Погребальные обряды

Страница 1 из 2

Не все исследователи едины в вопросе об определении понятия «погребальный обряд». Одни придерживаются традиционной точки зрения: погребальный обряд — это конструкция могилы и намогильных сооружений, особенности положения костяка и особенности расположения вещей. Другие, например В. Я. Петрухие, погребальным обрядом считают действия, совершенные живыми над мертвым или около него при подготовке похорон, их совершении и вскоре после них. Быть может, последнее определение более точно, но в этом случае изучение начала и конца совершения обряда пока выходит за возможности археологии. Средний же этап — исследование действий при совершении похорон — нам кажется ближайшей возможной целью изучения погребального обряда, и оно полностью включает суть первого определения.

Ни одна черта погребального обряда сама по себе не может служить основанием для решительных выводов. Лишь совокупность этих черт, прослеженная на достаточном количестве погребений, может стать базой для исторических обобщений. Мало того, иногда даже тщательно изученная особенность древних погребений требует дополнительных доказательств. Ведь погребальный обряд как совокупность определенных черт дает слишком мало вариаций, аналогии каждой из которых встречаются на совершенно иной территории и в иное время. Все это нужно иметь в виду, используя древние погребения в качестве исторического источника.

Погребения делят на трупоположения , из которых наиболее древние относятся к палеолиту, и трупосожжения , появившиеся в бронзовом веке. Анализ вариантов этих обрядов весьма важен, но они поддаются истолкованию с трудом. Иногда соответствующие выводы удается сделать при помощи этнографических аналогий, которые всегда следует привлекать. Далеко не просто вскрыть глубинную сущность конкретных исторических процессов и объяснить, например, почему одни племена хоронили мертвых в вытянутом положении, а другие — в скорченном, почему встречаются погребения в сидячем и стоячем положении.

Сущность обряда парных погребений, т. е. совместного погребения мужчины и женщины, объясняют, учитывая характер соответствующей эпохи, но до сих пор на этот вопрос удовлетворительного ответа нет.

Важны соотношения погребений, расположенных под одной курганной насыпью. В этом случае типичны некоторые курганы эпохи бронзы. Наличие многих погребений требует решения вопроса об их одновременности или разновременности. В первом случае основную гробницу господина «охраняют» воины , во втором — погребения, совершенные в отдельных могилах, расположены вокруг родового жертвенника или погребения вождя. Погребения мужчин, женщин, детей занимают строго определенные для них места. Поскольку они погребены под одной курганной насыпью, можно предположить, что это члены одного рода. На принадлежность погребенных к одному роду может также указать длинный правильный ряд погребений в таком кургане. Иногда расположение погребений в кургане сравнивают с планировкой родовых поселков.

В таких курганах с большим числом разновременных погребений особое значение приобретают стратиграфические наблюдения: взаиморасположение могил по вертикали, установление их относительной хронологии. Здесь важны наблюдения не только над конструкцией могил, но и над расположением слоев насыпи, выкидов из ям, строительных остатков и пр. Примером таких раскопок могут быть раскопки кургана у с. Ягодного Н. Я. Мерпертом.

2020.01.22
Процедуры кремации и развеивания праха, хоть и являются нетрадиционными для нашей страны, с каждым годом приобретают все большую популярность, особенно в мегаполисах, где хронически не хватает места на кладбищах, а отдельные участки и вовсе стоят целое состояние. По некоторым данным около 60 % умерших людей в городах-миллионниках (вроде Москвы и Санкт-Петербурга) подвергаются после смерти именно кремации. Как правило, прах, оставшийся после сожжения тела, по усмотрению родственников помещают в колумбарий, подселяют в семейную/родовую могилу или хоронят на отдельном участке кладбища с последующей установкой памятника. Более экзотическим способом выступает развеивание, предполагающее распространение праха над какой-либо территорией: землей или водой. Современные россияне также пересматривают свое отношение к посмертным ритуалам. И хотя в православии кремация не приветствуется, ради экономии или с целью организации красивого прощания с умершим, родственники часто выбирают именно развеивание праха. Развеивание праха в России не приветствуется особенно в православии, урна должна быть захоронена в землю.

Законные основания для проведения процедуры

Посткремационное развеивание пепла официально разрешено на территории Российской Федерации. Эта процедура обозначена в Приказе Госстроя N3 от 10 января 2000 года в качестве одного из легальных «способов захоронения праха». Естественно, ее законность признается только в том случае, если кремация осуществлялась в установленном законом порядке и в учреждениях, уполномоченных ее проводить.

Перед тем, как развеять прах дорогого вам человека, необходимо знать следующее:

  1. Пепел не следует высыпать на тротуарах, в фонтаны и в прочие общественные места, чтобы не подпасть под действие ст. 213 УК РФ «Хулиганство”;

  2. На погостах прах развеивают только в предназначенных для этого местах – на Полянах Скорби. В родственную могилу урну подхоранивают с обязательной регистрацией данного действия в мемориальном журнале кладбища. После этого разрешено будет выгравировать имя нового упокоенного на надгробии и совершать в дальнейшем захоронения умерших, приходящихся усопшему родственниками;

  3. При жизни человек должен выразить собственную волю относительно развеивания своего праха после кремации. Данный факт должен быть подтвержден двумя свидетелями или зафиксирован на бумаге (нотариально, в завещании). Иначе действия родственников могут быть квалифицированы как нарушение ст. 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения”.

Также на тот факт, что в РФ разрешено проводить развеивание праха, указывают ссылки на процедуру в национальных стандартах и в ГОСТе Р 53107-2008.

В то же время существующие правила выдачи праха родственникам после кремации формально делают развеивание проблематичным. В них указывается, что для того чтобы забрать прах, нужно кроме прочих документов предъявить справку о месте его последующего захоронения, выданную кладбищем. Это требование часто заставляет людей отказаться от идеи развеивания в пользу захоронения или колумбария.

Что предлагают кладбища РФ

Ряд российских некрополей переориентировался на предоставление столь востребованной услуги, как развеивание праха умерших Сегодня на некоторых кладбищах появились специально выделенные «зоны для развеивания». Обычно они выполняются в виде асфальтированных участков, где можно вполне легально раскрыть капсулу с прахом. Такие локации, кстати, были узаконены национальным стандартом. Поэтому есть вероятность, что вскоре их возьмут на вооружение и остальные кладбища России.

Альтернативные места развеивания праха

В зависимости от прижизненных пожеланий человека, который умер, или его родственников, принимающих решение о кремации и развеивании, прах может высвобождаться буквально где угодно. Распространены такие варианты:

  • в родном городе умершего или в памятных для него местах;

  • над водной гладью (океаны, реки, моря, озера и т. д.);

  • в известных точках планеты (вершины гор, площади городов и т. д.);

  • в центрах паломничества, важных религиозных местах;

  • в космосе.

Для реализации наиболее экзотических пожеланий семьи могут обращаться в специальные службы, способные организовать не только отправку праха в труднодоступный уголок планеты, но и прямую трансляцию процедуры развеивания из оговоренной точки планеты.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *