Подлинное счастье

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Ну можно ли представить мир без шуток?!
Да он без шуток был бы просто жуток!..
Когда на сердце холод, страх и тьма –
Лишь юмор не дает сойти с ума!..

Будь ты король или простой землепашец, ты будешь по-настоящему счастлив лишь тогда, когда в твоем доме будут мир и покой.

Человек может все. Только ему обычно мешают лень, страх и низкая самооценка.

Там, где встречаются двое, там на самом деле встречаются шестеро: каким каждый себя представляет, каким его видит другой и какой он на самом деле.

Мы всегда ждем знаков от Вселенной, но, на самом деле, видим лишь то, что хотим видеть и тогда, когда действительно к этому готовы.

Ревность — та же подагра: если этот недуг в крови, никогда нельзя быть уверенным, что он не разразится вдруг, и часто это случается по ничтожнейшим поводам, когда меньше всего этого ожидаешь.

Современный человек думает, что он теряет время, когда не действует быстро, однако он не знает, что делать с выигранным временем, кроме как убить его!

Человек думает, что потребляет он, а на самом деле огонь потребления сжигает его, давая ему скромные радости.

Человек, который на самом деле тебя любит, никогда тебя не отпустит. И неважно, насколько тяжелая ситуация.

Это только кажется, что такие минуты не важны. А на самом деле на них всё и держится.

Наверное, каждый человек стремится к счастью, по крайней мере вольно или невольно мечтает о нем. Кто-то бьется над вопросом: а что же такое счастье, где его искать и как его достичь? А что делать, если то, что представлялось некогда счастьем, оказывается химерой? Или сам по себе поиск счастья – неосуществимая фантазия?

Когда «хорошо» – это еще не счастье

Действительно, к счастью все стремятся, но представление о том, что это такое, у разных людей очень и очень разное. И порой это представление носит характер утилитарный: я счастлив, когда мне хорошо. А способов достижения этого состояния «хорошо» существует огромное множество. Почему современный человек настолько оказывается подверженным всевозможным зависимостям, в том числе и от различных веществ и от различных состояний? Потому что счастье порою сегодня переживается и мыслится на некоем гормональном, условно говоря, уровне. Выделяется определенное количество гормонов, которые дают человеку ощущение счастья, – и он считает, что счастлив. Но это длится иногда день, иногда час, иногда какие-то мгновения. И, безусловно, очень сложно назвать счастьем то, что является следствием раздражения каких-то определенных нервных центров и исчезает, как только это раздражение прекращается.
Если переносить все это на почву разговора о взаимоотношениях между людьми, то и здесь зачастую мы видим стремление к тому счастью, которое достигается только на какой-то краткий период за счет удовольствия от общения. Причем это удовольствие может быть от интеллектуального общения, что реже; может быть от общения душевного, психологического, а может быть удовольствие от тех отношений, которые, наверное, не имеет смысла обсуждать подробно. Но всё это очень быстро исчезает и очень быстро разрушается, поскольку не имеет глубинной основы, поскольку во всём этом нет самого главного – нет того смысла, который бы всё это пронизывал и собою наполнял.

Здесь можно вспомнить известную полемику между Виктором Франклом и Зигмундом Фрейдом. Фрейд, собственно говоря, утверждал, что базовой потребностью человека является даже не счастье, а наслаждение. А Франкл говорил о том, что эта идея совершенно несостоятельна, потому что, если человек ставит перед собой задачу достигнуть состояния, когда он испытывает наслаждение, он никогда его испытывать не будет. Почему? Потому что наслаждение, по Франклу, – это побочный эффект. То есть человек живет той жизнью, которой жить должно, жизнью полноценной, которая соответствует глубинному смыслу, лежащему в ее основе, – и вот тогда он себя чувствует счастливым. Не потому, что он к счастью стремится, во что бы то ни стало хочет его пережить и испытать. И это на самом деле с точки зрения психологии, с точки зрения даже неврологии, наверное, можно объяснить. Ведь человек, когда испытывает счастье, всецело расслаблен. А когда он напрягается, то не может быть счастливым. А когда человек напряжен ради того, чтобы достичь расслабления, он будет каждый раз переживать какие-то суррогатные состояния. И ему для этого понадобятся наркотики, алкоголь, легкие необременительные отношения и прочее и прочее. Многие знают, что вначале ты подходишь с помощью того, что я сейчас перечислил, к некоему пику переживаний, которые тебе представляются счастьем, а потом наступает похмельный синдром или «ломка». Если речь идет об отношениях, то легкость и необременительность – лишь иллюзия, потому что это глубочайшим образом затрагивает не только душу человека, о которой он порой и не думает, но и его нервную систему, психику. К тому же, испытав то переживание, которое кажется счастьем, а потом перестав его испытывать, люди получают ломку, а иногда и похмелье, когда после состояния опьянения страстью наступает отрезвление, – и ты видишь себя совсем другим, ты оказываешься не в том месте, не в том положении, не с тем человеком и думаешь: «Да что же это?! Как я в такое состояние пришел?» И точно так же, когда человек пытается искусственным образом стать счастливым, потом он становится по-настоящему несчастным. Это всегда оказывается так, этого не избежать.

Если говорить о тех эмоциях, которые принято называть счастьем творчества, то вроде бы в обозначенную схему они не укладываются, однако согласиться с этим я могу лишь отчасти. Творчество и радость творчества бывают очень различными. Одно дело, когда человек является творцом в каком-то высшем смысле этого слова и его жизнь является обнаружением сокровенного в нем внутреннего богатства, полноты, когда для него совершенно естественно творить. А другое дело – когда человека его творчество опьяняет и становится для него своего рода наркотиком, когда человек испытывает удовольствие и ощущение, что он не зря живет лишь в те моменты, когда он что-то создает. И творит собственно для того, чтобы это вновь и вновь переживать. Есть поэты, художники, музыканты, которые ощущают себя в полном смысле людьми, только когда творят. А потом, когда наступает период того, что мы именуем творческим застоем, они впадают в депрессию, опускаются и даже могут покончить с собой. То есть творчество тоже бывает как здоровым и глубинным, так и совершенно больным и изломанным. Эти вещи, как мне кажется, нужно разделять.

Человек – существо, которое создано для благобытия. Не для несчастья, не для мучений, не для страданий. И естественно, что человек по своей природе всегда будет к счастью стремиться, даже чисто инстинктивно и интуитивно будет его искать. Но, не зная, в чем оно заключается, он, конечно, не будет его достигать и будет пытаться его чем-то подменить.

Жизнь как чудо

А что же есть счастье? Я думаю, что подлинное счастье – это состояние, которое человек обретает, поняв, что его жизнь – не стечение случайных обстоятельств, не что-то такое, что на него вдруг и неожиданно обрушилось, а какой-то совершенно удивительный великий дар; поняв, Кому он этим даром обязан. От этого рождается чувство ответственности за то, что тебе дано, и оно, как ни странно, не давит на человека, не угнетает его, не делает его жизнь тяжелой и безрадостной, а наполняет ее смыслом. Почему? Потому что тогда человек не просто так живет, а его жизнь становится постоянным общением с Тем, Кто является Источником этой жизни. И тогда для человека жизнь становится самым настоящим, самым подлинным чудом, он ее как чудо переживает. Да, есть люди, у которых в жизни всё серо, уныло и ничего не происходит такого, на что бы стоило обратить внимание. Человек просто умирает от этой жизни – для него жизнь становится причиной умирания. А другой человек живет так, как будто его жизнь – это что-то переливающееся всеми цветами радуги и каждый момент не похож на другой. Почему у второго так? Потому что в его жизни присутствует Господь и эта жизнь – его общее дело с Богом.
И в этой жизни могут присутствовать или отсутствовать какие-то компоненты, которые люди обычно считают (ошибочно, на мой взгляд) причинами или источниками счастья. Одни убеждены, что счастье заключается, например, в семейной жизни, а между тем мы видим огромное количество семейных людей, которые несчастны, и время от времени видим людей не семейных, но счастливых. Другие считают счастьем определенный карьерный результат, достижение определенного положения на том профессиональном поприще, которое человек для себя избрал. И при этом мы видим массу людей, успешных в высшей степени и абсолютно несчастливых, так и тех, кто ничего в карьерном плане не достиг, и при этом они счастливы. А все дело во взаимоотношениях с жизнью и с Тем, Кто ее дал. И, как ни странно, эти отношения могут носить не до конца осознанный характер. Порой в жизни людей нецерковных, которые не могут даже толком объяснить, верующие они или нет, присутствует какой-то свет. Потому что человек – это такое удивительное существо, которое не только на очевидном уровне может находиться в состоянии общения с Богом, но и до того, как это общение примет какие-то конкретные и знакомые нам формы, оно может происходить на глубине человеческого существа. То есть человек на какой-то глубине может делать особые вещи, которые являются вещами Божиими. А в чем ступор, почему он не может это довести до конца и понять, что всё то, что он делает, – это дело Божие и он с Богом живет? Почему не может сам себе в этом признаться? Трудно сказать. Но наша неверность не упраздняет верности Божией, и поэтому, когда человек живет так, Господь на это откликается и жизнь этого человека становится другой.
Ведь жизнь открывается по отношению к нам в зависимости от того, какие мы. Это легко понять на простом примере. В один день ты выходишь из дома, и тебе противно всё: и это не так, и то не так; ты сам себя отвратительно чувствуешь, и, что бы ни происходило, тебя это только утверждает в правильности такого мнения. А в другой день ты просыпаешься и благодаришь Бога – просто за то, что ты проснулся, и радуешься этому, и видишь всё в совершенно ином свете. Причина не в жизни – причина в тебе, потому что вот ты сейчас способен ее так увидеть. Преподобный Антоний Великий говорит, что каждый день надо заканчивать благодарением Бога и каждый день начинать с благодарения Бога. Даже если ты не понимаешь, за что благодарить, ты благодари – и вдруг придет понимание, за что. И это сразу все вокруг тебя меняет – и жизнь, и людей.

Счастье мы носим в себе самих

Мне как-то описали такую ситуацию: молодая женщина, глубоко верующая и всерьез идущая к Богу, очень хочет создать семью. И все «данные» у нее вроде бы для этого есть, но… не складывается. Она по этому поводу очень скорбит. И вот другая женщина, постарше, у которой на самом деле тоже не всё благополучно, потому что брак разрушен, любимый муж ушел к другой женщине, говорит первой такие слова: «Почему ты так переживаешь, что не складывается? Значит, Господь уготовал тебе что-то другое, значит, Он Сам будет тебе вместо того, о чем ты мечтаешь. Разве может что-то сравниться со сладостью пребывания в Боге? Чего же еще желать?!» Слова вроде бы правильные, точные, но утешения они не приносят, потому что в ответ молодая женщина укоряет собеседницу: «Как ты можешь мне это говорить?! Может, ты и познала это всё опытно, но у тебя был муж, у тебя есть дети – мы не равны! Разве ты можешь понять мою боль?!» И возникает закономерный вопрос: почему нам, христианам, оказывается недостаточно для счастья Христа? Ответ на него совершенно очевиден: значит, мы – не христиане. Нам это только мнится. Христианин – это, безусловно, тот человек, для которого Христос важнее всего. Преподобный авва Дорофей говорил, что потерпевшему лишение ради Бога Господь будет и вместо вещи, и вместо пищи, и вместо всего того, чего тот лишился. Но в каком случае? Только если ты Бога ищешь, если Он для тебя на первом месте.

Конечно, нельзя вот прямо сейчас каждому из нас от всего отказаться и сказать: пусть Христос будет мне вместо всего этого. Это будет безумие. Но когда это совершается поступательно и постепенно, человек начинает жаждой Христа наполняться и освобождать все больше и больше для Него места.

Женщину, о которой я упомянул выше, я не знаю хорошо, но, исходя из своего пастырского опыта, допускаю, что даже если она и создаст семью, то все равно не сможет быть счастливой. Скорее всего, она испытает чувство, похожее на счастье и эйфорию, но оно будет кратковременным, потому что она так и будет сравнивать себя с кем-то. Счастлив может быть лишь тот человек, который может быть счастливым вопреки всему. Счастье не есть следствие каких-то внешних обстоятельств и событий. Счастье как таковое – это то, что мы либо носим, либо не носим в себе самих, независимо ни от чего. Счастье коренится глубоко в самом человеке.

И, наверное, нужно задаться самым главным вопросом: почему внутри меня такая пустота? Почему я себе нарисовал какую-то идеальную картину, реализация которой должна сделать меня счастливым, а если это не реализуется, то я не буду счастливым? Это психология неудачника, психология жертвы. Когда человек себя загоняет в это состояние, он уже не может быть счастливым. В жизни у тебя нет то одного, то другого, то третьего, а когда есть всё, то это не гарантирует счастья. Вот почему порою человек, всего в жизни достигший, берет револьвер, крутит барабан и играет в русскую рулетку. Всё есть, а счастья нет – это самое страшное состояние.

Для кого-то средством преодоления пустоты и депрессии становится Бог, но, если человек рассматривает Бога лишь как средство, мало что хорошего получается. Да, выныривает человек из того страшного состояния, в котором находился, но дальше каких-то кардинальных перемен в его жизни не происходит. А многие люди просто заходят в тупик и ничего уже ни найти, ни обрести не могут, потому что для них Христос тоже не является, как они считают, наполнением той внутренней пустоты, которая зияет в них столь страшно и столь тотально.

Поэтому не стоит думать, что если ты пришел в Церковь, то сразу началась новая жизнь. Когда человек осмысленно, глубоко свою жизнь проживает, когда он находится в поиске, когда его жизнь – то самое творчество, о котором мы говорим, но не в музыке, скульптуре, живописи или литературе, а творчество самой жизни, когда человек самого себя с помощью Божией творит, когда он является как бы сотворцом самого себя, тогда и эта новая жизнь с приходом в Церковь для него становится возможна.

Стремиться к благобытию – греховно?

Бывают намного более страшные ситуации, чем та, о которой мы сейчас говорили: например болезнь или смерть детей, тяжелое заболевание, социальная неустроенность и прочие тяготы. И иногда по-человечески хочется какой-то обычной жизни с ее простыми радостями, с какими-то приятными хлопотами. Является ли само это желание греховным?

С одной стороны, оно совершенно естественное: ведь человек, повторюсь, создан для благобытия. Какие-то возникающие трудности нам удается преодолеть и к этому благобытию свою жизнь привести, а что-то оказывается нам не под силу. И тогда нужно не просто это принять, не просто с этим смириться и сказать: раз так – значит, так. Хотя и это дорогого стоит, когда ты можешь повторить за Иовом: «Господь дал – Господь взял». Но тут еще очень важно понять, что тебе это испытание дает, и обрести то сокровище, которое, безусловно, будет здесь сокрыто. Вот это самое важное.

Но зачастую в таком желании просто наслаждаться сиюминутным моментом и напрочь забыть о тяготах жизни, о болезнях и смерти кроется желание забыть в конечном итоге и о Боге. И так поступают очень и очень многие люди. На мой взгляд, это одна из самых страшных и самых роковых ошибок. Ну хотя бы потому, что забывай – не забывай о конечности жизни, она всё равно закончится, а если ты забыл о Боге, то твоя жизнь прошла совершенно напрасно и ты оказался к вечности не готов. Ты настолько пуст, настолько в себе ничего не имеешь, что нечему будет в вечности раскрыться. Дело даже не в том, что тебя за это накажут и ад как место мучения станет твоим уделом. Мы на самом деле не знаем, что такое ад, мы знаем, что ад – место пребывания тех, кто не имеет в себе достаточного для того, чтобы быть с Богом. И как человек проходит мимо Бога, как он не видит Его любви, как он на эту любовь не откликается – один из самых важных и самых страшных вопросов. Но вот именно нежелание человека откликаться становится залогом его ада здесь, на земле, и ада в вечности.

Страшным неразумием является забывать о конечности своего бытия еще и потому, что только лишь в перспективе вечности возможно прожить жизнь по-настоящему глубоко и всерьез. А иначе она скатывается до какого-то чисто животного уровня и, на мой взгляд, становится довольно плоской. Когда человек загоняет себя, созданного для вечности, в какое-то узенькое и маленькое пространство сегодняшнего дня, оказывается, что этот день себя очень быстро исчерпывает. Это касается и отношений между людьми. Подлинная любовь не ограничивается текущим моментом. Почему говорят: вот мы друг друга любили, а потом это куда-то делось? Потому что заземлилось, только в землю ушло – к Небу не обратилось и Небом не напиталось.

Счастье – это таинство

Меня однажды спросили: «Если любить Бога, то, наверное, ощущение счастья появится. А поскольку никто и ничто не сможет нас отлучить от любви Божией, значит, и счастье не кончится. Но как же научиться любить Бога?»

Дело в том, что наша любовь к Богу – в любом случае нечто вторичное, потому что мы вызваны к бытию любовью Божией к нам. Прежде бытия этого мира каждый из нас уже существовал в виде некоей идеи, неких, как говорит преподобный Максим Исповедник, логосов, творческого замысла. Это ведь какая-то совершенно потрясающая вещь: Господь вечен, неизменен – и значит, идея каждого человека в Боге присутствует первоначально. И это же означает, что каждого из нас Господь всегда любил. И когда человек об этой любви начинает помышлять, когда он углубляется в размышления об этой любви, в ее созерцание, то его сердце начинает оживать и откликаться. Так интересно устроен человеческий ум: всмотришься во что-то и постепенно по мере всматривания начинаешь в этом разбираться, постигаешь глубину, и в какой-то момент откликается сердце.

То же и с любовью Божией. Мы так устроены, что для нас любовь – это самое необходимое, и, когда мы вдруг ее обретаем, рождается ответное чувство. И очень важно уже после этого в себе ответное чувство не заглушить, дать ему в себе развиться. И тут действует поразительная вещь: чем больше ты откликаешься, тем больше ты чувствуешь эту любовь. Твоя любовь никогда не станет такой, как та, потому что та – неизмерима и безгранична. Но и твоя любовь может стремиться к этой безграничности, и она может возрастать. Вот это на самом деле и есть счастье. Вот это и есть то, что невозможно описать никакими словами, и это есть то, что является Царством Небесным.

Господь о Себе говорит, что Он есть путь, истина и жизнь, и хотя об этом в Евангелии не сказано, я решусь это произнести, и это не будет ошибкой: Господь есть счастье. И потому счастье – это тайна, счастье – это таинство.

Цель:

  • Формирование у детей способности быть удовлетворенными жизнью.
  • Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми.

Эпиграф к уроку: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно” (А,С. Макаренко)

Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, умеем ли мы быть счастливыми, почему важно быть счастливым и для себя, и для других, имеет ли счастливый человек проблемы и др.

– Ребята, что такое счастье, как вы думаете?
– Ваши высказывания очень разнообразны, вы каждый по-своему понимаете, что такое счастье.
– Есть ли общее определение счастья? (Дети отвечают.)

Вывод: каждый понимает счастье по-своему, у каждого «свое” счастье.

– Почему же быть счастливым полезно в первую очередь для себя самого? (дети отвечают.)

Счастье – это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым 100 и более лет. Что же так благотворно действует на людей? Ученые долго искали причину этого явления и пришли к выводу, что главное здесь – добросердечность, доброжелательное отношение к окружающим.

– Почему быть счастливым полезно и для окружающих людей? (дети отвечают.)
Счастливый человек продлевает жизнь тем, кто с ним контактирует. Он умеет доставлять счастье другому: сказать добрые слова, поблагодарить, попытаться рассмешить, чтобы поднять настроение. Счастливый бережет счастье другого, поэтому он деликатен. На такого человека приятно смотреть, с ним приятно общаться. Своим видом он говорит: «Я счастлив; я спокоен; я уверен в себе; я знаю, чего хочу; я люблю этот мир и желаю счастья людям…” .

«Живая скульптура” .(две группы детей)

Изобразите счастливого человека и несчастного.

– Опишите, как выглядит счастливый человек и несчастный: его одежду, внешний вид, выражение лица, (дети отвечают.)

Действительно, у счастливого открытое лицо, с улыбкой, с блеском в глазах, поза свободная, осанка уверенная. Он заботится о своей внешности, аккуратно и чисто одевается, украшает себя.

– Какие еще чувства соседствуют со счастьем? Правильно, спокойствие, удовольствие, восторг, надежда, доверие, удивление, удовлетворенность.

– А как выглядит несчастный человек? (Противоположная характеристика.)

– Означает ли это, что счастливый человек не испытывает отрицательных эмоций, никогда не раздражается, не переживает огорчений? (Дети отвечают.)

Вывод: быть счастливым не означает жить без проблем, быть свободным от несчастья. Это значит: считать их частью своей жизни и уметь переживать огорчения

Для того чтобы пережить огорчение, есть разные способы:

  • сделать дыхательную гимнастику;
  • послушать музыку;
  • посмотреть телевизор;
  • пообщаться с друзьями;
  • съесть что-нибудь вкусненькое;
  • выпить стакан воды, сока, чашку чая;
  • побоксировать подушку;
  • поплакать (но не демонстрировать это окружающим).

Выбери тот способ успокоения, который тебе больше всего подходит.

– Кстати, кто из вас даст совет, как перестать быть плаксой, если «плачется” слишком часто? (дети отвечают)

Я бы посоветовала: стараться меньше жалеть себя; укреплять нервную систему: закаляться, бегать, плавать.

Народ по этому поводу сложил пословицу: «Слезами горю не поможешь!”

На тему счастья и несчастья есть много пословиц. .

Вот некоторые из них. Объясните, как вы их понимаете:

  • Не родись красивым, а родись счастливым;
  • Бояться несчастья – и счастья не видать;
  • Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем.
  • Счастливым быть – никому не досадить;
  • Не бывать бы счастью, да несчастье помогло;

Ни радости без печали, ни печали без радости;

Вывод после обсуждения: как бы ни было плохо, в этом обязательно есть что-то хорошее. В неприятном тоже может быть скрыта радость, неудача может стать залогом достижения, несчастье обладает своей счастливой стороной.

Разбор ситуаций .

– Вспомните ситуации в вашей жизни, когда неудача стала причиной успеха. Переделайте фразы так, чтобы найти в неприятном тот момент, в который уже заложено счастье:

Вывод: привычка быть счастливым позволяет человеку в значительной степени освободиться от господства внешних обстоятельств; внешними обстоятельствами мы управляем сами.

– Счастлив тот человек, который не одинок, у которого есть друзья.

Стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей”.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друге, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!

Просмотр мультфильма «Сплетница” и беседа по его содержанию.

В исполнении ребят звучит песня «Ты да я, да мы с тобой”

Ты да я, да мы с тобой – 2 р.
Здорово когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля – 2 р.
Ты да я, да мы с тобой – 2 р.
Землю обойдем, потом махнем на Марс
Где-то у Оранжевой речки,
Там уже грустят человечки,
Оттого что слишком долго нету нас – 2 р.
Ты да я, да мы с тобой – 2 р.
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба все равно остается,
Дружба остается с нами навсегда – 2 р.

Упражнение «День, наполненный счастьем”.

Отыщите в сегодняшнем дне признаки счастья, которые вы проживали, но в суете дел, забот, может быть, не запомнили, а значит, не оценили (дети отвечают).

Вывод: мы умеем быть счастливыми, когда думаем не о том, чего хотим, а о том, что имеем; нам есть за что благодарить судьбу.

Послушайте старую восточную легенду. После того как боги сотворили Вселенную, Землю, звезды, Солнце; после того как они сотворили Природу – горы, моря, океаны, леса; после того как они сотворили Человека – они создали Счастье. Боги не хотели, чтобы Счастье досталось Человеку даром, без труда. Он должен был сам достичь, открыть его. Боги задумались, где же спрятать Счастье. Сначала они хотели спрятать его на вершине самой высокой горы, потом – в самом глубоком месте океана, затем на самой далекой звезде. Но все эти места казались им слишком доступными. И тогда они решили: «Спрячем Счастье в сердце человека, он станет искать его на земле и на небе, в лесах и в воде, даже не подозревая, что все время носит его с собой”.

– О чем говорится в этой легенде?

Вывод после обсуждения: счастье – это не какая-то несбыточная и далекая мечта; оно в нас самих, рядом с нами.

Шуточный тест «Скажи мне, кто…” – друзья из одного мультфильма «Винни-Пух”

Нужно выбирать не себя, а того, кто нам нравится (по крайней мере, в этот момент). Это значит, что нужно выбирать персонаж с приятными нам чертами характера. Таким образом, прочитав условные характеристики подобных персонажей, вы увидите, какие личностные свойства вам хотелось бы видеть в себе или ближайшем окружении. Помните известную народную мудрость: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты”? И самое главное! Не забудьте, что все это, в конце концов, только шутка.

ТИГРА

Это жизнерадостные, никогда не унывающие люди, которые с легкостью готовы поделиться с окружающими своим хорошим настроением. Из Тигров могут получиться отличные лидеры, своим напором они способны «сдвинуть с места гору”. Однако Тиграм часто не хватает усидчивости, внимания, что способно привести к неудачам в любом, даже самом интересном деле. При первых затруднениях они могут потерять интерес к работе и с энтузиазмом взяться за новую деятельность, которую также не доведут до конца.

Тигры могут быть успешны в спорте, творческих делах, а также политической деятельности (при наличии спокойного, рассудительного помощника).

КРОЛИК

Среди Кроликов много тех, кто не боится взять на себя ответственность и роль лидера в сложной ситуации. В отличие от лидера Тигры они талантливые менеджеры, организаторы. Кролики могут обладать разносторонними способностями, развитой эрудицией, однако они часто переоценивают свои возможности. Смело взяв на себя руководство делом, они не всегда могут довести его до конца.

Кролики могут быть успешны в банковском деле; из них получаются отличные юристы, а также топ-менеджеры.

ИА-ИА.

Люди типа Иа романтичны, тонко чувствуют красоту окружающего мира, но при этом не всегда понимают чувства других людей. Правда, последнее не мешает им быть отличными манипуляторами – Иа могут организовать ситуацию так, что другие люди будут выполнять их желания, даже не подозревая о том, что ими манипулируют.

Иа могут быть успешными в деятельности, где нет необходимости в постоянном контакте с другими людьми. Из них получаются хорошие программисты, дизайнеры, исследователи.

СОВА

Совы – настоящие интеллектуалы. Это люди, способные на основе анализа делать удивительно точные выводы. Они добры, не жадны, но несколько рассеянны. Вместе с тем Сов не стоит обижать: милая рассеянность не мешает при необходимости успешно постоять за себя.

Совы – хорошие преподаватели, юристы и врачи, а также работники профессий, требующих разносторонних знаний и умения анализировать.

ПЯТАЧОК

Пятачков, как правило, любят и принимают в любой компании. С ними легко, они внимательные слушатели, добрые и откровенные друзья. Однако Пятачки часто бывают несамостоятельными. Им становится трудно, если рядом нет лидера, которому Пятачки стараются подражать в одежде, поведении, словах.

Из Пятачков получаются хорошие заместители руководителей, специалисты в области средств массовой информации, торговом бизнесе.

ВИННИ-ПУХ

У Пуха развита аналитическая деятельность: он привык рассуждать над каждым новым явлением. Недостаток знаний компенсируется фантазиями, способностью мыслить абстрактными понятиями. Пух охотно принимает участие в различных спорах, причем не для того, чтобы блеснуть остроумием, а для установления истины.

Пухи могут хорошо учиться: некоторая склонность к лени, предпочтение умственного труда физическому заставляет их изобретательно находить нестандартные решения поставленных перед ними задач. Среди Пухов немало левшей.

Из Пухов нередко получаются успешные специалисты в самых различных сферах деятельности. Учитывая их способность мыслить абстрактно, они могут быть врачами и писателями, экономистами и предпринимателями.

Игра «Мы друзья”

– Давайте друзья, встанем в круг дружбы!
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им свою улыбку подари.
(Дети улыбаются друг другу).
Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
(Дети пожимают руку тому, кто справа)
Нет пословицы, ребята, верней,
Той, что гласит «Имей сто друзей”
Пусть растет и ширится Дружбы круг,
Чтобы рядом был верный друг.

Упражнение «Благодарность”

Чтобы приносить счастье другому, надо уметь высказывать людям свои теплые чувства, хотя бы раз в день кого-то благодарить. Скажите сейчас слова благодарности кому-нибудь по желанию (дети говорят).

Итог:

– Давайте теперь ответим на вопрос, поставленный в начале занятия. Продолжите фразу: «Я самый счастливый человек, потому…”
– Каждое утро начинайте с того, что подойдите к зеркалу, улыбнитесь и скажите: «Я самый счастливый человек!”.
– Мы поняли: счастье можно получить, когда даришь счастье не только самому себе, но и другому человеку, когда делаешь добрые дела.

Литература:

Почему Боги завидуют людям

В древнегреческих мифах Богам свойственно завидовать людям. Это не система, но такая линия там прослеживается. Наказывают тех, кто чересчур удачлив, силен, смел, красив и тд

В «Истории» Геродота говорится: «Боги не любят счастливых людей» . В древности люди точно знали, почему нельзя демонстрировать свою удачу и счастье. Нельзя, потому что это может вызвать зависть и гнев богов. Ведь боги считали, что счастье — это их, богов, привилегия, а дерзких людей, желавших того же, нужно наказывать, чтоб было неповадно.

Есть мнение, что это происки государства, которое одобрило эти мифы в свое время. То есть не стоит слишком выебывается, а если выебываешься, то знай, что наказание не избежно

В буддийских мифах говорится, что Боги живут довольно-таки беспечно. Но в их мире присутствует страх.

далее википедия

Понятие дэ’вы (боги) несколько отличается от принятого в римской или греческой мифологии. Боги не являются бессмертными, хотя существование в мире богов может длиться достаточно долго. Боги не являются всемогущими и как правило не являются творцами (демиургами), боги не решают проблемы жизни и смерти. Боги наслаждаются блаженством, в фольклоре описываются бесконечные балы, праздники и приёмы в небесных дворцах, музыка и красота, которой они окружены. Боги не лишены страдания, недостатком их мира является скука, пресыщенность и страх того, что их божественное пребывание кончится и им придётся вернуться в нижние миры.

Мир богов делят на богов сферы чувственного, богов сферы форм и богов сферы отсутствия форм (см. Три сферы), в каждой из этих сфер имеется много местопребываний, которые детально описаны.

Мир асуров — демонов, полубогов. Асуры стремятся к власти, борьбе, переделке мира, они наполнены энергией действия, они могут питаться ревностью и завистью. Это перерождение возникает у тех, кто имел добрые намерения, но действовал неправильно и приносил вред другим. Хотя иногда говорят, чтоасуры живут лучше чем люди, они несчастны, потому что они завидуют богам.

Асуров называют также титанами, завистливыми богами, антибогами, демонами, борющимися демонам

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *