Покров пресвятой богородицы

Покров Пресвятой Богородицы: история и значение праздника


Фото: Покров Пресвятой Богородицы
Ежегодно христиане отмечают важный православный праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Историю и значение этого праздника важно знать каждому верующему человеку.
Православные люди встречают Покров Пресвятой Богородицы ежегодно 14 октября. Этот праздник приравнен к числу двунадесятых церковных торжеств, а поэтому является неизменным и важнейшим для каждого верующего человека. В основе его лежит событие, укрепившее в людях веру в Господа, его любовь и милость Небес. Сам праздник был утвержден в далеком десятом веке, но древние традиции сильны и по сей день.
История праздника Покрова Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы занимает особое место среди всех православных праздников. Он приходится на середину октября, когда вся природа окрашивается в золото-багряные цвета — цвета Царствия Небесного. Удивительно, но в основу становления праздника легло событие не из Евангелия. О памятном дне известно из греческих источников, которые повествуют о житии Андрея Юродивого, очевидца чудесного явления Богородицы по зову многочисленных молитв, читаемыми верующими людьми.
В далеком 910 году в городе Константинополе разразилась ужасная война. Многие историки полагают, что описанные события повествуют о войне с мусульманами, которая настигла византийский народ в десятом веке. Нашествие врагов-иноверцев с каждым днем уносило не одну тысячу жизней праведных людей. Подойдя вплотную к стенам Константинополя, войска загнали верующих в тупик. Надежда оставалась только на чудо.
Верующие люди собрались в Валахерском храме. В момент всенощного бдения людскому взору предстало чудо. Весь храм озарился ярким светом, и с Небес, идя по воздуху, сошла Богородица в сопровождении ангелов и проповедников Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Все святые были одеты в белые одеяния. Дева Мария сняла свою накидку и укрыла ею молящихся в знак того, что все мольбы были услышаны и теперь жители города находятся под ее покровительством. В этот же день войска варваров прекратили свое нападение: по неизвестной причине они покинули город, в то время как разразившаяся буря уничтожила все корабли иноверцев.
Что нужно сделать на Покрову
Каждый верующий стремится в этот день посетить торжественную службу в храме.
Покров традиционно считался женским днем: покров связывался в народном сознании с покрытием головы платком — знаком того, что девушка просватана или вышла замуж.
Сыграть свадьбу на Покров — хорошая примета: Богородица примет молодую семью под свою защиту.
Кроме того, к этому времени заканчивались работы в поле, и по традиции это было время гуляний, сватаний и свадеб.
Девушки, мечтающие о скорой свадьбе, должны были посетить церковь, поставить свечу каждой иконе Богородицы.
Узнайте также, приметы и суеверия на Покров Пресвятой Богородицы.

Примечания

  1. 1 2 Покров Пресвятой Богородицы. Православие.Ru
  2. Τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡµῶν Θεοτόκου Ψαλλομένη τῇ α’ Ὀκτωβριου
  3. Τῌ ΑΥΤῌ ΗΜΕρᾼ (ΚΗ’) 28 ΟΚΤΩΒΡΙΟΥ Ἀνάµνησιν ἐπιτελοῦµεν τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡµῶν Θεοτόκου καὶ Ἀειπαρθένου Μαρίας*
  4. 1 2 3 4 Димитрий Ростовский. Слово на Покров Пресвятой Богородицы.
  5. Житие святаго Андрея Христа ради юродиваго
  6. Данное описание отсутствует в более позднем, сокращенном и переделанном житии Димитрия Ростовского
  7. Протоиерей Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. — 1900. — С. 447. — 1120 с.
  8. Покров Пресвятой Богородицы
  9. Андрей Юродивый // Православная энциклопедия, т. 2, с. 391—393.
  10. Светлана Липатова // Православие.Ru
  11. 1 2 3 4 5 Липатова, Светлана ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ // Православие.Ru
  12. Слово похвально честному Покрову пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевеи Марии
  13. 1 2 3 4 Николай (Погребняк), архимандрит. Иконография Покрова Божией Матери
  14. Георгиевский // Православная энциклопедия, т. 10, с. 655—656.
  15. АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ // Православная энциклопедия, т. 2, с. 393—398.
  16. Перевезенцев С. В. Покровские храмы Москвы: история и смыслы, доклад на научно-практической конференции «Сорок сороков: град Москва под Покровом Богородицы», Российский православный университет, 8 января 2013 г.
  17. Фет, Е. А. Слова на Покров // Словарь книжников и книжности Древней Руси.
  18. Сказание на Покров Святой Богородицы (Из Великих Миней Четьих митрополита Макария, подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой) // Библиотека литературы Древней Руси, том 12 (доступно по адресу http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=9897, сперва высвечивается вступление, переключение на просмотр оригинала, или перевода, или двух параллельных текстов производится вручную)
  19. Αβέρκιος,ιερομόναχος, αγιορείτης.Ακολουθία της αγίας Σκέπης της Υπεραγίας Δεσποίνης ημών Θεοτόκου, ψαλλομένη τη Α’Οκτωβρίου, :(ή και Λόγοι τινές Πανηγυρικοί της Θεοτόκου προσετέθησαν) …..Εν Αθήναι :Τύποις Γεωργίου Καρυοφύλλη,1869.
  20. {{подст:АИ2|В «Служебнике», изданном по благословению патриарха Кирилла, вариант «святый»}}
  21. Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом
  22. Языкова, Ирина. Покров Пресвятой Богородицы: исключительный русский праздник
  23. Число объектов не совпадает с числом посвящений (меньше его), поскольку храмы в подавляющем большинстве случаев имеют несколько престолов, пополняя статистику сразу нескольких посвящений.
  24. 1 2 См. страницу Статистика по наименованиям (посвящениям) храмов на сайте «Храмы России». Данные приведены по состоянию на 14 ноября 2014 года.
  25. См. Результаты поиска по престолу, освящённому в честь «Покрова Пресвятой Богородицы» с перечнем включённых в базу данных храмов и других культовых объектов.
  26. 1 2 Агапкина, 2009, с. 127.

Праздник Покров Пресвятой Богородицы, история праздника

Своими корнями история праздника уходит в далёкое прошлое. В 910 году величественный на то время Константинополь захватили сарацины. Уже никто не надеялся на чудо. Накануне 14 октября (по старому стилю 1 октября) жители города, потеряв всякую надежду на спасение, собрались в храме. Люди начали неустанно молиться – и вдруг увидели Заступницу, которая направлялась к ним в окружении ангелов.

Это было настоящим чудом! Она подошла к присутствующим, опустилась на колени и начала молиться со всеми. Потом сняла с со своей головы покров, раскинула его над людьми, защищая таким образом их от врагов. После этого вражеские силы отступили от стен города – и он был спасён.

Что такое покров Пресвятой Богородицы

В том же храме хранилась православная одежда Девы Марии:

  • риза;
  • головной покров;
  • часть пояса.

Её и называли покровом (от слова “покрывать”). Она имела поистине волшебное действие и могла помочь любому, кто верует.

По давнему преданию покров Пресвятой Богородицы излучал свет, который был ярче самого солнца, а люди, находившиеся в храме в тот день, одновременно почувствовали благодать и покой. И именно с того дня верующие люди стали обращаться за помощью к Ней в любом несчастье, потому что верили, что так Она “закроет” их от всех бед.

Покров Пресвятой Богородицы, когда отмечают

С тех самых пор покров Царицы Небесной, её православная одежда, стали священными, а люди, запомнив этот великий день, стали отмечать его как святой праздник. На протяжении многих лет своей истории он собрал огромное количество самых разных традиций, которые близки людям разных полов, социальных статусов и профессий.

Что за праздник Покров Пресвятой Богородицы и его традиции

В народном календаре это действо символизировало начало зимы. Часто именно в этот день уже выпадал первый снег. Существовал ряд традиций, которые выполняли все и в срок, а именно:

  • в этот же день первых холодов пекли блины, что было знаком “утепления” дома. По погоде и улетающим в тёплые края птицам предполагали, какой будет зима;
  • для сельского хозяйства этот день – начало зимнего сезона. Люди запасались кормом для скота и закрывали пасеку. Животных уже не выгоняли на пастбища и кормили последним снопом овса, который по традиции не обмолачивали и оставляли в доме после жатвы.
  • крестьяне начинали утеплять свои избы. В этот же день принято было начинать топить в доме, чтоб благодатное тепло Покрова пришло в жилища и сердца людей;
  • к этому дню завершались полевые работы, и многие мужчины уходили на заработки;
  • начинались осенние ярмарки, процветала всякая торговля.
  • к 14 октября все старались навести лад в домах и приготовить много угощений из нового урожая;
  • также люди верили, что именно в этот день можно защитить детей от всякой простуды: для этого осуществляли обряд обливания водой сквозь решето на пороге дома.

Сны на Покров Пресвятой Богородицы

Особое значение в этот праздник имеют сны. Они также в большинстве случаев были связаны с предстоящей свадьбой. Чтобы увидеть своего любимого хоть на мгновение, девушки ужинали, съедая только пять солёных вареников, потом сразу же засыпали, но перед этим просили суженного принести воды. Кто появлялся во сне с водой, тот и жених.

В праздничную ночь будущая невеста, ложась спать, говорила: “Покрой землю снежком, а меня – женишком”. Потом погружалась в сон, при этом ни с кем не разговаривая. Если суженый приходил во сне, значит свадьба совсем скоро, а если нет – нужно ещё подождать.

Из года в год он дарует людям надежду, защищает от напастей и бед, помогает справиться с врагами как внешними, так и внутренними. Чаще всего в своих молитвах люди обращаются именно к Пречистой, потому что её сила велика и необычайна, потому что она – тоже человек, который спускается с небес, а значит, знает все людские напасти и тяготы. Ведь не зря Её появление всегда сравнивают с настоящим чудом, а людям так свойственно верить в чудеса.

Пусть этот прекрасный осенний день станет для каждого не просто красивой сказкой, полной народных традиций и обрядов, но и внесёт в сердце долгожданное спокойствие, подарит то вечное, что нельзя отнять ни у одного человека – веру. Добро и мир несёт людям величественная Покрова, озаряя землю и спасая души.

Господь всегда с Вами!

LiveInternetLiveInternet

Покров Пресвятой Богородицы

Покров Богородицы (Покров день) — народное название богородичного праздника православной церкви — Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование византийского императора Льва VI Мудрого.
На Руси праздник был установлен при князе Андрее Боголюбском около1164 года. В его основе лежит предание о явлении Богородицы в церкви во Влахернах — императорской резиденции в Константинополе, где хранилась риза Богоматери, ее головной покров и часть пояса. В это время шла война с сарацинами, и жители Константинополя обратились с молитвой к Богородице с просьбой о защите города. Во время всенощного бдения в храме присутствовали св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, которые увидели явление Божьей Матери на воздухе с сонмом святых и ангелов. Она простерла над молящимися свой покров — мафорий или омофор (головной плат) и вознесла Господу молитву о спасении мира и избавлении человека от бед и страданий.
Это событие запечатлено в духовном стихе, где покровительство Богородицы преподнесено как знамение небесной защиты города от сарацин:
«Подошли враги к царству Грецкому,
Угрожают ему войной — гибелью;
Обложенные пришли в Божий храм,
Плачут — молятся, просят помощи.
Услышала Мать Божия молитву их,
Она сошла с небес во Божию церковь. (…)
И вознесла Пречистая молитвенный глас
Ко своему Сыну ко распятому,
Всех людей благодетелю и защитнику:
«Сыне мой, Иисусе мой!
Услыши ты нас с высоты небес,
Защити и нас, грешных людей!»
В руках Богородицы был омофор святой:
Омофором тем покрыла она
Благодатныим души скорбные».
(Голубиная книга. 1991. С. 290 — 291).
Церковному богослужению присвоено в этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В честь Покрова Божьей Матери существует акафист.
В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей — пророком (см. Ильин день), пославшим на них «громы-молнии», «огненные и каменные стрелы», «град величиною с человеческую голову», «ливень-дождь». Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.
Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы — Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба, о чем говорится в заговоре: «На море-окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень; на сем камне стоит стол престольный, на сем столе сидит красна девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьет она, вышивает золотой иглою». К ней обращено молитвенное заклинание: «Зорька — зоряница, красная девица, Мать Пресвятая Богородица! Покрой мои скорби и болезни твоей фатою! Покрой ты меня покровом своим от силы вражьей! Твоя фата крепка, как горюч камень — алатырь!» (Коринфский А.А. 1995. С. 392).
Для крестьянина Покров день — один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.
Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: «Какова погода на Покров — такова и зима»; «Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы» (воронежск.); «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто — к легкому году, а не чисто — к строгой зиме»; «Отлет журавлей на Покров — на раннюю холодную зиму»; «Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша» (пермск.); «Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная»; характеризовался двойственный характер погоды в этот день: «Покров — первое зазимье»; «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»; «С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен — 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы»; «Покров не лето — Сретенье (Благовещенье) не зима»; «Покров кроет землю, то листом, то снегом».
Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: «Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же»; «Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе»; «От первого снега до санного пути шесть недель» (Пинежье).
Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался «покровителем свадеб» и девичьим праздником: «Придет Покров, девке голову покроет»; «Если на Покров ветрено — будет большой спрос на невест»; «Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб»; «Если снег выпадет на Покров — счастье молодым»; «Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)».
Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники — положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: «Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися» (ярославск.). При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из «вороженного» льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.
Ложась спать перед днем Покрова, девушки произносили молитву, обращенную к Богородице: «Ты, Покров — Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей — идти на чужую сторону! Введенье — Мать — Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретенье — Мать — Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!», а утром вставали рано и шли в церковь — поставить свечу перед иконою Покрова Богородицы, при этом просили: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком»; «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!». Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет.


Ф. В. Сычков. За работой. Подруги.
В Вологодской и в некоторых других губерниях крестьянские девушки, мечтающие о женихах, ткали ко дню Покрова «обыденную пелену». Собравшись вместе, исполняя подходящие для этого случая песни, девушки теребили, пряли и ткали «пелену» (холстину), стараясь закончить работу в один день, «обыденкой». Приготовленную таким образом «пелену» перед обедней в Покров несли в церковь и вешали к иконе Покрова, молясь при этом о замужестве: «Матушка Богородица! Покрой меня поскорея, пошли женишка поумнея! Покрой ты, батюшко-Покров Христов, мою победную голову жемчужным кокошником, золотым назатыльником!» (Коринфский А.А. 1995. С. 393).
Посещение церковной службы, обращение с молитвой к иконе Покровского праздника, тканье «обыденной пелены», по представлениям крестьян, помогало успешному завершению предсвадебного периода замужеством. Да и момент для свадеб был подходящим — к этому времени заканчивались все сельскохозяйственные работы, образуя достаток в крестьянских хозяйствах.
Девушки старались провести праздник Покрова весело, так как считалось, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». В этот день они не работали, одевались в нарядную одежду, собирались в специально снятом для этого доме, танцевали: «барыню», «восьмерку», «русскую», «кадриль», «польку» и др.; пели песни:
«Покров праздничек приходит,
Что-то нам он приготовит?
С другом милым ли венчанье,
С нелюбимым ли страданье?
Иль велит в девках остаться,
Замуж больше не собираться… «
(ярославск.; Балов А.В. 1901. С. 81 — 134). Кроме танцев и песен устраивались игры. Так, в Кежемской и Пинчугской вол. Енисейского у. Иркутской губ. девушки бегали «нарятчикам» — «наряжались потехи ради, посещая в таком виде вечереньки». Иногда устраивалось угощенье, часто оно носило характер складчин. Так, на Алтае девушки сходились на общий ужин, имеющий название — «петухов варить». Для чего собирали по всему селению различные продукты: молоко, масло, муку, пшено. Пекли блины, варили пшеничную кашу и петухов. Взрослые говорили: «Теперь девки женихов будут ждать». На Покровскую вечерку к девушкам часто приходили парни, приносили конфеты, пряники, орехи. На подобных вечерках замечали, какой парень за какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та девушка, которая получала в праздник Покрова от парня какой-нибудь подарок, за исключением ножниц и иголки:
«Если миленький колечко
Подарит в Покров любя,
Должно знать, мое сердечко,
Полюбилась ему я».
(Балов А.В. 1901. С. 81 — 134).
О таких беседах говорили: «женихаются». Если девушка не выходила замуж около праздника Покрова, то говорили: «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество».
После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы — в избу («Покров — конец хороводам, начало посиделкам»), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: «Зазимье пришло — засидки привело»; «С Покрова пряхи по ночам засиживаются».
В день Покрова старались совершить ряд охранительных действий. Так, молодые женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели, таким образом молодухи старались уберечь себя от «призора недоброго глаза». Для предохранения от зимней простуды маленьких детей обливали на пороге дома водою сквозь решето. Старухи сжигали изношенные за лето лапти, считая, что исполнив это, они «прибавят себе ходу на зиму».
Покров день являлся определяющим для начала и конца различных работ и промыслов. В Покров день принято было ставить скотину на двор на всю зиму до Егорьева дня. При этом совершались определенные обрядовые действия: чтобы уберечь скотину от бескормицы и болезней ее закармливали «пожинальником» — последним сжатым снопом (см. Дожиночный сноп); чтобы хватило корма на весь год, в ночь на Покров день скотине клали столько сена, сколько она не могла съесть. В день Покрова над воротами вешали ведро без дна, чтобы отел у коров прошел благополучно; а для защиты скотины от болезней ее поили в этот день водой, пролитой сквозь решето (московск.). Часть из них связана с охотой и рыболовством. Так, в Сибири к Покрову прекращалась охота на медведя, так как он ложился в берлогу, но при этом следили: «Если до покрова падет снег, то до св. Логина зайдут медведи в берлоги; если до покрова не будет снега, то медведь долее погуляет на воле». С Покрова зверопромышленники уходили в тайгу промышлять белку, соболя и др.
Начинался лов омулей в низовьях Енисея и подледный лов рыбы крючками на р. Чулыме; возвращались по домам рыболовы из-за г. Туруханска.
Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок — обычно рабочих нанимали на год — от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимались новые на следующий год. Устанавливались различные сроки: «От Покрова до Евдокей»; «От Покрова до Крещенья»; «От Покрова до Егорья». После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.
«Мне не жаль-то платка, платка алого,
Только жаль-то дружка, дружка милого:
Хорош миленький уродился,
В бурлачушки подрядился —
Во все лето-летичко до Покрова праздничка:
Ой ли Покров праздничек к нам приходит.
Ой ли все бурлачушки с Волги идут,
А моего-то дружка долго нету.
Ой ли пойду-то я сразу во светлицу,
Уж и погляжу-то я , погляжу из окошка, в окошко:
Не плывет ли лодочка с Волги?
Уж сверху лодочка завиднелась,
Черна шляпа зачернелась».
(саратовск.; Некрылова А.Ф. 1991. С. 371).
С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: утеплять и конопатить их, — как говорили, «ухитить», «захватить тепла до Покрова», т.е. починить избу, иначе: «Не ухитишь (избу) до Покрова — не будет такова».
В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи. По этому случаю в Тамбовской губ. пекли «блинцы», что называлось «запекать углы». Хозяйки приговаривали: «Покров, натопи избу без дров» и верили, что «если на Покров истопить печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло».
К Покрову заканчивалась уборка хлеба — увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: «Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает»; «На Покров последний сбор плодов». Во многих местах начинались Покровские ярмарки: «Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке»; «Подожди до Покрова: весь долг выплачу».

материал подготовлен
Баранова Ольга Геннадьевна

http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2091/4301.htm

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *