Полина в православии

Содержание

Значение имени: Аполлинария

В данном материале вы найдете сведения о значении женского имени Аполлинария, его происхождении, истории, узнаете о вариантах толкования имени.

Полное имя — Аполлинария

Короткое имя — Поля

Синонимы имени — Полина, Аполлинарка, Аполя, Лина, Апа

Происхождение — греческое, «посвященная Аполлону»

Именины — 18 января, 4 апреля

Зодиак — Рак

Планета — Луна

Цвет — Белый

Животное — Сова

Растение — Лилия

Камень — Бриллиант, розовый сапфир

Имя можно отнести к древнегреческому, поскольку оно означает «посвященная Аполлону», а Апполон, как известно, был почитаемым богом Солнца у древних греков. Кроме этого он считался покровителем искусств. Изначально была мужская форма этого имени Апполинарий, и уже от него образовалось женское имя. Перевод же греческого слова apolyusis, которое служит корнем имени, означает «освобожденный», в другом, более позднем варианте, слово может трактоваться как «городской» поскольку имеется часть корня «полис». В православии почитается Аполлинария преподобная, жившая в Египетской пустыне, в дальнейшем принявшая монашеский сан как Дорофей и обитавшая в монастыре Святого Макария.

Любовь имени Аполлинария

Девушка не испытывает недостатка в обожателях, благодаря своей внешней привлекательности, красивой и стройной фигуре, умению одеваться стильно и модно. С первого взгляда о ней можно сказать, что она мало внимания уделяет личной жизни, однако, это далеко не так. Просто она не на каждый мужской взгляд отвечает повышенным вниманием. Для нее важна в партнере его внутренняя составляющая. По ее мнению между двумя людьми, которые собираются быть вместе, важно в первую очередь понимание и доверие, а это определяется не сразу. Нужно время, чтобы девушка поверила в искренние намерения мужчины.

Сексуальность имени Аполлинария

Весь свой темперамент и сексуальность эта женщина может проявить лишь с партнером, которому безоговорочно доверяет. Поэтому она и не прощает измен. Ведь случись подобное и для нее это будет означать не просто интрижку любимого человека, но настоящее предательство. Обладая достаточным самомнением, она тяжело воспринимает даже малейшую критику в свой адрес. Долго может помнить обидные слова и тяжело прощает. В интимных отношениях доминировать не стремится, но не терпит сильного давления со стороны партнера. Приветствует полную гармонию и согласие обоих на любые сексуальные действия.

Брак и семья имени Аполлинария

В замужестве носительница этого имени проявляет себя как заботливая мать, верная и любящая жена, хорошая невестка. Она умеет не только навести в доме идеальную чистоту и порядок, но и создать уютную и теплую обстановку. Добросердечная и мягкая от природы, она старается всем угодить, но порой ее услуги бывают несколько навязчивыми. Она стремится контролировать поведение детей, делает замечания супругу, если тот не соблюдает порядок и чистоту в доме. Даже взрослых и живущих самостоятельной жизнью детей, она пытается и дальше опекать, вмешиваясь в их личную жизнь. Несмотря на то, что семья очень важна для этой женщины, бросить любимую работу ради своих домашних она не готова. Если только не случится критичная ситуация. Порядочная и ответственная от природы, она не сможет простить супруга, если уличит его в измене. Здесь уже без развода не обойтись.

Бизнес и карьера

У этой женщины много достоинств, которые показывают ее как ответственного, трудолюбивого и обязательного работника. У нее довольно высокий интеллектуальный потенциал, который позволяет ей проявить себя как высококлассного специалиста. Многие коллеги считают ее занудой и синим чулком. Поскольку, полностью погруженная в работу, она может забывать о своей личной жизни. А занудством может стать ее стремление навести везде порядок, излишняя педантичность и требовательность. Из нее получится неплохой фармацевт, психолог, переводчик или ветеринар. Ей не составляет труда освоить профессию пилота авиалайнера или полицейского, благодаря своей дисциплинированности.

Значение имени Аполлинария в характере

Основной чертой характера этой дамы является ее настоящее добросердечие и ответственность. Однако у нее есть и чувство самолюбия. Она весьма щепетильно относится к замечаниям по поводу своей работы или заботы о ближних, что говорит о ее низкой самокритичности и обидчивости. Несмотря на свою доброту, она может постоять за себя, и стать на некоторое время суровой и даже жестокой особой. Присущая ей пунктуальность может многим не нравиться, ведь она любое дело или проблему разберет по косточкам, чтобы разложить все на свои места и внести тем самым ясность. Однако она всегда с пониманием и сочувствием относится ко всем, кому требуется помощь, независимо друг это, коллега по работе или просто знакомый человек.

Подросток Аполлинария

С самого раннего детства девочка проявляет себя как заботливый и ответственный ребенок. Она помогает матери по дому. Заботится о младших сестренках и братьях, опекает малышей в детском саду и в школе. Но девочка очень обижается, если ее усилия и усердие остаются незамеченными окружающими. Дисциплинированная и ответственная она хорошо учится в школе, проблем с ее поведением и учебой не возникает.

Успешные люди и звезды:

Аполлинария Суслова — любовница Ф.М. Достоевского, послужившая прототипом многих героинь его романов

Аполлинария — имя главной героини романа Л. Леонова «Русский лес»

Аполлония Далевская — участница освободительного движения в Белоруссии и Литве

Аполлинария Данилова-Добрякова — участница российского революционного движения

Идеальная совместимость: Михаил, Даниил, Егор, Владимир

Неудачная совместимость: Борис, Валентин, Виталий

Именины Полины по церковному календарю

Именины Полины празднуются три раза в год.

Каждая обладательница этого имени празднует свои именины, в зависимости от того, в честь какой святой она была названа.

Разберемся поподробнее.

Оглавление:

  • Когда день ангела Полины по православному календарю
  • Именины Полины
  • Значение имени Апполинария в православии
  • Аполлинария Тупицына мученица житие
  • Заключение

Когда день ангела Полины по православному календарю

Каждой представительницы имени Полина нужно знать о дне почитания ангела, имя которого она носит.

В отличие от других имен, Полина отмечает праздник накануне Крещения. По приметам, в этот день убирается снег и бросается в колодец.

Обычно Полина празднует именины 18 января, если она названа в честь преподобной Аполлинарии. Если же она была названа в честь мученицы, то ее праздник приходится на 4 апреля. Если в честь новомученицы Тупицыной, то праздник проходит 13 октября.

Свой праздник Полина может провести в церкви, исповедавшись, приняв причастие, очистившись от грехов с мыслями, а после отпраздновать торжество вместе с родными, организовав маленький праздник.

Главное, не почитать ангела шумными недостойными его гуляниями.

Именины Полины

Каждый крещеный человек нарекается именем святого. После данного события, он получает ангела, в честь которого он назван.

Ангел, чье имя носит человек, молит Бога спасти душу этого человека, отмаливая его грехи у Бога. Поэтому каждому верующему человеку нужно вспоминать и почитать своего покровительственного ангела в день именин.

Так, Полина должна один раз в год праздновать именины и почитать святого, в честь которого она названа.

Значение имени Апполинария в православии

Полина в православии это Апполинария. Это имя имеет древнеримское происхождение и обознает покровительство Апполону, который в Древней Греции был богом Солнца и наставником искусства.

Имя Апполинария произошло из мужского Апполинарий, обозначающий освобожденный. Сегодня имя обозначает житель города. Просторечной формой имени является Полинария.

Девочка Полина или Апполинария отличается добротой и отзывчивостью. Она всегда заботится об окружающих и с удовольствием играет с другими детьми с детства. Любит стремиться к совершенству в хозяйстве и учебе. Замечания воспринимает тяжело, особенно касаемо ее деятельности. Воспринимает их с жестокостью и суровостью, если было задето ее «я».

Апполинарии нравится получать тепло и ласку. Она сама любит ее дарить всем вокруг. Является очень ответственным человеком, который не бросает слов на ветер. Отличается самодисциплинированностью, пунктуальностью и некой педантичностью, которая иногда может сильно злить ее друзей и знакомых, поскольку она может так увлечься делом, что может с легкостью превратиться в зануду.

В учебе неприхотлива. Может с легкостью выполнить любое задание, однако ждет похвалы за проделанную работу.

На самом деле, Полина является добродушным и отзывчивым человеком, не мелочным. Чужая беда для нее не чужая. Она всегда готова придти на помощь и оказать любую поддержку. Она часто при жизни становится психологом, учителем, спасателем, доктором и человеком такой профессии, где на первый план выходит общение с людьми и помощь. Также она любит животным и часто помогает им.

Легко общается с незнакомыми людьми, находит общие интересы и заводит полезные контакты. Из нее получается преданный друг, который всегда придет в трудную минуту.

Является очень заботливым и любящим человеком, надежным и верным другом для близких. На здоровье не жалуется, но у нее могут возникнуть проблемы с органами дыхания. Поэтому Полине следует следить за собой, за своим питанием, образом жизни, в частности, ей нельзя переохлаждаться.

Аполлинария Тупицына мученица житие

Апполинария Тупицына — одна из новомучениц, канонизированных русской православной церковью. Родилась в 1878 г. в Волгоградской области.

Жила просто, но смогла получить хорошее образование в вельской гимназии. После нее была медсестрой, а затем домработницей и няней. Свободные минуты посвящала своему духовному развитию, молясь в храме.

Свидетели называли ее активно настроенной против советов личностью, поскольку с 1936 года она сколачивала вокруг себя людей и митинговала против советов. Во время своей пропаганды она молилась, лечила людей словом и делом.

Через год она была задержана и заключена в московской Бутырской камере. Выяснив то, чем она занимается, следователю было достаточно показателей лжесвидетелей и так она была расстреляна. Ее тело было захоронено в месте, где находились тысячи монахов и священнослужителей.

В 2009 году она была причислена к новомученикам, которым не раз обращаются обычные люди за помощью. Как и при жизни, сегодня к ней обращаются не только для исцеления души и тела, но и за помощью в восстановлении несправедливости, борьбе со властью.

Апполинария или Полина празднует свои именины трижды в церковном православном календаре, в честь святых, пострадавших за веру и причисленных к мученикам.

Советуем ознакомиться молитва святая аполлинария с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Аполлинария Святая: житие, икона, молитвы

Святая Аполлинария, икона которой должна быть в каждом дом тех, кто крещен этим именем, знаменита своей скромной подвижнической жизнью. Она посвятила ее служению Богу.

Аполлинария – святая, к которой обращаются в случае болезни. Также она помогает укрепить силу духа, веру, а также развить смирение. Перед иконой надо повторять слова молитвы: «Моли Бога о мне, святая угоднице, преподобная Божия Аполлинарие, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей».

Святая Аполлинария, житие которой описано в этой статье, была старшей дочерью мудрого царя Анфемия. С малых лет она любила проводить время в молитвах и часто посещала церкви. Став совершеннолетней, она отказалась выходить замуж и стала просить родителей отправить ее вместо этого в монастырь. Родители отказывались, они мечтали о том, что у их дочери будет хорошая семья. Но Аполлинария – святая, которая уже с юных лет так любила Бога, что хотела остаться непорочной на всю жизнь, отказывалась от всех даров претендентов на ее руку и сердце. Она стала просить родителей, чтобы они привели к ней инокиню, которая научит ее читать святые писания. Наконец, родители сдались.

Первое путешествие

Их тронула непоколебимая настойчивость девушки, и они привели к ней инокиню, как дочь и просила. Научившись читать священные книги, Аполлинария стала просить родителей отпустить ее в путешествие по святым местам. Она хотела отправиться в Иерусалим. Родители неохотно отпустили свою любимицу. Аполлинария – святая, которая в молодости была очень богата. Поэтому в свое первое путешествие девушка отправилась в сопровождении большого числа рабов и рабынь. Также отец дал ей много золота и серебра. Аполлинария отплыла на корабле, тепло попрощавшись с родителями.

Щедрая рука

Во время путешествия она была вынуждена сделать остановку в Аскалоне. Когда море успокоилось, Аполлинария продолжила свой путь. Уже в Аскалоне она начала посещать церкви и монастыри, щедро раздавая милостыню. Прибыв в Иерусалим, она усердно молилась за своих родителей. В то же время, посещая женские монастыри, Аполлинария продолжала делать пожертвования. Постепенно она отпускала своих рабов и рабынь, награждая их за верную службу. Через какое-то время она с некоторыми из них собралась отправиться в Александрию.

Скромные запросы

Проконсул Александрии узнал о прибытии царской дочери. Он приготовил ей богатый прием и послал людей ей навстречу. Аполлинария (святая) славилась своей скромностью, она не захотела излишнего внимания. Поэтому она сама ночью отправилась в дом проконсула. Это испугало его семью, но Аполлинария успокоила всех его домочадцев, одновременно с этим попросив не оказывать ей лишних почестей, которые могут задержать ее на пути к святому Мине. Но все-таки она получила от проконсула щедрые дары, которые потом раздала нищим. В Александрии же преподобная Аполлинария впервые купила одежды, которые могли носить иноки-мужчины. Она спрятала их у себя и отплыла в Лимне вместе с двумя рабами.

Тяжелая жизнь

Из Лимне в колеснице Аполлинария направилась к месту захоронения святого Мине. В дороге она решила осуществить давно задуманный план, который заключался в том, чтобы переодеться в одежду инока и жить отшельнической жизнью, посвятив себя служению Богу. Когда ее слуги заснули, она переоделась и, оставив в колеснице свою царскую одежду, спряталась на болоте. Там она жила несколько лет, питаясь финиками. Под влиянием трудной жизни и поста внешность ее изменилась, и она стала непохожа на женщину. Одним из испытаний, которые она выдерживала на болоте, были укусы полчищ комаров, которых она не отгоняла, позволяя им питаться собственной кровью.

Новые испытания

Через несколько лет она отправилась в скит святых отцов, чтобы там найти себе приют и продолжить служение Богу. По дороге ей встретился святой Макарий Египетский. Он принял Аполлинарию за скопца и привел в свой скит, где поселил в отдельной келье. Никто из старцев, которые там проживали, не догадался, что она – женщина. Аполлинария занялась тяжелым трудом – изготовлением циновок. Имя она взяла себе, естественно, мужское – Дорофей. Святая жила строго, все свое время она посвящала молитве. В скором времени у нее открылся дар исцеления. Согласно житию святой, праведная жизнь Аполлинарии не давала покоя злому духу, которым была одержима ее младшая сестра. Он старался сделать все, чтобы раскрыть ее тайну и изгнать из скита. Хитростью он заставил родителей отвезти младшую дочь в пустынный скит.

Тайна не раскрыта

Там Макарий Египетский поручил Дорофею изгнать злого духа из тела женщины. Аполлинария была не готова к этому, но святой старец успокоил ее, и она принялась за дело. Закрывшись со своей младшей сестрой в келье, святая начала молиться. Сестра узнала Аполлинарию и очень обрадовалась. В скором времени злой дух покинул ее тело. Родители были очень рады тому, что их дочь выздоровела, но тайна Аполлинарии не была открыта. Однако демон не успокаивался. Он сделал так, что все подумали, что младшая ее сестра беременна. А затем ее устами обвинил в этом грехопадении инока, с которым она провела много времени в келье. Царь очень рассердился и приказал снести скит. Однако Дорофей сам вышел к людям и признал себя виновным, чтобы его отвели к царю. Там, наедине с отцом, Аполлинария призналась, что это была она. Родители были очень огорчены тем, какую жизнь приходилось вести их дочери. Но в то же самое время гордились ею. Поэтому они отпустили ее обратно в скит и хотели дать много золота для старцев. Но преподобная Аполлинария отказалась, заявив, что им ничего не нужно, ведь они беспокоятся о небесной жизни, а не о земной.

Тайное становится явным

То, что в ските вместе с мужчинами живет переодетая женщина, так и оставалось тайной. Аполлинария еще долго продолжала свою праведную жизнь. Однако через какое-то время она собралась предстать перед Господом. Она стала просить старца Макария о том, чтобы ее тело не омывали, так как не хотела, чтобы узнали о том, кто она на самом деле. Но он не согласился с этим. Поэтому после ее смерти старцы пришли омывать инока Дорофея и увидели, что это на самом деле женщина. Они очень удивились и были поражены Божьей тайной. Отец Макарий недоумевал по поводу того, что ему раньше всех не был открыт этот секрет. В ответ Господь послал ему сон, в котором объяснял, что в этом нет ничего плохого, и Макарий также станет святым. Мощи святой Аполлинарии обладают исцеляющим действием.

Преподобная Аполлинария

Преподобная Аполлинария была дочерью Анфемия, бывшего правителя Греческой империи во время малолетства Феодосия Младшего (408 – 450). Отказавшись от брака, она выпросила у своих благочестивых родителей разрешение поклониться святым местам Востока. Прибыв из Иерусалима в Александрию, она тайно от слуг переоделась в одежду инока и скрылась в одно болотистое место, где несколько лет подвизалась в строгом посте и молитвах. По откровению свыше, она направилась в скит к святому Макарию Египетскому, назвав себя иноком Дорофеем. Преподобный Макарий принял ее в число своей братии, и там она вскоре прославилась своей подвижнической жизнью. У родителей Аполлинарии была другая дочь, страдавшая беснованием. Они отпустили ее в скит к преподобному Макарию, который привел больную к иноку Дорофею (блаженной Аполлинарии), по молитве которого девица получила исцеление. По возвращении домой девица вновь подверглась насилию диавола, который дал ей вид женщины, носящей во чреве. Этот случай привел в сильный гнев родителей ее, которые послали в скит воинов и требовали выдать виновника оскорбления дочери.

Святая Аполлинария взяла на себя вину и пошла с посланными в дом своих родителей. Там она открыла родителям свою тайну, исцелила сестру, возвратилась в скит, где в скором времени мирно скончалась в 470 году. Только после смерти инока Дорофея открылось, что это была женщина. Тело святой было погребено в пещере, в церкви обители святого Макария Египетского.

Святая Преподобная Аполлинария

Иллюстрация из книги Димитрия Ростовского “Жития Святых”

Икона: Преподобная Аполлинария

Прославлен в лике: Преподобных, Блаженных

Когда жил: ок. 400 – 500 г.г.

Где жил: Римская империя

Другие разделы

Вам может быть интересно

Житие: «Преподобная Аполлинария»

По смерти греческого царя Аркадия (1), сын его Феодосий (2) остался малым, восьмилетним отроком и не мог управлять царством; поэтому брат Аркадия, римский император Гонорий (3) вручил попечительство над юным царем и управление всем греческим царством одному из важнейших сановников, анфипату (4) по имени Анфемию (5), мужу мудрому и весьма благочестивому. Этот анфипат до тех пор, пока Феодосий вырос, всеми в то время почитался как царь, почему и святой Симеон Метафраст, начиная писать сие житие, говорит: “в царствование благочестивого царя Анфемия”, – и во всей этой истории называет его царем. У сего Анфемия было две дочери, из коих одна, младшая, с самых детских лет имела в себе нечистого духа, а старшая от юности проводила время в святых церквах и молитвах. Имя сей последней было Аполлинария. Когда она достигла совершеннолетия, родители ее стали помышлять о том, как бы выдать ее замуж, но она отказывалась от этого и говорила им:

– Я хочу уйти в монастырь, слушать там Божественное писание и видеть чин монастырской жизни.

Родители говорили ей:

– Мы хотим выдать тебя замуж.

Она же отвечала им:

– Не хочу идти замуж, но надеюсь, что Бог и меня сохранит в страхе пред Ним чистою, как Он соблюдает в непорочности Своих святых дев!

Родителям ее казалось весьма удивительным, что она говорила так, будучи еще столь юною, и что до такой степени она была объята любовью к Божественному. Но Аполлинария снова стала умолять своих родителей, чтобы они привели к ней какую-нибудь инокиню, которая бы научила ее псалтири и чтению святых писаний. Анфемий же не мало скорбел о ее намерении, потому что ему хотелось выдать ее замуж. Когда же девица не изменила своего желания и отказалась от всяких подарков, которые предлагались ей искавшими ее руки знатными юношами, родители сказали ей:

– Чего же ты хочешь, дочь?

Она отвечала им:

– Прошу вас отдайте меня Богу – и вы получите награду за мое девство!

Видя, что намерение ее непоколебимо, крепко и благочестиво, они сказали:

– Да будет воля Господня!

И привели к ней опытную инокиню, которая научила ее читать божественные книги. После сего она сказала родителям:

– Прошу вас отпустите меня в путешествие, чтобы я могла увидеть святые места в Иерусалим. Там я помолюсь и поклонюсь честному Кресту и Святому Воскресенью Христову!

Они не хотели отпустить ее, потому что она была для них в доме единственной утехою, и они сильно любили ее, так как другая ее сестра была одержима бесом. Аполлинария же в течение долгого времени умоляла родителей своими просьбами, и вот они, против желания своего, согласились, наконец, отпустить ее, Они дали ей многих рабов и рабынь, немало золота и серебра и сказали:

– Возьми это, дочь, и ступай, исполни обет свой, ибо Бог хочет, чтобы ты была его рабою!

Посадив ее на корабль, они простились с нею и сказали:

– Помяни и нас дочь, в молитвах на святых местах!

Она же сказала им:

– Как вы исполняете желание моего сердца, так пусть и Бог исполнит ваши прошения и избавит вас в день скорби!

Итак, разлучившись с родителями, она отправилась в плавание. Достигнув Аскалона (6), она пробыла тут несколько дней из-за волнения морского и обошла там все церкви и монастыри, молясь и подавая милостыню нуждающимся. Здесь же нашла она себе спутников для путешествия в Иерусалим и, придя во святой город поклонилась Воскресению Господнему и Честному Кресту, совершая усердную молитву за родителей своих. В эти дни своего богомолья Аполлинарии посещала и женские монастыри, жертвуя большие суммы на нужды их. В то же время она стала отпускать на свободу излишних рабов и рабынь, причем давала им щедрою рукою награду за их службу и поручала себя их молитвам. Чрез несколько дней, по окончании своих молитв на святых местах Аполлинария, посетив Иордан, сказала оставшимся с нею:

– Братия мои, я хочу освободить и вас, но сначала отправимся в Александрию и поклонимся святому Мине (7).

– Пусть будет так, как ты, госпожа, повелеваешь!

Когда они приближались к Александрии, о ее прибытий узнал проконсул (8) и послал почетных людей, встретить ее и приветствовать ее, как дочь царскую. Она же, не желая приготовленных ей почестей, ночью вошла в город и, сама, явившись в дом проконсула, приветствовала его и его супругу. Проконсул же с супругой упали ей в ноги, говоря:

– Зачем ты так поступила, госпожа? мы послали приветствовать тебя, а ты, наша госпожа, пришла к нам сама с поклоном.

Блаженная Аполлинария сказала им:

– Хотите ли вы сделать мне приятное?

Они же отвечали:

– Тогда святая сказала им:

– Отпустите же меня немедленно, не докучайте мне почестями, ибо я хочу идти и помолиться святому мученику Мине.

И они, почтив ее драгоценными дарами, отпустили. Блаженная же раздала те дары нищим. После того она в течение нескольких дней оставалась в Александрии, обходя церкви и монастыри. При этом она нашла в том доме, где имела пребывание, одну старицу, которой Аполлинария подала щедрую милостыню и упросила тайно купить ей мантию, параманде (9), клобук и кожаный пояс, и все мужские одежды иноческого чина. Старица же, согласившись, купила все это и, принеся к блаженной, сказала:

– Да поможет тебе Бог мать моя!

Получив монашеские одежды, Аполлинария сокрыла их у себя, чтобы про то не узнали ее спутники. Потом она отпустила оставшихся при ней рабов и рабынь, кроме двоих – одного старого раба и другого евнуха, и, севши, на корабль, отплыла в Лимне. Оттуда наняла она четырех животных и отправилась к гробу святого мученика Мины. Поклонившись мощам святого и совершив свои молитвы, Аполлинария в закрытой колеснице поехала в скит поклониться жившим там святым отцам. Был вечер, когда она отправилась в путь, и она велела евнуху находиться позади колесницы, а раб находившийся впереди, правил животными. Блаженная, же сидя в закрытой колеснице и имея с собою иноческие одежды, совершала тайную молитву, испрашивая у Господа помощи в предпринятом ею деле. Наступила темнота и приближалась полночь; приблизилась и колесница к одному болоту, находившемуся при источнике, который после стал называться источником Аполлинарии. Откинув покрывало колесницы, блаженная Аполлинария увидала, что оба ее служителя, евнух и возница, задремали. Тогда она сняла с себя мирские одежды и облеклась в иноческое мужское одеяние, обращаясь при сем к Богу с такими словами:

– Ты, Господи, дал мне начаток сего образа, сподоби же меня до конца понести его, по Твоей Святой воли!

Потом осенив себя крестным знамением она тихо сошла с колесницы, между тем как слуги ее спали, и, войдя в болото, скрывалась здесь До тех пор пока колесница не уехала дальше. Святая поселилась в той пустыне при болоте и жила одна пред лицом Единого Бога, Которого она возлюбила. Бог же, видя ее сердечное к Нему влечение, покрывал ее Своею десницею, помогая ей в борьбе с невидимыми врагами, и подавая ей телесное пропитание в виде плодов с финикового дерева.

Когда же колесница, с коей тайно сошла святая, двинулась дальше, слуги, евнух и старец проснулись при свете наступавшего дня, заметив, что колесница пуста, очень испугались; они видели только одежды своей госпожи, а ее самой не находили. Они удивлялись, не зная, когда сошла она, куда отправилась и с какою целью, сняв притом с себя все одежды. Долго они искали ее, звали ее громким голосом но, не найдя, решили возвратиться назад, не зная, что другое им сделать. Итак, вернувшись в Александрию, они объявили обо всем проконсулу Александрийскому, а тот чрезвычайно удивленный сделанным ему донесением тотчас обо всем с подробностями написал анфипату Анфемию, отцу Аполлинарии и отослал ему с евнухом и старцем оставшиеся в колеснице ее одежды. Анфемий, почитав письмо проконсула, вместе с супругою своею, матерью Аполлинарии, долго и неутешно рыдали вместе, рассматривая одежды любимой своей дочери, а с ними плакали и все вельможи. Потом Анфемий молитвенно воскликнул:

– Боже! Ты избрал ее, Ты и утверди ее в страхе Твоем!

Когда вслед за этим все снова зарыдали, то некоторые из вельмож стали утешать царя такими словами:

– Вот истинная дочь добродетельного отца, вот истинная отрасль благочестивого царя! В этом государь, получила свидетельство пред всеми твоя добродетель, за которую Бог благословил тебя такою дочерью!

Говоря это и многое другое, они несколько успокаивали горькую скорбь царя. И все молились Богу за Аполлинарию, чтобы Он укрепил ее в таком житии, ибо поняли, что она ушла на трудное пустынническое житие, как это и случилось на самом деле.

Святая же дева несколько лет прожила на том месте, где она сошла с колесницы, пребывая в пустыне около болота, из которого поднимались целые облака язвительных комаров. Там вела она борьбу с дьяволом и с телом своим, которое было прежде нежно; как тело девицы, выросшей в царской роскоши, а потом стало похожим как бы на броню черепахи, ибо она иссушала его трудами, постом и бдением и отдавала на съедение комарам, а кроме того, ее опалял и зной солнца. Когда же Господь восхотел, чтобы она нашла себе приют среди святых отцов пустынников, и чтобы о ней увидали люди, для своей пользы, то вывел ее из того болота. Ей явился во сне ангел и повелел идти в скит и именоваться Дорофеем. И она вышла из своего местопребывания, имея такую наружность, что никто не мог бы сказать, наверное, мужчина ли пред ним или женщина. Когда она однажды рано утром шла по пустыне, ее встретил святой пустынник Макарий и сказал ей:

Она же испрашивала у него благословения, и потом, благословив друг друга, они пошли вместе к скиту. На вопрос святой:

Тогда она сказала ему:

– Будь добр отче, позволь мне остаться с братией твоею!

Старец приведя ее в скит отвел ей келью, не зная о том, что она женщина, и считая ее скопцом. Бог не открыл ему этой тайны, для того чтобы впоследствии все получили от того большую пользу и для славы Своего святого имени. На вопрос же Макария: как ее зовут? она отвечала:

– Имя мое – Дорофей. Слыша о пребывающих здесь святых отцах, я пришел сюда пожить с ними, если только окажусь этого достойным.

Старец спросил ее тогда:

– Что ты можешь делать, брат?

И Дорофей отвечал, что он согласен делать то, что ему будет повелено. Тогда старец указал ей делать цыновки из тростника. И святая дева стала жить, как муж, в особой кельи, посреди мужей, как живут пустынные отцы: Бог не давал никому проникнуть в тайну ее. Дни и ночи проводила она, в непрестанной молитве и занятии рукодельем. С течением времени она стала выделяться среди отцов строгостью своей жизни; сверх того, ей дана была от Бога благодать исцеления недугов и имя Дорофея было у всех на устах, ибо все любили сего мнимого Дорофея и почитали его великим отцом.

Прошло довольно времени, и злой дух которым была одержима младшая дочь царя Анфемия, сестра Аполлинарии, стал сильнее мучить ее и кричал:

– Если вы не отведете меня в пустыню, то я не оставлю ее.

К этой хитрости дьявол прибег, для того, чтобы обнаружилось, что Аполлинария живет среди мужчин и чтобы изгнать ее из скита. А так, как Бог не допускал дьяволу говорить что-нибудь об Аполлинарии, то он мучил ее сестру, чтобы ее отправили в пустыню. Вельможи советовали царю послать ее к святым отцам в скит, чтобы те помолились о ней. Царь так и сделал, послав к пустынным отцам свою бесноватую с множеством слуг.

Когда все прибыли в скит, на встречу им вышел святой Макарий и спросил их:

– Зачем, чада, вы пришли сюда?

– Благочестивый государь наш Анфемий прислал свою дочь, чтобы вы, помолившись Богу, исцелили ее от болезни.

Старец, приняв ее из рук царского сановника, отвел ее к авве Дорофею, или иначе к Аполлинарии, и сказал:

– Вот это царская дочь, которая нуждается в молитвах здесь живущих отцов и в твоей молитве. Помолись о ней и исцели ее, так как тебе от Господа дарована сия способность исцеления.

Аполлинария же, услышав это, стала плакать и говорила:

– Кто такое я, грешный, что вы приписываете мне власть изгонять бесов?

И, склонившись на колена, умоляла старца такими словами:

– Оставь меня, отец плакать о многочисленных грехах моих; я немощен, и не в силах сделать что-либо в таком деле.

Но Макарий сказал ей:

– Разве другие отцы не творят знамений силою Божьей? И тебе также предоставлено это дело.

Тогда Аполлинария сказала:

– Да будет воля Господня!

И, умилосердившись над бесноватой, взяла ее в свою келью. Узнав в ней свою сестру, преподобная со слезами радости обняла ее и сказала:

– Хорошо, что ты пришла сюда, сестра!

Бог же запретил бесу объявлять об Аполлинарии, которая продолжала скрывать свой пол под видом и именем мужчины, и святая боролась с дьяволом молитвою. Однажды, когда дьявол стал особенно сильно мучить девицу, блаженная Аполлинария, воздев руки к Богу, со слезами молилась о сестре своей. Тогда дьявол, не будучи в состоянии противиться силе молитвы, громко закричал:

– Беда мне! меня гонят отсюда, и я удаляюсь!

И, повергши девицу на землю, вышел из нее. Святая же Аполлинария, взявши с собою выздоровевшую сестру свою, привела ее в церковь, и, припадав к ногам святых отцов, говорила:

– Простите мне, грешному! Я много грешу, живя посреди вас.

Они же, призвав посланных от царя, отдали им исцеленную царскую дочь и отпустили ее с молитвами и благословением к царю. Родители весьма обрадовались, когда увидели свою дочь здоровою, и все вельможи обрадовались счастью царя своего и прославляли Бога за столь великую его милость, ибо видели, что девица стала здорова, прекрасна лицом и тиха. Святая же Аполлинария еще более смиряла себя среди отцов, принимая на себя все новые и новые подвиги.

Потом дьявол снова прибег к хитрости, чтобы огорчить царя и обесчестить его дом, а также обесславить и причинить зло мнимому Дорофею. Он снова вошел в царскую дочь, но не мучил ее как прежде, а дал ей вид зачавшей женщины. Увидев ее в таком положении, родители ее чрезвычайно смутились и стали допрашивать ее, с кем она согрешила, Девица же, будучи чиста телом и душою, отвечала, что она сама не знает, как это с нею случилось. Когда родители побоями стали принуждать ее к тому, чтобы она сказала, с кем пала, дьявол сказал ее устами:

– Тот черноризец в кельи, у которого я жила в скиту, виновен в моем падении.

Царь пришел в сильное раздражение и повелел разрушить тот скит. Царские воеводы пришли с воинами в скит и с гневом требовали выдать им черноризца, оскорбившего так жестоко царскую дочь, а в случае противления угрожали истребить всех скитников. Услышав это, все отцы пришли в чрезвычайное смятение, но блаженный Дорофей, выйдя к слугам царским, сказал:

– Я тот, кого вы ищете; возьмите меня одного, как виновного, а прочих отцов как невинных оставьте в покое.

Отцы, услышав это, огорчились и говорили Дорофею: “и мы пойдем с тобою!” – потому что они не считали его виновным том грехе! Но блаженный Дорофей говорил им:

– Господа мои! вы только молитесь обо мне, я же надеюсь на Бога и на ваши молитвы, и думаю, что скоро благополучно вернусь к вам.

Тогда они повели его всем собором в церковь и, сотворив о нем молитву и поручив его Богу, отдали его посланным от Анфемия; авва Макарий и другие отцы были однако же уверены в том, что Дорофей ни в чем неповинен. Когда Дорофея привели к Анфемию, он упал к его ногам и сказал:

– Умоляю тебя, благочестивый государь, терпеливо и в молчании выслушать то, что я скажу о твоей дочери; но я скажу вам все только наедине. Девица же чиста и не потерпела никакого насилия.

Когда же святая вознамерилась уйти в свое местопребывание, родители стали молить ее о том, чтобы она осталась у них. Но они не могли упросить ее, а притом и не хотели нарушить царское свое слово, данное ей, что отпустят ее на место ее жительства, ранее открытия тайны ее. Итак, они, против собственного желания, отпускали свою любимую дочь, плача и рыдая, но в то же время радуясь в душе такой добродетельной дочери, которая предала себя на служение Богу. Блаженная же Аполлинария просила своих родителей молиться о ней, и они сказали ей:

– Бог, Которому ты уневестила себя, да довершит тебя в страхе и любви к Нему и да покроет тебя Своего милостью; а ты, возлюбленная дочерь, поминай нас в своих святых молитвах.

Ей хотели дать много золота, чтобы она отнесла его в скит на нужды святых отцов, но она не захотела взять его.

– Отцы мои, – говорила она, – не имеют нужды в богатствах сего мира; мы заботимся только о том, чтобы не лишиться благ небесных.

Итак, сотворив молитву и долго проплакав, обнимая и лобзая свою любимую дочь, царь и царица отпустили ее на место ее жительства. Блаженная же радовалась и веселилась о Господе.

Когда же она пришла в скит, отцы и братия возрадовались тому, что брат их Дорофей, вернулся к ним невредим и здрав, и устроили в тот день празднество, в благодарение Господу. Никто так и не узнал, что приключилось с нею у царя, а равно осталось в безвестности и то, что Дорофей женщина. И жила святая Аполлинария, этот мнимый Дорофей, среди братии, как и прежде, пребывая в своей кельи. Чрез некоторое время, провидя свое отшествие к Богу, она сказала авве Макарию:

– Сделай мне милость, отче: когда мне наступит время отойти в иную жизнь, то пусть братия не омывают и не опрастывают моего тела.

Старец, же сказал:

– Как же это возможно?

Когда она преставилась к Господу (10) , братии пришли омыть ее и, увидев, что пред ними женщина, громогласно восклицали:

– Слава Тебе, Христе Боже, имеющий много сокровенных святых у Себя!

Святой же Макарий удивлялся тому, что ему не была открыта эта тайна. Но в сонном видении он увидел одного человека, который говорил ему:

– Не скорби о том, что от тебя была сокрыта эта тайна и тебе подобает быть увенчанным со святыми отцами, жившими в древние времена.

Явившийся сказал при сем о происхождений и жизни блаженной Аполлинарии и назвал ее имя. Воспрянув от сна, старец созвал братию и рассказал им о том, что видел и все дивились и славили Бога, дивного во святых Своих. Украсив тело святой, братия с почетом погребли его на восточной стороне храма, в гробнице святого Макария. От святых мощей сих совершались многие исцеления, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки, аминь.

1 Аркадий, по разделе Римской империи отцом его Феодосием I Великим, царствовал в Восточной Римской империи, или в Византии с 395 – 408 г.

2 Феодосий II-й – сын Аркадия, названный Младшим, в отличие от деда своего Феодосия I Великого; царствовал в Византии с 408-450 г.

3 Гонорий – другой сын Феодосия Великого – получил, при разделе империи, Запад и царствовал с 395-423 г.

4 Анфипат или проконсул (греч. сановник в Византийской империи, занимавший государственную должность правителя отдельной области или провинции.

5 Анфемий – отец Аполлинарии – был проконсулом или анфипатом с 405 г. И пользовался влиянием при дворе, так что по смерти императора Аркадия в 408 г. Брат его Гонорий, император Западной империи, назначил сего Анфемия опекуном к 8-ми летнему сыну Аркадия Феодосию и доверил ему временное правление всей Восточной империей. Поэтому Анфемий в житии называется царем. О нем упоминает блаженный Феодорит, и сохранилось письмо к нему св. Иоанна Златоуста.

6 Аскалон – один из пяти главных филистимских городов в Палестине на берегу Средиземного моря, между Газою и Азотом. Назначенный в уделе колену Иудину и завоеванный им, он, однако, после был независим и, подобно другим филистимским городам был во вражде с Израилем.

7 Здесь разумеется св. великомученик Мина, память коего празднуется 11-го ноября. Мученическая кончина святого Мины последовала в 304 г. и останки его верующими были перенесены в Александрию, где на месте погребения их был воздвигнут Храм; сюда то и стекались многочисленные поклонники, так как по молитвам святого совершалось здесь множество чудес.

8 Проконсул – правитель области.

9 Параманда, иначе называемый аналав, – это принадлежность монашеского одеяния. В древности параманда состояла из двух ремней, надеваемых поверх хитона или рубахи крестообразно на плечи, в знамение поднятия на рамена крестного ига Христова. Иначе параманда устроялся из двойных шерстяных перевязей, спускавшихся с шеи и обнимавших крестообразно плечи под мышками и затем препоясывавших нижнюю одежду. Впоследствии к этим ремням и перевязям стали прикреплять небольшой льняной плат на груди с изображением страданий Христовых, опоясываясь концами ремней или перевязей его крестообразно, на подобие дьяконского ораря. Некоторые из иноков надевали параманду поверх одежды монашеской, иные не только сверх хитона, или рубахи, как носят и теперь, В настоящее же время поверх одежды носят удлиненный параманд или аналав только схимники.

Святые России: Святые Угодники Божии России, житие, иконы, молитвы, акафисты, дни поминовения, чудеса, места почитания.

>Молитва святая аполлинария

Детская православная хрестоматия — Преподобная Аполлинария

Подробности Категория: Библия и библейские истории

День памяти 18 января

Во время малолетства византийского императора Феодосия Младшего опекунство над ним и временное управление всей Восточной империей было вручено одному из важнейших сановников империи, проконсулу Анфемию – мужу мудрому и благочестивому. У Анфемия, который всеми почитался как царь, было две дочери.

Младшая с детских лет страдала беснованием, а старшая, преподобная Аполлинария, много времени проводила в святых церквах и молитвах. Достигнув совершеннолетия, Аполлинария отказывалась выйти замуж и просила у родителей разрешения поклониться святым местам Востока.

Уже во Святой земле, посетив дорогие для каждого христианина места, где жил и страдал Господь Иисус Христос, царская дочь стала отпускать сопровождавших ее рабов.

Прибыв же из Иерусалима в столицу Египта Александрию, она тайно от слуг переоделась в одежду инока и скрылась в одно болотистое место, где несколько лет подвизалась в строгом посте и молитвах.По откровению свыше, она пришла в скит к Макарию Египетскому, назвавшись иноком Дорофеем.

Макарий, который провел в мертвой пустыне шестьдесят лет, принял Аполлинарию в число своей братии. Бог не открыл чудотворцу ее тайны ради того, чтобы впоследствии все получили от того большую пользу. В скиту она вскоре прославилась своей подвижнической жизнью.

Случилось так, что родители Аполлинарии отпустили свою беснующуюся дочь для исцеления к преподобному Макарию, который привел больную к иноку Дорофею (святой Аполлинарии). И по молитве неузнанной великой подвижницы девица получила исцеление.

Но когда она через несколько месяцев вернулась домой, то все увидели у нее большой живот, будто девица ждет ребенка. Это была диавольская проделка. Анфемий с супругой, разгневавшись, послали в скит воинов с требованием выдать виновника оскорбления дочери. Когда святая Аполлинария была доставлена в дом родителей, то открылась им и исцелила сестру. Радость встречи с пропавшей дочерью сменилась печалью: Аполлинария возвратилась в скит, где вскоре мирно скончалась в 470 году. Только тогда открылось, что инок Дорофей был женщиной, подвизавшейся наравне с мужчинами.

Святитель Филипп, митрополит Московский

Дни памяти 22 января и 16 июля Святитель Филипп происходил из семьи бояр Колычевых. Во главе управления Московским государством в те времена стояла Боярская Дума – совет знатных и родовитых людей, близких к царю по заслугам и родству.

За боярами Колычевыми в Думе было не последнее слово. Великий князь Московский Василий III, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора. Но даже искренняя привязанность к нему юного царевича Иоанна, которая предвещала блестящее будущее, не удержала Федора в миру.

С ранних лет полюбил он божественные книги, был кроток, придворной жизни не любил, и до 30-летнего возраста не искал себе жены. Однажды войдя в церковь, услышал он слова Христа Спасителя о том, что никто не может служить двум господам. В сказанном узнал молодой человек свое призвание к монашеству.

Тайно от всех Федор, надев простую одежду, оставил Москву и ушел в далекую Соловецкую обитель на Белом море.

Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет испытания игумен постриг Федора, дав монашеское имя Филипп. Под руководством опытных старцев инок Филипп возрос духовно и через несколько лет, по общему желанию братии, стал соловецким игуменом.

В этом сане святитель Филипп много потрудился для улучшения духовной и материальной жизни северной обители.

На Соловках он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги, воздвиг два величественных собора – Успенский и Преображенский, устроил больницу и скиты для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место. Братию приучил он к трудолюбивой жизни без праздности.

Но в Москве о соловецком отшельнике вспомнил воцарившийся Иоанн Грозный, который надеялся в друге своего отрочества найти верного сподвижника, духовника и советника. Со слезами отказывался игумен Филипп принять митрополичий сан, но царь был непреклонен. Тогда святой согласился стать митрополитом, желая уменьшить ужасы введенной Грозным опричнины.

Но казни, пытки и прочие злодеяния, вредившие и людям, и государству Российскому, продолжались. Митрополит Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его. Убеждения не помогали, и весной 1568 года на богослужении в Успенском соборе святитель Филипп отказался благословить Ивана Грозного и стал открыто порицать беззакония.

Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя.И уже через полгода по решению струсившей Боярской думы святитель был арестован.

Во время службы в Успенский собор ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита церковные облачения и своими метлами вытолкали из храма, посадили на простые дровни и увезли в московский Богоявленский монастырь. В то же время царь казнил многих родственников Филиппа. Голову особенно любимого митрополитом племянника Грозный послал ему в его келью.

Потом по указу царя к нему пустили голодного медведя, но зверь не тронул святителя. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители и рассказывал о нем чудеса. Тогда царь велел перевести опального митрополита в Тверской Отрочь монастырь, где через год он погиб от руки Малюты Скуратова – главный опричник задушил его подушкой.Спустя двадцать лет монахи Соловецкой обители испросили позволения нетленные мощи своего бывшего игумена перенести в свой монастырь. Впоследствии мощи святителя Филиппа были перенесены в Москву и поставлены в Успенском соборе Кремля на том месте, где опричники схватили митрополита-мученика.

Святая мученица Татиана Римская

День памяти 25 января

Святая Татиана родилась в знатной римской семье. Ее отец, тайный христианин, трижды избирался консулом и воспитал дочь в преданности Богу. Став взрослой, Татиана отказалась от супружеской жизни. Ее поставили в диаконисы в одном из римских храмов, и отныне всю свою жизнь она посвятила молитве и милосердию: ухаживала за больными, посещала темницы, помогала бедным.

При императоре Александре Севере снова начались гонения на христиан, кровь новых мучеников полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась – и затряслась земля, идола разнесло на куски, часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников.

Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела все мужественно, молясь за своих мучителей. И открылось им, что четыре ангела окружили святую и отводили от нее удары. Восемь мучителей уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, умоляя простить их. За исповедание себя христианами они были казнены.

Когда стали бритвами резать тело святой, из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, всю ночь она воспевала хвалы Господу, и явившиеся ангелы исцелили раны.

На новый суд она явилась здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Тогда святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва, но зверь стал кротко лизать ее ноги. Язычники остригли ей волосы, думая, что в них – ее волшебная сила, и заперли в храме Зевса.

Но когда через три дня пришли жрецы, готовясь принести жертвы, увидели разбитого идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены, и мужественная страдалица была (в 226 году) усечена мечом месте со своим отцом, открывшим ей истины христианской веры.

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

День памяти 27 января

Святая Нина родилась в Капподакии и была единственной дочерью знатных и благочестивых родителей. В двенадцатилетнем возрасте Нина вместе с родителями пришла в город Иерусалим, чтобы поклониться святыням.

Потрясение от встречи со Святой Землей было настолько сильным, что ее горячо верующий отец решил стать монахом, а мать осталась прислуживать при храме Гроба Господня. Нину отдали на воспитание благочестивой старице Нианфоре. Сердце святой отроковицы пылало любовью ко Христу, претерпевшему для спасения людей крестные страдания и смерть.

Читая Евангельское повествование о том, как воины, распявшие Христа, делили Его одежду и одному из них достался хитон, который соткала Сама Пресвятая Богородица, Нина подумала: не может на земле пропасть такая святыня. От наставницы она узнала, что хитон Господа был отнесен в Иверийскую страну (ныне Грузия) в город Мцхет.

Нина стала горячо молиться Пресвятой Богородице, чтобы увидеть ту страну и найти хитон Господень. И вот Матерь Божия явилась Нине во сне и повелела идти в языческую страну Иверийскую с проповедью Христова учения и вручила Нине крест, сплетенный из виноградной лозы.

Преодолев все трудности неизвестного пути, в Иверии святая Нина нашла пристанище в семье царского садовника. У супругов не было детей, и Нина вымолила им чадо. Вскоре она так прославилась своими чудесами, что многие стали обращаться к ней за помощью.

Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла язычников и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе. Она обратила ко Христу и самого царя Мариана.Святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм.

Ее трудами вера Христова утвердилась и распространилась не только в самой Грузии, но и в прилегающих к ней горных районах. После 35 лет апостольских подвигов святая Нина мирно отошла ко Господу в 335 году.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *