Поговорить с батюшкой

«Всё время куда-то бежим, торопимся и даже не задаёмся вопросом «Зачем?». Загоняем себя в рамки внешнего благополучия, а радоваться разучились», – говорит иерей Антоний Русакевич.

Много лет священник жил на «секретном» острове в ЗАТО «Солнечный», а около года назад завёл свой YouTube-канал «Позитивный батюшка». Недавно отца Антония перевели в Тверь, однако по вечерам его по-прежнему всегда можно найти в «прямом эфире». К слову, наше общение с ним тоже состоялось в соцсетях.

Что за постные лица?

Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Отец Антоний, наш разговор проходит в последние дни поста. Впереди Пасха – праздник Воскресения Христова. А в чём, на ваш взгляд, сегодня должны возродиться люди?

Досье Антоний Русакевич родился в 1984 г. Окончил Савёловский промышленно-экономический колледж, затем Смоленскую духовную семинарию. Сейчас настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Казанская» в посёлке Власьево Твери, благочинный II Калининского округа, председатель Епархиального миссионерского отдела. Антоний Русакевич: Нам не хватает любви к ближним, смирения и благодарности Богу за то, что имеем. Многие всю жизнь гонятся за надуманными идеалами и лишь спустя десятилетия понимают, что тратили время зря. Деньги, статус – человек может ими обладать, но плохо, когда это владеет человеком.

Сейчас заканчивается Великий пост. Это время дано, чтобы вспомнить о главном в нашей жизни. Часто, начиная поститься, люди делают акцент на еде. Это уловка: мы упускаем важное, сосредотачиваясь на деталях. Пост – не диета, а время особого духовного делания. Не всем здоровье позволяет поститься, как положено по церковному уставу, но практически все могут отказаться, например, от сладкого или просмотра телевизора. Это тоже духовное усилие.

Я как-то проводил трансляцию на тему «Почему в пост все такие злые?». Она вызвала большой отклик. Многие признавались, что это сказано про них. Действительно, такая проблема возникает каждый раз. Когда постимся, завышаем требования к себе и другим, предполагаем, что наши родственники или коллеги тоже будут меняться. Но этого не происходит, и мы начинаем раздражаться: вот я молодец, а они нет. Но со всей строгостью надо относиться к себе, а к ближним – с любовью. Тогда не будет повода для злости и осуждения. За время Великого поста мы можем избавиться от страстей и привычек, мешающих укрепиться в вере. И конечно, попрактиковаться в бескорыстных делах, помогая другим. Иногда даже добрым словом.

Повод для радости

– Почему так много неулыбчивых людей?

– Современное общество перестало радоваться. Проблем столько, что люди только о них и думают, не могут переключиться. Мы постоянно недовольны. Но если у нас есть семья, разве это уже не радость? Сироты об этом могут только мечтать. Если есть работа, это тоже замечательно. У кого-то даже нет шансов трудоустроиться. Если у нас есть здоровье, как не поблагодарить Бога? Ведь некоторые лишь мечтают о том, чтобы была возможность ходить, слышать, видеть, общаться. Мы не замечаем, как много нам даётся каждый день, зачастую ведём себя эгоистично. Смотрите, как часто возникают конфликты в коллективах! Кто-то не так слово сказал, чуть промедлил, и коллеги сразу начинают ругаться.

– Вы ведёте блог «Позитивный батюшка». Почему решили именно так общаться с людьми и откуда такое название?

– Около 12 лет я прожил на закрытом острове Городомля на озере Селигер. Здесь по периметру – ограда, вход только по пропускам. На острове находится завод по производству космических приборов. Предприятие секретное: для посторонних вход на Городомлю ограничен. Для священника это непростая ситуация: сюда не могут приехать ни паломники, ни люди из соседних сёл. Единственный способ выйти в мир и расширить аудиторию для проповеди – интернет. Моему блогу меньше года, но за это время удалось пообщаться с огромным количеством людей, помочь им советом. Группы «Позитивный батюшка» есть в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» и «Facebook». Люди задают волнующие их вопросы, по возможности всем отвечаю. Присутствие церкви в интернете – важная миссионерская задача. Большинство активных прихожан находятся в интернете.

Почему я назвал свой блог «Позитивный батюшка»? Конечно, не потому, что всё время улыбаюсь, а потому, что говорю о правильном, православном взгляде на жизнь. Если мы постараемся жить без злобы, скандалов и будем благодарить Бога за то, что у нас есть, поверьте, это поможет избежать многих проблем. Почему-то существует стереотип, что православные угрюмые и должны ходить с постным лицом. Но это не так.

– Какие темы больше всего интересуют подписчиков?

– Как правило, вечные воп-росы – семейные отношения, любовь, вера. Важно, что в интернете люди могут обратиться к священнику в комфортных для себя условиях и получить ответ на понятном языке. Однако я всем говорю, что не надо приходить к Богу лишь за решением проблем или ждать исполнения желаний. Многие воспринимают церковь магически, но неправильно думать, что стоит поставить свечку – и всё решится. Суть православной веры в другом: в изменении себя и спасении души. Сегодня нам не хватает осознанной веры. А для этого надо всем образовываться.

Фото: Из личного архива/ Антоний Русакевич

В эфире – остров

– В Городомлю вы приехали совсем молодым, но успели сделать многое: отремонтировать храм, увеличить число прихожан. Сложно ли было расшевелить народ?

– Городомля долгое время считалась заповедником коммунизма. Для местного населения это такой благополучный, комфортный, маленький мир. Люди привыкли к спокойной жизни, менять что-либо не хотели. Когда я только приехал, на острове было много противников веры. Меня, молодого батюшку, поначалу не воспринимали. Приходилось проповедью, молитвой, постоянным общением менять ситуацию. На это ушли годы, но результат есть: вместе с прихожанами мы отремонтировали храм, при-обрели утварь, облачение и т.д. Раньше верующих на острове было лишь несколько человек. Бывало, чтобы попасть зимой на службу в Осташков, они шли по замёрзшему озеру пешком три–четыре километра. После открытия церкви службы на острове стали регулярными, храм открыт почти каждый день. У нас сформировался хороший приход. Но, как миссионеру, мне на острове было тесновато: очень узкий круг общения.

– В этих краях находится главная жемчужина Верхневолжья – Нилова пустынь. Казалось бы, намоленное место. Но вам не кажется, что святыня сегодня становится больше приманкой для туристов?

– Не соглашусь. Я начинал свой путь в этой обители, до семинарии был там послушником. Моя духовная жизнь основана на том опыте монастырской жизни, который я здесь получил. Я благодарен наместнику обители архимандриту Аркадию и всем братьям за бесценные уроки. Что касается туристов, каждый находит что хочет. Одни едут в Нилову пустынь за духовным опытом, другие – подняться на колокольню и сфотографироваться. Важно то, что мы сами хотим получить от такой поездки.

Смотрите прежде на себя

– Этой весной Владыка Савва перевёл вас с острова в Тверь и поручил возглавить миссионерский отдел при епархии. Как впечатления от «большой земли»?

Факт До революции на острове Городомля располагался скит Ниловой пустыни, то есть уединённые жилища монахов. – Мне нравится, но многое для меня непривычно. Прежде всего большие расстояния. На острове всё было близко, а тут без навигатора зачастую не обойтись: всегда им пользуюсь, чтобы рассчитать время и не опоздать на мероприятия. Сейчас я служу в храме во Власьево. Прихожане активные и образованные. Радует, что приходит много детей. А о проблемах не хотелось бы говорить. Они есть везде, а я всё-таки позитивный батюшка.

– Можно сколько угодно надеяться на Бога, не обращать внимания на условия жизни… Но если чиновники, призванные решать проблемы населения, этим не занимаются, что делать? Как заставить слуг народа жить и работать по совести?

– Давайте прежде смотреть на себя: наведём порядок в собственной семье, в своём дворе и т.д. Если каждый так будет делать, это уже даст хороший результат. Часто получается, что мы ругаем других, а сами при этом мусорим, оскорбляем, публично материмся. Если такой человек придёт к власти, сильно ли он будет отличаться от тех, кого ругает? Уверен, продолжит относиться к ближним с гордостью, презрением и тщеславием. Ещё парадокс: многие критикуют власть, но при этом сами хотят быть к ней приближены. И ведь у большинства из них это стремление вовсе не потому, что хотят изменить жизнь населения к лучшему. Вообще, ругать власть – это грех осуждения. Но я не люблю разговоры о политике. Священник должен говорить о другом. У каждого много своих простых, человеческих проблем. Злоба или обида на ближнего волнует гораздо больше, нежели санкции и цены на нефть, не касающиеся нас напрямую.

Церковные правила поведения для многих людей, которые только начинают путь к вере, зачастую становятся барьером. В прошлом материале митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о том, как вести себя в храме и в целом начать свой путь к вере, который порой бывает тернист. В этот раз «Вечерняя Москва» публикует беседу с протоиереем Алексием Талызовым, который объяснил, как правильно начать общение со священником. Также представитель духовенства помог разобраться в том, чем отличаются служители разных санов и в чем особенности обращения к ним.

— Как общаться со священником?

— Чтобы правильно обратиться к священнослужителю в храме, надо иметь некоторое представление о священных санах духовенства.

В православной церкви духовные лица разделяются на три степени: диаконат, священники и епископы. Для каждого сана есть своя форма обращения. К диаконам обращаются, как правило, «отец диакон» или «отец…» с прибавлением имени. К священникам — «отец…» и именем собственным или «отец настоятель», «отец наместник», «отец благочинный». К епископам — «владыка…» с именем или «Ваше Преосвященство». «Ваше Высокопреосвященство» — к архиепископам и митрополитам. Чтобы понять, в каком именно сане находится тот или иной священнослужитель, лучше выяснить это заранее у окружающих людей, более сведущих.

Конечно, можно определить это и по внешнему виду — облачению, крестам, клобукам, но для этого все-таки нужны специальные познания и некоторый опыт.

— Допустимо ли безымянное обращение «батюшка», которое часто можно услышать в приходах?

— Такое обращение к священнику принято, его можно употреблять, но все же более применимо оно в общении со знакомым священником. А вот «отец» без указания имени звучит слишком фамильярно в общении прихожанина со священником. Корректным обращением будет «отец Владимир», «отец Александр». Надо иметь в виду, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски.

Поэтому говорят: «отец Иоанн», не «отец Иван», «отец Сергий», а не «отец Сергей», «отец Алексий» с ударением на втором слоге, а не «отец Алексей» и не «отец Алексий» с ударением на «е».

— Иногда используют универсальное обращение к священнослужителю «святой отец», это правильно?

— Нет, в нашей церкви такое обращение не принято. Это более присуще западным конфессиям. Святыми отцами в православной церкви называют прославленных подвижников благочестия, тех, кто уже канонизирован. Говорят, например: «Святые отцы учат…» А по отношению к конкретному священнику такое обращение использовать не стоит.

— Какими словами правильно начинать общение со священником?

— В церковной практике принято приветствовать священника обращением «Благословите!» При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой). Священник отвечает: «Бог благословит» или «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа» и налагает на мирянина крестное знамение, кладет на его ладони свою правую руку, которую мирянин целует. Если вас священник не знает, корректно будет потом представиться: «Отец Владимир, благословите, раб Божий Виктор…» или еще как-то себя представить. Священник может наложить крестное знамение и на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии. В Пасхальный период — в течение сорока дней после Пасхи — первыми словами приветствия являются «Христос Воскресе», с которыми обычно обращается мирянин, а священник отвечает: «Воистину Воскресе». Благословляющий жест при этом остается обычным.

Распространенная ошибка людей малоцерковных — накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя / Фото: Владислав Татаринцев, «Вечерняя Москва»

У диакона благословение не берут. А у епископа берут благословение таким же образом, как у священника: ладони складывают крестообразно одна на другую (правая наверху) и подходят к архиерею для благословения. Обращаясь к архиерею, его величают «владыко» («владыко, благословите»). «владыко»— это звательный падеж церковнославянского языка, в именительном падеже — владыка.

— Надо ли креститься перед тем, как обращаешься к священнику?

— Нет. Это распространенная ошибка людей малоцерковных — накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя, что называется «креститься на священника».

— Есть ли какой-то порядок очередности при обращении к священнослужителю?

— Вначале подходят мужчины — по старшинству, затем женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: «Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее». Заканчивают разговор благодарением и вновь «Благословите».

— Можно ли брать благословение на улице при случайной встрече со священником, если он при этом в обычной светской одежде?

— Это можно сделать, даже если священник в гражданской одежде. Конечно, не стоит протискиваться, например, через переполненный автобус, при этом лучше ограничиться легким поклоном.

— Распространяются ли формы приветствия священнослужителей на телефонное общение?

— При телефонном разговоре, как и при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику «Здравствуйте», а обращаются за благословением. Но, как правило, строят начало разговора так: «Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка», далее уже представляются и обращаются по сути дела.

— Как обращаться к священнику — на «вы» или на «ты», ведь даже в молитвах принято «ты»?

— К Господу мы обращаемся на «Ты», так как в арамейском языке обращение к Богу является третьим безличным лицом, которое соответствует особой уважительной форме. Однако в связи с отсутствием в церковнославянском сходной формы аналогом принято считать второе величальное лицо. В среде духовенства обычно общаются на «ты». Прихожанам уместнее обращаться к священнослужителю на «вы».

Одним из разделов, которые присутствуют едва ли не на всех более или менее крупных православных Интернет-порталах, является раздел с достаточно стандартным названием: «Вопросы священнику». И он же — один из самых востребованных, о чем свидетельствует как статистика посещений, так и количество самих поступающих на электронные почтовые ящики этих порталов вопросов. Огромную популярность приобрел за сравнительно короткое время проект «ВКонтакте» с чудным названием «Батюшка онлайн», о котором мы писали не так давно в нашей газете.

В чем же причина этой востребованности, в чем секрет популярности? И почему вопросы так похожи друг на друга, так часто повторяются и львиная доля их требует не просто ответа, а пастырского совета, наставления, утешения? Неужели только в Интернете-то и можно пообщаться со священником, неужели бОльшая часть батюшек и правда чаще находится в Сети, «онлайн», чем в храме, на приходе, там, где с ними можно было бы побеседовать вживую, а не на «удаленном доступе»? Если так, то кто же тогда служит в этих храмах, кто исповедует, причащает, венчает, крестит, отпевает? Не те же ли самые батюшки? Вроде бы, они же… Что же тогда получается? На службу, на требы приходят одни люди, а вопросы в Сети задают другие, которые в храм даже и не заходят? Бывает, конечно, и так, однако те же вопросы свидетельствуют: подавляющее большинство их авторов в храме как минимум бывают.

Странная какая-то ситуация, парадоксальная… Приходит человек на службу, исповедуется, причащается, целует крест, уходит и… Включает дома компьютер и пишет письмо священнику из другого города, которого никогда не встречал и даже фотокарточки, возможно, не видел. Или — заходит в храм, ставит свечи, молится, проходит мимо встретившегося ему настоятеля, выходит на улицу и далее — то же самое. Странно, правда…

А все оттого происходит так по большей части, что человек, имеющий к священнику немало вопросов, не знает толком, как к нему подойти, не говоря уже как эти вопросы задать — и не потому, что это особенно трудно, а просто навыка нет, не по себе как-то или опыты какие неудачные были. Однако все это вполне преодолимые препятствия. Я бы даже так сказал: нуждающиеся в преодолении. Остро.

Проблема доступа

Церковная жизнь без полноценного общения со священником вряд ли может вообще должным образом состояться. Человек приходит в Церковь, практически ничего не зная о ней. Книги, тот же Интернет, средства массовой информации, безусловно, могут оказать ему какую-то помощь, что-то прояснить, но живого собеседника не заменят. Тем паче не заменят они пастыря, имеющего определенный жизненный и духовный опыт, способного увидеть, кто стоит перед ним и какое слово, какое участие и совет ему потребны.

Распространенная (в Интернете, в частности) точка зрения такова: батюшкам чаще всего некогда, о чем они коротко скажут, сквозь зубы, на бегу, поэтому рассчитывать на их внимание особенно нечего. И вообще, не очень им интересно с разными «захожанами» общаться, да и с прихожанами тоже. Зато им очень нравится сидеть дома и иногда до поздней ночи, а иногда с раннего утра стучать по клавиатуре компьютера, отвечая очередному вопрошающему. В этом, видимо, корысть какая-то есть, заинтересованность. Вот, правда, какая — не совсем понятно. В Сети на вопросы отвечать — это ведь не иномарку дорогую освятить, не пару состоятельную повенчать — дохода никакого!

Шутки шутками, а на самом деле священников, неравнодушных к тем, кого посылает к ним за помощью и назиданием Господь, совсем не так мало, как кажется. И найти их и «доступ» к ним не так уж и сложно. Не исключено, что в некоторых особенно больших приходах стоило бы даже специальную инструкцию разместить — как это лучше сделать. Ну а пока этого нет, попробуем здесь что-то похожее на эту самую инструкцию изложить.

Время и темы

Для людей, еще не очень хорошо знакомых с церковной жизнью, необходимо сразу сделать следующее разъяснение: чтобы поговорить со священником, надо предварительно разобраться, как, где и в какое время его найти. Существенную помощь в этом плане может оказать висящее у входа в любой храм расписание богослужений. Совершенно естественно предположить, что когда есть в храме служба, есть там и священник, а во время между службами он может находиться на требах или быть занят какими-то иными делами. Так же естественно предположить и то, что непосредственно во время службы пообщаться не получится, потому что священник будет занят. И перед службой будет не очень удобно, потому что он может подойти непосредственно перед ее началом. А вот сразу после — вполне возможно.

Но можно поступить и еще проще: подойти к продавцу за свечным ящиком и вместо того, чтобы задавать ему вопросы обо всем — и в Церкви, и на свете (как нередко бывает), спросить только об одном: когда можно прийти для того, чтобы побеседовать со священником на интересующие темы.

Темы… С этим, на самом деле, тоже надо бы определиться — причем данное замечание касается людей, уже не только делающих в Церкви первые шаги, но и тех, которые находятся в ней далеко не первый день. О чем уместно говорить с батюшкой и о чем не очень? Вполне уместно и даже необходимо — о том, что такое христианство как таковое и как жить по-христиански в нашу столь непростую эпоху, что такое церковная жизнь и как ее начать, как правильно молиться, исповедоваться, причащаться, что читать, как учиться бороться со страстями, чем руководствоваться в той или иной ситуации, связанной с нравственным выбором. И еще о многих подобных вещах. А вот не очень уместно или даже неуместно совсем, так это о вопросах бытового, материально-технического или даже правового характера: стоит ли менять машину, продавать квартиру, как отсудить захваченную соседом по даче часть участка, класть ли деньги в банк, или вложить в недвижимость, или просто перевести их в валюту… И так далее. За такими советами, как ни странно, к духовенству обращаются совсем не редко, не учитывая почему-то при этом, что далеко не каждый священник способен совмещать в себе разом экономиста, юриста и специалиста по разрешению кризисных ситуаций. Хотя, стоит признать, что подчас и приходится совмещать: мало ли в наше и правда совсем не простое время людей, которых никто и нигде больше не выслушает, кроме как батюшка в церкви, и никто больше не поможет. Куда тут деваться… Но лучше бы все же без непрофильных вопросов. Бывает, разумеется, и так, что человек хочет по житейскому вопросу не совета попросить, а благословения и молитв, и это совершенно естественно.

Терпение вкупе с милосердием

По мере того, как человек начинает узнавать церковную жизнь, ему становятся понятны те ситуации, за которые прежде он мог обижаться на священников, которые «куда-то спешили». Прежде всего потому, что он постепенно узнает, что священнику есть куда спешить. Иногда он спешит соборовать, исповедовать и причащать умирающего, иногда — в отделение детской реанимации крестить новорожденного с трудно совместимым с жизнью диагнозом. У него может быть то или иное епархиальное послушание, которое требует его присутствия в определенном месте и в определенное время, у него вообще может быть немало обязанностей и дел. А еще может быть язва, требующая питания строго по часам, или диабет, или ишемическая болезнь сердца, или гипертония — причем не всегда в преклонном возрасте. Это все, к сожалению, не редкость. Ну и семья еще может быть собственная, и дети, которых надо забирать из школы. Или супруга в роддоме… И много еще всего такого. Почему? Потому что он всего лишь навсего человек.

И посему не стоит на него сердиться за «невнимание» и «неуловимость». Лучше проявить терпение вкупе с милосердием. Узнав, когда его застать в храме, не надо «набрасываться» на него сразу со всем, что накипело за долгие годы, правильней просто сказать:

— Мне хотелось бы с Вами поговорить. Как и когда это удобнее сделать?..

Исповедь и беседа — разные вещи

Для ведущего нормальную церковную жизнь христианина, регулярно исповедующегося и причащающегося, встреча со священником проблемой, конечно, не является, он регулярно видится с ним: подходя к Чаше, у аналоя с Крестом и Евангелием. Но, как ни странно, сложности именно с общением подчас возникают.

То, что у Чаши, во время Причащения, поговорить с батюшкой не получается — дело понятное. А вот исповедь кажется для разговора временем вполне подходящим. Ошибочно, конечно. И не только потому, что исповедников может быть много, а времени у священника мало. Бывает и так, что народу всего ничего и времени достаточно. Дело в другом: исповедь и беседу смешивать не стоит, слишком разные это вещи по самому характеру своему, по тому настрою, который необходим для первого и для второго. Лучше поступить иначе. Сначала исповедоваться, дождаться, когда будет прочитана разрешительная молитва. А уже потом спросить:

— Батюшка, у меня есть вопросы, могу ли я их сейчас задать?

Если обстоятельства позволяют, то и слава Богу. И очень хорошо, если хотя бы какая-то часть этих вопросов будет касаться предметов духовных: той же борьбы со страстями, чтения, молитвы. После исповеди, когда перед священником обнажились раны души, нужды конкретного человека, ему гораздо проще будет дать ему правильный совет, верное наставление. (В связи с этим же не лишним будет, думаю, сказать о такой странности современной церковной жизни: то и дело приходится встречаться с людьми, которые исповедуются у одного священника или даже вообще разных, а за советом и поговорить приходят к другому, у которого никогда не исповедовались. Это примерно то же, что, пройдя обследование в одной клинике и не забрав оттуда ни одной выписки, отправляться на консультацию в другую…).

Если же времени нет, то надо договориться, как уже выше было сказано, на потом, когда будет удобно и священнику, и прихожанину.

***

…Я уверен: большинство из нас, пастырей, время для беседы обязательно найдет. Большинство из нас вправду всерьез относится к тем, кто приходит к нам со своими духовными нуждами. Да и корысть, если честно, тоже, разумеется, есть: так ведь хочется видеть плоды своего служения, хоть малые, хоть скромные самые… А их трудно увидеть, если не будет этих бесед, этого общения, этой совместной и единой, насколько возможно, со своей паствой жизни.

Фото Александра Шурлакова
Газета «Православная вера» №12 (488)

Старый мем про «Беседы с батюшкой» обрёл новую жизнь, ведь его можно органично вписать во что угодно. Кажется, беды с башкой есть повсюду: от нового хоррора с Робертом Паттинсоном до политики компании Blizzard. А ещё в фильмах, сериалах и аниме нашёлся полный набор смешных фраз: от бед с батюшкой до бесед с башкой.

Если вы хотя бы несколько лет просидели в интернете, мем с надписью «бе ды с ба шкой» вам явно знаком. Основой для него стала заставка передачи «Беседы с батюшкой», которая с середины 2000-х годов выходит на православном телеканале «Союз».

Кроме того, на картинку попал санитар в колпаке — персонаж мема «Врач и дурка» с нарисованным в стиле rage-комиксов медработником, который хочет всех отправить в психиатрическую больницу. Оригинальный рисунок с этим санитаром впервые появился вот в таком четырёхпанельном комиксе:

Читайте на Medialeaks Насколько ты внимателен? Сыграй в игру и отыщи все части бумбокса на вечеринке!

В итоге санитар в колпаке начал использоваться как реакция на любые нелогичные и неумные комментарии: появились десятки вариантов с подписями вроде «в дурку его», «вернись в палату» и так далее.

Картинка «бе ды с ба шкой» совместила в себе санитара и «Беседы с батюшкой» и гуляет по интернету уже несколько лет. Её функции примерно те же, что и у оригинальных мемов с врачом в колпаке — указывать собеседнику на проблемы со здравым смыслом.

Впрочем, в конце 2019 года её популярность резко возросла — и вскоре мем трансформировался. Надпись начали менять, чтобы отражать ту или иную ситуацию, под которую подстраивается картинка.

Так, скандальный публицист Евгений Панасенков известен тем, что называет своих оппонентов «швалью», «дешёвками» и «букашками». Автор псевдонаучных исторических книг уже давно стал «человеком-мемом» — и «беды с башкой» мимо него тоже не прошли.

Персонаж популярного видео, выкрикивающий фразу «Еее, бой», тоже получил свой вариант картинки. Кстати, сам мем yeah boii пошёл от фразы, которую выкрикивает на как можно большую длину на одном дыхании участник группы Public Enemy во время концертов.

Первые зрители нового хоррора «Маяк» с Робертом Паттинсоном в главной роли уверены: у персонажей, спивающихся на маяке, явно есть проблемы с головой. Так появилась ещё одна вариация.

Ну а вскоре «Беседы с батюшкой» отступили на задний план и саму фразу про проблемы с головой начали использовать буквально везде. Так, компания Blizzard в очередной раз вызвала недовольство геймеров: неудачный релиз Warcraft III: Reforged всех разочаровал, а вместо возврата денег критики начали получать бан за жалобы. И хотя разработчики уже извинились и начали возвращать деньги, их логотип превратили в очередные «беды с башкой».

Не менее органично мемная надпись вписалась и в логотип издателя компьютерных игр Bethesda Softworks.

Ну а пользователи твиттера и вовсе начали вписывать фразу куда угодно, не сильно задумываясь о том, как она сочетается с оригиналами картинок. Например, в твите ниже от «Битвы экстрасенсов» остались только буквы «Б» и «А» — но ведь всё и так ясно.

?•○ Цветочный чай ○•?

Оригинал Оригинал

Ну а на новом витке развития мема слова «беседа» и «батюшка» вернулись на своё место.

твой сенсей

Оригинал Бе ды с ба шкой были, теперь время беседы с батюшкой.Оригинал

Пользователи соцсетей начали играть с надписью, показывая, как из одного названия можно сделать четыре — и все они идеально подойдут к ситуации. Для каждого варианта подписи нашлось по кадру в аниме «Триган».

consulting exorcist

Оригинал — беседы с батюшкой;
— беседы с ба шкой;
— бе ды с ба шкой;
— бе ды с батюшкой.Оригинал

И в сериале «Благие знамения».

ᴠɪxʏ ɴʏssᴀ | ♡? ??????

Оригинал — беседы с батюшкой;
— беседы с ба шкой;
— бе ды с батюшкой;
— бе ды с ба шкой.Оригинал

Ну а персонажей «Звёздных войн» вообще никак лучше и не опишешь.

ситхская хтонь

Оригинал Беседы с батюшкой.
Бе ды с ба шкой.
Бе ды с батюшкой.
Беседы с ба шкой.Оригинал

Кстати, в соцсетях сейчас популярен и другой мем про неправильное прочтение. Это картинка, на которой парень фотографирует грудь мультяшной героини. И речь не о сексизме, а о том, как люди ведутся на сенсации и вырывают слова из контекста.

Ну а ещё один новый мем пришёл к нам из рекламы с «Риком и Морти». В нём главный герой мультсериала срывает со стены обои, и эта картинка подходит для всего: от конспирологических теорий до жизни в СССР.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *