Почему собакам нельзя в церковь?

Зима, метель. Возвращаемся на колхозной машине из города: шофер, председатель и я, — они ездили по своим служебным делам, я — по своим. Останавливает инспектор: водитель выходит, показывает документы, начинается разговор… Председатель пожимает плечами: «Вроде ничего не нарушали», — и мы вылезаем, чтобы поддержать водителя.

Кошка. Фото: picsdesktop.net

Инспектор, похоже, никаких претензий пока не предъявил: молча рассматривает наш «Уазик» — не новый, но вполне исправный; проверяет ногтем глубину протектора на колесах, изучает работу фар, подфарников, стоп-сигналов, но все — в порядке… Наконец, остановившись перед машиной, говорит:

— Проверим номер двигателя.

Шофер открывает капот, и мы столбенеем от изумления: в моторе — кошка… Трехцветная — из рыжих, черных и белых лоскутов… Она приподнимает голову, оглядывается по сторонам, потом выпрыгивает из-под капота на обочину и исчезает в заснеженном поле.

Мы все пережили нечто похожее на кратковременный паралич… Первым шевельнулся инспектор: молча протянул документы и, бросив в нашу сторону взгляд, исполненный глубочайшей обиды, пошел к своему автомобилю. Он смотрел на нас так, будто мы предали его…

Потом очнулся председатель колхоза:

— Кто мог засунуть ее туда?..

— Она сама, — прошептал шофер, морща лоб от мыслительного напряжения, — когда мы у магазина останавливались… наверное…

— И чего? — не понял председатель.

— Изнутри, то есть снизу, залезла погреться, — увереннее продолжил шофер, — а потом мы поехали, спрыгнуть она испугалась и пристроилась вот тут…

— Часа четыре каталась? — прикинул председатель.

— Около того, — подтвердил шофер.

Теперь, наконец, мы пришли в себя и рассмеялись — до всхлипываний и слез.

— Все это — не просто так, — сказал председатель: — они ведь сроду не проверяли номер двигателя, да и сейчас этот номер никому даром не нужен, и вдруг…

— Не иначе, сами силы небесные пожалели кошчонку, — предположил водитель.

— Но тогда, — задумался председатель — и под капот ее запихнули тоже они?.. Для каких, интересно, целей?..

Кто может ответить на такой вопрос?.. Мы садимся в машину и отправляемся в дальнейший путь.

Случай этот, сколь нелепый, столь и смешной, вскоре забылся по причине своей незначительности. Однако года через два или три он получил неожиданное продолжение. На сей раз дело происходило летом.

Привезли меня в далекую деревеньку, к тяжко болящей старушенции. Жила бедолага одна, никаких родственников поблизости не осталось. Впрочем над койкой на прокопченных обоях были записаны карандашом два городских адреса: сына и дочери, — но, как объяснила мне фельдшерица, адреса эти то ли неправильные, то ли устарели, а бабкины дети не наблюдались в деревне уже много лет и вообще неизвестно — живы ли они сами. Фельдшерица эта в силу своей милосердной профессии или от природной доброты христианской души, а может — и по двум этим причинам сразу, — не оставляла болящей, но терпеливо ухаживала за ней.

— Как я боялась, что не успеем, — сказала фельдшерица, когда соборование завершилось: — Она ведь три дня назад умирала уже! Я — к телефону, позвонила вашей почтарке, а та говорит, что вы на дальнем приходе и вернетесь неизвестно когда. Я — звонить на тот приход, там говорят: вы только-только уехали… Ну, думаю, неужели бабулька моя помрет без покаяния? Она так хотела, так Бога молила, чтобы сподобил ее причаститься и пособороваться!.. Досидела с ней до самого вечера, а потом побежала домой — надо ж хоть поесть приготовить… За коровой-то у меня сноха ходит — с коровой-то у меня заботушки нет, а вот мужа надо обихаживать да и младшего — нынче в девятый класс пойдет… Наварила супу, картошки и перед сном решила снова бабульку проверить. Прихожу, а она не спит. И рассказывает: «Я, — говорит, — померла уже»… Да-да, прям так и говорит. Мол, сердце во сне очень сильно болело, а потом боль прошла и хорошо-хорошо стало… «И вдруг, — говорит, — чтой-то стало губы и нос щекотать. И тут, — говорит, — все это хорошее исчезло, и опять боль началась». Ну, она от щекотки проснулась, а на груди у нее кошка лежит и усами своими ее щекочет: кошки, они ведь к носу принюхиваются, не то что собаки, извиняюсь, конечно. Видно, кошечка почуяла в бабкином дыхании нездоровье какое-то и принюхалась, а усами вызвала раздражение, — вот бабка и проснулась. А коли проснулась — лекарство приняла. Так и выжила. Ну, я с утра машину искать, чтобы, значит, послать за вами. Никто не дает… Потом сельповских уговорила… Так что только благодаря кошке бабулечка вас и дождалась…

Выходя на крыльцо, чуть не наступил на небольшую кошчонку, шмыгнувшую в избу: рыжие, белые и черные лоскутки напомнили мне о случае на зимней дороге. Я поинтересовался, откуда взялась эта кошечка — не приблудная ли.

— Да кто ж ее знает? — отвечала фельдшерица без интереса. — Это ж не корова, даже не поросенок: взялась — и взялась откуда-то, может, и приблудилась…

— А сколько от вас до города?

— Двести пятьдесят километров — автобус идет четыре часа…

Вернувшись, я рассказал об этом председателю и его шоферу. Они покачали головами и не проронили ни слова.

Братья наши меньшие часто сопровождают своих хозяев, но не везде это приветствуется. Многим интересно знать, можно ли собаке заходить в церковь и какого мнения по этому поводу придерживаются священнослужители. Такая информация позволит избежать казусов.

Почему собакам нельзя заходить в церковь

Ранее в Православии собак считали нечистыми животными, которым не разрешалось входить в храм. Подобный запрет связан ещё со временами Ветхого Завета. В священной книге постоянно упоминается о нечистоте собак, что сопряжено с вечной борьбой иудеев против египтян и римлян, которые любили этих животных и брали их с собой в сражения. Даже деньги, которые получали от продажи питомца, нельзя было вносить в церковь. Ещё в законе Моисея упоминается о нечистоте собак. Сравнение иудеев с этим животным было хуже любого другого оскорбления, поэтому такие негативные убеждения сохранились у многих и по сей день.

Иудеи считают, что собакам в храм заходить не следует

В настоящее время отношение православной церкви к собакам изменилось. Многие диаконы считают, что питомцы часто прибегают в монастыри и храмы, чтобы найти приют и убежище, поэтому гнать их не следует. Единственной причиной для недопуска животного является вероятность того, что оно может испражниться в неположенном месте. Других оснований для запрета на вход в церковь нет.

От себя добавлю, что когда много лет работал приходским сторожем, в наш тёплый собор не раз забегали погреться уличные собаки — мне приходилось их ловить и выдворять. Храм они оскверняли разве лишь своим особым псиным запахом, а вот многочисленные ленивые коты, подкидываемые в храм сердобольными пенсионерками, как выяснилось, за каждым напольным киотом оставляли свои многочисленные окаменелые «сокровища». Но вряд ли какое животное способно осквернить храм больше самого человека — как-то пришедшие обколотые молодые кощунники стали закуривать от Богородичной лампадки!

Священнослужители призывают относиться к животным с уважением, как и к любому творению Бога, однако в церковь приводить их специально не рекомендуется, ведь это место молитвы. Патриарх Кирилл очень любит собак и считает, что никаких обоснованных запретов по поводу вхождения питомца в храм нет.

Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укоренённым, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве.

Никакого официального запрета на то, чтобы входить в храм с любыми животными нет. Скорее, не делают этого из этических соображений. Несколько столетий назад запрет распространялся не только на собак, но и свиней, которых считали грязными животными. Современные священники, конечно, не рекомендуют без лишней надобности носить с собой питомцев в православный храм, чтобы не привлекать к себе внимания и не нарушать тишину, но и не запрещают этого.

Официального запрета на вход собаки в церковь нет

Раньше считалось, что даже если собака нужна человеку в качестве поводыря, то её всё равно необходимо оставить возле церкви, а уже потом заходить, воспользовавшись помощью других прихожан. На сегодняшний день такая тенденция не распространяется. Собаку из храма выгнать не имеют права.

В католический собор заходить с питомцами не воспрещается при условии, что пёс будет вести себя спокойно. У четвероногих друзей даже есть свой покровитель Франциск Ассизский. Отношение мусульман к собакам более категоричное. Изначально таких животных в Исламе считали нечистыми и входить в мечеть им строго запрещено. Даже существует поверье, что если мусульманин молится, а рядом с ним проходит пёс, то его прошение моментально аннулируется. Людям, исповедывающим Ислам, запрещается держать таких питомцев дома.

Католики разрешают заходить собакам в собор

Думаю, что всё-таки собаку с собой в церковь лучше не брать, так как многие работники храмов придерживаются устаревших убеждений, а конфликтовать в таком месте совсем не хочется. Я очень люблю животных, но также считаю, что в соборах им не очень комфортно. Кроме того, не каждый питомец может усидеть на месте. Некоторые любимцы ведут себя беспокойно, что может нарушить общий порядок.

Собаки и церковь — видео

Несмотря на то что собакам заходить в церковь не запрещается, всё же брать их с собой туда намеренно не рекомендуется, так как многие люди, работающие в храмах, чтят старые традиции и могут повести себя агрессивно. Конечно, свою позицию всегда можно аргументировать, но стоит ли тратить на это время и нервы.

  • Ксения Калугина

Древний мир

Плодородный полумесяц и Кипр

Расселение кошек из центра одомашнивания в районе Плодородного полумесяца связано с расселением древних земледельческих племён, которые в поисках новых плодородных земель, переселяясь на новые места, брали с собой одомашненные виды растений и животных, включая кошку. В 1983 году на Кипре рядом с деревней Шиллоурокамбос было обнаружено захоронение останков человека и кошки, дикие виды которой никогда не жили на этом острове. Судя по расположению останков, восьмимесячное животное было умерщвлено, чтобы быть захороненным вместе с хозяином. В Анатолии были найдены терракотовые статуэтки, датированные VII тыс. до н. э. и изображающие женщин, которые играли или держали на руках, судя по пятнистому окрасу, детёныша леопарда или кошку такого же окраса.

Древний Египет

Основная статья: Кошки в Древнем ЕгиптеДревнеегипетская статуэтка кошки. Лувр

Первое письменное упоминание о домашних кошках относится ко II тысячелетию до н. э., когда в Древнем Египте для охраны зернохранилищ от грызунов стали широко применяться кошки. В Древнем Египте кошки считались воплощением богини плодородия Баст и почитались как священные животные; наказанием за убийство кошки служила смертная казнь. Существует много статуэток и изображений кошек этого периода. Часто кошки мумифицировались тем же способом, что и люди — в XIX веке около храма богини Баст в Бубастисе было обнаружено самое большое захоронение — около 19 тонн кошачьих мумий. Кошки были настолько популярны в Древнем Египте, что в мумиях их формы хоронили и других животных.

Рентгеновские исследования некоторых мумий показали, что у животных была сломана шея. Существуют теории о том, что кошки приносились в жертву богине Баст, однако данное предположение не является доказанным. Культ Баст сохранялся в Древнем Египте вплоть до его запрещения в 390 году. Есть предположение, что первоначально культ бога Беса был связан с почитанием кота, почитавшегося как защитника дома от мышей. Красный кот почитался древними египтянами как персонификация верховного бога Ра. В 17-й главе свода сакральных текстов, который получил название «Книги мёртвых», бог солнца Ра, выступает как «великий кот», который каждую ночь сражается со змеем Апопом, считавшимся персонификацией сил зла, тьмы и хаоса, и на рассвете побеждает его. Однако не каждый красный кот или кошка считались священными. Для этой роли жрецы храмов специально отбирали кошек по ряду характерных признаков. Считалось, что душа бога вселялась в ассоциированное с ним животное, а после его смерти переселялась в другое животное с соответствующими признаками. Именно этим кошкам оказывались особые почести, к ним были приставлены жрецы, жрицы и слуги. После смерти их погребали в больших каменных или деревянных саркофагах, в которые помещали украшения, амулеты и другие богатые подарки.

Кошка. Мозаика из Помпеи

Полиэн привёл анекдот о том, что персы овладели Пелузием — одним из египетских городов-крепостей, из-за преклонения древних египтян перед священными кошками, овцами, ибисами и собаками, в 525 г. до н. э., когда персидский царь Камбис II атаковал войска фараона Псамметиха III. Персы поместили этих животных перед своим войском в виде живого щита, из-за чего египтяне, чтобы не причинить вред этим священным животным, не стали обстреливать из луков персидское войско. Сражение завершилось полным поражением египтян.

Древний Рим

Считается, что римляне узнали о кошках от египтян, однако кошки оставались в Древнем Риме довольно редкими домашними животными и ценились прежде всего как ловцы мышей. Впоследствии римляне распространили кошек по всей Европе. Но возможно, что ещё до появления Римской Империи, кошки уже были известны в Европе. Существуют некоторые свидетельства того, что на Британских островах кошки существовали ещё в конце железного века, возможно что они были доставлены туда на кораблях древних мореходов.

Средние века

Богиня Фрейя на колеснице, запряжённой двумя котами

У викингов кошка была священным животным и олицетворением богини любви и плодородия Фрейи. В Младшей Эдде Снорри Стурлусона Фрейя путешествует на колеснице, запряжённой двумя котами.

В средневековой Европе отношение к кошкам было разным. В католических странах Европы кошка считалась спутницей ведьм и олицетворением нечистой силы. В Англии кошек считали спутницами королевы фей Маб. Из-за этого кошек (особенно чёрных) заживо сжигали на кострах или сбрасывали с колоколен. Уничтожение кошек в Средние века косвенно стало причиной эпидемий чумы, так как истреблять крыс и других грызунов-переносчиков чумы стало почти некому. В православных странах Европы отношение к кошкам было практически противоположным. Кошка единственное животное, которое может посещать православный храм (кроме алтарной части).

Любимый кот царя Алексея Михайловича.

В славянской мифологии кошка — любимый персонаж народных сказок, пословиц и суеверий. На Руси домашняя кошка стоила дорого и могла служить ценным подарком, поскольку гарантировала защиту урожая от грызунов. Она была также символом мира и благополучия в доме, защищающим дом от нечистой силы. Считалось также, что кошки могли проникать в потусторонний мир и общаться с духами.

В русском фольклоре обширный пласт составляют народные сказки, пословицы и поверья, связанные с кошками и котами. Персонажем таких сказок был, например, кот Баюн.

Владимир Гиляровский рассказывает, что до XX века сохранялся обычай среди купцов соревноваться, чей кот толще и откормленней. В. И. Даль в 1853 году опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа», где в разных разделах встречается около 75 пословиц о кошках.

Российские монархи также ценили кошек, в царском дворце всегда жили кошки. У отца Петра I, Алексея Михайловича, был любимый кот, портрет которого изображён на гравюре. А уже Пётр Великий издал указ, согласно которому в каждом хозяйстве следовало «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Самого Петра также часто сатирически изображали в виде кота, о чём свидетельствуют многочисленные сохранившиеся до наших дней лубочные картинки с надписями: «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской».

Азия

«Четыре кошки в разных позах». Куниёси Утагавы

В Японию кошки были завезены в VI веке и служили высшей наградой, которую мог дать император своим приближённым. Существует несколько вариантов легенды о кошке, помогающей своей хозяйке или хозяину. Фарфоровая или фаянсовая статуэтка кошки черепахового окраса с поднятой к правому уху лапой — Манэки-нэко, до сих пор считается привлекающей денежную удачу. До сих пор в Японии сохранился древний культ, согласно которому души умерших предков переселяются в пегих кошек. В Сето существует Музей Манеки-нэко. Особенно ценятся в Японии короткохвостые кошки, изображения которых можно увидеть на многочисленных средневековых гравюрах. В некоторых областях Китая, Кореи и Вьетнама кошачье мясо употребляется в пищу для приготовления определённых блюд. Кошачий мех малопригоден для использования в качестве материала для одежды, однако иногда кошачьи шкуры используются для выделки дешёвых шуб и шапок.

В Индии существовала богиня материнства Сашти (иначе Састи), которая изображалась в виде женщины с ребёнком на руках и считалась хранительницей домашнего очага. Её ваханой являлась кошка. В Бенгале и Западной Индии существует легенда о чёрной кошке, которая также ассоциируется с богиней Сашти.

Персидский историк Ат-Табари записал легенду, согласно которой, Творец, создавая Вселенную, создал крыс, но забыл создать кошек. Но ему пришлось исправить это, когда во время Всемирного потопа крысы начали прогрызать отверстие в днище Ноева ковчега. Ной погладил спину льва, лев чихнул, и пара кошек выскочила из его ноздрей.. Эта легенда была широко распространена в регионе. Существует персидская пословица, которая гласит: «Лев чихнул, и появилась кошка.». Похожая легенда объясняет также происхождение ванской кошки и ванского окраса у кошек.

Ислам

Статуэтка кошки, инкрустированная золотом и серебром. Иран, XIX век

В исламе существует множество преданий, которые связаны с кошками. Часть из них вошла в сборники хадисов. Согласно одному из них, кошки высоко почитаются в исламе, так как главного мусульманского пророка Мухаммеда кошка его сподвижника Абу Хурайры (его имя дословно переводится как «Отец кошек») спасла от укуса змеи. В исламе достойным похвалы считается поить кошек молоком. Как рассказывает одно из преданий, у пророка Мухаммеда была разноглазая белая кошка. Другое предание повествует о том, что однажды пророк Мухаммед после окончания молитвы обнаружил, что его любимая кошка Мусса (Муэца) уснула на рукаве сложенного рядом халата. Мухаммед предпочёл отрезать кусок от рукава, чтобы не тревожить сон Муccы. В иных случаях, если кошка спала на одежде, Мухаммед выбирал что-либо другое из своего гардероба..

Кошки являются единственными животными, которым разрешено входить в мечеть.

Кошки в искусстве в Викицитатнике

Кошки в искусстве на Викискладе

В современной культуре и литературе

Кошки часто становились персонажами литературных произведений, например, «Кошка, которая гуляла сама по себе» Редьярда Киплинга, «Чёрный кот» Эдгара По, «Кот в сапогах» Шарля Перро, «Коты-Воители» Эрин Хантер, Кошка-Хромоножка из сказки Джанни Родари «Джельсомино в Стране лжецов», «Житейские воззрения кота Мурра» Эрнста Гофмана, «Кот внутри» Уильяма Берроуза, «Королевская аналостанка» Э. Сетона-Томпсона, «Шамайка» Юрия Коваля. Кот Бегемот — один из главных персонажей «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. В сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» одним из персонажей является Чеширский Кот. В произведениях армянских писателей часто встречаются упоминания и описания ванских кошек. У знаменитого китайского писателя Лао Шэ есть роман «Записки о кошачьем городе» — сатирический памфлет на реалии Китая первой трети XX в.

В романе Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике» одной из героинь является гадкая и своенравная кошка Гри-Гри, принадлежавшая супруге графа Морепа, государственного министра при Людовике XVI.

Согласно сохранившимся до наших дней суевериям, кошки считаются хранительницами домашнего очага и уюта. На новоселье принято первой впускать в дом кошку. Из-за способности кошек приземляться на лапы при падении считается, что они обладают особым «шестым чувством», и что у них девять жизней. В России существует суеверие о том, что чёрные кошки являются предвестниками неудачи, особенно, если кому-то такая кошка перебежит дорогу. Чехи же считают, что кошка перебежавшая дорогу справа налево, наоборот является предвестницей удачи.

Кошки часто изображались в виде статуэток и рисунков со времён Древнего Египта. Наиболее известными художниками, в чьём творчестве часто встречаются изображения кошек, являются Франц Марк и Луис Уэйн. Последний известен своими рисунками человекоподобных кошек.

Геральдическая кошка

В геральдике кошка — символ независимости и представляется в профиль и анфас. Она называется напуганной (фр. effarouché), если ползёт, и съёжившейся (фр. herissoné), когда спина и хвост подняты выше головы.

По мотивам сочинения Томаса Элиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» Эндрю Ллойдом Уэббером был создан знаменитый мюзикл «Кошки».

Во вселенной DC Comics есть неоднозначный персонаж Женщина-кошка, часто выступавшая либо союзником (и даже любовницей), либо противником Бэтмена. В 2004 году про неё был снят самостоятельный фильм «Женщина-кошка».

В 1977 году на экраны вышел фильм «Фантазии Веснухина», в котором рассказывается о том, как первоклассник Кирилл пытается дрессировать кота Тишку, чтобы выступить в цирке.

В мультипликации кошки и коты часто становится главными героями, например, в таких мультфильмах, как «Кот Леопольд», «Трое из Простоквашино», «Котёнок по имени Гав», «Том и Джерри», «Котёнок с улицы Лизюкова», «Ловушка для кошек» и «Кот Феликс», «Чертёнок с пушистым хвостом». Одним из наиболее популярных мультипликационных котов является Гарфилд, про которого сняты мультсериалы, а также полнометражные анимационные и художественные фильмы.

Персонажи аниме часто изображаются в виде полукошек-полулюдей. Их называют «нэко» (猫, букв. «кошка») или нэкомими (в переводе «кошачьи уши»).

Хаджит — раса зверолюдей во вселенной The Elder Scrolls

Кот Саймона — мультипликационный сериал о коте, созданная английским аниматором Саймоном Тофилдом

В Церкви собаку считают животным «нечистым». А если это собака-поводырь? Сделает ли Церковь исключение?

В Церкви собаку считают животным «нечистым». А если это собака-поводырь? Сделает ли Церковь исключение?

Протоиерей Николай Емельянов; фото из архива сайта miloserdie.ru

Прот. Николай Емельянов, клирик храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, проректор Богословского института при ПСТГУ.

— Так устроено современное общество – общество модерна, что любое ограничение, особенно если оно связано с традицией, воспринимается, как нечто бессмысленное, вредное, устарелое и ограничивающее свободу человека.

Эта позиция неизбежно оказывает на нас влияние, часто совершенно неосознаваемое. Причем зачастую само ограничение не имеет существенного влияния на нашу реальную жизнь и на практике легко разрешается. Но нас раздражает сам факт этого ограничения, нам хочется поступить вопреки, нам начинает казаться, что именно это ограничение и мешает добиться цели, а не что-то другое.

Поэтому попытка обсуждать каноны и правила о том, что собакам нельзя заходить в храм, заведомо обречена на неудачу. Да, я мог бы сказать, что почему-то собака в Священном Писании — образ отрицательный, что Господь говорит: «не давайте святыни псам» (Мф 7:6), что слово «пес» считалось у израильтян оскорбительным (1 Цар. 24:15 и др.) и что Сам Господь сравнивает язычников с псами в разговоре с хананеянкой (Мф. 15:26).

Все это при том, что вообще-то богоизбранный народ занимался скотоводством и собаки ему были нужны, о чем также сказано в Священном Писании (Ис. 56:10). В том же разговоре с хананеянкой имелась ввиду домашняя собака, раз она находилась под столом у своих хозяев.

Иногда пытаются трактовать образ собак из притчи о богаче и Лазаре в каком-то сентиментальном духе, как собачек, пожалевших бедного Лазаря, которого не пожалели люди. На самом-то деле собаки в этой притче упоминаются по совершенно иной причине. Они считались пожирателями мертвечины (3 Цар. 14:11), поэтому, когда они лижут струпья Лазаря, имеется ввиду только одно – что он был почти мертв.

Есть и канонические правила, касающиеся животных. 88 канон Шестого Вселенского Собора (VII) прямо говорит, что никакое животное нельзя вводить в храм, кроме ситуаций, связанных с прямой угрозой жизни для человека. Очевидно, что обсуждаемая ситуация с собакой-поводырем никакой угрозы жизни не предполагает.

Одновременно всем известно, что то же 88 правило о запрещении вводить в храм животных… постоянно нарушается. Повсеместно, особенно на селе, в церквях спокойно разгуливают коты. Объяснение этому факту чисто прагматическое – чтобы мыши церковные книги не поели! Вместе с тем, это очевидное нарушение канона и вроде бы существенное. Ведь если кот убьет в алтаре мышь, то прольется кровь и храм надо будет заново освящать.

Но вся эта аргументация обычно очень неубедительна для современного человека, далекого от животного мира в его реальном, а не декоративном выражении. Тем более не будут убедительны какие-то каноны. Уж про них-то всегда можно смело сказать, что они устарели! Так устроено общество модерна – в нем все и всегда по определению устарело.

Конечно, церковный взгляд на проблему другой. Церковь всегда предостерегает от стереотипизации мышления. Какой бы она ни была – консервативной, модернистской, постмодернистской, либеральной и какой хотите еще. Поэтому и все эти древние правила Церковь часто хранит вопреки нашему детскому стремлению их сломать или даже вопреки их прямому нарушению.

Вопрос в том, что это значит: хранить эти древние правила?

В Церкви никогда и ничего не делается ради того, чтобы просто соблюсти какую-то формальную внешнюю норму. Церковная жизнь очень прагматична. Если какие-то ее формы помогают человеку жить духовной жизнью, то Церковь их и использует, не думая о том, что они очень древние. Если эти правила мешают, то Церковь всегда указывает какой-то иной способ жизни, причем не только когда они древние, но даже если самые-самые суперсовременные, продуманные и обоснованные научным образом правила, а иногда даже какой-нибудь очень важный документ.

Как же в этой ситуации поступить с собакой?

Мне кажется, это проще всего обсуждать на примерах. Недавно в интернете стала очень обсуждаемой трогательная история , случившаяся в одной итальянской деревне, где после смерти хозяйки ее собака продолжала каждый день приходить на мессу. Заметка была многократно переопубликована в социальных сетях и получила массу комментариев.

Во-первых, едва ли не подавляющее большинство этих комментариев было о том, насколько собаки лучше людей. Вот тут я хочу сразу оговориться, что такого отношения Церковь никогда не допустит даже в шутку. Я попробую объяснить, почему ситуация с собакой-поводырем в храме тоже может оказаться нелепым продолжением подобных рассуждений.

Во-вторых, во многих комментариях сквозило наше обычное скептически снисходительное отношение к «доморощенному» Православию в сравнении с «европейским» Католицизмом (ведь правило 88-е Шестого вселенского собора Церковь принимала еще до ее разделения). Мы начинаем думать: «Вот, там-то конечно разрешили, а у нас-то сразу бы: «нет такого правила, чтоб с собаками пускать!» В нашей Церкви если какой канон сочинили, так даже если он морально устарел, отменять не станут, раз «правило» такое!»

Чтобы попытаться разобраться с этой ситуацией, хочу сперва сделать две оговорки. Во-первых, в заметке речь идет о маленькой деревушке, где все друг друга знают, у всех есть собаки, храм большой, прихожан мало, собаке легко спрятаться под скамьей. Это значит, что собака никому не мешает и никого не испугает.

Фото: facebook.com

Во-вторых, поскольку заметка появилась на католическом ресурсе, то там, конечно, сделана очень важная оговорка. Эта дама – хозяйка собаки, специально просила благословения у священника, чтобы он разрешил брать собаку с собой. И он посчитал, что разрешить будет правильно. В данной истории эти два фактора мне кажутся определяющими и делают эту историю для меня хоть чуть-чуть приемлемой. Потому что на самом деле история эта мне кажется ужасной.

Я не буду объяснять, почему мне не нравится эта история: я не был в этой деревне, и, наверное, местный батюшка лучше меня знал, что делал. Я попытаюсь ответить на главный вопрос: что делать, если в храм пришел слепой человек (сейчас надо говорить слабовидящий, ведь слепой в индивидуалистическом обществе – это нетолерантно!) с собакой-поводырем.

У меня ответ однозначный: я не могу пустить собаку-поводыря в храм. Там полно детей, а родители сейчас всего боятся, да и взрослые многие боятся собак. Все по-разному на них реагируют, да и собака, даже самая воспитанная, может повести себя неадекватно и произойдет какое-нибудь кощунство со святыней.

Поэтому мне кажется, что это хорошо – что собаке нельзя в храм. Это очень хорошо и для слепого человека, да и для всего прихода тоже!

И вот почему: я, если увижу собаку-поводыря в церковной ограде, конечно, попытаюсь вмешаться, но уверяю вас, что в любом храме, где есть живая церковная община, я этого сделать не успею. К собаке сразу же подбежит сторож и спросит хозяина: куда можно устроить собаку и как за ней следить? А потом к слепому человеку подойдет несколько прихожан и спросят: как его зовут, как зовут его собаку, подвести ли его к священнику, сказать ли, где какие иконы, нужна ли ему какая-то помощь в храме, и, конечно, можно-ли ребенку погладить собаку?

Если он будет ходить постоянно, то это совсем хорошо. Все дети будут знать, что этому человеку нужно помочь, что нужно посадить его на специальное место, подвести к причастию и к исповеди, а во время длинной службы будет повод выйти передохнуть, потому что «надо следить на дворе за собакой». И человеку придется с людьми общаться: ведь собаке в храм нельзя, у нас такое Православие «дремучее»!

Фото: Павел Смертин; из архива сайта miloserdie.ru

Мне так жаль ту бедную итальянку, совсем не старую – ей было 57, у которой не нашлось ни родных, ни друзей, с которыми она могла бы ходить в храм каждый день, спокойно оставляя свою собаку дома. Где же были ее соседки?

Потому что в храм Божий человека надо ввести за руку, а не за поводок. Это должен понимать самый маленький ребенок среди прихожан. А слепой человек должен почувствовать себя в храме зрячим, он должен понять, что здесь ему никакая собака уже и не обязательна, он здесь не одинок!

Кошка пользуется уважительным отношениям практически во всех религиях мира, а некоторые из них считают это животное священным. Чем же заслужили «мурлыки» подобное отношение к себе?

Как в православии относятся к кошкам

С самого зарождения христианства кошка считалась благочестивым животным. Существует легенда, что кошка согрела Иисуса Христа, когда тот лежал в яслях и замерзал. Дева Мария отблагодарила животное, начертав на его лбу символ буквы «М». Другое поверье рассказывает о том, что лишь кошке Создатель показал путь в Рай после изгнания оттуда первых людей.

Однако в Средние века кошка получила немилость от христианства, в основном от католического. Животное обвиняли в сговоре с дьявольскими силами и всячески истребляли пушистых. Однако исчезновение кошек плачевно сказалось на католической Европе — распространились крысы, а вместе с ними и смертельная чума. Позднее кошки были реабилитированы. В православном христианстве эти животные никогда не считались «дьявольскими», им даже позволялось приходить в храмы.

Священники и монахи относятся к кошкам с огромной любовью, позволяя им жить в монастырях, а в некоторых храмах даже служат молебны о призвании помощи бездомным животным, при которых прихожане держат «мурлык» на руках

В православии у кошек даже есть собственный покровитель — святой Власий.

В современном православии кошки продолжают пользоваться благосклонностью церкви. Мурлыки часто живут в монастырях и церквях, присутствуют на богослужениях, а в некоторых обителях для пушистиков даже прорублены специальные проходы в дверях. Обосновывается такое отношение одной легендой. Согласно ей, именно кошка спасла Ноев ковчег, а тем самым и всё живое на земле, от вымирания: она поймала мышь, находящуюся под воздействием дьявола и пытающуюся прогрызть дыру в дне судна. Именно поэтому считается, что после смерти кошки попадают в рай.

Существуют и абсолютно житейские обоснования такой благосклонности:

  • бесшумная, спокойная и ласковая кошка будит в человеке умиротворение, тем самым располагая к молитве;
  • кошки способны ловить церковных мышей, которые портят не только стены церковных построек, но и свечи.

Почему кошкам разрешено посещать храмы, а собакам — запрещено

Согласно церковным поверьям, собаки считаются «нечистыми» животными, поэтому вход в церковь им запрещён. Но почему так происходит? Существует несколько версий:

  1. Библейская. В Священном Писании, в отличие от кошек, упоминание о собаках встречается часто и всегда в негативном ключе. То с ней сравниваются еретики, то указывается на нечистоплотность этого животного.
  2. Мирская. Собаки действительно не отличаются чистоплотность по сравнению с кошками, которые постоянно умываются и вылизываются. «Четвероногий друг» запросто может изваляться в пыли, а затем на своих лапах принести грязь в храм. Кроме того, собаки отличаются шумным и суетливым характером, поэтому их присутствие в церкви может отвлечь верующих от молитв.

Существует придание о том, что при сотворении мира Бог оставил тело человека под присмотром собаки и пошёл за душой, дьявол отвлёк пса меховой шубой, а сам наплевал и нагадил на человека, поэтому у людей грязное нутро, а собака навечно проклята

Согласно суевериям, именно в собаку наиболее часто вселяются демоны.

Однако в православной вере собаки никогда не считались «нечистыми» животными. Не существует никакого канонического запрета, запрещающего им входить в церкви. Это обуславливается лишь традициями и соблюдением гигиенических норм.

Кошка приветствуется практически любой мировой религией. Примечательно, что на одном из полуостровов Кипра даже существует обитель, в которой проживают сотни кошек.

  • Гера Музыка

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *