Почему умирают молодые?

Находясь рядом с умирающим человеком, люди могут быть в растерянности, не понимая, как ему можно помочь. Психолог Оксана Орлова, психотерапевт фонда «Живи сейчас», рассказала порталу «Про паллиатив» о том, как можно поддержать умирающего человека.

«Ох…», «RIP», «ужасно»Что россияне думают о боли, смерти и уходе за тяжелобольными людьми

– Что важно для человека, который находится при смерти?

– Прежде всего, умирающим людям страшно, им не хочется уходить из жизни в одиночестве. Важно, чтобы рядом с ними был кто-то, кому они доверяют. Может быть, кто-то из близких держал за руку. Кому-то необходимо, чтобы близкие не просто присутствовали в комнате, а разговаривали с ним. Но есть и те, кто в последние часы жизни хотят побыть в одиночестве.

Если пациент считает, что смерть – это его личный опыт, оставьте его наедине, не нужно ему мешать, но будьте при этом поблизости. Рядом с умирающим человеком не должно быть спешки, паники, истерики. Нужно дать возможность спокойно подойти к смерти. Это очень важный отрезок жизни человека, который должен пройти ровно, не скомкано, без ажитации.

– Как определить, чего человек хочет: чтобы с ним поговорили, или молчали? Есть ли какие-то признаки?

– Человек может нуждаться во внимании близких, но не уметь напрямую сказать об этом. Он может попросить о помощи – поднять голову, повернуть одеяло, поправить ногу. Это тоже может быть признаком того, что он хочет поговорить. Невербальный человек может взглядом, звуком пригласить близких к разговору или для того, чтобы они подошли к нему поближе.

– Расскажите, пожалуйста, о страхах, которые могут сопровождать умирающего человека.

– Страх, что сделают плохо, причинят вред, не поймут потребности, и человек никак не сможет это обозначить. Страх того, что никак не получится влиять на ситуацию и ухаживать за собой. Человек боится, что тело станет медицинским объектом, и медперсонал будет относиться к нему как к предмету, который нужно иногда переворачивать, мыть и кормить. Умирающий человек как будто находится в полной власти других людей, не может защитить себя, сохранить чувство собственного достоинства. Очень силен страх быть униженным.

У пациентов с БАС есть своя специфика – часто смерть наступает от недостаточности дыхания. И когда они понимают, что ситуацию изменить нельзя, болезнь будет только прогрессировать, появляется страх умереть от удушья. Человек может смириться со смертью, но сам факт, как именно наступит смерть, пугает.

Есть некоторые способы увеличить жизнь человеку с БАС. Например, установить трахеостому: к организму подключается дыхательная труба, через которую организм дышит. Я думаю, что у человека есть право выбора, устанавливать ее или нет, поэтому желательно заранее поговорить об этом с близкими, которые помогают в уходе. Это сложная тема, в ней очень много споров о том, у кого есть право принимать решение об отказе в реанимации – сам пациент, родственники, врач или юрист. Чтобы в сложный момент не было истерик, вызывать реанимацию или не вызывать, близкие должны выяснить, как больной хочет уйти.

Я встречала ситуации, когда людям с БАС хочется жить несмотря ни на что, потому что, например, у них маленький ребенок, и им важно наблюдать, как он растет. А бывает, что люди настолько измучены болезнью, что хотят поскорее умереть, и поэтому отказываются от помощи, от медикаментов, от питания. Некоторые пациенты могут быть против установки гастростомы, но наши врачи все равно всячески пытаются…

Питание в терминальной стадии, при деменции или в состоянии бодрствующей комыОтрывок из книги врача Жана Доменико Боразио «О смерти»

– Переубедить?

– Договориться, да, чтобы все-таки поставить гастростому. Врачи считают, что если в наше время человек умирает от голода, то это никуда не годится. Но хорошо бы с человеком поговорить, насколько ему нужна эта помощь, хочет ли он жить обездвиженным, встречать посетителей. С течением болезни у человека может измениться ценность его жизни.

И это его жизнь, не в нашей власти принимать решения за него и делать то, что мы хотим. На деле иногда близкие люди все равно из эгоизма начинают спасать человека, который умирает, переходить к активным действиям, и даже трясти человека с криками: «Живи! Ради нас ты не должен умирать».

– Если говорить о страхах близких людей умирающего, чего они еще боятся?

– Присутствовать при факте смерти. Им кажется, что они этого не вынесут. И конечно же, они очень боятся быть виноватыми, за то, что случайно причинят боль, что-то сделают не так, и не смогут этого исправить. Или что человек умрет у них на руках. Если говорить про сиделок, они боятся, что их обвинят в смерти больного.

И еще важный момент – ухаживающие люди боятся встретиться с чувствами другого человека и со своими собственными, боятся не справиться, испытывать вину, терять своего близкого и расставаться с ним.

– Почему родственникам так хочется накормить умирающего человека? Почему они боятся, что человек умрет голодным, даже если знают, что биологически ему уже не требуется питание?

– Мне кажется, это история про то, что символизирует пища – это метафора тепла и жизни. Когда люди пытаются покормить своего близкого, они хотят наполнить его теплом или, может быть, дать то, что они человеку не додали. Они могут думать, если человек не поест, он как будто не получит необходимого. Когда близкий человек болеет – это невыносимо. Когда ты находишься рядом, ты как бы становишься свидетелем, и от этого бывает очень много отчаяния и бессилия.

Когда я вела группы поддержки для родственников по переживаниям утраты, люди, у которых умерли уже близкие, часто подробно рассказывали, у каких врачей они были, какие они выбили субсидии, какие усилия применили. Им было важно еще раз проговорить, что они сделали все возможное, и объяснить себе, что человек ушел из жизни хорошо и без боли.

– Расскажите, пожалуйста, про действия, которые можно было бы сделать близким тяжелобольного, чтобы потом у них не было чувства вины.

– Самое важное – это контакт. Во-первых, нужно поговорить с умирающим о том, что происходит. Понимает ли он, что с ним, как он к этому относится и что чувствует, страшно ли ему. Можно спросить, что он думает о людях, которые рядом с ним, какого ему с ними расставаться. Может быть важным разговор о том, все ли человек успел в жизни сделать, как ему кажется.

Все-таки, люди к смерти подходят по-разному. Бывает, с обидой, злостью, они думают: «Почему я? Вы все счастливые, здоровые, а я на койке лежу». Бывает так, что человеку важно выговориться и услышать от людей то, что он давно хотел услышать. Может быть человеку хочется попросить прощения или он ждет, что кто-то попросит прощения у него. Бывает, что люди сожалеют об упущенных возможностях и о том, что они больше никогда не успеют сделать.

Возникает вопрос, можно ли что-то сделать, чтобы довершить действия больного человека? По опыту общения с людьми с БАС, они очень часто молчат, поэтому идет большая социальная работа, чтобы понять их желания.

– Какие желания вы имеете в виду?

– Допустим, человек никогда не был в каком-то городе или никогда не был на каком-то концерте, не слышал вживую любимую группу. Или ему хочется посмотреть на город с высоты. Важно понять это до того, как человек окажется при смерти. Например, для басовцев фонд «Живи сейчас» устраивал вечер в Москва-сити. У некоторых была мечта подняться на небоскреб. И они поднялись вместе со своими семьями. Это было очень здорово. Возможности ограничены, но мечты остаются, и замечательно, когда они реализуются. Еще наши стилисты и косметологи приезжают к человеку, чтобы сделать ему прическу, макияж. Для самоуважения это крайне важно, это дает силы и энергию жить.

И еще очень важно обозначить след человека в вашей жизни, сказать, что его вклад важен для вас, что он для вас дорог и вам тяжело расставаться с ним. Сложнее всего, мне кажется, умирать людям, которым по 30-40 лет. Еще недавно они находились на взлете, у них планов громадье, и вдруг надо уходить. Если полет рано прерывается, важно, чтобы человек успел оглядеть свою жизнь, независимо от того, сколько ему лет, почувствовал, что он в чем-то реализовался.

Пять стадий переживания болезниПсихолог Наталья Горожанина о том, как поддержать близкого человека с онкологией и помочь ему справиться с переживаниями

– Можно ли близким что-то сделать для того, чтобы человек «созрел» для смерти. Чтобы он не умер в отрицании, а был готов к этому?

– Вы, наверное, знаете про динамику переживания по Кюблер-Росс? Человек переживает стадии отрицания, гнева, торга, депрессии и принятия. На каждом этапе есть своя задача, которую человеку нужно решить. И для начала важно понять, что это происходит с ним, что это лично его опыт и история, которую он не в силах изменить. Человек может злиться, впадать в апатию, но внутренняя работа по этим стадиям все равно будет происходить. Важно, чтобы человек двигался от этапа к этапу, не застревал на каком-то моменте, и для этого родственники должны говорить с человеком о том, что происходит, чтобы позволить человеку переживать. Самая сложная, последняя задача – встретиться с фигурой смерти.

Молчание, уход от разговоров о смерти, фразы «нет-нет, ты будешь жить вечно» могут блокировать эти переживания. Это такое игнорирование и неуважение к чувствам другого человека, которое может привести к тому, что человек не будет двигаться по этим стадиям, не будет динамики. Умирающему человеку важно, чтобы близкие люди видели его чувства, распознавали и понимали их.

– Иногда сами болеющие люди говорят, что они чувствуют приближение смерти. Как объяснить, что это за чувство?

– Сложно отвечать на этот вопрос, потому что истории бывают разные. Бывает так, что человек длительное время это чувствует, при каждом проявлении ухудшения или без особого повода это чувствует. Болезнь тянется и тянется, все вокруг собираются, прощаются, но ничего не происходит.

Есть, конечно, физические симптомы, признаки того, что человек медленно ухудшается, а потом наступает быстрая динамика. Я знаю достаточно много случаев, когда болезнь тянулась-тянулась и, казалось, что она еще будет долго тянуться, но потом резко произошел обрыв.

– Это, наверное, проблема для семьи, когда все попрощались, а ничего не произошло?

– Люди привыкают, понимают, что для болеющего человека важно вокруг себя собирать семью. Вот только в какой-то момент, когда человек несколько раз за короткий период времени всех собирает, люди перестают обращать внимание на просьбу попрощаться. Как в сказке: «Волки! Волки!», – и ничего не происходит. Человек по-прежнему хочет быть в центре, и поэтому собирает всех вокруг себя. Отзываться на просьбы о внимании важно, но в тоже время нужно обозначить, что у родственников есть свои тяготы, заботы и потребности.

– Процесс ухода можно назвать стрессовой ситуацией для умирающего человека?

– Я думаю, да. Это сильно зависит от того, что с телом в этот момент происходит и что он чувствует физически. Бывает так, что человек уходит во сне, не мучаясь. Или уходит ровно и спокойно, будто переходит в жизнь вечную. А бывает, что что-то невыносимое происходит с телом, и человек испытывает от этого страдания.

И разумеется, стресс, если человек не хотел, чтобы к нему приехала реанимация, но родственники все равно ее вызывают и ищут последние попытки зацепиться за человека.

– Когда к вам обращаются родственники умирающих, какие вопросы они задают? О чем они говорят?

– Говорят о бессмысленности своих усилий. Говорят, что им сложно жить своей жизнью, об усталости. Иногда они могут злиться на умирающего человека. Они не имеют морального права злиться при нем, и получается, что должны свои потребности задвигать на задний план. А психологу они могут рассказать, что они измотаны, выдохлись и им обидно, что они чувствуют себя обслуживающим персоналом. То есть, бывают не очень красивые чувства, скажем так.

– Как помочь с этим справиться?

– Легализовать это. Говорить, что злиться нормально, что никто не виноват в том, что произошло. Я сочувствую людям, которые попали в эту ситуацию. Мы говорим об умирании близкого не только как об опыте потери, но и как об опыте приобретений. Ухаживающим людям после смерти близкого очень сложно встать, отряхнуться и пойти дальше – так практически не бывает. Их новый опыт сильно влияет на восприятие жизни и на ее ценность. Когда человек болеет, ухаживающие посвящают ему все свое время и забывают о своей жизни. Когда объект заботы уходит, наступает момент, когда человек думает, как ему жить дальше, и здесь тоже иногда нужна помощь психолога.

– А в каких ситуациях умирающий человек обращается к психологу?

– Все-таки психолог не священник, которого зовут верующие люди, когда чувствуют, что они на грани. Бывает, что умирающему человеку достаточно разговора с близкими людьми, и никто другой не нужен. Но часто психолог действительно необходим. В отличие от священника, психолог не выносит суждения, что в жизни человека было правильно, что неправильно. Психолог может дать только понимание.

Когда человек понимает, что он умирает, у него наступает время мемуаров, когда он подводит итоги своей жизни и смотрит на нее в историческом разрезе. Думает, что успел, что не успел, что удалось, а где оказался бессилен. Чтобы сожалеть о том, что не произошло, чтобы выговориться, нужен другой человек, не близкий.

Близких берегут, потому что и так много на них ложится. Или во время болезни в семье могла возникнуть большая трещина, потому что все и так извели друг друга, и больше на разговоры не остается сил. «Давай поговорим о чем угодно, только не о смерти», – говорят больному. Человек боится нервировать родных, все время делает вид, что бодрится. Из-за невозможности поговорить возникает чувство одиночества. С этим чувством может справиться психолог, с которым можно обо всем поговорить.

– Если умирает взрослый человек, бабушка и дедушка, могут ли в комнате в последние часы находится дети?

Похороны: смерть и небытиеАнтрополог Светлана Адоньева о похоронных обычаях в традиционной русской деревне и новшевствах советского времени

– Это зависит от состояния и комментариев взрослых, которые находятся рядом. Если рядом есть человек в панике, который не контролирует свои чувства, то ребенок будет воспринимать эту смерть как ужас. Он может думать, что жизнь закончится для всех присутствующих. Тон отношения к умиранию задают взрослые. Если рядом взрослый, который может проговаривать, что происходит и быть стабилизатором, дети вполне могут присутствовать.

В культуре все-таки традиционно умирающий человек находился дома, к нему подходили и дети, и взрослые. Не было никаких моргов – все прощались дома. Для ребенка это очень важный опыт, потому что понимание того, что твоя жизнь конечна, задает динамику жизни и качество жизни. Смерть близкого – это опыт, который важно правильно пройти.

– Можно ли вас попросить еще раз проговорить, что входит в понятие хорошей смерти для человека?

– Ужасная ситуация, если человек умирает один в реанимации. Все-таки важно, чтобы человек либо умирал дома, либо в месте, где рядом находятся близкие люди. Находясь рядом, люди фактически провожают человека на край жизни. Все, что можно было сделать, уже сделано, остается только быть рядом и показать человеку, что он значим для близких и они будут помнить о нем.

Важно, чтобы умирающему не было страшно, чтобы рядом был близкий, который мог бы своим присутствием обеспечить защиту. Чтобы человека избавили от боли, спазмов и одышки, уменьшили мучительные симптомы. Иногда умирающему человеку хочется смотреть в окно, видеть природу вместо мирской суеты. Солнце встает и заходит, а деревья, ветер – это признаки вечной жизни.

Ну и наконец, принятие смерти. Чтобы человек как будто со стороны посмотрел на жизнь и подумал: «Как хорошо, что я ее прожил». И как бы был готов закончить эту жизнь.

Габриэль Марсель принадлежит к той достаточно малочисленной категории частных мыслителей, среди которых встречаются такие известные фигуры, как Соломон Маймонид, Баадер, Кьеркегор, а также Артур Шопенгауэр. Частный мыслитель отказывается от публичного преподавания, не считая отдельных лекций, и университетской карьеры, чтобы посвятить себя исследованиям и размышлениям, выходящим далеко за рамки обязанностей и прав представителей философского цеха. Несмотря на свою отъединенность, он может достичь значительной известности и влияния, соперничая с самыми величайшими учителями мысли.
Габриэль Марсель был многосторонним человеком. В разнообразном спектре его увлечений преимущественное место занимал театр. Но он обладал также музыкальным вкусом, любил литературу, занимался драматической критикой и переводом, хотя главным его делом оставалась философия.
Интуитивное проникновенное схватывание сути дела было ему ближе, он любил сжатый стиль и короткие прямые пути мысли, хотя в то же время, до несчастного случая, лишившего его свободы передвижения, он любил длинные пешеходные маршруты. Дух поиска, присущий Габриэлю Марселю, как нельзя лучше отвечает путевому характеру его мысли, причем понятие пути неслучайно стало категорией его философии.
Книга составлена знатоком жизни и творчества французского философа, его невесткой, госпожой Анной Марсель по его неизданным рукописям и опубликованным работам. Это лучшее введение в философию Габриэля Марселя (1889–1973), работы которого сейчас переводятся и издаются. Это издание для медленного чтения для всех тех, кого волнуют осевые проблемы человеческого существования.
См. также: Визгин В. П. Философия Габриэля Марселя: темы и вариации. СПб., 2008.

The Conversation

Независимый некоммерческий портал, публикующий материалы исследовательских и академических сообществ

Умирание может запускать процесс выработки эндорфинов РИА Новости, Алексей Филиппов

Ученые предполагают, что приближение смерти запускает выработку эндорфинов, особенно при отсутствии обезболивающих лекарств, а за две недели до момента смерти начинается особый процесс.

Об этом пишет The Conversation.

Впервые минуты после смерти люди часто выглядят так, словно они спят, на их лицах застывает нейтральное выражение. Но у одного из моих родственников, страдавшего от сильной боли в предсмертные часы и не имевшего доступа к медицинской помощи, было сияющее, экстатическое выражение лица. Может ли умирание запускать процесс выработки эндорфинов, особенно при отсутствии обезболивающих? Йоран, 77 лет, Хельсингборг, Швеция.

Поэт Дилан Томас (Dylan Thomas) мог много рассказать о смерти, в частности в одном из своих наиболее известных стихотворений:

Отец, с высот проклятий и скорбей

Благослови всей яростью твоей —

Не уходи безропотно во тьму!

Не дай погаснуть свету своему!

(перевод Василия Бетаки)

Часто предполагается, что жизнь до последнего ведет битву со смертью. Но возможно ли, как вы предполагаете, договориться со смертью?

Как эксперт по паллиативной помощи, я считаю, что существует процесс, предшествующий умиранию за две недели до нашей кончины. В это время люди обычно начинают хуже себя чувствовать. Как правило, им становится трудно ходить, они становятся более сонливыми: периоды бодрствования стремительно сокращаются. К концу жизни они лишаются способности глотать таблетки и принимать пищу и напитки.

В этот период мы и говорим, что люди «активно умирают», подразумевая под этим, что им остается жить два-три дня. Кто-то, однако, проходит всю эту стадию целиком в течение одного дня. Некоторым людям удается продержаться на грани смерти в течение почти недели, что, как правило, бывает крайне тягостно для их родственников. Поэтому с разными людьми происходят разные процессы, и предсказывать их мы не можем.

Сам момент смерти бывает трудно распознать. Но, как предполагается в одном еще не опубликованном исследовании, чем ближе люди подходят к порогу смерти, тем больше организм выделяет веществ, связанных со стрессом. У больных раком, а, возможно, и у других людей тоже, растут показатели воспалительных процессов. Есть вещества, уровень которых повышается, когда организм борется с инфекцией.

Вы предполагаете, что перед смертью может происходить также усиленное выделение эндорфинов. Но нам это еще не известно, потому что никто до этого не исследовал подобной возможности. В исследовании 2011 года, однако, было доказано, что у шести крыс в момент умирания в три раза повышался уровень серотонина, другого вещества, вырабатываемого мозгом, которое, как считается, связано с ощущением счастья. Мы не можем исключить, что и у людей происходит нечто подобное.

Технология для отслеживания уровней эндорфина и серотонина у людей действительно существует. Тем не менее, постоянно брать анализы, особенно образцы крови, в последние часы чьей-то жизни затруднительно в техническом отношении. К тому же, трудно было бы получить финансирование на проведение подобного исследования. В Соединенном королевстве на исследования рака в 2015-2016 годах было выделено 580 миллионов фунтов стерлингов, в то время как на исследования паллиативной медицины — менее двух миллионов фунтов стерлингов.
Не существует никаких доказательств, что обезболивающие препараты, такие как морфин, препятствуют выработке эндорфинов. Даже боль сама по себе не всегда обращает на себя внимание в момент умирания. Исходя из моих собственных наблюдений и обсуждений с коллегами, я полагаю, что, если боль не была проблемой для человека на более ранних этапах, то, она редко станет таковой в момент умирания. В целом создается впечатление, что в процессе умирания боль притупляется. Мы не знаем, почему это происходит — это может быть связано с эндорфинами. И опять же на эту тему не проводилось еще ни одного исследования.

Существует ряд процессов в мозге, помогающих нам справляться с мучительной болью. Именно поэтому солдаты на поле боя часто не чувствуют боли, когда их внимание сосредоточено на другом. В исследовании Айрин Трейси (Irene Tracy) из Оксфордского университета демонстрируется удивительная сила плацебо, убеждения и религиозной веры в преодолении боли. Полезна бывает и медитация.

Ощущение эйфории

Но что же может послужить причиной ощущения эйфории во время смерти, если не эндорфины и не какие-то иные нейромедиаторы? Замедление обменных процессов в организме оказывает воздействие на мозг. Возможно, то, как это происходит, каким-то образом влияет на то, что мы переживаем в момент смерти. Американский нейроанатом Джилл Болт-Тейлор (Jill Bolte-Taylor) описывала в ток-шоу TED, что она испытала эйфорию и даже «нирвану», находясь при смерти, когда ее левое полушарие, являющееся средоточием многочисленных рациональных способностей, например, речи, выключилось после инсульта.

Интересно, что даже несмотря на то, что повреждение Болт-Тейлор относилось к левой части мозга, повреждение правой части мозга также может усилить ваши ощущения приближенности к высшей силе.

На мой взгляд, есть вероятность, что ваш родственник пережил глубокий духовный опыт или осознание. Я знаю, что мой дед, умирая, поднял руку и палец, словно указывая на кого-то. Мой отец, набожный католик, считает, что дед увидел свою мать и мою бабушку. Он умер с улыбкой на лице, и это послужило глубоким утешением для моего отца.

Буддисты считают процесс умирания священным, веря, что момент смерти создает огромный потенциал для сознания. Они расценивают переход от существования к умиранию как наиболее важное событие жизни, как точку, когда вы переносите Карму из этой жизни в другие.

Это не означает, что религиозные люди в целом переживают более радостный опыт смерти. Я наблюдал крайнее состояние тревоги у священников и монахинь на смертном одре, возможно, их охватывало беспокойство об их моральном облике и страх осуждения.

В конце концов, каждый умирает по-своему — и невозможно предугадать, кто умрет с умиротворением. На мой взгляд, те, чью смерть я наблюдал, не ощутили выработки усиленного количества веществ, обеспечивающих хорошее самочувствие. Я вспоминаю более молодых людей в моем отделении, например, которым было трудно смириться с тем, что они умирают. У них были молодые семьи, и они так и не смирились в процессе умирания.

Из наблюдавшихся у меня пациентов экстатический опыт к концу жизни переживали те, кто каким-то образом радовался смерти и умиротворенно принимали ее неизбежность. Медицинская помощь в таких случаях может иметь важное значение: исследование больных раком легких, получавших паллиативное лечение на ранних этапах, показало, что они были более счастливы и прожили дольше.

Я помню одну женщину, которую кормили через капельницу. У нее был рак яичников, и она не могла есть. Люди, получающие питание подобным образом, сталкиваются с риском заражения серьезными инфекциями. После второго или третьего случая заражения угрожавшей ее жизни инфекцией, пациентка изменилась. От нее физически исходило ощущение умиротворения. Ей удалось ненадолго покидать больницу и ездить домой, и я до сих пор помню, как она говорила о красоте закатов. Эти люди всегда мне запоминаются, они всегда подталкивают к размышлению о собственной жизни.

В конце концов, нам очень мало известно о том, что происходит, когда кто-либо умирает. После 5000 лет изучения медицины мы можем рассказать вам, как люди умирают в случае утопления или сердечного приступа, но не знаем, как умирают от рака или воспаления легких. В крайнем случае, мы можем лишь описать этот процесс.

Мое исследование сосредоточено на попытках демистифицировать процесс умирания, понять биологическую его основу и разработать модели, предсказывающие последние недели и дни жизни. Со временем мы можем также перейти к исследованию роли эндорфинов в последние часы жизни и дать на ваш вопрос окончательный и полный ответ.

Возможно, что мы переживаем глубочайший опыт в смутных недрах пространства между жизнью и смертью. Но это не значит, что мы должны прекратить испытывать ярость из-за угасания света. Как говорил шведский дипломат Даг Хаммаршёльд (Dag Hammarskjöld): «Не ищите смерть. Она сама вас найдет. Ищите путь, превращающий смерть в достижение».

Шамус Койл

Перевод: ИноСМИ

За 9 месяцев 2019 года в Добринском районе зарегистрирован высокий уровень смертности трудоспособного населения — 677,4 на 100 тыс. человек (в 1,4 раза выше областного). За указанный период в районе умерло 88 человек в трудоспособном возрасте. Из них 71 мужчина и 17 женщин.

Эти тревожные цифры и стали поводом для совещания, которое провел глава Добринского муниципального района Сергей Москворецкий со службами, имеющими непосредственное отношение к проблеме народосбережения.

— Мы собрались, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию, — сказал С. Москворецкий, — и наметить первоочередные мероприятия по снижению смертности населения Добринского района.

СПРАВКА
– Население Добринского района — 33,4 тыс. человек. Из них мужчин 46,9%, женщин 53,1%.
– Население старше трудоспособного возраста — 30,1%.
– Убыль населения по сравнению с 2018 г. — 418 человек.
– Обеспеченность врачами на 1.01.2019 г. — 23,6 на 10 тыс. населения (дефицит — 5 врачей).

Так почему же уходят из жизни добринцы трудоспособного возраста?

— Каждый случай смерти этой категории населения тщательно изучается медиками, — рассказал главный врач ГУЗ «Добринская МРБ» Александр Дарьин. — Но, к сожалению, не все зависит от врачей.

Так, в структуре смертности населения трудоспособного возраста (24 человека) первое место занимают внешние (нерегулируемые) причины. Шесть взрослых и один ребенок погибли в ДТП (из них пятеро — на территории нашего района, тогда как за аналогичный период прошлого года таких случаев у нас не было совсем). От травм скончались шесть человек, столько же от асфиксии, трое утонули, двое умерли от отравления, один — от термического воздействия.

На втором месте в структуре смертности тех, кому еще бы жить и жить, занимают болезни сердечно-сосудистой системы (23 человека). Умирали от инфарктов, острого нарушения мозгового кровообращения, хронической сердечной недостаточности и т.д. И это не только те, кто был действительно серьезно болен. Чаще проблемы с сердцем и сосудами возникают у людей на фоне злоупотребления спиртными напитками. А это уже проблема не медицинского характера, а образа жизни.

На третьем месте среди причин смертности стоят злокачественные новообразования (15 человек). Из них впервые на учет были поставлены в 2017 году — 3 человека, в 2018-ом — 5, в 2019-ом — 7.

От болезней органов пищеварения умерло 6 человек, неуточненные причины — 5, болезни нервной системы — 3, болезни эндокринной системы — 2, болезни мочеполовой системы — 1.

ОБСЛЕДОВАТЬСЯ И ЛЕЧИТЬСЯ

Раннее выявление хронических заболеваний и злокачественных новообразований — залог того, что вовремя начатое лечение даст положительный результат. Но кто из нас поспешит в больницу при первых «звоночках», которые дает нам организм? Верно, единицы. Остальные спишут недомогание на усталость, примут обезболивающее и спокойно станут жить дальше. До тех пор, пока болезнь уже серьезно не заявит о себе.

СТРУКТУРА ВПЕРВЫЕ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ
(по итогам 9 месяцев 2019 года)
– Заболевания системы кровообращения — 36,8%
– Заболевания глаз — 23,2%
– Заболевания органов дыхания — 20%
– Заболевания мочеполовой системы — 14,8%
– Заболевания эндокринной системы — 3,9%
– Прочие заболевания — 1,1%

— Мы призываем всех добринцев регулярно проходить диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры, — говорит Александр Дарьин. — Во время таких обследований выявляются заболевания, о которых человек даже и не подозревал. К примеру, именно на профосмотрах за 9 месяцев текущего года было обнаружено 29 случаев рака. Все — с первой и второй стадией, то есть когда еще есть хорошие шансы на выздоровление.

Большая ответственность за здоровье людей лежит на работодателях, которые должны организовывать и оплачивать медицинские осмотры своих подчиненных. Что касается неработающих граждан и жителей отдаленных населенных пунктов, то здесь большая надежда возлагается на передвижной медицинский комплекс и автомобиль ЦЗН Усманского района для маломобильного населения. Но вот помочь организовать людей для осмотров, по-видимому, должны главы сельских поселений.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

Береги себя — говорим мы тем, кто нам дорог. И, действительно, кто, кроме нас самих, позаботится о собственном здоровье и безопасности? Быть внимательными и осторожными на дороге, на реке, в быту, присматривать за детьми и пожилыми родственниками, не злоупотреблять алкоголем — эти простые правила помогут избежать несчастных случаев, от которых согласно статистике погибали добринцы в этом году. Ну и, конечно, придерживаться здорового образа жизни.

Обратимся к результатам диспансеризации взрослого населения Добринского района по итогам 9 месяцев текущего года. Путем анкетирования добринским медикам удалось выявить наиболее распространенные факторы риска развития заболеваний:

  • избыточная масса тела у 45 чел. из 100
  • курят 19 чел. из 100
  • недостаток физической активности у 15 чел. из 100
  • повышенный уровень артериального давления у 14 чел. из 100
  • нерационально питаются 10 чел. из 100.

Теперь примерьте озвученные цифры к себе — что-то да совпадет. А значит, самое время заняться собой. Районная газета готова внести свою лепту в профилактику наиболее распространенных заболеваний современности. Мы планируем вместе с медиками подготовить для вас, уважаемые читатели, цикл материалов о том, как жить долго и здорово. Если вам есть что сказать по озвученной проблеме — звоните и пишите к нам в редакцию «ДВ».

Ольга ФРОЛОВА.

25. Смерть праведного и грешного

Один старец просил у Бога, чтоб допустил его увидеть, как умирают праведники. Вот явился к нему ангел и говорит: «ступай в такое-то село и увидишь, как умирают праведники». Пошел старец; приходит в село и просится в один дом ночевать. Хозяева ему отвечают: «мы бы рады пустить тебя, старичок, да родитель у нас болен, при смерти лежит». Больной услыхал эти речи и приказал детям впустить странника. Старец вошел в избу и расположился на ночлег. А больной созвал своих сыновей и снох, сделал им родительское наставление, дал свое последнее навеки нерушимое благословение и простился со всеми. И в ту же ночь пришла к нему Смерть с ангелами; вынули душу праведную, положили на золотую тарелку, запели: «Иже херувимы» и понесли в рай. Никто того не мог видеть; видел только один старец. Дождался он похорон праведника, отслужил панихиду и возвратился домой, благодаря Господа, что сподобил его видеть святую кончину.

После того просил старец у Бога, чтоб допустил его увидеть, как умирают грешники; и был ему глас свыше: «иди в такое-то село и увидишь, как умирают грешники». Старец пошел в то самое село и выпросился переночевать у трех братьев. Вот хозяева воротились с молотьбы в избу, и принялись всяк за свое дело, начали пустое болтать да песни петь; и невидимо им пришла Смерть с молотком в руках и ударила одного брата в голову. «Ой голова болит!.. ой смерть моя…» закричал он и тут же помер. Старец дождался похорон грешника и воротился домой, благодаря Господа, что сподобил его видеть смерть праведного и грешного. — (Записана в Саратовской губернии. Из собрания В. И. Даля).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *