Подворье пюхтицкого монастыря

Храм Николая Чудотворца в Звонарях. Патриаршее Подворье Пюхтицкого (Куремяэского) Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря.Страница Патриаршего подворьяРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Центральное викариатство, Сретенское благочиние

Контактная информация

puhtpodvorie@mail.ru (495) 628-32-28 Адрес: г. Москва, ул. Рождественка, 15/8

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Краткая историческая справка:В начале XVII в. на этом месте находился «Убогий дом» с деревянной Никольской церковью, которую заменили каменной около 1657 г. Позже эту местность заселили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожа кремлевских соборов. С 1677 г. церковь получила ставшее употребительным наименование — «в Звонарях». В 1760 г. по приказу Екатерины II на деньги графа И. И. Воронцова, имевшего здесь обширную усадьбу, спускавшуюся к реке Неглинке, начали строить новый каменный храм (арх. К. И. Бланк). Церковь Николы была закончена через два года, видимо, как домовая, что объясняет ее небольшой размер.
    Три придела (Николая Чудотворца, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Димитрия Ростовского) существовали и до 1762 г., а придел преподобного Сергия устроен в 1766 г.
    Сохранившееся до наших дней здание (Рождественка, 15/8) сооружено в стиле барокко. Оно удачно соединило в себе классическую основу с русскими традициями, сочетая компактную купольную композицию с крестообразным внутренним пространством. Храм отличает высокий стройный восьмерик, умело поставленный на вытянутый с юга на север прямоугольник основного объема здания. Хорошо прорисованный купол, увенчанный небольшой главкой, придает ее силуэту определенное изящество и остроту. Церковь состоит из двухпридельного храма с апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни. Подчеркнуто-богатое декоративное оформление основного объема в виде пышных композитных капителей на угловых пилястрах и крупных наличников, украшенных головками серафимов, контрастирует с упрощенной, несколько плоскостной моделировкой отделочных деталей на других объемах. Небольшие пристройки, примыкающие по сторонам к колокольне, сделаны в конце XIX в. Ограда церковного участка возведена в XIX в.
    В 1933 г. храм был закрыт. В церкви размещались склад, а с середины 1960-х — кафедра Московского архитектурного института.
    В 1994 в церкви учреждено подворье Успенского Пюхтицкого женского монастыря (Эстония). Сюда с почестями вернули чудом уцелевшую в годы богоборчества особо чтимую икону — Божией матери Взыскания погибших.
  • Настоятель:игумения Филарета (Смирнова)
  • Расписание богослужений (общее кратко):ежедневное (кроме одного дня в неделю):
    — вечернее богослужение в 17 час.;
    — Литургия в 8 час.;
    — Литургия в воскресные и праздничные дни в 9 час
  • Престольные праздники:
    • Николая Чудотворца — Май 22 (перенесение мощей), Декабрь 19
    • Благовещения Пресвятой Богородицы — Апрель 7
    • Димитрия Ростовского — Ноябрь 10 (день преставления), Октябрь 4 (обретение мощей), Август 1
    • митр. Алексия Московского — Февраль 25 (день преставления), Июнь 2 (обретение мощей)
    • Сергия Радонежского — Июль 18 (Обретение честных мощей), Октябрь 8 (Преставление)
    • Усекновения главы Иоанна Предтечи — Сентябрь 11
    • Успения Пресвятой Богородицы — Август 28
  • Святыни:Чтимые иконы: Божией Матери «Взыскание погибших» и Успения Божией Матери.

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святого Николая.

Православный храм

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях


Фасад храма Николая Чудотворца в Звонарях, 2007 год

Страна

Россия

Город

Москва, улица Рождественка, дом 15/8, строение 3

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Тип здания

Церковь

Архитектурный стиль

Барокко, классицизм

Автор проекта

Карл Бланк

Первое упоминание

1616 год

Строительство

1760—1781 годы

Приделы

Николая Чудотворца,
святителя Алексия,
Усекновения главы Иоанна Предтечи,
преподобного Сергия Радонежского,
Успения Божией Матери,
святителя Дмитрия Ростовского

Реликвии и святыни

Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771520297670006 (ЕГРОКН). Объект № 7710704000 (БД Викигида)

Состояние

Используется

Медиафайлы на Викискладе

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Звонаря́х (церковь Николая Божедо́мского) — православный храм, известный с начала XVII века. Был перестроен в 1762—1781 годах по проекту архитектора Карла Бланка на средства сенатора Ивана Воронцова. В 1933-м церковь закрыли, с 1994 года она возобновила работу в качестве московского подворья Пюхтицкого женского монастыря.

Строительство и использование

Окрестности улицы Рождественки в XVII веке занимала слобода звонарей и сторожей кремлёвских соборов. Поселение относилось к приходу деревянной церкви Николая Божедомского, первые упоминания о которой датируются 1616 годом. Храм получил название из-за убогого дома, действовавшего при нём. В дом свозили заложных покойников для дальнейшего погребения. Позднее подобные заведения стали организовывать только за границами города, и к 1677 году церковь стали именовать по звонарской слободе. В этот период в храме действовали приделы Николая Чудотворца, Дмитрия Ростовского и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сооружение неоднократно горело, его восстанавливали на пожертвования прихожан, и к 1657-му перестроили в камне.

В 1762 году по приказу Екатерины II на средства сенатора Ивана Воронцова возвели новую церковь по проекту архитектора Карла Бланка. Предположительно, храм являлся домовым и относился к усадьбе Воронцова, расположенной неподалёку. Церковь имела небольшой размер и состояла из колокольни, двухпридельной трапезной и храма с апсидой, выстроенных вдоль одной оси. Ряд исследователей полагает, что новое сооружение возвели на фундаменте старого. Здание в стиле барокко было представлено в нижней части вытянутым прямоугольным объёмом, над которым возвышался восьмигранный ярус. Восьмёрик украсили угловыми пилястрами с капителями и крупными белокаменными наличниками, внутреннее помещение храма имело крестообразную форму. В 1766 году существовавшие ранее приделы дополнили ещё одним, который освятили в честь Сергия Радонежского. Строительство и отделка были окончены в 1781-м, главный престол новой церкви освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В начале XIX века храму пожертвовали икону Божией Матери «Взыскания погибших». Церковь сильно пострадала во время московского пожара 1812 года. После освобождения Москвы её реконструировали, заменив два крыльца и соорудив новые двухпрестольную трапезную и колокольню в классическом стиле.

Фотография из альбома Николая Найдёнова. 1883 год

Москвовед Виктор Сорокин отмечает, что во второй половине XIX века в доме причта при храме снимали жильё терапевт Григорий Захарьин, хирург Александр Разцветов, а также Михаил Мостовский — составитель монографии о храме Христа Спасителя. Под его руководством в 1880-х годах проходил ремонт внутреннего убранства церкви Николая Чудотворца в Звонарях, для создания живописи он использовал изображения росписей храма Христа Спасителя. Металлический декор фасадов изготовили в мастерских Франца Сан-Галли и других известных заводчиков.

В 1933 году церковь закрыли, а здание переоборудовали под складские помещения. Часть икон передали в действующий храм Сергия в Пушкарях. По свидетельству современников, перед закрытием церкви Николы в Звонарях одна из прихожанок вынесла икону Божией Матери «Взыскание погибших» и в 1981-м передала её православному ставропигинальному Пюхтицкому монастырю, располагающемуся в Эстонии. В середине 1960-х годов церковь на Рождественке заняла кафедра живописи и рисунка Московского архитектурного института (МАрхИ), который находился в бывшей усадьбе Воронцова.

В 1993 году патриарх Алексий II подписал указ о создании на территории Москвы подворья Пюхтицкого женского монастыря. Для его размещения была выбрана церковь Николая Чудотворца в Звонарях, которая находилась на тот момент в ведении Департамента городского имущества Москвы. Через год началась расчистка территории храма прихожанами и послушницами Пюхтицкого монастыря. Когда кафедра МАрхИ освободила строение, работы передали в ведение строительной компании «Мосремстрой», часть проекта финансировалась из городского бюджета. В 1996-м Алексий II освятил заново открытые главный престол храма и приделы; икону Божией Матери «Взыскание погибших» торжественно передали церкви. В этот период интерьеры были расписаны иконописцем Александром Чашкиным. По состоянию на 2006 год в храме действовал приставной придел святого Алексия. В 2016-м во время торжественного богослужения в церкви Николая Чудотворца в Звонарях патриарх Кирилл подарил подворью список Иверской иконы Божией матери. Через год храм официально передали в собственность Русской православной церкви.

> Управляющая подворьем

Игумения Филарета (Смирнова).

> Духовенство

  • Диакон Георгий (Юрий) Савин.

> Святыни

  • Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», три мощевика с частицами святых мощей (более 140 святых).

Примечания

  1. «Вера. Надежда. Любовь»: Храм Святителя Николая в Звонарях. Городской информационный канал m24.ru (26 сентября 2015). Дата обращения 3 сентября 2018.
  2. 1 2 Вострышев, 2011, с. 284.
  3. 1 2 3 Кондратьев, 2003.
  4. 1 2 3 Церковь Николая Чудотворца, что в Звонарях. Храмы России (25 октября 2006). Дата обращения 3 сентября 2018.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Дроздов, 2013.
  6. 1 2 3 4 Рождественский монастырь и подворье Пюхтицкого монастыря. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (12 декабря 2012). Дата обращения 3 сентября 2018.
  7. Храм святителя Николая передан церкви. Русская православная церковь. Финансово-хозяйственное управление (2017-08-2). Дата обращения 3 сентября 2018.
  8. Храм Николая Чудотворца в Звонарях в Москве. Культура.РФ (2018). Дата обращения 3 сентября 2018.
  9. Московский храм Николы в Звонарях передан в собственность Русской церкви. Интерфакс (3 августа 2017). Дата обращения 3 сентября 2018.
  10. Московский храм святителя Николая Мирликийского в Звонарях передан Церкви. Гомельская епархия (4 августа 2017). Дата обращения 3 сентября 2018.
  11. Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении на Пюхтицком подворье в Москве. Православие и Мир (26 апреля 2016). Дата обращения 3 сентября 2018.
  12. Храм святителя Николая Чудотворца в Звонарях передан в собственность Церкви. Епархии знакомые и неизвестные (4 августа 2017). Дата обращения 3 сентября 2018.
  13. Московский храм святителя Николая в Звонарях передали РПЦ. РИАМО (3 августа 2017). Дата обращения 3 сентября 2018.

Литература

  • Вострышев М. И., Шокарев С. Ю. Вся Москва от А до Я. — Москва: Алгоритм, 2011. — 1064 с. — ISBN 978-5-4320-0001-9.
  • Дроздов Д. П. Историческая Москва. Увлекательный путеводитель по центру нашего города. — Москва: Центрполиграф, 2013. — 428 с. — ISBN 978-5-227-04182-1.
  • Кондратьев И. Седая старина Москвы. — Москва: Цитадель-трейд, 2003. — 720 с. — ISBN 5-7657-0271-6.

Ссылки

  • Фотоэкскурсия по храму Николая Чудотворца в Звонарях
  • Список церквей Белого города с описанием

Построим вместе!

Проповедь архиепископа Феогноста Каширского в Пюхтицком монастыре 23 октябра 2019 года

Корабль – это Церковь, буря и озеро – это мир, а Господь – Капитан корабля. Когда мы страшимся и паникуем, то мы вместе с учениками думаем о том, что Господь задремал. Но Господь внимательно смотрит на нас, на то, как мы относимся к этой буре. Когда мы верим, то Господь успокоит эту бурю. Вера, о которой говорил Господь, творит чудеса. Вера предполагает доверие. А когда есть доверие, то необходимо быть еще верным. «Верен будь даже до смерти и дам тебе венец живота вечного»…

Седьмые Пюхтицкие чтения

Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание человека: традиции и современность»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 11-12 декабря 2018 г в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре состоялись Седьмые Пюхтицкие чтения – международная научно-практическая конференция, традиционно посвященная памяти настоятельницы монастыря схиигумении Варвары (Трофимовой) (1930-2011). Возглавлял конференцию Высокопреосвященнейший Евгений, митрополит Таллиннский и всея Эстонии.

Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения в Пюхтицком монастыре 1 декабря 2018 года

Ваше преосвященство, дорогие Владыки, досточтимые пастыри, досточтимая Матушка игуменья, сестры святой Обители, паломники, сердечно приветствую и поздравляю всех вас с днем Всех святых земли Эстонской! Если мы откроем церковный календарь, то увидим, что каждый день Церковь прославляет кого-либо из святых, иногда очень многих святых. Всем нам известно, что не все те, кто прославились перед Богом, знаемы людьми, ибо подвиги некоторых сокрыты от людей. Поэтому Церковь установила праздновать день Всех святых, день Всех Русских святых и святых, подвизавшихся в то или иной земле.

Пюхтицкий Успенский монастырь расположен на Богородицкой горе возле деревни Куремяэ в Эстонии.

Это место тесно связано с именем многих святых и подвижников Русской православной церкви. Например, со св. Иоанном Кронштадтским и патриархом Алексием II. Поездка в эту православную святыню будет интересна и полезна не только паломникам, но и тем, кто еще не открыл для себя света Православной Веры.

История возникновения обители

Возле эстонской деревни Куремяэ есть холм, который с незапамятных времен зовут «святым», по-эстонски Pühtitsa. На нем до сих пор растет дуб, возраст которого ученые-дендрологи оценивают никак не меньше, чем в тысячу лет. По всей видимости, на этом холме у финно-угорских племен было место языческого поклонения.

Вот на нем, оправдывая русскую поговорку «свято место…», в XVI веке два эстонских пастуха увидели необыкновенную женщину, излучавшую неземное сияние. Не посмев обратиться к ней напрямую, эти пастухи сбегали в деревню за односельчанами и, вернувшись, на месте видения обнаружили икону Успения Пресвятой Богородицы. С этого момента Пюхтица стала не языческой, а почитаемой православной святыней.

Явление Пресвятой Богородицы на Пюхтицкой горе

На месте обретения иконы была построена деревянная часовня, в которой и пребывала чудотворная икона до момента начала строительства на этом месте православной обители.

Эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской

О том, чтобы это святое место приобрело приличествующий его статусу вид, очень радели князь Сергей Владимирович Шаховский, губернатор Эстляндии, и его супруга Елизавета Дмитриевна Шаховская. Их усилиями, в 1885 году на Богородицкой горе, возле дуба, где была обретена икона, построили деревянный двуглавый храм с колокольней, в стенах которого заключили часовню и почитаемую икону.

С этого года в Пюхтице образовался православный приход, который, как и везде, куда приходил свет Православной Веры, выполнял не только сакральные, но и просветительские, а также попечительские обязанности. В городе Йыхви, находящимся в семнадцати километрах от Куремяэ, были открыты приют для сирот, школа, больница, аптека. Все эти благотворительные заведения планировалось, после основания в Пюхтице женского православного монастыря, перенести поближе к нему.

29 апреля 1891 года Высочайшим соизволением Богородицкая гора была передана во владение Русской Православной Церкви. А 15 августа этого же года была открыта Пюхтицкая Успенская женская община. При ней действовали приют для сирот и лечебница.

Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892

За три года Пюхтица стала местом молитвенного поклонения и призрения убогих, ее популярность стала столь высока, что княгиня Е. Д. Шаховская ходатайствовала перед Св. Синодом о том, чтобы преобразовать общину в монастырь. Оно было удовлетворено 23 октября 1893 года. К моменту образования монастыря в нем проживали двадцать одна послушница, 22 воспитанницы приюта и две сестры милосердия.

Документальный фильм о Пюхтицком монастыре

Архитектурный ансамбль обители

Архитектурный ансамбль этой обители начал складываться в 1883 году. Автором его проекта выступил М.Т. Преображенский. Из-за сложностей рельефа и гидрологической обстановки (в момент образования монастыря местность была сильно заболочена) основные постройки были расположены в некотором отдалении от места обретения чудотворной иконы Успения Богородицы.

Ниже можно найти план и фото Пюхтицкого монастыря.

Схема монастыря

(1) Главный храм монастыря – пятиглавый Успенский собор. Он был построен в 1910 году, одним из жертвователей на строительство был св. праведный Иоанн Кронштадтский. Дорога, которая ведет к собору, проходит через арку ворот Святых врат (1895 год) – четырехугольной каменной постройки с шатровым верхом.

Успенский собор

(10) Справа перед входом в обитель находятся Святой дуб, где была обретена икона Богородицы, и (4) Николо-Арсениевский кладбищенский храм. Дальше за ней – Святой источник.

Справа — Святой дуб, слева — Никольский храм

За Успенским собором, где сейчас находится почитаемая икона Успения Пресвятой Богородицы, находятся еще два старейших здания обители:

(2) Симеоно-Аннинская церковь (1895 год), объединенная с трапезной.

Симеоно-Аннинская церковь

Деревянная Сергиевская церковь (3), у стен которой нашли упокоение супруги Шаховские – радетели и основатели монастыря.

Сергиевская церковь

Также в комплексе расположены: (5) Святые врата со звонницей.

Святые врата обители со звонницей

За все время существования обители она никогда не подвергалась гонениям, в ней ничего не разрушалось, а только дополнялось и украшалось. Не прекращалось в ней и богослужение. С 1986 по 1990 год в монастыре, радением митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (в последующем патриарха Русской Православной Церкви Алексия II), были построены:

(8) Дом для представительских целей.

(13) Монастырская гостиница для паломников (они находятся справа от Успенского собора, за Симеоно-Аннинской церковью).

Монастырская гостиница

(7) Крестильная церковь.

(6) Колокольня Сергиевской церкви.

Колокольня Сергиевской церкви.

Основной ансамбль обители обнесен каменной стеной с четырьмя башнями. В ней есть еще одни ворота, ведущие к часовне св. Николая.

Пюхтицкая обитель и св. Иоанн Кронштадтский

Св. праведный Иоанн Кронштадтский является одним из главных попечителей и радетелей обители. В принципе, она сама начала формироваться лишь после того, как он дал благословение на ее устроение княгине Е. Д. Шаховской и пожертвовал на это 200 рублей.

Он часто приезжал и надолго останавливался в Пюхтице. Именно благодаря его чудесному видению, был возведен Успенский собор. Святой Иоанн Кронштадтский очень любил этот монастырь. Известно его изречение, что от него до Бога всего три ступени.

Он также предрек: эта обитель будет стоять нерушимо, несмотря на то, что многие православные святыни будут уничтожены и осквернены. Это пророчество сбылось.

Сейчас в монастыре бережно сохраняют память об этом почитаемом русском святом. В монастырском музее можно увидеть его личные вещи и церковное облачение. Среди монахинь ходит немало книг, подписанных именно им. Они достались современным послушницам от своих предшественниц.

Паломничество в Пюхтицкий Успенский монастырь

Пюхтицкий Успенский Ставропигиальный (подчиняющийся только Патриарху РПЦ) женский монастырь открыт для посещения паломниками обоего пола. Вы можете приехать туда целенаправленно на богомолье или просто познакомиться с монастырем, как с одной из достопримечательностей Эстонии.

Программа пребывания в обители может быть светской, в ходе которой вы познакомитесь с архитектурным ансамблем, бытом, хозяйственным устроением, посетите музей, Святой источник, сможете купить то, что монахини делают своими руками в монастырской мастерской.

Все пребывающие в монастыре допускаются к службам в Успенском соборе. Для желающих принять Святое Крещение, действует крестильный храм. Обряд совершается по субботам и воскресеньям. Крестить можно и детей до 15 лет, и взрослых. Если у вас не христианское имя (Артур, Алина…) то выберите себе по святцам подходящее. Обладатели христианских имен таковыми и останутся.

Во время пребывания в обители, надо вести себя с приличествующим моменту благочестием. Женщинам обязателен строгий дресс-код: юбка ниже колен и платок. Мужчинам проще, им не запрещают ходить в шортах, майках с коротким рукавом и с непокрытой головой.

Как получить приглашение

Если Вы решили совершить целенаправленное паломничество в Пюхтицкий Успенский монастырь, то напишите письмо по электронной почте: kloster.ee@gmail.com, в котором сообщите:

  • Фамилию, имя, отчество латинскими печатными буквами.
  • Дату рождения (только цифры).
  • Серию и номер паспорта (только цифры).
  • Город проживания (латинскими буквами)
  • Консульский отдел, оформляющий визу.

Ответят вам на запрос в течение семи дней.

Кров и пищу во время паломничества можно получить прямо в монастыре. Денег за это с Вас не возьмут, хотя ответную вежливость, размеры которой никто не устанавливает, – пожертвование на устроение обители, примут с благодарностью.

Учесть надо лишь одно: в монастырской трапезной вы никаких особых разносолов не получите, а в дни постов меню будет вкусным, но особенно строгим. Про спиртное лучше сразу забыть.

Как приехать в Пюхтицу

Адрес 41201, Kuremäe, Эстония
Телефон +(372) 339 2124
Эл.почта kloster.ee@gmail.com
Официальный сайт www.puhtitsa.ee

Добраться в эту обитель можно разными путями:

  • Из Москвы – сев на поезд Москва-Таллин, до станции Йыхви, а там, пересев на автобус №116 или поймав такси, добраться до Куремяэ.
  • Из Санкт-Петербурга – все тем же поездом или междугородним автобусом до города Йыхви.
  • С автовокзала Таллина автобусом до Йыхви и дальше автобусом №116.

Время в дороге — 3 часа.

Несмотря на то, что паломничество в эту обитель не обещает каких-то особенных развлечений, оно понравится вам просто каким-то непостижимым образом и запомнится надолго.

Пюхтицкий Успенский женский монастырь

Эстония Ида-Вирумаа Куремяэ

Идёт загрузка карты…

Пюхтицкий Успенский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, основан в 1891, никогда не закрывался, расположен в деревне Куремяэ волости Иллука (Ида-Вируский уезд Эстонии). Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски означает «святое место». Эстонское название монастыря — Pühtitsa Jumalaema Uinumise naisklooster.

История

До 1893 года

История создания обители связана с образом Успения Божией Матери: по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте её явления была найдена Успенская икона Божией Матери. В XVI веке местные жители рядом с дубом, где была найдена икона, построили часовню иконы Божией Матери.

Благодаря упорной и неослабной энергии губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского и заботе княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретённой ранее иконы. Позднее, после переноса иконы в собор этот храм стал кладбищенским и был переосвящён во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого. В 1887 году по инициативе князя С. В. Шаховскаго было учреждено отделение православного прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери под председательством супруги князя — княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской, и открыты благотворительные учреждения в м. Иевве: школа, лечебница с аптекой и приемным покоем для помещения амбулаторных больных, приют для сирот, рукодельная. Однако главной целью братство полагало устройство женской обители на Богородицкой горе в Пюхтице, куда со временем могли бы быть перенесены открытые в Иевве (г.Йыхви) благотворительные учреждения.

Княгиня Е. Д. Шаховская лично обращалась ко многим людям с просьбами и письмами по вопросам устроения православия в Эстонии. В частности, в 1888 году княгиня переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который прислал ей своё благословение и 200 рублей для Пюхтицкого монастыря и на просветительские цели. Ответ Елизавете Дмитриевне отца Иоанна от 26 сентября 1888 году: «Ваше сиятельство, достоуважаемая княгиня Елизавета! Получил ваше письмо и с сердечным сочувствием прочитал его. Да наградит Вас Господь за ваше посильное содействие в утверждении Православия в крае, где Господь судил Вам жить и действовать на благо народу и во славу Божию… Вы просите у Бога чуда для успешного распространения Православия и для оказания помощи бедным эстам и латышам. Бог есть Бог чудес во все времена… Он сотворил и сотворит чудеса в Вашем братстве и утвердит Ваше дело до конца. Имею честь прислать на нужды общества 200 рублей. Сердечно Вам кланяюсь, княгиня. Ваш покорный слуга и богомолец — протоиерей Иоанн Сергиев».

Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф. Н. Плевако: «Мы — русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными… и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут. … Прежде всего, цифры, сообщаемые священниками приходов, указывают на следующие нужды: 1) надо призреть 88 стариков и немощных; 2) надо везде лечить народ, лишенный в Эстляндии врачебной помощи; 3) надо создать приют для сирот (22 круглых, 84 не имеющих одного из родителей) и образцовую школу для эстонских православных девочек, из которых могли бы получиться школьные учительницы».

29 апреля 1891 году последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение православной церкви.

15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. К этому дню заботами княгини Е. Д. Шаховской на Богородицкой горе был окончен новый деревянный дом для помещения сестёр. В этот же день Александр III подарил богатые священнические облачения в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался приём больных в устроенной при общине лечебнице. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия.

Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь.

1894—1980 годы

Ансамбль монастырский построек спроектировал архитектор М. Т. Преображенский. Кроме келейных корпусов, он включает Трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895), ограду со Святыми воротами.

Здесь погребён один из благодетелей монастыря — русский государственный, общественный и культурный деятель, губернатор Эстляндии князь Сергей Владимирович Шаховской. Его вдова — княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская — поставила храм во имя преподобного Сергия Радонежского (1895) с усыпальницей князя. Спустя 45 лет она сама нашла здесь последний приют. Главный Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен позже, в 1908—1910 годах (архитектор А. А. Полещук), на месте первоначального малого храма.

В 1920-1930-е годы обитель находилась на территории независимой Эстонии. После Второй Мировой войны власти СССР были вынуждены признать за монастырями право на существование. В первые послевоенные годы помощь монастырю оказывал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). С 1961 года большую заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). По его инициативе в монастыре построен дом для «представительских целей» с домовой церковью Свт. Алексия и вмц. Варвары (1986). После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального.

1990 — настоящее время

В 1989 году открыто подворье Пюхтицкого монастыря в городе Когалыме.

В монастыре построен крестильный храм Иоанна Предтечи и священномученика Исидора Юрьевского (1990). В Москве при храме Николая Чудотворца в Звонарях открыто подворье Пюхтицкого монастыря. В 2006 году в обители перезахоронены останки архиепископа Нарвского Евсевия (Гроздова)

В настоящее время (2012 год) в обители около 120 монахинь и послушниц.

>Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

>Контакты

Kuremäe küla Illuka vald Ida-Virumaa 41200 ESTONIA

E-mail: kloster.ee@gmail.com

Телефон: +372 337 0715

Ссылки

  • Трудничество в Пюхтицком монастыре
  • Эстонская Православная Церковь
  • Пюхтица в Куремяэ. Страница Вконтакте
  • Пюхтицкий Ставропигиальный Свято-Успенский женский монастырь
  • К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь
  • Пюхтицкий Успенский женский монастырь в Эстонии
  • Пюхтицкий монастырь
  • Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь. Эстония
  • Эстония. Пюхтицкий православный женский монастырь
  • Пюхтицкий Успенский женский монастырь
  • Пюхтицкий монастырь: Три ступени до Царства Небесного
  • Паломническая поездка в Пюхтицкий Успенский женский монастырь
  • Пюхтицкий Успенский женский монастырь

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *