Почему у христиан крест?

Содержание

Крест – символ древний и значимый. И в православии он имеет огромное значение. Здесь это и знак веры, и указание на принадлежность к христианству. История возникновения креста в православии довольно интересна. Чтобы узнать об этом подробнее, рассмотрим православные кресты: виды и значение.

Православный крест: немного истории

Крест как символ используется во многих мировых верованиях. Но для христиан он изначально имел не очень хорошее значение. Так, провинившихся евреев казнили сначала тремя способами, а затем прибавили еще один, четвертый. Но Иисусу удалось изменить этот порядок в лучшую сторону. Да и распят он был на столбе с перекладиной, напоминающем современный крест.

Так сакральный знак прочно вошел в жизнь христиан. И стал настоящим обережным символом. С крестом на шее человек на Руси вызывал доверие, а с теми, кто нательного крестика не носил, старались не вести никаких дел. И говорили про них: «Креста на них нет», имея в виду отсутствие совести.

Кресты разного формата мы можем видеть на куполах храмов, на иконах, на церковной атрибутике и в качестве украшений на верующих людях. Современные православные кресты, виды и значение которых могут разниться, играют важную роль в трансляции православия по всему миру.

Виды крестов и их значение: христианство и православие

Существует огромное множество видов православных и христианских крестов. Большинство из них бывает следующей формы:

  • прямолинейные;
  • с расширенными балками;
  • квадратом или ромбом посередине;
  • криновидными окончаниями балок;
  • треугольными концами;
  • окружностями на концах балок;
  • процветшим оформлением.

Последняя форма символизирует Древо Жизни. И обрамлена растительным орнаментом, где могут присутствовать лилии, виноградные лозы и иные растения.

Помимо различий по форме, у православных крестов есть отличия по видам. Виды крестов и их значение:

  • Георгиевский крест. Утвержден Екатериной Великой как наградный символ для священнослужителей и офицеров. Этот крест с четырьмя концами считается одним из тех, чья форма признана правильной.

  • Виноградная лоза. Этот крест с восьмью концами украшен изображениями лозы винограда. В центре может иметь изображение Спасителя.

  • Семиконечный крест. Был распространен на иконах 15-го века. Встречается на куполах старых храмов. В библейские времена форма такого креста служила подножием алтаря священнослужителей.

  • Терновый венец. Изображение колючего венца на кресте означает муки и страдания Христа. Этот вид можно встретить на иконах 12-го века.

  • Виселицеобразный крест. Популярный вид, встречающийся на стенах храмов, на одежде церковных служащих, на современных иконах.

  • Мальтийский крест. Официальный крест ордена святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Имеет равносторонние лучи, расширяющиеся на концах. Этот вид креста выдается за воинское мужество.

  • Просфорный крест. Похож на георгиевский, но имеет надпись на латыни: «Иисус Христос – победитель». Изначально такой крест был на трех церквях в Царьграде. Согласно православной традиции древние слова с известной формой креста печатаются на просфорах, символизируя выкуп грехов.

  • Каплевидный четырехконечный крест. Капли на концах балок трактуются, как кровь Иисуса. Такой вид был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого 2-м веком. Символизирует борьбу за веру до конца.
  • Восьмиконечный крест. Самый распространенный вид сегодня. Форму крест принял после распятия на нем Иисуса. До этого он был обычным и равносторонним.

Последняя форма креста в продаже встречается чаще других. Но почему этот крест так популярен? Все дело в его истории.

Православный восьмиконечный крест: история и символизм

Этот крест напрямую связывают с моментом распятия Иисуса Христа. Когда Иисус нес на гору крест, на котором его должны были распять, его форма была обычной. Но после самого акта распятия на кресте появилась подножка. Она была сделана воинами, когда они поняли, куда достанут ноги Иисуса, после казни.

Верхняя планка была сделана по распоряжению Понтия Пилата и представляла собой табличку с надписью. Так и зародился православный восьмиконечный крест, который носят на шее, устанавливают на надгробия, украшают церкви.

Кресты с восемью концами ранее использовались как основы для наградных крестов. Например, во времена правления Павла Первого и Елизаветы Петровны на такой основе изготавливались наперсные кресты для священнослужителей. И форма восьмиконечного креста даже была закреплена законодательно.

История восьмиконечного креста ближе всего к христианству. Ведь на табличке над головой Иисуса была надпись: «Сей есть Иисус. Царь Иудейский». Уже тогда, в минуты смерти, Иисус Христос получил признание от своих мучителей и от своих последователей. Поэтому восьмиконечная форма так значима и распространена среди христиан всего мира.

Какой крест считается нательным в православии?

В православии нательным крестом считают тот, который носится под одеждой, ближе к телу. Нательный крест не выставляется напоказ, не одевается поверх одежды и, как правило, имеет восьмиконечную форму. Сегодня в продаже имеются кресты и без перекладин сверху и снизу. Они тоже допустимы к ношению, но имеют четыре конца, а не восемь.

И все же каноничные кресты – это восьмиконечные изделия с фигурой Спасителя в центре или без таковой. Давно ведутся споры о том, стоит ли покупать распятия с Иисусом Христом, изображенным на них. Одни представители духовенства считают, что крест должен быть символом воскрешения Господня, и фигура Иисуса в центре недопустима. Другие же думают, что крест можно считать знаком страданий за веру, и изображение распятого Христа вполне уместно.

Приметы и суеверия, связанные с нательным крестом

Крест человеку вручается во время крещения. После этого таинства церковное украшение нужно носить, почти не снимая. Некоторые верующие даже моются в своих нательных крестах, боясь их потерять. Но что значит ситуация, когда крестик все же теряется?

Многие православные люди считают, что потеря креста – знак приближающейся беды. Чтобы ее отвести от себя, православные усердно молятся, исповедаются и причащаются, а затем приобретают в церкви новый освященный крестик.

Еще одна примета связана с тем, что нельзя носить чужой крестик. Бог дает каждому человеку свою ношу (крест, испытания), и, надевая чужой нательный знак веры, человек берет на себя чужие трудности и судьбу.

Сегодня члены семьи так же стараются не надевать кресты друг друга. Хотя раньше крест, украшенный драгоценными камнями, передавался из поколения в поколение и мог стать настоящей семейной реликвией.

Найденный на дороге крест не поднимают. Но если подняли, то стараются отнести в церковь. Там его освящают и очищают заново, отдают нуждающимся.

Все вышеперечисленное многие священники называют суевериями. По их мнению, крест можно носить любой, но нужно следить, чтобы он был освящен в церкви.

Как выбрать нательный крест для себя?

Нательный крест можно выбирать, исходя из собственных предпочтений. При его выборе действуют два главных правила:

  • Обязательное освящение креста в церкви.
  • Православный вид выбранного креста.

Все, что продается в церковной лавке, несомненно, относится к православной атрибутике. А вот католические кресты православным христианам носить не рекомендуется. Ведь у них совсем иное значение, отличное от остальных религиозных направлений.

Если вы являетесь верующим человеком, то ношение креста становится актом соединения с Божественной благодатью. Но защита Бога и благодать даются не всем, а только тем, кто истово верит и искренне молится за себя и ближних. А также ведет праведный образ жизни.

Многие православные кресты, виды и значение которых разобраны выше, лишены ювелирных изысков. Ведь они не являются украшением в полном смысле этого слова. В первую очередь крест – это знак принадлежности к христианству и его нормам. И лишь потом – бытовой атрибут, который может украсить любой наряд. Конечно, иногда нательные кресты и кресты на кольцах священников изготавливают из драгоценных металлов. Но и здесь главным является не стоимость такого изделия, а его сакральный смысл. И этот смысл намного глубже, чем может показаться изначально.

Письмо читателя:

Ни для кого не секрет, что, во-первых, крест был мистическим символом множества народов задолго до появления христианства. А во-вторых, сами-то христиане, насколько мне известно, воспользовались этим символом впервые лишь в IV веке. Причем произошло это «сверху», по указу первого христианского римского императора Константина. Так почему же для современных христиан изображение креста имеет такое значение?
Иван П., Москва

***

Вы совершенно правы, полагая, что различные формы креста использовались многими народами Азии, Африки и Китая еще до возникновения христианства. В каждой культуре этому символу придавалось свое значение; в самом широком смысле оно, как правило, связывалось с Космосом, символическим значением цифр или противопоставлением неба и земли или пространства и времени. Вместе с тем, только в христианстве крест приобретает принципиально новое, необычное значение, являясь символом Иисуса Христа, свидетельством искупления Им человеческих грехов и залогом спасения людей.

Повсеместно в Римской империи крест стал употребляться лишь к концу IV века. Действительно, широкое и открытое использование креста традиционно связывается с именем императора Константина Великого, которому было видение огненного креста на небе с надписью «Сим победиши!» До эпохи Константина христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятием, что, однако, совсем не значит, что символ не существовал.

Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм I-III вв. Датировка на сайте Британского музея — III-IV вв., хотя есть аргументы в пользу более ранней даты — II-III вв. Местонахождение — Британский музей.

Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование называлось апостольским преданием. В первые три века оно относится к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. Язычники, впрочем, знали о нем, потому что отдельные лица из христиан имели мужество открыто исповедовать крест.

По рассказу Понтия, биографа святителя Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. От середины III века сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.

Язычники называли христиан в насмешку крестопоклонниками (crucicolae), предполагая, что христиане чтут крест как фетиш или как идол. На предметах, сохранившихся от трех первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпеях, встречаются большей частью лишь аллегорические изображения креста и Распятия. Встречаются во множестве и символы креста: якорь, а также фигура Христа, которую прежде принимали за изображение креста и называли crux decussata. О поклонении кресту по древнему обычаю в начале III века свидетельствуют Тертулиан, Ориген и другие.

Вся жизнь христианина должна быть знамением креста, по словам апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галл. 6:14). Это и другие высказывания апостолов — людей, видевших Христа, — не оставляют сомнений в том, что крест и крестное знамение с самого начала христианской Церкви не просто употреблялись в качестве одного из символов, а служили центральным понятием христианской веры, выражая ее сущность.

Карикатура на первых христиан, сделанная кем-то из римских воинов-язычников (найдена на Палатинском холме). Рисунок служит явным подтверждением использования в раннем христианстве символа креста

* * *
Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою «знамение
креста» на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашках, из которых пьем, да
изображаем его при выходах; когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым — без труда.

Святитель Кирилл Иерусалимский, IV век

* * *

Если почувствуешь, что сердце твое раздражается, огради грудь твою крестным знамением.

Святитель Иоанн Златоуст, IV век

* * *

Удались, диавол, или низложу тебя крестом, перед которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце; крест моя слава.

Святитель Григорий Богослов, IV век

***

Среди песчаных дюн во Фландрии высится большой деревянный крест с образом Спасителя в центре. На самом кресте четко выдолблены почерневшие, но не исчезнувшие от времени следующие слова:

Я — Свет, а вы не видите Меня.
Я — Путь, а вы не следуете за Мной.
Я — Истина, а вы не верите Мне.
Я — Жизнь, а вы не ищете Меня.
Я — Учитель, а вы не слушаете Меня
Я — Господь, а вы не повинуетесь мне.
Я — ваш Бог, а вы не молитесь Мне.
Я — ваш лучший Друг, а вы не любите Меня.
Если вы несчастны, то не вините Меня.

Празднование Происхождению Честного и Животворящего Креста Господня совершается 14 августа (1 августа ст. ст.). В этот же день празднуем Всемилостивому Спасу.

Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника

По преданию, в Константинополе издревле (не позднее VIII века) был обычай выносить честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и на отгнание болезней. С 1 августа (ст. ст.) и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Об этом сохранилось известие в хронографе XVI века: «Крестися великий князь Владимир Киевский и всея Руси августа 1». В уставе Успенского собора Московского Кремля, составленном в 1627 году по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение настоящего праздника:

А на Происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весем.

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Девы Марии и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.) с волжскими болгарами (1164 г.), в котором враги были побеждены. В то же время греческий император Мануил в битве одолел сарацин, и в его войсках также были знамения от святых икон. Это первый их трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе (Второй — Преображение Господне, а третий — Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Исуса Христа из Едессы в Царьград).

Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

Происхождение Креста Господня. Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 8.

Свышних призирая, убогия приемля, призри Спасе, и посети нас озлобеныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4.

Всякия скверны Всемилостивыи Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся. Но стеню от сердца, и вопию к Тебе Слове, ускори щедрыи, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.

Происхождение Честного Креста Господня. Иконы

Композиция состоит из двух частей: вверху представлено поклонение Спасу в виде Деисуса, а под ним — чудотворный источник с больными, получающими исцеление. На иконе из Покровского монастыря над источником изображены ангелы, а за ними — крест, увенчанный венком. Это напоминало о главной теме праздника — поклонении Животворящему Кресту Господню. Что касается Деисуса, то его изображение на русских иконах соответствовало, по-видимому, традиционному русскому посвящению праздника 14 августа не только Кресту, но и Спасу и Богородице. Икона из Покровского монастыря — одна из самых ранних дошедших до нас икон на этот сюжет. Согласно позднему преданию, она была вложена в монастырь Василием III в 1515 году. Живописные приемы не противоречат этой дате и к тому же позволяют достаточно уверенно предположить, что икона была исполнена последователями Дионисия. Не исключено, что с Дионисием было связано и непосредственное сложение иконографии «Происхождения древ»: известно, что в 1480-е годы им была расписана церковь Спаса в Чигасах, находившаяся напротив Кремля, за Яузой, и погибшая при пожаре 1547 года. Посвящение церкви в Чигасах Всемилостивому Спасу прямо указывает на праздник 14 августа, а исполненная Дионисием храмовая икона могла послужить образцом для более поздних произведений.

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. 1510–1520-е годы (около 1515 г.?). Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник, ВладимирПроисхождение честных древ Креста Господня. Двухсторонняя выносная икона. Оборот — Крещение Господне. Русский Север. XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, МоскваПроисхождение Честных древ Креста Господня. Первая четверть XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

На Сольвычегодской (?) иконе в центре композиции крестообразный колодец — источник, к которому с обеих сторон подходят люди с иконой и Крестом. Во главе крестного хода — святители. Ангел, парящий над источником, опускает в купель Крест. Представленные на фоне вверху архитектурные кулисы сложных очертаний указывают на то, что действие происходит у стен города. Покровителями и заступниками жителей града, молящих Христа о милости к ним и даровании благ, являются Богородица и Иоанн Креститель, о чем свидетельствует поднятое над «городским пейзажем» изображение трехфигурного Деисуса. От источника вниз с горы течет широкий водный поток, к которому припадают люди, исцеляющиеся от различных недугов. Сцена исцеления больных занимает значительную часть композиции иконы.

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Савин Истома. Сольвычегодск (?). Начало XVII в. Москва, ГТГ

Храмы в честь происхождения Креста Господня

В Москве в Симоновом мужском монастыре над древними западными вратами между 1591 и 1593 гг. был построен небольшой храм Всемилостивого Спаса, или по-другому церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Ежегодно 1 августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды. Храм был закрыт вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Его взорвали с большей частью построек древней обители в январе 1930 г.

Утраченная церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня в Симоновом монастыре в Москве. Альбом «Виды церквей и зданий Московского ставропигиального, первоклассного Симонова монастыря 28-го марта 1893 года»

В честь происхождения Честных Древ Креста Господня освящен придел Преображенского собора Спасо-Прилуцкого мужского монастыря в Вологде. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще прп. Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, решено было, с благословения митрополита Московского Даниила, построить каменный. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор. Это был первый каменный храм в Вологде. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы. В 1813-1817 годах провели работы по восстановлению собора. Возвращение Спасо-Прилуцкого монастыря РПЦ началось в 1990 году.

Собор Спаса Преображения Спасо-Прилуцкого мужского монастыря

Народные традиции праздника Происхождения Честного Креста Господня

В народе праздник Происхождения Честного Креста Господня называли «медовым» Спасом, а кое-где и «мокрым». Названия эти произошли оттого, что к первому Спасу, т.е. медовому, пчеляки второй раз подрезывали ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин родителев». К этому же дню варили «медяные» квасы и угощали всех, кто приходил в гости. «Мокрым» же первый Спас назывался потому, что, по установлению церкви, в этот день бывал крестный ход на реки и источники для водоосвящения. А так как крестьяне не только сами купались после крестного хода, но имели обыкновение купать в реках и всю скотину, которая будто бы здоровела после этого, то неудивительно, что и самый праздник получил название «мокрого». Первый Спас особенно почитался в южной полосе Великороссии, где ранее созревал хлеб и плоды и где этому празднику приписывалась роль и значение второго Спаса, так как освящение хлеба и овощей на юге очень часто производилось до Преображения Господня, именно 14 августа.

14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. В этот день пекли маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко — маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с медом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нем семьсот воевод». В день Маккавея молодежь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».

Спасов день на севере. И. М Прянишников, 1887 год

В некоторых сербских селах в Медовый Спас освящали воду и молодой базилик. С этого дня переставали купаться в водоёмах. Считалось, что тот, кто работает в этот день, может заболеть неизлечимой болезнью. В Македонии погода в течение «Макавеев» (6 или 12 дней праздника Маккавеев) служила для предсказания погоды на предстоящие 6 месяцев или на весь будущий год (погода на первое августа предсказывала погоду на январь будущего года и т. д.). Болгары с 1 по 12 августа наблюдали за солнцем, ветром и осадками и таким образом гадали о погоде в течение следующих 12 месяцев, то есть на следующий год, который раньше начинался с 1 сентября. На северо-западе Болгарии зятья ходили в гости к родителям жены, где их встречали хлебом из нового урожая и вином, в связи с чем день так и называли — «Зетьовден».

Прошлое и настоящее
Один из самых древних народов Земли бережно хранит свою историю
Как справедливо заметил ученый-этнолог Семен Козлов, при упоминании Ассирии и ассирийцев большинство из нас вспомнит либо «виденные когда-то в музее или в школьном учебнике могучих крылатых быков и глиняные таблички, на которых причудливыми клиньями написано что-то загадочное», либо «самого носатого, самого коричневого ассирийца» из «12 стульев», который чистил сапоги на углу Тверской и Камергерского переулка в Москве.
Между тем один из самых древних народов Земли на протяжении многих тысячелетий бережно хранит свою богатую историю. И не только в Ираке, Иране, Сирии, США, где давно существуют ассирийские диаспоры, но и у нас, в Татарстане!
Хранительница креста
Валентина Эльясовна Михайло для ассирийской общины Казани человек очень важный. Она является хранительницей особого креста, привезенного из США, освященного в Ассирийской Церкви. А для небольшой казанской диаспоры (146 человек согласно переписи 2002 года) любая вещь, связывающая с верой и жизнью предков, бесценна! Тем более что крест этот имеет очень интересную историю…
СПРАВКА
Ассирийцы — древнейший народ, внесший огромный вклад в нашу цивилизацию. Именно в Древней Ассирии и Вавилоне стали делить год на 12 месяцев, неделю на 7 дней, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Уже 3400 лет назад древние ассирийские музыканты пользовались семизвуковой гаммой и сочиняли романсы (в 1975 году профессора Калифорнийского университета расшифровали глиняную табличку с нотами!)
Древним ассирийцам мы обязаны и за изобретение солнечных и водяных часов.
При том, что Ассирийское царство пало в 612 году до н.э. и уже более двух с половиной тысяч лет ассирийцы не имеют своего государства, этот народ не ассимилировал, не растворился, а сохранил свою веру, культуру и язык. Тот самый арамейский, на котором Иисус Христос общался со своими учениками и который мы слышали в фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы», звучит и сегодня в устах ассирийцев.
Роль истории в личности
Ассирийцы в Казани живут с начала ХХ века. А сама Валентина Эльясовна приехала сюда с отцом из Ирана в 1969 году, когда ей было 15 лет. Ее дед с семьей оказались в России в период Первой мировой войны. Ассирийцы, жившие тогда на территории Турции, выступили на стороне России против Османской империи, чем вызвали такой гнев Османа-паши, что 500 тысяч человек были уничтожены, а 50 тысяч, которые спаслись, вынуждены были бежать в Россию. Многие из этой волны беженцев погибли в пути…
Но и для тех, кто сумел добраться, Россия оказалась горнилом страданий. Ассирийцы, как и многие другие народы, испытали на себе всю тяжесть сталинских репрессий. Отец Валентины Эльясовны в 1938 году благодаря своему иранскому паспорту был депортирован в Иран. Многие другие ассирийцы, у которых такого паспорта не было, отправлялись на Соловки.
В Иране отец Валентины сумел устроиться на работу в посольство СССР, был переводчиком и водителем, но только до тех пор, пока шах Ирана не поставил ультиматум покинуть страну в течение 24 часов…
Так 15-летняя Валентина транзитом через Армению оказалась в Казани.
Сон Андреуса
— Эта история связана с одним ассирийцем по имени Андреус, — Валентина Эльясовна бережно разворачиает белоснежную вышитую ткань, в которой хранится немалых размеров крест. — Врачи поставили Андреусу диагноз «рак желудка» и сказали, что вылечить его невозможно!
История исцеления Андреуса из Калифорнии
тесно связана с появлением Ассирийского креста в Казани
Свой рассказ женщина начинает издалека. В комнате, выделенной ассирийской общине в Доме дружбы народов Татарстана, где мы встретились, чтобы посмотреть на крест, — еще несколько представителей диаспоры. Я уверен, что все они очень хорошо знают эту историю, тем не менее слушают очень внимательно.
— Я знаю Андреуса через моего двоюродного брата Авитера, — продолжает Валентина, — они оба живут в Америке, в Калифорнии. И вот однажды Андреусу приснился сон. Он увидел человека в белом одеянии, который сказал, что его зовут Зайя, а потом произнес: «Если ты поднимешь мой дом, то я тебя подниму!» Он сначала не понял и не придал значения, но потом сон повторился.
СПРАВКА
Несторианство — особое направление христианства, историческая религия ассирийцев. Вера в жизни этого народа играет огромную роль, считается, что они одни из первых приняли христианство. Согласно традиции один из трех волхвов, пришедших поклониться новорожденному Иисусу Христу, Валтасар, был ассирийцем. Так же существует предание, что древний царь Абгар V Укама (Оккам), которого ассирийцы считают своим (государство Осроэна), состоял в переписке с Иисусом Христом, получил от Него исцеление от чумы для себя и своего народа и ему Христос подарил плат, на котором запечатлен лик Спасителя.
Расцвет несторианской церкви приходится на средние века. В XIII веке она объединяла 25 митрополий и 130 епископий от Средиземного моря до Тихого океана. Интересно, что именно ассирийцы — два несторианских монаха — в середине VI века вынесли в своих посохах грены тутового шелкопряда из Китая (что суровейше было запрещено законами Поднебесной империи) и доставили их в Константинополь, положив тем самым начало разведению шелкопряда в Византии, что означало конец монополии китайцев на производство шелка.
Ветхозаветная история ХХ века
Валентина Эльясовна рассказывает эту невероятную историю, и порой кажется, что события происходили не в 20-м веке, а в ветхозаветные времена, когда чудеса и видения были обычным делом.
— Когда Андреус стал делиться тем, что с ним происходило, — продолжает рассказчица, — люди из общины сказали, что в Курдистане, в горах на территории Турции, есть Ассирийская церковь блаженного Мар Зайи (Мар Зайя — святой, особо чтимый среди ассирийцев). Во время геноцида 1914 года деревня, в которой стоит церковь, была оставлена, а храм частично разрушен…
Тогда Андреус обратился к главе Ассирийской Церкви — патриарху Мар Шимуну. С 766 года резиденция патриарха находилась в Багдаде, но в 1933 году, после прекращения английского мандата, власти Ирака лишили патриарха Мар Шимуна XXIII гражданства и выслали его из страны. Резиденцию вынуждены были перевести в США.
— На этой встрече с патриархом Андреус и узнал, что есть человек, который жил в той деревне, — продолжает Валентина Эльясовна, — это ассириец, глава рода Джильваи, ему уже больше 90 лет, и сейчас он живет в Калифорнии…
Сон позвал в дорогу
Разузнав, как добраться до деревни, Андреус и брат Валентины Авитер решили отправиться в Турцию, чтобы отыскать церковь блаженного Мар Зайи.
— Эта деревня находится на территории, где живут курды, — поясняет ассирийка. — Проводник-турок довел их до гор и, передавая проводнику-курду, сказал по-турецки: «Делайте с ними, что хотите!» Он ведь не знал, что они все понимают, потому что Андреус с моим братом всю дорогу только на английском разговаривали…
Чтобы подняться к деревне, путешественникам пришлось пересесть на мулов.
— И вот когда уже приближались к церкви Мар Зайи, они стали с курдом по-турецки разговаривать, — продолжает Валентина, — и оказалось, что бабушка этого проводника -ассирийка, которую в 1914 году выкрали. И еще оказалось, что в деревне один человек, мусульманин, курд, хранил церковь все это время, ведь блаженного Мар Зайю и мусульмане почитают!
Детский хор Ассирийской Церкви
Блаженного Мар Зайя в Калифорнии (США)
СПРАВКА
Несториане активно контактировали с основателем Ислама — Мохаммедом. Есть сведения, что в 628 году ассирийский патриарх Ишуягв (Ишо-Яб) II встречался с пророком и рассказывал ему о Христе, а Мохаммед, в свою очередь, дал патриарху охранную грамоту, которая на протяжении многих веков не только спасала ассирийцев от преследований, но и позволяла им занимать важные посты в эпоху арабских завоеваний.
После своего визита Ишуягв II прислал к Мохаммеду несторианского монаха Сергия, и считается, что именно рассказы Ишуягва II и Сергия об Иисусе Христе отразились в Коране, где описывается пророк Иса.
Намоленное место
Когда мужчины достигли цели своего путешествия, они не могли сдержать слез!
— Они остались ночевать в полуразрушенной церкви, — взволнованно рассказывает женщина, — а утром увидели, как солнце, сквозь особое окно в крыше, осветило алтарную часть именно в тот момент, когда должна была начаться служба!
Паломники помолились, освятили ладан и взяли немного земли с того места, где был алтарь.
— После этого путешествия Андреус полностью исцелился, — утверждает Валентина. — А земля, которую они привезли, была положена в основание новой церкви блаженного Мар Зайи, которую построили в Модесто, в Калифорнии!
Модесто — Казань
— Валентина Эльясовна, а как эта история связана с крестом? — спрашиваю я.
— В 1992 году, когда я приехала в Америку, — поясняет собеседница, — церковь Блаженного Мар Зайи была уже построена. — Валентина показывает фотографии нового храма. — Услышав эту чудесную историю, я набралась смелости и обратилась к священнику с просьбой: «А нельзя ли мне купить какой-нибудь крест у вас, чтобы его освятили здесь, в этой церкви? А то ведь у нас в Казани нет ничего от нашей веры…»
Когда священник умирает, его богослужебный крест сдается в архив, и вот один из таких крестов передали Валентине Эльясовне. Раньше он принадлежал священнику по имени Мар Йосеп, он с этим крестом провел множество служб и в Ираке, и потом, когда вынужден был приехать в США.
— Мне все там сказали: «Надо же, какая ты счастливая, как тебя батюшка пожалел», — говорит хранительница креста, — а я им: «Я же не для себя, я для своих ассирийцев в Казани просила!»
Сегодня ни один ассирийский религиозный праздник не обходится без поклонения этому кресту.
И мне кажется, что благодаря именно такому трепетному отношению к вере и истории предков ассирийцы не исчезли как народ, несмотря на отсутствие государства, ужасные преследования и постоянные переселения с места на место…
Роман УСАЧЕВ
Фото Наталья ВЯТКИНА и из семейного архива Валентины Михайло

Действительно, вас никогда не интересовало, что означает крест, откуда пошёл этот символ или знак? Мы, в лучшем случае, осведомлены о природе происхождения православного креста. На нём распяли Христа. Поэтому этот символ свят для всякого христианина. Но изображения перекрещенных линий найдены даже при раскопках стоянок человека из каменного века. Поэтому очевидно, что история знака креста гораздо древнее библейских событий. Так что же таит в себе этот символ, что означает, что скрыто за ним?

Взгляд на символ креста Комиссара Катара мне показался логичным и заслуживающим доверия. Он считает, что крест и свет – тождественные понятия. Если перекрещенные палочки потереть одна о другую, как это делал древний человек, то можно добыть огонь. То есть свет. Отсюда и пошёл символ креста или сакральный знак, с которым человек связал самое дорогое в своей жизни. Крест давал ему тепло и свет, способен был согреть жилище, приготовить еду и, само собой, защитить от злых зверей или духов. Отсюда многочисленные обряды, мифы, ритуалы, легенды, суеверия.

Словно вижу старца из того далёкого времени, который наставляет ученика. «Не мельтеши, сначала перекрести палочки, наложи крест. Потом усердно три одну о другую, ускоряя темп.» Возможно, так оно и было.

Две палочки, а одна обязательно тверже другой, применявшиеся для добычи огня, стали прообразом священного креста. Это, чуть позже, кресало и кремний, дающие сноп искр, из которого возгорался огонь – свет. «То есть, две скрещенные палки, одной из которых скребут по другой и есть сКРЕСт. А значит древний символ Крест, не что иное, как ОГНИВО», — резюмирует Комиссар Катар.

Что означает крест в круге или с полусферой на верхнем конце

Не удивительно, что добывание огня посредством трения древние люди отождествляли с процессом полового акта. И динамикой схожи, и результат единичен – продолжение жизни. Фантазия предков на этом не остановилась и явила миру многочисленные формы и образы крестов.

Когда человек научился добывать огонь с помощью линзы – а это был кристалл скарабея в древнем Египте, то появился коптский крест с полусферой вверху.

Равноконечный правильный катарский крест в круге символизирует единство двух источников жизни – света солнечного небесного, дарованного людям, с живым земным, рожденным разумом и усердием человека. Одновременно это символ гармонии двух других начал нашей жизни. Горизонтальная черта – женского, вертикальная — мужского начала. Равноконечный крест в круге означает ещё соитие. Но не трах. А истинное наслаждение души, разума и тела, как вершину любви мужчины и женщины.

Если вы посмотрите внимательно на правильный крест в круге сверху, то увидите перед собой пирамиду. Это еще одна тайна креста, о которой в другой раз.

Что означает православный крест

О том, что православный крест означает распятие, уже говорил чуть выше. Вернуться к этому вопросу побудило любопытное свидетельство христианского писателя Феликса Мануция, жившего якобы в III веке н.э. Вот оно: «Что же касается крестов, то мы их совсем не почитаем: не нужны они нам, христианам; это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты».

Это называется – приплыли. Христиане отвергали крест? Крест это — символ так называемых язычников? Отложите этот факт в своей памяти, он очень важен.

Далее приведу один абзац из былины Комиссара Катара полностью:

«Мы забываем, что Исус умер на кресте, но не от креста, а от ПЯТОГО удара. Сначала гвозди в руки и ноги, а затем удар в сердце копьем сотника Лонгина. Копье и есть причина смерти, а пролитая кровь это жертвоприношение. То есть, описанная казнь Спасителя это религиозное жертвоприношение на кресте. И тем, кто это сделал, нужна была именно кровь, которая бы пролилась на дерево креста. То есть, они хотели освятить огниво кровью».

Кто и зачем устроил, столь глубинное своими символами, жертвоприношение Спасителя рода человеческого? На этот вопрос нам ещё предстоит ответить.

Что ждёт нашего познания

Символ креста вобрал в себя куда больше, чем сегодня вы узнали из миниатюры по мотивам былин Комиссара Катара. Вот вам образ во всей полноте. Одно кресало не способно ничего поджечь. Чтобы высечь сноп искр, требуются кремень. А чтобы возгорелся огонь – еще и трут. Это божественная Троица.

Трут – это пучок неких волокон. Это уже хаос.

Кремень – это углерод. Кресало — это кислород. Что мы видим? Систему кровообращения человека. В ней венозная кровь насыщена углекислым газом, а артериальная – кислородом. Последняя поступает в левое предсердие от лёгких по четырём легочным венам. И огонь можно извлечь, двигая кресалом в четырёх направлениях…

Теперь вы осознаёте, что сегодняшний ответ на вопрос, что означает крест, знак, символ креста, только начало большого и интересного разговора. Мы его обязательно продолжим.

Иван Иванович А.

Значение православного креста, что означает полумесяц, перекладины

Андреевский крест значение символа

Про смысл жизни

Стилистические различия мировых религий

Почему немцев называют немцами, а не германцами?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *