Покровская церковь волоколамск

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Волоколамск)

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Православный храм

Храм Покрова Пресвятой Богородицы


Общий вид Покровской церкви

Страна

Россия

Адрес

Московская область, г. Волоколамск, ул. Доватора, д. 9

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Дата основания

XVII век

Дата постройки

1695 год

Статус

Объект культурного наследия № 5000024000№ 5000024000

Состояние

действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь) — православный храм Волоколамского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в городе Волоколамске, Московской области. Бывший соборный храм упразднённого в 1764 году девичьего Варваринского монастыря. Главный престол освящён в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы; приделы — южный, отдельно пристроенный — Успения Пресвятой Богородицы; в трапезной: северный — святого мученика Уара, южный — великомученицы Святой Варвары.

История

Первоначально церковь Покрова Пресвятой Богородицы была соборным храмом девичьего Варваринского монастыря. В начале XVII века на территории монастыря было две деревянные церкви — Успения и великомученицы Варвары. Каменный храм был построен в 1695 году по указу матери Петра I царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной.

В Покровском соборе хранились старинные иконы великомученицы Варвары конца XV — начала XVI века и Успения Божией Матери XVI века. В настоящее время они находятся в историко-художественном музее-заповеднике Сергиева Посада. Великомученицу Варвару в Волоколамске почитают со времён супруги князя Бориса Васильевича святой мученицы Иулиании Волоцкой, чью память празднуют в тот же день, что и память великомученицы Варвары. Часто обе святые изображаются на одной иконе.

Покровский собор стал приходской церковью после того, как в 1764 году Варваринский монастырь был упразднён. До секуляризации церковных земель 1764 года монастырю принадлежало сельцо Горсткино Волоколамского уезда, ныне Лотошинского района.

В 1806 году, к южной части храма был пристроен Успенский придел. В 1870 году расширили трапезную, а спустя восемь лет, по проекту архитектора С. В. Дмитриева, была надстроена колокольня.

В годы советской власти Покровский храм оставался действующим. Это единственный храм в Волоколамске, в котором никогда не прерывалась богослужебная жизнь, и один из двух — в районе (другая церковь — Введенская в селе Спирово). В 1932 году священник храма Владимир Покровский был сослан в Казахстан. Вернувшись в Волоколамск в 1935 году он вновь стал служить в Покровской церкви. Диакон Владимир Осташёвский и церковный староста К. Н. Матвеев были убиты.

В настоящее время в храме хранятся особо почитаемые иконы: Божией Матери «Достойно есть» (взятая из Знаменского храма села Корневское Лотошинского района); Казанская икона Богородицы и великомученицы Параскевы-Пятницы (взятые из Казанского храма села Ярополец Волоколамского района) и «Покров».

Настоятель Покровской церкви — протоиерей Николай Леонидович Яковлев.

Фотографии

  • Покровская церковь

  • Покровская церковь

Примечания

  • Покровская церковь на russian-church.ru
  • Покровская церковь на sobory.ru

>История прихода

Исторические материалы

Книга протоиерея Олега Пэнэжко «Город Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов» подробный исторический путеводитель по всем сохранившимся и части утраченных православных монастырей, церквей и часовен города Волоколамск, Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов. Содержит сведения о священнослужителях, владельцах местных усадеб и другую генеалогическую информацию. Ниже приведена глава книги посвященная Христорождественскому храму г. Волоколамска.

Церковь Рождества Христова была закрыта в 1930-е годы и сильно перестроена.

Разобрали купол, сомкнутый свод заменили балками, снесли колокольню, от которой остался только нижний ярус, уничтожили ограду храмового комплекса и здание богадельни.

Серьёзно пострадало здание церкви в Великую Отечественную войну за период октябрьских и декабрьских боев в 1941 году.

Главный вход в храм был под колокольней, с западной стороны. Оттуда сняли старинную дверь и заложили дверной проём кирпичом.

Рядом стоял одноэтажный кирпичный дом. К северо-западу от колокольни. Дом этот снесли. Там была плотницкая мастерская, а раньше — дом причта.

После войны здание храма занимали различные административные учреждения.

***

Материалы из Московского Архива Министерства Юстиции, относящиеся к XVI-XVIII вв.
«Из материалов читатель увидит, кем и когда именно построена та или другая церковь, за каким владельцем или помещиком состояло то или другое село с самого времени составления писцовых книг».

Волоколамская десятина — Холмогоровы В. и Г.

Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетия В. и Г. Холмогоровых.

Волоколамская десятина Московской губернии.

Москва, 1896 год.

По светскому административному делению Волоколамский уезд в XVII столетии распределялся на станы: Староволоцкий, Рахов, Ламский, Колпский, Сестринский, Хованский, Издетемский и Льняников; в числе сел, находившихся в этих станах, были: дворцовое село Ерополч с приселками, монастырские — преимущественно Волоколамского Иосифова монастыря, и частных владельцев. В церковно-административном отношении Волоколамский уезд составлял отдельную десятину святительской области, принадлежавшую к разряду так называемых городовых десятин, то есть тех, которые обозначались названиями городов. Эти десятины, как в данном случае Волоколамская, обнимали город с прилегавшими к нему слободами и весь уезд или часть его. Наличное количество храмов в Волоколамской десятине не было одинаково в течение всего периода, который обнимают печатаемые материалы. На Волоколамской десятине, как и на многих других частях Патриаршей области, с особенною силой сказалось лихолетье первых годов XVII века. „Литовское разоренье» уничтожило большинство приходских храмов городских и уездных, на месте которых остались одни церковные пустоши. Так, до смуты в самом Волоколамске, на посаде и в слободах, находилось 25 церквей: соборная Воскресения Христова, 6 монастырей: Воздвиженский (неизвестно, мужской или женский), Ильинский мужской, Варваринский и Власьевский женские, Рождества Пресвятой Богородицы на Возмице мужской и Вознесенский (неизвестно какой) и 18 приходских церквей, большей частью, конечно, деревянных: 1) Благовещения Пресвятой Богородицы, 2) Святого мученика Никиты, 3) Святых мучеников Бориса и Глеба, 4) Святого Николая чуд. Проща (Мокрого), 5) Святой мученицы Параскевы, 6) церковь Василия Кессарийского, 7) Святых Жен мироносиц, 8) Святого Иоанна Предтечи, 9) Святых мучеников Флора и Лавра, 10) церковь Николая чудотворца Гостунского, 11) Святого Алексия митрополита, 12) Св. священномученика Антипия, 13) церковь Варлаама Хутынского чуд., 14) Святых апостолов Петра и Павла, 15) Св. седми отроков, 16) Иоанна Златоустого, 17) церковь Архидиакона Стефана, 18) церковь Козьмы и Дамиана. Из такого значительного числа храмов после смуты уцелело, как видно из древнейшей приходной книги Патриаршего Казенного приказа за 1628 год, лишь 2 монастыря: Варваринский с церквями Успения Пресвятой Богородицы и мученицы Варвары и Ильинский ( впоследствии обращенный в приходскую церковь), Собор и 2 приходские церкви: Благовещения Пресвятой Богородицы и Никиты мученика. Позднее в городе Волоколамске было воздвигнуто еще три храма: В 1653 году в честь храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Рождества Христова с приделом пр. Сергия. В 1699 году каменный храм во имя Святых апостолов Петра и Павла. На месте построения последнего храма была церковная пустая земля, „огородец», ходивший на оброке. Место оказалось, однако, историческим, так как на нем была погребена мать преподобного Иосифа Волоколамскаго — схимонахиня Мария. До литовской разрухи над местом ее погребения стоял храм, о построении которого вновь в 1694 году били челом патриарху Адриану власти Иосифова монастыря. «В 203 году, декабря в 10 день», — читаем в наших материалах, — «по указу святого патриарха…. а по челобитью Волоколамского Иосифова монастыря архимандрита Николая с братьею, построена… над гробом матери преподобного Иосифа схимонахини Марии церковь каменная». (203 год — 7203 год по старому летоисчислению, 1695 год — по новому- прим. ред.). Итак, в г. Волоколамске к концу XVII века было и до закрытия Казенного приказа в 1739 году оставалось 8 храмов. Остальная, не городская часть Волоколамской десятины, долгое время после смуты находилась в бедственном положении. Церквей было мало, и церковные пустоши сдавались Казенным приказом в аренду «охочим людям» на общих основаниях, выработанных патриаршей администрацией, до тех пор, пока не выискивались строители, проникнутые благочестивым усердием к возведению храма на том или ином пустопорожнем месте. Храмоздательство развилось в десятине особенно с половины XVII века, когда край, с заселением опустевших сел и деревень, стал постепенно оживляться. Книги Казенного приказа показывают нам этот прирост церквей: в 1628 году церквей в десятине (по городу и уезду) числилось 11, в 1657 году-18, в 1690 году уже 39 и, наконец, в 1738 году – 45. Материалы о церквях и селах Волоколамской десятины, имея историко-археологическое значение для данного места, дают не мало общих сведений как по церковному управлению, так и для характеристики быта нашего старинного приходского духовенства. В последнем отношении интересно решение Казенным приказом в 1730 году дела, возникшего между причтом села Ивашкова из-за дележа доходов. Дьякон приходской церкви жаловался приказу на пономаря, который незадолго перед тем выхлопотал в приказе указ на раздел всех доходных церковных статей между ним—пономарем, дьячком и священником, и утаил от приказа о существовании при церкви еще с 1700 года дьякона. Когда, по жалобе последнего, дело разъяснилось, то приказ послал к управителю духовных дел, архимандриту Возмицкого монастыря Феодосию, указ «учинить пономарю Петру Иванову телесное наказание, бить плетьми». Любопытно и само распределение доходных статей, сделанное приказом: «попу, против имеющихся служителей, половина; а из второй половины одна дьякону, а вторая — прочим церковнослужителям по равному числу; а попу по усопшим псалтырей читать не велеть, а читать дьячку и пономарю.»

Полное описание Волоколамского Уезда Холмогоровых в PDF — кликните по значку ниже

Волоколамские священнослужители (из архива ЦИАМ )

Ведомость, учиненная благочинным города Волоколамска Воскресенского собора священником Иаковом Иудовым о качествах ведомства его священно- и церковнослужителей и о их детях мужеска пола за 1818-й год.

Добавлено (21.03.2009, 08:34)
———————————————
Города Волоколамска
1. Воскресенского собора:
Благочинный священник Иаков Иудов 31
Священник Иоанн Иоаннов 27 добропорядочного
Диакон Иоанн Иоаннов 39 хорошего
Дьячки:
Симеон Андреев 31 хорошего
Василий Егоров 32 очень не воздержан, по должности пренебрежительный
Пономари:
Гаврила Трифонов холост, в стихарь посвящен 22 в должности исправен, поведения изрядного
Андрей Иванов холост при указе 21 тщателен о приведении себя в должную исправность
У них дети:
У священника Иакова Иудова
Иван полугоду
У диакона Иоанна Иоаннова
Симеон, обучается в Волоколамском приходском училище 10
Умершего священника Андрея Михайлова
Андрей, обучается в Московской семинарии 15
Иван обучается российской грамоте и писать 8
Бываго пономаря Алексея Николаева
Иван, обучается в Волоколамском приходском училище 13

Добавлено (21.03.2009, 08:50)
———————————————
Означенного города приходских церквей:
2. Церкви первоверховных Апостолов Петра и Павла
Священник Алексей Симеонов 29 Хорошего
Дьячок Павел Егоров 21 Хорошего
Пономарь Егор Иванов 21 Хорошего
У дьячка Павла Егорова сын
Николай 2

3. Церкви Покрова Пресвятыя Богородицы
Священник Алексей Матфиев вдов 31 проводит жизнь с рачительным вниманием своей должности
Дьячок Иван Дмитриев 50 не худого
Пономарь Иван Прохоров при указе, женат 38 не худого
У него пономаря Прохорова дети:
Иван обучается в Московской семинарии 20
Михаил обучается в Волоколамском приходском училище 13
Алексей при отце 7
Стефан при отце 4

4. Церкви Рождества Христова
Священник Григорий Матфиев 56 не исправен
Дьячок Алексей Михайлов 20 изрядного
Умершего дьячка Евграфия Васильева сын
Петр обучается в Волоколамском уездном училище 18
———————————————
5. Церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что на Возмище
Священник Алексей Петров 36 хорошего
Дьячок Иосиф Васильев холост, в стихарь посвящен 24 самых худых качеств
Пономарь Иван Николаев холост при указе 17 В должности своей о исправности заботлив, поведения очень не худого
У священника Алексея Петрова сын Андрей 4

6. Церкви Живоначальная Троицы
Священник Николай Иванов 31 порядочного
Диакон Василий Иванов 29 хорошего
Дьячок Сергей Иванов 24 проходит должность со всевозможным тщанием и исправностью
Пономарь Алексей Петров двоеженец 40 среднего
У них дети: у священника Николая Иванова
Николай при отце обучается российской грамоте 9
Александр 4
У диакона Василия Иванова
Иосиф 3
У пономаря Алексея Петрова
Андрей обучается в Волоколамском приходском училище 12
Умершего священника Иоанна Матфиева
Феодор обучается в Волоколамском уездном училище 18

*******************************************************************************************************

Спутник по Московско-Виндавской железной дороге. 1909.

https://disk.yandex.ru/public/?hash=BoQz/1MJI5%2B19hxKFzH0ze3DsJQq/M9FHyWdOY%2BJeFk%3D

**************************************************************************************************************

Старые карты Волоколамского уезда:

Карта стаорого Волоколамска 1873г.

Старая карта Волоколамска

Источник: http://wolok.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0/ WOLOK.RU Волоколамск и Волоцкий Уезд

Карта старого Волоколамска. 1873 год

Церковь – бывший собор, упразднённого в 1764 году Варваринского монастыря – создана в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 году по повелению материимператора российского Петра Первого – царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной.

Приделы: Успения Божией Матери, святого мученика Уара, святой великомученицы Варвары.

Церковь в основном посвящена Божией Матери, которая является заступницей и защитницей всего мира, являя помощь всем, кто молитвенно обращается к Ней.

Святой мученик Уар – единственный святой, знаменитый тем, что является ходатаем перед Богом за изменение участи некрещеных умерших. Храмов или приделов, посвящённых святому мученику в христианском мире единицы.

Святая великомученица Варвара избавляет молящихся ей людей от внезапной смерти, смерти без покаяния, смерти от наёмных убийц и т. п.

Кроме храмовых икон, наиболее чтимая святыня – икона Божией Матери «Достойно есть».

Церковь открыта ежедневно с 8.00. Божественная литургия совершается в воскресные и праздничные дни с 8.30. Всенощное бдение накануне праздников начинается с 16.30, а в субботу с 16.00. В храме можно заказать поминовение о здравии и упокоении на месяц, сорок дней, два месяца, три месяца, пол года, год и более длительные сроки.

Крещения взрослых и детей всегда в субботу с 10.00, в дни богослужений с 11.00 и по согласованию в любое время.

При церкви действуют: Воскресная школа, библиотека православной литературы, аудиотека, видеотека.

Большой выбор утвари, книг, аудио и видео продукции. Работает постоянно действующая выставка религиозной литературы.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Волоколамске

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь) — православный храм Волоколамского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в городе Волоколамске, Московской области. Бывший соборный храм упразднённого в 1764 году девичьего Варваринского монастыря. Главный престол освящён в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы; приделы — южный, отдельно пристроенный — Успения Пресвятой Богородицы; в трапезной: северный — святого мученика Уара, южный — великомученицы Святой Варвары.

Волоколамск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

В западной части Волоколамска, на возвышенности, стоит церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. История храма восходит к далёкой старине. По преданию, на месте расположения церкви ещё в ХII веке князем Андреем Боголюбским был основан Покровский монастырь. Такое название монастыря явно неслучайно. Как известно, появлению в нашем церковном календаре особого праздника в честь Покрова Божией Матери мы обязаны усилиям именно этого святого князя. Волок был тогда отвоёван у Новгорода и некоторое время находился под властью Владимиро-Суздальского князя. Здесь Андрей Боголюбский праздновал свадьбу своей дочери.

Своеобразие Покровской церкви заключается в том, что за свою долгую историю она как бы впитала в себя духовное наследие двух некогда находившихся на этом месте древних монастырей — Покровского и Варваринского. Существование Покровского монастыря прослеживается до третьей четверти ХVIII века, на что указывает выписка хозяйственного характера (из Писцовых книг за 1636 г.), сделанная в 1670 г. «того монастыря попом Константином с причетники» (сохранилась в копии ХIХ — начала ХХ вв.). В дальнейшем никаких упоминаний об этой обители более не встречается. По-видимому, именно в это время монастырь прекратил своё существование, и лишь древняя деревянная монастырская церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы продолжала стоять до начала ХIХ века, став обычным приходским храмом.

Во второй половине ХVII в. значение религиозно-духовного центра в этой части города перешла к другому, находившемуся в непосредственной близости от Покровской обители, монастырю во имя святой великомученицы Варвары. В Писцовых книгах ХVII в. под 1626 г. значится «на Волоке, на посаде, Варваринский девичь монастырь, а в нем церковь Успения Пречистыя Богородицы древяна клетцки (т.е. деревянная, построенная клетью — по типу обычной крестьянской избы), да церковь Христовы мученицы Варвары древяна же ветха, завалилась: а в монастыре в келье игумена Варсонофия Егубова, да восемь келий, а в них осмнадцать стариц, да келья пуста; да у церкви во дворе поп Кузьма Яковлев…» По-видимому, упоминаемая Варваринская церковь, по названию которой именовался и Варваринский монастырь, была наиболее древним монастырским сооружением и, наряду с главным храмом Покровского монастыря, относилась к временам Ивана Грозного. Монастырь окружала деревянная ограда с башнями. Около монастыря сложилось поселение слобода. Почитание святой великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией, женой Волоцкого князя Бориса Васильевича. Память святой Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары, часто обе святые изображались на одной иконе. Возможно, икона принадлежала волоцким князьям и была вложена в монастырь для вновь построенной церкви.

К сожалению, история не оставила почти никаких свидетельств о жизни монастыря в период ХVI-ХVII вв. Сведения по истории его строительства также чрезвычайно скудны. Значительные строительные работы развернулись в Варваринском монастыре на рубеже ХVII-ХVIII вв. В этот период игумениями обители были Пелагия (1685 г.), Анфиса (Гагарина)(1691-1698) и Гегения (1703 г). Именно на время их управления и приходится возведение в монастыре нового каменного храма, поставленного вместо разобранной «за ветхостью» древней деревянной Успенской церкви. Этот храм поначалу был назван также Успенским и лишь впоследствии был переименован в Покровский. Оживление строительства в монастыре в конце ХVII в. церковная летопись связывает с проявлением особого внимания к монастырским нуждам со стороны царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной — второй жены царя Алексея Михайловича, матери Петра I. Каменная Успенская церковь (ныне Покровская) построена на средства царицы и по её желанию. Начало строительства храма в Варваринском монастыре в 1695 году — одно из свидетельств возрождения города к концу ХVII в. Таким образом, в начале ХVII в. в монастыре существовали три храма: две старые деревянные церкви — во имя святой великомученицы Варвары и Покровская, а также только что построенный каменный Успенский храм. Новая монастырская церковь представляла собой простой кубический объём, покрытый четырёхскатной кровлей и венчавшийся восьмигранным световым барабаном с небольшой луковичной главой. Одновременно с возведением церкви перед её западным входом была построена небольшая, отдельно стоявшая шатровая колокольня, просуществовавшая до третьей четверти ХIХ в. Свой первоначальный облик церковь сохраняла лишь до второй половины ХVIII в.

В 1757 г. ввиду того, что древняя деревянная Варваринская церковь окончательно обветшала и её пришлось разобрать, к каменному, всё ещё называвшемуся Успенским, храму была пристроена трапезная с приделом во имя святой великомученицы Варвары. После упразднения монастыря в 1764 г. (по екатерининскому «Указу о штатах») Успенскую церковь приписали к древнему Покровскому храму. Деревянная Покровская церковь с каждым годом всё более и более разрушалась, являя, по свидетельству церковной летописи, «немалую опасность для служащих и богомольцев». Поэтому в 1803 г. Духовное правление распорядилось её разобрать, переименовав при этом «для памяти» соседнюю каменную церковь в Покровскую. Так церковь, целое столетие именовавшаяся Успенской, получила новое посвящение — Покровской, сохраняющееся за нею и ныне. В архитектуре Покровского храма соединены традиции древнерусского белокаменного зодчества. Кирпичный, бесстолпный, одноглавый храм, основной объём которого двусветный четверик с окнами, украшенными наличниками в стиле нарышкинского барокко, с небольшой трапезной — характерен для ХVII века. Храм сначала был двухпрестольный (главный престол — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, придельный — в честь великомученицы Варвары), а после пристройки южного придела в честь Успения Божией Матери, которую совершили в начале ХIХ в. (1806 г.) на средства волоколамского мещанина Осипа Калинина, стал трёхпрестольным.

В 70-х гг. ХIХ в. при церкви было решено устроить придел в честь святого мученика Уара; храм стал четырёхпрестольным (построен в 1870-1871 гг., освящён 14 мая 1872 г.). Так как малые размеры старой трапезной с Варваринским приделом не позволяли разместить в ней ещё один престол, трапезная в это время была перестроена. Для этого, сломав уже ветхую и мешавшую строительству колокольню ХVII в., удлинили стены старой трапезной, причём на новых участках был точно воспроизведён архитектурный декор («поребрик») старых стен 1757 г. В 1878 г. было завершено строительство новой колокольни (автор проекта — академик архитектуры С. В. Дмитриев, ученик К. А. Тона). Строительство велось усердием церковного старосты П. Ф. Денисова. Причём, как оказалось, староста обладал незаурядным даром иконописца. Именно им созданы в духе академизма первой половины ХIХ в. в главном алтаре храма два запрестольных образа «Воскресение Христово» и «Богоматерь с Младенцем». Новая колокольня повторила основные архитектурные формы своей предшественницы ХVII в. И сегодня в силуэте храма господствует стройная колокольня в четыре яруса. Дошедший до нас интерьер храма создан в последней трети ХIХ в. Настенная живопись исполнена в традициях академизма.

При входе в храм верующие молятся у образов двух ангелов, изображённых на стенах нижнего яруса колокольни. Свиток в руках одного из них содержит грозное предостережение: «Дивлюсь, долготерпению Божию! Как не сойдёт с небес огонь и не попалит тех, кто дерзает в храме разговаривать во время Божественной службы». Вразумлённые наставлением ангелов, богомольцы проходят в трапезную часть церкви, где оказываются в окружении росписей, изображающих события из жития великомученицы Варвары. По сторонам трапезной размещены иконы в киотах. Здесь находятся небольшие алтари приделов великомученицы Варвары и мученика Уара с чтимыми иконами святых. В левой части иконостаса алтаря придела святого мученика Уара находится список иконы Божией Матери «Державная», явленный в марте 1917 г. Проходя между приделами, по сторонам можно увидеть минейные иконы, образа чтимых святых. Среди них — очень редкая икона, на которой изображены вместе со святителем Николаем преподобные Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий, которого почитают как особого покровителя города Волоколамска. В главной части храма, в четверике, сосредоточены главные святыни: икона Покрова Божией Матери в металлическом окладе, деревянный резной образ святителя Николая Чудотворца также в металлической ризе и образ высокочтимой иконы Божией Матери «Достойно есть», установленный в правой части четверика храма, у клироса. Живописные изображения на стенах главной, средней части храма обрамлены очень красивым, с различными оттенками разных цветов узором. Главный алтарь Покровской церкви украшает резной, золочёный, пятиярусный иконостас, созданный в 1873 году. Иконы в нём реставрированы в 1896 году Чистовым и частично в 1960-е гг. К тому же времени относится и большая часть икон. Ранее в иконостасе Покровской церкви находились две редкостные, особо почитавшиеся здесь иконы ХV-ХVI вв.: образ Успения Божией Матери и икона великомученицы Варвары (с 1964 г. хранятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике).

В заключение следует отметить, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 (прил. 2) и п. 3 ст. 64 Федерального Закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» церковь Покрова Богородицы города Волоколамска является объектом культурного наследия регионального значения.

Из журнала: «Московские епархиальные ведомости». Выпуск №8-9, 2019

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *