Почему муж не хочет венчаться?

– Здравствуйте, у меня такая проблема, муж не хочет венчаться. Живем уже три года, двое детей. Что делать, не знаю.

На вопрос отвечает иерей Сергий Скузоваткин:

– Ваша озабоченность понятна. Каждая женщина желает, чтобы в ее семье было единомыслие и полное единодушие. Однако, при вступлении в брак редкие люди пытаются привести под единый знаменатель вопросы религиозного характера. Крестить детей, посещать храм, вызывать на дом священника – все эти темы могут стать камнем преткновения, и они только обостряются с годами.

Итак, муж не хочет венчаться. А что такое венчание? С какой целью люди стремятся к этому Таинству? Должен сказать, что многие заблуждаются, считая венчание обязательной процедурой, усиливающей или узаконивающей гражданский брак, зарегистрированный в ЗАГСе. Это не так. Вы сейчас находитесь в полноценном браке как с точки зрения закона, так и с точки зрения Церкви. Таинство церковного брака не усиливает гражданский брак, а являет нечто другое.

В Венчании православным супругам, живущим церковной жизнью, преподается помощь Божия именно для усиления крепости их христианской жизни. Тот, кто исповедуется и причащается Святых Таин, соблюдает посты, считая эти и другие церковные правила обязательным делом своей жизни, соединяется с единомысленной супругой (супругом) для соединения со Христом, образуя малую Церковь. Если один из супругов не собирается вести такую святую семейную жизнь, у которой свои принципы, интересы, радости и ограничения, то венчания быть не должно.

Мы, священники, прежде чем обвенчать молодых (и не очень) людей, рассказываем им о христианской жизни, спрашиваем, хотят ли они так жить. Жить, по сути, для Бога. И детей рожать для Бога. И если выясняется, что один из супругов идет под венец из солидарности или по настоятельному уговору, то венчание не состоится.

Итак, брак у вас полноценный, дети законнорожденные, а венчание должно состояться лишь тогда, когда вы оба будете иметь не только желание принять церковный брак, но и готовность использовать благодать Таинства брака по назначению – то есть жить по-христиански. А начать, мне кажется, надо с того, чтобы усилить свою христианскую жизнь, воспитывать детей в христианском духе, молится о том, чтобы Господь даровал мужу веру и стремление к Истине. Мне думается, что это будет иметь успех и принесет свои плоды. Помоги Господь!

Вот и состоялось ваше венчание перед Самим Богом. Его рукой, рукой Творца вы соединились сегодня. А что Бог сочетал, то человек да не разлучает.
Пройдет время и, может быть, многое вами забудется из сегодняшнего дня, но какие-то вещи забывать вы не вправе. Не забывайте то чудо, которое совершил Господь и сегодня, и в Кане Галилейской. Не забывайте, что не случайно, действительно первое Свое Чудо перед всеми людьми Он совершил не где-либо, а во время свадьбы, во время брака, как об этом сказано в Евангелии от Иоанна. Почему? Потому что брак является иконой, образом. Это образ соединения Церкви и Христа. А значит эта икона в полную силу претворится, станет реальностью только в Царствии Божием.
Все иконы обретут как бы третье измерение. Вы знаете, что иконы у нас как правило двухмерны. Они в плоскости имеют два измерения и, следуя традиции, мы не пытаемся изобразить на них третье измерение, чтобы получилась картина, где все «как будто кажется живым”. Этого делать нельзя, нельзя что-либо делать в Церкви — «как-будто”, имитируя. Потому что, живыми, полностью живыми иконы должны стать в Царствии Божием.
И в Царствии Божием ваш брак, который тоже есть икона, он тоже обретет полноту, потому что именно там вы сложите свои венцы. Те брачные венцы, которые сегодня на вас были одеты, их вам надо донести до Царствие Божия. Наверное, когда вы шли эти три круга вокруг аналоя, вам казалось, что сейчас упадет венец с головы, который лежит не так уж ровно, или произойдет еще что-то непоправимое. А ведь руками не поправишь – в одной руке свеча, а в другой – рука того, с кем вы связали свою жизнь. И вы чувствовали, как тяжело, на самом деле, нести брачный венец. И также тяжело его нести и в жизни. Иногда захочется забыть о нем, отстранится от него. Хочется, когда наступает усталость, его сорвать со своей головы и куда-нибудь там спрятать в угол, сказать: «все, хватит, больше не надо”. Нет, этого уже сделать нельзя. Нельзя, потому что с иконой надо обращаться по-особому. Обращаться так, что бы она жила.
Вот кто-то работает с компьютерами и знает как с ними обращаться. И знает, как по-разному происходит это обращение у других людей. Один делает на компьютере что-то красивое, делает расчеты или рисунки. А другой компьютером гвозди забивает. Поскольку не знает, что с ним делать. Вот так же и с иконой. Если мы не знаем, как надо поступать с иконой, то она может разбиться. Она может потемнеть, потерять свой свет, превратится в простую доску.
Ваша задача – икону нести такой светлой, какой сегодня она вам дана. И помнить, что то, что сегодня произошло – действительно есть чудо. Это чудо может продолжаться каждый день, каждый день оно может возобновляться, удивлять вас, радовать, веселить, — как слышали вы сегодня: «и да возвеселится жена о муже своем”. Почему? Да потому что это веселие того брачного пира, который есть в Царствии Божием.
Мы пытаемся представить себе Царство Божие, и у нас это никак не получается, потому что мы начинаем с того, что пытаемся себя туда поместить. А вы поместите туда святых, Христа, Матерь Божию, апостолов, которые празднуют, у которых идет пир, свадебный пир. И вот тогда это можно представить – это веселие и радость. И пусть это веселие и радость хранится у вас, в вашей семье, в ваших детях. И дай вам Бог любви, на всю вашу жизнь! Аминь!

Венчание — это один из главных ритуалов свадебного обряда среди верующих людей. Как оно проходит, и что нужно знать о венчании – читай на Ivona!

Венчание – это, прежде всего, церковный ритуал. Соответственно желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Перед церемонией нужно исповедаться и причаститься, что обычно советуют сделать за три-четыре дня до венчания, однако можно совершить эти обряды и в сам день заключения небесного брака.

Желательно пригласить двух свидетелей, но это не обязательное условие. Скорее, свидетели во время венчания – дань традиции. В народе верят, что только взрослые люди, женатые, знакомые с семейной и супружеской жизнью могут быть свидетелями во время венчания. Когда вы крестите ребенка, то крестные родители становятся наставниками чада. Так же и во время венчания – свидетели должны духовно руководить новой семьей.

Что нужно иметь для совершения венчания?

Икону Спасителя.
Икону Божией Матери.
Обручальные кольца.
Венчальные свечи (продаются в храме).
Белое полотенце (рушник, который стелят под ноги).

Обручение перед венчанием

Венчанию предшествует обязательный обряд обручения. Священник в храме трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, а после этого надевает кольца на палец жениху и невесте.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем ради нее; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды, а иногда кольца меняет сам священник.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма и становятся на расстеленный на полу платок, перед ними лежат: крест, Евангелие и венцы. Теперь только начинается таинственное освящение супружества – само венчание. Священник произносит три молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Во второй он просит благословить, сохранить и помянуть брачующихся. Затем, в третьей молитве, священник обращается к Богу и умоляет Его, чтобы Он сочетал молодых, «венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева».

После этих молитв наступают самые важные минуты венчания. То, о чем священник молил Бога – благословить пару – как раз начинает происходить. Священник, взяв венец, дает жениху поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к нему. Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. Благословив таким же образом невесту, и дав ей поцеловать образ Пресвятой Богородицы, украшающей ее венец, священник венчает и ее.

После этого настает самая торжественная минута венчания. Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет пару. Церковь, благословляя брак, считает молодых родоначальниками новой христианской семьи.

Следующий шаг: новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву Отче наш. После этого приносится чаша с красным вином. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом. Священник три раза дает молодой паре выпить вина из общей чаши – сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка.

Сразу после этого священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, и сверху кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает в жены свою избранницу от самой Церкви, соединяющей их. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя (высокий четырехугольный столик).

После этого священник снимает венцы с супругов и читает молитвы. Теперь они могут поцеловаться. Последнее, что предстоит уже супругам на церемонии венчания – поцеловать иконы и крест, которые им дает священник.

Кому нельзя венчаться?

Нельзя венчаться, если кто-то из пары объявляет себя атеистом.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим человеком.

Церковь не разрешает венчаться больше трех раз.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания – кровное родство жениха и невесты.

ОДОБРЕНО

Издательским Советом Русской Православной Церкви

Предисловие

Венчание – не просто обряд, а одно из Таинств Церкви. Как через Таинство Крещения человек рождается для новой жизни, становится членом Церкви Христовой, так и в Таинстве Брака зарождается новая семья, и мужу и жене дается благодать для начала семейной жизни.

Что такое брак с духовной точки зрения, как подготовиться к этому Таинству – этим вопросам и посвящена данная книга.

В книгу вошли статьи современных авторитетных священников-богословов, в которых раскрывается глубокий духовный смысл Таинства Брака. Кроме того, в ней большое место уделяется практическим вопросам: как подготовиться к Таинству Брака, препятствия к церковному венчанию; дни, в которые совершается венчание; в каких степенях родства разрешается бракосочетание, что такое свойство (двухродное, трехродное) и т. д.

Отдельно разбираются чинопоследования обручения и венчания, разъясняется символическое значение обрядовой стороны Таинства (кольца, венцы).

Книга написана доступным языком и предназначена, прежде всего, для тех, кто пока еще далек от церковной жизни и, тем не менее, желает освятить свой брак через участие в церковном Таинстве.

Часть 1Таинство Брака

Чинопоследование Таинства Брака

В современной церковной практике чинопоследование Таинства Брака состоит из двух частей, следующих непосредственно друг за другом: обручения и венчания.

Как происходит обручение

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда перед Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать в притворе храма, тогда как священник находится в алтаре.

Чин обручения начинается каждением жениха и невесты. Затем священник трижды благословляет зажженными свечами сначала жениха, потом невесту, произнося: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа», и дает им свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свечей – начало духовного торжества. Огонь дает тепло, потому зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, являют радость встречи двух любящих людей, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию. Свечи даются в напоминание о евангельской притче, где говорится о том, что девы (т. е. девственники) выходили навстречу Жениху с возжженными светильниками (Мф. 25,1-12). Поэтому свечи не даются, если люди вступают в брак во второй или третий раз. Свечи должны гореть на протяжении всего последования Таинства Брака.

Каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Святого Духа, освящающего нас и совершающего святые Таинства Церкви.

Затем священник произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении Таинства Брака оно имеет и особое значение: брачующимся их брак представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие.

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. Диакон возглашает: «Миром Господу помолимся…»

Затем диакон произносит, между другими обычными прошениями, прошения о врачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте – это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества – благословенное рождение детей для продолжения человеческого рода. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных и положившему союзы любви. Первую молитву священник произносит вслух. В ней он молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. В этой молитве вспоминается благословенный брак Исаака и Ревекки (см. Быт. 24) и исполнение обетования Божия в их потомстве и испрашивается, чтобы жених и невеста стали друг для друга богоизбранными, подобно Исааку и Ревекке. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте, и всем присутствующим в храме преклонить свои головы пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Над кольцами особых молитв не читается. Перед обручением кольца кладутся в алтаре на святой престол, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

В древности вместо колец обручались перстнями, которые в то время являлись именными печатями. И жених, к примеру, давал свой перстень невесте для того, чтобы «приняв попечение о домашнем хозяйстве, имела чем запечатывать вещи, стоящие сбережения» (Климент Александрийский). Поэтому, взаимно отдавая свои перстни, жених и невеста свидетельствовали, что они вверяют друг другу свою честь, свои права и спокойствие. С этих пор они будут жить друг для друга, будут обмениваться друг с другом всем, – и эта взаимность между ними будет постоянная, бесконечная (как в перстне – круге – нет конца, так и союз супружеский должен быть вечен, неразрывен). Таким же вечным должен быть христианский брак. И даже смерть не может его разорвать.

Кольцо жениха – обычно золотое, символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе.

Кольцо невесты – серебряное, как подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом…

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал обручающимся Ангела Хранителя и руководителя в их новой жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание

Жених и невеста, держа друг друга за руки, с зажженными свечами, изображающими духовный свет Таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а их добрые дела будут, как фимиам, возноситься к Богу. Хор встречает их пением 127-го псалма, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословленное Богом супружество. Перед каждым стихом псалма хор поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Обрученные жених и невеста становятся на одно «подножие» (на разостланный кусок материи) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем – как счастливую, так и неблагополучную.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

«Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?» – спрашивает священник, и жених отвечает: «Имею, честный отче». – «Не связан ли ты обещанием другой невесте?» – «Нет, не связан».

Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою (имя жениха), которого видишь перед собою?» – «Имею, честный отче». – «Не связана ли обещанием другому жениху?» – «Нет, не связана».

Далее начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью – чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь», которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После великой ектении о душевном и телесном благосостоянии жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: «Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное, неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».

Во второй молитве священник молит Триединого Бога, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся: «Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины вокруг ствола своего, и, благоугодивши пред Тобою, да воссияют, как светила на небе, в Тебе, Господе нашем».

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей Церкви и вместе со всею Церковью – о благословении Божием – теперь совершается над бракующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца, и произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник произносит: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Украшенные венцами жених и невеста предстоят пред лицом Самого Бога и всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!». При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Венцы – знамения царской власти. Их возложением преподается брачующимся благословение соделаться родоначальниками, как бы князьями дома, царями всего будущего потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованною властью ко благу подвластных им. Помимо того, поскольку в древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака. «Венцы, – объясняет свт. Иоанн Златоуст, – полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т. е. в состоянии победителей похоти плотской. А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь и венец на главе своей?» В самом деле, что должны мыслить и чувствовать при возложении венцов брачующиеся лица, не сохранившие до брака своего целомудрия?.. Должны чувствовать себя недостойными венцов, и в этом глубоком сознании собственного недостоинства принять твердое намерение изгладить свои прежние грехопадения покаянием и богоугодными делами.

Словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!» – священник как бы говорит: «Господи! Как эта чета украшена теперь венцами, так украшай брачный союз этот во всю жизнь их славой и честью, всеми дарами Своего благословения: да сияют новые супруги в жизни чистотой и святостью, как сияют их венцы, – и да сподобятся венцов небесных, уготованных в будущей жизни победителям, побеждающим лукавые обычаи мира сего и всякую похоть, подаваемых за соблюдение супружеской верности, за подвиги христианские».

Так св. Церковь провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи – малой, домашней церкви и тайнодейственно низводит на брачующихся благодать Всесвятого Духа, освящающую их супружество, естественное рождение и воспитание детей. С этой минуты жених – уже муж своей невесты, невеста – жена своего жениха; с этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19,6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (Еф. 5, 20–33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене – это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу – подобие отношения Церкви ко Христу. Это – взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собой по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных Его последователей, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа – призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому – Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4–5).

Муж и жена – члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин. 2,1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и его освящении. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати Таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о

Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский: «Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино, – явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась» (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их – нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…». И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш», основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем (см. Мф. 6,9; Лк. 11, 2).

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После Молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца и Сына и Святого Духа и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом как пред Царем и Владыкой и, вместе с тем, Отцом нашим.

Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши – сначала мужу как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Общая чаша – знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни все у супругов должно быть общее, одни желания и намерения, и что все они должны делить между собою пополам: и счастье и несчастье, и радости и скорби, и труды и покой, и подвиги и венцы за подвиги.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает их руки епитрахилью и поверх нее кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие.

При первом обхождении поется тропарь «Исайе, ликуй…», в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь «Святии мученицы…». Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование…»

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного Таинства. Конечная цель и исполнение брака, как и всей нашей земной жизни, – в Царстве Божием. Помня об общем кресте, возложенном на них (Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6,2)), они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня.

По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

Меня очень часто люди склоняют к соучастию в одном обмане. Причем все это преподносится под благовидным, почти святым предлогом, против которого и протестовать — почти святотатство…

— Батюшка, пожалуйста, повенчайте нас, но только мы не будем регистрировать свой брак в ЗАГСе. Это все человеческие бумажки, ненужные штампы в паспорте, а для нас главное — Церковь и Бог.

Ну как здесь можно отказать, когда такое проявление веры!? Потом, правда, оказывается, что одной из главных причин такого брака была не крепкая вера, а банальная меркантильность — матерям-одиночкам дают хорошие пособия и глупо этим не воспользоваться. А еще потом эти венчанные «верующие» также легко расходятся, как и не венчанные (и Бог почему-то не спасает семью). И аргументы для развода такие же нелепые — «не сошлись характерами», нашел/ла другую женщину/мужчину.

Я лишь пару раз согласился на такой обман, в иных случаях отказываю, чем вызываю обиду на церковь (вначале обижаются что не венчают, потом обижаются что «не развенчивают»). Я, конечно ,монах и, пожалуй, многого не понимаю в семейной жизни, но в моем наивном восприятии любовь мужа к жене, либо жены к мужу, это как любовь родителей к детям и наоборот т.е., такая же крепкая. Наверное, все мечтают о своих детях как послушных, красивых, умных, а в реальности они могут быть простыми, не очень красивыми и даже капризными. Разве любовь от этого становится у родителей меньше? Отнюдь. Пожалуй даже и больше. Но почему этот принцип «не работает» в случае с мужем/женой? У меня нет ответа.

Ладно. Отложу в сторону свои идеалистические теории, и поговорим о печальной (и не очень) реальности. Конечно, я не враг счастью тех людей, которые ко мне обращаются за советом по поводу семейных трудностей. И в душе у меня не стоит монолитом тезис о нерасторжимости брака, о который будут разбиваться все человеческие трагедии. Но вот как определить, что вот эта ситуация — действительно трагедия и уничтожает человека, а здесь стоило бы проявить великодушие, стерпеть, проглотить горечь и все наладится? Это очень непросто.

Все осложняется еще и тем, что современная культура не учит людей аскезе. Она учит ни в чем себе не отказывать, убеждает попробовать в жизни все (как правило, под «все» подразумеваются разные пороки), и вообще жить «просто», «забить на все», в смысле не нести жизненных трудностей и ответственности. Ведь куда проще сделать аборт, чем родить и вырастить ребенка, проще развестись, а не сохранять брак с надоевшей женой/мужей, проще получать удовольствие от какой либо дури, а не удовольствие от большой семьи и.т.д.

В этом смысле интересны рассуждения некоторых воцерковленных, «венчанных» мужей насчет своих жен. Они всем рассказывают и учат, что жена должна «повиноваться своему мужу и во всем быть ему послушной», ведь так учит Библия, говорят они. И действительно, такие слова есть в священном Писании: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем».(Еф.5:22-24)

Но таки лукавят эти мужья, не договаривают. Дальше после этих слов, идет продолжение: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Говоря проще, мужья только в том случае вправе ожидать от жен уважение, любовь и послушание, когда сами готовы ради своей жены умирать каждый день, как Христос умер ради Своей Церкви. Уверен, любая жена с радостью будет слушать своего мужа, живи он так достойно и самоотверженно. А если выбрать позицию «я тут футбол буду смотреть, а ты, женушка, за детьми смотри, борщ вари и в магазин сбегай, ведь так написано в Библии», то увольте — это не христианская семья.

Я сейчас напишу страшную для осознания некоторыми, вещь. Люди дорогие, не идите вы на Венчание с мыслью, что Бог чудесным образом убережет вас от возможного развода или семейных конфликтов. Если вы не готовы на подвиг, на жертвенность, на великодушие ради счастья ваших близких, то никакое венчание, Причастие или молебны вам не помогут. Перестаньте к христианским таинствам относиться как к «бабушкиным заговорам» и магии. Крещение, Венчание, Исповедь и другие обряды направлены на то, чтобы СОДЕЙСТВОВАТЬ всему хорошему в вашей жизни. Если жизнь человека наполнена лукавством, то Бог не будет принимать Свое участие в такой жизни и ни какие обряды не помогут исправить ситуацию. Бог — это не Дед мороз с волшебными подарками. Бог это Отец и Учитель, который учит своих детей всему хорошему. Уверен, если так понимать жизнь и веру, то и трагедий в жизни будет меньше.

Счастья всем. 🙂

КСТАТИ

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также:

отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *