Поэма о жиде

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Святослав Можей, руководитель «Символик», делится своими размышлениями на эту важную для каждого христианина тему.

В Евангелии мы слышим слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34). Как Вы понимаете выражение «нести свой крест»?

― Начну с фразы «отвергнись себя»… Это значит: не думай о своей пользе, не занимайся чрезмерным саможалением, а думай о служении Богу и ближнему. «Следуй за Мной». Это значит: не следуй за своей выгодой, своим комфортом, благосостоянием, а следуй за Господом, живи по Его заповедям и неси крест, который Он тебе дал.

Что значит крест? Он у каждого свой. Дает его Господь. Очень часто люди пытаются убежать от креста к более легкой жизни, пожалеть себя, отказаться от ответственности, груза проблем. Найти уютный тихий уголочек, несложную занятость… Но крест все равно догонит человека, иногда даже более суровый, чем тот, от которого он отказался. Знаю людей, которые получили благословение на монашество у почитаемых старцев, но этот крест на себя не взяли. Могу сказать, что дальнейшая их жизнь сложилась несчастливо.

А если наоборот – крест сверх сил?

― Говорят, на крест не напрашиваются и от него не отказываются. Бывает, человек взваливает на себя больший крест, чем может выдержать. Это другая крайность. Но, на мой взгляд, это лучше, чем от трудностей убегать…

Как христианину распознать, в чем состоит именно его крест? Как по гордости не взять на себя непосильную нагрузку или не спутать свои представления о жизненном кресте с тем крестом, который приготовил для тебя Господь?

― Рано или поздно человек почувствует непосильность креста. Наш разговор надо было начать с того, что у каждого человека должен быть духовник. Сейчас, к сожалению, модно не иметь духовника. Люди оправдываются словами Игнатия Брянчанинова об оскудении духовных наставников… А вот один известный старец советовал духовника себе искать в деревне, подальше от городов. Кто ищет, тот найдет. В деревнях у нас много хороших батюшек … У них тяжелый крест: два, три, пять храмов. С утра батюшка в машину сел – там отпевает, здесь освящает дом, в другом месте встречается с молодежью, в третьем берет просфоры на завтрашнюю службу, — и так целый день!

Как человеку понять, его ли это крест? Состояние, в котором он находится, — уже его крест. Но надо еще, чтобы человек рассудил: а что ему предлагала жизнь через духовника, руководителя на работе, — и от чего он отказался. Ведь, возможно, он отказался от своего креста. Я всем рекомендую книгу «Илиотропион». Читая ее, понимаешь, что все с тобой происходящее – от Бога.

Главное, чтобы человек не жил «по минимуму», без какого бы то ни было служения.

Все мы знаем евангельское выражение «мир во зле лежит» (1 Ин. 5:19), а также слова апостола Павла: «все, желающие благочестиво жить во Христе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). О каких гонениях здесь идет речь?

― Для спасения каждый христианин претерпевает то же, что претерпел Господь наш Иисус Христос, только в меньшей степени… Он претерпел гонения – значит, и мы должны их терпеть. Многие, когда пришли к Богу, испытывали гонения от своих домашних. В жизнеописаниях старцев, в житиях святых мы читаем, что их не понимали самые близкие, выгоняли из дома, причиняли много зла …

Другой пример. За последний год в интернете было несколько волн травли и осуждения священников. Эти батюшки не грешнее других. Просто для них наступила стадия гонений…

Недавно у меня был мини-отпуск, я поехал по знакомым батюшкам, по монастырям. А батюшки эти святой жизни… Знаете, что я услышал? К одному приезжаю, он рассказывает: «На меня уголовное дело завели. Мы деревья вырубили на своей территории, кто-то написал заявление, что мы вырубили вековые деревья». Приезжаю к другому батюшке: «Прокуратура со мной разбирается. В здании, где был временный храм, пока строился основной, хотели гараж сделать, я запретил, открыл там кружок рисования». А разрешил бы он гараж строить в святом месте, не было бы на него никаких гонений!

А обычные люди, не священники, не святые? Каким образом они претерпевают гонения?

― Если Евангелие исполнять в полноте, что очень сложно, особенно семейным людям, то вы станете неугодным даже тем, кому привыкли доверять. Если вы отречетесь от мирского духа, от стяжательства, — у вас попросят рубашку, а вы дадите две; пойдете в тюрьмы, в больницы, — будьте готовы к гонениям…

Мы живем в социуме, поэтому несение своего креста связано для нас с терпеливым перенесением недостатков других людей. «Друг друга тяготы носите, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), — говорит апостол. Как Вы определяете для себя, до какой степени нужно снисходить к человеку и терпеть его немощи? Как не сделаться заложником собственной доброты и не впасть в созависимость с человеком, и, главное, не считать такие ложные отношения своим крестом?

― Сложный вопрос. Поясню на примере. Раньше я принимал на работу всех. Я считал: раз человек пришел ко мне, ему нужно помочь. Но через несколько лет я убедился, что такой подход неверен. Человек находил у меня теплое местечко, где он мог избежать своего креста. Напрягаться сильно не надо, зарплата небольшая, но стабильная, «шеф» добрый и снисходительный… Держать таких работников у себя – это вред не только компании, но и им самим. Людям нужно развитие. Им нужен крест. А где нет развития, там наступает упадок. И для самой личности, и для общего дела… На какое-то время человеку нужна была помощь, пристанище. Я ему помог, дальше — сам.

Но каждая ситуация индивидуальна. Ты можешь думать, что поступаешь правильно, а на самом деле ошибаться. Самое простое – сказать «это твои проблемы, я не обязан их решать». Иногда надо отказать, но мягко, помолившись, понимая, что человеку так лучше.

Для многих людей несение своего креста связано с терпением самого себя. Осознание своих немощей служит для них в итоге ступенькой ко смирению. Для Вас это так?

― Человек должен стараться исправиться, просить Божией помощи. Если не получается, терпеть и нести свой крест. А вот если он расслабляется и оправдывает свои страсти Божиим попущением, то это уже избегание креста. Вот две ситуации: и там, и там человек не может освободиться от греховной привычки. Но в одном случае несение креста, в другом – избегание.

Со стороны кажется, что Вы закрытый человек, хотя вовсе не нелюдимый. Как Вы относитесь к одиночеству — считаете ли Вы его благом или, наоборот, несчастьем? Можно ли быть одиноким в семье, в коллективе? Одиночество с Богом — это про Вас?

― Одиночество – это данность. Человек рождается одиноким и уходит в мир иной одиноким. Умирает один со своими грехами, если даст Бог, с молитвой, с покаянием… Переживания он переносит один. Никто не может прочувствовать в той же мере, что переживает человек. Понять человека полностью тоже не может никто. «Всяк человек ложь».

Получается, что человек один на один с Богом. А вот когда человек с Богом, тогда еще вопрос, одинок ли он… Но среди людей мы все одиноки. Это важно понять и ощутить. Человек иногда пытается заглушить одиночество. Поэтому он включает музыку или телевизор, создает шумовой фон. Дьявольский шум мира сего глушит человека. Момент, когда мы остаемся один на один с собой, очень важен. Становится понятно, почему святые уходили в затвор…

То есть у вас получается быть одному среди людей?

― Странный вопрос. Я родился одиноким. Если я живу, значит, у меня как-то это получается… я ничем не заглушаю одиночество.

Сформулируйте, пожалуйста, пожелания для нас, Ваших сотрудников: как мы должны нести свой крест в отношении самих себя, друг друга, своей работы, чтобы у нас был настоящий христианский коллектив, за который Вам не стыдно было бы нести ответственность?

― Я бы посоветовал всем минимизировать шум, о котором я упомянул, минимизировать развлечения. Они нужны только в том случае, если человек от своего креста уже изнемогает. Для отдыха полезно посмотреть хороший фильм, почитать журнал, книжку хорошую. Важна физическая нагрузка – прогулка с детьми, активные игры. Не стоит подсаживаться на иглу развлечений, чтобы они не превратились в страсть. Я вижу много людей, у которых есть только две вещи — работа и развлечения, и мне очень за них обидно. Понять их сложно …

У человека должно быть какое-то служение. Оно может быть минимальным, но оно должно быть. Человек должен размышлять об этом.

Самый простой пример: газеты в храмах лежат огромными стопками – в одном «Крестовский мост», в другом «Православная газета», — так возьмите, поменяйте их местами. Стопки станут в два раза меньше, люди прочтут и то, и другое. В подъездах сейчас есть библиотеки — отнесите православную прессу туда. Кстати, немаловажная проблема: когда никого нет, сектантскую литературу изымайте из этих библиотек и выбрасывайте. Там много всякой эзотерики — «Гадание для «чайников”» или «Трансферинг реальности» В. Зеланда, от которого у людей так «крышу сносит», что они потом всю жизнь мучаются и не могут понять, почему.

Возьмите журнал «Русский дом», где публикуют письма заключенных, напишите на 2-3 адреса. Есть подростковые колонии, с ними можно списаться.

В чем служение Богу и ближнему? В самых простых вещах. Пусть о вере свидетельствуют ваши дела. Перекреститесь, проходя мимо храма. Выпала из урны бутылка – поднимите. Где нужно, помогите добрым советом. Если, например, у знакомого в семье несчастье за несчастьем – посоветуйте человеку сходить в храм. Не надо его пугать наказаниями за грехи, Господь Сам с ним разберется. Вы только направьте: «Дойди до храма, постой на службе, на исповедь сходи, — откроется тебе, почему так происходит в твоей жизни». Прочитали книгу хорошую – дайте другому. С возвратом, без возврата, не важно…

Далее. Интернет пестрит просьбами о помощи. Пишет одинокая мамочка: нас муж бросил, двое детей, за газ платить нечем, за электричество долг, нас выселят, помогите. Да, мошенников много. Свяжитесь с местным батюшкой, спросите, живет такая-то на вашей территории? Нуждается? Если информация подтвердится, поделитесь у себя на страничке, пошлите хоть 100 рублей человеку, теплые слова напишите. Уж 100 рублей-то можно в Москве найти! Порекомендуйте человеку обратиться в фонд «Русская береза», сами напишите о нем в этот фонд. Иногда человек в отчаянии не знает, куда обращаться. Так и напишите: «Мы проверили, обращались к такому-то батюшке, эта женщина существует, действительно нуждается, давайте поможем».

А сколько мы видим бездомных людей! Ну и что, что они пьют. Мы не знаем, что с человеком произошло, как он дошел до такой жизни. Не хотите ему деньги давать — принесите свитер, рубашку, носки, смену белья, пусть хоть переоденется.

Это и есть служение. Люди живут в том же информационном пространстве, видят, сколько горя и проблем у окружающих, у всех есть страницы в соцсетях. Но многие почему-то садятся на иглу развлечений, а служения избегают. Как стать счастливым? Начните помогать тем, кому хуже, чем вам. Вот и весь рецепт! И уныние пройдет, и радость жизни почувствуете!

Спасибо Вам за столь подробный и развернутый ответ! Хочется отправиться на поиски радости прямо сейчас!

― В добрый путь!

Беседовала Анна Кириллова

ВЕ́ЧНЫЙ ЖИД, персонаж многих средневековых легенд. Герой этих легенд был осужден на вечное скитание за то, что глумился над Иисусом или ударил его на пути к месту распятия. Истоки легенды о Вечном Жиде обнаруживаются в древних мифах и сказаниях, часть которых не имеет отношения к евреям.

Первые упоминания этой легенды в европейских источниках относятся к 13 в. В 1602 г. в Германии была опубликована лубочная книга «Краткое описание и повествование о еврее по имени Ахасверус». Имя Ахасверус (Агасфер), под которым Вечный Жид стал с 17 в. фигурировать в легендах большинства европейских народов, есть слегка измененная форма имени персидского царя Ахашвероша из еврейских народных театральных представлений в Пурим по книге Эсфирь.

Зафиксировано более сотни легенд о Вечном Жиде, значительная часть которых имеет многочисленные варианты. Большинство вариантов легенды имеет отчетливую антиеврейскую направленность.

Тема Вечного Жида обрела большую популярность в мировой литературе (И. В. Гёте, К. Гуцков, Э. Сю, Х. К. Андерсен и многие другие; в литературе на идиш — А. Гольдфаден и Д. Пинский; в России — В. Жуковский, Э. Губер, В. Дорошевич). В поэме датского поэта Х. Х. Зеедорфа «Агасфер и плуг» (1961) Вечный Жид олицетворяет странствование еврейского народа и его возвращение на родину.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *