Почему слуга Петра называет февронию мудрой

Рассказ про Февронию Муромских. Почему слуга Петра называет Февронию мудрой?

На что способен человек под влиянием обиды? кратко сочинение Гаршин Сигнал 1. Вступление 2. Основная часть 3. Вывод Срочно!!!! Смысл заглавия романа, смысл эпиграфа тезисные планы капитанская дочка Напишите сочинение на тему :Гордость-это положительное или отрицательное качество человека? 350 слов.Не беря из интернета,так как , там нет такого…П рошу помогите!!!! Можно ли провести параллель между двумя балами: балом Воланда и балом в Доме Грибоедова? Помогите пожалуйста) Сжатое изложение по содержанию отрывка из произведения В. Распутина «Уроки французского» с изменением лица, от которого ведется рассказ («Я пошел в пя тый класс…» до слов «…всякие истории, больше того добавляя от себя».)Пожалуйста срочно нужно!! А.А. Фет «Я вдаль иду моей дорогой» 1.Основные образы стихотворения;2.Образ лирического героя;3. Средства художественной выразительности, которые испо льзует автор; с какой целью автор их употребляет;4. Настроение стихотворения;5. Особенности композиции стихотворения. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, любовная лирика, социальная лирика, пейзажная лирика, элегия, ода, басня, баллада);пожалуйста :((((( Мое впечатление от начала главы »Сон Обломова». Русская литература, три упражнения. Желательно развёрнутый ответ Русская литература, три упражнения. Желательно развёрнутый ответ Русская литература, три упражнения. Желательно развёрнутый ответ

>»Повесть о Петре и Февронии Муромских»

(для чтения и изучения в 6, 7-м классах)

«Повесть о Петре и Февронии» была создана в середине XVI века писателем-публицистом Ермолаем Еразмом на основе муромских устных преданий. Герои повести — исторические лица: Петр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII века, умерли в 1228 году. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых сложился ряд народных легенд, составляющих основу сюжета. По мнению ученых, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве1. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии.

Сказочно начало повести: «Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел». И стал к его жене летать змей. Он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастье, и стали оба думать, как избавиться от змея. Однажды, когда змей снова прилетел к жене Павла, она спросила его: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она будет и отчего?» Прельщенный словами женщины змей ответил: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча»2.

Брат Павла Петр решает убить змея, но не знает, где ему достать Агриков меч. Однажды он находит этот меч в алтаре церкви. Затем Петру удается застать в палатах змея, принявшего облик Павла, и расправиться с ним. Поверженный змей принимает свой подлинный облик и в судорогах издыхает. Однако на теле Петра, там, куда попали капли крови чудовища, появились неизлечимые язвы. Петр приказывает своим слугам отправиться в Рязанскую землю, где, как он слышал, есть хорошие врачи.

Один из княжеских отроков приходит в деревню Ласково, заходит в крестьянскую избу и видит девушку, сидящую перед ткацким станком, — это Феврония. В разговоре с девушкой он поражается ее мудрым ответам, смысл которых посыльный с первого раза не понимает. Например, она говорит ему: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». На вопрос, где же хозяин дома, девушка отвечает: «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Юноша требует разъяснений и слышит в ответ: «Ну чего уж тут не понять! Подъехал ты ко двору и в дом вошел, а я сижу неприбранная, гостя не встречаю. Был бы пес во дворе, почуял бы тебя издали, лаял бы: вот и были бы у двора уши. А кабы в доме моем было дитя, увидело бы тебя, как ты через двор шел, и мне бы сказало: вот был бы и дом с глазами. Отец и мать пошли на похороны и там плачут, а когда они помрут, другие над ними плакать будут; значит сейчас они свои слезы взаймы проливают. Сказала я, что брат мой — бортник, в лесу они собирают на деревьях мед диких пчел. Вот и сейчас брат ушел бортничать, залез на дерево как можно повыше и вниз поглядывает, как бы не сорваться, ведь кто сорвался, тому конец. Потому я и сказала: “Сквозь ноги смерти в глаза глядеть»3.

Затем юноша рассказывает Февронии о болезни князя, и она берется его вылечить, но при условии, что за это князь женится на ней. Она мудра народной мудростью. Так, Феврония отдает слугам князя мазь и велит намазать все нарывы на его теле, кроме одного, что в дальнейшем дает ей возможность заставить князя выполнить уговор. С другой стороны, Петр хочет проверить ее ум и посылает ей пучок льна с требованием выткать из него ему рубаху, портки и полотенце, пока он моется в бане. В ответ Феврония посылает ему маленькую чурочку с просьбой сделать из нее ткацкий станок и все снаряды, необходимые для работы. Князь удивляется мудрости девушки, но, помазав раны, возвращается в Муром, не выполнив обещания жениться. И снова заболевает. Он понимает тогда, что простая крестьянская девушка, состязаясь с ним в мудрости, побеждает. Петр женится на Февронии, и они долгие годы мирно правят в Муроме.

Когда наступает старость, супруги молят Бога, чтобы им умереть в один день и чтобы похоронили их в одном гробу. Феврония умирает одновременно с мужем, ибо не мыслит себе жизни без него.

Характер Февронии в повести дан многогранно. Дочь рязанского крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли. Она обладает чутким, нежным сердцем, способна с постоянством и верностью любить и бороться за свою любовь. Она загадывает мудрые загадки, без суеты справляется с жизненными трудностями, говорит иносказательно, творит чудеса, преподносит уроки князю Петру.

В глазах окружающих Феврония — «провидица», владеет даром предвидения, обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем. Она для автора — идеал нравственного богатства и духовной красоты. Ермолай Еразм с глубокой симпатией пишет о ней, прославляет мудрость, верность в любви, святость чувств, высокие нравственные качества крестьянской девушки. Во всех проявлениях ее чувств, действиях, поступках сквозит душевное спокойствие и умиротворенность. Даже в тот момент, когда она решается на одновременную смерть с любимым человеком, без суеты, без восклицаний и стенаний прерывает Феврония свою работу, обмотав ниткой иглу и воткнув ее в воздух, который вышивала для церкви. В какой-то степени эта деталь воспринимается как символ конца земной жизни и начала жизни загробной.

Несомненно прав Д.С. Лихачев, назвав основной особенностью характера Февронии «психологическую умиротворенность» и проводя параллель ее образа с ликами святых А.Рублева, несших в себе «тихий» свет созерцания, высочайшего нравственного начала, идеала самопожертвования.

Характерная особенность повести — это отражение в ней деталей крестьянского и княжеского быта (описание крестьянской избы, поведение Февронии за обедом). Подобное внимание к быту, частной жизни человека было новым в древней литературе.

Отдельные детали позволяют составить впечатление о крестьянской жизни. Брат и отец Февронии — древолазы-бортники, собирают в лесу с деревьев мед. Описан и княжеский быт: упоминается о городе Муроме, стоящем на Русской земле, о княжестве «благородного князя» Павла, о «едином самодержце граду своему» Петре, о конфликте бояр с князем, о сословных предрассудках князя, не сразу принявшего решение жениться на крестьянской девушке Февронии. Все эти детали говорят о внимании древней литературы к быту, частной жизни человека.

Повесть свидетельствует об отходе от агиографических канонов и интересе к личной жизни человека, а кроме того, позволяет судить и о более широком, чем ранее, вхождении в древнюю литературу эпического начала, связанного с устно-поэтической народной традицией.

Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической. Поэтический вымысел, восходящий к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни позволяют рассматривать ее в качестве начальной стадии развития жанра светской бытовой повести, как считает Д.С. Лихачев.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. В разделе «Словарно-справочные материалы» найдите сведения об авторе повести. Назовите фольклорные источники, на основе которых создано произведение.
  2. Перескажите сюжет повести, как развиваются события в ней.
  3. Расскажите о главной героине. Какие черты ее характера отмечает автор?
  4. Почему автор называет Февронию «мудрой девой», «провидицей»?
  5. Перескажите, какие чудеса творит Феврония, приведите примеры ее иносказательной речи и мудрых поступков.
  6. Укажите на связь ее образа с народно-поэтической традицией.
  7. Чем дорог автору образ героини и какие качества он ценит в ней? Почему считает ее идеалом нравственного богатства и духовной красоты?
  8. Почему повесть можно считать гимном животворной силе любви?
  9. Прочитайте известный средневековый роман о Тристане и Изольде. Приведите примеры аналогичных ситуаций в повести Ермолая Еразма (Изольда исцеляет Тристана, изгнание Изольды, совместная смерть).
  10. Почему Д.С. Лихачев сравнивает Февронию с ликами святых на иконах А. Рублева? Согласны ли вы с его мнением?
  11. Пользуясь словарно-справочным материалом, подготовьте сообщение о жизни и творчестве А. Рублева.

►Читайте также другие темы главы «Литература периода укрепления русского централизованного государства»:

  • «Хождение за три моря» Афанасия Никитина
  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
  • «Житие протопопа Аввакума»
  • «Повесть о Тверском Отроче монастыре»
  • Сатирические повести XVII века
  • «Повесть о Горе-Злочастии»

►Перейти к оглавлению книги «Начало всех начал. Древнерусская литература»

Пётр и Феврония Муромские. Легенды и быль

Восьмого июля Православная церковь отмечает день памяти Благоверного князя Петра и его супруги Февронии.
Пётр был младшим братом князя Муромского, Павла.
Легенда первая: жену Павла искушал змей, принимающий образ Павла. Петр зарубил змея мечом, но кровь попала на ему на лицо, и началась страшная болезнь, которую никто не мог вылечить. И вот, когда он уже совсем отчаялся, снится ему сон, что на Рязанщине живёт девушка Феврония, которая вылечит его.
Пётр тут же отправился в дорогу.
Девушка обещала вылечить, с тем условием, что Пётр возьмёт её в жёны.
Пётр пообещал, но обманул кудесницу, и болезнь вернулась.
Феврония была дочь простого крестьянина, бондаря, сборщика мёда, Пётр не хотел брать её в жёны, брат не одобрил бы этот брак. Но делать нечего, вернулся Пётр и забрал с собой Февронию.
Но девушка была так пригожа и умна, что князь полюбил её всей душой. Это уже быль.
Муромская знать не хотела признавать простолюдинку, и когда пришло время вступления Петра на великокняжеский престол, ему объявили, что он должен покинуть Муром, или отпустить жену.
Но Пётр предпочёл не расставаться с любимой, и они вместе покинули город. Жили в бедности.
Однако муромские бояре из-за раздоров — не могли решить, кто будет княжить, пригласили Петра вернуться и занять престол.
Князь Пётр правил княжеством справедливо, милостиво, супруга его была благочестива. Оба вели жизнь праведную.
В старости князь и княгиня приняли иноческое пострижение с именами Давида и Евфросинии, оба почили в один день в 1228 году и, по завещанию, погребены в одном гробе.
Легенда вторая: хотели их похоронить в разных гробах, но каждый раз они оказывались вместе.
Святые мощи хранятся в Троицком соборе в Муроме.
О Петре и Февронии написана повесть ещё в 1547 году писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом, памятник древнерусской агиографической литературы. Повесть была написана к Собору Русской Православной Церкви, на котором Пётр и Феврония причислены к лику святых.
У Петра и Февронии, по некоторым источникам, было трое детей: Юрий, Святослав и дочь Евдокия.
Молодые супруги приходят к ним с молитвами о своём счастье.

Петр Сапега променял юную невесту на любовь немолодой царицы

Кто–то остается в истории как герой. Кто–то — как злодей или жертва. А есть персоны, которые просто плывут по течению, их прибивает то к одному берегу, то к другому. Везде они успевают наломать дров, что–то ухватить… След заметный, а вот какого рода слава? С такой сомнительной оглаской остался в истории Петр Павел Сапега, камергер российского двора и стольник великий литовский.
Жених дочери фаворита
Петр Павел Сапега. Первый раз на сцене политических интриг он появляется в девятнадцать лет. Тогда его отец, бобруйский староста и великий гетман литовский Ян Сапега, оказался при русском царском дворе. Обратимся к запискам испанского посла герцога де Лирия–Бервика, который рисует такой портрет Яна: «Только одно было у него доброе качество, что был он очень храбр. Три раза бунтовал он против своего короля, и потому принужден был удалиться в Россию, где по влиянию при дворе сына его, любимца императрицы Екатерины I, пожаловали его в фельдмаршалы. Он не знал даже самых первых оснований военного искусства, не имел капли ума, был сварлив, повелителен, напивался ежедневно, был лжец, и способен все предпринять для достижения своей цели».
Чтобы укрепить свое положение в России, Ян предлагает всесильному фавориту Петра I Александру Меншикову поженить их детей: младшую дочь Меншикова Марию и сына Сапеги Петра Павла. Взамен Ян Сапега обещает фавориту помочь сделаться герцогом Курляндским.
И вот юный Петр Сапега появляется при дворе. Красивый, элегантный. Машенька Меншикова влюблена. Петр становится камергером, получает орден Святого Андрея и на двоих с отцом — целый сундук шуб.
Невеста подрастала, ее жених пользовался всей роскошью придворной жизни… Но умирает Петр I. Вокруг этой смерти ходит столько слухов, что бессмысленно пытаться пересказать здесь. Для нас важно одно: власть перешла к вдове, Екатерине I (историки доказывают, что она из рода белорусских шляхтичей Скавронских), и ее бывшему любовнику Меншикову. Царица, получив власть, пустилась во все тяжкие. Уязвленная постоянными попреками в низком происхождении, уже немолодая, полного сложения, устраивает бесконечные балы и ищет утешения в любви. А юного Петра Сапегу, сильно отличающегося от неотесанных боярских отпрысков, младше ее на семнадцать лет, она приметила сразу же, как он появился при дворе.

Машенька Меншикова.

Екатерина I.

Любовник царицы
Теперь можно не скрываться. Царица осыпает наградами и молодого фаворита, и его отца, который так и не помог Меншикову получить Курляндское герцогство. Теперь то герцогство «светит» амарату (сердечному другу. — Прим. авт.) царицы Петру Павлу Сапеге. И та не собирается делить своего кавалера с юной влюбленной будущей женой. Тем более с Меншиковым у Екатерины договоренность: Машенька станет женой наследника престола, Петра II. Мнения молодых, естественно, никто не спрашивает, хотя юный наследник называет невесту, которая на пять лет его старше, «фарфоровой куклой», а Мария, узнав, что разорвана помолвка с Петром Сапегой, падает в обморок.
А чтобы пресечь разговоры и сильнее привязать к себе возлюбленного, царица обручает его со своей племянницей Софьей Скавронской. Кстати, нашла сведения, что именно отец Петра, Ян Павел Сапега, перевез Скавронских, родственников царицы, в Россию из своих минских владений.
В этом же году царица умирает, но Петр Павел умудрился сохранить положение при дворе. И 19 ноября 1727 года капитан царской гвардии Петр Сапега женится на Софье Скавронской. Получает имения в Инфлянтах и Новгородской губернии. Казалось бы, живи и радуйся!
Но Петр Павел — интриган уже опытный. Он чует, что при российском дворе неспокойно и нужно уносить ноги. Переводит свои огромные владения в деньги и вместе с женой возвращается в Речь Посполитую.

Политическое лавирование
Невероятно богатого магната соблазняют разные политические стороны, тем более в 1730–м умирает отец, и Петр Павел становится главой семьи. С ним заигрывает польский король Август II, назначает стольником литовским. Петр Сапега же поддерживает Станислава Лещинского, который уже побывал на польском троне и претендует вновь. Именно Петру оппозиционеры поручают вести переговоры со Швецией, чтобы заключить союз против России, в которой он еще недавно строил карьеру.
В 1736 году Станислав Лещинский после короткого царствования отрекается от престола. На несколько лет Петр Павел уходит с политической арены, занимается имениями. Ну как занимается? По свидетельствам современников, хозяин из магната был никудышный. Современники характеризовали Петра Сапегу как человека живого, азартного, несдержанного и вечно в долгах. Мало того что все растрачивал, проигрывал, так еще отличался такой жестокостью, что крестьяне то и дело бунтовали. Из–за долгов влезал в новые интриги. Проследить за его вилянием между берегами невероятно сложно.
В начале 1740–х Петр Павел включается в борьбу против нового монарха, Августа III. Отправляется к прусскому королю Фридриху II за поддержкой, но в Пруссию его просто не впустили. Опять присматривается к Швеции, которая в это время воюет с Россией. Договаривается, что шведы пришлют 10 тысяч солдат в поддержку заговорщиков, но замысел раскрыли. Сапега опозорен и вынужден замиряться с королевским двором и Фамилией, магнатской группировкой Чарторыйских. Он выдал Августу II заговор прусского резидента в Варшаве Гофмана и Яна Яблоновского, за что получил орден Белого орла и место воеводы смоленского. Петр Павел начинает играть роль верноподданного… И тут же предлагает французскому принцу Франсуа Луи де Конти включиться в борьбу за польскую корону. Фактически становится тайным агентом французского короля, три года получая по тысяче дукатов.

Неверный муж
Все это время женой Петра Сапеги остается Софья Скавронская. Что не мешает бравому подстолию искать приключений. Как пишут польские исследователи Владислав Канапчинский и Ежи Дыгало, в апреле 1735 года Сапега находится в Королевце, в ставке Станислава Лещинского, где красавицаЯн Сапега. пани Кастелли, до развода — Макрановская, покоряет его сердце. Но у пани есть и другие поклонники. Так что тридцатичетырехлетний Сапега вступает в галантное состязание с брацлавским старостой Станиславом Свидинским и маршалком конфедерации Адамом Тарло, известным дуэлянтом.
Между тем у Петра и Софьи рождается сын Ян. Увы, отзывы о нем остались удручающие: «развратник и дегенерат». Впрочем, Софья умирает, когда сыну было всего пять лет, так что пороки воспитания на совести Петра Павла.
В 1751–м Петр женится на Иоанне Сулковской, за которой дают хорошее приданое. Это противоположность первой жене. Иоанна моложе мужа на 35 лет. Она хорошенькая, умная и с чувством юмора. И не собирается покоряться.
Сплошные разочарования
Петр Павел, пока что в состоянии верноподданичества, пытается добиться для сына Мстиславского староства. Но королевский двор ему отказывает. Что делает Петр Сапега? Правильно, тут же опять уходит в оппозицию, пытается создать конфедерацию, срывает соймы. В 1749 году впервые в истории с помощью сабель сорван Коронный трибунал. А в 1754–м под давлением финансового краха Петр начинает поддерживать своих врагов Чарторыйских! Дело в том, что ему предложили долю в разделе Острожской ординации. Это огромные родовые владения князей Острожских, майорат из 24 городов и 600 сел. Род угас. Последний ординат Януш Сангушко, гуляка и пьяница, с подначки Чарторыйских подписал указ о ликвидации майората. «Вкусные» куски должны были достаться знатным родам, в том числе Чарторыйским и Сапегам. Но это против закона! Король не согласен, часть магнатов (не участвующих в дележке) тоже. Чтобы провернуть это дело, Петр Сапега не гнушается лично ездить по городам с объяснениями необходимости такого раздела, хвалит Чарторыйских… Обращается даже к санкт–петербургскому двору.
Да, в 1758 году, спустя тридцать лет, Петр Сапега опять едет в Санкт–Петербург. У него денежный интерес: надеется получить что–то от наследства покойной жены Софьи Скавронской. Однако блестящего молодого человека все забыли. Теперешний Петр Павел, обрюзгший, поседевший, тут неинтересен. Все, чего ему удается добиться, — перстень и два мешка соболей в подарок.

Сапега все время обижался и на польский королевский двор. Обходят должностями! Видимо, в надежде исправить ситуацию поддержал вступление на трон Станислава Августа Понятовского. Даже изобличил перед молодым королем происки пруссаков, которые переплавляли монеты Речи Посполитой на фальшивки. Это не помешало Сапеге поддержать Барскую конфедерацию, выступавшую против короля. Вероятно, ненависть к королю возникла еще и оттого, что любовницей красавца Понятовского становится молодая жена Иоанна из Сулковских. Когда ее имение заняло войско барцев, поддерживаемых мужем, Иоанна пустила к ним в тыл российское войско. А войска прусского короля, которого Петр Сапега то поддерживал, то выступал против, заняли его западные владения. Сапега уехал лечиться в Дрезден. Но и там не сидел спокойно: ввязался в заговор тех, кто готовил детронизацию Станислава Августа.

Павел Сапега умер в 1771 году. Молодая жена отправилась путешествовать по Европе. Сын от брака с Софьей Скавронской женился на Эльжбете из Браницких. Но та заявила, что муж ее порочен и неспособен к семейной жизни, и через два года добилась развода.
Кстати, невестка Петра Павла Сапеги тоже была любовницей Станислава Понятовского.
Неудавшаяся невеста Петра, Машенька Меншикова, отправилась с отцом в ссылку. К ней приехал влюбленный в нее молодой дворянин, ранее не осмеливавшийся мечтать о дочери всесильного фаворита. Машенька стала его женой, но умерла в родах.

Миф или история: почему Петр и Феврония являются покровителями брака

Несмотря на то, что святые Петр и Феврония жили в начале далекого 13-го века, День семьи, любви и верности – праздник очень молодой. В 2008 году супруга премьер-министра Дмитрия Медведева Светлана выдвинула инициативу этого торжества, и она была поддержана Государственной Думой. Кстати, именно Светлана Владимировна придумала и символ этого дня – ромашку.

Фото: www.globallookpress.com

Так были ли на самом деле такие исторические личности как Петр и Феврония, или это все дань легенде?

Сказка об огненном змее и мудрой деве

В летописях, по утверждению историков, такого исторического персонажа как князь Петр Муромский не существует. Однако был князь Давид Муромский и его супруга, которые в старости приняли постриг, и в иночестве назывались Петром и Февронией.

Супруги были канонизированы в 1547 году и только после этого на свет появилось сочинение Ермолая Еразма, одного из великих летописцев, «Повесть о Петре и Февронии», именно эта Повесть и лежит в основе всех легенд, рассказывающих о беспримерном супружеском союзе и супружеской верности.

На самом деле, эта Повесть основана на двух древних русских сказаниях – сказка о летающем огненном змее и сказ о мудрой деве.

Но обо всем по порядку. Прежде чем рассказывать о Петре и Февронии, нужно вспомнить, что у Петра был старший брат – князь Павел. Именно история его супружеской жизни и послужила началом всех событий: «…крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею».

Павел стал искать способы, как уничтожить змея, и его жена обманом выведала у змея, что умрет он «от Петровой руки и Агрикова меча».

Пошел Павел к брату Петру и рассказал ему о своей беде, вот только не знали братья, что такое «Агриков меч». Но и здесь Бог помог благонравным братьям – в одной из церквей под Муромом обнаружился такой меч. Когда Петр убивал змея, кровь брызнула на него и заболел младший князь проказой.

Петр убивает змея Фото: Commons.wikimedia.org

Долгое время Петр безрезультатно лечился, пока не сказали ему, что помочь ему может дочь бортника и Рязанской области Феврония. Девушка пообещала помочь князю, а за услугу просила, чтобы он на ней женился. Петр согласился, Феврония вылечила его, но специально не залечила одну язву. Вернувшись домой Петр и не думал выполнить свое обещание, так как Феврония была простолюдинкой и болезнь возобновилась.

Второй раз приехав к Февронии, князь исполнил обещанное и женился на девушке.

Не проста была жизнь супругов, после кончины старшего брата на муромский престол взошел Петр. Бояре были очень недовольны тем, что княгиня крестьянского рода и вынудили Петра отказаться от престола.

Притча о воде

Супруги уехали из Мурома, плывя по Оке на лодке Феврония заметила, что один из попутчиков смотрит на нее с нескрываемым интересом.

«Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям».

А потом и жители Мурома догнали князя и княгиню и рассказали им сколько бояр поубивали друг друга в борьбе за княжество и упросили супружескую пару вернуться на престол. Те и правили они еще долгое время в благочестии и верности.

Памятник Петру и Февронии Фото: wikimapia.org

На склоне лет они решили удалиться на покой в монастырь, Петр взял имя Давид, и Феврония стала в иночестве Ефросиньей.

Молили они Бога умереть в один день и час, так оно и случилось – 25 июня 1228 гожа супруги скончались. Несмотря на то, что завещали они похоронить их в одном гробу с тоненькой перегородкой, их похоронили отдельно, но уже на следующий день они вновь оказались вместе.

«После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами – в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».

Вот такая легенда, причем интересно и то, что согласно преданию Петр взял в иночестве имя реально существовавшего князя Муромского Давида Юрьевича. Так переплетаются быль и небыль.

С 1547 года Петр и Феврония считаются покровителями православного брака, хотя свадьбы в этот день не играют, так приходится день их поминовения на Петров пост.

Они жили долго и счастливо и умерли в один день

8 июля – день прославления русских православных святых, покровителей семьи и брака Петра и Февронии Александр Калинин 08.07.2008

В этот день возле раки с мощами Петра и Февронии, в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря города Мурома, собираются толпы паломников из самых разных мест православной России, чтобы почтить память святых, испросить молитвенной помощи в укреплении своей семьи – той самой ячейки, без которой нет ни общества, ни нации, ни государства. Этот день в России объявлен Днем семьи, любви и верности.

Благоверные супруги Петр и Феврония, как в сказке, жили долго и счастливо и умерли в один день, а именно, 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года. Романтическая история их любви описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Только князь за порог, как змей в образе ее благоверного мужа тут как тут. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя — Петра. В конце концов, именно Петр и убивает мечом давно почившего богатыря коварного соблазнителя своей невестки, но кровь дракона, брызнувшая на него, вызывает тяжелую болезнь — руки и лицо князя покрылись незаживающими язвами. Петр велит везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. Там, зайдя в одну из горниц, слуги его и увидели эту девицу — сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Назвалась Февронией. Сказала, что берется излечить князя, но при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный князь соглашается.

Князь излечился, но попытался, было, пойти на попятную. Ну, как ему, знатному от рождения, жениться на простолюдинке? Но, увы, тело его снова покрывается язвами, он опять едет к этой чудной девушке, которая помогает ему еще раз. И теперь уже Петр не решается искушать свою судьбу. Так Феврония становится княгиней.

В дальнейшем сила любви Петра и Февронии не раз побеждала коварство и ненависть муромских бояр, не желавших видеть деревенскую девицу за княжеским столом.

Но удивительна и история смерти этой супружеской пары. В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. И вот, умирая, князь Петр посылает к жене сказать, чтобы она была готова покинуть этот мир вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем…

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов в одном гробу. Князь Петр и простолюдинка Феврония, объединенные, вопреки сословным предрассудкам, великой любовью, остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом. И поныне они являются образцом христианского супружества и, согласно церковной традиции, своими молитвами низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Теперь вот поговаривают, что, мол, надо бы заменить День святого Валентина – праздник, пришедший к нам с Запада, нашим национальным праздником — днем Петра и Февронии. Думаю, что не получится. А если и получится, то не сразу. И не потому, что день святых Петра и Февронии приходится на Петровский пост, который не располагает к веселью, а, наоборот, призывает к сдержанности и самоограничению. Слишком разные праздники, как и сами святые. Валентин покровительствует всем влюбленным. Ну и что, что в этот день мужчина будет слать валентинки мужчине, а женщина – женщине, что жена станет поздравлять не мужа, а любовника, а муж, в свою очередь, любовницу. Конформистская религия Запада этому не противится. Любите, ребята, всех, кого не лень. Другое дело, Феврония. Она, как птица у гнезда, зорко стоит на страже чистоты супружеских отношений, не попуская никаких соблазнов. Когда при жизни некий мужчина засмотрелся на нее, она разгадала его помысел и мягко укорила:

— Почерпни воду с одной и другой стороны лодки,- попросила, — и скажи, одинакова ли вода или одна слаще другой?

— Одинакова, — ответил тот.

— Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?

А, каково? К святому же Валентину можно прийти и с просьбой любовных утех. К Петру и Февронии с подобными просьбами обратиться не сподобишься.

Сразу вспоминается притча, как княжеский повар, сопровождавший их в изгнании, готовя ужин, срубил два маленьких деревца и повесил на них котлы. А когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и вышло. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. А укрепила нас. Вот и приходим мы к Петру и Февронии не легкомысленными зайчиками-попрыгунчиками в период брачных игрищ, а этакими закопченными от жизненного, земного и грешного огня обрубочками: благослови снова стать кустистыми деревьями, преодолеть гордыню, самолюбование, победить похоть, восстановить мир и любовь в душе. Какие уж тут валентинки и поцелуйчики.

Поэтому, я думаю, эти два праздника еще долго будут существовать параллельно, и каждый из нас волен сам выбирать, к кому подходить под благословление. К святому Валентину – те, кто поклоняется культу плоти, тела, чувственности, к Петру и Февронии – кто исповедует чистоту отношений, верность и глубину чувств. Это, увы, не столь романтично: вместо того, чтобы делать подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах, идти в храмы и молиться, и просить кто помоложе – о большой любви, кто постарше – о семейном согласии.

Примерно через 300 лет после кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *