Подавленное состояние духа

Патологический аффект

Бурная эмоциональная реакция гнева или ярости, возникающая в ответ на ничтожные раздражители и сопровождающаяся агрессивными действиями на раздражитель. Патологический аффект протекает стремительно на фоне помраченного сознания по типу сумеречного, по выходе из которого отмечается полная амнезия пережитого. Это состояние может возникать при органических поражениях головного мозга, психопатиях, психогениях и некоторых других психических страданиях.

Эйфория

Патологически повышенное, неадекватное раздражителю сверхрадостное настроение, когда человеку абсолютно все нравится, жизнь при этом кажется сплошной цепью беззаботных радостей и беспечных удовольствий, все проблемы, даже глобальные, вполне разрешимы. Все окружающее видится как бы через розовые очки в абсолютно радужных тонах, при этом отмечается непробиваемый оптимизм, даже отрицательные, а порой трагические моменты окружающей жизни воспринимаются исключительно положительно, сверхрадостно. За счет постоянного гипероптимизма больной неадекватно оценивает свое объективно тяжелое состояние. Так, например, эйфория может появиться в терминальной стадии некоторых злокачественных опухолей. Эйфория встречается при очень многих психических и соматических заболеваниях.

Мория

Немотивированное повышенное настроение с дурашливостью, расторможенностью влечений, плоскими, пошлыми шутками. Поведение таких больных несколько напоминает гебефреническое возбуждение, хотя и отличается от последнего отсутствием парамимии, эхолалии, эхопраксии. Нередко мория сопровождается легкой степенью оглушенности — обнубиляцией. Мория чаще встречается в неврологической практике у больных с органическим поражением лобных долей (так называемая лобная психика).

Дистимия

Патологически пониженное, угнетенное настроение, возникающее без какой-либо причины. Больной смотрит на мир как бы через черные очки, окружающее воспринимается мрачным, бесперспективным, безысходно-пессимистическим. Больного ничто не радует, сама жизнь кажется ему лишенной всякого смысла, «кругами дантова ада». Нередко именно дистимия является основной причиной суицидальных мыслей, намерений и попыток.

Тревога

Тоска, проецируемая в будущее, сильное душевное волнение, беспокойство, обусловленное беспричинным ожиданием крупной неприятности, катастрофы, которая произойдет с больным или его самыми близкими родственниками. Тревога может быть ситуационно-обусловленной, связанной с конкретной, нередко преувеличенной жизненной ситуацией, и диффузной, так называемой свободно плавающей, не связанной с какими-то определенными фактами или событиями. Тревога обычно сопровождается выраженными вегетативными реакциями и часто двигательным возбуждением, она нередко тесно связана с депрессией и выступает в едином тревожно-депрессивном синдроме при многих психических и соматических расстройствах, особенно в инволюционном возрасте.

Дисфория

Немотивированное тоскливо-злобное настроение с активным недовольством окружающими или, реже, собой и выраженным экстрапунитивным поведением. Отмечается крайне высокая раздражительность и аффект злобы, которые и объясняют выраженные внезапные беспричинные вспышки разрушительных действий и агрессии к окружающим. Если агрессия по каким-то причинам не может реализоваться во вне, она направляется на себя, выражаясь в членовредительстве или суицидальных действиях. Дисфория чаще всего отмечается при эпилепсии, органических заболеваниях мозга, некоторых формах психопатий, сосудистых и атрофических процессах головного мозга.

Эмоциональная лабильность
(эмоциональная слабость, слабодушие)

Выраженная неустойчивость настроения: больной по незначительному поводу крайне легко переходит от плача к смеху и наоборот — от умиления к гневу. Он не может без слез читать сентиментальный роман, смотреть старые довоенные или военные фильмы. В течение дня эмоции многократно меняют свою полярность. Слабодушие является обязательным симптомом при сосудистых заболеваниях головного мозга, оно встречается также при органических заболеваниях головного мозга и астениях различного генеза.

Эмоциональная тупость (эмоциональное оскудение)

Постепенное обеднение тонких эмоциональных реакций, исчезновение эстетических, моральных, этических, интеллектуальных чувств. Больной теряет способность к сопереживанию, деликатность, проявляет грубую бесцеремонность, эмоциональную холодность, безразличие и безучастность к судьбе наиболее близких людей. Равнодушие не касается только низших эмоций, связанных с удовлетворением инстинктов, особенно пищевого. Такое эмоциональное нарушение типично, главным образом, для шизофрении.

Неадекватность эмоций

Несоответствие характера эмоций и вызвавшего их повода. Так, например, больной Ц. радостно засмеялся, когда ему сообщили о смерти единственного ребенка, добавив, что он достаточно молод и у него еще будет много детей. Тот же больной выразил бурный гнев по поводу замены его старых тапочек на новые. Неадекватность эмоциональных реакций особенно характерна для шизофрении.

Апатия

Выражается в отсутствии всяких желаний и полном безразличии к окружающим и к себе. Больные не только теряют интерес к событиям внешнего мира (не читают, не смотрят телепередач, не слушают радио), но и совершенно безразличны к своему собственному состоянию, они становятся неряшливыми, неопрятными. Сохраняя в целом способность мыслить, они фактически теряют способность действовать. Апатия характерна для шизофрении и некоторых органических поражениях головного мозга.

«Трезвитесь, бодрствуйте» (1 Пет. 5, 8)

Расплата за идеологию

В настоящее время все специалисты, занимающиеся аддиктивными расстройствами, полностью соглашаются со священнослужителями, которые всегда утверждали, что зависимости (алкоголизм, наркомания и пр.) являются следствием бездуховности. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви записано: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров… Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов».

Православная Церковь, понимая всю тяжесть проблемы и проявляя глубокое милосердие, оказывает страждущим алкогольной и наркотической зависимостями духовную поддержку. В 2004 году по благословению Владыки Тихона в Новосибирской Епархии был организован православный реабилитационный центр для людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостями. Руководит центром настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин. Сегодня центр состоит из нескольких мужских и одной женской общин, и о его деятельности знают во всей стране. В Александро-Невском соборе все эти годы регулярно проводятся молебны и духовные беседы как для самих зависимых, так и для созависимых, то есть их родственников, страдающих от пьянства любимых людей не меньше, а порой и больше.

Трезвое общество

Во многих епархиях сегодня создаются не только реабилитационные центры, но и православные общества трезвости. Такое общество по благословению правящего Архиерея было создано и в Новосибирской Епархии в феврале 2013 года. Руководителем Епархиального общества трезвости в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» был назначен клирик Александро-Невского собора иерей Димитрий Полинкевич.

«Однажды, – рассказал священник, – в наш собор обратились несколько человек, в свое время прошедших реабилитацию от наркомании в Епархиальном реабилитационном центре. Ребята перестали употреблять наркотики, однако нашли ему замену – алкоголь. Со временем они почувствовали, что стали зависимы от спиртных напитков, но самостоятельно отказаться от алкоголя у них не хватило сил. И тогда они предложили создать православное общество трезвости, члены которого оказывали бы друг другу братскую, а также молитвенную поддержку, вместе воцерковлялись».

Члены общества трезвости регулярно встречаются в соборе Александра Невского.

Такие встречи необходимы, и чем чаще они будут происходить, тем лучше, считает отец Димитрий. Не только потому, что они являются профилактикой срыва, но потому, что сиюминутное освобождение от страсти еще не говорит о том, что человек в настоящий момент здоров. Многие зависимые, отказавшись от спиртных напитков или любимого наркотика, хоть и не опьянены, но по своему поведению не кажутся здоровыми, трезвыми (целомудренными): замыкаются в себе, сторонятся людей, становятся эмоционально несдержанными, раздражительными. А встречи в храме, на которых люди откровенно делятся своим опытом борьбы со страстями, опытом трезвения, жизненными успехами после отказа от наркотиков и алкоголя, помогают им справиться с плохим настроением, пробуждают в них живой интерес к трезвой жизни.

Сегодня возглавляемое отцом Димитрием общество трезвости состоит из двадцати наиболее активных членов, которые еженедельно собираются в соборе для общения друг с другом. Это костяк общества. Однако помимо этих людей на собрания приходят их родные, близкие, друзья, знакомые, знакомые знакомых – все те, кого так или иначе коснулась проблема зависимостей, или кого просто привлекает трезвость как образ жизни, как важная часть православного мировоззрения, способствующего спасению души.

Словом, сюда принимают всех желающих, независимо от того, злоупотреблял ли кто-нибудь из них алкоголем или же употреблял наркотические средства.

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», — напоминает отец Димитрий слова Апостола (1 Петр. 5, 8). Это предостережение относится ко всем людям, потому что на самом деле пагубных зависимостей не счесть, и впасть в любую из них легко, если человек проявляет духовную беспечность.

Кто-то, попав на собрание однажды, потом приходит сюда снова и снова, не пропуская ни одной встречи. Кто-то ходит с некоторой периодичностью. Но совершенно очевидно, что для любого человека, проявившего искренний интерес к православной трезвости, даже одна встреча с православными трезвенниками (людьми, кстати, яркими, неординарными, целеустремленными, жизнерадостными) не будет напрасной.

Обет трезвости – это молитвенное прошение

Желательным этапом членства в обществе является обет трезвости. Это отнюдь не новшество в православии, замечает священник Димитрий Полинкевич. О православной трезвости и православном обете трезвости говорил известный российский педагог и ученый Сергей Александрович Рачинский (1833-1902). Он сам и многие учащиеся организованной им народной школы, не имея проблем с алкоголем, тем не менее принимали в церкви обет трезвости на год, а по истечении этого времени обет обновляли, причем каждый год желающих дать такой обет становилось все больше. Эти люди являли собой пример православной трезвости, то есть духовного и физического трезвения ради спасения человеческих душ и собственной души в том числе.

Еще один пример подвижника православной трезвости – священник Александр Рождественский (1972-1905), основатель знаменитого Александро-Невского общества трезвости при Воскресенском храме в Санкт-Петербурге. После каждой литургии, которую служил отец Александр, десятки людей принимали обет трезвости – кто-то на три месяца, кто-то на год. Кстати, никто и никогда не видел, чтобы отец Александр даже в юношестве и даже на праздник хотя бы пригубил вино.

«Ну а как можно проповедовать трезвый образ жизни, не являясь примером для людей, желающих освободиться от зависимости, призывать к трезвости, когда сам не трезвишься?», – вопрошает руководитель общества трезвости в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». У самого отца Димитрия отношение к алкоголю всегда было нейтральным. Но когда он начал работать со страждущими от винопития и наркомании, а также с их родственниками, то решил вообще отказаться от алкоголя.

Рассуждая об обете трезвости, священник Димитрий Полинкевич поясняет: «Я понимаю обет трезвости как обещание Господу отвергнуть винопитие. Одновременно это и испрошение у Бога помощи в том, чтобы жить трезво. Здесь имеется в виду не только физическая, но и духовная трезвость. А жить духовно трезво – это значит жить во Христе, в согласии с верой и учением Православной Церкви. Поэтому обет трезвости – это не клятва, тем более что и Господь говорит «не клянитесь». Это молитвенное прошение».

Чтобы дать обет трезвости, человек должен по крайней мере несколько месяцев воздерживаться от алкогольных напитков или наркотических веществ. Хорошо, если кто-то из членов общества засвидетельствует его готовность взять на себя обязательство жить трезво.

Человек дает обещание перед крестом и Евангелием при всех членах общества трезвости, а затем подписывает обетную грамоту, которая остается у него как напоминание данного им обета Богу. Случается, что обет трезвости дают и его родные, например, супруга, которая не страдает от зависимости, но этот ее шаг является для страдающего зависимостью от алкоголя или наркотика существенной поддержкой.

«Существуют многочисленные свидетельства людей, давших обет, что Господь не оставляет их без помощи, помогает, укрепляет настолько, что обет не становиться обременительным – напротив, человек исполняется духовной радостью, с которой не хочется расставаться, обретая целостность, осмысленность и душевный мир в полноценной, трезвой жизни», – говорит священник.

Дмитрий Кокоулин

Поделиться публикацией:

Когда каждый день похож на предыдущий, сложно не впасть в депрессию. Постоянная загруженность, монотонность будней, недосыпы и стресс часто становятся причиной морального истощения. Быть трудоголиком – хорошо, но не когда это приводит к желанию все бросить и отстраниться от мира.

Моральное истощение – одно из самых опасных состояний, способных привести к апатии и глубокой депрессии. Очень важно вовремя распознать признаки недуга и начать лечение. Мы разобрались в этом вопросе специально для тебя.

Читай также: 9 диснеевских принцесс в ожидании малыша: как бы это могло выглядеть

Признаки морального истощения

Моральное выгорание часто сопроваждается синдромом хронической усталости. Это опасное состояние, в ходе которого пропадает интерес к работе, окружающей среде и жизни в целом. Порой люди не замечают симптомы недуга.

Проблемы со сном

Сбой в нервной системе происходит, когда начинаются проблемы со сном. Постоянные недосыпы приводят к физической усталости и плохому настроению. Время от времени ты начинаешь плохо засыпать — долго вертишься или просыпаешься от кошмаров, а потом не можешь уснуть. Все это негативно сказывается на психологическом состоянии.

Постоянная усталость

Моральное истощение чаще всего сопровождается снижением энергии и работоспособности. Тебе будто не хватает сил, ты чувствуешь слабость и усталость, причем больше моральную, а не физическую. На последних порах выгорания возникает полная физическая и психологическая усталость, вследствие которой вообще не хочется ничего делать.

Читай также: Самокритика: как понять, что ты слишком часто себя пинаешь

Пропадает аппетит

Еще один ключевой признак моральной усталости. В ходе занятости или, наоборот, проблем в работе, личной жизни, стрессов у человека буквально пропадает тяга к еде. Сначала ты не успеваешь вовремя поесть, потом забываешь, а затем и вовсе прекращаешь ощущать голод.

Иногда возникает и обратный эффект – отсутствие радости и перемен в жизни вызывают желание компенсировать это в еде. Ты просто начинаешь заедать проблемы или плохое настроение.

Читай также: Готовим за 30 минут: быстрые рецепты для тех, у кого нет времени

Проблемы с памятью и концентрацией

Ты начинаешь резко забывать какие-то мелкие детали, не можешь сосредоточиться на выполнении задач, плохо усваиваешь новую информацию. В результате появляются чувства безысходности и глупости, которые влияют на твою продуктивность.

Эмоциональность на нуле

При хронической усталости и моральном истощении буквально пропадает тяга к жизни. Ты перестаешь чувствовать радость и прилив позитива от тех вещей, которые делала раньше. Тебя больше не волнуют любимые занятия, все кажется серым и унылым, появляется наплевательское отношение ко всему происходящему вокруг. Чувствуешь себя, будто выжатый лимон.

Панические атаки

Кажется, будто все хорошо и спокойно. Однако в один момент возникает ощущение страха, повышенной тревожности, в результате которых на тебя постепенно накатывает волна паники. И так происходит все чаще и чаще.

Депрессия

Моральное истощение – это не просто усталость от повседневной рутины, а настоящий предвестник глубокой депрессии. Грусть, безнадежность, чувство вины – все эти чувства говорят о психическом расстройстве, которое способно даже сопровождаться мыслями о суициде. В такой ситуации следует срочно обращаться за помощью к специалисту.

Как справиться с моральным истощением

Конечно, из любой ситуации есть выход и даже моральное истощение можно преодолеть. Во-первых, все признаки стоит воспринимать как тревожный звоночек, а во-вторых — тебе срочно нужно сделать паузу и отдохнуть.

  • Чтобы избавиться от недуга и снова ощутить вкус жизни, сделай тайм-аут. Например, возьми отпуск и отправься на день-два в другой город.
  • Навести родственников или друзей, посмотри, как живут другие. Это вдохновит на перемены в жизни.
  • Постарайся чаще развлекаться, чтобы будни не превращались в рутину. К примеру, можно после работы сходить с подругой или коллегой на кофе и хорошенько поболтать о жизни.
  • Расслабиться и избавиться от эмоционально напряжения также помогает массаж. Так что попробуй эту процедуру для восстановления сил и энергии.

Важно: от морального истощения можно избавиться лишь, когда человек этого сам хочет. Не доводи себя до печальных последствий, следи за своим душевным состоянием и старайся чаще отдыхать.

Больше интересного ищи на сайте «Лиза».

Читай также: Без этого не станешь Женщиной! Психолог про сказки, отношения и инициацию

Примеры употребления слова уныние в литературе.

Судя по рукописям, датируемым началом Альбигойской войны, очень многие катары пополнили ряды тамплиеров, чем привели в уныние крестоносцев Симона де Монфора.

А задумался ли ты хоть раз над тем, что же я, старый гончар Арык Уныния, которого все привыкли называть просто Арун, что же я получал от тебя взамен своих слов?

Петроний, который прежде думал, что в этом строгом доме царит вечное уныние, и потому никогда здесь не бывал, осматривался с известным удивлением и даже недоумением — атрий производил впечатление скорее радостное.

И надобно же, чтоб всякая площадь оглашалась их речами, чтоб на всяком пиршестве наводили скуку пустословие и безвкусие, чтоб всякий праздник делался непраздничным и полным уныния, а при всяком сетовании искали утешения в большем зле — в предложении вопросов, чтоб во всяком женском тереме — этом убежище простодушия — нарушалось спокойствие и поспешностью в слове похищался цвет стыдливости!

В продолжении ужина Вудроу становился более оживленным, в то время как Бойс по контрасту приходил в уныние.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *