Поклон земной

Вопрос читателя:

Добрый вечер. Помогите разобраться. Я хожу на литургию каждое воскресенье. Батюшка три месяца назад позвал меня в алтарь помогать ему, так как прежний прихожанин в церкви изредка появляется, обученных пономарей у нас нет, а самому батюшке справляться трудно.

Батюшка со временем наставил меня в обязанностях, в том числе сказал, чтобы, когда начинается молитва «Отче наш…», я совершал земной поклон и не вставал с колен, пока не закончится молитва.

На днях я начал вдаваться в подробности о Литургии и наткнулся на такой момент, что в воскресенье на Литургии, а также в 12 великих праздниках земные поклоны не совершаются. В воскресенье можно разве что совершать земные поклоны во время призывания Святого Духа к дарам и когда Чашу с Дарами выносят из алтаря: «Со страхом Божиим и верою приступите…».

Я проверил это во многих источниках и нигде не нашел о земном поклоне и стоянии на коленях при молитве «Отче наш…». Как мне быть? Поговорить с батюшкой, и больше не совершать в этот момент земного поклона и стояния на коленях?

Анатолий

Отвечает иерей Роман Посыпкин:

Дорогой Анатолий!

С канонической точки зрения, Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарий Каппадокийский, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».

Однако эти каноны относятся к общецерковной молитве, молитве прихожан в храме, а не к «земным поклонам» перед Святынями — Святым Престолом и Чашей. Если на Вашем приходе священник по сложившейся традиции совершает перед Святым Престолом молитву «Отче наш» с земным поклоном в воскресные и Праздничные дни, то, по моему мнению, не следует смущать батюшку своим мудрствованием.

Если Вас что-то смущает, то благочестивее для Вас будет не служить Господу пред Его Святым Престолом, а молиться со всем народом в храме, и там не преклонять колени.

Про земные поклоны у нас есть подробный материал. В нем объясняется, когда они совершаются и не совершаются и почему. Смотрите .

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Interfax-Russia.ru – Пояс Богородицы закончил свое почти полуторамесячное путешествие по России. За это время к нему прикоснулись почти 3 миллиона человек в 15 городах страны.

Рано утром 28 ноября закончилось 40-дневное пребывание ковчега с поясом Богородицы в России. Реликвию доставили из Храма Христа Спасителя в аэропорт «Внуково-3». Оттуда после молебна патриарха Кирилла она вылетела к месту своего постоянного хранения – Ватопедский монастырь на святую гору Афон в Греции.

Шли потоком

В России поясу, который по преданиям помогает от бесплодия, дарует здоровье и является одной из важнейших православных святынь, смогли поклониться около 3 млн паломников. За это время ковчег с поясом побывал в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Норильске, Владивостоке, Красноярске, Тюмени, Нижнем Новгороде, Дивеевском монастыре, Саранске, Самаре, Волгограде, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Калининграде и Москве. Первоначально предполагалось, что святыня пробудет в столице 4 дня, однако из-за ажиотажа ее пребывание продлили до 8 дней, а затем добавили еще один.

Пребывание реликвии в России не обошлось без эксцессов. Так, в Екатеринбурге в очередь паломников въехал автомобиль. Женщина за рулем не успела вовремя притормозить – пострадали четыре человека. А в Самаре, по сообщениям местных СМИ, из-за долгого стояния в непогоду часть верующих пробила оцепление с детьми на руках. В двух других городах – Калининграде и Ставрополе — в очередях скончалось по одной пожилой паломнице.

Наибольший ажиотаж вызвал приезд реликвии в столицу. На площади перед Храмом Христа Спасителя 19 ноября ее встретили около 40 тысяч человек, и в следующие дни очередь к святыне росла. При этом около половины паломников приехали из соседних регионов и стран ближнего зарубежья. Для того чтобы обеспечить доступ верующих, на все время пребывания пояса перекрыли Пречистенскую набережную и окрестные переулки. Это вызвало цепь пробок и заторов в местах объездов.

Однако вскоре очередь вышла за пределы отведенной территории и «растеклась» вдоль набережной Москва-реки на многие километры. Сначала ее конец находился на станции метро Фрунзенская, а потом постепенно начал уходить в сторону станции Спортивной. К 24 ноября он оказался уже у Воробьевых гор. Среднее время стояния к этому моменту достигло 26 часов, и организаторам пребывания реликвии пришлось пойти на срочные меры.

Чтобы ускорить процесс поклонения, реликвию перенесли на двухметровую арку. Если раньше верующие могли прикоснуться и рукой, и губами к ковчегу со святыней, то теперь они проходили под ним и, максимум, задевали рукой.

«В предыдущие дни к ковчегу прикладывались в среднем 40 человек в минуту (около 60 тысяч человек в день). Учитывая большое число желающих поклониться святыне, было решено установить ковчег на специальную подставку, это позволит увеличить количество поклоняющихся святыне приблизительно до 80 человек в минуту (около 110 тысяч человек в день)», — заявил журналистам глава комиссии при патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения православных святынь епископ Солнечногорский Сергий.

По его словам, «не существует специального канона в отношении того, как почитать святыню: можно прикладываться, можно касаться рукой, можно проходить под ней».

«С древности во время крестных ходов чудотворные иконы и святыни просто проносят над народом. Мы знаем и о чудесном исцелении царицы Зои, когда над ее головой подняли пояс, и она исцелилась», — рассказал представитель Русской церкви.

По преданию, жена византийского императора Льва VI (IX-X в.в.) Зоя исцелилась после того, как пояс Богородицы вынули из ковчега, в котором он хранился, и пронесли над ее головой. В благодарность она вышила пояс золотыми нитями. Именно это, как считается, помогло ему сохраниться до сегодняшнего дня.

По словам епископа Сергия, в современной Греции также существует традиция проносить ковчег над головами верующих.

Архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря, где хранится пояс, рассказал журналистам, что «существует традиция проходить под святыми иконами и святыми мощами, при этом известно множество случаев исцелений».

Он вспомнил случай, когда у человека прошла опухоль под локтем после того, как он прошел под одной из икон. «Всегда в православной традиции существовали крестные ходы с иконами, по окончании которых икону проносили над головами верующих, — напомнил отец Ефрем, — при этом верующие получают благодать такую же, как и когда они прикладываются к иконе».

Впрочем, аналогичные меры принимались и в других городах пребывания святыни, когда поток паломников начинал «зашкаливать». В московском штабе даже рассматривали и более «радикальные» меры освящения – например, облет столицы с реликвией на вертолете.

После этого число верующих, стоящих в очереди, начало стремительно сокращаться. По сообщениям штаба, вскоре среднее время ожидания уменьшилось до 30 минут. Через некоторое время ковчег вновь сняли с подставки и прикоснуться к нему можно было также, как и в первые дни паломничества. Всего в Москве пояс смогли увидеть более 800 тысяч человек.

Паломничество к поясу не обошлось и без публичных скандалов. Так, телеведущая Ксения Собчак сначала возмущалась пробками, которые возникли из-за ограничения проезда по Пречистенской набережной. А затем посетила храм по спецпропуску и даже выложила его фотографию в своем твиттере. После чего в СМИ разгорелся скандал об «особо «верующих», которые могут проходить к святыне по VIP-пропускам.

В Московской патриархии подтвердили, что отпечатали пропуска в храм Христа Спасителя, но не для VIP-прохода.

«Действительно, патриархия отпечатывала какое-то количество этих пропусков для детских домов, для домов инвалидов. Но никаких пропусков «для VIP-персон» не было и нет!» — заявил порталу «Интерфакс-Религия» глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский.

Священник также сообщил, что первоначально на выходе из храма Христа Спасителя пропуска у их обладателей не изымали. Таким образом, часть из них могла попасть в чужие руки.

«Это не специально для них было сделано, и если «особо важные персоны» туда попали, то путями, которые нам не ведомы. А так были заявки, мне сегодня показали кипы бумаг от детских домов, от домов инвалидов, от обществ ветеранов. Как должны были их пропускать? Вот тогда были придуманы эти пропуска. А как дальше они распространялись — сколько людей, столько идей для распространения», — подчеркнул собеседник агентства.

Чудеса и не только

Поясу поклонился и правящий тандем. Премьер-министр Владимир Путин сделал это, когда реликвия только прибыла в Санкт-Петербург, а президент Дмитрий Медведев в День согласия и примирения. Пояс в это время находился в Нижнем Новгороде.

Уже в Москве незадолго до отбытия пояса на Афон Путин встретился со святыми отцами Ватопедского монастыря. В том числе с игуменом Ефремом.

Глава правительства отметил, что благодаря греческим священникам миллионы людей смогли поклониться святыне.

«То, что вы сделали, безусловно, демонстрирует близость между нашими народами и будет укреплять эту духовную близость, безусловно, это будет способствовать и дальнейшему развитию межгосударственных отношений», — сказал Путин.

В свою очередь игумен Ефрем признался, что сопровождавшие святыню монахи с горы Афон были потрясены той жаждой, с которой россияне стремились поклониться Поясу Богородицы.

«Этим явлением Пояса Богородицы показано, насколько российский народ имеет веру. И я убежден, что это самая большая сила вашего народа», — заявил игумен.

Он отметил, что после поклонения Поясу Пресвятой Богородицы уже были зафиксированы несколько десятков чудесных случаев. Так некоторые паломницы сообщают о том, что получили, наконец, возможность обрести ребенка после безуспешных попыток в течение многих лет.

«После путешествия Пояса Богородицы по России будет издана книга о чудесах, которые были совершены», — сказал игумен Ефрем.

В свою очередь премьер-министр выразил надежду, что это «поможет решению демографической проблемы» в России. А игумен попросил председателя правительства помочь Греции, переживающей сейчас «не самые лучшие времена».

Председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин признался, что удивился реакции большей части российского общества на пояс.

«В фонде мы даже не предполагали, что принесение Пояса в Россию встретит такой отклик у нашего общества», — написал Якунин в своем блоге. Он назвал такую степень общественного внимания «удивительным явлением».

Как сделал вывод Якунин, поклониться святыне идут люди независимо от степени их религиозности. «Если кто-то мне скажет, что более 80 тысяч человек, стоящие сегодня в очереди в Москве, — люди исключительно воцерковленные, то это не так. Это люди разных возрастов, мужчины и женщины, в том числе беременные, инвалиды, которые хотят прикоснуться к чему-то светлому, святому», — отметил глава попечительского совета.

Этот факт, по мнению Якунина, не может не радовать. Он свидетельствует о том, что люди в России «хотят увидеть нечто большее, чем предложение потребительской идеологии «обогащайтесь!»

Однако не все были настроены так радужно. Основной ропот прокатился по блогосфере: некоторые блогеры критиковали устроенную вокруг пояса шумиху, бесконечную очередь к святыне и слухи о возможных взятках полиции за возможность побыстрее попасть в храм. Впрочем, среди интернет активного населения были те, кто решил прикоснуться к святыне, несмотря на все возможные минусы.

По мнению патриарха Московского и всея Руси Кирилла, пребывание в России пояса Богородицы явило народу нашему, «еще во многом пребывающему в безверии», силу Божественной благодати.

«Когда миллионы людей прикасаются этой святыни, выстаивая сутками под морозом, дождем и холодом, то тем самым является сила Святой Руси, которую многие объявляли уже умершей, безвозвратно потерянной», — сказал патриарх после литургии в Зачатьевском монастыре Москвы.

День спустя он отслужил 15-минутный молебен во время церемонии проводов пояса. После чего реликвию отправили обратно в Грецию.

Впрочем, у православных верующих есть еще одна опосредованная возможность прикоснуться к поясу – в течение нескольких дней после отъезда пояса московская патриархия пообещала раздавать в храме Христа Спасителя пояски, сделанные в женских монастырях столицы и освященные на ковчеге со святыней. Представитель патриархии заявлял ранее о том, что их должно хватить еще на несколько тысяч человек. Кроме того, в самом храме хранятся частицы ризы Пресвятой Богородицы.

Так что «удивительное» вполне может быть и рядом.

Обозреватель Алексей Дружников

Религиозное чтение: картинки земной поклон молитва в помощь нашим читателям.

Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны?

Когда человек входит в храм Божий, он сразу чувствует, что попал в какую-то особую величественную и в то же время очень умиротворяющую обстановку – на небо, которое, однако, находится на земле. Здесь все несет в себе стройность, глубокий смыл и великую духовную красоту. Каждая церковная атрибутика и утварь соблюдает свой чин и порядок. Священнодействие и молитва перед алтарем совершается по строгим древним канонам. Все это вполне логично и понятно, но есть и то, что требует тщательного разъяснения.

Например, многие священнослужители часто сталкиваются с таким вопросом: земной поклон – как делать? Просто и однозначно на него ответить невозможно, но он не настолько и сложен, если внимательно его изучить.

Земной поклон – как делать?

Сразу надо сказать о том, что поклон – это символическое действие, совершаемое еще с самых древних библейских времен и выражающее великое почтение Творцу всего земного и небесного – Господу Богу. Поэтому любые поклоны нужно делать очень неторопливо и со словами молитвы. Чтобы выяснить для себя, как правильно делать земной поклон, надо определиться в том, какие вообще бывают поклоны. Оказывается, есть великие – земные поклоны, а есть малые – поясные. А есть и простое преклонение головы.

При земном поклоне надо пасть ниц на колени и коснуться лбом пола. При поясном поклоне наклоняется голова вниз так, чтобы пальцы руки касались пола. Так молились Соломон при освящении Храма Господня, Даниил, когда был в плену вавилонском, и другие праведники Ветхого Завета. Этот обычай был освящен Самим Христом и вошел в практику Святой Церкви Христовой.

Коленопреклонение

Самая большая часть коленопреклонений делается во время Великого Поста. По объяснению святителя Василия Великого, коленопреклонение символизирует падение человека во грехе, а потом восстание – прощение его по великой милости Господа.

И опять возникает вопрос: 40 земных поклонов – как правильно делать? Поклоны делаются в любое время, кроме особых дней, о них поговорим ниже. В остальное время не нужно лениться, а лучше добровольно ввергнуть себя в поклон, означающий собственное падением в бездну покаяния в надежде, что Бог примет и благословит эти скромные труды.

От количества поклонов и поста ничего не зависит, если сердце и душа не будут очищаться от дурных помыслов и меняться в лучшую сторону. А если человек хоть чуточку искренне покается, то любящий Отец обязательно протянет ему Свою святую десницу.

Опыт епископа Афанасия Сахарова

Не всегда можно найти правильный ответ на то, как делать земной поклон в православии. Но попробуем обратиться к известному ревнителю Церковного Устава –исповеднику Афанасию (Сахарову).

Прежде всего разберемся с тем, когда нельзя делать земные поклоны, а когда можно. Во время богослужения земные поклоны, как в принципе и поясные, совершаются совсем не по желанию. Их делают по будничным и по постным покаянным дням. В воскресные дни и, конечно же, в великие праздники, согласно постановлению Святых Отцов, они отменяются.

В период Пасхи и до Троицы, а также от Рождества и до Крещения земные поклоны тоже не полагаются. В 90-м правиле VI Вселенского собора написано, что в воскресные дни не надо преклонять колен ради чести Христова Воскресения. А вот малые поклоны надо делать в определенные минуты в соответствии со смыслом молитвословий.

Поясные и земные поклоны

Итак, на любом богослужении положено:

  • Три малых поклона при чтении и пении: «Святый Боже», «Придите, поклонимся», «Буди имя Господне благословенно», трехкратного «Аллилуйя».
  • Три малых поклона на стих из 118 псалма.
  • Малый поклон и крестное знамение на всех ектеньях (возгласах священника), при пении «Господи, помилуй» и «Подай, Господи».
  • Малый поклон на молитвах и стихирах, только после слов «припадем», «молимся», «поклонимся».
  • Малый поклон всегда перед и после чтения Евангелия «Слава Тебе, господи».
  • Малый поклон при чтении акафиста, на каждом кондаке и икосе, на 13 кондаке, трижды читаемом – поясной поклон или земной поклон, в зависимости от дня.
  • Малый поклон в конце службы после песнопения «Честней Херувим» и слов молитвы «Именем Господним благослови, Отче».
  • Малый поклон с освящением себя крестным знамением после слов священника: «Мир всем» и ответа хора: «И духови твоему».
  • Малый поклон с обязательным крестным знамением при осенении Евангелием, Крестом или иконой.
  • Малый поклон без крестного знамени при благословении рукой священника, осенении свечами или при каждении. Только вот при каждении на Пасху на приветствие «Христос Воскресе», крестясь, отвечают: «Воистину Воскресе».
  • Малый поклон без выполнения крестного знамения на отпустах при благословении священника рукой и поясной поклон с выполнением крестного знамения при благословении крестом.

Церковный устав

Поклоны на службах (вечерня, утреня, всенощное бдение):

  • Земные поклоны прекращаются после молитвы «Сподобови, Господи» на вечерни праздничного или воскресного всенощного бдения до вечерни следующего дня.
  • Малый поклон совершается после каждого величания на утрени, при пении величания.
  • Малый поклон при пении «Хвалим, благословим, кланяемся и превозносим Тя».
  • Малый или земной поклон при пении «Честнейшую Херувим» (в зависимости от дня), после возгласа «Богородицу и Матерь Света».
  • Земной поклон на непраздничной утрени после богослужебной молитвы «Достойно есть».

Особые правила поклонов

Итак, мы рассматриваем, что такое земной поклон. Как делать его правильно? Стоит учесть, что на службах могут присутствовать сестры-монашки. Многие прихожане, не зная правил, начинают подражать им и так же, как они, совершать поклоны. Или, наоборот, смотрят на них и смущаются.

Все дело в том, что монахи подчиняются своему особому уставу, а прихожанам надо придерживаться устава Отцов Святых, предназначенного для всей Церкви, чтобы постепенно раскрывался и познавался весь смысл богослужения.

Существует уже устоявшаяся традиция, когда во время каждения настоятелем церкви прихожане отвлекаются от богослужебной молитвы, начинают передвигаться из одной стороны к другой, приковывая все свое внимание к приближающемуся священнику, создавая шум, встают спиной к алтарю, что недопустимо. Во время каждения прихожане должны расступиться и пропустить священника, после чего – тихо встать на место и вернуться к молитве.

Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия. Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений.

Можно ли делать земные поклоны на Литургии

Литургия – особая служба, которая состоит из трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. В первых двух частях поклоны совершаются по уставу вышеописанных обычных служб, а вот третью часть – самую главную – опишем подробнее. Когда и как совершаются малые и великие поклоны? Давайте разберемся, когда делать земные поклоны на Литургии, а когда поясные.

Священник на Великом ходе выходит на амвон в руках держит Чашу и дискос, а хор в это время поет «Херувимскую песнь»:

  • Малый поклон во время окончания первой половины «Херувимской», в это время священник находится на амвоне.
  • Стоять с преклоненной головой во время поминовения священников.
  • Три малых поклона при троекратном «Аллилуйя».
  • Великий поклон по дню (если не в праздник) при возгласе священника «Благодарим Господа».

Когда совершается Евхаристический канон, Святейшее Таинство надо соблюдать полную тишину и ум держать во внимании.

  • Малый поклон совершается при возгласах «Приимите, ядите, пийте от Нея вси».
  • Малый поклон по дню совершается по окончанию «Тебе поем» и «И молим Тис я, Боже наш». Это очень важная минута для молящегося человека.
  • Малый поклон по дню совершается после «Достойно есть».
  • Малый поклон при словах «И всех, и вся».
  • Малый поклон по дню в начале общенародной молитвы «Отче наш».
  • Великий поклон (если не праздник) при возгласе священника «Святая-святым».
  • Малый поклон по дню выносимым дарам перед причастием со словами «Со страхом Божиим и верою приступите».
  • Положить земной поклон и сложить крестообразно руки на груди после молитвы священника перед причастием. (Перед чашей не креститься и не кланяться, чтобы ни в коем случае не столкнуть ее).
  • Причастникам до вечера не надо делать земных поклонов. Поясной поклон для причастников при появлении Святых Даров при возгласе «Всегда, ныне и присно».
  • Преклоняется голова, когда звучит заамвонная молитва, и священник, заканчивая литургию, выходит из алтаря и встает перед амвоном.

Многих верующих интересует вопрос о том, можно ли после причастия делать земные поклоны. Священники предупреждают, что не надо делать коленопреклонение после причастия, это делается ради святыни, которая внутри человека, принявшего Святое причастие, и чтобы случайно не вытошнило.

Заключение

Очень хотелось бы, чтобы верующие понимали, что поклоны вроде бы и не есть главными в жизни православного христианина, но они помогают укрепить веру, просветить сердце, настроить на правильный духовный лад и понимание всего смысла службы, будучи ее участником. С малого начав, можно достичь большего. Совсем не от праздности Святые Отцы создавали Уставы. Возможно, теперь хоть немного стало понятно, что такое земной поклон. Как делать и когда − тоже описано выше достаточно понятно и подробно. Но чтобы лучше усвоить все эти правила, надо чаще ходить в храм.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как делать земной поклон в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

В православии есть большое количество определенных обрядов, таинств и ритуалов, выполнение которых несет в себе определенный смысл. Среди таких выделяют поклоны. Они несут некоторое символистическое значение и передают некий посыл от верующего к Богу. Есть определенные правила того, как делать земной поклон в православии, а также уместность его выполнения. Зная тонкости совершения определенных действий мы всегда будем чувствовать себя уверенно и избегать неприятных ситуаций.

Что такое поклон, разновидности

Поклоном называют символическое действие, которое характеризуется наклоном тела и головы, которые показывают смирение и покорность перед Господом. Есть несколько разновидностей поклонов:

  • Великие или земные. При них молящийся становится на колени и касается головой земли.
  • Малые или поясные. При его выполнение наклоняется только голова и тело.

Обычай совершать поклоны пришел к нам еще с древних библейских времен.

Есть определенные случаи, когда поклоны не предусмотрены. Многие также путают такие понятия как поклоны и неправославный обычай стояния на коленях.

При выполнении земного поклона мы показываем свое смирение и благоговение перед Творцом вселенной. После поклона мы встаем, показывая тем самым, что Господь дал нам все необходимое для спасения.

Когда нельзя делать земные поклоны

Делать великие поклоны нельзя:

  • в дни от Рождества до Крещения,
  • в воскресные дни,
  • в дни великих праздников,
  • от Пасхи до Пятидесятницы,
  • в праздник Преображения,
  • запрещено причастникам в день первого причастия и последующие.

Есть еще и такой вид как великие постовые поклоны. Такими называют троекратные земные поклоны, которые сопровождаются наложением православного крестного знамения и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, которая поделена на три стиха.

Как правильно класть земные поклоны

Священники говорят о том, что в Церковном Уставе говорится о неспешном, своевременном, чинном, неторопливом и истовом выполнении. Поклоны и коленопреклонения стоит совершать после каждого кратного прошения ектении или молитвословия. Запрещается делать это во время чтения или пения. Также не разрешается совершать поклоны вместе с крестным знамением.

Как правильно делать земные поклоны? Перед совершением необходимо наложить на себя крестное знамением. После этого встаньте на колени и поклонитесь, руки и голова должны касаться пола. Перед тем, как приложиться к иконе или распятию необходимо снова дважды перекреститься поклониться, приложиться, а потом еще раз перекреститься и поклониться.

Когда можно совершать

Уже было сказано о том, когда не нужно совершать поклоны, но многие люди не знают и те моменты, когда это делать необходимо. Если даже по незнанию Вы совершите земной поклон во время праздника, то это не будет считаться ошибкой. Многие священнослужители говорят и о том, что часто необходимо смотреть еще и на традиции того храма, который Вы посещаете. Бывает такое, что существуют и определенные местные традиции.

Земной поклон в воскресение вызывает массу споров. Прежде всего это заключается в том, что по Церковному Уставу запрещено совершение земных поклонов в воскресные дни и праздники. Но многие литургисты говорят о том, что совершать земные поклоны необходимо всегда перед престолом, независимо от дня недели или праздника. Кроме того, есть определенная практика, когда земные поклоны заменяются на поясные.

Есть такое понятие как Литургия. Еще Иоанн Кронштадский говорил о совершении земных поклонов во время Литургии. Он говорил, что совершать поклоны необходимо независимо от времени проведения Литургии. Делать стоит три поклона во время ее проведения:

  1. На входных перед Престолом.
  2. При положении Даров.
  3. Непосредственно перед причащением.

Но опять же таки о том, если Вы не знаете, когда делать земной поклон на Литургии, можно посоветоваться с церковнослужителями или просто наблюдать за их поведением. Так как постигнуть все тонкости совершения всех ритуалов и обрядов достаточно сложно, то не стоит стесняться просить о помощи, а также консультироваться со знающими людьми. Это позволит Вам избежать неприятных и неловких ситуаций в храме.

Помните о том, что совершение любого действия не должно идти из-за необходимости или по принуждению. Все действия должны исходить от чистого сердца и только по добрым побуждениям. Ведь наше обращение к Господу будет услышано и одарено благодатью только в том случае, если у нас будут чистые помыслы и искренняя вера.

Все зависит только от Вас, ведь с какими желаниями мы придем к Богу, то и получим взамен. Необходимо не только просить, но и благодарить. Для этого наиболее лучше подойдут благодарственные молитвы. И будьте очень осторожными, чтобы пословицу «Заставь дурака молится, он и лоб себе расшибет» не возможно было применить к Вам.

Группа

12 земных поклонов

Информация

Действия

103 записи к записям сообщества

Братья и сестры! Давайте объединимся в общей молитве: будем ежедневно в 23.00 класть 12 земных поклонов с молитвой Господу, от сердца, своими словами, о запрете детоубийства.

Кровью спеленуто детское тельце, –

Отнята жизнь, не успев появиться;

Кто его страшный наемный убийца?

А как безумный кровавый палач?

Кто инструментов блестящий набор

В руки берет, словно меч и топор?

Меч опускает и головы с маху

Рубит у крохотных, нежных младенцев?

Молох в груди у него или сердце?

Он за убийство получит зарплату,

Он перед Богом ответит сполна,

Что захлебнулась от крови страна.

Уже древние сказали: «Не столько страшно преступление, сколько узаконение преступления». Самое страшное, что убийство разрешено законом, самое страшное, что оно не вызывает в обществе чувства ужаса и протеста» (Архимандрит Рафаил Карелин).

Тот, кто не ленится делать земные поклоны, меньше подвержен болезням позвоночника и коленных суставов.

Тот, кто, любит читать вслух псалтирь – у того меньше проблем с лёгкими.

Тот, кто ходит в далёкие крестные ходы, Показать полностью… становится выносливым как миклухо-маклай.

Тот, кто, кроме того, воздержен в пище, лишен проблем с суставами, сосудами, давлением и прочим и прочим и прочим..

Видел много я старушек, носящих себя каждый день в храм до самой глубокой старости, переживших всех своих сверстников, которые выстаивали службы, на которых молодые загибались

– Я слышала историю, что во Вьетнаме мужчина хоронил абортных детей и взял себе на попечение более сотни живых, я решила, что хотела бы поступать так же. Начать хотя бы с малого – захоранивать по-человечески маленьких страдальцев, – рассказывает прихожанка Онежского храма Рождества Пресвятой Богородицы Княжпогостского района Ульяна Ляутова.

Находи «За жизнь» в других соц. сетях!:

Тот, кто не ленится делать земные поклоны, меньше подвержен болезням позвоночника и коленных суставов.

Тот, кто, любит читать вслух псалтирь – у того меньше проблем с лёгкими.

Тот, кто ходит в далёкие крестные ходы, Показать полностью… становится выносливым как миклухо-маклай.

Тот, кто, кроме того, воздержен в пище, лишен проблем с суставами, сосудами, давлением и прочим и прочим и прочим..

Видел много я старушек, носящих себя каждый день в храм до самой глубокой старости, переживших всех своих сверстников, которые выстаивали службы, на которых молодые загибались

Хвала Аллаху.

Земной поклон совершается на семь частей тела, опираться на которые велел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Об этом говорится в хадисе от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Мне было приказано совершать земной поклон /суджуд/ на семь костей: на лоб — и он указал рукой на нос — на две руки, на оба колена и на пальцы ступней.

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: Если хотя бы одна часть тела не касается пола, то молитва становится недействительной.

Большинство ученых (среди которых имамы Малик, аш-Шафи’и и Ахмад) приводили этот хадис в качестве доказательства того, что земной поклон будет правильным только в том случае, если совершается на все (перечисленные) части тела, а если человек, совершая его, станет опираться только на шесть частей тела, то его земной поклон верным не будет.

Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: На это мнение указывают достоверные хадисы о велении совершать земной поклон на все эти части тела, а веление указывает на обязательность.

Поэтому, если кто-то на протяжении всего земного поклона держал поднятой хотя бы одну из перечисленных частей тела и не совершал на нее земной поклон, то его молитва правильной не будет.

Если же он поднял одну из частей тела ненадолго, то его молитва будет верной, если пожелает Аллах.

Шейху Ибн ‘Усаймину, да помилует его Аллах, задали вопрос: Человек во время земного поклона поднял одну из частей тела, считается ли его молитва недействительной?.

На что он ответил: Очевидно, что если он поднял одну из частей тела во время всего земного поклона, то есть все еще совершая его, то его земной поклон не будет действительным. А если не будет действительным его земной поклон, не будет действительной и его молитва. Если же он поднял эту часть тела на короткое время, например, чтобы почесать одну ногу второй ногой, а после вернул ее на место, то, я надеюсь, в этом нет беды.

Он также сказал: «При совершении любого земного поклона обязательно совершать его на семь частей тела, это означает, что во время его совершения нельзя поднимать ни одну из этих частей: ни руку, ни ногу, ни нос, ни лоб — ничего из этих семи частей тела. Если человек поднял ее, то, если это продолжалось на протяжении всего земного поклона, то нет сомнений в том, что его земной поклон не будет верным, ведь одна часть его тела, на которую обязательно было опираться, не участвовала в земном поклоне.

Если же он поднял одну из частей тела во время земного поклона ненадолго, например, одной ногой почесал другую ногу, то, здесь следует рассматривать подробнее. Может быть сказано, что его молитва не будет действительной, ведь он оставил этот столп в некоторой части земного поклона.

Также может быть сказано, что в этом случае земной поклон засчитается, потому что здесь важна большая часть земного поклона. Поэтому, если большую часть земного поклона он опирался на все семь частей тела, то этого будет достаточно. Однако, из предосторожности, лучше не поднимать никакую из частей тела во время земного поклона, даже если он почувствует зуд на руке, на бедре или на ноге. Лучше потерпеть до того момента, как он встанет с земного поклона».

Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 812; Муслим. Ас-Сахих, № 490.

Ан-Науауи. Шарху Муслим. Т. 4. С. 208.

Ибн Раджаб аль-Ханбали. Фатху-ль-Бари. Т. 5. С. 114-115.

Ибн ‘Усаймин. Ликаату-ль-баби-ль-мафтух.

Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 3. С. 37.

Хвала Аллаху.

Первое.

Земной поклон /сажда/ — один из столпов (важнейших частей) молитвы, без которого молитва действительна не будет. Исключением является лишь человек, который не в состоянии совершать земной поклон из-за болезни, или потому, что он находится в нечистом /наджс/ месте. В подобных случаях он должен лишь наклониться вперед (и не касаться пола).

В Кашшаф-аль-Кына‘ говорится: «Молящийся должен совершать земной поклон на эти семь частей тела: на лоб, на две руки, на два колена и на две ступни, (вместе с носом; и это является столпом земного поклона при возможности совершить его). На это указывает марфу‘ предание от Ибн Аббаса: Мне было велено совершать земные поклоны, опираясь на семь костей: на лоб — и он указал на нос — ладони, колени и концы ступней (то есть пальцы ног) (аль-Бухари и Муслим). Он также сказал: Когда кто-либо из вас совершает земной поклон /сажда/, то земной поклон совершают семь частей: его лицо, две его ладони, два его колена и две его ступни. Передан Муслимом.

Хадис Мое лицо совершило земной поклон… не означает, что не нужно совершать саджа на другие части тела. Лицо выделено лишь для того, чтобы показать, что лоб — самая важная часть для земного поклона. Однако если человек не совершает земной поклон на одну из перечисленных (выше) частей тела, то земной поклон верным не будет.

Если он не в состоянии совершать земной поклон на лоб, то ему следует наклониться как можно дальше. Обязательность опираться в саджа на другие части тела отменяется, потому что лоб — это самая важная часть земного поклона, а другие следуют за ней. Если совершение земного поклона на основную его часть утрачивается, то и совершение земного поклона на остальные (части) также отменяется.

Если же человек может совершить земной поклон на лоб, то другие упомянутые части следуют за ним, как это сказано выше».

Второе.

Недопустимо откладывать молитву до истечения ее времени. Исключением является только откладывание ее для совмещения молитв — полуденной с послеполуденной, и закатной и обязательной ночной — по причине, которая является уважительной по Шариату, и из-за которой дозволено совмещать молитвы.

Информацию о таких причинах вы можете найти в ответе на вопрос № 147381.

Вы упомянули о мерах предосторожности, чтобы избежать заражения, однако это не является оправданием для того, чтобы не совершать земной поклон или объединять молитвы. Потому что Вы можете иметь отдельный молитвенный коврик, молиться на нем, а после дезинфицировать ту его сторону, которая касается пола.

Вы также можете взять с собой несколько скатертей или чистых пластиковых пакетов, совершать молитву на них и после молитвы выбрасывать использованную скатерть или пакет. Так Вы можете защитить себя от любого вреда, который может исходить от пола, и защитить себя от заражения.

А Аллах ведомо лучше.

Марфу‘ — предание от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Аль-Бухути. Кашшафу-ль-кына‘. Т. 1. С. 351.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *