Поклонение пастухов

Дополнительная информация

Молитва – это один из способов поклоняться Небесному Отцу. Алма учил своего сына Геламана: «Взывай к Богу о всякой помощи для себя; и да будут все дела твои для Господа, и куда ни пойдешь, иди с Господом; да, и все мысли свои направляй к Господу, да, любовь сердца твоего навеки отдай Господу» (Алма 37:36).

Еще один способ поклоняться Небесному Отцу – участвовать в Богослужениях вместе с другими людьми, поклоняющимися Ему. В Книге Мормона говорится: «было заповедано детям Божиим часто собираться вместе, соединяться в посте и усердно молиться вместе о спасении душ тех, которые не знали Бога» (Алма 6:6). В современном откровении Господь заповедал: «И дабы ты мог более полно сохранить себя незапятнанным от мира, иди в дом молитвы и преподноси таинства твои в Мой святой день; ибо, истинно, это есть день, назначенный тебе для отдыха от трудов твоих и вознесения ко Всевышнему молитв твоих» (У. и З. 59:9–10).

Участие в таинствах священства – это также часть поклонения Богу. Принимая с благоговением причастие и посещая храм, мы храним в памяти своего Небесного Отца и поклоняемся Ему, выражая свою благодарность за Его Сына, Иисуса Христа.

Мы должны не только внешне проявлять дух поклонения, но и сохранять благоговейное отношение, где бы мы ни находились и что бы мы ни делали. Алма учил этому принципу группу людей, изгнанных из места их поклонения Богу. Он помог им понять, что истинное поклонение не ограничивается одним днем в неделю (см. Алма 32:11). Обращаясь к той же группе людей, Амулек, спутник Алмы, призвал их «моли Богу в духе и правде, где бы не были и жили» (Алма 34:38).

См. также Бог Отец; День субботний; Любовь; Молитва; Пост и пожертвования от поста

– См. Верой сильны (2004), стр. 188–189

Смотреть больше

Поклонение пастухов — Джорджоне. 1505-1510. Дерево, масло. 90,8 x 110,5
В отличие от многих своих современников, венецианских мастеров, Джорджоне не писал больших многофигурных композиций. В своих произведениях он был немногословен, суть выражал внутренним ассоциативным осмыслением сюжета, часто давая зрителю возможность самому додумать и понять картину.
В «Поклонении пастухов» помимо обязательных фигур Святого семейства и коленопреклоненных пастухов значительное место занимает пейзаж — не просто фон, а активный участник действия. Его уходящая в глубину перспектива на горизонте замыкается голубыми горами, что создает естественное ощущение пространства и воздуха. Особая роль у освещения, которое стало иным: ясная чистота раннего утра, характерная для работ кватроченто, сменилась неярким послеполуденным светом, что придает картине большую цельность и объемность. Темно-коричневый тон пещеры красиво и контрастно подчеркивает цвета одежд Иосифа, Марии и двух пастухов, чьи согнутые спины плавно и ритмично повторены в овальных линиях, очерчивающих вход в пещеру, возле которого расположены герои.
О деятельности художника сохранилось очень мало документов. Не обнаружено ни одной подписной картины Джорджоне, некоторые из его неоконченных произведений известны сегодня только по гравюрам и копиям. Атрибуция работ мастера представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую споры среди историков искусства начиная с XVI столетия. Сегодня большинство исследователей склонны считать, что автор «Поклонения волхвов» — именно Джорджоне, хотя в XX веке по этому поводу было много дискуссий.

Православные праздники

Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям – старому и новому. Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхи, а вот католики почитают его даже выше Пасхи. Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий вкладывают в понятие «Рождество»: православные более почитают духовное возрождение, то есть воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо, а западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением маленького Иисуса, то есть его физическое рождение.

История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира.

С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Дата Рождества – 25 декабря принята Церковью с IV века.

В IV веке Константин, римский император, отказался от языческой веры, принял христианское учение сам и узаконил его на территории своей страны. Повинуясь воле императора, новая церковь сразу же начала активную борьбу с языческими культами. Но истребить привычные устои оказалось не так уж просто, поэтому в некоторых вопросах священникам приходилось идти на уступки поклонникам древних культов. Одной из таких уступок и стало придание особого значения дню 25 декабря. До введения христианства люди поклонялись Солнцу, поэтому период зимнего солнцестояния, то есть последние дни декабря, был особенно почитаем. В этот период Солнце приближалось к Земле, световой день становился длиннее и светлее, а это воспринималось как символ победы сил света над силами тьмы. Христианские священники увидели в этом благой знак и согласились назначить праздник Рождества Христова на конец декабря, ибо рождение сына божьего есть не что иное, как рождение истинного Солнца. Иными словами, ранние христиане мудро решили, что легче наполнить новым смыслом традиционные языческие верования, чем искоренять их «огнем и мечом».

В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря, но 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII, наступает 7 января – по новому, григорианскому стилю.

Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Но начнем с начала.

Благовещение о зачатии Иисуса

В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». И отошел от нее ангел.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Рождение Иисуса Христа

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» (Лк.2:4-7)

Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.
В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях». Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов): Гаспара, Мельхиора и Валтасара. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ. Волхвы, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8). Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.

Через восемь дней младенцу дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение». Впоследствии его также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам, поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» сыну божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира, одновременно несущий людям свет веры.

Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, разгневанный царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода.

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует и в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. Рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы.

Сочельник

Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября — 6 января). Христос не только советовал очищать дух и плоть при помощи постов, но и сам показывал пример воздержания. Вспомнить хотя бы Его 40-дневный пост в пустыне и ответ дьяволу–искусителю: «… Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих». Православная церковь смотрит на пост как на возможность очиститься от мирской скверны: через очищение тела достигается очищение духа, помыслов.

Канун Рождества называют Рождественским Сочельником. В Сочельник, накануне Рождества соблюдается строгий пост. Традиционно едят кутью из пшеницы или риса с медом. Но приступать к трапезе разрешается не раньше, чем на небе появится первая звезда – это символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса.

В праздник Рождества Христова Православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Ссылки по теме:

Что такое сочельник и что нужно делать в этот день? (На вопрос отвечает иеромонах Иов (Гумеров))
В приближении Рождества. (Протоиерей Андрей Ткачев)
Пророчества о Рождестве Христовом
Долгое чтение родословной (митрополит Антоний Сурожский)
Для чего Христос пришел в мир? (Епископ Александр (Милеант))
Календарный вопрос, или всё ли равно когда праздновать Рождество?
Когда родился Христос?
Толкование Евангелия на каждый день года. Царские часы навечерия Рождества Христова. (Протоиерей Александр Шаргунов)
Толкование Евангелия. Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. (Протоиерей Александр Шаргунов)

Выпуск из цикла «Закон Божий» — «Праздник Рождества Христова».

РОЖДЕСТВО. ПРАЗДНИКИ

Что мы знаем о вифлеемских пастухах? Что объединяет пастырей, древних патриархов и архиереев? Как отыскать «дух сомнения» в иконе «Рождества Христова»? Почему простые пастухи удостоились первыми воздать почести родившемуся Спасителю и чему они могут научить нас сегодня?

Фрагмент фрески «Рождество Христово». Монастыря Сопочаны. Сербия. XIII в.

Когда пастыри поклонились Богомладенцу Иисусу?

Однажды ночью, когда вифлеемские пастухи сторожили свои стада, Ангел Господень принес им благую весть о рождении Мессии. Первый испуг от чудесного появления вестника Божьего сменился радостью о приходе Спасителя в этот мир. Найдя спеленатого Младенца в яслях (как и благовествовал Ангел), пастыри поклонились рожденному Иисусу и отправились благовествовать о Рождестве Христовом людям, встречавшимся им на пути.

«Рождество Христово». Икона. Русь. XVI в.

О пастырях духовных

Блаженный Феофилакт называет архиереев духовными пастырями и определяет их задачу: «хранить свое стадо и играть, то есть петь нечто духовное и учить народ, и тогда они удостоятся божественных видений и слышаний» . В христианском искусстве начиная с XI века известны изображения пастухов, которые музицируют Вифлеем, означающий «дом хлеба» – символ Церкви. Архиереи как словесные пастыри должны искать небесный хлеб и, найдя, проповедовать об этом людям, как и увидевшие Богомладенца пастухи несли благую весть другим .
О том, что окружало пастырей в рождественскую ночь, размышлял Михаил Скабалланович: «Была прохладная или холодная зимняя ночь, но ночь восточной зимы, где растительность и зимою не засыхает совсем и стада пасутся в полях. В эту ночь несколько (по преданию, четыре – Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан) пастухов находились со своими стадами на склоне холма в окрестности Вифлеема… Тишина над холмом и долиною, нарушаемая только блеянием овец; безоблачное восточное небо с его бесчисленными ярко сияющими и красиво мигающими звездами; воспоминания, связанные с этими горними пастбищами, дорогие каждому иудею потому, что они были местом, где провел пастух, а потом царь Давид свою юность…» . Блаженный Феофилакт предполагает, что пастыри вифлеемские подражали тому, как жили иудейские патриархи-пастыри древности: Иаков, Моисей, Давид .

«Рождество Христово». Миниатюра рукописи. Византия. XII в.

Пастыри и волхвы – два символа одной Церкви

В иконах Рождества Христова можно наблюдать следующее композиционное решение: с двух сторон к единому центру – Христу – притекают пастыри и волхвы. Это два разных в своей протяженности и сложности пути.

«Рождество Христово». Икона. Русь. XVI в.

Для простых пастухов, не нагруженных знаниями волхвов-мудрецов, путь ко Христу был во всех смыслах близок. Исполненные учености, мудрые волхвы едут долго, как «люди науки, которые должны проделать длинный путь от знания того, что относительно, к знанию того, что абсолютно, через изучаемый ими предмет». Простые пастухи олицетворяют уверовавших иудеев, а волхвы – это поклонившиеся Христу язычники . Пастыри и волхвы образно подобны двум притокам единой реки – Церкви.

Поклонение волхвов. Лист из Сийского Евангелия. Русь. 1340 г.

О «духе сомнения» в иконе «Рождества Христова»

В средневековых образах «Рождества Христова» встречается любопытный персонаж, который похож на одного из пастырей, но все же отличается от них. Это согбенный человек в одежде из шкур, как правило, уже немолодой, опирающийся на крючковатую палицу. Наиболее часто его изображают приступающим к праведному Иосифу.

Фрагмент иконы «Рождество Христово с избранными святыми». Русь. Первая половина XV в.

Эту персону толкуют по-разному: как Иакова (сына святого Иосифа), пророка Исайю, как одного из пастырей, а также как старца-искусителя, «духа сомнения». На двух последних вариантах стоит остановиться подробно.

Апокриф сообщает о некоем книжнике Анене (Аннине). Человек этот донес первосвященнику и в синедрион, что Дева Мария, обрученная с Иосифом для сохранения целомудрия, ждет ребенка. По закону Моисея Мария должна была выпить воду обличения, и в случае совершенного греха на ней бы явилось знамение. Испытание водой обличения не обнаружило беззакония. Так, по одной из версий, старец-искуситель олицетворил собой споры вокруг христианских догматов .

Испытание Марии водой обличения. Фрагмент фрески. Монастырь Атени Сиони. Грузия. XI в.

Человека, беседующего с Иосифом, называли также дьяволом в облике пастуха и «духом сомнения» . Известен апокрифичный диалог, когда старец указывает на кривую сухую палку и говорит о том, что равно как этот жезл не способен покрыться листьями, так не может быть потомства от Иосифа, а Дева не способна зачать. При этом случилось чудо – посох покрылся цветами .

Фрагмент иконы «Рождество Христово». Русь. XVI в.

Евгений Трубецкой заметил, что житейский довод искусителя, порочащий Рождество Христово, – это основа рационалистической критики христианства, в которой звучит утверждение: «нет иного мира, кроме видимого нами, здешнего, посюстороннего…» .

Почему пастухи стали первыми людьми, узнавшими о рождении Богомладенца?

Блаженный Феофилакт поясняет: «Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие… Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всем этом».
Михаил Скабалланович пишет: «Пастухи были людьми, в своей простоте обращавшими взоры свои к тому, что вечно и невидимо; они желали наступления царства Божия, ждали ‟Утехи Израиляˮ. Только ум, стремящийся к небу, может понимать истинный смысл впечатлений, которые ему сообщаются; только сердце, сочувствующее духовному, может понимать его полное значение. В первом случае требуется поэтическая чувствительность, во втором – религиозная; а в обоих случаях необходимое условие – искренность и непосредственность проявления чувств. Все это было у первого пастуха – Авеля, было и у этих пастухов» .

Фрагмент фрески «Рождество Христово». Монастырь Высокие Дечаны. Сербия. XIV в.

Простосердечие, живой ум вифлеемских пастырей, устремленный в Небо – альтернатива сухому рационализму и будничному верхоглядству как продуктам современного информационного общества, где нет времени, чтобы обратиться к невидимому и вечному.

Оксана Сьомак

Примечания:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *