Подсвечник еврейский семисвечник

МЕНОРА́ (מְנוֹרָה; буквально `светильник`), восходящее к Библии обозначение семиствольного светильника (семисвечника), одного из культовых атрибутов скинии, затем — Храма.

Изготовление меноры (как и всей священной утвари в скинии, а также ее устройство) было предписано Богом Моисею на горе Синай (Исх. 25:9). Согласно Библии (Исх. 25:31–40; 37:17–24), менора была выкована цельной из таланта (вероятно, около 30 кг) золота и состояла из центрального ствола с основанием (согласно Талмуду, Мен. 28б, — в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте меноры в 18 ладоней, то есть около 1,5 м; Раши в комментарии к Исх. 25:31 утверждает, что ножек было три) и шести отходящих от ствола ветвей (по три справа и слева). Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» (гви‘им), состоявшими из скульптурных изображений завязи миндалевидного плода и цветка, а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съемными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки (нерот). В скинии менора помещалась в святилище перед южным краем завесы (парохет), скрывавшей от глаз Святая Святых (см. Храм. Архитектура Первого храма), симметрично столу предложения (шулхан ха-паним; Чис. 4:7), стоявшему перед северным краем завесы (Исх. 26:35; 40:24). Первосвященник зажигал менору в сумерки и очищал ее горелки утром (Исх. 30:7–8), она горела всю ночь (ср. Сам. 3:3), и в книге Исход (27:20; также Лев. 24:2–4) ее пламя названо нер тамид (буквально `постоянный светильник`).

Семисвечники обнаружены и при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом — в слоях, относящихся к периодам средней и поздней бронзы, то есть к 18–15 вв. до н. э.; в лежащих выше слоях такие находки редки). Но это лишь глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо плошки с семью чашечками. Изредка эти светильники имеют ножки.

В Храме, построенном Соломоном (10 в. до н. э.), было десять нарядно отделанных золотых менорот — пять вдоль северной и пять вдоль южной стен зала (хехал; II Хр. 4:7, ср. I Ц. 7:49–50), а также серебряные (I Хр. 28:15), но Библия их описания не дает. Меноры упомянуты в составе храмовой утвари, захваченной вавилонянами при втором взятии Иерусалима (Иер. 52:19), но не значатся в перечне предметов из Храма, возвращенных в Иерусалим при Кире (Эз. 1:7–11). В II Ц. 4:10 светильник в доме простого горожанина также назван менора. Из этого можно заключить, что в тот период менорой назывался любой светильник, и лишь позднее (судя по всему — в конце эпохи Второго храма; см. Храм. Второй Иерусалимский храм) этому слову вернули специфический смысл как обозначения храмового семисвечника.

Золотая менора Второго храма была захвачена вместе с остальной храмовой утварью Антиохом IV Эпифаном в 169 г. до н. э. (I Макк. 1:21) и отправлена в Сирию. В 164–163 гг. до н. э. Иехуда Маккавей, очистив Храм, обновил всю его утварь (I Макк. 4:49–50). Источник не уточняет, из чего она изготовлялась, и мудрецы Талмуда, не знавшие, сколь богат был Иерусалим эллинистической эпохи, полагали, что первоначально новая утварь была железной, а «когда же они стали богаче — из золота» (Ав. Зар. 43б). Иосиф Флавий свидетельствовал, что новая менора была золотой (Древ. 12:318) и что три из ее семи лампад горели также и днем (там же, 3:199). Он же писал, что эта менора, захваченная римлянами при взятии Иерусалима Титом в 70 г. н. э., была отправлена вместе с другими трофеями в Рим, где император Веспасиан их поместил в построенный им храм Мира (Война, 7:158–162). Существует версия, что менора была из Рима перевезена во дворец византийских императоров и уничтожена в 1204 г. во время 4-го крестового похода.

Древнейшие изображения меноры имеются на очень малых по размеру монетах хасмонейского царя Антигона II (37 г. до н. э.), на фрагменте штукатурки (20×12,5 см), обнаруженном при раскопках в Иерусалиме так называемого Верхнего города времен Ирода I (37–4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало 1 в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30–31 гг. н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70–130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г. н. э.). Изображения разнятся в деталях, однако все они четко фиксируют три основные части меноры — ствол, шесть ветвей и основание. Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги римско-византийского периода (3–6 вв.) в Эйн-Геди.

Начиная со 2 в. распространяется обычай, особенно в диаспоре, украшать изображениями меноры стены гробниц, саркофаги и т. п., а в Эрец-Исраэль — вводить их в декор синагог и в их оснащение. В противовес кресту как символу христианства менора становится символом иудаизма. Римские катакомбы (конец 2–4 вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры. В некрополе Бет-Ше‘арима (2–4 вв.), где были захоронены также евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Живя в христианском окружении, эти евреи, видимо, в большей мере ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Предполагают, что меноре придавалось также и мессианское значение и она символизировала веру в будущий приход Мессии. Мистическое значение приписывали меноре каббалисты (см. Каббала). Изображения меноры нередки, например, на стеклянных сосудах, печатках, камеях и т. п. Причем, как и в декоре синагог, на предметах, изготовленных в Эрец-Исраэль, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры — лулав и этрог. На относительно ранних изображениях ветви меноры завершают «бокальчики» (либо на одном уровне, либо образуя дуговую линию), на более поздних — ветви заканчиваются на одном уровне и их соединяет поперечная планка для установки лампад.

Наряду с семисвечником встречаются изображения меноры с четырьмя, шестью, девятью ветвями, что объясняется запретом Талмуда (например, РхШ. 24а) точно воспроизводить храмовую менору. Этот запрет, однако, не соблюдался строго. Порой форму девятиствольной меноры придают хануккие — светильнику для Ханукки.

В настоящее время менора (наряду с маген-Давидом) — наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Она служит основным элементом герба Государства Израиль. Бронзовая декоративная менора работы английского скульптора Бенно Элкана, подаренная парламентом Великобритании, установлена в парке напротив Кнесета; она украшена литыми рельефами, изображающими сцены из еврейской истории. Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнесета, выполненной М. Шагалом.

Виды подсвечников и их роль в интерьере

Подсвечники выполняют не только функциональную роль, заключающуюся в освещении жилья. Это еще и очень красивая интерьерная вещь, способная создать уют в доме или романтичную атмосферу. Правильно подобранные подсвечники нужной формы и размера могут украсить и миниатюрную квартиру-студию, и большой загородный дом.
Подсвечники различаются по конструкции, количеству свечей, дизайну. В зависимости от места расположения подсвечники их можно разделить на следующие виды:
• напольные;
• настольные

Непосредственно под словом подсвечник подразумевается небольшая подставка на одну свечу. Они могут быть сделаны из различных материалов и иметь необычную форму. Для их изготовления применяются:
• стекло;
• дерево;
• металл;
• керамика.

Если подсвечник имеет широкое основание, его обычно располагают на полу или низких подставках. Такие аксессуары дают мягкое освещение и создают романтическую обстановку.

Объемный подсвечник со сложной конструкцией на несколько свечей называется жирандоль. Рожки располагаются в несколько ярусов и украшаются стразами, подвесками. Жирандоли могу занимать довольно много места. Это шикарный аксессуар, которым можно освещать большие помещения. Они бывают настольные и настенные.

Канделябр представляет собой менее сложную конструкцию, содержащую от двух свечей и больше. Ножка подсвечника может быть выполнена из натурального камня, дополняться статуэтками, художественным литьем. Это, также, очень красивый аксессуар, но более скромный, по сравнению с жирандолью. В основном, канделябры ставят на стол или подставку.

Расположение в интерьере

Парные подсвечники рекомендуется размещать по сторонам от зеркал большой формы. Если в гостиной имеется картина большого размера, их можно расположить по обеим сторонам от нее. Большой стол в гостиной или в столовой к праздничному ужину можно декорировать красивыми канделябрами. При этом учтите, что, если гости занимают все места за столом, не стоит ставить на столешницу несколько больших канделябров одновременно. Они будут мешать присутствующим видеть друг друга и могут загораживать тарелки с едой. В этом случае лучше поставить на стол несколько маленьких низких подсвечников, расставляя их по центру. Подсвечники с низким основанием, например, в виде чаши, очень красиво смотрятся на полу, особенно в большой ванной комнате. Они отлично подойдут для создания романтичной обстановки в спальне, в сочетании с лепестками роз. Летом их можно расставить на веранде загородного дома.

Маленькие подсвечники хорошо подходят для дизайна небольших помещений. Романтический ужин на двоих можно украсить несколькими свечами в миниатюрных красивых подсвечниках или двумя аксессуарами на длинных ножках. Даже один скромный подсвечник, поставленный на столик возле кровати, способен подарить хорошее настроение, ощущение тепла и уюта.
С помощью такого аксессуара, как подсвечник, совсем несложно украсить комнату. Расставляя правильные акценты с помощью этих элементов интерьера, вы создадите приятную атмосферу в доме.

Подставка для свечей как называется – Как называется декоративная подставка для нескольких свечей или ламп?

Виды подсвечников

Подсвечники были изобретены в то же время, что и свечи. Однако если свечи с веками практически не меняли своего внешнего вида, то подсвечникам человечество уделило немало внимания.

Как ни странно, но подсвечники бывают нескольких видов, и имеют развитие в истории. Для потребителя все разнообразные виды подсвечников сливаются в одно простое название — подсвечник, однако с течением времени подсвечники изменялись и развивались, появлялись их разновидности.

Первые сложносочиненные подсвечники на несколько свечей – канделябры, встречаются еще в культуре этрусков. Бронзовые, серебряные или металлические подставки для свечей с мощной декоративной отделкой найдены в огромном количестве в этрусских могильниках итальянской Тарквинии. Такие подсвечники достигали высоты более полутора метров.

Римляне переняли у этрусков традицию украшать подсвечники и возвели эту идею в культ, сделав их скорее украшением интерьера. Убедиться в этом можно в ватиканской Галерее канделябров, в которой собраны лучшие экспонаты из мрамора, созданные римлянами на рубеже тысячелетий.

Со временем канделябры стали делиться на подвиды, так, например, если у канделябра свечи торчат из рожков по окружности, то такой подсвечник называется жирандоль. Если канделябр стоит на полу и являет собой вертикаль со свечами, то это уже торшер. Семи или девятисвечник, используемый в иудаизме, зовется менорой, а приспособление под одну свечу как звалось, так и зовется подсвечником.

Екатерина Ройзман

20 Октября 2015

Свечи из покон веков освещали жизнь людей. Первые свечи появились еще до нашей эры и об этом написано уже не мало, а вот кто изобрел парафиновые свечи в современном понимании этого слова — знают немногие.

28 Ноября 2012

Английская фабрика по производству свечей Saint Eval Candle (Сант Ивал кэндл) находится на живописном и экологически чистом побережье Корнуолла. Основным принципом работы компании, производящей свечи из натурального пищевого воска уже более 15 лет, является принцип бережного отношения к природе, которая дает все ингредиенты для свечей Saint Eval Candle.

22 Ноября 2012

Выбор биокамина — это часто только выбор вкуса, но наши биокамины имеют еще немало функциональных преимуществ перед электрокаминами или обычными каминами с дымоходом.

Подсвечник церковный: каким бывает?

В современных храмах подсвечник церковный утратил многие свои функции, некоторые разновидности этой утвари не используются ввиду замены на электрические светильники. Разумеется, люстры в храмах и прочие осветительные приборы стараются подбирать максимально схожими по форме с традиционными подсвечниками.

Но, конечно же, не все виды подсвечников перестали задействоваться в церквях. К примеру, подсвечник церковный для нужд молящихся никуда не исчез. По-прежнему задействуется эта утварь и во время богослужений. Также в церковных лавках всегда предлагается широкий ассортимент как подсвечников, так и лампад для домашнего использования верующими.

Какими подсвечники бывают?

Разновидностей этой утвари не очень-то мало, но не в каждом храме используются все существующие виды подсвечников, впрочем, как и электрических светильников.

Основные виды подсвечников, имеющиеся в каждой церкви, — это:

  • напольный семисвечник;
  • напрестольные свещники, их всегда два;
  • лампада;
  • трикирий – выносной, для трех свечей;
  • дикирий – выносной, для двух свечей;
  • многосвечные, для нужд верующих.

Многосвечные предметы утвари могут быть представлены или в виде простого блюда, или же оформлены отдельными держателями. При наличии оформления они могут вместить 12, 24, 48 и даже более свечей. Нередко такой подсвечник церковный бывает ярусным и дополненным вставкой под благовония.

Про семисвечник

Этот вид подсвечников в современных храмах встречается уже редко. В городских церквях его заменили электрические светильники, схожие с подсвечником внешне.

Это подсвечник церковный напольный. Он рассчитан на семь свечей или же имеет вставки для такого же количества лампад. Устанавливается эта разновидность утвари традиционно с восточной стороны престола в количестве одной штуки. Однако при больших службах количество семисвечников может быть увеличено, а место их размещения изменено.

Про напрестольные свещники и лампады

Напрестольный – устанавливаемый священником подсвечник. Под церковную свечу, одну, применяемую при служении. Напрестольные свещники всегда парные. В каждом из них закрепляется одна большая и красивая свеча. Устанавливаются эти предметы утвари на восточные окончания престола – с севера и с юга.

Лампады бывают двух основных видов, согласно их предназначению и способу использования. Первая разновидность – это подсвечник церковный, полузакрытый и, как правило, подвешиваемый на стене. Существуют и лампады, не предназначенные для свечей, а просто заполняемые маслом. Именно они были первыми христианскими светильниками. В богослужениях такие лампады не используются, их функция только в одном – в освещении храмового помещения.

Вторая разновидность лампад применяется при церковных службах. Это переносной подсвечник, носимый диаконом и называющийся «кандило». Нередко такую утварь называют полиелейным подсвечником.

Про дикирий, трикирий и подсвечник для одной свечи напольный

Дикирий, как и трикирий, – праздничная, парадная утварь. Ею пользуются архиереи при совершении торжественных богослужений. В дикирий устанавливается две свечи, а в другой подсвечник, соответственно, три. Во время хода служения с их помощью архиереи благословляют верующих. Свечи, используемые в этих видах утвари, имеют собственные названия – осеняльные, двух- либо же трехплетеные.

Редко сейчас можно увидеть в действующем храме стоящий на полу, большой и тяжелый подсвечник. Для церковной свечи, большой и долго горящей, ввиду электрификации места в залах не осталось. Хотя в некоторых храмах и сохранилась эта утварь, и ею украшают помещение перед особенными служениями, проще увидеть такой подсвечник в музеях, чем в церквях. Называется такой подсвечник «вощаница». Внешне он представляет из себя цилиндрическую подставку под свечу, размещенную на высокой «ноге», причудливо и крайне богато декорированной.

Про подсвечники для нужд верующих

Это те предметы утвари, на которые молящиеся ставят свечи перед образами святых. Их исполнение может быть различным, никаких канонических ограничений на форму или же внешний вид такой утвари не существует.

Как правило, в небольших храмах с малым числом прихожан задействуются не особо большие подсвечники, простые по форме. Обычно в современных церквях ставятся предметы утвари с наличием отдельных формочек-держателей для каждой свечи и местом для лампады или же курильницы в верхней центровой части.

Если храм принимает различное количество верующих, к примеру, расположенный близ дорог или же у больших рынков, то в его зале обычно используется подставка под свечи без отдельных формочек, в виде простого большого блюда. Независимо от наличия или отсутствия держателей для каждой свечи, такие предметы церковного обихода могут быть как одноярусными, так и напоминающими этажерку. Многоярусные подсвечники обычно установлены в больших храмах, например соборах.

Подсвечники — описание церковной утвари

В православном храме свет символически обозначает образ Божественного, небесного света. Также он знаменует Христа как Свет, явившийся миру, Свет, просвещающий всякого человека.

В древних византийско-русских храмах всегда были очень узкие окна, которые создавали полумрак в храме. И это означало земную жизнь, которая погружена в тьму неведения и греха. Сумрак являлся как бы образом духовного сумрака, некоего покрова, которым как бы окружены для человека Божьи тайны.

С давних пор при богослужении большое значение имеют свечи и лампады. Они горят и в алтаре в особенном светильнике (семисвечнике), и у некоторых икон в алтарной части. Лампады зажигаются и возле икон в средней части храма. Возле особо почитаемых икон зажигается сразу по нескольку лампад. Помимо этого, там ставятся ещё и большие подсвечники, имеющие ячейки для многих свечей. Подсвечник в храме как раз и служит для того, чтобы любой верующий мог поставить к иконам свечу. При этом большой подсвечник всегда ставится в центральной части храма. Подсвечник с большой свечой используется в церкви на великом и малом входах во время служб. Большая свеча при этом знаменует свет Христовой проповеди и самого Христа, олицетворяющего Свет от Света истинного. Точно такое же значение придаётся и свече в подсвечнике, который используется вместе с кадилом при литургии Преждеосвященных Даров.

Центральная часть храма содержит большой светильник, спускающийся из купола книзу. Он имеет множество огней, которые возжигаются по особенным случаям. Этот светильник называется паникадилом. Подобные светильники нисходят в храм также и из куполов боковых приделов. Эти светильники меньше по размеру и называются поликандилами. Они имеют от семи до двенадцати светильников, в то время как паникадила – более двенадцати.

Почти перед каждым киотом висят несколько лампад, кроме них здесь стоят подсвечники с зажжёнными свечами.

Подсвечники изготавливают из бронзы, латуни. Каждый из них предназначен для определённого количество свеч. Прихожане зажигают свечи, например, за здравие или упокоение, и установленная свеча вместе с молитвой означает усердие в вере.

Производство и продажа подсвечников из латуни

В нашей компании можно заказать подсвечники любых размеров и формы. Наши мастера с удовольствием изготовят эту столь необходимую церковную утварь по эскизам клиентов. В процессии изготовления используется традиционное литье, которое позволяет выполнить подсвечники с самыми сложными декоративными элементами. Вы производим подсвечники для любого количества свечей, которые обязательно станут украшением интерьера храма и будут достойно исполнять возложенную на них функцию.

Мы не только производим подсвечники на заказ, в ассортименте нашей компании есть различные модели этой церковной утвари компактных и больших размеров. Клиенты могут приобрести простые подсвечники или богато украшенные витиеватым узором высотой от 50 до 520 мм, предназначенные для различного количества свечей. Многие из них являются разработкой наших мастеров, которые в процессе изготовления ориентировались на лучшие образцы церковной утвари самых известных православных храмов. Мы предлагаем подсвечники из латуни и бронзы, материалов, которые наиболее подходят для этого вида церковной утвари. Некоторые модели имеют декоративные элементы из цветного стекла

Вопрос:

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).

В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.

Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.

Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23).

Покупка сувенира, имеющего прямое отношение к религиозному культу, — серьезный шаг: слишком велик риск задеть чувства истинно верующих. Но некоторая атрибутика той или иной культуры выглядит притягательно и загадочно. Рука уже тянется прикоснуться к приглянувшемуся артефакту, когда настойчивый шепоток сомнений опять начинает твердить о надписях, для прочтения которых не хватает знания языков, и символах, несущих какой-то сакральный и непонятный смысл. Светильник менора — подсвечник, ставший символом иудаизма и всего еврейского народа, является одним из таких предметов. Культовый атрибут с многовековой историей, которому посвящены десятки страниц в писаниях, являющихся священными для представителей самых разный конфессий, — стоит ли иметь такой аксессуар дома, если привлекают в нем исключительно эстетические характеристики? На этот вопрос попробуют ответить эксперты шоппинг-клуба WESTWING.

Менора и ее роль в иудейской культуре

Редкий предмет удостоился быть упомянутым в священном писании. Меноре же посвящено несколько страниц. Речь, причем, идет не только о священной для каждого иудея Торе, а и о Библии. Светильник с семью ветвями неоднократно упоминается у самых разных народов и в самых разных описаниях. Та менора, которую принято называть первой, главной, была отлита из чистого золота в человеческий рост по приказу Моисея. Образ же, по которому делась отливка, как настаивает Тора, был представлен самим Богом во время составления заветов на горе Синай.

Имя скульптора, работавшего над изготовлением артефакта, история сохранила – это золотых дел мастер Бецалель, детально воспроизводивший по описанию Моисея каждый штрих. В Торе же говорится, что Всевышний, поняв бесполезность попыток воплотить его слова, создал светильник сам.

Писание сообщает и о других чудесах, связанных с этим культовым предметом. Так, при нехватке масла, которое по заветам должно быть исключительно первоотжимным, светильник в одном из храмов на празднование горел 7 дней практически без наполнения. В тяжелые годы священнослужители свидетельствовали о явно неравномерном горении символизирующих разные дни рожков: заправленный единожды второй горел безостановочно все 7 дней.

Менора почитается иудеями наравне с другими самыми серьезными символами веры. По аналогии с крестом христиан на могильных камнях собратьев еврейский народ высекал очертания меноры. Да и взглянув на герб Израиля, несложно оценить степень уважения к этому предмету. Подсвечник менора изображен даже на основном государственном символе.

Символизм деталей меноры

У прообраза меноры в связи с его фактической ценностью практически не было шансов сохраниться. Золотая статуэтка в 36 кг весом не могла не заинтересовать грабителей, поэтому шансов, когда-либо обнаружить этот артефакт практически нет. Зато есть его детальнейшее описание, которое ученые подробно восстановили, сделав для наглядности копию. Композиция одновременно и проста и элегантна: от центральной оси отходят в два направления ветви, по три с каждой стороны. Лампадки, увенчивающие эти ветви, выстроились на одном уровне. Первая менора явно имела флористические мотивы, это несложно увидеть даже в описании. «Соцветия” в оголовье, «завязи” лампадок, «ветви” светильника и орнамент, покрывающий ступени, в виде плодоносящей оливы.

Трактовать, что именно символизируют семь ветвей меноры, можно по-разному: семерка во многих религиях является культовым числом. Семь небес, упомянутых в писании; семь планет, с солнцем составляющих систему; семь ведущих наук или семь духовных таинств — версий действительно множество. Некоторые источники утверждают, то менора — образ распахнувшего крылья ангела, и эта версия тоже звучит красиво и правдоподобно. Важно одно — этот светильник, как и написано на его копии, подаренной Израилю Британией, символ света и надежды.

Менора или ханукия: что общего и в чем разница

Правоверный иудей вряд ли спутает эти два термина, но даже пресса, делающая репортажи о празднованиях, часто путает светильники. Изначально менорой называли любой светильник с исходящими от общей оси ветвями. Чуть позже за традиционной менорой закрепилось второе название «семилампадник”. Ханукия, которую часто называют менорой, имеет и несколько другой вид, и совершенно иное значение. Ее место на празднике, в то время как менора может быть и повседневным атрибутом. В ханукии ветвей девять, это число соответствует дням празднования. Свечи зажигаются в строго оговоренном в писании порядке от свечи «служки”. К концу празднования, в самый его апогей ханукия предстает во всей красе, полностью зажженная.

Менора является общим аксессуаром, в то время как ханукия у каждого из мужчин в доме, включая детей, своя собственная. В дни празднования Хануки в семьях, которые многочисленны и дружны, на подоконниках выстраиваются целые гирлянды из подсвечников. При этом каждый из светильников уникален и оригинален. Таким образом, менора или ее родная сестра ханукия в современном Израиле может вполне считаться символом и домашнего очага и материнства. Тора никак не ограничивает принцип приобретения этого аксессуара: решением купить подсвечник менору в подарок не нарушаются никакие каноны. Адресат же такого презента наверняка оценит уважительное отношение к своей культуре.

Основное отличие ханукии от Меноры, кроме количества рожков, — требование выстроить лампадки ханукального подсвечника в одну линию. Для меноры это требование обязательным не является, и ветви некоторых моделей даже не расположены в одной плоскости.

Вид современной меноры

Менора — дорогой аксессуар и в прямом смысле, и в переносном смысле. Достаточно вспомнить, что первая была выполнена из золота целиком. Теперь такие аксессуары по карману не многим, но традиции выполнять этот предмет исключительно из качественных металлов остались. Чаще всего это медь или бронза. Инкрустации же применяются во всем разнообразии. Строгие лаконичные модели, мысленно относящие к «Стене плача” и трагедиям народа Израиля, соседствуют с богато украшенными стразами и литьем романтичными подсвечниками. Подсвечник менора из серебра — элитный аксессуар, который достоин стать подарком для самого уважаемого человека, чтящего традиции иудейской веры.

То, что нельзя копировать

Вся культура иудаизма построена на символизме, толкованиях и атрибутике. Некоторые правила и традиции кажутся удивительными. Подсвечник менора, образ которого продиктован Богом в деталях, и который, казалось бы, должен быть объектом для подражания, нельзя копировать. Писание четко говорит, о запрете на воссоздание светильников повторяющих форму и декор изначальной меноры, как о недостижимой попытке передать без искажений слово Всевышнего. Именно поэтому, на прилавках магазинов меноры, как и ханукии, представлены в большом разнообразии.

Некоторые сохранили на себе отпечаток религиозного символизма, а некоторые откровенно демонстрируют светское предназначение. Подсвечник вполне можно использовать по прямому назначению, при всей строгости традиций Тора этого не запрещает. Оригинальные и стильные меноры можно использовать в качестве романтического освещения за ужином.

Украшение и создание меноры своими руками

Возможно, именно запрет копировать изначальный образ породил традицию украшать свою менору индивидуально. Материалы, применяемые при этом процессе, могут быть самыми разнообразными: стразы, камни, бусины. Использование тканей и других традиционных материалов для декорирования не приветствуется, связано это с повышенной пожароопасностью такого аксессуара. По этим же соображениям купить подсвечник менора рекомендуется только для достигших разумного возраста детей, малыши же создают вместе с родителями ее имитацию.

Выглядеть такой аксессуар, предназначенный для ознакомления малыша с традициями, может совершенно иначе, чем менора-подсвечник, но смысл его остается тем же: постепенное «зажжение” свечей. Для маленького ребенка это могут быть закрепленные на планке ракушки или камушки, нанизанные на леску яркие бусины или расставленные пирамидки. Безопасно, но сознательно стилизованная менора «зажигается” вместе с настоящими, показывая малышу богатство культурных традиций семьи.

Эксперты шоппинг-клуба WESTWING полностью доверяют такту и уважительному отношению к своему и чужому культурному наследию своих читателей, знакомя с традициями стран и народов. Если знание о глубоком символизме меноры поколебало желание приобретать этот подсвечник для светских мероприятий, то в ассортименте партнеров площадки найдется немало более традиционных моделей. Если же желание приобрести такой артефакт только обострилось, добро пожаловать на страницы каталога, и пусть покупка принесет в Ваш дом, как и сказано в писании, свет и надежду.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *