспосылались священные Писания (сахифа): Мусе — Таурат, Давуду — Забур, Исе — Инджиль, Мухаммаду — Коран.

Проблема пророчества в исламской догматике

Проблема пророчества является одной из главных в исламской догматике. Проводится различие между наби, который получал откровения в виде прямой информации, прорицания и сновидения и т. д., и расулем, которому ангелы приносили Писание. Наби близок к Аллаху и относится к высшей категории людей, после которых идут прорицатели (кахин). В иерархии духовных авторитетов за ними следуют имамы и «святые» (авлия). Исламские богословы подробно обсуждали вопрос непогрешимости пророков и полной непогрешимости пророка Мухаммада, не совершившего ни одного проступка даже в допророческий период жизни. Шииты особо выделяют наличие у каждого пророка «исполнителя духовного завещания» (васи), который поддерживает и продолжает его миссию. Некоторые «крайние» шииты ставили шиитских имамов, выше всех пророков.

Качества пророков

Среди главных признаков пророчества: благочестие, умение творить чудеса, проповедь смирения и воздержания, авторитет среди людей и хорошее происхождение. Пророческие чудеса (муджизат) даруются Аллахом как доказательство истинности пророческой проповеди.

По представлениям мусульман, необходимо знать о пяти качествах пророков:

  1. сидк (араб. صدق‎) — правдивость; пророки говорят только правду.
  2. амана — верность; люди чести, им можно следовать во всём.
  3. таблиг (араб. تبليغ‎) — способность передавать предписания и запреты Всевышнего Аллаха, несмотря ни на какие трудности.
  4. фетнатун: — ум и понятливость; эти качества пророков выше, чем эти же качества самых способных людей.
  5. исматун: — чистота нрава и безгрешность; все пророки были далеки от греховных поступков.

У последнего избранника Аллаха, Мухаммада, есть ещё пять качеств:

  1. он выше всех предыдущих пророков;
  2. он ниспослан для всех людей мира и джиннов;
  3. он последний в ряду пророков;
  4. он ниспослан в качестве благости для всего сущего;
  5. Закон, ниспосланный через него, будет действовать до самого Судного Дня.

Сейчас многие пророки и истории других пророков упоминаются в связи с так называемой «исраилией» — некоторыми событиями из жизни пророков Ветхого Завета.

Виды пророков

В исламе существует деление пророков на просто «пророков» (наби), «посланников» (расуль) и «твердых духом» (улю ль-‘азм).

Наби

Наби (араб. نبي‎ — приносящий известие‎), мн. число — анбийя, Набийу-Ллах (вестник Аллаха) — пророк передававший своему народу предписания (писания) и запреты Аллаха, переданные предыдущему посланнику (расуль).

Расуль

Расуль (араб. رسول‎ — посланник‎), мн. число — русуль, Расулю-Ллах (посланник Аллаха) — пророк (наби), которому было дано новое Писание и принесший новый Закон.

Каждый посланник (расул) является пророком (наби), но не каждый пророк (наби) является посланником (расуль). Например, Мухаммед — расуль. Расуль посылается с знамениями и писаниями для назидания своих народов. Среди них Нух, Ибрахим, Муса, Худ, Лут, Исмаил, Салих, Шуайб, Ильяс, Юнус и Иса. Также к расулям отнесены ангелы, которые пришли сообщить весть об уничтожении Содома и Гоморры. Также расуль посылается к каждому народу (общине-умме).

Также Аллах обращается к Мухаммеду как наби, призывая его бороться с неверными и лицемерами. С пророками Бог заключает завет (мисак). Печатью пророков (хатам набиин) назван Мухаммед. В числе наби названы также Нух, Ибрахим, Муса, Идрис, Иса, Харун, Исмаил, Якуб и Исхак.

Улю-ль-азм

Улю-ль-Азм (араб. أولو العزم‎ — твердые духом‎) — данное определение, относится в первую очередь пророкам Адаму, Нуху, Ибрахиму, Мусе, Исе и Мухаммаду из-за их стойкости и непоколебимости при выполнении Божественного послания, противостоя всем трудностям и лишениям. Все пророки проявляли твердость и бесстрашие в деле донесения до людей религии, но шестеро указанных пророков обладают степенью, более высокой, чем другие пророки.

Имена

Имена 25 пророков упомянуты непосредственно в Коране. Ещё шесть пророков (Шис, Хидр, Юша, Шамун, Ханзала и Ишмаил) дошли из сборников хадисов. Имена Лукмана, Узайра и Зу-ль-Карнайна не включены в список, так как по некоторым данным они являются не пророками, а праведниками.

Имена пророков и посланников
Имя араб. Библейский
аналог
Упоминания
в Коране
Категория Примечание
1 Адам آدم Адам 25 раз улю-ль-азм, рассуль первый человек, первый пророк (расуль)
2 Идрис إدريس Енох 2 раза наби считается первым, кто писал каламом, шил и носил шитые одежды, умел считать время
3 Нух نوح Ной 43 раза улю-ль-азм
4 Худ هود Евер 25 раз наби послан к адитам
5 Салих صالح 9 раз наби послан к самудянам
6 Ибрахим إبراهيم Авраам 69 раз улю-ль-азм отец Исмаила и Исхака
7 Лут لوط Лот 27 раз наби послан к садумитам
8 Исмаил إسماعيل Измаил 12 раз наби сын Ибрахима
9 Исхак إسحاق Исаак 17 раз наби сын Ибрахима, отец Якуба; послан к ханаанеянам
10 Якуб يعقوب Иаков 16 раз наби сын Исхака, отец Юсуфа
11 Юсуф يوسف Иосиф 27 раз наби сын Якуба; послан к египтянам
12 Айюб أيوب Иов 4 раза наби
13 Шуайб شعيب Иофор 10 раз наби тесть Мусы; послан к мадианитянам
14 Муса موسى Моисей 136 раз улю-ль-азм зять Шуайба; послан к египтянам и израильтянам
15 Харун هارون Аарон 136 раз наби старший брат Моисея; послан к египтянам и израильтянам
16 Юша ибн Нун يوشع بن نون Иисус Навин 2 раза наби
17 Зуль-Кифль ذو الكفل Иезекииль 2 раза наби
18 Давуд داود Давид 16 раз наби отец Сулеймана
19 Сулейман سليمان Соломон 17 раз наби сын Давуда
20 Ильяс إلياس Илия 2 раза наби
21 Альяса اليسع Елисей 2 раза наби
22 Юнус يونس Иона 4 раза наби
23 Шис شيث Сиф наби
24 Хидр الخضر наби история Хидра упоминается в Коране (18:60—82), но по имени он не указан
25 Шамун شمعون наби
26 Ханзала حنظلة наби послан к народу Асхаб ар-Расс
27 Ишмаил شموئيل / صموئيل Самуил наби
28 Закария زكريا Захария 7 раз наби отец Яхьи
29 Иса ибн Марьям عيسى Иисус Христос 25 раз улю-ль-азм двоюродный брат Яхьи; послан к израильтянам
30 Яхья يحيى Иоанн 5 раз наби сын Закарии, двоюродный брат Исы; послан к израильтянам
31 Мухаммед محمد Мухаммед и Библия 5 раз улю-ль-азм «печать пророчества», послан ко всему человечеству

Примечания

  1. 1 2 Ньюби, 2007, с. 210.
  2. аль-Ан‘ам 6:83—86, ан-Ниса 4:163.
  3. 1 2 Аль-Ахзаб 33:40
  4. Гогиберидзе, 2009, с. 163.
  5. аль-Ахкаф 46:35
  6. 1 2 3 4 5 Ислам: ЭС, 1991, с. 184.
  7. 1 2 3 аль-Кок-Кози, 2002.
  8. аль-Фатх 48:29
  9. аль-Хадид 57:26
  10. ад-Духан 44:18, ас-Сафф 61:5
  11. аш-Шу‘ара 26:126
  12. аш-Шу‘ара 26:162
  13. Марьям 19:54
  14. аш-Шу‘ара 26:143
  15. аш-Шу‘ара 26:178
  16. ас-Саффат 37:123
  17. ас-Саффат 37:139
  18. аль-Хадид 57:27, ас-Сафф 61:6
  19. аль-Хаджж 22:75
  20. аль-‘Анкабут 29:33
  21. Юнус 10:47
  22. ат-Тахрим 66:9
  23. 1 2 Аль-Ахзаб 33:7
  24. Марьям 19:30—56

Литература

  • Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7.
  • Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М.: Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8183-1080-0.
  • Пиотровский М. Б. Наби // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 184. — ISBN 5-02-016941-2.

Ссылки

  • Мухаммад бен Юсуф аль-Кок-Кози. Вера в пророков // Мухтасар Ильмихал — Сборник религиозных правил в кратком изложении в пятнадцати частях. — СПб., 2002.
  • Истории о пророках (Видео)
  • Степени и классификация Пророков

пророки

Адам · Айюб · Аль-Яса · Давуд · Закария · Зу-ль-Кифль · Ибрахим · Идрис · Ильяс · Иса · Исмаил · Исхак · Ишмаил · Лут · Муса · Нух · Салих · Сулейман · Харун · Худ · Шуайб · Юнус · Юсуф · Юша · Якуб · Яхья

мужчины

праведники:Зу-ль-Карнайн · Имран · Лукман · Узайр · Хабиль · Хидр · грешники: Азар · Барсиса · Кабиль · ас-Самири · Фираун · Хаман

женщины

Асия · Билкис · Зулейха · Марьям · Сара · Хавва · Хаджар

Мухаммед

Ибн Умм Мактум · Абу Лахаб · Зайнаб · Зейд · Жёны Мухаммада

народы

Адиты · Айкиты · Бану Исраил · аль-Карья · аль-Кахф · аль-Ухдуд · аль-Филь · ар-Расс · Мадьяниты · Самудяне · Тубба · Яджудж и Маджудж

прочие

ангелы: Азраил · Джибриль · аз-Забания · Малик · Харут и Марут · Иблис (джинн) · идолы: Аллат · Баал · Вадд · Манат · Наср · Сува · аль-Узза · Ягус · Яук

Какие 25 пророков были упомянуты в Коране?

Пророки рассказывали людям об Аллахе, учили основам веры и поклонению Аллаху. Они разъясняли Законы религии, нормы морали и сами выполняли все, к чему призывали. Пророки были примером для людей, во всем. Для того, чтобы люди поверили в их пророческую миссию, они по Воле Аллаха совершали то, что непосильно было другим, т.е. являли чудеса. Пророки радовали вестью вхождения в Джаннат тех, кто соблюдал повеления Аллаха и оповещали тех, кто их не соблюдал об ожидающих мучениях в Джаханнаме. Сказано в Священном Коране:

قُلْ سِيرُواْ فِي الأَرْضِ ثُمَّ انظُرُواْ كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الْمُكَذِّبِينَ

Значение: «Скажи (О, Мухаммад): «Пройдитесь по земле и посмотрите, каково было воздаяние тем, кто не признавал (посланников)».

Пророки – это избранные Аллахом мужчины, которые обладали высокой нравственностью и были примером для людей. Каждый из Пророков верный, умный и прорицательный. Ни один из них не был лжецом, предателем или глупцом. Каждый из них был непогрешим, защищен от куфра, от больших и малых грехов до и после получения пророчества.

Первым Пророком был Адам, мир Ему, последним – Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Между ними было много Пророков. Имена 25 Пророков упомянуты в Священном Коране. Но на самом деле их число гораздо больше. Мы верим во всех Пророков, точное число которых знает Аллах не делая между ними различия.

Имена Пророков, упомянутых в Коране:

1. Адам (а.с.);

2. Идрис (а.с.);

3. Нух (а.с.);

4. Худ (а.с.);

5. Салих (а.с.);

6. Лут (а.с.);

7. Ибрахим (а.с.);

8. Исмаил (а.с.);

9. Исхак (а.с.);

10. Якуб (а.с.);

11. Юсуф (а.с.);

12. Шуайб (а.с.);

13. Харун (а.с.);

14. Муса (а.с.);

15. Дауд (а.с.);

16. Сулейман (а.с.);

17. Айюб (а.с.);

18. Зулькифль (а.с.);

19. Юнус (а.с.);

20 Ильяс (а.с.);

21. Альяса (а.с.);

22. Закарийя (а.с.);

23. Яхья (а.с.);

24. Иса (а.с.);

25. Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!)

Почему христиане не считают Мухаммеда пророком

Выше мы назвали несколько весьма веских причин, по которым христиане не могут считать Мухаммеда истинным пророком Божиим: во-первых, в Божественном замысле спасения Мухаммед как пророк – фигура лишняя; во-вторых, он учит противоположно тому, чему учит Спаситель; в-третьих, нет никаких объективных доказательств избранности Мухаммеда на пророчествование.

В-четвертых, Мухаммед, каким он известен по мусульманским сказаниям, не соответствует нравственному образу пророка, каким его рисует Священное Писание.

Мухаммед корыстен. И это прежде всего отличает его от истинного пророка. Все истинные пророки бескорыстны, это не просто личная черта характера каждого из них, но свидетельство того, что тот, кто действительно имеет связь с Вседержителем, не может зависеть от смертных людей.

Пророк Елисей силою Божией исцелил Неемана от проказы и возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился (4Цар 5: 15–16). А когда пророк узнал, что Гиезий, слуга его, догнал Неемана и от его имени выпросил денег и одежды и скрыл это у себя дома, то сказал: Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег (4Цар 5: 27).

У пророка Валаама лишь появился помысел пойти к Валаку ради личной выгоды, и уже это явилось тягчайшим грехом пред Богом, в котором пророк раскаялся (Числ 22–24), но все равно был убит (см.: Числ 31: 8) и стал символом погибельного корыстолюбия (см.: Иуд 1: 11). Это момент принципиальный.

А в Коране христианин видит сплошную корысть «пророка». Ни один пророк Божий не изрекал таких «откровений», как, например, такое: а мне причитается пятая доля всей добычи (см.: Коран 8: 42), или: а мне вот позволено неограниченное количество жен (см.: Коран 4: 3) или: а мне позволено жениться на жене приемного сына (см.: Коран 33: 36–51), или: захваченое у врага недвижимое имущество все переходит в мое распоряжение (см.: Коран 59: 7), или: мне Бог позволил не соблюдать клятвы, данные женам (см.: Коран 66: 1–2), а еще позволил самому устанавливать очередность их посещения (см.: Коран 33: 51) и т.д.

Задумайтесь: в Библии перечисляются несколько десятков пророков, а именно: Моисей, Аарон, Самуил, Давид, Гад, Нафан, Самей, Ахия, Иуй, Адда, Илия, Одед, Елисей, Михей, Иона, Исаия, Иеремия, Варух, Иезекииль, Аггей, Захария, Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Малахия, Иоанн Креститель. Многие из них оставили записанные ими книги с откровениями, о жизни и откровениях других сообщают библейские исторические книги – и ни один из подлинных пророков Божиих ни разу не изрекал подобного. Более того, как мы уже показали, и малая корысть, даже в мыслях, считалась тягчайшим грехом.

И корысть, увы, не единственное, что отличает Мохаммеда от библейских пророков.

Ни один из них не брал себе в жены девятилетнюю девочку, как Мухаммед – Айшу; ни один не подвергал пленных пыткам, как Мухаммед – Кинана; ни один не насиловал женщин, захваченных во время боя, как Мухаммед – иудейку Райхану; ни один не заставлял признавать себя пророком под угрозой смерти; ни один не посылал наемных убийц, чтобы под покровом ночи расправиться с оппонентами, как Мухаммед – с Каабом ибн Ашрафом, Асмой бинт Марван, Абу Афаком, ал-Харисом ибн Сувайдом, Умм Кирфой и Абу Рафии; ни один не занимался грабежом, как Мухаммед, нападавший на караваны; ни один не считал возможным нарушать данные им клятвы.

Как видим, отличие Мухаммеда по мусульманским же рассказам от истинных пророков Божиих весьма существенное.

Наконец, главное отличие Мухаммеда от истинных пророков Божиих: он был не способен творить чудеса. Ему многократно арабы-язычники говорили: сотвори чудо – и мы поверим в тебя. Однако Мухаммед все время отговаривался тем, что творить чудеса может только Аллах, а сам он всего лишь «увещеватель». Вот пример из «Сирата» Ибн Хишама, когда курайшиты просили хоть каким-либо знамением подтвердить его пророческие притязания: «Они сказали: Попроси своего Господа, чтобы он послал вместе с тобой ангела, который подтвердит твои слова и защитит тебя… Тогда мы убедились бы в твоем высоком положении при Господе твоем». И Мухаммед ответил им: «Я этого не сделаю… Господь не посылал меня к вам за этим. Аллах послал меня вестником и увещевателем». Они сказали: «В таком случае, опускай на нас небо кусками! Как ты утверждал, Господь твой, если захочет, сделает это. Мы не поверим в тебя, пока не сделаешь». Мухаммед ответил: «Это уже дело Аллаха. Если он захочет сделать это с вами, сделает». Они сказали: «О Мухаммед! Разве не знал твой Господь, что мы будем сидеть с тобой и спросим тебя о том, о чем спросили, и потребуем то, что потребовали? Пусть бы пришел к тебе и научил, как отвечать на наши расcпросы, как поступить с нами, если не примем то, что ты принес?».

И в Коране об этом ясно сказано: «Те, которые не уверовали, говорят: “Почему ему не ниспослано знамение от его Господа? Но, воистину, ты – всего лишь увещеватель”» (Коран 13: 7); «И сказали они: “Не поверим мы тебе, пока ты не изведешь нам из земли источника, или будет у тебя сад с пальмами и виноградом… или спустишь на нас небо, как говоришь, кусками, или придешь с Аллахом и ангелами пред нами, или будет у тебя дом из золотых украшений, или ты поднимаешься на небо… Скажи: «Хвала Господу моему! Разве я только не человек-посланник?» (Коран 17: 90–93). Будь Мухаммед действительно чудотворцем, будь все легенды о чудесах, описанных в позднейших мусульманских преданиях, действительно верны, ему не составило бы труда ответить на эти вопросы. Но в каком бы месте Корана ни задавался Мухаммеду вопрос, может ли он повторить чудеса предыдущих пророков, ответ был всегда неизменен – нет.

Впрочем, даже если и происходили те чудеса, которые приписаны Мухаммеду в мусульманском предании (а они, как правило, все происходили только при «своих»), то сама невозможность для него сотворить чудо именно тогда, когда этого просили как знака подтверждения, что он действительно от истинного Бога, весьма симптоматична. Пророки Вааловы, которые вышли состязаться с пророком Илией, в другое время тоже могли творить чудеса магической силой – этим объясняется то, сколь уверенно они пошли на состязание. Но как только вопрос встал об истинном Боге, они оказались бессильны (см.: 3Цар 18).

Следующее принципиальное отличие – форма призвания к пророчествованию. Для библейских пророков совершенно немыслимо то, что рассказывается о Мухаммеде: ночью ему явился некто страшный и без предисловий начал мучить его, заставляя читать, притом что Мухаммед, как уверяют мусульмане, был неграмотным.

Вот как это описывается: «Когда наступил этот месяц… посланник Аллаха отправился к горе Хира… Когда наступила ночь… принес ему Джибрил веление Аллаха. Посланник Аллаха рассказывал: “Явился мне Джибрил, когда я спал, с парчовым покрывалом, в которое была завернута какая-то книга и сказал: «Читай!» Я ответил: «Я не умею читать». Тогда он стал душить меня этим покрывалом, так что я подумал, что пришла смерть. Потом он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я ответил: «Я не умею читать». Он опять стал душить меня им, и я подумал, что умираю. Потом он отпустил меня и сказал:»Читай!» Я ответил: «Что читать?», желая только избавиться от него, чтобы он не стал опять делать со мной то же, что раньше. Тогда он сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! Ведь Господь твой щедрейший, который научил тростинкой для письма человека тому, чего тот не знал»» (Коран 96: 1–5).

После этого душитель исчез, а Мухаммеда охватило такое отчаяние, что он решил покончить жизнь самоубийством. Но когда уже собирался спрыгнуть с горы, он снова увидел того же духа, испугался и в страхе прибежал домой, где рассказал о видении своей жене Хадидже, сказав: «О Хадиджа! Во имя Аллаха, я никогда ничего так не ненавидел, как идолов и предсказателей, и я боюсь, что сам должен стать предсказателем… О Хадиджа! Я слышал звук и видел свет, и я боюсь, что сошел с ума» (Ибн Саад. Табакат. Т. 1. С. 225).

Та отправилась к своему двоюродному брату-христианину Вараке, и он истолковал видение в том смысле, что это было явление архангела Гавриила, который якобы являлся всем пророкам, и что Мухаммед также, следовательно, является пророком единого Бога.

Ни одного истинного пророка ни Бог, ни ангел не мучили и не пытали, заставляя подчиниться призванию. Ни у кого Бог не ломает воли. Напротив. Вот Моисей, подойдя к горящему кусту, слышит голос Божий, и Господь, во-первых, представляется: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3: 3), а после этого предлагает: Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3: 6). Моисей поначалу не решается: Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? (Исх 3: 8). Но Бог не начинает его душить, как некто Мухаммеда, а убеждает словесно, поддерживает: Я буду с тобою, и вот тебе знамение (Исх 3: 11). И Моисей, убежденный и укрепленный Богом, решает вступить на пророческий путь.

Вот призвание Иеремии. Первым делом Господь ему объявляет, кто Он: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя (Иер 1: 5) и после объявляет о пророческом служении. И пророк Иеремия также сначала сомневается в своих силах: О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод (Иер 1: 6). Но и здесь любящий Господь не начинает его мучить и пытать, а убеждает и ободряет словесно: Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои (Иер 1: 8–9).

А пророку Иезекиилю было явлено само видение Божией славы, так что он со смирением пал на лице свое. И что же сказал ему Господь? В те времена, когда даже перед земными царями простолюдинам не дозволялось говорить стоя, Бог объявляет: Сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою (Иез 2: 1), и снова убеждает и укрепляет словесно: Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным… А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их… слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе (Иез 2: 3, 6). И затем пророку дается небесный свиток, и я съел, и было в устах моих сладко, как мед (Иез 3: 3).

Также и пророку Исаие было видение: В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… И сказал я: горе мне! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис 6: 1, 5–7). Заметьте, пророк не сообщает ни о какой боли от прикосновения очищающего небесного огня, ибо огонь этот не причиняет боли, как и чудесный благодатный огонь, сходящий каждый год на Гробе Господнем в Иерусалиме, как и небесный свиток пророка Иезекииля оказался сладок, как мед. Еще важнее то, что ни Бог, ни серафим не заставляют Исаию становиться пророком, не навязывают свою волю и не ломают насилием волю пророка – все происходит совсем наоборот: И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Ис 6: 8).

Некоторые мусульманские полемисты, дабы оправдать Мухаммеда, ссылаются на эпизод борьбы с Богом праведного Иакова, а также на то, что, якобы «Бог силой заставил упорствовавшего пророка Иону принять откровение свыше и сообщить его жителям Ниневии: Он воздвиг бурю на море и повелел киту проглотить его». Но говорить это может лишь тот, кто не знает либо сознательно искажает текст Священного Писания. Ибо Бог является Иакову не для того, чтобы призвать его к пророчествованию: И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари (Быт 32: 24). Ясно видно, что Бог ничего не требует от него и не заставляет принять Свою волю. Но еще важнее то, что состязание Иакова с Богом закончилось прямо противоположно тому, чем закончилось состязание духа с Мухаммедом, – победил Иаков: И, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал : отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал : отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт 32: 25–28).

Здесь вполне уместно спросить: кто сильнее – Бог или человек? Разумеется, Бог. Тогда почему победил Иаков? Разумеется, только потому, что этого пожелал Бог. Святые отцы Православной Церкви приводили этот текст как пример отношения Бога к человеческой свободе. Он, признавая Свой дар – свободу человека, не ломает ее, а уступает ей. Итак, пример Иакова, напротив, доказывает, что тот, кто явился Мухаммеду в пещере, был не от Бога Иакова.

Что же касается пророка Ионы, то мусульманские апологеты путают читателя. Господь послал кита проглотить Иону не как наказание или муку, а как спасение ему, когда моряки бросили за борт пророка во время шторма: И взяли Иону и бросили его в море… И повелел Господь большому киту поглотить Иону (Ион 1: 15, 2: 1). Это во-первых. А во-вторых, утверждения о том, что при этом у пророка во чреве кита «условия для свободного выбора и размышления были не слишком комфортны» являются собственными домыслами мусульман. Нигде в книге пророка Ионы о каких-либо «некомфортных условиях» не сказано. Само нахождение Ионы во чреве кита было чудом, которое, кстати, признается и Кораном, а в условиях чуда, как мы понимаем, для Бога не сложно было сделать пребывание для пророка во чреве кита не менее, а то и более комфортным по сравнению с нашим. Вся вторая глава книги пророка Ионы посвящена его молитве, произносимой из глубины морской, но и в этой молитве он нигде не жалуется на «некомфортные условия китового чрева», которые якобы, как пытаются представить мусульмане, вынудили пророка дать согласие. Напротив, эта молитва как раз свидетельствует о раскаянии Ионы и добровольном решении следовать воле Божией. И, наконец, в-третьих: даже если бы условия и впрямь были «некомфортными» (хотя ни Библия, ни сам пророк не говорят об этом), все же «некомфортные условия» и пытка – это совсем разные вещи. Ни Библия, ни даже Коран не говорят о том, что Ионе во чреве кита являлся ангел и душил его, заставляя принять волю Бога. Вот в таком бы случае аналогия между призванием Мухаммеда и Ионы была бы справедливой. Однако же ни того, ни другого, ни третьего нет: И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита… И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Ион 2: 1–2, 11).

Итак, видны три принципиальных отличия призвания Мухаммеда. Во-первых, дух, явившийся ему, не представился, кто он и от кого, почему сам потерпевший и заподозрил в нем дьявола. Во-вторых, этот дух сразу же начал мучить, заставляя подчиниться: «стал душить меня этим покрывалом, так что я подумал, что пришла смерть». И, наконец, в-третьих, результатом этой инициации было то, что Мухаммед впал в отчаяние и решил покончить самоубийством – ни один истинный пророк не испытывал желания покончить собой после видения Бога или Его подлинных ангелов!

Параллелей данного способа «откровения» в Священном Писании христиан с Кораном не усматривается. Зато усматриваются некоторые параллели с призыванием шаманов, когда на человека находит некая сила и заставляет его стать проводником своей воли в мир и своим служителем в миру. Как известно, шаманами никто не становится по своей воле. Шаманы избираются потусторонними силами для службы им, после чего духи заставляют, в том числе и мучениями (так называемая «шаманская болезнь»), кандидата принять определенную им миссию3. Видна основная параллель и в призвании Мухаммеда, и в призвании шаманов – насилие над личностью, желание силой и мучениями заставить человека принять чуждую ему волю. Эту параллель отмечали и светские исследователи, например, Мирча Элиаде4, М.Б. Пиотровский5, Е.А. Резван со ссылкой на И.Н. Винникова6.

Разумеется, параллели не означают тождества. Тем не менее они дают пищу для размышлений.

Кроме того, ни один библейский пророк, в отличие от Мухаммеда, не подвергался воздействию чародеев и колдунов. Жена Мухаммеда Айша рассказывала: «Колдовство подействовало на пророка так, что он начал думать, будто делал вещи, которых на самом деле не делал», потом ему приснился сон, где явились два человека и рассказали, что это следствие чар, наведенных Лубайдом бен ал-Асамом (Бухари, 4.54.490). В другом хадисе объясняется, что под воздействием чар ему казалось, что он имел сексуальное общение со своими женами, тогда как на самом деле этого не было (Бухари, 7.71.660).

Было и такое: Мухаммед, сообщая полученное откровение, вдруг объявил языческих богинь ал-Лат, ал-Уззу, и Манат истинными заступницами, «на чье заступничество должно уповать». Как гласит мусульманское предание, вечером Джибрил (Гавриил) явился и сказал ему, что слова эти исходили от сатаны. Мухаммед испугался, но Джибрил успокоил его уверением, что сатана якобы всегда пытается вмешаться в божественные откровения, и дал ему правильный текст, в котором, напротив, осуждались эти ложные богини (Коран 53: 21–23). Эта история записана почти во всех ранних биографиях Мухаммеда (кроме одной). Ее можно найти в работах Ибн Исхака, ал-Вакиди, Ибн Саада, ал-Балазури, ат-Табари и аз-Замахшари.

Кроме того, для оправдания Мухаммеда в Коране говорится: «И не посылали Мы до тебя никакого посланника или пророка без того, чтобы, когда он предавался мечтам, сатана не бросил в его мечты чего-либо, но Аллах стирает то, что бросает сатана, потом Аллах утверждает Свои знамения» (Коран 22: 52).

Но всякий, знающий Божественное откровение, засвидетельствует, что как раз напротив – никогда ни у одного подлинного пророка Божия, когда он изрекал откровения или видел божественные видения, не было таких происшествий, ибо сатана боится подступить к нему и бессилен повредить делу Божиему. Ни один пророк Божий никогда не подвергался воздействию бесовскому так, чтобы грезить наяву и видеть то, чего не было.

Для христианина и образы «откровений» Мухаммеда, и его действия очень напоминают состояния духовной прелести, возникающие в результате воздействия на человеческую природу падших духов. Многие православные подвижники предупреждали об этой опасности. Вот, например, что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Когда злой дух прелести приближается к человеку, то возмущает ум его и делает диким, сердце ожесточает и омрачает, наводит боязнь, и страх, и гордость, очи извращает, мозг тревожит, все тело в трепетание приводит»7.

А вот слова преподобного Григория Синаита: «Прелесть, говорят, в двух видах находит – в виде мечтаний и воздействий… Первая бывает началом второй, а вторая началом третьей еще – в виде исступления… Началом мнимого созерцания фантастического служит мнение… Второй образ прелести в виде воздействий вот каков: начало имеет она в сладострастии, рождающемся от естественного похотения… Распаляя все естество и омрачив ум сочетанием с мечтательными идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действия своего… В сем состоянии прельщенный берется пророчествовать, дает ложные предсказания, предъявляет, будто видит некоторых святых, и передает слова, будто ими ему сказанные»8.

Иногда мусульмане, пытаясь доказать, что Мухаммед был пророком, ссылаются на то, что он был успешным политиком и полководцем и многих обратил в свою веру. Это совершенно несерьезные аргументы: Александр Македонский и Чингис-хан были куда более великими правителями и полководцами, и оба, кстати, тоже, считали себя особенно связанными с высшими силами. Так неужели же поэтому мы должны признавать их притязания? Неужто сами мусульмане признают Чингис-хана пророком, а «Ясу» – откровением?

Итак, показано достаточно всесторонне и подробно, почему христиане не могут признать Мухаммеда истинным пророком Божиим. Серьезных причин для того, чтобы не признавать Мохаммеда пророком, много, и ни одной достаточной для того, чтобы признать таковым.

После упоминания этих имен следует говорить «разия-Ллаху ‘анху»

Как известно, после упоминания имён сподвижников (сахабов) Пророка (мир ему и благословение Аллаха) всегда произносятся слова «разия-Ллаху‘анху». Также эта формула пишется в тексте после имён сподвижников.

В переводе на русский язык эти слова означают «да будет доволен им Аллах». Как видно из смысла текста, эти слова представляют собой своего рода дуа за сподвижников. Поэтому произносить или писать их желательно каждому, кто упомянул или написал имена сподвижников.

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

«А опередившие других людей в вере и самые первые из числа мухаджиров (мусульман, переселившихся в Медину) и ансаров (жителей Медины, которые помогли Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)) и те, которые последовали за ними (таби’ины– последователи сподвижников) с искренностью в благих делах: доволен ими Аллах, и они довольны Им (Аллахом). И уготовал Он им райские сады, где под дворцами и деревьями текут реки – для их вечного пребывания в них. Это самый великий успех». (сура Ат-Тавба: 100)

Всевышний Аллах доволен сподвижниками и их последователями, потому что они повиновались Ему и ответили на призыв Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Также они (сподвижники и их последователи) благодарны Всевышнему Аллаху за ту награду, которую Он уготовал им в виде райских садов, где под дворцами и деревьями текут реки.

Исходя из этого, большинство учёных посчитало желательным произнести слова «разия-Ллаху ‘анху» и после упоминания имён таби’инов и других саляф ас-салих (праведных предшественников). Более того, нет ничего предосудительного в произнесении этих слов после упоминания любого праведного мусульманина вне зависимости от того, жив он или мертв, ибо это есть нечто иное, как дуа, чтобы Аллах был доволен этим человеком.

Однако согласно мнению большинства учёных, распространение получила традиция, в соответствии с которой слова «разия-Ллаху‘анху» стали использоваться не только в сочетании с именами сподвижниками, но и в отношении таби’инов, всех праведных предшественников, шейхов и праведников.

Имам Ан-Навави пишет об этом следующее:

«Желательно (мустахабб) просить довольства и милости для сподвижников, таби‘инов и тех, кто был после них– из числа учёных, ‘абидов (упорно поклоняющихся Всевышнему) и других праведников. Следовательно, после их упоминания произносятся слова «разия-Ллаху‘анху» (да будет доволен им Аллах), «рахимаху-Лллах» (да смилуется над ним Аллах) или другие подобные слова.

А что касается мнения некоторых учёных, что слова «разия-Ллаху ‘анху»должны использоваться только в отношении сподвижников, а по отношению к остальным должны использоваться только слова»рахима-ху-Лллах», то оно не соответствует действительности, и с ним нельзя согласиться.

Напротив, правильным является мнение, с которым согласно большинство учёных, что слова «разия-Ллаху ‘анху» желательно использовать не только по отношению к сподвижникам.

Если упоминается имя сподвижника, у которого и отец является сподвижником, в таком случае говорят: «Разия-Ллаху ‘анхума» (да будет доволен ими обоими Аллах). Например, после упоминания Ибн ‘Умара (сын ‘Умара) говорят «разия-Ллаху ‘анхума» (да будет доволен ими обоими Аллах).

Также говорят после упоминания Ибн‘Аббаса, Ибн Аз-Зубайра, Ибн Джа‘фара, Усамы ибн Зейда и других подобных им сподвижников, чтобы включить в дуа этого сподвижника и его отца». («Аль-Маджму‘ шарх Аль-Мухаззаб»)

Следует отметить, что если человек произносит эти слова, то есть говорит: «Аллах доволен таким-то человеком», не подразумевая под этими словами дуа, а просто констатируя тот факт, что Аллах доволен этим человеком, в таком случае слова «разия-Ллаху‘анху» допускается использовать только по отношению к сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Кроме всего этого, существует необходимый этикет, который должен соблюдаться, когда человек пишет имена наших праведных предшественников. Эти великие люди получили известность благодаря своему служению Исламу, и они заслуживают определённого уважения. И подобающее отношение к их именам является выражением нашего к ним уважения и почтения.

Тем не менее, некоторые люди, в том числе те, кто обладает определёнными религиозными знаниями, имеют привычку сокращать формулу дуа, которая обычно пишется после их имён аббревиатурами, например, так: «р.а.» и «а.с.».

Намного хуже этого – использование акронима «с.а.с.» и тому подобного по отношению к Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является величайшим человеком и заслуживает большего уважения.

Джалалуддин Ас-Суюти пишет об этом следующее:

«Порицается ставить знаки в виде одной или нескольких букв вместо написания благословения и приветствия (салята и саляма) после упоминания имени Пророка (мир ему и благословение Аллаха), подобно тому, кто пишет: с.а.с. Напротив, необходимо писать это полностью! Передаётся, что первому, кто так сократил написание салавата, была отрезана рука». («Тадриб ар-рави фи шарх Такриб ан-Навави»)

На сегодняшний день полное написание салавата, слов «разия-Ллаху‘ анху», «рахима-ху-Лллах» или «‘алайхиссалям» не займёт у человека много времени и не потребует дополнительных усилий, особенно когда он набирает текст на компьютере или на другом современном устройстве.

Практически все текстовые редакторы дают возможность сохранить эти формулы в быстром наборе или в памяти аппарата. Более того, на клавиатуре можно использовать готовые сочетания (комбинации) клавиш для написания этих слов в полной форме.

Известный таби‘ин Джа‘фар Ас-Садик (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Ангелы продолжают посылать благословение тем, кто написал «да смилуется над ним Аллах» или «да благословит его Аллах и приветствует», до тех пор, пока эти чернила остаются на бумаге». («Тадриб ар-рави фи шархТакриб ан-Навави»).

Исходя их всего вышеприведённого, каждому, кто произносит или пишет имена Пророков (мир им), в том числе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение е Аллаха), его сподвижников, их последователей (таби‘инов) и остальных праведных предшественников (да будет доволен ими всеми Аллах), следует обращать особое внимание на правильность и полноценность форм, произносимых после их упоминания дуа.

Салаўат — благословения на пророка Мухаммада (ﷺ)

Каждый мусульманин должен благодарить Аллаhа за оказанную ему честь быть среди общины досточтимого пророка Мухаммада ﷺ.

Рабам Аллаhа, которые любят Его, Всевышний приказал следовать за посланником Аллаhа ﷺ. В наши дни следование за Мухаммадом ﷺ означает необходимость придерживаться его благословенной сунны. Аллаh сообщает, что тех, кто будет поступать подобным образом, Он возлюбит и простит их грехи. Аллаh говорит в Кур`ане:

«Скажи: «Если вы любите Аллаhа, то следуйте за мной, и тогда Аллаh возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллаh – Прощающий, Милосердный».

(3:31)

Всевышний Аллаh любит нашего досточтимого пророка ﷺ, и Он сообщает нам об этом в Кур`ане:

«Воистину, Аллаh и Его ангелы благословляют пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром».

(33:56)

Этот аят говорит не только о том, что Аллаh оказывает милость Своему пророку ﷺ, благословляет и возвышает его, но и приказывает всем мусульманам при упоминании имени посланника Аллаhа ﷺ произносить благословение (салят) в его адрес и приветствовать его с миром (салям).

Слово «салят» (во множественном числе салаўат) имеет множество значений – это обязательная молитва мусульманина – намаз, мольба – ду`а, благословение, просьба о прощении грехов, восхваление, прощение, возвеличивание. Учёные разъяснили, что это слово приобретает различные значения в зависимости от того, кто воздаёт салят. Если Аллаh воздаёт салят, то это означает оказание милости Своему рабу, вознаграждение и восхваление его, возвышение на более высокую степень. Если ангелы воздают салят, то это значит, что они просят Аллаhа о прощении, просят Аллаhа, чтобы раб поднялся на более высокую степень, по воле Аллаhа спешат помочь рабу Аллаhа. Если верующие воздают салят, то это значит, что они делают ду`а за пророка ﷺ, восхваляют его.

Слово «Салям» также имеет множество значений: мир, спокойствие, безопасность от гнева Аллаhа, благополучие, приветствие, здоровье. Салям является лучшим приветствием, и поэтому мусульмане при встрече и расставании говорят друг другу: «АсСаляму `алейкум!» — «Мир Вам!». И потому при упоминании имени пророков мы приветствуем их Салямом.

Ученые разошлись во мнениях по вопросу о необходимости произносить салят после упоминания имени пророка Мухаммада ﷺ. Одни говорят, что является обязательным – фард, после каждого упоминания имени пророка ﷺ произносить салят, причем это обязательно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто слушает. Другие говорят, что это необходимо (ўаджиб). Третьи говорят, что если в каком-то собрании кто-то один раз скажет салят, то этого достаточно. Но при всём разнообразии мнений все утверждают, что нужно произносить благословения в адрес пророка ﷺ.

Тем мусульманам, которые произносят благословение на нашего пророка ﷺ Аллаh обещает большие награды: Он прощает их грехи, возвышает на более высокую степень и увеличивает воздаяние за добрые дела в десять раз.

«Приводится со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Того, кто произнесёт на меня благословение, Аллаh благословит его десять раз».

Приводят Муслим, Ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ан-Насаи

Однажды посланник Аллаhа ﷺвышел к своим сподвижникам с радостным лицом и сообщил, что Джибриль (Мир ему!) принёс ему такую хорошую весть: «О посланник Аллаhа! Не обрадует ли тебя весть, что для человека из твоей общины, который воздаст тебе одно благословение, я десять раз попрошу прощение, а если он поприветствует тебя один раз, я поприветствую его десять раз?»

Хадис приводит Ан-Насаи

Эти сообщения указывают на высокое положение пророка Мухаммада ﷺ перед Аллаhом и Его ангелами.

Благословения, которые мы произносим на пророка ﷺ, приносят пользу, прежде всего, нам самим. Мы удостаиваемся за это милости и благословения Аллаhа, прощаются наши грехи, увеличивается награда за добрые дела, происходит обогащение нашего духовного мира. И что очень важно, в Судный день мы окажемся близкими к любимцу Аллаhа – пророку Мухаммаду ﷺ. А насколько ценна эта награда можно полностью понять только после наступления Судного дня.

«Приводится со слов `АбдуЛлаhа ибн Мас`уда , да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Самыми близкими из людей ко мне в Судный день окажутся те, которые чаще других произносили на меня благословения».

Приводит Ат-Тирмизи

Одним из условий обретения совершенства веры является утверждение в душе любви к посланнику Аллаhа ﷺ. Мы должны любить посланника Аллаhа ﷺ больше, чем всех остальных людей, и даже больше, чем самого себя.

В следующем хадисе приводятся слова наилучшего салаўата, который мы произносим во время каждой молитвы.

«Сообщается, что Абу Мухаммад Ка`б бин `Уджра , да будет доволен им Аллаh, сказал: «Однажды пророк ﷺ, вышел к нам и мы сказали: «О посланник Аллаhа, мы уже знаем, как приветствовать тебя, но как нам обращаться к Аллаhу с мольбами за тебя?» На это пророк ﷺ сказал: «Говорите: «O Аллаh, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибраhима и семейство Ибраhима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллаh, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибраhиму и семейству Ибраhима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!» (Аллаhумма, салли `аля Мухаммадин ўа `аля али Мухаммадин кямa салляйта `аля Ибраhима ўа `аля али Ибраhима, иннакя Хамидун Маджид! Аллаhумма, барик `аля Мухаммадин ўа `аля али Мухаммадин кяма баракта ‘аля Ибраhима ўа `аля али Ибраhима, инна-кя Хамидун, Маджид!)

Приводят Аль-Бухари и Муслим

У некоторых невежественных людей вызывает удивление повеление произносить благословения на пророка ﷺ и на его семью. Шайтан увеличивает им их сомнения, говоря, что это такие же люди, как и мы, зачем нам их возвеличивать? Но, прежде всего, отбрасывая все сомнения по этому поводу, мы говорим, что мы возносим благословения потому, что так повелели нам Аллаh и Его посланник ﷺ. Так поступали сподвижники посланника Аллаhа ﷺ и другие праведные предшественники. К этому призывает нас наша благодарность перед пророком ﷺ, который донёс до людей божественное откровение, испытывая при этом невероятные трудности и испытания. Посредством его мы стали мусульманами, получили надежду на милость Аллаhа и Его прощение. И мы надеемся на обретение наград за наши салаўаты и на заступничество пророка ﷺ в Судный день.

Те же, кто не произносят салаўат, являются жадными, да убережёт Всевышний Аллаh нас от этого.

«Передают со слов `Али , да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Скупцом является тот, кто не призывает на меня благословения, когда обо мне упоминают в его присутствии».

Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис» Али Воронович

Публикации на данную тему:

  • Любовь к Посланнику Аллаhа, да благословит его Всевышний Аллаh и приветствует!

13.01.2015 Мухаммад ﷺ 17салаўат 2статьи 165

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *