Почему не допускают к причастию?

Вопрос читателя:

Я очень много грешила! Расскаялась в своих грехах.
Даже в епархии написала жалобу на священника, что он меня после исповеди не допустил ко причастию. Он попросил меня, чтобы я забрала жалобу, но и в этот раз не допустил до причастия. Я готовилась, просила прощения у него, что делать? Идти в другой храм или же остаться в храме, который ближе к дому?

Калерия

Отвечает иерей Роман Посыпкин:

Дорогая Калерия!

Может, прежде чем менять храм, прежде чем бегать в поисках более «удобного» для Вас батюшки, Вам следует пристальнее взглянуть на себя? Давайте я попробую Вам помочь.

Чего Вы хотели добиться тем, что пожаловались на священника его священноначалию? Вы хотели наказать священника, который, по Вашему мнению, из-за собственной прихоти не допустил Вас до причастия? Давайте взглянем на эту ситуацию повнимательнее.

Итак, можете ли Вы сказать, что Вы достойны были причастия после Вашей исповеди? Если Вы так сказать не можете, значит, священник поступил так, как следует. Ведь он лично несёт ответственность перед Богом за то, кому он преподаёт Тело и Кровь Господа в Таинстве Евхаристии. Понимаете, Ваша жалоба на священника была очередным грехом, который ранил Вашу душу. Ибо из-за этой жалобы священник, вне всякого сомнения, пострадает. Хорошо, что Вы готовились и просили у него прощения, но, видимо, Вы, прося прощения, не раскаялись в своём поступке. А без искреннего покаяния о своих грехах и без твёрдого намерения с Вашей стороны их больше не совершать, священник не имеет права допустить Вас ко причастию. Так что в этом случае Вам следует не искать «другой храм», а искать в себе смирение и сокрушение о собственных грехах.

Если же Вы считаете, что после исповеди Вы были достойны принять Тело и Кровь Христовы, а священник Вам в этом отказал, то, опять же, надо не кляузничать на него, не пытаться искать «другой храм», а подумать, почему Господь, действуя в Таинстве Покаяния Сам, через священника, попустил Вам пройти это испытание.

Поговорите с батюшкой и выясните, с чем именно связано недопущение ко причастию. Очень может быть, что связано оно не с Вашим письмом, а с чем-то другим.

В любом случае, роптать на любого человека грех, а уж роптать на священника, который преподаёт Вам Таинства Господа, очень большой грех. Ибо, осуждая действия священника в Таинствах, Вы судите Самого Бога, Который действует через батюшку.

Запомните это, дорогая Калерия, и храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Фото на заставке: spbpda

Согласно церковным предписаниям, единственным на данный момент каноническим правилом подготовки к Таинству является требование принимать Причастие натощак (при этом речь не идёт о лекарствах, например). В канонических правилах Православной Церкви ничего нет об обязательном трёхдневном посте или определённом молитвенном правиле, как способу приготовления к Таинству – это традиция считается довольно поздней. На сегодняшний день единственным реальным препятствием для причащения является состояние вражды с кем-либо, наличие нераскаянных и неисповеданных смертных грехов, за которые, согласно канонам, полагается определённая епитимия. Однако, бывает так, что при отсутствии канонических причин к запрету, священник может не допустить до Причастия человека по своему усмотрению, исходя из традиций, принятых в конкретном приходе. Бытует мнение, будто бы к Причастию нельзя подходить, не исповедавшись, однако это не так. Исповедь и Причастие – это отдельные таинства, исторически и канонически не связанные друг с другом напрямую. Практика исповедаться перед каждым причащением (что воспринимается многими как «пропуск» к Чаше) сложилась поздно и исключительно в российском православии, нигде в церковных постановлениях требование это не закреплено. Также есть убеждение, что нельзя причащаться женщинам в период менструации, или так называемой «нечистоты». Существуют древние правила, подтверждающие этот запрет ( правила Тимофея и Дионисия Александрийских), которые имели под собой определённые исторические и культурные основания. Однако, на сегодняшний день многими священнослужителями признаётся тот факт, что запрет на причащение в период менструации — это, скорее, наследие древнего иудейского представления о «ритуальной нечистоте» женщины и не более, чем устоявшаяся и глубоко укоренившаяся в культуре традиция, догматически не связанная с христианским учением. Многие ссылаются на то, что пролитие крови в христианском храме недопустимо, однако современные средства гигиены позволяют избежать этого. Кроме того, менструация не зависит от воли женщины, происходит не по её вине, и потому не делает ее «греховной» или «нравственно нечистой» — это явление чисто физиологическое. Единственным же серьёзным препятствием к Причастию (помимо чисто технической невозможности его принять) является не какая –либо физическая, а сознательная нравственная нечистота.

Вопрос читателя:

Добрый день! В 49 лет я решилась на исповедь, с начала Великого поста постилась, читала утренние и вечерние молитвы, в субботу пришла на вечернюю службу, после которой началась исповедь. Очень волновалась, даже плохо слушала в церкви молитвы и каноны. Моя исповедь была записана на 7 листах ( с самого детства и по сей день), написала все, ничего не утаивала. Священник прочитал ее и остановился там, где я исповедовала, что грешила и грешу: живу с мужчиной более 17 лет без росписи в паспорте. Нас это устраивает. Раньше, по молодости, сожительстовали, грешили. Три года живем как родственники, спим по разным комнатам и общаемся, когда идем на работу. И не расстаемся, и не хочу узаконить с ним брак. Священник отказал мне в исповеди и причащении, пока не разберусь со своими чувствами — или расстанусь с ним, или узаконим брак. Я сильно плакала после церкви и плачу сейчас, у меня стресс… Не хочу уже ничего — ни церкви, ни причастия, считаю, меня обидели. Неужели это такой грех я сотворила? Знаю, что это не есть хорошо, и знала давно. Прав был ли священник? В нашей стране так живет каждый второй, это не есть хорошо… Но что делать в моей ситуации?

Отвечает иерей Евгений Мурзин:

Так называемый «гражданский брак», не зарегистрированный в ЗАГСе, действительно, приравнивается Церковью к блудному сожительству. И если кающийся в этом грехе не выражает решимости его оставить, исповедь и причастие не принесут ему никакой духовной пользы. Однако ваше состояние вряд ли можно назвать «гражданским браком», поскольку в нем отсутствует сексуальная составляющая. Странно, что священник отказал вам в причастии, поскольку после принесенного покаяния в совершенном ранее грехе никаких формальных причин для недопущения к Таинству нет. Может быть, батюшка вас неправильно понял? Так или иначе, советую вам не отчаиваться, а в следующий раз подойти на исповедь к другому , более опытному священнику, в случае необходимости, внятно объяснив ему вашу ситуацию.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Надолго отлучать от причастия священник не может

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Бывает чисто техническое недопущение до причащения, если человек действительно не подготовился. То есть это одна ситуация, когда человеку в принципе не возбраняется причащаться по его духовному состоянию и по каким-то каноническим причинам, и священник может сказать: «Слушай, ты сейчас не готов и поэтому не причащайся».

А собственно недопущение до причастия, запрет на причастие – это уже ситуация, когда человек находится в состоянии греха или совершил какой-то серьезный грех, который возбраняет ему причащаться определенное время.

С точки зрения применения канонов, священнику не разрешается надолго, более чем на год, отлучать человека от причащения. Хотя канонические нормы предписывают иногда очень продолжительное отлучение от причастия.

Изменить ситуацию

Чаще всего в современной практике отлучать от причастия приходится либо за блуд или прелюбодеяние, либо за аборт.

Нужно различать: если человек продолжает пребывать в грехе, то речь не идет об отлучении от причастия на какой-то срок. Если, допустим, человек живет в блуде и понимает, что это неправильно, приходит на исповедь, кается в этом, но ситуации не меняет. То есть покаяния как изменения не только ума, но и ситуации, не происходит. Такого человека священник, как правило, до причастия не допускает. И это не отлучение от причастия на какой-то срок, а до совершения покаяния. И это может быть продолжительно – человек может в грехе пребывать годами.

Бывают и сложные ситуации, когда, например, люди живут не расписанными много лет, возможно, уже есть ребенок, и вот, допустим, жена пришла к вере, готова вступить в официальный брак, а супруг не желает. Понятно, что в целом ситуация ненормальная, не случайно же, согласно переписи, замужних женщин гораздо больше, чем мужчин.

Но как будет действовать священник в каждой конкретной такой ситуации, зависит от нюансов. А их очень много – нюансов чувств, отношений. Очень часто люди совершенно неправильно понимают и себя, и свои чувства, и ту ситуацию, в которой они сами находятся. По большому счету, задача священника – не отлучить их от причастия, а попытаться помочь людям выбраться из этих неправильных обстоятельств.

Но если не получается, мне кажется, что в большинстве случаев для стороны, которая готова и расписаться, и обвенчаться, отлучения от причастия не будет. Хотя всё возможно. Иногда и в этой ситуации возможно отлучение от причастия.

В целом же действующего блудника или прелюбодея отлучают от причастия не на какой-то срок, а до исправления. Хотя возможно назначить испытательный срок. Например, два месяца. Если человек не выдержал, то не выдержал, значит, не будет пока причащаться. Если он срывается регулярно, он не будет причащаться.

Если грех давний

Если немолодая женщина делает первые шаги в Церкви и кается, что когда-то в молодости сделала аборт, ее не будут отлучать от причастия. Мне даже сложно себе представить это. Если факт прихода в Церковь говорит сам по себе о понесенном раскаянии, не только в этих грехах, а вообще по жизни, то никто ее не будет отлучать от причастия.

Самая распространенная епитимья в этой ситуации – чтение Покаянного канона или поклоны с молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешной». И поклонов – тоже не триста и не три тысячи, а пять или десять. То есть сейчас настолько щадящие епитимьи назначают… Но такого рода епитимья может быть пожизненной, а не на какой-то срок. Священник говорит: «Знаешь, матушка, поскольку ты сделала пять абортов, вот тебе на всю жизнь по три поклона в день».

Средство вразумления

Отлучение от причастия как епитимью священник часто выбирает в качестве меры не наказания, а именно прочувствования, вразумления, что человек совершил тяжелый грех.

Например, приходит женщина и говорит, что сделала аборт недавно. К сожалению, часто женщины не понимают, что они совершили серьезный грех, и очень удивляются, когда их за это отлучают от причастия. Такое бывает. Чтобы человек это понял, прочувствовал, ему может быть предписано воздержание от причастия и что-то еще дополнительно. Например, чтение Покаянного канона или дополнительное пощение, или еще что-то, земные поклоны, может быть, дополнительные молитвы.

Никаких формальных «способов» отлучения от причастия нет. Человек исповедуется, на исповеди священник ему говорит: «Знаешь что, брат, я тебе запрещаю причащаться в течение ближайшего месяца». В некоторых ситуациях, если нет покаяния человека, то священник и не читает разрешительных молитв.

Чтобы запрещение было снято, человек должен снова прийти на исповедь и получить это разрешение к причастию. Чтобы снять запрещение, прочитывается специальная молитва.

Фото: Петр М./rp-c.ru

Кто снимет епитимью?

Если человек на исповеди получил запрещение причащаться, никакой другой священник не имеет права этого человека до причастия допустить, пока епитимья не будет снята. Запрещение может снять только тот, кто его наложил. Или архиерей.

Иногда здесь возникают трудности другого рода. Например, человек поехал в паломническую поездку, исповедовался в другом городе, священник ему сказал: «Давай ты сейчас покайся, не причащайся, а через полгодика ко мне приезжай, я молитву прочитаю, снимающую запрещение на причастие». Через полгода человек приезжает, а этого священника там уже в помине нет. Тогда – или священника этого разыскивать, или к архиерею обращаться. Потому что просто так нельзя – один священник запретил, другой разрешил, – это вообще бред с точки зрения устроения нормальной духовной жизни.

Так что правильнее исповедоваться у одного священника. Даже если у человека нет каких-то серьезных грехов, духовник так или иначе помогает ему выстроить духовную жизнь определенным образом. И серьезное вмешательство другого священника, который будет предлагать другие пути, другие лекарства, другие методы, может осложнить духовную жизнь человека. Поэтому всегда говорю, что если ты не едешь специально посоветоваться со старцем, а просто отправляешься в паломническую поездку, то исповедоваться там нужно так: «Прости, Господи, согрешил делом, словом, помышлением». А на вопрос священника: «Какие у вас еще серьезные грехи?» – мягко и аккуратно, чтобы не обидеть вопрошающего, сказать: «Знаете, я всё своему духовнику уже давно рассказал».

А то, бывает, человек приезжает куда-то и получает по голове так, что потом не знает, как ему жить дальше. И дома духовнику стоит больших и серьезных трудов вернуть человека в нормальное духовное русло.

Посмотрим документ

Сейчас как раз идет работа над документом Межсоборного присутствия о духовничестве. По епархиям разослали соответствующий опросник, который должен зафиксировать существующую духовническую практику в этом вопросе. И потом определить в том числе и по поводу отлучения от причастия – что, как и когда, в каких ситуациях.

Тем более сейчас какие-то новые грехи появились, которых нет в традиционных опросниках. И как раз мне кажется, что там могут быть определены нюансы, связанные с «гражданским браком».

Про колдунов

Итак, от причастия могут отлучить такие грехи – убийство, блуд или прелюбодеяние, обращение к колдунам, экстрасенсам, колдовство, всякая ворожба и прочее. Человек, опять же, может не понять, насколько плохо то, что он был у «бабушки». Отлучение от причастия на какое-то время дает возможность почувствовать это.

За то, что мы называем страстями, вроде сребролюбия, чревоугодия и гордыни, – только в каких-то очень редких индивидуальных случаях пастырской практики, когда какой-нибудь многоопытный священник, хорошо знающий человека, может такую хирургическую меру какому-то своему пасомому, наверное, применить.

Подготовила Оксана Головко

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Воскресные листки

Евхаристия, согласно евангельскому повествованию, была установлена Самим Христом. Она является главным таинством для всякого христианина, так как именно в ней человек соединяется с Богом зримым для нас образом. Однако со временем, в процессе формирования Церкви как института, совершение Евхаристии и участие в этом Таинстве стали регламентироваться различными правилами.

Древние канонические правила

Древние определения относительно участия христиан в Евхаристии были весьма строги, во многом – в силу малочисленности общин. Согласно 9-му Апостольскому правилу, всех, кто пребывает в Церкви и именует себя христианином, но при этом не причащается «подобает отлучать от общения церковного». Подобные меры предлагаются и в правилах VI Вселенского и Сардикийского Соборов, призывающих отлучать от Церкви тех, кто не причащался более трёх воскресений подряд.

Согласно древним соборным постановлениям, существует ряд ограничений для желающих приступить к причастию. Так, например, нельзя допускать к причастию того, кто имеет тяжкий нераскаянный грех или раскаивается в нём недостаточно, живущих в незаконном браке, некрещеных (95-е правило Трулльского и 7-е правило Лаодикийского Соборов). Также запрет на причащение прописан для несущих епитимию – то есть, наказание за грех для исправления, но если человек этот находится в смертельной опасности – Причастие дозволяется. С течением времени, примерно к IV веку, укрепилась традиция обязательного евхаристического поста, то есть полного воздержание от пищи и питья в день Причастия до момента принятия Таин. А позже, к XI–XII веку, в среде византийского монашества утвердился обычай особой многодневной подготовки к Евхаристии, которая включала в себя пост, молитвенное правило и откровенную исповедь перед духовником. Традиция эта стала распространяться вскоре и на мирян, и перешла затем в другие поместные Церкви. Так, например, она попала в указания русского Типикона, где семидневный пост перед причастием указывался как обязательный. Впрочем, это часто вело к тому, что многие христиане, вследствие «неподобающей» подготовки не могли причаститься довольно долгое время.

Современная практика РПЦ

Согласно церковным предписаниям, единственным на данный момент каноническим правилом подготовки к Таинству является требование принимать Причастие натощак (при этом речь не идёт о лекарствах, например). В канонических правилах Православной Церкви ничего нет об обязательном трёхдневном посте или определённом молитвенном правиле, как способу приготовления к Таинству – это традиция считается довольно поздней. На сегодняшний день единственным реальным препятствием для причащения является состояние вражды с кем-либо, наличие нераскаянных и неисповеданных смертных грехов, за которые, согласно канонам, полагается определённая епитимия. Однако, бывает так, что при отсутствии канонических причин к запрету, священник может не допустить до Причастия человека по своему усмотрению, исходя из традиций, принятых в конкретном приходе. Бытует мнение, будто бы к Причастию нельзя подходить, не исповедавшись, однако это не так. Исповедь и Причастие – это отдельные таинства, исторически и канонически не связанные друг с другом напрямую. Практика исповедаться перед каждым причащением (что воспринимается многими как «пропуск» к Чаше) сложилась поздно и исключительно в российском православии, нигде в церковных постановлениях требование это не закреплено. Также есть убеждение, что нельзя причащаться женщинам в период менструации, или так называемой «нечистоты». Существуют древние правила, подтверждающие этот запрет ( правила Тимофея и Дионисия Александрийских), которые имели под собой определённые исторические и культурные основания. Однако, на сегодняшний день многими священнослужителями признаётся тот факт, что запрет на причащение в период менструации — это, скорее, наследие древнего иудейского представления о «ритуальной нечистоте» женщины и не более, чем устоявшаяся и глубоко укоренившаяся в культуре традиция, догматически не связанная с христианским учением. Многие ссылаются на то, что пролитие крови в христианском храме недопустимо, однако современные средства гигиены позволяют избежать этого. Кроме того, менструация не зависит от воли женщины, происходит не по её вине, и потому не делает ее «греховной» или «нравственно нечистой» — это явление чисто физиологическое. Единственным же серьёзным препятствием к Причастию (помимо чисто технической невозможности его принять) является не какая –либо физическая, а сознательная нравственная нечистота.

Причастие

Каждый человек, который ходит в церковь, является верующим, принимает на себя причастие – одно из семи великих таинств в православии. Это ритуальное таинство, которое благословляет человека, давая ему вкусить «Душу и Тело Христово». Это самый важный и торжественный момент во всей литургии, который наступает под ее конец. Конечно, верующий должен приготовиться к такому великому и светлому таинству, и мы расскажем вам, что такое причастие, и как к нему подготовиться.

Литургии в церкви – это праздничное событие, даже в самый обычный будний день. А вот воскресные службы еще важнее, так как считается, что воскресенье – это маленькая Пасха, которую следует праздновать со всем размахом, если она только не припадает на большие посты. Каждая литургия, помимо некоторых дней. Заканчивается соблюдением великого и самого главного таинства – святого причастия. По легенде считается, что верующий употребляет «Тело и Кровь Бога нашего, Иисуса Христа». И с этого момента, частичка души Бога поселяется в вашем сердце, и ее необходимо беречь.

Само причастие делается из специальных компонентов. В первую очередь, используют кагор – красное полусладкое вино, как правило, освященное на великие православные праздники. Именно этот напиток и символизирует кровь Бога, а вот «тело» делается из специальных хлебцев, которые выпекают в храме. Эти хлебцы называются просфоры, и делаются по особому рецепту, который известен только богослужителям.

Но, самое главное, как сочетаются эти компоненты, ведь именно в этом и заключается великое таинство.

Таинство причастия

Таинство причастия является самым главным, и, в отличие от многих других, таких, как крещение, делается оно не один раз в жизни. Мы уже сказали вам, что в причастие входят два компонента – хлебцы – просфоры, и кагор, но, есть еще один, самый главный – это молитва, ритуал, с помощью которого свершается причастие. И мы расскажем вам, как проходит данный ритуал.

Итак, батюшка, который будет причащать, в первую очередь, сам должен быть очищен перед службой, и поэтому, он исповедуется другому священнику, и с чистой душой, он входит в алтарь на молитву. Кроме этого, он не должен принимать никакой пищи до вкушения причастия, в прочем, как и обычные прихожане. Просфоры тоже не берутся какие-нибудь, на них читается серьезная молитва за здравие. Люди, когда приходят в храм на службу, подают специальные записки с именами своих родственников, друзей, чтобы священник помолился за их здоровье. Также к этим запискам прилагаются просфоры, которые потом используются в причастии.

Священник читает сильные молитвы, вычитывая за здравие всех тех, чьи имена написаны в записках, и, специальным, ритуальным ножом достает частичку из просфоры, и добавляет ее в специальную чашу, из которой потом и подается причастие. Также, читается сильная молитва о спасении человечества, и добавляется кагор в чашу, смешивается все это специальными приборами, и с молитвой священник выносит перед людьми эту чашу.

При этом, читается специальная песня, которая дает благословление людям к принятию частички Бога, и воссоединения с ним. Читается он атак: «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите». Человек подходит к чаше, складывает руки крестом, и вкушает немного святого причастия. После этого, он запивает священной водой, и заедает кусочком просфоры.

Считается, что после вкушения такой благодати нельзя плеваться, материться, ссориться и злиться. Старайтесь продержать Божью частичку в себе как можно дольше, хотя проступки постоянно будут попадаться на вашем пути, и стараться сделать так. Чтобы вы потеряли то благословение, которое получили.

История таинства причастия

История таинства причастия очень интересная, и началась она еще в дохристианские времена, во время язычества. Ведь вы наверняка знаете, что православие отчасти состоит из языческих обрядов, так вот, в язычестве был такой обряд, как вкушение бога. Они использовали многие элементы и помазания, и причастия. Некоторые мы используем до сих пор, не подразумевая, что это пришло к нам из языческой культуры. К примеру, символом бога солнца, бога Ра, был блин, да, обычный русский блин. Кроме того, считалось, что вкушение бога принесет счастье, удачу, любовь, крепкое здоровье, и поэтому, люди выпекали блины и кушали их, особенно на празднование масленицы, которая символизировала приход бога Ра на землю. Вот, собственно говоря, оттуда-то и пошло вкушение частички бога.

В православии данное таинство появилось в тайный четверг, накануне распятия господа Иисуса Христа. И именно он ввел это таинство за столом, вместе с апостолами. По легенде, Господь благословил хлеб и вино, смешав их в золотой чаше, и приняв частичку, и сказал, что после его распятия, эти частички обретут душу, и будет благословение всем тем, кто их скушает. И тогда Христос произнес молитву, которой до сих пор благословляют священники чащу с причастием, создавая, тем самым, великое таинство: «Примите тело мое, во оставление грехов, пейте из чаши этой, это кровь моя, которая прольется за вас и ваше спасение».

Вот такая интересная история появления таинства причастия, которое до сих пор происходит во всех православных храмах и монастырях.

Подготовка к причастию

Подготовка к причастию, это целый ритуал, который следует соблюдать каждому, кто действительно хочет вкусить тело и кровь Бога, а не хлеба попробовать с вином. Готовиться будет сложно, если вы ни разу этого не делали, но, тем не мене, желательно соблюдать все традиции, ведь именно через них идет очищение души и тела. Итак, давайте разберем, как правильно готовиться к таинству причастия:

  1. Конечно же, в первую очередь следует подготовиться морально, осознать, что вас ждет, и зачем вы это делаете. Только в таком случае вы действительно получите ту благодать, ради которой совершается таинство. Для того, чтобы это осознать, необходимо почитать молитвы, посетить богослужение, и принять решение решиться на соблюдение такого таинства.
  2. Теперь более к мирским заботам. За неделю до причастия желательно соблюдать пост. Он не обязательно должен быть слишком строгим, но, следует отказаться от алкоголя, мясных и молочных блюд, желательно – от рыбы. Если вам не по силам соблюдать такой пост, можете кушать рыбу, если и это сложно, то постарайтесь соблюдать пост хотя бы со среды – дня, когда Богу сказали о его распятии. Если же по состоянию здоровья вы не можете поститься, то следует поговорить об этом со священником, и он с большой вероятностью, если причина аргументирована, разрешит принять вам таинство и без поста.
  3. Конечно же, в подготовке самое главное – это молитва. Вы должны молиться не только в храме, но и подготовиться дома. За неделю вы должны вычитать правила ко причастию, которые есть в каждом молитвослове, а также читать утренние и вечерние молитвы. Кроме того, накануне причастия вы обязательно должны посетить вечернюю литургию в храме, исповедоваться и принять маслопомазание – еще одно важное таинство, которое очищает от забытых грехов.
  4. Воздержитесь за неделю до причастия веселых забав, гулянок, а также увеселительных мероприятий. Эту неделю следует провести максимально скромно, старайтесь нигде не встревать в неприятности, не гулять по клубам и ресторанам, не посещать театры, спектакли, концерты.
  5. С 12-ти часов ночи перед причастием начинается строжайший пост, который должен соблюдать каждый. Вы наверняка знаете, что дети могут не исповедоваться до 7-ми лет, но, с полуночи даже они должны соблюдать строгий пост. С этого момента, и до принятия самого таинства запрещено пить жидкость, а также что-либо кушать. Если вы курите, то также не следует этого делать, до тех пор, пока не примите святое причастие, да и вообще, в сам деть таинства следует воздержаться от курения и выпивки алкоголя.
  6. За день до таинства, супругам не рекомендуется телесный контакт, также, как и день, после причастия. Если есть такая возможность – воздержитесь.
  7. Обязательно, перед тем, как идти в храм, следует примириться со всеми, кого вы могли обидеть, не держать ни на кого зла, обиды, зависти и так далее. Постарайтесь очиститься от всего этого перед тем, как войдете в храм.
  8. Обязательно, перед таким великим и светлым таинством, следует исповедовать все свои грехи перед Богом священнику, который является свидетелем и «рукой Бога» на земле. Не стоит ничего скрывать, бояться, вы должны иметь искренние намерения избавиться от всех грехов и исправиться.
  9. После соблюдения причастия следует дождаться окончания литургии, и, поцеловав крест, дома или в храме прочитать благодарственные молитвы, и после этого можно считать, что вы действительно приняли частичку Бога в свое сердце и душу.

Соблюдая эти правила, вы сможете причаститься правильно, так, как полагается настоящему христианину.

Кому нельзя причащаться?

Есть категория людей, которые не могут принять данное таинство. Давайте разберем, кому нельзя причащаться.

  • Если вы не крещеный человек, то вы не можете соблюдать ни одно таинство, пока не примете крещение.
  • Если вы не носите нательный крест, вас также могут не допустить к причастию.
  • Если вы не соблюдали пост, то священник не разрешит приблизиться к чаше, но, вы, конечно, можете обмануть, но, поверьте, это причастие пойдет вам только во вред.
  • Если вы не исповедовались и не очистились перед таинством, если не получили разрешение священника причаститься, то также не следует подходить к чаше.
  • Если у вас к кому-то вражда, обида, ненависть, злость – то также не следует идти к алтарю за принятием таинства.
  • Если вы имеете анафему (отстранены от церкви), состоите в другом вероисповедании, имеете епитимию (наказание), то не стоит осквернять храм и появляться на светлом таинстве.
  • Если вы относитесь к какой-то секте, то вход в православный храм для вас открыт только для покаяния и принятия веры, но никак иначе.
  • Если человек занимается колдовством, гаданием, то причащаться ему запрещено.
  • Если у женщины период месячного очищения (менструация), то ей также запрещен вход в храм и причастие.
  • Также не стоит подходить к чаше с накрашенными губами, косметикой на лице, и, тем более, с непокрытой головой, или в вульгарной одежде.

Если вы будете соблюдать все правила, то таинство причастия станет для вас самым светлым и ярким, и вы сможете получить благословение божье в свое сердце, чего мы вам и желаем!

О том, кто может приступать ко Святому Причащению и что для это делать: нужно ли поститься, исповедоваться и молиться особым образом, рассуждает самый известный румынский старец и духовник архимандрит Клеопа (Илие).

Архимандрит Клеопа (Илие)

Святое Причастие приносит человеку великую пользу, если он действительно причащается с верой, подготовившись и получив разрешение духовника. А кто приступает недостойно, тот суд себе ест и пьет, ибо Причастие — это огонь, пожигающий недостойных, — ты видел, что сказано в молитвах перед Святым Причащением.

— Кто может причащаться Святых Христовых Таин?

— Тот, чья жизнь чиста, непорочна; чьё извещение помысла чисто, на ком нет канонических препятствий и кто разрешён духовником, тот может причащаться, а кто не исповедан, не разрешён духовником и не выполнил назначенной ему епитимии, тот и к Причащению приступить не может. Ибо даже если он всего лишь раз в год причастится, он всё равно будет подобен Иуде, который причастился один раз, и вошёл тогда в него сатана, и он предал Господа (см.: Ин. 13:27).

Если кто-нибудь недостоин, тот и один раз в год да не причащается… А если он очистился и приготовился по каноническому порядку Церкви Христовой исповедью и выполнил полагающуюся ему епитимию — то да приступит со страхом и трепетом.

— Что вы можете сказать о причащении детей младше семи лет? Нужна ли тут исповедь?

— Невинных деток младше пяти лет хорошо будет причащать, если возможно, и каждое воскресенье. А детей шести-семи лет, особенно сейчас, хорошо будет исповедать и затем причастить, ибо сегодня дети видят и слышат много соблазнов: дома, по телевизору и повсюду, когда за ними не следят родители.

Также и о старых и больных говорит святой Симеон Фессалоникийский: «Старым и больным, на ком нет канонических препятствий, хорошо будет причащаться почаще, и в великие праздники».

Всегда перед Причастием, после того, как ты положишь свои поклоны, после того, как бросишь грех и выполнишь епитимию, назначенную священником, тебе нельзя перед Святым Причастием самое меньшее три дня ни вина пить, ни есть скоромной пищи или приготовленной на растительном масле. А в промежутки времени между постами ты не можешь причащаться без исповеди, без епитимии и без недели поста (или хотя бы трех дней). Перед тем, как причаститься, не ешь пищи с растительным маслом и не пей вина; только сухоядение. Так полагается перед Святым Причащением, братья.

— Расскажите нам о причащении монахов, о частом причащении.

— Монастырские монахи, если у них есть хороший духовник, пусть исповедуются как можно чаще. У нас исповедь, как видите, совершается раз в неделю, в пятницу. Но у меня есть очень трезвенные монахи, которые приходят по два, а то и по три раза в неделю на исповедь: «Отче, я пропустил утреню», «Отче, я не вычитал правила», «Отче, я съел то-то до трапезы», — и диву даёшься, чего только они не скажут. Если его укоряет совесть, то он приходит, ты кладешь руку ему на голову, разрешаешь его, и ему становится легко.

Так что и старые, и больные монахи могут причащаться раз в неделю; остальные, если им позволяет духовник, могут причащаться самое меньшее раз в сорок дней, а лучше всего — раз в месяц.

— А имеется ли какое-нибудь указание у святых отцов о причащении раз в сорок дней?

— Да, есть, у святого Симеона Фессалоникийского. Он говорит, что раз в сорок дней каждый да готовится и да причащается, если на нём нет какого-нибудь канонического препятствия. Бывает грех, который и на двадцать лет запрещает Причащение.

В случае смерти, если ты видишь, что человек может умереть, ты подаёшь ему Причастие. Перед смертью нельзя запрещать ему причаститься; если же он не умрет и останется жив, то продолжит выполнять свою епитимию. Знайте это.

— Можно ли кому-нибудь причаститься, не исповедуясь?

— Нет. Никогда. Ни в случае смертельной опасности, ни в любом другом случае, нет. Сначала исповедь, а потом уже пусть причащается.

— Что вы можете сказать нам об общей исповеди, практикующейся по местам, на которой верующие не исповедуют индивидуально своих грехов и не бывает разрешения грехов с возложением рук на каждого?

— Эта исповедь неканонична, она не имеет силы Таинства, а грехи остаются неразрешенными. Подобные практики нужно совершенно прекратить, чтобы не упразднялось Таинство Святой Исповеди и не были ввержены в осуждение как священник, так и верующий.

— Сколько раз в году должны исповедоваться миряне?

— Исповедь не приурочена к каким-нибудь временам и срокам в течение года. Мы можем прибегать к духовнику каждый раз, когда испытываем потребность в том, чтобы облегчить свою душу от бремени грехов и получить утешение по благодати и надежду спасения. Чем чаще мы исповедуемся, тем лучше.

Однако обычно исповедь привязана к четырём постам. Четвертая заповедь Церкви учит нас исповедовать свои грехи четыре раза в году, в четыре поста. Наиболее преуспевающие и благочестивые пусть исповедуются каждый месяц, а остальные — хотя бы раз в год, а именно Великим постом.

— Сколько раз в году мы должны причащаться, по уставу Церкви?

— Святое Причастие, будучи тесно связано с исповедью, может быть преподано, после разрешения грехов духовником, в четыре поста или, самое частое, один раз в месяц для самых благоговейных и, самое меньшее, на Святую Пасху, но только после выполнения наложенной епитимии. Святой Иоанн Златоуст советует верующим причащаться самое частое двенадцать раз в году, в двунадесятые праздники, после разрешения грехов духовником, однако «со страхом и трепетом, чтобы не принять осуждение вместо пищи и смерть вместо жизни».

— Какие главные условия надо выполнить, чтобы достойно принять Тело и Кровь Господни?

— Приготовление ко Святому Причастию бывает двух видов: телесное и душевное. В общем оно состоит из следующих частей:

а) исповедь, то есть признание грехов, без которого никому нельзя причащаться, даже клирику. Только дети до семи лет освобождаются от исповеди;

б) примирение со всеми людьми. Никому нельзя причащаться, если он находится с кем-нибудь в ссоре, не примирился с кем-то, испытывает по отношению к кому-либо злобу, ненависть или желание отомстить. Бог, будучи Любовью, принимает в Святыне только тех, кто прощает и живет в любви;

в) воздержание от скоромной пищи и всякой телесной похоти и нечистоты. Супруги должны хранить себя в чистоте самое меньшее семь дней до Святого Причастия и еще три дня после Святого Причастия.

Верующие должны хранить себя в чистоте и поститься по средам, пятницам и во все четыре поста, когда они и причащаются. В случае тяжелой болезни священник назначает более короткий пост, в зависимости от обстоятельств. Те, кто причащается не во время постов, должны поститься самое меньшее от трех до семи дней перед Святым Причастием. Перед принятием Святыни христиане должны воздерживаться от пьянства, табака, развлечений, шуток, зависти, клеветы и так далее;

г) выполнение епитимии, наложенной духовником. Верующие не могут причащаться без согласия своего духовника и выполнения епитимии, наложенной на них на исповеди, кроме случаев болезни и других тяжелых обстоятельств, когда оказавшиеся в них люди могут принимать Святыню, в какой бы ситуации они ни находились;

д) молитва; верующие перед принятием Святого Причастия должны молиться особым образом: читать накануне Часослов, Псалтирь и Акафистник, класть по силам своим земные и поясные поклоны, подавать милостыню нищим и совершать другие добрые дела. Им особенно нужно прочитать вечером Акафист Спасителю, Канон Богородице, Канон покаянный, Канон Ангелу хранителю и Канон ко Святому Причащению, а утром — двенадцать молитв. После принятия Святыни верующие должны прочитать благодарственные молитвы.

— Как полагается исповедоваться и причащаться монахам, по установлению святых отцов? Как часто могут причащаться монахи, схимонахи и больные монахи?

— Всё, что я сказал до сих пор об этом Святом Таинстве, действительно и для монахов. Монахи и схимонахи должны причащаться Тела и Крови Господней чаще мирян, но с должным приготовлением, по священным канонам, и с разрешения их духовника.

Монахи могут причащаться самое частое один раз в месяц или, как говорит святой Иоанн Златоуст, в двенадцать великих праздников. Схимонахи, в особенности больные, а также старики могут причащаться самое частое один раз в неделю, по нашей монастырской традиции. Этому учат нас и наставления из «Служебника», где говорится: «Священники же приходские пусть учат своих верующих, чтобы в чистой совести, мужеский пол и женский, причащались они, если будет возможно, в Господские праздники в течение года, а если нет, то хотя бы в четыре поста пусть готовятся к причащению Святых Таин, однако с должным приготовлением и с согласия своего духовника да делают это».

— Может ли спастись человек без духовника и исповеди?

— Нет. Никто не может спастись — ни миряне, ни монахи, ни клирики — без исповедания грехов и разрешения их духовником, по слову Господа, гласящему: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23). И в другом месте: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18).

Итак, как может войти кто-нибудь в Царство Небесное, не будучи развязан на земле от своих грехов? А власть эта дана только избранным, то есть апостолам, епископам и священникам, но не мирянам. Мы все должны иметь своих духовников и исповедоваться регулярно, даже те, кому кажется, что у него нет грехов.

Итак, будем помнить, что грех — это нарушение закона Божия, мерзость и нечистота пред Ним и что гнев Божий обрушивается на тех злых и грешных людей, которые умирают неисповеданными и нераскаянными. Грешники посредством исповеди и покаяния отводят от себя праведный гнев Божий и получают спасение души.

— Что вы думаете о тех клириках, которые слишком часто и без должного исследования совести верующих преподают им Святое Причастие?

— Священникам, которые преподают Святое Причастие верующим без должного исследования и епитимии, нужно внимательно прочитать наставления в Служебнике, которые касаются душевного и телесного приготовления верующих ко Святому Причащению. Священники должны хорошо знать священные каноны и практику Православной Церкви, а в случае необходимости — советоваться с местным епископом, которому они должны подчиняться всю жизнь.

Священники должны прочитать поучение святого Иоанна Златоуста о том, как нужно преподавать Святое Причастие. Вот что он говорит: «Немалое мучение ждёт на вас, священники, если вы, зная за кем-нибудь какое-либо зло, позволите ему причаститься этой Трапезы. Кровь Христова взыщется от рук ваших. Даже если бы то был воевода, даже если епарх, даже если это сам царь, увенчанный короной, но если он приступает недостойно (к Святыне), запрети ему. У тебя больше власти, чем у него. Потому что хуже бесноватого тот, кто согрешил и приступает. Ибо тот, поскольку он бесноватый, не будет мучиться, а эти, если приступают недостойно, предаются муке вечной. Итак, не только этим будем запрещать, но, коротко говоря, всем, кого увидим приступающими недостойно. Никто да не принимает как Иуда, чтобы не страдать, как Иуда».

И ещё он говорит: «Не подавай меча вместо пищи. Но даже если бы он по безумию пришёл причаститься, воспрети ему. Не бойся. Бойся Бога, а не человека. А если ты не дерзаешь запретить ему, приведи его ко мне. Я не допущу этого, чтобы подобное совершилось. Я лучше с душой своей расстанусь, чем подам Кровь Владычню недостойно. И всю кровь свою пролью, прежде чем подам Кровь столь страшную кому не следует. А если, много исследовав, он не знал за ним плохого, то нет никакой вины».

Поэтому духовник должен быть очень внимательным на исповеди, решая, кому воспретить, а кому достойно преподать Святыню. Если кто-нибудь проводит безнравственную жизнь и хочет путем обмана принять Святое Причастие, в него войдет сатана (см.: Ин. 13: 27) как в такого, кто уподобился Иуде.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *