Почему все плохо?

Мысли – источник страдания

Итак, нам плохо. Очень плохо. Каждая мысль о произошедшем вызывает ухудшение состояния… Обратите внимание – именно мысль. То есть наши мысли – источник наших страданий. Давайте разберемся с механизмом происходящего и, соответственно, найдем способы, что нам делать, чтобы состояние изменить.

Есть событие, которое по своей сути является нейтральным. Это факт. Объективный. Который существует вне зависимости от того, как мы к нему относимся, что делаем. А есть наша реакция на факт – горе, слезы, гнев, страдание и многое другое. Как они связаны? Что приводит от существующего объективно факта к нашим страданиям и переживаниям?

Между ними действительно существует «прокладка» – это наши мысли, которые возникли в ответ на наши убеждения. Давайте рассмотрим на примере. Факт – от женщины неожиданно ушел муж. Это событие, произошедшее в реальности. Что является следствием? Прежде всего, посмотрим, что происходит в голове у оставленной жены. Источник страданий – букет мыслей:

«Я осталась одна, и это ужасно. Одиночество ужасно. Я никому не нужна. Я не справлюсь самостоятельно с обеспечением себя и детей. Я буду бедствовать. Буду нищая, больная, старая, никому не нужная».

Слоев может быть много, но суть одна – в будущем не будет чего-то, что компенсировало мою внутреннюю неспособность самостоятельно выстроить полноценную собственную жизнь и жизнь моих детей. И это не оценка. Это констатация. И когда вы честно себе ответили и записали весь букет установок, который вы себе транслируете каждый раз, когда думаете о произошедшем, именно теперь у вас появляется шанс «съесть слона по кусочкам», разделить весь свой «букет» на отдельные «цветочки» и найти способы работы с этими убеждениями. И соотнести их с реальностью и понять – а действительно ли это так? Или это лишь мои страхи и слабость, которую я вполне в состоянии преодолеть? Это большая работа, но она того стоит.

«Съесть слона по кусочкам»

Итак, мы нашли те мысли, которые вызывают нашу реакцию на событие, на данный момент являющееся для нас травматичным.

Разберем, как с ними поступать, на примере терапевтического случая. Процесс может происходить с помощью психолога, а можно такую практику проделывать и самому. Это неприятно, сложно не сбежать в переживания, но вполне возможно при условии честного взаимодействия с собой.

Случай, описанный ранее: от женщины совершенно для нее неожиданно уходит муж. Событие: муж резко собрался и уехал, заявив, что они больше не семья. Какие мысли этот поступок вызвал у женщины? Очень важно, чтобы каждая мысль начиналась с «Я». Только в этом случае вы получаете возможность влияния на свои установки и их переформулирование. В упомянутом выше случае все свелось к трем утверждениям:

1. Раз он меня бросил, значит, я плохая (ужасная, отвратительная и т.д. Эпитетов может быть много, вычленяем суть);

2. Я не стою того, чтобы со мной жить, меня любить и хотеть;

3. Я никому не нужна и теперь всегда буду одинокой.

Первое, чего мы добиваемся, «вытаскивая» эти мысли на свет божий – мы получаем возможность с ними взаимодействовать. А это уже половина дела. Второе – мы получаем зримое подтверждение, что наши страдания завязаны не на ком-то, а на нас самих. Что мы что-то думаем про себя и свое будущее, как-то себя описываем, что-то для себя планируем. И ушедший муж имеет к нашим страданиям лишь опосредованное отношение. Подбор таких формулировок начинает возвращать бразды правления в наши руки.

Мы перестаем быть безмолвной жертвой обстоятельств, начинаем понимать, что от нас и наших действий в нашей жизни многое зависит. На самом деле, это очень непросто и зачастую болезненно. Ведь признавая свою активную роль, мы одновременно признаем, что в произошедшем есть наш немалый вклад. И для этого надо иметь мужество. Но у нас есть цель – справиться со своими страданиями и вернуться к устойчивому эмоциональному состоянию. Будем разбираться дальше, как этого достичь.

Если сразу не получается сделать Я-формулировки, записывайте все, что приходит в голову, но затем садитесь и каждое предложение переформулируйте до тех пор, пока не получите Я-формулировку.

«Он ушел, и мне теперь плохо». – «Мне плохо, потому что его нет рядом и не будет». – «Мне плохо, потому что я одна». – «Я боюсь одиночества сейчас и в будущем». – «Я никому не нужна, а те, кто никому не нужен, одиноки». – «Я не представляю собой никакой ценности, поэтому я никому не нужна и всегда буду одинокой (поэтому мне сейчас плохо)».

То есть мы выписали мысль, которая запускает реакцию и отделили от нее саму реакцию. И теперь можно поспорить с самой собой и найти аргументы, которые заставят наше убеждение видоизмениться. В следующей статье мы разберем пример такой работы в подробностях.

Хочу заметить, что иногда только это действие резко ослабляет остроту переживаний, поскольку мы начинаем понимать, что наши страдания вызваны не реальностью, а нашей собственной оценкой происходящего, а значит рычаги влияния в наших руках. И мы можем действовать. Действовать во имя себя, своего счастья и счастья своих близких.

Коронавирус SARS-CoV-2 продолжает уносить жизни повсюду в мире, в том числе в Германии. Однако в крупнейшей стране Евросоюза количество смертей остается на удивление низким. Как в относительных, так и в абсолютных величинах. Почему?

Показатели смертности в ФРГ и других странах Запада

Этот вопрос волнует многих жителей Италии и Испании, сравнивающих ход пандемии в своих странах и в ФРГ. Им задалась американская газета The New York Times, опубликовавшая на днях статью под заголовком «Немецкое исключение?». Его активно обсуждают в русскоязычных социальных сетях. Да и в самой Германии СМИ вновь и вновь пытаются объяснить очевидный феномен.

Гробы с телами умерших от COVID-19 в одной из церквей Бергамо

Действительно, на почти 111 000 официально зарегистрированных в Германии случаев заражения коронавирусом приходятся, по состоянию на 9 апреля, порядка 2200 смертей. Приблизительно столько же умерло, к примеру, в соседних Нидерландах и Бельгии. Только там численность населения составляет соответственно 17 и 11,5 миллиона человек, тогда как в ФРГ — 83 миллиона жителей.

В Италии на 140 000 официально инфицированных пришлось около 17 700 смертей, в Испании на 152 000 — 15 200, во Франции при 82 000 выявленных случаях заражения число летальных исходов приближается к 11 000. В самые последние дни в США за сутки стали умирать около 2000 человек — примерно столько же, сколько в Германии за все время эпидемии.

Резкий рост смертей скрывать невозможно

Чем же объяснить «немецкое исключение»? Можно, конечно, предположить, что правительство в Берлине целенаправленно занижает данные, в чем, к примеру, половина россиян подозревает собственные власти. Однако в демократических странах с сильной оппозицией, независимыми СМИ и активным гражданским обществом это — весьма бесперспективное занятие: подобные попытки довольно быстро стали бы достоянием гласности. Тем более в федеративном государстве, где, как в ФРГ, статистику ведут и публикуют региональные власти, а в центре ее лишь обобщают.

Военные грузовики на улицах Бергамо

Так что подобное объяснение сразу вынесем за скобки. Тем более, что легче занижать число инфицированных (а оно-то в ФРГ как раз одно из самых высоких в Европе), чем скрывать резкий рост смертей, особенно в эпоху социальных сетей. В Германии в любом случае не вывозят гробы на военных грузовиках, как в итальянском Бергамо, не сооружают перед больницами временных моргов, как в американском Нью-Йорке, и трупы уж точно не лежат на улицах, как в эквадорском Гуаякиле.

Обобщая многочисленные публикации в немецких СМИ, как более ранние, так и самые свежие, можно выделить три ключевых фактора, способствующих относительно низкой смертности из-за коронавируса в Германии. Это специфика распространения вируса, уровень немецкой системы здравоохранения и дисциплинированность населения.

Низкий средний возраст инфицированных в Германии

«Все началось как эпидемия среди горнолыжников». Именно так профессор Ханс-Георг Кройсслих (Hans-Georg Kräusslich), возглавляющий отдел вирусологии в клинике Гейдельбергского университета, объяснил The New York Times низкий средний возраст инфицированных в Германии. По данным Института имени Роберта Коха (RKI), координирующего в качестве государственного учреждения борьбу с эпидемией, в ФРГ абсолютному большинству заболевших COVID-19 (70 процентов) от 15 до 59 лет, средний возраст инфицированных — 49 лет.

Таким образом, специфика распространения вируса в Германии состоит в том, что на первом этапе, до принятия радикальных карантинных и ограничительных мер, его подхватили преимущественно молодежь и люди среднего возраста, обладающие, как правило, более сильным иммунитетом, чем пожилые. Среди них было много отпускников, которые инфицировались в барах и дискотеках на итальянских и особенно австрийских горнолыжных курортах, например, в популярном тусовочном Ишгле, а по возвращении заразили людей своего круга.

Еще двумя практически доказанными крупными рассадниками коронавируса в Германии стали большая карнавальная вечеринка в районе Хайнсберг на западе страны (в результате там заразились 15 процентов населения) и праздник пива в баварском городке Миттертайхе — опять-таки мероприятия, на которые пожилые и хронически больные люди обычно не ходят.

А в Италии, судя по всему, уже на ранней стадии не распознанные на тот момент носители вируса занесли его в больницы, где вскоре многие пациенты стали его жертвами. Когда в Германии в конце марта в доме престарелых в Вольфсбурге заразились сразу 72 постояльца и 17 умерли, Кристиан Дростен (Christian Drosten), директор Института вирусологии при берлинской клинике Шарите, расценил это как начало новой фазы эпидемии в стране, которая будет сопровождаться растущим числом летальных исходов. Такой прогноз подтвердил 9 апреля RKI.

Немецкая система здравоохранения оказалась готовой к COVID-19

Однако к концу марта в Германии уже в полную меру действовали карантин и режим самоизоляции, а немецкая система здравоохранения, и без того считающаяся одной из лучших в мире, успела прицельно подготовиться к борьбе с COVID-19. Больницы высвободили дополнительные койки для приема инфицированных, составили экстренные графики работы и дежурств врачей и медперсонала, по мере возможностей запаслись становившимися все более дефицитными масками, защитными костюмами и медикаментами.

А министерство здравоохранения ФРГ еще 12 марта заказало 10 000 аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) у немецкой компании Drägerwerk, которая более ста лет назад их изобрела. И это — в дополнение к уже имевшимся в Германии к началу эпидемии 25 000 аппаратам ИВЛ. Выполнение заказа идет сейчас полным ходом, так что, к примеру, больницы Берлина, располагавшие в начале марта 1100 аппаратами, теперь, по сообщению газеты Tagesspiegel, могут обеспечить вентиляцию легких уже 1600 пациентам. К концу апреля эта цифра должна вырасти до 1800, к лету до 2200.

Йенс Шпан

Поэтому есть надежда, что немецким врачам, в отличие от их коллег в других странах, не придется принимать труднейшее этическое решение, кого из пациентов подключать к дефицитным аппаратам ИВЛ, а кого фактически обрекать на смерть. Министр здравоохранения ФРГ Йенс Шпан (Jens Spahn) сообщил 9 апреля, что на данный момент по всей стране свободны 10 000 мест в отделениях интенсивной терапии.

О том, что в Германии имеются свободные мощности для спасения больных коронавирусом, свидетельствует и такие факты: немецкие клиники приняли на лечение почти 200 пациентов с COVID-19 из Франции, Италии и Нидерландов, а бундесвер, по данным Der Spiegel, предоставил партнеру по НАТО Великобритании 60 мобильных аппаратов ИВЛ.

Дисциплинированные немцы послушались своих лидеров

Практически во всех публикациях про причины низкой смертности в Германии от SARS-CoV-2 указывается на то, что в ФРГ население активно тестируют на вирус. Однако сами по себе тесты жизни не спасают. Они позволяют выявлять инфицированных, но шесть из семи заболевших COVID-19, сообщил 9 апреля министр Шпан, лечатся в Германии амбулаторно.

И тут решающее значение для предотвращения возможного смертельно опасного заражения представителей групп риска имеет то, насколько строго инфицированные соблюдают в домашних условиях карантин, иными словами — самоизолируются, и в какой мере им в этом помогают и от них этого требуют окружающие.

Ангела Меркель

Судя по всему, немцы в большинстве своем прислушались к канцлеру ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel), которая еще 18 марта в своем телеобращении к нации настоятельно просила всех максимально сократить социальные контакты: «Мы должны снизить риск заражения друг друга, насколько это возможно». С аналогичными призывами на какое-то время прекратить встречаться друг с другом, но особенно с пожилыми людьми, постоянно обращались к своим избирателям и многие другие немецкие политики.

Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), к примеру, нашел в своем обращении к согражданам такие слова: «Приходится отказываться от свиданий с родителями, дедушками и бабушками, от встреч с друзьями, от походов с ними в рестораны, от торжеств и даже просто от того, чтобы вместе посидеть на солнце после долгой зимы. Нам всем тяжело отказываться от этого, и мне тоже. Но только отказ предотвратит безвозвратную потерю того, что мы любим».

Все эти призывы, подкрепленные масштабными, но менее строгими, чем в некоторых других странах, карантинными мерами явно способствовали тому, что число безвозвратных потерь пока оказывается куда менее высоким, чем могло бы быть в условиях пандемии. Так что одним из объяснений низкой смертности от коронавируса в Германии следует считать именно сознательность и дисциплинированность ее жителей.

Что такое хороший человек? Вопрос на самом деле не праздный и очень запутанный.

На первый взгляд этот вопрос даже может показаться наивным и детским, но только не для тех взрослых людей, которые используют его в своих саморазрушительных психологических играх разума.

Периодически можно слышать «Я хороший человек» или «Он хороший человек». Возникает вполне закономерный вопрос, кто он? Кого можно назвать хорошим человеком?

Для начала, я немного полазил по интернет и собрал довольно много признаков, по которым аудитория относит человека к хорошему типу (будем называть это так).

Таким образом, у меня получилась вот такая подборочка:

Хороший человек, это:

• Добрый
• Надежный
• Нелицемерный
• Умный
• Порядочный
• Оригинальный
• Творящий добро (помогающий)
• Не делающий зла ближнему
• Честный

Вероятно, подразумевается, что важными атрибутами хорошего человека должны являться искренность и бескорыстность. То есть, хороший тип человека должен быть хорошим просто сам по себе — и не ожидать поощрений за то, что он хороший.

Так что же может быть под маской хорошего человека? Например, ощущение собственной ничтожности

В принципе, все понятно — в каждом обществе есть определенный набор качеств, поощряемых сложившейся моралью. В нашем светском обществе, он во многом сопрягается с библейскими заповедями. Думается, что корни растут именно оттуда. И это абсолютно нормально. Также понятно, что в другом обществе набор признаков хорошего человека может существенно отличаться. У людоедов, возможно, хороший человек — откушавший на ужин сердце свежеубитого врага.

Хороший человек в нашем обществе

По-видимому, само понятие хорошего человека должно существовать. Конечно, есть философская категория, с легкостью оспаривающая это положение — она звучит примерно так, что «нет ни хороших, ни плохих людей». Кроме того, многое зависит от конкретного человек, который представляет собой оценщика и его оценки могут разниться. Но несмотря ни на что понятие хорошего и плохого, добра и зла существуют в обществе. Они очень важны, поскольку помогают цементировать его, в то время как установка на их устранение лишает людей моральных ориентиров и служит целям развала общественных ценностей, подрывая саму основу общества и превращая его просто в толпу людей не способных к самоорганизации. То есть, это можно назвать деградацией, возврату к животному состоянию.

Все относительно

В принципе, хороший и плохой человек понятия действительно относительные. А есть еще и осознание этого. Человек, осознавший относительность этих категорий следующим своим шагом совершает выбор — присоединиться ли ему к этим категориям добровольно или же отречься от них. Отречься — значит жить по своим правилам. Принять — значит остаться в этой парадигме и быть, понимая.

Отречься даже при осознании довольно сложно. Эти ценности прививаются с детства и отмахнуться от них сложно. Проблема в том, что сейчас мы наблюдаем разрушение этих самых ценностей при полном бездействии государства и огромном количестве примеров лиц, подающих соответствующий образец поведения. В итоге, быть плохим «человеком» становится, как минимум, выгодно. В среднесрочной перспективе это, естественно вызывает зависть «хороших» людей, которым становится некомфортным в такой среде и они пытаются менять сторону.

Бытует мнение, что на хорошего человека сыплются все неприятности и несправедливости этого мира. Что ему тяжело жить и приходится много страдать. Тут уместно напомнить о том, что хороший человек является просто хорошим и не ищущем при этом дополнительных бонусов. И это совершенно не означает, что ему нет места в этом мире. Определенная гибкость в поведении помогает оставаться приверженным своим идеалам (при этом он действительно считает их таковыми) и быть успешным. Хороший тип человека не подразумевает костности, равно как вполне может быть адаптивным.

Хороший человек на приеме у психолога

Но есть чрезвычайно интересная с точки зрения психологии разновидность хорошего человека. А именно — человека, который считает себя хорошим. Не могу сказать, что в своей работе психолога я сталкиваюсь с ней постоянно, но редкостью это однозначно не является.

Когда я говорю про человека считающего себя хорошим, я имею в виду, что в соответствии со сформулированными критериями это далеко не всегда верно.

Самое интересное заключается в том, что значительная часть таких людей уверена, что должна иметь от этого определенные бонусы. Тут основных позиций две — агрессивная с возмущением, что таких бонусов нет и смиренная — что увы, нет.

«Я хороший человек, почему это происходит со мной?».

«Хорошие люди должны иметь все, а получается наоборот».

Вот примерно так это звучит. И это уже серьезная проблема для психики. С такой установкой чрезвычайно тяжело жить. Трагедия заключается обычно в том, что хорошесть в данном случае — это маска, которую чрезвычайно сложно скинуть. Можно ли ненавидеть своих родителей и быть хорошим? Можно ли быть хорошим и изменять жене? И еще миллион «Можно ли…».

Если скинуть маску, то все изменится. И ладно бы изменится, а то ведь изменится так, что мало не покажется. Фактически, человеку, будучи уже во взрослом возрасте, придется переустраивать свою картину мира заново и интегрироваться в нее каким-то образом. Иллюзия себя спадет и человек может очень жестко столкнуться с реальностью. Поэтому такие изменения надо проводить очень осторожно и постепенно. Психика может просто не выдержать (в зависимости от тяжести случая, конечно) и построить не менее дисфункциональную иллюзию. Например, прорвавшееся собственное всемогущество и вседозволенность, граничащее с психиатрическим случаем.

Периодически можно слышать «Я хороший человек» или «Он хороший человек». Возникает вполне закономерный вопрос, кто он?

А что под маской?

Так что же может быть под маской хорошего человека? Например, ощущение собственной ничтожности, не позволяющее человеку чего-то достигать в обществе.
Или, например, колоссальная тревога и неуверенность, связанная со стремлением быть значительным и что-то представлять в этом мире и по тем или иным причинам не способным реализоваться.

Это могут быть дисфункциональные установки, согласно которым надо быть хорошим для всех (как правило, идут от родителей — а у них, например, от страха за безопасность ребенка). То есть, человек осознает бесперспективность этой установки, но вырваться не может, потом пытается ее принять, но чтобы добиться некоей гармонии кроме как пути Матери Терезы, тут найти сложно. Если, конечно, не работать с психологом, да и то не быстро.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Skype:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения «взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Это может быть застарелый детский конфликт с родителями, когда ребенок был плохим и мать грозила ему пальчиком или отшлепал отец. На чувствительные натуры даже такое рядовое, казалось бы событие при неблагоприятном стечении обстоятельств может произвести неизгладимое впечатление.

Наконец, маска хорошего человека может вылиться в определенное количество дополнительных (вторичных) выгод, получаемых от этого статуса (вернее, они есть всегда). Точнее будет сказать маска не просто хорошего человека, а хорошего человека-страдальца. Например, можно себя жалеть и получать нездоровое удовольствие от этого, можно не развиваться, можно вызывать жалость других, можно даже пить водку и бездельничать. И, наконец, чрезвычайно удобно быть жертвой.

В общем, желаю вам быть хорошими или плохими, или средними, но со своим лицом.

  • Об авторе
  • Авторские материалы

Здравствуйте! Это блог по психологии, в котором значительное внимание уделяется темам психологического насилия — абьюза, нарциссизма, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам. Стоимость консультации психолога 3000 руб./час., очно (Москва, м. Марьина роща), или через Skype
О нас/Назначить встречуПоследние материалы: (Смотреть все)

  • Что такое токсичный стыд и почему нельзя смешивать его с чувством вины? — 14 сентября, 2020
  • Видео: принципиальные отличие абьюзера и не абьюзера? — 12 сентября, 2020
  • Шесть признаков скрытой враждебности (пассивной агрессии) — 3 сентября, 2020

Поделись:

Всё в мире имеет свою причину. В этом очень легко убедиться на примере простых ситуаций. Скажем — сунул руку в огонь, почувствовал боль. Почему почувствовал боль — потому что сунул руку в огонь. Есть причина и есть следствие. И точно так же, как есть причины у столь простых ситуаций, точно так же есть свои причины и у других, более сложных ситуаций. Есть свои причины у того, что один здоровый, а другой — больной, один богатый, а другой — бедный, один испытывает счастье, а другой — страдания и так далее. Просто причины этих ситуаций сильно растянуты во времени, их не так легко увидеть, поэтому нам часто кажется, что что-то происходит случайно или безосновательно.

Мы приходим в этот мир (рождаемся в текущем теле) в абсолютно разных условиях, с разными наклонностями, разными предрасположенностями и так далее. И вполне логично предположить, что это обусловлено неким прошлым состоянием. Некими накоплениями, произошедшими в прошлом. И тут мы подходим к понятию кармы.

Карма в переводе с санскрита означает «действие». И для кармы нет понятия «хорошо» или «плохо». Ты просто совершаешь действия, а потом, как следствие, испытываешь то же самое на себе. Наверняка все слышали поговорку «Что посеешь, то и пожнёшь» — она наилучшим образом отражает принцип действия кармы. Совершая что либо, мы сеем семена кармы и через какое-то время, рано или поздно, нам придётся пожинать плоды тех семян, которые мы посеяли. И будет странно ожидать плодов сладкого манго, если мы сажали одну лишь горькую редьку.

Но несмотря на размытость и относительность понятий «хорошо» и «плохо», у нас у всех есть стремление испытывать счастье и избегать страданий. Если упростить, мы все стремимся к приятным переживаниям. Любой из нас, предложи нам на выбор блаженство или боль, выберет первое. Какой из этого можно сделать вывод? Нужно очень внимательно подходить ко всем действиям, которые мы совершаем, будь то физические действия, либо действия на уровне речи, либо действия на уровне ума. Каждый раз стоит задавать себе вопрос: «А хочу ли я испытать это на себе, хочу ли я в будущем стать объектом того действия, которое совершаю?»

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой» — вот принцип, который поможет нам избежать большинства несчастий, которые на нас обрушиваются. Безумно простой, но применяем ли мы его на самом деле?

Чтобы глубже разобраться в вопросах кармы и причинно-следственных связей, мы можем обратиться к великим просветлённым учителям прошлого, которые оставили нам вполне конкретные инструкции по достижению счастья. Один из них, по имени Сиддхартха Готама, более известный как Будда Шакьямуни, живший более 2500 лет назад, преподал сутру о карме. В этой сутре он очень чётко описал, к каким последствиям в будущих жизнях приводят те или иные деяния в текущей жизни.

Вот 4 правила, которые Будда преподал в сутре о карме как неизменные в получении счастья и благополучия:

открыть изображение в полном размере

Все эти правила находятся вне религий и являются едиными для всех людей. Стоит обратить внимание на правило номер 4. Когда мы говорим «Будда», мы не имеем в виду исключительно Будду Шакьямуни. Слово Будда переводится как «пробудившийся, просветлённый» и это слово можно использовать в отношении любого просветлённого существа.

Поэтому, если для примера мы возьмём христианскую традицию, то вместо «Будда, Дхарма и Сангха» мы можем говорить «Иисус, Библия, монашеская община». И тогда правило номер 4 будет звучать так — «быть почтительным к Иисусу, Библии, монашеской общине». Точно так же можно поступать относительно других религий, просветлённых личностей и их учений.

Далее мы приводим текст самой Сутры о Карме.

Так я слышал. Однажды, на собрании присутствовало 1250 слушателей, почтенный Ананда, в благоговеянии сложил руки и трижды обошёл вокруг Будды, поклонился и спросил: «В существующий тёмный век, когда большая часть людей терпима к несправедливости, непочтительна к Учению Будды, не внимательна к родителям, безнравственна, несчастна и убога, среди них некоторые глухие, некоторые слепы, некоторые немы, некоторые безумны, некоторые не совершенны в других аспектах, и большинство людей приучены к убийству, как мы должны понимать таинственный и фундаментальный принцип или причину, которые привели к этой действительности и к какому следствию приведёт каждое дело в конечном счёте. Почитаемый В Мирах, не объяснит ли нам это?»

Почитаемый В Мирах затем ответил: «Слушай внимательно, я буду объяснять Закон Кармы. Из-за Кармических результатов, наследуемых из предыдущих жизней, некоторые люди слабы, некоторые богаты, некоторые счастливы и некоторые нищи. Есть четыре правила, неизменные в получении счастья и процветания для вашей следующей жизни. Это: быть внимательным к родителям; быть почтительным к Будде, Дхарме и Сангхе; воздержаться от убийства и освобождать живых существ; воздержаться от поедания мяса и быть щедрым».

Затем Будда продолжил Сутру о Карме.

«Судьба — составные кармические результаты прошлого. Вера и практика этой Сутры принесёт вам вечное процветание и счастье.

Знайте, что Закон Кармы объясняется следующим образом.

«To, что вы способны занимать пост в правительстве — следствие создания статуи Будды в предыдущих жизнях. Отливая (совершенную) статую Будды — создаешь своё (совершенное тело) и защищаешь Татхагату, защищаешь себя.

Общественный чиновник не достигнет больших успехов, если не будет следовать Учению Будды.

Помощь в строительстве мостов и дорог в вашей прошлой жизни, является причиной возникновения и существования различных транспортных средств, благодаря которым вы будете способны быстро преодолевать большие расстояния без усталости в ногах.

Подношение одежды монахам — станет причиной обладания множеством хорошей одежды в будущем или в вашей следующей жизни.

Подношение еды голодным — станет причиной обладания большого запаса еды в вашей следующей жизни.

Быть скупым и жадным по отношению к тем, кто нуждается — станет причиной сильного страдания от голода и холода из-за отсутствия еды и одежды в вашей следующей жизни.

Подношение в дар еды монастырям — станет причиной обладания просторного дома в вашей следующей жизни.

Участие в постройке храмов и жилых домов — станет причиной процветания и счастья в вашей следующей жизни.

Почитать и делать подношения на алтарь Будде цветов — станет причиной счастья и красоты в вашей следующей жизни.

Воздержание от принятия в пищу мяса и постоянная молитва к Будде — станет причиной обладания большим интеллектом в вашей следующей жизни.

Распространение Учения Будды — станет причиной обладания хорошей женой и сыном в вашей следующей жизни.

Украшение храмов флагами и балдахинами — станет причиной хорошего брака в вашей следующей жизни.

Сострадание и помощь тем, кто одинок и несчастен — станет причиной обладания хорошими родителями в вашей следующей жизни.

Быть птицеловом — станет причиной сиротства в вашей следующей жизни.

Освобождение птиц — станет причиной обладания множеством детей в вашей следующей жизни.

Уничтожение цветов — станет причиной не получения наследства в вашей следующей жизни.

Освобождение живых существ (от смерти) — станет причиной обладания долгой жизни в вашей следующей жизни.

Убийство живых существ — станет причиной обладания короткой жизни в вашей следующей жизни.

Похищение жены другого человека — станет причиной отсутствия жены в вашем следующем перевоплощении.

Неуважение мужа — станет причиной вдовства в вашей следующей жизни.

Быть неблагодарным — станет причиной попадания в рабство в вашей следующей жизни.

Наличие тайного любовника — станет причиной отсутствия супруга в вашей следующей жизни.

Искажение правды — станет причиной слепоты в вашей следующей жизни.

Намеренное задувание свеч на алтаре Будды — станет причиной обладания кривым ртом в вашей следующей жизни.

Ругать своих родителей — станет причиной рождения глухонемым в вашей следующей жизни.

Глумление над последователями Будды — станет причиной обладания горба в вашей следующей жизни.

Отрицание долгов — станет причиной рождения лошадью или волом в вашей следующей жизни.

Обман и причинение вреда другим — станет причиной рождения свиньей или собакой в вашей следующей жизни.

Подношение мяса монахам — станет причиной обладания множеством болезней в вашей следующей жизни.

Подношение лекарств и лечение больных и раненых — станет причиной обладания устойчивого здоровья в вашей следующей жизни.

Настойчивость в совершении зла — станет причиной заключения в вашей следующей жизни.

Засыпание нор змей и хранилищ мышей — станет причиной смерти от голода в вашем следующем воплощении.

Преднамеренное отравление реки или воды — станет причиной смерти от яда в вашей следующей жизни.

Обман и ложь — станет причиной одиночества и несчастья в вашей следующей жизни.

Неуважение к Дхарме — станет причиной постоянного голода в ваш следующий жизни.

Принятия в пищу мяса при молитве к Будде — станет причиной рвоты кровью в вашей следующей жизни.

Легкомысленное исполнение предписаний, данных Буддой, — станет причиной глухоты в вашей следующей жизни.

Подношение мяса на алтарь — станет причиной заболевания язвенными болезнями в вашей следующей жизни.

Обман при продаже благовоний — станет причиной обладания плохого запаха тела в вашей следующей жизни.

Охота на животных с верёвкой и сетью — станет причиной смерти через повешение в вашей следующей жизни.

Быть без причины завистливым и ревнивым — станет причиной одиночества или ухода супруги в вашей следующей жизни.

Махинации в торговых или деловых отношениях — станет причиной поражения молнией или сожжением огнём.

Иметь врагов — станет причиной ранения животными или змеями (которые были вашими врагами) в вашей следующей жизни.

Что бы вы не сделали, всё вернётся обратно к вам, всё что с вами случается — справедливое возмездие.

Не думайте, что карма ошибается. Вы будете жить, чтобы перенести следствия ваших дел, или в этой жизни или в следующей. Если вы сомневаетесь относительно достоинств практики буддизма, то вы можете видеть как счастливы последователи Будды.

Прошлая карма определяет вашу существующую судьбу. Существующая карма должна формировать вашу следующую жизнь. Кто бы ни клеветал на эту Сутру не будет перерожден снова как человек. Кто бы ни принял эту Сутру, станет свидетелем истины. Кто бы ни переписывает эту Сутру, будет процветать во всех жизнях. Кто бы ни хранил эту Сутру будет свободен от неудач. Кто бы ни проповедует эту Сутру станет очень интеллектуальным человеком в следующих жизнях. Кто бы ни декламирует эту Сутру, будет уважаться людьми в его следующий перевоплощениях. Кто бы ни распространяет эту Сутру, станет лидером человечества по воле всех людей в его следующей жизни.

Кто бы ни верил этой Сутре, не будет терпеть неудачу, и будет свидетелем вечного счастья.

Закон Кармы работает всегда, и плод хорошего дела придёт должным образом».

Рассказывая эту Сутру Ананде и другим последователям, Почитаемый В Мирах добавил: «Есть бесчисленные примеры Кармического Закона, но я упомянул только основные».

Затем Ананда сказал: «До конца существующей Тёмной эпохи, люди из жизни в жизнь накапливали бесчисленные преступления из-за их незнания кармических следствий, но благодаря Будде и этой Сутре, которую он дал нам, кто бы ни переписывал и читал, печатал и распространял эту Сутру, после молитвы к Будде, будет благословляться вечной удачей и прибудет в Чистую Землю Будды Амитабхи, бодхисаттвы Авалокитешвары и всех других Чистых Земель Будд».

После слов Ананда, все ученики и последователи Будды почувствовали радость от услышанного, поклонились с почтением, поклялись сохранить эту Сутру, и вернулись в свои обители.

«Если в прошлом вы совершили что-то дурное, причинили вред другим, то теперь вы пожинаете плоды этих поступков. Какие бы трудности не выпадали на вашу долю в нынешней жизни, любые проблемы, которые вам доставляют другие живые существа — всё это результат того, как вы в прошлом обращались с существами» — говорит нам Лама Сопа Ринпоче. И в виду этого, постоянно помня об этом, мы можем совершенно иначе взглянуть на всё, что происходит с нами в жизни. Каждая трудность, каждая «несправедливость», которые на нас обрушиваются — это возможность пережить свою неблагую карму и избавиться от неё.

И напротив, всё счастье, которое мы имеем — это результат тех добродетельных поступков, которые мы совершали в прошлом для других существ. Поэтому, если мы хотим становиться всё более и более счастливыми, всё более и более успешными и благополучными — критически важно как можно больше времени и сил уделять заботе о других, помощи другим, совершению добродетельных поступков.

Эти базовые принципы можно встретить не только в буддийских учениях. Возможно, для кого-то буддийское учение не будет близко, но и в христианстве мы можем найти очень похожие отсылки к закону кармы. «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» — говорится в Евангелие от Матфея. И там же, ещё более явно: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Поэтому друзья, пожалуйста, всегда помните о том, что у всякого события есть свои причины. Пожалуйста, всегда помните о том, что вы не можете в своей жизни переживать что-либо, чего ранее не создавали сами. Пожалуйста, помните о законе кармы, перечитывайте Сутру о законе кармы и распространяйте её среди других людей.

Будьте счастливы, друзья.

Материал подготовлен при участии Романа Нарейко и Саши Постовара.

Изображение с 4 правилами о счастье и процветании создано графическим дизайнером Дашей Посаженниковой.

Сутра о законе Кармы взята с сайта клуба oum.ru.

Как относятся к этому сами дети? Как в дальнейшем складывается взрослая жизнь детей из таких «полных» семей…

В адрес редакции поступило письмо, в котором Настя (имя изменено по просьбе героини) с ужасом вспоминает детство, рассказывает про свою нынешнюю жизнь и задаёт вопрос: как объяснить взрослым, что там, где сильный обижает слабого, нет семьи?

– Папа бил маму. Помню себя совсем маленькой, годика 3, ночью в детской кроватке я просыпалась от шума, доносившегося из соседней комнаты, и тогда уже знала: он бьёт маму. Бьёт, бьёт и бьёт. Я очень боялась, страшно чесалась, каждое утро видела, что мои наволочка и пелёнки испачканы кровью. Меня лечили от экземы. Это продолжалось всё детство. А мама молчала, тихо плакала, не жаловалась. Запрещено было кричать – обещал вовсе убить.

Когда я стала постарше, пыталась защитить маму – слышала шум в соседней комнате или тихие всхлипы и бежала на помощь, с разбегу открывала дверь, вставала между ними, сама попадала «под раздачу». Первое сотрясение мозга у меня было в 4 года. Я попала под горячую руку и влетела в стену, ударилась головой и описалась. Я очень хорошо помню всё. Он бил так, чтобы не оставалось следов, в основном по голове или пинал в живот ногами… И нельзя было плакать и жаловаться. Запрещено под страхом смерти.

Помню лето в пионерском лагере. Вечером мне вдруг стало очень плохо, я плакала, не могла понять, что случилось, и в то же время не могла остановиться. Мама не приехала на родительский день! По телефону сказала, что упала в ванной и сильно ударилась, я все поняла тогда. Ненавидела его. Не могла понять, почему мама живёт с ним. Ждала, когда же он умрёт. Да, об этом страшно говорить, но я желала смерти своему отцу… И он умер. Погиб в автомобильной аварии. Мне было 16. А мама плакала… убивалась долго. Года два. Долго. Я боялась, что потеряю её. Плакала ночами. Она говорила, что очень его любила, а я не могла понять, за что. И сейчас не понимаю. Мне 27 лет. Личная жизнь не складывается. Я хочу семью, хочу детей, но мне попадаются такие же идиоты. Впечатление, что все они одинаковые. Я боюсь мужчин и не верю им. Я не вижу смысла жить…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *