Почему надо верить в бога?

<strong>МОСКВА, 21 июл — РИА Новости, Артем Буденный.</strong> Без веры людей в Бога и их воли действие божественной благодати прекратится, как и чудеса, которые происходят по молитве к образам, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.Русская православная церковь во вторник отмечает праздник в честь иконы Богоматери «Казанская», одного из самых известных и почитаемых образов в России. Патриарх совершил в соборе Казанской иконы Божией Матери на Красной площади Казани богослужение, трансляция которого велась на сайте РПЦ.»Если вера пресечется, то и чудеса от образов прекратятся и источение благодати божией остановится. Без нашей воли и без нашей веры никаких чудес быть не может», — сказал патриарх Кирилл.По его словам, человек участвует в процессе своего спасения именно верой. «Когда Господь дает благодать, в том числе по ходатайству его Пресвятой матери, эта благодать может оказаться бездейственной, если ее не воспримет человек. У действия благодати, промысла Божиего, нет одностороннего движения. Никаким принуждением Господь не спасает людей», — подчеркнул предстоятель Русской церкви. Он отметил, что во время пандемии люди особенно нуждаются «в божественной помощи, в явлении чуда». «Как важно, чтобы обновлялась наша вера, чтобы мы с еще большей силой обращались к Господу и его Пресвятой матери, святым угодникам, чтобы наша молитва не омрачалась никакими сомнениями», — подчеркнул патриарх Кирилл.Если же у православных появляются сомнения в вере, патриарх Кирилл посоветовал обратиться к «дивной, героической истории» и вспомнить о многочисленных чудесах, «которые источала Пресвятая Богородица на тех, кто с верой обращал к ней свои молитвы», — подытожил предстоятель Русской церкви. Двадцать первого июля по новому стилю церковью было установлено празднование в честь явления Казанской иконы Божией матери. Кроме того, день Казанской иконы отмечается 4 ноября — в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году. С победой народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, положившей конец Смутному времени, связан и День народного единства.По преданию, вскоре после взятия Казанского ханства Иваном Грозным, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девочка Матрона увидела во сне Богородицу, велевшую откопать ее икону на пепелище, и 21 июля в указанном месте на глубине около метра действительно нашли икону.Верующие перенесли образ в ближайшую Никольскую церковь, а оттуда — в Благовещенский собор Казани, а на месте его обретения впоследствии по приказу царя построили Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала та самая Матрона, благодаря которой нашли икону. Список с Казанской иконы отправили в Москву Ивану Грозному. К XIX веку она стала в России любимой и почитаемой не меньше, чем древние Владимирская и Смоленская иконы. Ей были посвящены сотни храмов и монастырей.

Начало инфо-уроков на тему ПАРОНИМЫ и СПИСОК ПАРОНИМОВ .

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ВЕРУЮЩИЙ/ВЕРОВАВШИЙ — ВЕРЯЩИЙ/ВЕРИВШИЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов верующий/веровавший — верящий/веривший

2.Примеры словосочетаний с паронимом верующий/веровавший

3.Примеры предложений с паронимом верующий/веровавший

4.Примеры словосочетаний с паронимом верящий/веривший

5.Примеры предложений с паронимом верящий/веривший

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ВЕРУЮЩИЙ/ВЕРОВАВШИЙ — ВЕРЯЩИЙ/ВЕРИВШИЙ

ВЕРУЮЩИЙ/ВЕРОВАВШИЙ (устар.) причастия от глагола веровать; в значении существительного верующий, верующая.

Тот (та), кто признает существование бога; религиозный человек.

ВЕРЯЩИЙ/ВЕРИВШИЙ причастия от глагола верить.

1.Имеющий твердую уверенность, убежденный в чем-либо, в ком-либо.

2.Принимающий что-либо за действительное, истинное.

3.Доверяющий кому-либо, полагающийся на кого-либо.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ВЕРУЮЩИЙ

1)глубоко верующий человек

2)верующие люди

3)верующие старики

4)верующая старушка

5)верующая женщина

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ВЕРУЮЩИЙ

1)— Еще весной первую панихиду отслужила. — А вы верующая? — спросила Таня. (К.М.Симонов. Солдатами не рождаются)

2) Молитва — проникновенное обращение к Богу верующего человека, веками освященная традиция христианства.

3) Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви.

4) Каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова — но такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати.

5) «Мой отец был верующий человек и часто нам, детям, говорил: «Нельзя печалиться, зла держать. Если мы так живем, значит, где-то согрешили. Бог посылает нам испытания, и надо крепиться, радоваться тому, что живы, что все вместе». (Из письма раскулаченного крестьянина)

6) В посланиях к царю Алексею Михайловичу, к своим единомышленникам протопоп Аввакум выступает как трибун, как философ, верующий в торжество истины и бессмертие праведников.

7) В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга.

8) В день накануне Пасхи – Великую субботу – старые и молодые, верующие и колеблющиеся собираются в храмах на молитву.

9) Для верующего человека смерть без покаяния страшна.

10) По традиционным представлениям верующих людей без покаяния умирают только грешники.

11) Икона (в переводе с греческого «рисунок», «образ», «изображение») – изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания у верующих.

12) Слово паломничество означает путешествие верующими к «святым местам». Паломник – человек, совершающий это путешествие.

13) В молитвах верующий получает утешение в беде, учится терпимости и терпеливости в горе и неприятностях, снимают отрицательные эмоции, укрепляют принципы нравственности.

14) У верующих (православных) икона является предметом поклонения, к ней они обращаются с Молитвой.

15) Какую религию исповедует большинство верующих в составе народов, получивших национально-государственные образования в составе Российской Федерации?

16) К Рождественскому празднику верующие люди подготавливают себя сорокадневным постом, который называется Рождественским.

17) В долгий сезон мусульманского поста дыня служила основной едой для миллионов верующих и стала, так сказать, неотъемлемым атрибутом магометанского культа.

18) Кабаниха лишена таких черт верующего человека, как умение простить грех, в окружающих она видит прежде всего врагов, подозревает в них угрозу себе.

19) Красный (т.е. красивый) угол с иконами и говорил каждому входящему, что «тут люди добрые живут», т.е. верующие в Бога и боящиеся греха.

20) Священнослужитель должен быть наставником человеческих душ, нравственным примером для верующих.

21) Верующий человек — религиозный человек, верящий в существование сверхъестественных сил и существ и поклоняющийся им, т. е. совершающий культовые действия.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ВЕРЯЩИЙ/ВЕРИВШИЙ

1)не веривший глазам

2)не веривший в гибель жены

3)верящий в великую силу любви

4)верящий в дружбу

5)верящий в свою мечту

6)верящий в будущее

7)верящий в свои силы

8)верящий в человеческую доброту

9)верящий в успех дела

10)верящий в победу

11)верящий в удачу

12)верящий в правоту своего дела и в его конечный успех

13)верящий в идеалы добра и справедливости

14)верящий в силу разума

15)верящий в чудеса и волшебство

16)верящий в призраков

17)верящий во всё сверхъестественное

18)верящий в колдовство

19)верящий в паранормальные явления

20)не верящий в мистику и предрассудки

21)верящий в приметы и вещие сны

22)верящий в чудесную силу святого источника

23)верящий в неотвратимость наказания

24)верящий в правосудие

25)верящий в правду

26)верящий в правдивость этой истории

27)верящий в прогресс

28)верящий в идеалы партии

29)верящий в идеалы индивидуальной борьбы с угнетателями рабочего класса

30)верящий в непогрешимость системы государства

31)верящий в возможность достижения мира

32)верящий в необходимость перемен

33)верящий в себя

34)верящий в своё дело

35)верящий в лучшее

36)крепко верящий

37)твёрдо верящий

38)упрямо верящий

39)искренне верящий

40)свято верящий

41)отчаянно верящий

42)слепо верящий

43)наивно верящий

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ВЕРЯЩИЙ/ВЕРИВШИЙ

1)Жизнь жестоко подшутила над Евгением Базаровым : он, не верящий в любовь, полюбил, а его любовь отвергли.

2) Оптимист – человек, верящий в успех.

3) Пессимист – человек, не верящий в будущее.

4) Человек, верящий в приметы, не раз убеждается в их действенности.

5) Атеист (безбожник) — человек, не верящий в бога.

6) Их отец был бескомпромиссным моралистом, верящим в труд и честность.

7) Он человек рационального склада ума, деловой и практичный; прагматик, верящий только в логику, технику и теорию вероятностей.

8) Это была дружба юношей-школьников, крепко верящих в себя и друг в друга и в свою будущую счастливую жизнь.

9) Это был несгибаемый идеалист, твёрдо верящий в справедливость.

10) В связи с предсказаниями о грядущем апокалипсисе, многие люди, верящие в то, что гора излучает особую мистическую энергию, планировали спастись от «конца света» у этой горы.

11) «Новогодние приключения Маши и Вити» — новогодняя музыкальная сказка для детей и взрослых, снятая в 1975 году Игорем Усовым и Геннадием Казанским по заказу Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Они такие разные — Витя, верящий только в науку и технику, и Маша, верящая в чудеса.

12) Писатель В.В.Вересаев сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а рабочие — крестьянству.
В автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы…»

13) По представлениям верящих в особые свойства пирамид людей, пирамидальные конструкции обладают лечебными, стимулирующими, консервирующими свойствами, мумифицируют трупы и производят другие чудеса.

14) Главная героиня этого фильма — влюблённая девушка, искренне верящая всему, что говорил возлюбленный.

15) Фаталист – человек, верящий в предопределение, в то, что «судьба написана на небесах».

16) Он человек, верящий в лучшее будущее своей страны.

17) Не верящий в себя человек во всем сомневается.

18) Поэт Владимир Высоцкий — человек, бросивший вызов обстоятельствам, веривший в высшую справедливость, любовь, дружбу, мужество.

Используемые источники

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. – Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

В моей семье отношение к религии и вере было абсолютно светским: хочешь — верь, хочешь — нет. Мои мама и папа православные, брат — буддист. Первая известная мне атеистка в роду — наша прабабушка. Пришла она к атеизму после того, как из-за продолжительной болезни умерли две её дочери. Она отреклась от бога, говорила, что никогда в жизни ничего плохого не делала и если бог есть, он бы такого никогда не допустил.

Моё знакомство с религией началось с мифов Древнего Египта — я смотрел мультсериал «Приключения Папируса». Я любил его, пока не показали серию, в которой Папирус оступился и бог с головой крокодила Себек его покарал. Это меня шокировало, я в слезах выключил телевизор и больше Папируса не смотрел. Мне было совершенно непонятно, почему этого бедного парнишку, который из сил выбивается, делает всё, что может, высшая сила наказывает. Для меня это было немыслимо.

Когда я стал постарше, но ещё не пошёл в школу, отец повёл меня в церковь крестить. Как только я туда зашёл, мне в нос ударил неприятный запах ладана. Стоял монотонный гул толпы молящихся, и это всё мне не понравилось, я начал нервничать. Тогда отец меня одёрнул и сказал, что в церкви нельзя плакать и капризничать, надо вести себя пристойно. Мне сразу стало неуютно и страшно — что это за место такое, где нельзя вести себя так, как ты себя чувствуешь? Почему я должен держать это в себе?

После крещения я стал читать религиозную литературу и мифы. У нас дома была большая библиотека, в ней хранились и обычная Библия, и Библия для детей. Я начал со второй и уже с первых страниц просто ужаснулся: уничтожение Содома и Гоморры, превращение жены Лота в соляной столп только за то, что она обернулась… Бог стал для меня не путеводной звездой, а таким монстром под кроватью, который всегда за мной следит, которому известно всё плохое про меня, и если я сделаю что-то не так, то плакали мои золотые годы.

Я начал углубляться в семейную библиотеку и дошёл до мифов народов Двуречья, где прочитал миф об Утнапишти. Мне это показалось подозрительно похожим на миф о Ное: боги так же хотели уничтожить людей, так же надо было построить плавательное средство — правда, не ковчег, а корабль. Следующими стали мифы Древней Греции. Вот подвиги Геракла: сын бога совершает благие дела, а потом в конце погибает от предательства и возвращается к отцу на небо. Что-то мне это подозрительно напоминало. Постепенно я перестал дрожать от присутствия бога вокруг себя.

Я вырос, поступил учиться на инженера. У нас началась математика, и мы проходили теорию пределов, которая оперирует бесконечностью: бесконечно большое, бесконечное маленькое, стремление к чему-либо на бесконечно большом промежутке. Кто ещё у нас оперирует бесконечностью? Религии. Я начал задаваться вопросом, что такое бесконечное райское счастье, какое оно? Оно же не может быть для всех одинаковым. Или вот заповеди. Они хорошо применимы для общин в аравийских пустынях, но для современного общества совсем не подходят. Например, «не завидуй». А так ли плоха зависть на самом деле? Моя зависть заставила меня поступить в университет, получить хорошее образование и востребованную профессию.

Как-то я летел на самолёте. Со мной сидел христианский проповедник, мы с ним разговорились — но рейс был ночной, нас попросили замолчать, поэтому он пригласил меня на встречу. Я пришёл туда уже абсолютно разуверившимся человеком: мечтал всё разнести, хотел доказать, что всё, во что они верят, — брехня, сказки и мифы. Но я увидел там уйму счастливых людей; они смеялись, пели песни. Я пытался вставить свои пять копеек, но мне это не удалось. И тогда я подумал, что нет смысла склонять людей в свою сторону. Если они счастливы и это наполняет их жизнь смыслом, почему нет? Я продолжаю немного общаться с тем проповедником — у него по-прежнему всё хорошо и нет ни одной фотографии с серьёзным лицом, он везде улыбается.

Я много путешествовал, смотрел, как церковь устроена за рубежом. Мне очень понравились костёлы в Скандинавии: тебя встречает татуированный священник, есть чайничек, плита, чтобы приготовить завтрак, детский уголок. Ребёнок коника катает, а ты можешь почитать молитву, подумать о вечном. Я переварил всё это и понял, что каждому своё: религия по-прежнему часть нашей культуры, она, например, дала нам крутую музыку — блюз, соул, григорианское пение. Я увидел мир во всём его многообразии — просто мы все разнимся в стремлении к счастью. Я ушёл от божественного восприятия мира, а другим, наоборот, хочется, чтобы сверху их кто-то вёл. Избавляться от религии незачем, только если она не идёт во вред. Думаю, это происходит, когда она срастается с государством, становится не чем-то личным, а тем, что может способствовать, чтобы на тебя написали донос или посадили в тюрьму.

Соблюдать все обряды мне чудовищно скучно и тяжело: нельзя есть мясо во время постов, нельзя вести себя неподобающе, надо причащаться, ходить в церковь, молиться. В католической и протестантской церквях ты хотя бы можешь присесть, поболтать, что-то обсудить и паства тебя выслушает и поможет. Это такое общественное объединение. А православная церковь, по моему опыту, построена больше на индивидуализме — все приходят туда сами по себе и, не попрощавшись, так же уходят.

Родители звонят мне на Пасху, например, и говорят: «Христос Воскресе» — я могу им ответить «Воистину Воскресе». Я же не начну: «Знаешь, мама, на самом деле вообще не доказано, что Христос существовал». Совсем не хочется препираться с родным человеком, да и смысла в этом большого нет. Вообще, с возрастом из-за страха смерти люди больше уповают на бога — мама говорит, что когда была молодой, тоже не уделяла этому внимания, но с возрастом это придёт. Ну, посмотрим. Если же меня попросят стать крёстным отцом ребёнка, тут я откажусь: это нечестно по отношению к верующим.

К счастью, у нас есть Библия в переводе Джозефа Смита – там разъясняются четыре отрывка из Священных Писаний, в которых говорится, что человек не может видеть Бога. Вдохновенный перевод этих стихов разъясняет, что грешные люди не могут видеть Бога, а видят только те, кто верит. И даже в этом случае праведный человек должен быть изменен, или преображен, чтобы увидеть Бога (см. У. и З. 67:11). В рассказе о том, как Моисей узрел Бога, записанном в книге Драгоценная Жемчужина, Моисей объясняет, что он видел Бога не физическими, а духовными глазами (см. Моисей 1:11).

Вы можете объяснить своим друзьям: «мы верим, что Библия – слово Божье, поскольку она переведена правильно» (Символы Веры 1:8). Можно также поделиться свидетельством о Джозефе Смите и Священных Писаниях последних дней, которые помогают нам понять, что «чистые сердцем… Бога узрят» (от Матфея 5:8).

Алма учил, что благодаря своей бесконечной сложности и гармонии все в природе свидетельствует о Всевышнем Создателе (см. Алма 30:44). Это прекрасная возможность свидетельствовать своим друзьям, что благодаря Святому Духу можно каждый день ощущать присутствие Бога в своей жизни. Можно также объяснить, что нам не обязательно видеть Бога, чтобы поверить в Него. Для этого и существует вера. Если бы мы могли видеть Его, не требовалось бы больших усилий, чтобы верить в Него и следовать за Ним. Настанет время, когда мы увидим Его по другую сторону завесы. А до тех пор нашей веры достаточно, чтобы видеть духовными глазами Его руку в своей жизни.

Дженил И., 18 лет, штат Вашингтон, США

Сосед по комнате однажды спросил меня, как я могу верить в то, чего не вижу. Я ответил, что верю, потому что ощущаю влияние Святого Духа, который свидетельствует о том, что Бог знает меня, и это укрепляет мою веру и наполняет мое сердце покоем. Я не могу видеть Его, но знаю, что Он любит меня, потому что у меня есть вера и я ощущаю влияние Его Духа.

Сэмюэл П., 18 лет, Лара, Венесуэла

Не многие люди видели Бога при жизни, но это касается каждого. Мы видим все, что Он создал, все благословения, которые Он дает нам, и можем чувствовать Его любовь. Сильнее всего я ощущаю ее, когда делюсь своим свидетельством. Если мы откроем свои глаза и сердца, то увидим Бога вокруг нас, а также друг в друге, в каждом из Его детей.

Кэтлин И., 16 лет, штат Калифорния, США

Когда мои сокурсники спрашивают, почему я верю в Бога, если никогда не видела Его, я объясняю, что мы не видели Бога, потому что еще не настало время для этого. После воскресения все мы предстанем перед Ним на суд (см. У. и З. 137:9). Затем я делюсь своим свидетельством и объясняю, что верить – значит доверять и надеяться. Если они поверят, то увидят Бога, как я вижу Его – глазами своего сердца.

Дайана В., 18 лет, Санта-Крус, Аргентина

Однажды, обучая с напарником семейную пару, мы рассказали им, что Отец и Сын явились Джозефу Смиту в ответ на его молитву. Мужчина сказал, что никто не может видеть Бога. И в этот момент зазвонил будильник на моих часах, предупреждая, что нам пора домой. В тот день мы ушли из их дома, так и не ответив на этот вопрос.

На следующий день, читая Библию, я натолкнулся на такие слова: «Если бывает у вас пророк Господень, то я открываюсь ему в видении» (Числа 12:6). Я понял, что этот стих поможет этому брату поверить.

Пришло время следующей встречи с ними, и мы заговорили о Пророках. Я показал ему этот стих, и вдруг его лицо изменилось. Со слезами на глазах он сказал: «Это истина. Есть люди, готовые увидеть Бога». Позже мы рассказали ему о Пророках из Книги Мормона, которые видели Бога, и он понял, что это тоже истина.

Старейшина Диас, 25 лет, Мексиканская Меридская миссия

Обычно мы не видим Бога, но можем чувствовать влияние Его Духа. Он хочет, чтобы вы познали Его, читая Священные Писания и проявляя веру в Него. Если вы верите в Него, вам не обязательно видеть Его, чтобы знать, что Он есть, что Он существует. Пророки, подобно Моисею и Джозефу Смиту, которые действительно видели Бога, должны были пройти процесс преображения, чтобы увидеть Его.

Аарон Ф., 12 лет, штат Орегон, США

Моя подруга однажды задала мне этот вопрос, и я спросил ее, откуда она взяла эту идею. Она сказала, что один человек показал ей это в Библии. Тогда я вспомнил стих от Иоанна 1:18, где говорится, что никто не может видеть Бога. Благодаря занятиям семинарии я вспомнил несколько других отрывков из Библии, в которых говорится, что некоторые люди, например, Моисей и Иаков, преисполнившись Духа, видели Бога. Поэтому я смог уверенно ответить своей подруге и поделиться с ней своим свидетельством.

Луис M., 17 лет, Мато-Гроссо, Бразилия

В Интернете активно обсуждают статью известного французского философа и материалиста, атеиста, бывшего до 18 лет пылким католиком, Андре Конт-Спонвиля. Называется она просто – «Три причины не верить в Бога». Прочитав эту статью, мы столкнемся с довольно романтической аргументацией, которая выдает ожидаемую Библию за действительную.
Здесь мы попытаемся описать три причины, которые заставят нас задуматься о бытии Бога и о том, что мир – это не только то, что мы видим.
Всех атеистов можно разделить на две категории: 1) воинствующие фанатики, которые никогда даже не пробовали полностью прочесть Библию или хотя бы одно из Апостольских посланий (обиженные дети) и 2) люди, знакомые с религией и священными текстами порой даже лучше «истинно верующих», но не верующие в Бога (ищущие).
Христианство само по себе рождалось в атеизме: с момента смерти Христа и до Его воскресения к атеистам второй категории можно отнести апостолов и людей, принявших слово Христово. Чувство богооставленности, которое испытал на Кресте Христос, теперь полностью поглотило апостолов. Христос умер – и не во что больше верить. Надежда умерла вместе с Распятым Царем Иудейским. Именно поэтому апостол Павел и называет источником веры воскресение Христа: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15: 14).
Возможно, сейчас это прозвучит странно, но атеизм необходим религии. При грамотном подходе атеизм заставит задуматься над бытием Бога: человек, видя себя и все, что вокруг, остается неверующим – почему? Не из-за того ли Бога, в Которого он не верит, Которого он не нашел? Атеизм – это довольно смело: человек живет, будучи уверен, что после смерти от него ничего не останется. Он продолжает жить, познавать себя, других, мир и хочет прожить долго, не понимая, что это желание давно и незаметно для него самого вышло за рамки инстинкта самосохранения.
Как только «обезьяна Дарвина» спросила себя: «Зачем я живу?», в этот самый момент она обрела Бога. Самоанализ, поиск причин и следствий, речь, вся гамма человеческих чувств и эмоций, начиная со смеха и заканчивая плачем, – это зеркала, стоящие друг напротив друга и отражающиеся друг в друге, за которыми не видно конца и края всему тому, чего подсознательно ищем. Наверное, оттого, что ищем Бесконечное и Непознаваемое.
Мы обречены находить великое в малом и необъяснимое в, казалось бы, до боли понятном. Человек XV века смотрел на подсолнух и видел подсолнух. Человек XIX века взглянул на подсолнух и увидел последовательность чисел Фибоначчи. Мир стремится к балансу и гармонии, он стремится к идеалу. Ключевой вопрос все тот же: зачем? Возможно, это прозвучит абсурдно и далеко не по-миссионерски, но религия во многом проиграет, если атеизм исчезнет. Если хотите, атеизм – это «контрастный душ» религиозного сознания.
Но вернемся к трем причинам поверить в Бытие Единого Бога, которые мы сформулируем как ответ трем тезисам Андре Конт-Спонвиля.
1) «Первая причина – самая банальная, но и самая значительная – это необъятность зла и горя в этом мире. В нем слишком много ужаса, страдания и жестокости», – пишет Конт-Спонвиль.
Безусловно, глупо было бы закрывать глаза на несправедливость мира, на жестокость и горе ни в чем не повинных людей, говоря о Боге. Но точно так же глупо будет «рисовать» Бога углем на золоте. Глупо будет придумывать «самого лучшего» Бога и наделять Его какими-то идеальными качествами «по вкусу». Следуя логике философа, если Бог есть, то он должен делать а), б), в), г), д) и т.д., приносить кофе в постель и следить за тем, чтобы на улице всегда было солнечно. Люди пытаются изобразить Бога, Абсолютный Идеал, не будучи в состоянии даже разобраться со своей личной жизнью, понять причины любви и предательства, смеха и слез, радости и горя. Мы не можем увидеть дальше горизонта, но уже успешно описываем Первопричину всего. Нам легче обрубить весь мир до грубого «хорошо» и «плохо» и на этом холсте нарисовать «доброго» «правильного» Бога.
«Убогость», выражаясь словами Конт-Спонвиля, готова расписаться за весь Промысел Абсолюта и показать Ему на место в углу кухни. Видимое несовершенство этого мира проистекает из свободной человеческой воли. Искаженной, но свободной. Сколько психически здоровых людей захотели бы навсегда отказаться от своей воли и лишиться способности сделать выбор? Мы ошибаемся, но в то же время все выбираем свободно. И в этих ошибках проявляется наше самосознание и индивидуальность. Уже сам факт того, что человечество со 100%-ной вероятностью не застраховано от ошибок и до сих пор существует и развивается, заставляет задуматься о Боге. Поэтому «Первая причина – самая банальная, но и самая значительная – Бог существует, потому что мир погряз во зле, но до сих пор стоит».
2) «Моя вторая причина не верить в Бога – это сама натура человеческая, скорее смешная и жалкая, чем злая», – продолжает Конт-Спонвиль.
Скажем больше: с точки зрения все той же биологии, человек – это самое жестокое животное из всех возможных. Ни одно другое существо не будет убивать ради удовольствия, радоваться боли и горю другого человека, во всем подобного самому себе, и оттачивать мастерство манипуляции. Насколько человек может быть гениален и душевно прекрасен, настолько он может быть духовно уродлив и безразмерно жесток. На фоне этого мы все больше похожи на сломанный совершенный механизм, чем на обезьяну, которая внезапно прикурила от двух камней и палки.
Поэтому «Вторая причина поверить в Бога – это сама натура человеческая, скорее сломанная и неспокойная, чем целостная и безрассудная». Бог существует, потому что человек перешагивает через себя и стремится ограничить разрушение в себе и мире и обуздать свои животные инстинкты, биологически не имея на то никаких веских причин. Бог существует, потому что мы несовершенны, потому что мы ошибаемся на каждом шагу.
3) «Третья причина такова, что, когда я говорю о ней, она звучит абсурдно. Моей вере в Бога больше всего мешает то обстоятельство, что мне очень хотелось бы действительно верить в его существование», – заключает Конт-Спонвиль.
«Любая религия строится на наших самых заветных желаниях – желании жить вечно или, точнее, не исчезнуть в никуда после смерти и желании быть любимыми. И именно поэтому вера вызывает подозрения», – такова аргументация французского философа.
Возможно, сейчас это прозвучит удивительно, но ветхозаветная религия совершенно не уделяла внимания загробной участи человека. Ветхий Завет настолько ярко контрастирует с культами Древнего Египта, Греции и Вавилона, в которых посмертной участи человека отдается чуть ли не первое место, что ряд историков философии (в частности Ф.Ф. Зелинский) делают закономерный вывод: Ветхозаветная религия – это теистический материализм. Чего стоят такие места из Библии: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6), «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают» (Еккл. 9:5). При беглом взгляде неподготовленного человека на эти места напрашивается довольно неоднозначный вывод. Именно поэтому среди иудеев и появились саддукеи, которые верили в единого Бога-Творца и закон Моисея, но категорически отрицали воскресение мертвых и бессмертие души.
Дело в том, что Ветхий Завет фокусировал внимание преимущественно на жизни человека здесь и сейчас: «Почитай отца твоего и мать, да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Втор. 5:16). Человек соблюдает заповеди не потому, что его ожидает награда или наказание, а потому что так хочет Творец. Именно с этого, по большому счету, и начиналось христианство. И, как видим, чтобы верить в Бога, людям необязательно было надеяться на личное бессмертие.
Третья причина поверить в Бога проистекает из двух предыдущих и «Такова, что, когда я говорю о ней, она звучит абсурдно. Неверию в Бога начинает мешать нежелание верить в Него». Как только человек решит уйти от веры в Бога и уклониться в неверие, то колеблемый первыми двумя причинами, он станет испытывать трудности на пути своего неверия, ведь «Куда я пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138:7). Прожить жизнь, задаваясь вопросом: «Зачем?», терзаться от сомнений своей свободной воли и балансировать между красотой и уродством, зная, что такое «добро и зло», постигать мир, творить в нем и после всего этого кануть в небытие – это слишком просто. И это вызывает большие подозрения в отрицании Бога.
И когда тебе хочется быть как можно дальше от Бога, ты вопреки своему упорству становишься к Нему ближе, не замечая этого. Таков парадокс отношений веры и неверия.
Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *