Покровитель семьи и брака

Памятник князю Петру и княгине Февронии Муромским. Фото: Marina Zezelina / .com

Вот уже 11 лет, с 2008 года, древний православный церковный праздник, день благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, в России стал отмечаться и как праздник государственный — День семьи, любви и верности. Его светское значение невозможно переоценить, особенно в условиях сегодняшней демографической ситуации, когда бездетность и малодетность ставят под угрозу само существование русского народа, который уже в относительно недалёком будущем может оказаться в меньшинстве на земле своих предков.

Но только ли благоверные князь Пётр и Феврония являют пример семейной любви и верности? Не стоит ли назвать и другие славные имена из нашего прошлого? Об этом и многом другом мы побеседовали с председателем правления Фонда Патриарха Гермогена и Женского православного патриотического общества, сопредседателем Союза православных женщин, кандидатом исторических наук Галиной Ананьиной.

Галина Васильевна Ананьина. Фото: http://ananina.ru

Галина Васильевна, в прошлом году мы беседовали с историком Дмитрием Володихиным, автором книги о святых благоверных Петре и Февронии, вышедшей в знаменитой серии ЖЗЛ. И обсуждали в том числе проблему мифов, существующих вокруг этой княжеской четы. Мол, как можно ставить в качестве примера бездетную пару? К сожалению, это миф очень живучий. Наверное, стоит его активнее опровергать, особенно учитывая значимость самого праздника?

Много лет назад, когда Предстоятелем нашей Церкви ещё был Патриарх Алексий II, мы с Его Святейшеством обсуждали в московском Даниловском монастыре вопрос, как можно ответить на распространяющийся в России «день Валентина», совершенно чуждый русским традициям. И в ходе именно этого обсуждения вспомнили, что среди наших святых есть удивительная семейная пара — Пётр и Феврония Муромские, чей пример любви и верности можно противопоставить навязываемым «валентинкам».

Речь о Дне семьи, любви и верности тогда ещё не шла, но прошло несколько лет, и в 2008 году был установлен этот государственный праздник. Один из немногих праздников современной России, который по-настоящему прижился, его приняли. Практически во всех регионах установлены памятники святым Петру и Февронии, и уже установилась традиция, что к ним после ЗАГСа с цветами идут молодожёны. Нередко около этих памятников чествуют тех, кто прожил в браке долгую жизнь.

Словом, этот праздник многим людям оказался очень близким, полюбился своей простотой. Простотой ромашки, которая стала его символом, его святыми с обычным для нашего времени именем Пётр и необычным Феврония…

Но действительно 11 лет назад, когда День семьи, любви и верности был установлен, о самих Петре и Февронии известно было очень мало (кроме их Жития, из которого мы ничего не знаем о детях этих святых). Но за прошедшее десятилетие были проведены серьёзные исследования, выпущены монографии, и сегодня практически доподлинно известно, что у Петра и Февронии было трое детей. Два мальчика, Юрий и Святослав, и девочка Евдокия, которая закончила свою жизнь в Борисоглебском монастыре недалеко от Мурома.

А опровергнуть миф о бездетности святых несложно. Так, например, прямо сейчас наш замечательный скульптор Салават Александрович Щербаков готовит памятник, консультантом которого я являюсь. В этой скульптурной композиции благоверный князь Пётр и княгиня Феврония будут изображены вместе со всеми своими тремя детьми.

Хочется надеяться, что таких памятников будет больше. Но при этом не менее важно показывать, что и среди других русских правителей было немало и других примеров традиционных семейных ценностей, подлинной любви и верности?

Конечно. Абсолютно понятно, что такими же Небесными покровителями семьи, любви и верности является и венценосная семья Романовых — святые царственные страстотерпцы Николай и Александра.

И, осознавая это, мы стали задумываться, что у этого праздника могли бы быть разнообразные символы. Посмотрите: мы все знаем о Дмитрии Донском, многие знают и о Евфросинии Московской, Небесной покровительнице Москвы, но лишь недавно их стали отождествлять как семью, возводить им совместные памятники и писать их общие иконы. А ведь в этой святой семье родилось двенадцать детей! Восемь сыновей и четыре дочери.

Сейчас настало время, когда мы смогли посмотреть на эти семьи и их подвиги с другой стороны. А ведь те же благоверные князья, будучи подлинными символами России, её воинской славы, являются и символами отцовства, крепкой семьи.

Благоверный князь Димитрий Донской и преподобная Евфросиния Московская. Фото: pravoslavie.ru

И сегодня я работаю над проектом, который называется «Супружества благословение» к 780-летию брака благоверного князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны. В этой семье родилось пять детей, в том числе святой благоверный князь Даниил Московский, основатель Московского княжества.

Удивительно! Мы прекрасно знаем исторические подвиги Александра Невского, многие знают его и как святого, в конце жизни принявшего монашеский постриг, но о супружеской паре Александра и Александры практически ничего не говорится…

Да, хотя они поженились, когда будущему великому (а на тот момент — новгородскому) князю было всего 19 лет, а юной полоцкой княжне Александре — 16. Уже на следующий год у них родился сын Василий, а ещё через год князь Александр одержит знаменитую победу в Невской битве. О последнем действительно знают все, но сейчас наступило время посмотреть именно на пример семейной жизни наших святых благоверных правителей, на их образы и их любовь. Чтобы увидеть, насколько красивой может быть семейная жизнь, наполненная детьми. А потому такие примеры нам сегодня необходимы как никогда.

Кстати, важно отметить, что сплетение судеб святых благоверных князя Александра и княгини Александры — это ещё и сближение двух и без того родственных, но разделённых древних русских княжеств — Новгородского и Владимирского, ключевых основ современной России, и Полоцкого, основы Белоруссии. То есть событие 780-летней давности имеет значение и для сегодняшнего союза наших братских государств?

Важно сказать, что в 1239 году юный князь Александр Ярославич заключил не только брак с полоцкой княжной Александрой, но и, по сути, «союзный» договор с её отцом, полоцким князем Брячиславом Васильевичем. Но немаловажно ещё и то, что этот брак был венчан Феодоровской иконой Божией Матери. Как и то, что юная княжна привезла в Торопец, где было их венчание, ещё один почитаемый образ Пресвятой Богородицы, известный как Торопецкая, Корсунская и Эфесская икона.

Как нельзя забывать и о том, что княжна Александра Брячиславна была племянницей преподобной Евфросинии Полоцкой, самой почитаемой в Белоруссии святой. Сама благоверная княгиня Александра покоится во Владимире под спудом Христорождественского придела Успенского собора Княгинина монастыря и, что стоит особо подчеркнуть, является местночтимой святой Владимирской епархии.

Мне кажется, что сегодня, когда мы говорим о наших общих корнях с Белоруссией, в том числе в контексте скорого 20-летия подписания Договора о создании нашего Союзного государства, нам очень важно вспомнить и это событие 780-летней давности, прообраза и начала нашего единения.

Подчеркну: это особенно важно именно сегодня, когда, с одной стороны, мы вместе празднуем 75-летие освобождения Белоруссии, а с другой — некоторые политики и публицисты пытаются представить наши отношения как сложные, причём не только в современности, но и в далёкой истории. Зачастую создавая абсолютно не соответствующие историческим фактам мифы. И пример князя Александра и княгини Александры помогает опровергнуть такие мифы и явить нашим народам их глубинную близость.

Вы уже сказали, что работаете над проектом к этой памятной дате — 780-летию брака святых Александра и Александры. А какие праздничные мероприятия пройдут в рамках этого проекта?

Всё промыслительно. Как говорится, за нас Бог и история: 12 июля состоится ежегодный международный фестиваль «Славянский базар» в Витебске. И именно в этот день там будет праздноваться День Союзного государства. Наше Женское православное патриотическое общество везёт туда выставку, одним из экспонатов которой будет репродукция фрески из Жития благоверного князя Александра Невского из Александровского зала Большого Кремлёвского дворца.

Это будет практически в те самые дни, когда именно в Витебске в 1239 году состоялась помолвка князя Александра и княжны Александры. А уже 28 июля наша выставка прибудет в Торопец, где было их венчание. И эти две первые наши выставки в рамках проекта «Супружества благословение» через соединение святых Александра и Александры соединят Витебск с Торопцем и Россию с Белоруссией.

и кто еще из православных святых покровительствует семье, любви и верности

www.spb-ikona.ru

После Купалья мы празднуем своеобразный славянский аналог Дню Святого Валентина — День памяти святых Петра и Февронии, супругов, которые прославились тем, что прожили в любви и согласии много лет и умерли в один день.

Именно после купальских обрядов определялись когда-то пары суженых, а день 8 июля покровительствовал у восточных славян семье и любви. В старину именно с этого дня и до Петра игрались свадьбы. А по народным поверьям, самые счастливые браки заключались именно сегодня.

До Петра девка хитра, а на Петры — хоть лицо ей подотри

Так говорили у нас на Беларуси. Лицо подтирать надо было той, которая до 12 июля не вышла замуж.

8 июля, как известно, считается днем поминовения святых Петра и Февронии, которые являются символом счастливой семейной жизни. Многие посещают церкви, в которых есть иконы этой пары, а кто-то отправляется в Муром, где в соборном храме Свято-Троицкого монастыря находятся их мощи.

Что же просят у святых?

Найти свою любовь, выйти замуж (жениться), родить ребенка. Однако, помогают они и тем, у кого уже есть семья, но по каким-то причинам возникли проблемы – непонимание, ревность, разлад в отношениях или отсутствие детей, или сложности в общении с их чадами.

Говорят, что многие получают содействие – налаживается личная жизнь, возрождается любовь, уходят распри, прекращаются скандалы между супругами, рождаются малыши, а уже имеющиеся дети начинают вести себя достойно.

Как просить семейного счастья у Петра и Февронии?

Считается, что наибольшей чудотворной силой мощи и иконы святых Петра и Февронии обладают именно 8 июля. Самое действенное — приехать в Муром, и лучше всего именно на праздник, в День семьи, любви и верности. Люди едут в соборный храм Свято-Троицкого монастыря в Муроме и участвуют в Божественной литургии и водосвятном молебне.

Однако надо понимать, что святые, в первую очередь, покровительствуют именно семейным парам, поэтому если вы будете просить любви, то говорите о создании семьи, а не об обретении взаимного чувства. Просите верности, терпения, милосердия — всего того, без чего немыслима нормальная супружеская жизнь.

Кто еще из православных святых покровительствует семье, любви и верности?

Святые Адриан и Наталия

Римские святые Адриан и Наталия вступили в брак молодыми людьми и прожили вместе только один год. Адриан был начальником судебной палаты. Когда он увидел, с каким мужеством христиане переносят страдания за веру, он уверовал в Христа сам. Император попытался образумить Адриана, но тот настаивал на своём, и было приказано посадить чиновника в темницу. Опасаясь, что муж, видя страдания других мучеников, поколеблется духом, Наталия упросила палачей казнить его первым. После гибели мучеников их тела решено было сжечь, но началась сильная гроза, и печь погасла. Тогда святая Наталия взяла себе руку супруга и хранила её в доме, решив закончить дни в добровольном затворничестве. Но вскоре один из военачальников попросил у императора разрешения жениться на молодой и богатой вдове. Узнав об этом, святая Наталия бежала в Византию, где во сне ей явился её супруг и пообещал, что Господь скоро упокоит её, что и произошло вскоре.

Святые Иоаким и Анна

Фото eparh33.ru

Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, но они никогда не роптали и только горячо молились Богу. Однажды во время большого праздника священник в Иерусалиме не принял от Иоакима дары, который тот принёс в храм. Он посчитал, что бездетный муж не достоин приносить жертву Богу. После этого опечаленный Иоаким решил поселиться в пустынном месте, посвятив себя посту и молитве. Анна, узнав об этом, начала усердно молиться о ребёнке. Молитва святых супругов была услышана: в православном предании рассказывается, что им обоим явился архангел Гавриил и возвестил о рождении дочери, которая благословит весь род человеческий.

Святая Параскева (Пятница)

Она почиталась как покровительница женщин, брака и семейного счастья. Замужние женщины считали её своей заступницей и защитницей, а девицы молились ей о скорейшем выходе замуж и о хороших женихах. Святая мученица Параскева жила в III веке в годы царствования императора Диоклетиана в Иконии. Будучи ещё девушкой, она рано осиротела. Параскева отличалась редкой красотой, но не обращала никакого внимания на юношей, которые просили её руки, так как она дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников — и приняла мученическую смерть за веру во время гонений на христиан.

Несколько лет назад в России стал широко отмечаться День семьи, любви и верности, в который принято дарить подарки возлюбленным и женам и чествовать святых покровителей супружества Петра и Февронию Муромских.

Однако, Петр и Феврония – далеко не единственный пример святых супругов, воплотивших своей жизнью и воспитанием детей в верности Богу и благочестии идеал христианской жизни.

Представляем вашему вниманию святых покровителей семейной жизни, которым можно молиться о создании хорошей крепкой семьи и у которых есть чему поучиться в процессе ее построения:

Святые Богоотцы Иоаким и Анна

Святые Иоаким и Анна (изображены выше) являются самыми главными покровителями супружества, потому что своим благочестием и надеждой на Бога превысили всякую меру и настолько угодили Ему, что сподобились чести стать родителями величайшей из людей – Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

Иоаким и Анна жили праведной жизнью, творили добрые дела, однако люди презирали их за бездетность, которая считалась у израильтян наказанием за грехи.

В преклонном возрасте Господь послал им дитя – архангел Гавриил возвестил Анне, что она родит девочку. Дочь благочестивой четы была названа Марией, как повелел Ангел. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – великое утешение для бездетных супругов.

Святые Захария и Елисавета

Родители святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Праведные супруги страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим.

Захария усомнился ангельском предсказании о рождении у его пожилой супруги сына и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она объявила, что назовет младенца Иоанном, cпросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи.

Святые праотцы Авраам и Сара

Их история похожа на две предыдущие. Долгое время у Сары не было детей, пока явившийся Аврааму в образе трех странников Господь не предсказал ей в скором времени рождение Исаака.

Святые мученики Адриан и Наталья

Супруги жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане (305-311). Адриан был начальником судебной палаты императора и был язычником, а его жена Наталия была тайной христианкой.

Восхищаясь мужеством христиан, страдающих за веру, Адриан уверовал. После заключения, в котором его поддерживала супруга Наталия, Адриана вместе с другими мучениками подвергли истязаниям и убили.

Святая Наталия скончалась на гробе своего мужа.

Семья святителя Василия Великого

Мать святого, Эмилия, была дочерью мученика, нежно любила своего мужа и воспитывала в благочестии своих десятерых детей. Отец святого, Василий, был известным христианским адвокатом, оратором и законоведом. Его родители тоже мученически пострадали во время Диоклетианова гонения.

Пятеро из десяти детей Эмилии также стали святыми и глубоко почитаются Церковью – это сам святитель Василий, его брат Григорий Нисский, сестра Макрина, боат Петр Севастийский и сестра Феозва.

Царственные страстотерпцы

Семья последнего русского императора Николая Второго также может служить наилучшим примером христианского брака.

И сам император и императрица и их дети всегда нежно любили друг друга и старались облегчать друг другу общие труды.

Дети императора проявляли искреннее благочестие по отношению к святыням и заботу о бедных и больных. Цесаревич Алексей также принимал участие в делах милосердия, несмотря на тяжелейшее генное заболевание, которым страдал.

Они были единодушны всю жизнь и остались едиными и после смерти, разделив печальную судьбу отца-государя и матери.

Немного о святых Петре и Февронии Муромских

Муромские чудотворцы Петр и Феврония издавна считаются покровителями семейного благополучия. Петр отказался от княжеской власти, когда узнал, что бояре хотят разлучить его с любимой женой. Супруги отправились в изгнание. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре призвали их обратно.

После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час. Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе.

08 июля 2013 День памяти святых Петра и Февронии. День семьи, любви и верности.

святые покровители>>

8 июля — День семьи, любви и верности — государственный общероссийский праздник и
день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских — чудотворцев.

Икона Cвятых Петра и Февронии Муромских — чудотворцев

Особенность этого праздника в том, что он одновременно является и религиозным, и светским, таким образом подчеркивая важность укрепления семьи в современном мире. События последнего столетия пошатнули ценности, на которых основываются жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. И, как следствие, мы видим сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма.
И государству, и Церкви очевидно, что необходимы не только социально-экономические меры, но и пробуждение нравственного потенциала российской нации, поэтому инициатива жителей города Мурома (Владимирская область) о возрождении праздника святых Петра и Февронии была поддержана и всеми традиционными религиозными организациями России, и депутатами Государственной думы.
Святые были канонизированы на церковном соборе 1547 года, тогда же Церковью был установлен их день памяти. Имея 460-летнюю церковную историю, в 2008 году праздник получил официальный правительственный статус Всероссийского государственного праздника. С каждым годом он привлекает к себе все большее количество участников и выходит на уровень широкого празднования.
Символом Всероссийского дня семьи, любви и верности стала ромашка, нежная и трепетная в своей простоте. На иконе Святых Петра и Февронии иконописца Юрия Эросовича Кузнецова этот символ гармонично вписан в нимбы святых и орнамент иконы.
Поэтично и поучительно повествование о супружеской любви и верности двух русских святых Петра и Февронии Муромских. С древних времен их супружеская жизнь считается идеалом христианского брака. Христиане молитвенно обращаются к этим православным покровителям семьи и брака в поиске семейного счастья.

Икона Cвятых Петра и Февронии Муромских — чудотворцев

Молитва перед иконой Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии защитит Вашу семью от разногласий, сохраняя мир и благополучие, поможет сберечь любовь между супругами на долгие времена. В счастливой семье, видя любовь родителей, растут счастливее дети. Для них пример родителей, образ их жизни станут той моделью брака, к которой будут стремиться и они, когда подойдет их время найти свою половину.
Девушкам, которые хотят удачно выйти замуж, – конечно, мы здесь говорим о любви и семейном взаимопонимании как альфе и омеге хорошей и крепкой семьи, тоже помогает молитва перед образом Святых Петра и Февронии.
Также перед иконой Святых Петра и Февронии молятся о даровании детей, если брак длительное время остается бесплодным.
Мощи Петра и Февронии считаются чудодейственными. Они покоятся на территории Свято-Троицкого женского монастыря города Мурома. В монастыре постоянный поток паломников: кто просит доброго, любящего, благочестивого мужа, кто здоровых, умных, работящих детей. Если мольба искренняя, исходит от души, то святые помогают. Все случаи чудесного исцеления записываются в монастырскую книгу. Согласно этим записям, многие бездетные пары получили помощь в рождении ребенка, многие любящие сердца были соединены узами прочного и счастливого брака.
В Москве богослужения перед чтимой иконой Святых благоверных Петра и Февронии проходят в храме Вознесения Господня на Большой Никитской улице.

С 8 февраля по 14 марта 2011 года в выставочном зале Волгоградского музея изобразительного искусства имени И.И. Машкова (ул.им.Чуйкова, 37) будет проходить выставка «Небесные покровители России». Город Волгоград не случайно выбран местом проведения выставки – он несет почетное звание Города Героя.

Выставка посвящена Орденскому празднику России, учрежденному Екатериной II в 1769 году и восстановленному В.В.Путиным в 2007 году. Этот праздник был посвящен Дню святого Георгия.

Герои Православной веры и Священной войны

В 2011 году отмечается 242-я годовщина учреждения ордена Св. Георгия императрицей Екатериной II. Орденский праздник объединен с Днем Героев Отечества, восстановленный в 2007 году.

9 декабря 1769 года ЕкатеринаII учредила Орден Св. Георгия Победоносца для воинов, проявивших в бою доблесть, отвагу и смелость. Статус высшей военной награды РФ был возвращен ордену в 2000 году. С 2007 года 9 декабря в России чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия Победоносца и ордена Славы.

Культурологические факультеты Санкт-Петербургского Университета культуры и искусства, совместно с Культурологическим обществом Санкт-Петербурга и Волгоградским музеем изобразительных искусств им. И.И.Машкова отмечают знаменательные даты Орденского праздника и Дня Героев, а также 68 годовщину Победы в Сталинградской битве выставкой современных петербургских художников, обратившихся к наиболее почитаемому образу Св. великомученика Воина-Победоносца Георгия.

Образ героя является первичной моделью подражания. Он необходим молодому поколению более всего сейчас, во время житейской нестабильности и дезориентации личностных и общественных идеалов.

Св. великомученик Георгий Победоносец почитается всем православным миром. Совершив подвиги за веру во Христа в языческом Риме (303 г.), он после казни над ним, совершенной императором Диоклетианом, стал небесным покровителем всех страждущих и просящих.

Св. Георгий защищает человека от вечного страха перед хаосом разрушения, отчуждения и страхом смерти, вселяет спокойствие и уверенность в жизни человека.

Зримые образы национальных православных героев, среди которых Св. Георгий Победоносец один из наиболее значимых, помогают преодолевать трудности жизни и выстраивать путь свой соразмерно подвигу снятых воинов. Общение с героями «из прошлого» национальной истории нуждается в зрительных образах, которые ярче запоминаясь, формируют мышление, память и личностный путь восхождения соборности каждого человека. Чудеса святых великомучеников и воинов помогают в формировании личных идеалов и патриотических подвигов современного человека. Впервые образы святых воинов были запечатлены иконописцами художественных школ Византии и средневековой Руси.
Новгородская икона ХV века «Чудо святого Георгия о змие», являясь светлым образом духовного делания, создавалась в молении как сокровенное искусство, видимое внутренними очами, то есть богомысленно.

Современные художники Санкт-Петербурга, всматриваясь в образ святого воина-змееборца, запечатленный новгородскими иконописцами, почувствовали к нему любовь, найдя в его подвиге неисчерпаемый кладезь мудрости и внутренней силы. Икона ХV века стала для них живым истоком свидетельства Истины.

40 талантливых мастеров Петербурга начала XXI века в различных приемах и техниках «прикоснулись творчеством» к сокровенному искусству, стирающему все преграды времени.

Современному художнику нелегко соответствовать иконописцу средневековому. Тотальный атеизм ХХ века разрушил тончайшие нити предстояния и неустанного душевного радения перед Богом. Развитие православной традиции в средневековье формировалось и поддерживалось монахами, иконописцами и зодчими, являвшимися носителями ментальной памяти народа. В ХVII — ХVIII веках началось проникновение элементов светского (западного), а в ХХ веке экспериментального искусства в каноны православной иконописи. Это было обусловлено сменой мировоззренческих моделей в Новое время, а в советский период привело к ослаблению веры в заповеди Священного писания.
Художники, обратившись к православной иконе, стремятся показать образ символической природы, в котором изначально заложенный иконописный канон представляется не как система приемов, а как сущностный принцип веры простого человека и защитника Отчизны. Религиозное сокровенное чувство художников представлено в этих произведениях как некая связь с высшими силами мира, дающая возможность творить «по образу и подобию» средневековых мастеров. Многослойный массив ярких впечатлений находит свое отображение в искренне-светлых ликах святых и событиях сегодняшнего дня.

Моленная икона направлена соединить в человеке два нераздельных начала, личное и соборное, без единства которых жизнь христианина не может быть полной. Соборная жизнь Церкви имеет строгие уставы и правила, записанные в тексты и чинопоследования, они выражаются как в богослужении, так и во всеобъемлющей системе различных искусств: архитектуре, пении, прикладных ремеслах, живописи.

Личное духовное делание совершается в душе каждого христианина, сокровенно, за это он несет ответственность перед богом. И здесь в памяти всплывают слова выдающегося исследователя иконописи, Никадимa Павловича Кондакова, о том, что икона живет в душе и сознании народа тогда, когда преодолев рамки церковного искусства начинает странствие в сердцах и творчестве всех верующих.

Яркое подтверждение этой мысли можно наблюдать сейчас, когда все увеличивающаяся группа современных художников стремится найти живительное спасение души именно в православной иконе. Вольные по своей творческой свободе, они не обучены основам традиционной канонической иконописи, и потому для многих из них каноном становится не только ортодоксальная иконография, но и примитивная «деревенская» икона XIX-начала ХХ веков. Она сохранилась до сегодняшнего дня в малом количестве русских деревень и провинциальных городов.

Каноническая иконопись монастырей и духовные письмена народа стали основой нового течения духовно-иконологической живописи в светском искусстве начала XXI века. С одной стороны, это сюжеты традиционной иконографии, прописанные с мельчайшими подробностями образов святых, деталей, клейм и надписей ортодоксальной иконописи, с другой, это натуралистически-экспрессивная манера и техника исполнения, характерные для большинства течений современного искусства. Символические коды многих работ зашифрованы и многослойны. Они создают новое пространство живописных решений, в которых эмоциональный настрой автора, его аллегории при прочтении художественного произведения требуют определенной подготовки. Другие работы внешне примитивно упрощены, они настраивают зрителя на задушевно-лирический лад, пробуждая импульсы внутренней созерцательности и тишины.

Для современного искусства характерно объединение множества элементов различных стилей, приемов, техник, материалов в одном произведении. Используя весь арсенал живописных возможностей, художник находит свой неповторимый прием, вырабатывает индивидуальный почерк, с помощью которого православный образ превращается в некий универсальный символ. Неугасаемое стремление современных художников к православным образам Руси – сакрально-зримое проникновение в таинства Божественно-высшего. Оно дарует мастеру прозрение, благость, смирение, стремление подняться над обыденностью. Творческий процесс в любом искусстве, церковном или светском, — это таинство сердца. И если сердца современных художников тянутся к постижению символов горнего мира, то это можно считать духовным подвигом. Опыт в Богопознании и обращение светских художников к величию и духовности русской иконы станет отправной точкой культурного возрождения России.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *