Подворье пюхтицкого монастыря

Храм Преображения Господня в Юдино

Православный храмХрам Преображения Господня в Юдино

Страна Россия
Населённый пункт Юдино
Адрес Московская область, Одинцовский район, село Юдино, Успенское шоссе, дом 9
Патриархат Московская Патриархия
Епархия Московская епархия
Освящён 1723 год

Придел Владимирской Богоматери (1862 год)

Архитектор Савелий Иванов
Начало строительства 1718 год
Окончание строительства 1720 год
Современное состояние Действующий

55°40′06″ с. ш. 37°10′34″ в. д. / 55.668333° с. ш. 37.176111° в. д. (G) (O) (Я)

Храм Преображения Господня в Юдино (Одинцовский р-н) // digital

Храм Преображения Господня в Юдино — действующий православный храм в селе Юдино Одинцовского района Московской области. Построен в 1720 году, архитектор С. Иванов. Освящен в 1723 году. Не закрывался в советское время. Относится к Русской Православной церкви Московского патриархата, принадлежа к Одинцовскому благочинию Московской епархии.

Описание

Кирпичный храм выстроен архитектором Савелием (Саввой) Ивановым в 1718—1720 годах на средства Александра Бековича-Черкасского. Принадлежит к стилю барокко.

Храм представляет собой по описанию на сайте «Храмы России» небольшой центрический храм с лепестковым основанием с колокольней. Придел Владимирской Богоматери устроен в 1862 году, был расширен в 1893 году. Не закрывался, с 1996 при храме открыт Преображенский скит.

Согласно описанию на сайте Одинцово-ИНФО, форма церкви крайне проста и почти не имеет украшений. На нижнем крестообразном основании храма поставлен приземистый восьмерик, увенчанный восьмигранным барабаном и главой с крестом. К нему примыкают развитые объемы алтаря, приделов и притвора.

На сайте Одинцово-ИНФО отмечается, что внешнее декоративное убранство здания с чертами раннего барокко исключительно просто. В трактовке деталей ощутима связь с предшествующей «нарышкинской» архитектурой. Цельность первоначальной объемной композиции нарушена сооружением в 1893 г. юго-западного придела и надстройкой колокольни.

История

В 1700 году княгиня Анна Васильевна Черкасская отдала село Юдино своему внуку мурзе Девлету Бековичу Черкасскому, который при крещении в 1697 году получил имя Александр. В переписных книгах 1704 года Юдино значится за князем Александром Бековичем Черкасским. В селе находилась деревянная церковь, построенная в начале 1640-х годов. Тогда же встречается упоминание и деревни Юдино, возникшей рядом:

Деревня Юдино, по обе стороны большой можайской дороги, что выселена вновь из села Юдина и из деревни Трубицыной и деревни Костиной Малой, Логиново тож, а в ней 36 дворов крестьянских, людей в них 106 человек.

В 1716 году Пётр I направил отряд под руководством Александра Бековича Черкасского в Хиву, чтобы склонить переход хивинского хана к российскому подданству и разведать путь в Индию. Русский отряд, добравшийся до цели назначения, был практически весь уничтожен хивинцами. Жена и две дочери Александра Черкасского погибли при переправе через Волгу под Астрахань. После произошедшего селом Юдиным владел до 1757 года младший сын Александра Черкасского и Марфы Борисовны Голицыной — Александр Александрович Черкасский.

Каменная Преображенская церковь — единственный сохранивщийся в Юдине памятник того времени.

В советское время храм не закрывался.

С 1996 года при храме открыт Преображенский скит московского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря.

Местонахождение

Адрес в 1917 году: Россия, Московская губерния, Звенигородский уезд, село Юдино.

Современный адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, село Юдино, Успенское шоссе, дом 9.

Проезд из Москвы общественным транспортом: пешком от платформы Перхушково Белорусской железной дороги.

Галерея

  • Вход в Храм Преображения Господня

  • Домовый храм при богадельне для престарелых на территории Преображенского скита

Ссылки

  • Пузатиков А. А., Лившиц А. С., Аверьянов К. А. Юдино, поселок. Города и поселения Одинцовского района // Одинцово-ИНФО.
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Успенском на сайте «Храмы России» (temples.ru)
  • Церковь Преображения Господня в Юдине на сайте Викимапия.

Богородице-Рождественский монастырь и храм святителя Николая Чудотворца в Звонарях – подворье Пюхтицкого монастыря

Русская зима в этом году всё никак не наберёт свою законную силу. Но погода, тем не менее, далеко не летняя. Дабы не подвергать прихожан нашего храма переохлаждению, было решено в зимний период сосредоточиться на святынях, можно сказать, шаговой доступности. Тем более, что Первопрестольная святынями изобилует. 12 декабря большая группа паломников нашего храма во главе со священником Павлом Каревым посетила Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь и храм Святителя Николая в Звонарях – патриаршее подворье эстонского Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря, всё на московской улице Рождественка.

Ставропигия в прямом переводе с греческого означает «водружение креста». В Церкви ставропигия означает статус, присваиваемый, как правило, православным монастырям и делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно Патриарху.

Богородице-Рожде ственский монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго – княгиней Марией Константиновной. Княгиня Мария Константиновна и постриглась здесь перед смертью с именем Марфы в 1389 году. Со временем обитель дала и имя улице, которая первоначально была дорогой, ведущей к монастырю. Нынешний главный монастырский каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501-1505 годах на месте прежнего, от которого сохранились остатки кладки фундамента.

В 1525 году в Рождественском монастыре под именем София была насильственно пострижена жена Василия Третьего Соломония Сабурова. Монахиня София здесь жила до своего перевода в Покровский монастырь в Суздале. Впоследствии Соломония Сабурова была канонизирована Русской Православной Церковью как преподобная София Суздальская (память 29 декабря (16 декабря по старому стилю). Икона преподобной Софии Сузлальской с частицей мощей — ныне одна из святынь московской обители.

Во второй половине XVII века монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростов ских. Княжеская семья поддерживала обитель. Так, каменный собор святого Иоанна Златоуста был построен в 1676-1687 годах стараниями княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростов ской. Также на её средства возвели каменную ограду с четырьмя башнями.

В XIX – начале XIX века в Рождественском монастыре построили колокольню с надвратным храмом священномученика Евгения, епископа Херсонского (1835-1836 годы, в стиле позднего классицизма) и трапезный храм Казанской иконы Божией Матери в русско-византийс ком стиле (1904-1906 годы). Своды и стены храма Казанской иконы Богородицы выполнены в стиле художественной школы конца XIX — начала XX века (модерн).

В 1922 году монастырь закрыли. Игумения Ювеналия и несколько сестёр оказались в ГУЛАГе. Большинство из них в 30-е годы были замучены и убиты. К Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской впоследствии была причислена инокиня обители Татиана (Бесфамильная).

В монастыре размещались различные учреждения, часть келий отдали под коммунальные квартиры. Некоторым монахиням разрешили остаться в бывшей обители. Две насельницы жили на территории монастыря до 1970-х годов.

В советские годы были уничтожены монастырское кладбище (вместе с могилой основательницы) и сад, снесена часть стен. Многие постройки не ремонтировались и пришли в полное запустение.

В 1974 году часть построек Рождественского монастыря была передана МАРХИ для организации музея-заповедник а древнерусского искусства и зодчества. Была проведена реставрация колокольни и Рождественского собора, где разместился архив одного из научно-исследова тельских институтов. В конце 1980-х годов некоторые помещения заняли различные фирмы и арендаторы.

В 1989 году храм Рождества Пресвятой Богородицы вернули Русской Православной Церкви. В 1993 году было принято решение о возрождении древней обители. Первыми насельницами монастыря стали монахини из эстонского Пюхтицкого монастыря. Настоятельницей Богородице-Рожде ственской обители с первых дней стала монахиня Викторина (Перминова), в 1998 году возведённая в сан игумении. В монастыре непрерывно ведутся реставрационные работы. Уже восстановлены в основном все храмы монастыря, кроме собора святителя Иоанна Златоуста, где для начала каких либо работ необходимо пройти бесконечное количество различных согласований.

Многие наши паломники пришли в монастырь раним утром на Божественную литургию, где священнику монастыря отцу Роману Чистикову сослужил и наш священник Павел Карев, исповедались и причастились. Прихожане нашего храма приложились к святыням монастыря, среди которых помимо уже упомянутой иконы преп. Софии Суздальской ещё частица мощей св. великомученика Георгия Победоносца в ковчеге, икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей святого, чудотворная икона святого праведного Симеона Верхотурского с частицей мощей, другие реликвии обители. По окончании богослужения, в полдесятого началась экскурсия по монастырю, которую замечательно провела насельница обители матушка Сергия. На наших паломников огромное впечатление произвела неспешная монастырская служба, храмовые иконы и святыни, экспрессивные образы трапезного храма, размах реставрационных работ.

По окончании экскурсии наши паломники перешли в находящийся неподалёку храм Святителя Николая Чудотворца в Звонарях.

Первая церковь на месте современного храма появилась ещё во времена Иоанна Грозного. Это был деревянный храм Николы Божедомского, так как при нем был организован «убогий дом», куда зимой свозили тела умерших бродяг и утопленников, людей умерших несчастной смертью и оставляли до весны до следующего захоронения. Неоднократно горевший храм с 1657 года уже перестроен как каменный. Постепенно на Рождественке образовалась Звонарская слобода, в которой селились звонари колокольни Ивана Великого и сторожа кремлёвских церквей, отчего храм и стал называться «Никола в Звонарях». Это наименование было официально закреплено в 1677 году. В 1760 году на деньги графа Ивана Иларионовича Воронцова (имевшего усадьбу неподалёку) по проекту архитектора Карла Бланка начато строительство храма в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма. Строительство было окончено в 1781 году.

В 1933 году храм был закрыт. В его помещениях размещался склад. Неоднократно возникала угроза сноса. С середины 1960-х в здании храма размещалась кафедра рисунка МАРХИ.

В 1993 году Святейший Патриарх Алексий II подписал указ об образовании при храме Святителя Николая в Звонарях подворья Пюхтицкого монастыря. Работы по восстановлению храма начались в 1994 году, а в 1996 году Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение главного престола и двух боковых приделов храма. Настоятельницей подворья является игумения Филарета (Смирнова), многолетняя помощница покойного Патриарха.

Главный престол храма ныне освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именем святителя Николая назван один из боковых приделов. Другой придел освящён в память Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В восстановлении храма, создании монашеской общины, вплоть до своей кончины в 2012 году принимала участие матущка Адриана (Малышева), начало духовной жизни которой неразрывно связано с нашим храмом Воскресения Словущего. Непростой жизненный путь матушки Адрианы отражён в книге «Монахиня из разведки», которую ещё некоторое время назад можно было приобрести в книжной лавке нашего храма.

Святыни храма: чтимые иконы Успения Божией Матери и Богородицы «Взыскание погибших». Икона Богородицы «Взыскание погибших» была пожертвована церкви одной дворянской семьёй в начале XIX века. После закрытия храма она долго блуждала по хранилищам разных разоряемых властями московских церквей, пока не была спасена одной благочестивой женщиной и не передана ею в 1981 году в эстонский Пюхтицкий монастырь. При создании московского подворья монастыря икона, совершив такое непростое путешествие, вновь заняла своё законное место в храме Святителя Николая в Звонарях.

Удивительна очевидная духовная связь нашего храма Воскресения Словущего и храма Николы в Звонарях. Это было отмечено всеми участниками нашего паломничества. Выйдя за ограду подворья наши прихожане вновь окунулись в шумную и суетную жизнь огромного мегаполиса…


В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43).

Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне.

В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <…> все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. <…> Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь <…> Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).

Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних. Будем терпеливо переносить посетившую нас скорбь в твердой надежде, что Всемогущий Господь, принявший страдания и крестную смерть за род человеческий и Своим Воскресением открывший нам путь ко спасению, во благовремении пременит эту скорбь на радость встречи в восхвалении Его в общей молитве за храмовым богослужением, и отрет Господь слезы со всех лиц и снимет Господь поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25:8).

Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу.

Непрестанно молюсь о всех вас.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

По преданию, в XIV веке на пригорке близ нынешнего села Саввино стоял небольшой монастырь. Основали его иноки московского Симонова монастыря, которым приглянулось это пустынное место. И чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Уступил принадлежавшую ему вотчину в Переславском уезде святому благоверному князю Дмитрию Донскому и получил во владение земли в Саввино. Насколько достоверна эта легенда, теперь судить трудно, поскольку от древнего монастыря не осталось и следа. Однако по документам известно, что окружные земли «села Саввино и деревни Пестово, Саввино тож» издревле считались церковными…

Первое упоминание о церкви Преображения Господня в с. Саввино относится к 1623 г. В писцовых книгах того времени, составленных писцом Семеном Колтовским и подьячим Анисимом Ильиным, записано: «Церковь Преображения Господня деревянная клетци, построенная изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Черной, ветхая, стояла без пения и образов в церкви не было…»

Можно предположить, что пришла в такое запустение старая церковь не в силу нерадения местных прихожан, но исключительно по причине их жестокой бедности. В то время в захудалой деревеньке числилось всего семь дворов крестьянских и бобыльских. Очевидно по той же причине сама вотчина нередко меняла владельцев. В 1637 г. по распоряжению Патриаршего Казначейского Приказа Спасская церковная земля на погосте на реке Черной была отдана «на оброк дьяку Василию Пустынникову». Деревня Саввино, расположенная близ Спасского погоста, принадлежала тогда Алексею Угримову, а позднее князю Ивану Кашину. Позднее деревней владел стольник царя Алексея Михайловича Василий Нагово. После его смерти жена, согласно завещанию супруга, продала имение боярину Федору Стрешневу. Было это в 1641 г.

Возрождение местной церкви относится к 1665 г. Событие это даже попало в историю: в деревне Саввино «почелась Божественная служба быть». По челобитью сына нового владельца имения, Ивана Федоровича Стрешнева, взамен обветшавшей была построена вторая деревянная церковь Преображения Господня с приделом в честь иконы Пресвятой Богородицы Знамение.

В 1681 г. Иван Стрешнев уступил село Саввино в приданое за своей дочерью Авдотьей зятю — влиятельному царедворцу, фавориту царевны Софьи князю Василию Голицыну. Последний владел имением недолго. Свержение властолюбивой Софьи в 1689 г. братом Петром I привело к опале ее фаворита. Князь Василий Голицын был лишен боярства, всего имущества, в том числе Саввино, и сослан с семьей в Каргополь.

Имение Саввино было отписано на Великого Государя, а через год по именному Указу отдано в пожизненное владение жене Ивана Стрешнева — боярыне Настасье Ивановне. Но впоследствии Саввино вновь досталось роду Голицыных. Уже в 1722 г. его очередным владельцем стал родной сын опального князя Василия — Алексей Голицын. И в дальнейшем оно долго переходило к его потомкам.

Построенная Стрешневым вторая деревянная церковь простояла около ста лет. О жизни прихода в те времена нам почти ничего не известно, если не считать сохранившихся в истории имен давно почивших священников: Федора Иванова (1686-1690 гг.), Григория Федорова (1704 г.), Федора Федорова (1709-1715 гг.), Якова Григорьева (1716 — 1722 гг.), Петра Иванова (1773 г.).

В 1777 г. «иждивением владелицы села Саввино помещицы Т.В. Голицыной и прихожан» была возведена новая, третья по счету, деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Внутри храм был оштукатурен и расписан; снаружи обит тесом и окрашен. Богослужения здесь совершались до 1880 г., когда и эта церковь пришла в ветхость. В 1892 г. была разобрана колокольня, а сам храм стоял вплоть до второй четверти XX в., пока не погиб от пожара.

Но в середине XIX века ветшающую деревянную церковь было решено вновь заменить новой, каменной. С этого дня и ведет свой отсчет история ныне существующего каменного храма Преображения Господня в Саввино.

Новая церковь была заложена в 1870 г. Строилась она по проекту архитектора А. Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан — а их, согласно архивной записи 1905 г., числилось 2656 человек. К приходу относились: село Спасское Саввино, деревни Соболиха, Пуршево, Пестово, Дятловка, Федурново, Темниково. Крупную сумму пожертвовал князь С. Ухтомский, прах которого покоится у северной стены храма. Строительство продолжалось долго — целых 42 года. Кирпич для постройки поставлял завод Д.О. Милованова, находившийся в селе Кучино. Работы велись в несколько этапов. Первый этап завершился 4 ноября 1873 г.: на праздник Казанской иконы Божией Матери были торжественно освящены боковой придел храма и колокольня. С этого дня начались регулярные богослужения, а строительство главного алтаря продолжалось. В 1885 г. завершилось строительство трапезной, а в 1894 г. по проекту архитектора А.В. Яковлева была возведена новая колокольня.

Свой окончательный вид храм приобрел только в начале XX в. По проекту архитектора Н. Потапова в 1905 г. здание церкви было перестроено с увеличением ее габаритов — возведены два придела. В результате архитектурный облик постройки приобрел несколько эклектичный характер: элементы нео-ампира сочетаются в ней с декоративными мотивами псевдорусского стиля. Обширный бесстолпный храм завершен массивной световой ротондой. К центральному помещению сбоку примыкают увенчанные фронтонами приделы с парусными сводами. Небольшая трапезная соединяет храм с трехъярусной колокольней, стены которой покрывает нарядное кирпичное узорочье.

Средства на это пожертвовал И.К. Поляков, директор располагавшейся неподалеку «Саввинской мануфактуры Викулы Морозова и сыновей, Ивана Полякова и Компании». Однако его участие в благоукрашении церкви этим не ограничилось. В новый храм из разобранного старого перешли иконы, богослужебные книги, паникадила, подсвечники, сосуды, облачения, которые бережно хранились не одно столетие. Также были перенесены 7 колоколов. Самый крупный из них — «Гром», — весил 365 пудов, а маленький — 19.

В тот же период храм приобрел и главное свое украшение — удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С. Кузнецова (ныне — Конаковский фаянсовый завод). Проектировали этот шедевр директор института гражданских инженеров профессор архитектуры В.А. Косяков и скульптор Н.В. Анненский. История также сохранила имена художника по рисованию С.В Краснощекова, мастера по составлению эмалевых красок (непрозрачных цветных глазурей) П.А. Панкратова и точильщика С.И Иванова. Всего в храме 3 иконостаса: центральный и два боковых. Справа, в приделе во имя Преподобного Сергия Радонежского, и слева — Преподобного Серафима Саровского. Высота около 6 метров, ширина центрального — 12 метров, боковых по 5 метров.

Товариществом М.С. Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, установленных по различным городам России. В Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске. Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.
Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие. Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера. Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы. А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов. Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

Средства на иконостас пожертвовал уже упомянутый купец Викула Морозов, который был дружен с самим «фарфоровым королем» М.С. Кузнецовым. Не секрет, что друзья любили благоустраивать и украшать храмы. Хотя, как подобает благочестивым христианам, старались не афишировать свою благотворительную деятельность.

В эпоху богоборческой власти Преображенская церковь в Саввино разделила печальную судьбу многих православных храмов России: в 1921 г. здесь было произведено «изъятие церковных ценностей» — попросту говоря, плановое ограбление храма. Некоторое время богослужения не совершались. Лишь чудом уникальная церковь избежала разрушения.

В период духовного возрождения при Саввинском храме была построена новая воскресная школа для взрослых и детей; тут же работают кружки резьбы по дереву, ручной вышивки, столярного дела; открыта библиотека духовной литературы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *