Почему святая троица

Содержание

Большинство православных россиян верит, что Святой Дух исходит «и от Сына»

Опрос проводил фонд «Общественное мнение» (одна из трех крупных российских социологических организаций) по запросу исследовательской службы «Среда». Респонденты были опрошены летом 2016 года, но результаты опубликовали только в декабре — в альманахе «Лодка».

Догмат о Троице

Представления о том, что Святой Дух исходит только от Отца (согласно православному богословию), разделяет лишь 10% опрошенных. При этом догмат о том, что Святой Дух исходит и от Сына также (Filioque, латинская прибавка к Символу веры) поддержали 69% респондентов.

3% участников опроса сказали, что неверны оба варианта, и еще 18% затруднились с ответом.

Богословский спор о том, от кого исходит Святой Дух, напомним, стал одной из причин раскола Вселенской христианской церкви в 1054 году.

При этом 62% православных считают, что они имеют представление о различиях между христианскими конфессиями. Каждый восьмой из числа православных россиян «готов причащаться вместе с католиками». В этой группе больше женщин, они чаще занимаются волонтерской работой, «догматический сканер» выявил среди них близость к протестантизму.

Собор на Крите

Социологи также спрашивали православных об их отношении Православному собору на Крите. Оказалось, что 69% россиян узнали про Критский Собор от интервьюера. Знали о Критском Соборе 9%, еще 19% «что-то слышали». Чаще других не в курсе событий оказывались молодые опрошенные (в возрасте до 30 лет). Из числа более-менее активных прихожан, которых, по данным этого опроса, в России около 17%, знал о событиях на Крите каждый четвертый. На вопрос, правильно ли поступил патриарх Кирилл, не поехав на Собор, 18% россиян (28% от числа православных) ответили утвердительно, 6% — отрицательно. Большинству же либо все равно, либо они «затрудняются с ответом».

Отвечая на вопрос «Как Вы считаете, нужно или не нужно в ближайшие годы провести новый Всеправославный Собор? И если нужно, то где, по Вашему мнению, его было бы правильнее всего провести?», 32% затруднились с ответом, 11% говорят, что он не нужен, 28% полагают, что он нужен, но где его проводить — не важно, и 27% считают, что он нужен и место его проведения имеет определенное значение.

Эти 27% распределились следующим образом: Москва: 13% россиян (17% от числа православных). Среди них довольно много ранее упомянутых «телеактивных православных», присутствует высокое доверие патриарху, и еще в ней больше всего из числа тех, кто говорит о себе «в приходской жизни не участвую, но хотел(–а) бы». Иерусалим: 8% россиян, среди них несколько больше обеспеченных людей. Афон: 6% россиян.

Объединение православных

В ходе исследования социологи выясняли отношение россиян к трем разным формам возможного объединения православного христианского мира. Первая форма объединения — всемирная организация Поместных Православных Церквей (поддержали 55%). Второй вид объединения, о котором задавался вопрос: «низовая», инициативная международная организация мирян — ее создание поддержали 56% респондентов.

Третья форма возможного объединения: «всехристианское единство», объединение христиан разных конфессий. О желательности этого объединения говорят 67% православных.

«В группе поддерживающих всехристианское объединение православных наблюдается, возможно, наиболее высокое доверие Святейшему Патриарху Кириллу. Одновременно можно говорить о достаточно высокой интернет-активности представителей этой группы», — говорят в фонде «Среда».

Несколько чаще представители этой группы определяют свои политические взгляды как «демократические»; также чаще они говорят о том, что хотят слышать в храмах современный русский язык.

Медиаактивность

Социологи предположили, что значимым фактором при формировании отношения к событиям и перспективам церковной жизни оказывается тип медиа-активности респондентов. В этой связи выделяется несколько групп. Первое разделение: на группы медиа-активных и медиа-пассивных россиян. Второе: среди тех, кто медиа-активен, выделяются группы тех, для кого важен акцент на потреблении вертикального контента (прежде всего телевизор, далее — радио и традиционные бумажные СМИ), и тех, кому привычнее горизонтальный контент (интернет, сети).

В группе теле-активных респондентов (то есть медиа-активных и склонных к потреблению вертикального контента), которых много среди православных, присутствует высокое доверие Святейшему Патриарху; можно предположить, что чем дальше православные оказываются от телевизора, тем больше разброс мнений. В этой теле-православной группе больше людей пожилых, заявляющих о своих социалистических и коммунистических взглядах. Их приходская жизнь не слишком активна. Они несколько чаще хотят единый государственно-церковный календарь; в вопросе предпочтительного языка богослужений несколько чаще выбирают современный русский.

В группе «медиа-активных» православных, предпочитающих горизонтальный контент, наблюдается другой возрастной полюс. В ней — почти вся православная молодежь; почти нет людей старше 60 лет. Образование у представителей этой группы часто несколько выше среднего, уровень жизни также несколько выше, чем по России.

В этой группе заметно чаще интересуются «современным богословием», также есть интерес к жизни верующих других христианских конфессий и других религий. При этом в ней отмечается сравнительно небольшой интерес к событиям, связанным с деятельностью священноначалия.

Представители этой группы не особенно хотят слышать современный русский язык на богослужении, никого не считают еретиками, интересуются получением духовного образования (но при этом существующий уровень обучения в православных образовательных учреждениях часто оценивают как не очень высокий). Свое участие в приходской жизни участники этой группы чаще всего характеризуют как «затрудняюсь ответить», — так же, как и свое доверие патриарху Кириллу.

От Кого исходит Святой Дух, к дискуссии о filioque

Хорошо известно, что католический и православный символы Веры имеют одно различие в восьмом члене. Непрекращающаяся дискуссия об этом различии, т.наз. спор о filioque, является одним из важных факторов, препятствующих полному взаимному признанию и каноническому общению между западными и восточными христианами.
Восьмой член православного символа Веры гласит:
«(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».
В западной традиции используется католическая формулировка:
«(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца и Сына исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».
Западное христианство не является вполне единым по этому вопросу. В 1978 Синод англиканской церкви рекомендовал перейти на восточно-православную формулировку. Однако этот переход так и не состоялся и вряд ли состоится ввиду наблюдающейся эволюции католичества в сторону сближения с англиканством и умеренным протестантизмом. Католики вообще не слишком категоричны. Многие униатские церкви, вошедшие в католическую церковь канонически и принявшие католическую догматику, продолжают использовать восточно-православный символ веры без filioque. Некоторые богословы с обоих сторон видят данный спор как более лингвистический чем доктринальный, т.е. считают, что filioque является скорее вопросом формулировки, чем догмы. Предлагались и промежуточные редакции, например что «Святой Дух исходит от Отца через Сына».
Интересно, что православная формулировка как она есть, т.е. понимаемая буквально, католической формулировке не противоречит. Действительно, говоря что Святой Дух исходит от Отца, мы не утверждаем, что он не может исходить от Сына, следовательно filioque явно не отрицается. Таким образом, противоречие связано не c самой формулировкой Никео-Константинопольского Символа Веры, а с её интерпретацией в исключительном смысле. Произнося слова «от Отца исходящего», мы подразумеваем «только от Отца исходящего», хотя в самом Символе Веры «только» не содержится. Отсюда следует один из логически возможных способов примирения: признать допустимость обоих формулировок, не отрицая права католиков считать свою формулировку более полной. Однако для православных это вряд ли приемлемо, так как такое примирение намекало бы на возможную неполноту Никео-Константинопольского Символа Веры.
Несмотря на огромное количество информации исторического характера по поводу данной дискуссии, удивляет почти полное отсутствие ссылок на богословские доводы по существу. Такое впечатление, что дискуссия происходит больше на церковно-канонической и философской чем на евангельской почве. Обе стороны больше ссылаются на решения соборов и требования логической стройности троичной догматики, чем на Св. Писание или на духовный опыт верующих. При чтении этой литературы иногда возникает странное ощущение, будто внутреннее устройство Божества зависит от процедурной правильности принятия церковных решений или от отточенности формулировок философских сочинений.
Не претендуя на решение тысячелетнего спора, я пытаюсь здесь собрать и сформулировать основные факты Евангелия в поддержку каждой точки зрения. Все эти доводы не являются абсолютными. Практически все пункты из приводимого ниже списка могут быть интерпретированы в духе обоих традиций. Однако в определенных случаях одна из точек зрения довольно явно представляется более естественной и правильной чем другая.
Доводы в пользу восточно-православной точки зрения (Святой Дух исходит от Отца):
1. Рождение Иисуса от девы было силой Св. Духа (Мф. 1:18,20. Лк. 1:35). Естественно считать, что земное рождение Иисуса отражает его сыновнее отношение к Богу-Отцу, и что Отец родил Сына пославши для этого Св. Духа.
2. Одновременное явление всех трёх лиц Св. Троицы наблюдается в акте крещения Иисуса, когда Бог говорит «Сие есть Сын мой возлюбленный» и посылает Св. Духа в виде голубя (Мк. 1:10,11. Мф. 3:16,17. Лк. 3:22). Назвать Иисуса Сыном очевидно мог только Отец. Естественно считать, что Он же посылает Иисусу Св. Духа. Примечательно, что образ Бога-отца, посылающего Св. Духа в виде голубя на Иисуса, весьма распрстранен именно в католическом искусстве, в частности в изображениях сцен распятия и крещения.
3. Ссылки на Св. Дух имеются и в Ветхом Завете, в частности в книгах пророка Исайи (Ис. 59:21, 61:1), т.е. до земной жизни Иисуса. Примечательно, что текст Ис. 61:1 избирает Иисус для чтения в синагоге и последующей проповеди (Лк. 4:18-30).
4. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «И я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с Вами вовеки, Духа Истины…» (Ин. 14:16.17), далее «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя мое…» (Ин. 14:26) и «Когда же придет Утешитель, которого я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит…» (Ин. 15:26). Здесь последняя фраза может рассматриваться как свидетельство самого Иисуса против filioque. Остальные цитаты допускают обе интерпретации.
Доводы в пользу западно-христианской редакции (Святой дух исходит от Отца и Сына):
1. Первое открытое появление Св. Духа (обещанное Иисусом) было после распятия во время Пятидесятницы. Так как это событие происходит всего через 10 дней после Вознесения, естественно считать причастным к нему воскресшего Иисуса. Именно после воскресения и вознесения Иисуса Св. Дух становится активным в первых церквах. Когда апостолы в «Деяниях» объясняют, какой силой они творят чудеса, они иногда ссылаются на имя Иисуса, иногда на силу Св. Духа, что может рассматриваться как указание на то, что эти два понятия в то время четко не различались. Совместное исхождение Св. Духа видится естественным проявлением единения Отца с воскресшим и вознесшимся на небо Сыном и отражает точку зрения верующих, ожидающих спасения и помощи именно через Христа.
2. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11) и «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30) утверждая этим Свою единосущность Отцу. Но если Христос полностью единосущен Отцу, получив от Него при рождении все, кроме отцовства, то и исхождение Святого Духа Он также от Него получает. Этот аргумент использован в католическом катехизисе.
3. В Новом Завете церковь понимается как Тело Христово. Однако всякое тело имеет и душу. Может быть, этой душой следует считать сам Св. Дух, который в данном случае является также и Духом самого Христа?
Апостол Павел в послании Римлянам не разделяет понятия «Дух Божий» и «Дух Христов». Для него — это единый дух, который живет в сердцах верущих (Рим. 8:9-11). Присутствие этого Духа в собственной жизни он ощущал непосредственно, и вопрос о filioque наверное показался бы ему надуманным. Ап. Павел, добившийся мирного сосуществования в единой церкви иудео-христиан и обращенных язычников, придерживавшихся порой противоположных точек зрения по важнейшим аспектам религии и этики, был бы наверное удивлен, увидев, что его наследники раскололи единую прежде церковь на две взаимно несовместимые части несмотря на отсутствие существенных различий по подавляющему большинству богословских вопросов.
Приведенная в заголовке иллюстрация выражает католические представления о Троице. Близкий по структуре канон существует и в православной иконописи и называется Новозаветной Троицей. Однако наиболее известным изображением Св. Троицы в православном мире является знаменитая икона Андрея Рублева, которая выражает не столько полноту троичной догматики, сколько живой опыт созерцания Св. Троицы, подчеркивает единосущность всех трёх Лиц и их загадочное со-бытие в любви и вечной гармонии. В Рублевской Троице отношения между тремя Лицами остаются Их интимной внутренней тайной, о которой они ведут тихую нескончаемую беседу вокруг евхаристической чаши.

«Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?»

16 июня Православная Церковь празднует день Святой Троицы. В преддверии праздника мы решили разобраться в самых частых вопросах о самом, возможно, сложном христианском догмате — догмате о троичности Бога.

В скольких Богов верят христиане?

Если коротко: христианская Церковь верует в одного Бога, Который един по существу, но троичен в Лицах.

Теперь чуть подробнее.

Из книг Священного Писания (Ветхого и Нового Завета) Церковь твердо знает, что Бог — один. Но из тех же самых книг и святоотеческих толкований на них следует, что Он один не в том смысле, в каком мы можем сказать это о каком-нибудь человеке. Бог один, но не одинок. Он триедин: существуют три Божественных Ипостаси, или Лица.

Каждое из Лиц есть Бог во всей Своей полноте, весь Бог, целиком. Каждая Ипостась Троицы обладает всей Божественной силой, всей полнотой власти, всей славой и т. д. Любое действие Святой Троицы совершается всеми тремя Лицами, так что православные богословы говорят о едином действии и единой воле трех Ипостасей. Тем не менее, это именно три самостоятельных Лица, а не три, скажем, «маски», которые попеременно надевает и в которых являет Себя Божество.

О троичности Бога говорится в Символе веры — ключевой вероисповедной формуле, утвержденной на двух первых Вселенских Соборах в 325 и 381 годах по Р. Х. Когда мы произносим Символ веры, то исповедуем веру «во Единого Бога Отца Вседержителя… и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия… и в Духа Святого, Господа животворящего…».

Бог один, но троичен — разве можно это понять обычному верующему, а не богослову?

Чтобы помочь верующим приблизиться к пониманию тайны Святой Троицы, отцы Церкви предлагали аналогии из нашего, земного мира. Например, Григорий Богослов приводил примеры с солнцем, его светом и теплом, а также с водным источником, потоком и рекой; Василий Великий — с радугой, разделенной на полосы разного цвета; блаженный Августин — с человеческим умом, мыслью и словом; Дионисий Ареопагит — с тремя свечами, дающими единый свет. Но ко всем подобным «иллюстрациям», заимствованным из земного мира, нужно относиться как к очень несовершенным метафорам, понимая, что они неточно описывают отношения трех Божественных Лиц и не позволяют по-настоящему проникнуть в тайну Троического бытия.

Почему догмат о Троице так важен для христиан?

Если говорить совсем просто — потому, что он служит основанием христианского взгляда на мир, на то, что является движущей силой и смыслом нашей жизни.

Из Евангелия мы знаем: Бог есть любовь (1 Ин 4:8). Любовь — не просто одна из характеристик Бога, не просто Его отношение к сотворенным существам, а ключевой принцип Божественного бытия. Бог есть любовь всегда, Он был любовью еще до того, как сотворил мир, и останется любовью после того, как земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10). Существование мира — вовсе не обязательное условие для того, чтобы Бог был любовью. Он есть любовь уже Сам по Себе.

Но в любви всегда есть как минимум две стороны, любящие друг друга. И, если Бог действительно есть любовь, Он не может быть замкнутой в Самой Себе Личностью, как полагал, например, знаменитый философ и ученый Готфрид Лейбниц. Он должен быть по крайней мере Двоицей.

Нам привычна и понятна ситуация, когда двое любят друг друга. Но о Боге Священное Писание говорит нечто гораздо менее понятное: Он есть Троица и Он же есть любовь.

Может быть, нам будет немного легче в этом разобраться, если мы посмотрим на семью, в которой есть отец, мать и ребенок. Мать и отец любят друг друга, но не замыкаются друг на друге целиком, а щедро делятся этой любовью с третьим — ребенком (или с детьми, если их несколько). Случается, что у супружеской пары нет детей, но и тогда их любовь может изливаться на кого-то третьего, будь то приемный ребенок, пожилые родители или даже какой-то посторонний человек, нуждающийся в помощи (именно так, раздавая себя нуждающимся, жили, например, бездетные великий князь Сергей Александрович Романов и его супруга Елизавета Федоровна).

Конечно, отношения между людьми нельзя впрямую проецировать на Божественную реальность. И все-таки пример с семьей показывает, что у подлинной любви не может быть «третьего лишнего».

«Триединство подразумевает равноправие более чем двоих, оно делает любовь совершенной», — подчеркивает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

«Совершенная любовь есть парадоксальное единство двух фактов: с одной стороны, существования нескольких «Я», Которые любят Друг Друга, оставаясь раздельными, и, с другой стороны, высочайшей степени единства между Ними, — писал в XX веке известный румынский богослов протоиерей Думитру Станилоэ. — Не может быть никакого иного обоснования для любви в мире, ни иной цели существования мира, кроме существования совершенной вечной любви. Любовь в мире предполагает в качестве своего источника и цели вечную совершенную любовь между несколькими Божественными Лицами».

Исчерпывающим образом объяснить, почему Бог троичен, мы, конечно, никогда не сможем: человеческому разуму не постигнуть тайну Божественного бытия. Богословы всего лишь пытаются описать отношения трех Ипостасей теми словами, которые имеются в их распоряжении, и понять, что из этого следует для Церкви и для каждого христианина.

О Духе Святом в Библии говорится намного меньше, чем об Отце и Сыне. Что мы все же можем о Нем сказать?

Дух Святой как Ипостась Святой Троицы для нас, очевидно, непознаваем. Зато Он познаваем как Тот, Кто действует в Церкви, совершает в ней таинства, приобщает верующих к Божественной благодати. «Когда мы говорим о духовности (в подлинно христианском смысле этого слова), то имеем в виду именно прикосновение к благодати Святого Духа», — обращает внимание протоиерей Максим Козлов.

Благодать эта, конечно, та же самая, что и благодать Сына и Отца, просто достигает она нас в Ипостаси Духа Святого.

В Библии, кажется, совсем немного мест, на которые можно твердо опереться, утверждая, что Бог есть Троица?

Места, в которых говорится о Боге-Троице, все-таки есть — и в Новом Завете, и в Ветхом. Их действительно не так много, но это не значит, что у нас должно быть к ним меньше доверия, ведь истинность тех или иных положений христианского вероучения определяется не только количеством подкрепляющих их библейских цитат. Апостол Павел говорит: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3:16). А значит, одно-два упоминания в тексте Священного Писания уже вполне могут оказаться весомым аргументом.

В Ветхом Завете мы находим большей частью неявные указания, как бы намеки на то, что Бог триедин. Такой намек есть уже в самой первой строчке книги Бытие: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). В еврейском оригинале здесь использовано слово «Элохим» — дословно это значит «Боги», форма множественного числа от «Элоах» (Бог). А вот глагол «сотворил» («бара») стоит в единственном числе. Это уже похоже на подсказку: Бог и един, и множественен одновременно.

В той же книге Бытие есть один весьма красноречивый эпизод, получивший в библеистике наименование «гостеприимство Авраама». Он описывает случай явления Господа ветхозаветному праведнику Аврааму при дубраве Мамре в виде трех мужей (Быт 18). Авраам принимает Троих — и обращается к Ним единым именем «Господь». Именно это явление Господа изображено на иконах Святой Троицы, в том числе и на «Троице» преподобного Андрея Рублева.

Кроме того, говоря о ветхозаветных указаниях на троичность Бога, богословы обычно указывают на одно из видений пророка Исайи: вокруг престола Божия летают серафимы (особый чин ангелов) и прославляют Бога троекратным пением: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис 6:3).

А что говорится о Троице именно в Новом Завете?

В книгах Нового Завета о трех Лицах Бога прямо говорится только в двух местах. Во-первых — в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос заповедует апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Богословы традиционно обращают внимание на то, что речь здесь идет об одном имени, а Лиц названо три.

И, во-вторых, — в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге есть стих: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7). Правда, с этими строками есть сложность — в оригинальном тексте Послания их, возможно, не было. Во всяком случае, их нет ни в одной из древнейших сохранившихся рукописей Нового Завета на греческом языке — ни в Синайском кодексе, ни в Ватиканском (оба датируются IV веком), ни в Александрийском (V век). Древние отцы Церкви, за немногочисленными исключениями, этот стих не цитировали. Поэтому сегодня многие западные издания Нового Завета выходят без этих слов.

Есть, впрочем, достаточно весомые аргументы и в пользу подлинности этого стиха, замечает доктор теологии, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Олег Давыденков. Установлено, в частности, что спорные строки содержались в так называемой Итале — старолатинском переводе Библии, выполненном во II-III веке с греческого оригинала. Содержится этот стих и во многих сирийских и армянских древних манускриптах. В середине IV века на него ссылался святитель Афанасий Великий, а несколько позже — святитель Григорий Богослов.

Не исключено, что из греческих рукописей эти строки исчезли стараниями ариан, предполагает отец Олег. Арианами назывались последователи александрийского еретика Ария, который считал Иисуса Христа не Богом, а лишь высшим из Божиих творений. Несколько десятилетий IV века ариане играли главенствующую роль в той части Церкви, которая располагалась в восточной Римской империи, в том числе на территориях Греции и нынешней Турции. На Западе же арианская ересь никогда не имела серьезной поддержки. Возможно, именно поэтому в старом латинском переводе Библии и в тех переводах, которые выполнялись с латинского, строчки о «трех небесных Свидетелях» сохранились.

И это всë, что есть о Троице в Новом Завете?

Нет, далеко не всë. Мы поговорили только о прямых новозаветных указаниях на троичность Бога. А есть и много косвенных, но не менее важных.

Например, во всех Евангелиях говорится о Крещении Господа Иисуса Христа в реке Иордан, во время которого произошло уникальное событие — явление всей Святой Троицы. В виде белого голубя на Иисуса Христа сошел Дух Святой, а с небес возгремел глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). В честь этого события Церковь установила особый праздник, который так и назвала — Богоявление (или Крещение Господне), а в его тропаре — особом песнопении, объясняющем значение празднуемого события, — провозгласила: «Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтвердил истинность этого слова» (русский перевод церковнославянского текста).

Правда, описывая это событие, евангелисты не называют Духа Святого Богом, но Его Божественное достоинство неоднократно подчеркивается в других новозаветных книгах.

Во время прощальной беседы с учениками Господь Иисус Христос называет Духа Святого другим Утешителем, Который пребудет с апостолами вовек и научит… всему (Ин 14:16, 25). Этим же словом παράκλητος (в данном случае переведенном как «Утешитель») Христос несколько ранее назвал Самого Себя.

В книге Деяния святых апостолов Петр обличает Ананию, попытавшегося обмануть своих собратьев по христианской общине, и говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3, 4).

Для апостола Павла выражения «храм Божий» и «храм Духа Божия» — синонимы: Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16).

Есть в Священном Писании и много других мест, свидетельствующих о Духе Святом как самостоятельном Лице Пресвятой Троицы. И уж тем более в Новом Завете нет недостатка в свидетельствах о Божественности Иисуса Христа.

Иногда приходится слышать, что все такие свидетельства собраны в одном месте — Евангелии от Иоанна: именно здесь Спаситель говорит Я и Отец — одно (Ин 10:30), видевший Меня видел Отца (Ин 14:9), здесь Он принимает исповедание апостола Фомы Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28)…

Будь даже это Евангелие единственным основанием нашей веры в Божественное достоинство Господа Иисуса, сама вера от этого никак не пошатнулась бы. Но на самом деле такие свидетельства рассеяны по всему Новому Завету.

Вспомним хотя бы притчу о Страшном суде, в которой Сам Христос, именующий Себя Сыном Человеческим, восседает на престоле славы, оказывается Судией всех народов и Повелителем ангелов (Мф 25:31–46). Вспомним фрагмент Евангелия от Луки, когда Спаситель исцеляет десять прокаженных и, удивляясь, что только один из них вернулся поблагодарить Его, произносит: Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк 17:17–18). Вспомним, наконец, апостола Павла, который пишет галатам, что Евангелие, которое он благовествует, не есть человеческое, ибо он принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал 1:11–12), колоссянам — что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9–10), и римлянам — что Христос есть «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5).

Получается, чтобы вывести из Библии учение о Троице, надо соединять друг с другом выдержки из разных книг, да и само слово «Троица» придумать… Нет ли здесь натяжки? Не «додумываем» ли мы за авторов Священного Писания?

Действительно, сам термин «Троица» в Священном Писании отсутствует. Судя по всему, впервые его использовал, говоря о Боге, святой Феофил Антиохийский, живший в середине II века по Р. Х.

Но учение о Троице — далеко не единственное, вызывающее подобные затруднения. И в IV столетии, когда христиане заговорили о «единосущии» Лиц Пресвятой Троицы, и в V веке, когда отцы Халкидонского Собора сформулировали учение о «неслитном, нераздельном, неразлучном и неизменном» единении человеческой и Божественной природ в воплотившемся Сыне Божием, возникали сомнения: а вправе ли богословы использовать понятия, которых — в буквальном смысле — нет в Священном Писании?

«Это серьезное затруднение для той части протестантов, которых принято называть фундаменталистами: нет в Библии — значит, так нельзя и сказать, — говорит протоиерей Максим Козлов. — Но мы исходим из того, что церковное Предание — такой же источник Божественного Откровения, как и Священное Писание. И критерий истинности Предания — непротиворечие зафиксированных в нем догматических формулировок библейскому тексту. Не буквальное соответствие, а именно непротиворечие. Если мы будем руководствоваться этим принципом и одновременно помнить, что Церковь есть Тело Христово и всë мистически глубокое в ее истории совершается Духом Святым, — тогда не менее важное значение для нас приобретут свидетельства первых христианских авторов — богословов, мучеников, отцов и учителей Церкви. А для них учение о троичности Бога было недискуссионным уже во II-III столетии».

В богословских спорах последующих эпох оттачивалась точность формулировок, обсуждалось, какие именно места Священного Писания указывают на троичность Бога, но сам принцип триединства Божия Церковь не подвергала сомнению никогда. Это один из немногих вопросов, по которым у православных, католиков и протестантов никогда не было разногласий.

Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессора Московской духовной академии протоиерея Максима Козлова и проректора Православного Свято-Тихоновского Богословского института протоиерея Николая Емельянова.

На заставке: картина “Святая Троица”. Хендрик ван Бален. 1620

Ответы на кроссворд АиФ номер 48

Ответы на кроссворд АиФ 49


По горизонали:

  • 1. Как можно овдоветь, оказавшись за решёткой из 12 букв
  • 3. Какой участок мозга отвечает за координацию движений и «слушает» музыку из 8 букв
  • 9. «Ключ от всех запоров» из 12 букв
  • 10. «Птичий трёп» из 5 букв
  • 12. Какой изолятор может быть рекламой из 5 букв
  • 14. Кормилец мастера из 5 букв
  • 15. «Мы плетёмся наугад, нам фортуна кажет ЗАД» из 3 букв
  • 19. Чьи знания тестируют на вступительных экзаменах из 12 букв
  • 20. Сказочный лилипут из 4 букв
  • 23. Музыкальный гений, отказавшийся после смерти детей верить в высшие силы из 5 букв
  • 24. Действо в храме из 8 букв
  • 28. Основа сплетни из 7 букв
  • 33. Опора для затылка из 11 букв
  • 34. Средняя, но не школа из 8 букв
  • 35. Особо уважаемый итальянец из 3 букв
  • 37. Желание «глядеть на всё только со своей колокольни» из 11 букв
  • 39. Чьи муки стали «притчей во языцех» из 6 букв
  • 40. Чем надо блистать на шоу «Голос» из 5 букв
  • 41. Кинозвезда Сигурни УИВЕР испытывает жуткий страх перед эскалаторами из 5 букв
  • 42. Что символизирует коричневая шляпа у корейцев из 5 букв
  • 44. Конфетная тянучка из 4 букв
  • 45. Какую звезду развод с Артуром Миллером привёл на грань безумия из 5 букв
  • 46. Приветственный из 7 букв
  • 48. Великий Рене Декарт ввёл в математику понятие «мнимое ЧИСЛО» из 5 букв
  • 49. «Живём мы только раз, да и намного хуже, чем СОСЕДИ» из 6 букв
  • 50. Чьи челюсти вдохновили Стивена Спилберга из 5 букв
  • 51. Фиксатор аромата у парфюмеров из 5 букв
  • 52. Кто из французских драматургов совершил кругосветное путешествие за 80 дней из 5 букв
  • 53. Дача на лапу из 6 букв

По вертикали:

  • 1. Принесение своих интересов на алтарь решения чужих проблем из 12 букв
  • 2. Какой мировой боксёр в школе предпочитал баскетбол и стал чемпионом страны из 6 букв
  • 4. Кестер из романа «Три товарища» из 4 букв
  • 5. Яичное покрытие салата «Мимоза» из 6 букв
  • 6. Эрдельтерьер, сыгравший Рэсси, из фильма «Приключения Электроника» из 6 букв
  • 7. Цепкий лесной паразит из 4 букв
  • 8. «Самый сильный тот, кто борется в одиночку» (норвежский классик) из 5 букв
  • 11. «Гарем» для жеребца из 5 букв
  • 12. Какой гриб следует искать в тени под соснами из 5 букв
  • 13. Какой чайный напиток в горячем виде артериальное давление повышает, а в холодном – понижает из 7 букв
  • 16. «Ослеплённая смерчем» ясновидящая из 5 букв
  • 17. «Святейшее собрание» Русской православной церкви из 5 букв
  • 18. Кто летает «просто потому, что легко к себе относится» из 5 букв
  • 21. Злословный бог из 3 букв
  • 22. Глубокий ВЫРЕЗ у платья из 5 букв
  • 23. Технология дистанционного образования из 7 букв
  • 25. Какую стрижку сделала в своё время модной французская певица Жозефина Бейкер из 4 букв
  • 26. «Позывные клаксона» из 6 букв
  • 27. Где родился чилийский президент Сальвадор Альенде из 11 букв
  • 29. Велосипед на пять ездоков из 10 букв
  • 30. Аферист с лицом Мэтта Деймона из 5 букв
  • 31. Технология обмена файлами в интернете из 10 букв
  • 32. Наука артиллеристов из 10 букв
  • 33. Зерно народной мудрости из 9 букв
  • 36. Гуляш с солёными огурчиками из 3 букв
  • 37. «Опять пришла суббота, и нам с тобой охота КАДРИЛЬ потанцевать» из 7 букв
  • 38. «Мир людей» из скандинавских мифов из 7 букв
  • 39. Штат Корделла Уокера из 5 букв
  • 43. Оппонент Мориарти из 5 букв
  • 47. Первое С в СССР из 4 букв

Кот
Ответы на кроссворд АиФ 48 2019

ВТ
«Каждый на моём месте поступил бы так же» 🙂

Кот
ВТ, шикарно! Респектище!

ВТ
Кампанелизм — явление исключительно итальянское. Оно подразумевает, что всё самое лучшее только в нашей деревне или …

ВТ
кампанелизм

Кот
ВТ, спасибо! То, что нужно!

ВТ
По горизонтали 1 женоубийство

ВТ
По горизонтали 1 женоубийство

ВТ
По вертикали 1 жертвенность

ВТ
29 квинтуплет

ВТ
42 траур

Кот
Привет, serg! Спасибо! Процесс еще идет :)) Так что ошибки имеют место быть.

serg
Привет Кот!
Извини поправлю
верт 13 каркаде

Кот
Кроссворд АиФ 48

LiveInternetLiveInternet

  • АПТЕЧКА (66)
  • аудио КНИГИ (50)
  • аудио КНИГИ-2 (50)
  • аудио КНИГИ-3 (50)
  • аудио КНИГИ-4 (50)
  • аудио КНИГИ-5 (50)
  • аудио КНИГИ-6 (5)
  • аудио ПРОПОВЕДИ (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-2 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-3 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-4 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-5 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-6 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-7 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-8 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-9 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-10 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-11 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-12 (47)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-13 (0)
  • аудио СТИХИ (98)
  • аудиоБИБЛИЯ(обзор) (50)
  • аудиоБИБЛИЯ(обзор)-2 (0)
  • АУДИО (135)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-2 (49)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-3 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-4 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-5 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-6 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-7 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-8 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-9 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-10 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-11 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-12 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-13 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-14 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-15 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-16 (49)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-17 (30)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-2 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-3 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-4 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-5 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-6 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-7 (1)
  • В. И. (623)
  • ВЕСНА (45)
  • Вера и Жизнь (50)
  • Вера и Жизнь-2 (50)
  • Вера и Жизнь-3 (50)
  • Вера и Жизнь-4 (50)
  • Вера и Жизнь-5 (50)
  • Вера и Жизнь-6 (50)
  • Вера и Жизнь-7 (50)
  • Вера и Жизнь-8 (46)
  • В.И. СТИХИ (236)
  • ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ? (38)
  • ВОЙНА (9)
  • ВИДЕО (разное) (99)
  • Главные темы Библии (45)
  • ДЕТСКОЕ (50)
  • ДЕТСКОЕ -2 (50)
  • ДЕТСКОЕ -3 (50)
  • ДЕТСКОЕ -4 (50)
  • ДЕТСКОЕ -5 (50)
  • ДЕТСКОЕ -6 (50)
  • ДЕТСКОЕ -7 (50)
  • ДЕТСКОЕ -8 (50)
  • ДЕТСКОЕ -9 (32)
  • ДЕТСКИЕ рамочки (26)
  • ДНЕВНИК (295)
  • Дневники.. Мемуары.. Письма.. (79)
  • Доброе утро!! (16)
  • ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ (7)
  • ДОМА И ИНТЕРЬЕР (14)
  • ДОМОВОДСТВО . СОВЕТЫ (38)
  • Жемчужинки любви небесной (38)
  • ЖИВОПИСЬ (6948)
  • ЖИВОТНЫЙ мир (347)
  • ЗИМА (56)
  • Записки у изголовья (21)
  • ИСТОРИИ, притчи.. (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -2 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -3 (49)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -4 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -5 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -6 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -7 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -8 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -9 (40)
  • ИНТЕРЕСНО (171)
  • ИСКУССТВО (251)
  • фотонатюрморты (161)
  • посуда, вазы (34)
  • прикладное (57)
  • ИСТОРИЯ (63)
  • КУЛИНАРИЯ (1710)
  • бутерброды, закуска (53)
  • молочка (11)
  • мясо, фарш (81)
  • рыба в кулинарии (24)
  • тесто, пирожки (97)
  • торты без выпечки (21)
  • вареники, манты, пельмени (20)
  • вторые блюда (87)
  • выпечка: булочки разные.. (59)
  • грибы (21)
  • десертные блюда (26)
  • запеканка (45)
  • кекс (23)
  • кулинарно-кухонные полезности (47)
  • лаваш (28)
  • не сл. выпечка (89)
  • оладьи , блины, сырники (90)
  • остальное (75)
  • первые и жидкие блюда (58)
  • печенье, трубочки, пряники.. (69)
  • пироги (183)
  • подборка (120)
  • пончики, пышки * в масле раст. (63)
  • рецепты СС (108)
  • салаты (272)
  • сезон заготовок (79)
  • торты (80)
  • чебуреки, беляши, хачапури.. (15)
  • КОЛЛАЖИ (38)
  • КРАСОТА и НЕЖНОСТЬ (24)
  • КНИГИ выписки рецензии (50)
  • КНИГИ выписки рецензии -2 (50)
  • КНИГИ выписки рецензии -3 (49)
  • КНИГИ выписки рецензии -4 (50)
  • КНИГИ выписки рецензии -5 (19)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО. (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -2 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -3 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -4 (48)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -5 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -6 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -7 (49)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -8 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -9 (0)
  • МАСТЕРИМ (14)
  • МУЗЫКА и тексты (853)
  • Маленькие Отдушинки (100)
  • (53)
  • ОСЕНЬ (194)
  • ПАМЯТНИКИ * СКУЛЬПТУРЫ (20)
  • ПОЗИТИВ (43)
  • ПРИРОДА созданная Господом (67)
  • ПОДБОРКИ (50)
  • ПОДБОРКИ-2 (50)
  • ПОДБОРКИ-3 (43)
  • Проповеди Сперджена на каждый день (50)
  • Песнь Возрождения (караоке) (18)
  • ПРИГОДИТСЯ (699)
  • картинки , картинки с кодом.. (111)
  • рамочки делаем сами (9)
  • для ЛИ РУ (58)
  • комментарии (8)
  • плеер (3)
  • поздравления и пожелания (69)
  • разделители (304)
  • разное (43)
  • тексты, для текста (24)
  • флешки (1)
  • фоны (71)
  • цвета и коды (12)
  • ПРАЗДНИКИ (64)
  • РАМОЧКИ (1943)
  • РАСТЕНИЯ (65)
  • РАЗНОЕ (56)
  • САД-ДВОР-ПАРК-ЗАМОК (52)
  • СИБИРСКИЕ НИВЫ (37)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-2 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-3 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-4 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-5 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-6 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-8 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-7 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-9 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-10 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-11 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-12 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-13 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-14 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-15 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-16 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-17 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-18 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-19 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-20 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-21 (2)
  • СЛОВАРЬ (50)
  • СЛОВАРЬ-2 (24)
  • СТИХИ * ПОЭЗИЯ (3939)
  • стихи и живопись (491)
  • СТРАНЫ , ПУТЕШЕСТВИЕ (146)
  • СХЕМЫ (630)
  • Схемы Зимние (159)
  • СХЕМЫ мои (27)
  • ТРОПИНКА (50)
  • ТРОПИНКА-2 (50)
  • ТРОПИНКА-3 (6)
  • Темы в Библии (14)
  • Тематические подборки (19)
  • ФОТО (714)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ (50)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-2 (50)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-3 (50)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-4 (13)
  • Христианские журналы/газеты (6)
  • УМА ПАЛАТА (86)
  • ЦИТАТЫ, коротенько (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-2 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-3 (49)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-4 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-5 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-6 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-7 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-8 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-9 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-10 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-11 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-12 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-13 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-14 (37)
  • ЧИТАЕМ (50)
  • ЧИТАЕМ-2 (50)
  • ЧИТАЕМ-3 (50)
  • ЧИТАЕМ-4 (50)
  • ЧИТАЕМ-5 (50)
  • ЧИТАЕМ-6 (50)
  • ЧИТАЕМ-7 (50)
  • ЧИТАЕМ-8 (50)
  • ЧИТАЕМ-9 (50)
  • ЧИТАЕМ-10 (50)
  • ЧИТАЕМ-11 (50)
  • ЧИТАЕМ-12 (50)
  • ЧИТАЕМ-13 (50)
  • ЧИТАЕМ-14 (50)
  • ЧИТАЕМ-15 (1)
  • для себя (10)

Цитата сообщения Валера_Богуславский Ему являлась Святая Троица

30 августа (12 сентября по «новому стилю») 1533 года. Преставление прп. Александра Свирского Чудотворца

Преподобный Александр Свирский Мастерская Александрова Свирского монастыря. Середина XVI в.

Преподобный Александр Свирский (15.6.1448–30.8.1533) – редчайшее явление в сонме русских святых. Он родился в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, напротив Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мір ради спасения своей души.

Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 г. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. Стефан постригся с именем Сергий, а мать – с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила.

Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися». Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 г. Там он нашел «бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше». Хижину свою Преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделенное от него Стремниной горой. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь даже не хлебом, «а зелием зде растущим».

Скит подвижника был по воле Божией сначала обнаружен дворянином Андреем Завалишиным при преследовании оленя на охоте, а через него это святое место стало потом известно и многим людям. Обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и врачевания недугов телесных и духовных, данном ее настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный еще при жизни почитал Александра Свирского как святого.

На 23-м году поселения преподобного в пустыни, в 1507 г., большой свет явился в его храме и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы… Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти». Мало кому из людей являлась Вся Св. Троица – чудо это редчайшее в человеческой истории.

По Божию повелению прп. Александр построил на этом месте часовню, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.

За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезною. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом безплотных сил небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.

За год до кончины своей Преподобный, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них во игумена. Затем до самой кончины не переставал поучать свою братию богоугодному житию.

Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 г. 85-ти лет от рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. В 1547 г. он был причислен к лику святых. В 1641 г. мощи его были обретены совершенно нетленными: «Лице преподобного казалось не мертвым, как у других людей, как бы живым, показывая его душевную чистоту и награду, полученную им от Бога», – говорится в описании. Святые мощи были положены в присланный Государем Михаилом Феодоровичем серебрянный ковчег.

Все паломники, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие.

Удивительная особенность мощей прп. Александра – их совершенное нетление – защитило их в годину жидобольшевицких гонений после революции. Когда стали разорять храмы (монастырь прп. Александра Свирского был превращен в концлагерь «Свирьлаг») и надругаться над мощами святых, большевики не посмели ничего сделать с прп. Александром, приняв мощи за свежий человеческий труп, «выдаваемый за мощи». Для разоблачения подделки и опровержения древности мощей в декабре 1918 г. Президиум Исполкома Северной области (под председательством Зиновьева) создал «врачебную комиссию со специалистом химиком»; гроб с телом отвезли «на судебно-медицинскую экспертизу» в Лодейное Поле, затем в Петроград в ведение Наркомздрава, а потом забыли о нем. Врачи тоже об этом позаботились и сохранили мощи в анатомическом музее Военно-медицинской Академии без их регистрации под видом «анатомического препарата».

Там святые мощи после долгих поисков и были обретены в 1997 г. Утверждают, что преподобный приветствовал искателей сильным мироточением. Мощи были вновь открыты для поклонения в переданном тогда же Церкви Свято-Троицком Александра Свирского монастыре 30 июля 1998 г. – в этот день отмечается их второе обретение. Возобновились и чудесные исцеления у великой святыни.

В монастыре, который из «Свирьлага» поочередно превращался в инвалидный дом, детдом, техникум, совхоз, в последние годы размещалась психиатрическая больница. Несмотря на царившую там мерзость запустения, иноки в скором времени восстановили храмы и братские корпуса на щедрые пожертвования многочисленных паломников.

«Дивный во Святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий Угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами».

1. В какой книге Нового Завета описаны события, относящиеся ко дню Пятидесятницы?

Евангелие от Луки
Евангелие от Иоанна
Деяния Апостолов
Откровение Иоанна Богослова

2. Под каким видом сошел на апостолов Святой Дух?

был невидим, пролился в виде дождя, в виде облака, в виде огня

3. В какой новозаветной книге содержится предсказание Спасителя о пришествии Святого Духа?

в синоптических Евангелиях
в Евангелии от Луки
в Евангелии от Луки и Деяниях Апостолов
в Евангелии от Иоанна

4. На кого из пророков ссылался апостол Петр, объясняя жителям Иерусалима странное поведение апостолов (проповедь на разных языках)?

на Исаию, на Иеремию, на Иезекииля, на Иоиля

5. В Православной Церкви Пятидесятница и День Святой Троицы — это один и тот же праздник. А когда отмечается День Святой Троицы римо-католиками?

за неделю до Пятидесятницы
на следующий день после Пятидесятницы
через неделю после Пятидесятницы
отдельного праздника нет

6. Христианская Пятидесятница посвящена Сошествию Святого Духа на апостолов. Чему посвящена ветхозаветная Пятидесятница (иудейский праздник Шавуот)?

явлению Господа Аврааму при дубраве Мамре
исходу евреев из Египта
дарованию Торы
вхождению евреев в землю обетованную

7. Особенность богослужения Дня Святой Троицы:

Всенощное бдение праздника состоит из Великого повечерия и утрени
вместо обычных часов читаются часы Пасхи
Литургия совершается после вечерни
после Литургии совершается Великая вечерня

8. В одной из молитв дня Святой Троицы содержится прошение:

о тех, кто находится во аде
об отпавших от Церкви
о готовящихся ко святому Крещению
об умирающих

9. Кому из русских святых являлась Святая Троиц?

Александру Свирскому, Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому , Силуану Афонскому

Возможно поиск правильных ответов сподвигнет кого-то на подробное чтение христианской литературы.Бог в помощь!

Правильные ответы будут напечатаны здесь же — позже.

Ответы

«Что мы знаем о Дне Пятидесятницы?»

1. В какой книге Нового Завета описаны события, относящиеся ко дню Пятидесятницы?

Евангелие от Луки
Евангелие от Иоанна
Деяния Апостолов
Откровение Иоанна Богослова

События пятидесятого дня после Пасхи описаны во 2 главе Деяний Апостолов:

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2:1–4 и далее).

2. Под каким видом сошел на апостолов Святой Дух?

был невидим пролился в виде дождя в виде облака в виде огня

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. (Деян. 2:3).

3. В какой новозаветной книге содержится предсказание Спасителя о пришествии Святого Духа?

в синоптических Евангелиях
в Евангелии от Луки
в Евангелии от Луки и Деяниях Апостолов
в Евангелии от Иоанна

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16–17), — говорит Спаситель во время последней беседы с апостолами, описанной в Евангелии от Иоанна.

4. На кого из пророков ссылался апостол Петр, объясняя жителям Иерусалима странное поведение апостолов (проповедь на разных языках)?

на Исаию на Иеремию на Иезекииля на Иоиля

«Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:16–21).

У пророка Иоиля сказано: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (2:27–32).

5. В Православной Церкви Пятидесятница и День Святой Троицы — это один и тот же праздник. А когда отмечается День Святой Троицы римо-католиками?

за неделю до Пятидесятницы
на следующий день после Пятидесятницы
через неделю после Пятидесятницы
отдельного праздника нет

Воскресенье после Пятидесятницы — День, когда Католическая церковь прославляет Святую Троицу. Богослужение посвящено раскрытию догмата о троичности Бога.

6. Христианская Пятидесятница посвящена Сошествию Святого Духа на апостолов. Чему посвящена ветхозаветная Пятидесятница (иудейский праздник Шавуот)?

явлению Господа Аврааму при дубраве Мамре
исходу евреев из Египта
дарованию Торы
вхождению евреев в землю обетованную

Праздник Шавуот отмечается иудеями на пятидесятый день после Песаха (воспоминание исхода из Египта) в память о даровании Господа Закона Моисею (Торы). Эти события описываются в 19 главе книги Исход.

7. Особенность богослужения Дня Святой Троицы:

Всенощное бдение праздника состоит из Великого повечерия и утрени
вместо обычных часов читаются часы Пасхи
Литургия совершается после вечерни
после Литургии совершается Великая вечерня

После Литургии в день Святой Троицы совершается Великая вечерня с тремя коленопреклонными молитвами, из-за чего эта служба — одна из самых длинных в году.

8. В одной из молитв дня Святой Троицы содержится прошение:

о тех, кто находится во аде
об отпавших от Церкви
о готовящихся ко святому Крещению
об умирающих

Третья коленопреклонная молитва, читаемая на Великой вечерне после Литургии содержит прошение: «Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже в аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися. Услыши нас смиренных, и Твоих раб молящихся Ти, и упокой души рабов Твоих прежде усопших, на месте светле, на месте злачне, на месте прохлаждения: отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание и учини духи их в селениях праведных, и мира и ослабления сподоби их: яко не мертвии восхвалят Тя Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе: но мы живии благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

9. Кому из русских святых являлась Святая Троица?

Александру Свирскому Серафиму Саровскому Сергию Радонежскому Силуану Афонскому

Александр Свирский был единственным русским святым, которому являлась Святая Троица. Упоминание об этом событии есть в житии преподобного в «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского. Преподобный Александр беседовал с Господом об устроении монастыря и братии.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *